Развитие речи тема все обо мне. Цель и задачи развития речи детей. Развитие речи: типичные ошибки в понимании цели

Все приведенные ниже способы развития подходят для детей которые уже начали говорить отдельные слова (пускай даже на своем "детском" языке - это нормальный этап развития, который проходит большинство детей). Если ваш ребенок пока не спешит разговаривать, возможно вам лучше применять приемы по развитию речи, которые опубликованы здесь. Развитие речи у детей от 2 до 3 лет: 1. Развивать умение отвечать на вопросы взрослого о том, что изображено на картинке (в очень упрощенной форме), о том, что происходит вокруг - дома, на улице. 2. Много общаться с ребенком по поводу всех ситуаций и событий, которые происходят в его жизни (пополнять пассивный словарный запас). 3. Читать книги, стихи (если ребенок не любит чтение - родители могут компенсировать это активным общением в повседневной жизни (об этом предыдущий пункт), рассказывать сказки и петь песенки. 4. После прочтения книг обсуждать с ребенком на самом простом уровне прочитанное. 5. Вместе рассказывать знакомые ребенку сказки («жили были дед… и кто еще жил? правильно! Баба! А кто у них был? Кто говорит ко-ко? Правильно! Молодец! Курочка Ряба!). 6. Разыгрывать с ребенком простые сказки (например, «Теремок» - ребенок может быть мышкой, сидящей в домике и впускающей остальных зверей). По ходу игры побуждать ребенка к тому, чтобы он выполнял различные действия (открывать-закрывать дверь, махать ручкой на приветствие - прощание, говорить простые слова и фразы или звукоподражания («пи-пи!», «ко-ко»). 7. Слушать песенки. 8. Учить прилагательные: часто употреблять их в беседе с ребенком, описывая предметы. Играть в игру «какой?» (задавать вопрос «какой он?» в отношении предметов, которыми интересуется ребенок, отвечать на этот вопрос, побуждать ребенка, чтобы он сам придумывал ответ (если малыш вспомнит хотя бы одно прилагательное, это уже хорошо!). 9. Изучать различные предлоги (около, у, за и т.п.) и наречия, употребляемые для ориентации в пространстве (далеко, близко, выше, ниже, право, лево и т.п.), местоимения (там, тут), слова для сравнения (такой же, другой). 10. При изучении различных лексических тем обращать внимание на то, из каких частей состоят предметы и объекты (например - дом состоит из крыши, окна, дверей и т.п.). Артикуляция. Учиться дуть (задувать свечки, сдувать комочек ваты, дуть на листочки, подвешенные на ниточку, выдувать мыльные пузыри). Этот навык очень индивидуальный, дети его усваивают по-разному, кто-то раньше, кто-то ближе к трем годам. Учиться дуть резко (быстрый выдох) и плавно (медленный выдох) - например, играя в быстрый и медленный ветерок. Строить рожицы у зеркала: показывать язычок, верьтеть им в разные стороны (дотягиваться до носа, тянуть влево, вправо и т.п.) - тоже индивидуальный навык, не у всех в возрасте 2 лет получается (и не все хотят этим заниматься Улыбаюсь). Широко раскрывать рот, постукивать зубами. Учить произносить слова и звукоподражания с разной громкостью, говорить шепотом. Делать пузыри в воде - вдувать воздух в воду через трубочку. Заниматься самой простой артикуляционной гимнастикой - если ребенку интересно, и он хочет.

Составление рассказа на тему: «Что я умею делать»

Цель: продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, развитие монологической речи.

Задачи:

  • Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, развивать умение связно, последовательно составлять рассказ.
  • Развивать творческое воображение и память.
  • Воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарища.
  • Обогащать речь детей наречиями, обозначающими отношение к труду.
  • Продолжать учить работать с мнемотаблицами.

Предварительная работа:

Проведение бесед « Я умею делать», « Я хожу на кружок».

Рисование «Что я умею делать».

Слушание стихов. Стихотворение для мальчика Тимофея «Я умею».

Работа с родителями по изготовлению мнемотаблиц.

Заходят в группу. Поздоровались с взрослыми.

Дети - сидят полукругом игра с мячом.

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, что вы умеете делать и как вы это сделаете? Отвечать нужно полным ответом.

«Как?» лепить - красиво, аккуратно, правильно.

Петь- тихо, громко, плавно, красиво, вместе.

Рисовать- аккуратно, чисто.

