Работа сержантов по наведению и поддержанию уставного порядка. Роль и задачи сержантов в обучении и воспитании советских воинов Содержание работы младших командиров по воспитанию воинов

Упражнение 40. Преодоление единой полосы препятствий в составе подразделения.

Выполняется в составе подразделений с личным оружием и противогазом. Форма одежды - № 4. Дистанция - 400 м. Исходное положение - стоя перед траншеей, оружие в руке; перепрыгнуть через траншею и пробежать 100 м по дорожке по направлению к линии начала полосы, обогнуть флажок, взять ящики массой 24 кг (количество ящиков - на один меньше числа военнослужащих); соскочить в ров, пробежать по дну и выскочить из него; преодолеть лабиринт под поперечными балками, перелезть через забор; влезть по вертикальной лестнице на второй (изогнутый) отрезок разрушенного моста, пробежать по балкам, перепрыгнув через разрыв, и соскочить на землю с конца последнего отрезка балки; преодолеть три ступени разрушенной лестницы с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями, под четвертой пробежать, пролезть в пролом стенки, соскочить в траншею и пройти по ходу сообщения до колодца; выскочить из колодца и перелезть через стенку; пробежать под четвертой и третьей ступенями лестницы, преодолеть вторую и первую ступени с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями; перелезть через забор; соскочить в ров, пробежать по дну и выскочить из него, пробежать 20 м, положить ящики и обогнуть флажок, пробежать 100 м по дорожке в обратном направлении.

Упражнение 41. Бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения.

Выполняется в составе экипажа, расчета, отделения, взвода с личным оружием и противогазом. При выполнении упражнения разрешается взаимопомощь без передачи оружия, противогаза и других предметов экипировки. Время определяется по последнему военнослужащему. Дистанция - 1100 и 3100 м. Форма одежды - № 4.

Пробежать 1 или 3 км. Преодолеть полосу препятствий: преодолеть ров; пробежать по проходам лабиринта; перелезть через забор; преодолеть разрушенную лестницу, наступая на три ступени; соскочить на землю, под четвертой ступенью пробежать; преодолеть стенку; перепрыгнуть через траншею.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, важнейшим требованием при организации ремонта машин в боевых условиях является обеспечение восстановления максимального количества машин в сжатые сроки (восстановление подвижности войск), что имеет первостепенное значение для поддержания боеспособности частей и подразделений. Это главная задача офицера автомобильной службы.

Тема 8. Содержание работы младших командиров по воспитанию воинов в духе высокой бдительности и боевой готовности.

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные направления, формы и методы работы сержантов по повышению бдительности и боевой готовности подразделений.

Воспитание личного состава в духе высокой бдительности и боевой готовности занимает особое место во всей системе подготовки войск и сип флота. Это предопределено самим назначением Вооруженных Сил РФ, призванных надежно оберегать мирный. труд народа и безопасность Родины.

Правительство РФ делает все необходимое для того, чтобы Вооруженные Силы надежно обеспечивали безопасность нашей страны. Постоянное внимание правительства к повышению боеготовности Вооруженных Сил вполне закономерно. Это особенно важно в нынешних условиях, когда все более опасный характер приобретает агрессивная политика США и тех, кто следует в ее кильватере. Вопреки существующим ныне объективным реальностям, а в конечном счете и вопреки вообще здравому смыслу, Вашингтон по прежнему делает все, чтобы превзойти в военном отношении РФ и тем самым развязать себе руки в завоевании мирового господства.

Таким образом, высокая боевая готовность армии и флота - объективная необходимость, обусловленная тем, что угроза войны, угроза агрессии со стороны США и стран блока НАТО - суровая реальность наших дней. Это требует от российских воинов удвоенной, утроенной бдительности, неустанной повседневной работы над укреплением обороны страны, повышением боевой мощи и боевой готовности армии и флота.

Высокая боевая готовность Вооруженных Сил РФ и армий стран ЕВРАЗЕС - могучий фактор, сдерживающий стремления империалистов применить военную силу против РФ, важное условие сохранения мира во всем мире. В то же время наша высокая боевая готовность - гарантия немедленного отражения агрессии, решительного разгрома противника в случае развязывания им войны.

Высокая боевая готовность достигается комплексом различных мер и усилий, в числе которых важнейшее значение имеют: отличные морально-политические, боевые и психологические качества воинов; надежная, хорошо развитая материально-техническая основа армии и флота; мастерское впадение воинами техникой и оружием; всесторонняя полевая, воздушная и морская выучка личного состава войск, авиации и флота, овладение воинами искусством ведения современного боя; должный уровень развития российской военной науки и эффективное ее использование; способность командных кадров и штабов твердо управлять войсками; высокая организованность и крепкая воинская дисциплина; умение командиров и офицеров-вопитателей мобилизовать весь личный состав на выполнение самых сложных учебно-боевых задач и др.