Танцевать- медленно, плавно, быстро.

Играть в хоккей- вместе, дружно…

В это время входит Незнайка.

Незнайка- здравствуйте дети!

Воспитатель и Дети - здравствуй

Воспитатель- ребята вы узнали кто это?

Дети- да! Незнайка

Воспитатель -Незнайка а почему ты здесь оказался?

Незнайка - я только что услышал, что вы в беде не кого не бросаете. Мне в школе дали задание составить рассказ «Что я умею делать?», а я не могу сам справиться с этим заданием, т.к.я не умею составлять рассказ.

Воспитатель - поможем Незнайке составит рассказ?

Дети - да!

Воспитатель - у всех людей есть любимое дело и наши дети не исключения, они принесли фотографии чем они любят заниматься

Воспитатель- ребята возьмите свои фотографии и покажите нам.

Дети взяли в руки фотографии, которые лежали под стульчиками.

Незнайка - Катя, ты чем любишь заниматься?

Так же и других детей спрашивает, ответы детей.

Незнайка -здорово! А давайте я попробую составить рассказ о том, что я умею делать.

Дети - давай!

Незнайка - я люблю лепить.

Воспитатель- дети, правильно Незнайка составляет рассказ?

Дети - нет.

Воспитатель - а почему?

Дети- рассказ это несколько предложений связанных между собой по смыслу. У него начало и конец.

Воспитатель к Незнайке -чтобы тебе было легче составить рассказ у меня есть картинки- помощники которые помог нам. Я буду для тебя их вывешивать в правильной последовательности.

Воспитатель- ты сказал что ты любишь лепить. На первой картинке будешь нарисован ты.

Воспитатель - как называется кружок в который ты ходишь?

Незнайка - пластилинография.

Воспитатель - значит на следующей картинке будет написано название кружка. А что тебе нужно для кружка?

Незнайка - пластилин, доска для рисования.

Воспитетель -значит следующие картинки мы подберем с изображением пластилина, и доски для лепки. На третьей картинке предметы которые тебе нужны для лепке. Что или кого получается у тебя лепить лучше всего?

Незнайка- животных и птиц.

Воспитатель - значит четвертая картинка будет с изображением птички. А на последней картинки пускай будет сердечко нарисовано т к ты любишь лепить.

Незнайка - спасибо вам ребята, но я что то немного устал и хочу немножко подвигаться. Подходите ко мне не стесняйтесь, повторяйте за мной.

Мы веселые ребята

Любим бегать и скакать!

А еще мы любим, прыгать и конечно приседать(1,2,3,4,5)

Так же мамам помогаем

Мыть посуду, убирать!

А сегодня будем с вами

Мы рассказы составлять!

Воспитатель к Незнайке - у наших детей на их местах лежат картинки и они могут составить свой рассказ.

Воспитатель - ребята возьмите свои картинки и разложите их перед собой в правильной последовательности. У вас должно быть: начало, середина и конец.

Воспитатель - а теперь проверьте друг у друга правильно ли вы разложили картинки и если нет, то помогите друг другу.

Незнайка или Воспитатель -Захар, составь нам свой рассказ (отвечают 3-4 дет).

Воспитатель к Незнайке - ты теперь понял как нужно составлять рассказ?

Незнайка- да.

Воспитатель - ну тогда попробуй сам составить рассказ.

Незнайка - меня зовут Незнайка. Я хожу на кружок пластилинографика. Для кружка мне нужен пластилин и доска для лепки. Из пластилина я леплю разных птиц и животных. Мне очень нравится лепить!

Воспитатель -Миша, правильно Незнайка составил рассказ?

Миша - да, Незнайка правильно составил рассказ.

Незнайка радостно - спасибо вам ребята! Я побежал в школу, что бы составит свой рассказ учителю! А можно я возьму мнемотаблицы, что бы мне было легче?

Воспитатель- возьми.

Незнайка - до свидания ребята!

Дети - до свидания!

Воспитатель - кто не успел составить и рассказать свой рассказ не переживайте, вы составите его вечером мне и ребятам.

Воспитатель - что вам больше всего понравилось на занятиях?

С чем вам было сложнее справится?

Мы еще будем составлять рассказ?

А как бы вы хотели еще составит свой рассказ?

Ребята вы все умнички, все справились на занятии, а теперь возьмите свои карточки мнемотаблицы и уберите их до вечера в шкафчик, что бы не потерять.

Овладение родным языком - важнейшее приобретение детства.

Куприй Светлана Ивановна, воспитатель 1 категории, МБДОУ г. Шахты Ростовской обл. «Детский сад №70».
Описание: данный материал будет полезен педагогам и заинтересованным родителям.
Цель: активизация заинтересованности взрослых проблемой развития речи дошкольников.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью, посвященную развитию речи дошкольников. По моему глубокому убеждению, полноценное общение - самое главное в развитии ребенка. А полноценным оно, общение, может стать только благодаря речи.

О развитии речи детей.

«Прекрасная сама по себе детская речь
имеет, кроме того, научную ценность,
так как, исследуя ее, мы тем самым
открываем причудливые закономерности
детского мышления».
К. И. Чуковский.

Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников.
Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Наблюдая за детьми, я убеждаюсь в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений. И без нашей помощи, помощи педагогов им не осилить этот путь. Огорчает то, что не все взрослые свободно владеют речью. И если взрослым не можем помочь в силу тех или иных обстоятельств, то правильная, свободная речь детей - наша забота.
Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.
Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.
Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора и педагога Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка.
Мыслитель, гуманист Я. А. Коменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».
Философ, писатель и педагог Ж. Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах задержки речевого развития, и советовал процесс обучения сделать систематическим и последовательным, состоящим из различных упражнений для выработки ясности, четкости и связности речи.
В 19 веке интерес к детской речи усиливается – ее исследуют, изучают, описывают не только известные ученые, но и писатели.
Так, создатель методики начального обучения родному языку К. Д. Ушинский отмечал: дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта. «Родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», - утверждал К. Д. Ушинский.
Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.
Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания. И в то же самое время без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь дошкольника, делает возможным многие собственно человеческие формы поведения. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.
Именно поэтому я считаю, развитие речи детей основой работы воспитателя и стараюсь уделять этому вопросу как можно больше внимания. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность, невозможно. И своей задачей, при развитии речи детей, я считаю – не только и не столько сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но, что гораздо важнее, по моему мнению, использовать речь, как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, восприятия художественных произведений и т. п. Ведь развитие всех форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи. И поэтому я особое внимание в своей работе с детьми уделяю развитию их речи в повседневной жизни, ненавязчиво и без принуждения.
И особое место здесь занимают колыбельные, потешки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки. Это обусловлено возрастными особенностями дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а так же способностью концентрировать внимание лишь на короткое время.
Например, разговаривая с Аннушкой, говорю ей: «У нас есть девочка, волосы у нее светлые, глаза серые, одета в голубое платье, белые гольфы, тапочки». Девочка задумалась, но, заметив мою улыбку, поняла, что речь идет о ней. «А теперь ты загадай мне свою загадку», - предлагаю я. «О чем?» - спрашивает Аннушка. «О чем хочешь», - отвечаю я. Девочка пытается загадать ответную загадку обо мне, но это у нее не получается. Тут ее взгляд падает на мяч, лежащий на полу, и она говорит: «Красный, круглый, большой. Им играют». «Упругий, резиновый, скачет по полу», - добавляю я.
Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. И помочь детям понять смысл, заложенный в загадках, помогают разнообразные игры на описание самых различных предметов, находящихся в помещении и на улице. В этом мне помогают игры «Кто больше назовет», «Кто больше скажет о предмете», «Ч то из чего сделано» и т. п.. Кроме того, вместе с детьми мы придумываем и другие игры, требующие не только назвать предмет, явление, но и как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки.
Чтобы игра была интересней, я наравне с детьми по очереди описываю находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры типа: «Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным» и т. д.