Правительство РФ рассматривает все слагаемые боевой готовности в комплексе. Через призму боевой готовности оценивается и боевая учеба, и несение боевого дежурства, внутренней и караульной служб, поведение личного состава в строю и вне строя - словом, вся деятельность воинов. Для каждого из них постоянная высокая боевая готовность - естественное состояние, важнейший атрибут воинской службы. Быть постоянно собранным, готовым в кратчайший срок к решению боевой задачи независимо от того, какими бы делами ни занимался, где бы ни находился, - непременное условие выполнения воином своего долга.

В поддержании высокой боевой готовности особое значение имеет фактор времени. Это обусловлено современными вызовами в сфере геополитики, особенностями оружия и характером современной войны в целом. Огромные скорости полета ракет и самолетов требуют приведения войск в готовность к действию буквально в считанные минуты. Только при этом условии можно обеспечить эффективное отражение или срыв внезапных ударов агрессора , успешное выполнение боевых задач, особенно ракетными войсками, средствами противовоздушной обороны, авиацией, которые счет времени ведут на секунды. Вот почему ныне так остро стоит вопрос о высокой постоянной боевой готовности гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.

Все это предполагает перестройку сознания людей, призванных в Вооруженные Силы, а следовательно, должно получать самое широкое отражение в содержании боевого обучения, политического и воинского воспитания, в морально-политической и психологической подготовке вооруженных защитников России.

Важнейшим слагаемым боевой готовности является степень оснащенности Вооруженных Сил, совершенствование их материально-технической базы. Прочной основой дальнейшего укрепления обороноспособности пашей страны служат научно-технический потенциал РФ.

Однако техническая оснащенность войск, какой бы высокой она ни была, сама по себе не обеспечивает победы над сильным и коварным противником. Для этого важно, чтобы личный состав умел с глубоким знанием дела применять грозную боевую технику и оружие. А потому одна из ответственных задач повышения боевой готовности наших Вооруженных Сил состоит в том, чтобы научить воинов в совершенстве владеть вверенными им оружием и боевой техникой,

Тема: Методы и формы работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов.

Процесс перехода на контрактный способ комплектования Вооруженных Сил РФ обусловил появление новых факторов и проблем. Речь идет об условиях прохождения контрактной службы: строгом соблюдении регламента служебного времени; взаимоотношений между военнослужащими контрактной службы и офицерским составом; организации отдыха и досуга; праве на свободу передвижения др. Возникла необходимость пересмотра системы воспитания и обучения контрактников, ее содержательной стороны из-за качественного изменения состава военнослужащих.

Таким образом, речь идет о необходимости реализации в педагогической практике офицеров индивидуального и дифференцированного подходов. Они предполагают глубокое и всестороннее знание своих подчиненных как индивидуально, так и по группам, их морально-психологического состояния в конкретной обстановке. Это дает руководителю возможность правильно выбрать и определить общую линию организации воздействия на личный состав, найти наиболее приемлемые методы, средства, формы влияния на сознание и деятельность военнослужащих.

Подготовка военнослужащих высокой квалификации предполагает не только формирование соответствующего уровня профессиональной компетентности и психологической устойчивости, но и одновременно обеспечение надлежащего уровня сформированных качеств личности, достижению которых способствует профессиональное воспитание.

Профессиональное воспитание в широком смысле – это воспитание военного человека вообще, формирование и развитие у него комплекса качеств, необходимых гражданину государства и военнослужащему. В узком смысле – процесс формирования и развития у военнослужащих качеств, установок, привычек поведения, которые способствуют успешному выполнению должностных обязанностей.

В ВС РФ воспитание и обучение контрактников должны основываться на идее профессионализма. Ее переделяют:

Корпоративность, уважение и подчинение командирам;

Стремление каждого в совершенстве овладеть специальностью;

Повышенное чувство гордости за защиту Родины;

Необходимость учиться на исторических примерах;

Культ профессионального бойца, всегда готового встать на защиту Российской Федерации.

В содержательно плане воспитание военнослужащих конкретной службы целесообразно рассматривать как планомерное и целенаправленное воздействие на военнослужащих, коллектив или отдельные социально-психологические процессы с целью формирования и развития у военнослужащих устойчивых качеств и установок, обеспечивающих качественное выполнение должностных обязанностей в условиях исполнения обязанностей военной службы.

К ключевым положениям воспитательного процесса относиться: субъекты и объекты воспитания, функции, принципы, методы, средства, формы воспитательной работы.