Я использую любые подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с детьми, обогатить их словарь. Например, прогуливаясь в парке, загадываю загадки: «Скатерть бела всю землю одела» или «Без рук, без топоренка построена избенка» . Я стараюсь обратить внимание детей на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносное значение слов, учат образному мышлению. Например, «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице» . Дети, как правило, быстро находят ответ, а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос «Почему?» обычно отвечают: «Потому, что красная». Тогда я вношу сомнение в умы детей: «Клубника тоже красная – значит, это тоже правильный ответ?» - и обращаю их внимание на другие признаки, указанные в загадке. Когда дети поймут, что «сидит в темнице» означает «растет в земле», задаю вопрос: «А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный», - стараясь при этом обратить внимание на то, что «в темнице сидит» именно «она», поэтому предметы мужского рода сразу отпадают. Для меня важно чтобы дети поняли: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обращаю внимание на то, что «она» растет на грядке. «Может это свекла? Ведь она тоже красная», - спрашиваю я, пусть дети порассуждают. Не лишним будет объяснить детям, что словосочетание «красная девица» имеет еще и другое значение – красивая. Так дети учатся думать, строить рассуждения, излагать свои мысли.
А как образен, лаконичен, музыкален, богат разнообразными звуковыми сочетаниями язык пословиц м поговорок : «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Я разучиваю с детьми много потешек, поговорок, скороговорок и при удобном случае использую их в разговоре с детьми.
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано работает речевой аппарат, некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания. Другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому для развития речи и устранения некоторых речевых проблем я активно использую задания, содержащие поговорки и скороговорки.
Незаменимыми для развития речи детей являются, по моему мнению, и считалки, из-за их особых способов рифмовки, а также частого использования в повседневной игровой деятельности. Я знакомлю детей и с литературными и с фольклорными считалками, показываю, как правильно употреблять их в каждодневной деятельности.
Трудно переоценить значение яркого образного языка стихов, сказок, рассказов для развития ребенка. Художественная проза и поэзия пробуждают в ребенке лучшие чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, состояние героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь. Я много читаю детям русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, стихов. Очень нравится детям заучивать стихи о природе.
Дошкольников недаром называют почемучками. Все их вопросы направлены на утоление жажды познания – как можно быстрее обо всем узнать, все постичь. Почему идет дождь, гремит гром, почему не падает солнышко, когда бывает завтра и т. д. и. т. п. Я никогда не отмахиваюсь от детских вопросов, хотя порой на них утомительно отвечать. Но отвечать надо, ведь не удовлетворяя детские «почему», мы глушим любознательность, не даем поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие речи.
Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самое главное, основное средство, по моему мнению – это общение с окружающими людьми. И ее развитие в этот период во многом определяется развитием общения с взрослым. В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, осваивает правила человеческой речи, узнает новые слова и словосочетания.
Я считаю, что речь детей очень зависит от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются. Ведь подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых. А ведь культура речи ребенка, по словам Л. Д. Успенского, «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения».
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Вслушиваясь, как говорят мои воспитанники, я замечаю в их интонациях, словоупотреблении речевые особенности близких им людей. Дети передают жесты, мимику, используют характерные и часто употребляемые близкими людьми обороты речи.
Одним из условий развития правильной речи, по моему мнению, выступает правильная образная речь взрослых, как родителей, так и воспитателей. Наша речь должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, часто употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Поэтому я стараюсь донести до сознания родителей мысль, что чем богаче их лексический запас, тем точнее и выразительнее их речь.
Я всегда советую родителям учить своих детей на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Ведь все это обогащает образную речь детей, приобщает их к национальной культуре.
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
(П. А. Вяземский)

К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают развитие речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, все больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. А ведь художественная литература – это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.
Как жаль, что ушла в прошлое хорошая традиция старых русских интеллигентных семей – коллективное чтение вслух. Ведь именно общие переживания прочитанного объединяли семью, рождали общие интересы, воспитывали любовь к литературе.
Разговаривая с взрослым, дети не прикладывают особых усилий, чтобы их поняли, поддержали или ответили им. Взрослые и так все понимают. А сверстник не будет пытаться угадывать желания и настроения своего товарища, присматриваться, прислушиваться, вспоминать.

Конспект урока чтения и развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Тема урока « Работа над текстом «Песенка обо всем». М. Дружинина».
Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом « Песенка обо всем», который написала М. Дружинина.
Задачи:
1.Образовательные:
продолжать учить читать и слушать текст;
совершенствование умений и навыков выразительного чтения;
совершенствовать умение строить собственное суждение.
2. Коррекционно-развивающие:
Коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса);
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся(уметь выражать свои чувства).
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к чтению;
воспитывать умение слушать учителя.
Оборудование: портрет М. Дружининой, картинки « 5 » и « 2 » ,иллюстрации к новым словам: дождинка, чаинка. Чтение, учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Ильиной С.Ю.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель – взаимное приветствие, подготовка учащихся к работе на уроке.
- Здравствуйте, ребята!
- Послушайте стихотворение:
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
-Согласны ли вы, что книга – верный друг детей? (Да)
- Я вижу, что вы готовы к уроку, можем начинать.
2. Проверка домашнего задания.
Цель – установить осознанность выполнения домашнего задания.
- Начнём с проверки домашнего задания.
- Что вам было задано на сегодня? (Прочитать стихотворение «Мостки» А. Барто)
- О чём говорится в стихотворении? (Мальчик построил мостки, чтобы людям было удобно ходить)
- Вы готовы к выразительному чтению? (Да)
(Чтение детьми стихотворения по цепочке)
- Помогут ли вам люди, если вы будете помогать другим? (Да, помогать нужно всегда)
- Как получились у мальчика мостки? (найдите в тексте и прочитайте)
-Молодцы!
3. Подготовка к новому материалу.
Цель – привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к изучению новой темы.
- Ребята, к нам пришли Пятерка и Двойка.
- Они ищут себе друзей.
- А кого вы выберете в друзья? (Пятерку)
- Но с Пятеркой дружить сложно. Нужно так много знать и уметь!
- Пофантазируйте немного, как вы думаете, что будет, если нашим другом станет Двойка.(Мы ничего не будем знать, не сможем читать книги)
-Правильно!
4. Артикуляционная гимнастика.
Цель – развитие артикуляционного аппарата.
- Покажем Пятерке, как мы умеем делать артикуляционную гимнастику.
Упражнение «Лопаточка-иголочка»
(Язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.Упражнение «Качели»
(Дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.)

5. Сообщения нового материала.
Цель – сообщение темы урока.
- Сегодня мы знакомимся с рассказом, который называется «Песенка обо всем». Написала рассказ Марина Дружинина (учитель показывает учащимся портрет М. Дружининой).
- Марина Дружинина пишет стихи для самых маленьких – занимается непростым делом, за которое так редко берутся современные писатели.
- А наши гости - главные герои рассказа.
6. Работа над темой урока.
Цель – закрепить знания и умения по теме урока.
Словарная работа.
- Ребята, как Вы понимаете слово «чаинка», «дождинка»? (варианты ответов детей)
- ЧАИНКА – это кусочек высушенного чайного листка.
- ДОЖДИНКА – одна маленькая капелька дождя.
- Много чаинок – чай.
-Какой бывает чай? (черный, зеленый).
- Много дождинок – дождь.
- Какой бывает дождь? (Сильный, слепой, теплый).
- Молодцы! Пятерке понравились ваши ответы.
Знакомство с новым произведением.
а) Чтение произведения «Песенка обо всем» учителем.
б) Чтение произведения учащимися.
- Я буду называть ученика, который будет читать, а остальные должны будут внимательно следить.
Анализ прочитанного произведения.
- Какую песенку напевала мама? (Любимую)
- О чем песенка? (Обо всем: снежинке, дождинке)
- Какие слова для этой песенки придумал Вовка? (Найдите в тексте эти слова и прочитайте вслух).
- Найдите в тексте и прочитайте, что сказал папа?
- Как вы думаете, прав ли папа? (Прав)
- Вы узнали наших гостей в рассказе «Песенка обо всем»? (Узнали)
7.Физминутка.
"Улыбнитесь"
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
8. Дидактические упражнения.
- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем:
«Продолжи» (Я буду читать вам начало предложения, вы должны найти его и дочитать до конца).
«Исправь ошибки» (Я буду читать и делать ошибки, а вы должны исправить мои ошибки).
9. Физминутка для глаз.
Мы с вами много читали и наши глазки немножко устали. Давайте дадим им отдохнуть и сделаем для них гимнастику.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
10. Итог урока.
Цель – сделать вывод, подвести итог, как класс работал на уроке.
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Про кого этот рассказ? (Про Вовку)
- О чем задумается Вовка? (Надо учиться хорошо)
- Кто из гостей будет нашим другом? (Пятерка)
- Молодцы!
11. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Перед вами смайлики, поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
12. Домашнее задание.
Откройте свои дневники и запишите домашнее задание стр. 22 (прочитать и ответить на вопросы).
Чаинка

Краткосрочный план урока

Сквозная тема:

Все обо мне

Школа:

Дата: «____»____________20___г.

ФИО учителя: Любовь Клименко

Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих :

отсутствующих :

Подраздел:

Понимание основных единиц речи (текст, предложение, слово)

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): 1.1.1.1* понимают, что такое речь, текст, предложение, слово

1.3.3.1 *составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя)

Цели урока:

Все учащиеся смогут: понимают, что такое речь, текст, предложение, слово

Большинство учащихся смогут: читать схемы слов/предложений

Некоторые учащиеся смогут: составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя)

Критерии успеха

В результате обсуждения учащиеся обмениваются информацией о своих домах, вещах. Учитель предоставляет обучающимся возможность задавать вопросы по теме и отвечать на них во время работы в парах и группах, после чего идет работа по созданию совместных стихотворений и нехудожественных текстов.

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни

Межпредметные

связи

Дает возможность учащимся получить больше информации друг о друге. Раздел связан с личным и социальным образованием, а

также с гуманитарными науками («Познание мира»). На протяжении всего раздела будут изучаться понятия: речь, предложение, слово, слог, звук, буква. Учителя должны подобрать подходящие рассказы, стихотворения, рифмовки и вовлечь учащихся в разные виды деятельности.

Навыки

использования

ИКТ

С английской фонетической программой под названием «Буквы и

звуки», а также с играми и развивающими заданиями можете ucation . gov . uk / publications / st andard / publica

tiondetail / page 1/ DFES -00281-2007 Волина В. «Занимательное азбуковедение », Москва, Просвещение, 1991 irint.ru/books/ 2006-+65/, «Как научить детей читать?».

Предварительные

знания

Учащиеся могут знать некоторые рассказы, популярные детские стихотворения, чтобы рассказать о любимых произведениях.

Этапы урока

Содержание

Ресурсы

Начало урока

Урок начинается просмотром видео «День знаний. Пора в школу!»

Кто идёт в школу? (Лисичка, Волк, Мышка и Котик)

На какие вопросы они хотят найти ответы? (Что? Как? Почему?)

Какой сегодня день? (1 сентября – День знаний)

Игра «Давайте знакомиться!» К Г

Игра проводится в группах. Дети встают в круг. Каждый берет в руки любой предмет со стола (предметы относящиеся к школе). Дети по очереди говорят: «Меня зовут Айжан. У меня есть книга». Следующий ученик называет всех предыдущих учеников и только потом себя: «У Айжан книга. У Санжара ручка. У Алихана калькулятор. Меня зовут Айбек. У меня есть мел».

Критерии успеха

Отвечают на вопросы учителя.

Середина урока

Знакомство с учебником, условными знаками. К

Учитель акцентирует внимание детей на словах переплет, страницы, иллюстрации, соотнося их с элементами книги.

Учитель предлагает отгадать загадку и узнать, как называется первый школьный учебник.

Я все знаю, всех учу,

Но я сам всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться. (Обучение грамоте).

Развитие связной речи.

У нас в стране и в других странах живет много разных народов и каждый говорит на своем языке. Писать и читать учатся дети везде по специальному учебнику. Наша учебная книга называется «Обучение грамоте». С нее начинается овладение грамотой.

Учитель предлагает ученикам отгадать еще одну загадку о предмете, который

будет помогать нам содержать учебник аккуратным.

Я нужна вам для порядка,

Зря страницы не листай,

Там, где я, вот там читай?(За кладка)

Чтение учителем вступительной статьи «Дорогой друг!».

Работа по учебнику.

Задание № 1П

Учитель предлагает рассмотреть картинку в учебнике. Читающие дети читают, как знакомятся Дамир и Сауле. Учащимся предлагается тоже познакомиться, назвать свое имя, спросить имя своего соседа. Дети отвечают на вопрос «Зачем надо знакомиться?»

Работа в прописи. К

Знакомство с прописью №1.

Элементы прописи (обложка, титульный лист). Первые учебные принадлежности для письма. Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме. Правила посадки при письме для правшей и левшей.

Задание № 1.

Заполнение анкет. Выбирают:

я - мальчик, ученик, закрашивает букву - слово Я синим цветом, я - девочка, ученица, закрашивает букву - слово Я красным цветом. Вписывают под руководством учителя свое имя, возраст, класс.

Работа по учебнику.

Задание № 2. К

Дети под руководством учителя рассказывают, что происходит в классе, обращая внимание на иллюстрацию в учебнике. Рассказывают, какие имена детей запомнили. Сколько девочек и мальчиков в классе?

Задание № 3. П

Игра «Собери портфель».

Дети делят предметы на группы. Называют одним словом. Объясняют, для чего каждая группа предметов предназначена, и выбирают те, с которыми они ходят в школу.

Задание № 4. П

Образовав пары, дети рассказывают о своем первом дне в школе.

Работа в прописи.

Задание № 2. Учитель знакомит детей с видами штриховки и предлагает заштриховать девочку или мальчика цветными карандашами по своему желанию штриховкой в любом из данных направлений.

Критерии успеха

Учитель подводит детей к мысли, что учеба - это труд, который требует собранности, ответственности и трудолюбия.

Конец урока

Развитие речи.

Ребята, а как называется место, где находится ваш дом, ваша школа, живут ваши родители? (Родина)

Наша Родина – Республика Казахстан. И, как у каждого государства, у нее есть свои символы.

Учитель предлагает детям обратить внимание на герб и флаг. Сообщает, что каждое государство имеет свой гимн, герб и флаг. Предлагает вспомнить, что такое гимн (это главная песня страны, ее исполняют и слушают стоя).

Учитель обращает внимание учеников на герб РК. Герб и флаг есть у каждого государства. В флаге и гербе зашифрована очень полезная информация о нашей стране. В герб Казахстана включено изображение шанырака. У казахов есть высказывание «Пусть будет высоким твой шанырак, широкими твои стены и прочной основа твоего дома». Именно это мирное пожелание положено в основу герба. У каждого человека есть своя путеводная звезда, такая звезда должна быть и у государства. Звезда на гербе Казахстана – путеводная для каждого ее гражданина. Еще на гербе изображены небесные кони – тулпары. У коней много заслуг перед человеком. Конь в степи – первый помощник и друг.

Затем учащимся предлагается обратить внимание на флаг.

Какого цвета флаг нашего государства?

Что изображено на нем?

Как вы думаете, почему?

Учитель предлагает информацию о флаге. По флагу, который держит чел овек, можно узнать, кто он и жителем какого государства является. Например, красный флаг – это знак отваги, черный – знак печали, а белый – знак смирения. Почему флаг нашего государства голубой, а не зеленый, или, например, желтый? Ведь Казахстан – это страна зеленых степей и желтых пустынь! Синий – это цвет воды. Без воды нет жизни на земле. А еще это цвет неба! Небо – как крыша дома, под которой живут миллионы людей. Оно одно на всех. Солнце – дает жизнь всему на земле. А его лучи похожи на капельки воды или зерна. Хлеб – это богатство. Есть хлеб – значит, будут сыты жители страны.

А по национальному орнаменту «кошкармуйиз» («бараньи рога») сразу можно догадаться, что это флаг Казахстана.

А какая птица изображена на флаге? (Беркут) Как вы думаете, почему именно эту птицу поместили на флаге?

Во-первых, степной орел – одна из самых больших птиц на свете. Размах ее крыльев достигает 3 метров. Во-вторых, эта птица очень сильная, мужественная и выносливая. В-третьих, беркут всегда защищает своих птенцов, и, в-четвертых, он считается очень мудрым: летает высоко и видит больше всех.

Итог урока. Рефлексия.

    Для чего люди знакомятся?

    Как называется ваша первая учебная книга? (...)

    Чему она будет вас учить?

    Какие правила обращения с книгой вы сегодня узнали? (Использование закладки)

Если ребенок понял тему и способен применить знания и умения, он дорисовывает смайлику в прописи

улыбку, если цель достигнута частично - прямой ротик, если цель не достигнута - грустный ротик.

На шкале трудности

Дети закрашивают количество кружков, соответствующих сложности материала на уроке.

Критерии успеха

Критерий оценивания: Обучающийся

-различает текст, предложение, слово.

- составляет два предложения, соответствующие схемам и

картинкам;

- определяет количество слов в предложениях;

- называет особенности текста.

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Перечислить школьные принадлежности (аукцион слов).

Педагог проводит беседу, задает вопросы, более сложные - ученикам с высоким уровнем мотивации.

Оказывает необходимую помощь в процессе индивидуальной работы в прописи.

Наблюдая за работой учащихся в группе, их самостоятельной работой. Задавая вопросы по ходу урока. Просматривая работы учащихся в тетради (задания).

Задавая вопросы во время просмотра презентации.

Анализируя результаты ученической рефлексии.

Ступеньки успеха.Смайлики. Шкала трудности.

Динамическая пауза.

(Под музыку дети повторяют слова и выполняют движения.)

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх, руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И, конечно, улыбнулись.

А потом мы умывались.

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь.

В школу, к знаниям стремясь.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки.Повторяют упражнение несколько раз.)