Субъектами воспитания являются государств; органы местного самоуправления; электронные и печатные СМИ; семья и близкие родственники контрактников; командиры, органы военного управления, кадровые по работе с личным составом; профессиональные коллективы ВС РФ; общественные организации.

Объектами воспитания являются в данном случае сержанты и рядовые, проходящие службу по контракту, воинские коллективы ВС РФ.

Функции воспитания : формирующее- развивающая, профилактическая, мобилизации на выполнение конкретных задач, перевоспитания, побуждения к самовоспитанию.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, которые служат руководящими нормами для воспитания. Они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса.

К ним относятся: комплексность, адекватность, оптимальность, индивидуальность и дифференцированность, последовательность.

На основе принципов, с учетом целей и задач в конкретной ситуации происходят оптимальный выбор и использование методов, средств и форм воспитания и обучения.

Метод воспитания – определенный способ педагогического воздействия на военнослужащих и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. В практической деятельности используются следующие основные группы методов:

- методы изучения: наблюдение, анализ результатов служебной деятельности, биографический метод, диалогические техники, опрос, анкетирование, тестирование, обобщение независимых характеристик и др.

- методы воспитательного воздействия : убеждение, пример, оценка деятельности, поощрение, критика, порицание;

- методы профилактики и самосовершенствования : переучивание, реконструкция характера, разрыв нежелательных контактов, использование различных санкций, критика и самокритика.

Основу любого метода наряду с приемами составляют и средства воспитания. Средства воспитания - это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, с другой – совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются при проведении различных воспитательных мероприятий, к которым относятся: моральное и материальное стимулирование; наглядные и технические средства воспитания и обучения; информационные средства воспитания и обучения.

В реализации задач воспитания контрактников творчески применяются разнообразные формы. Формы воспитательной работы – это определенное сочетание способа организации взаимодействия субъекта и объекта воспитания, метода и применяемых средств для достижения конкретной воспитательной цели.

Выбор методов и форм воспитательной работы в каждом конкретном случае определяется субъектами воспитания исходя из индивидуально-психологических особенностей военнослужащих-контрактников, морально-психологического климата в коллективах, а также задач, решаемых в процессе служебной деятельности, имеющихся возможностей.

В воинской части общее руководство работой с личным составом осуществляет командир. Заместитель командира по работе с личным составом организует эту работы и несет ответственность за ее состояние.

Контрольно-методические функции и проведение данной работы возлагаются на органы по работе с личным составом.

Непосредственная организация и проведение работы с военнослужащими подразделений возлагаются на их командиров и заместителей по работе с личным составом.

Организация работы с личным составом в воинской части включает в себя; всестороннее изучение объекта воздействия; уяснение целей и задач предстоящей работы; планирование; постановку задач и координацию деятельности; определение оптимальных средств, методов и форм достижения цели; контроль и коррекцию; закрепление положительного опыта; оценку результатов деятельности; материально-техническое обеспечение.

Главными критериями оценки состояния работы с личным составом являются результаты служебной деятельности, уровень воинской дисциплины и законности в подразделениях.

В пане работы с личным составом целесообразно предусматривать проведение мероприятий по следующим основным направлениям: организационно-методическое обеспечение; информационно-воспитательная работа; социальная работа; культурно-досуговая работа; изучение организации воспитательной работы, морально-психологического климата в подразделениях, морально-психологического состояния личного состава; организация обучения должностных лиц, отвечающих за организацию воспитательной работы, оказание помощи в ее организации; взаимодействие с общественными организациями в сфере воспитания и социальной поддержки военнослужащих, ветеранов и членов их семей; психологическое обеспечение.

Таким образом, работа с военнослужащими контрактной службы - составная часть системы управления кадровыми ресурсами и включает в себя комплекс организационных, информационно-воспитательных, психологических и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной работы с целью формирования и развития к у контрактников устойчивых качеств и установок, обеспечивающих качественное выполнение должностных обязанностей. Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по задачам, принципам, методам, средствам и формам.

Выбор методов, средств и форм работы с личным составом определяется с учетом: индивидуально- психологических особенностей военнослужащих, их образовательного и культурного уровня; степени сформированности у них профессионально важных качеств; морально-психологического состояния контрактников и коллективов подразделений; режима службы и отдыха, а также порядка размещения подразделений, военнослужащих и членов их семей.

В ходе лекций целесообразно остановиться на статистических и качественных характеристиках военнослужащих- контрактников воинской чат и; возраст, пол, образование, национальность, отношение к религии и т.д. Используя военно-педагогическую литературу, руководитель занятия кратко характеризует биофизиологические, гендерные, национально-психологические, ценностно-мотивационнные особенности контрактников воинской части, их специфику, обусловленную отношением к религии, а также особенностями правого положения.

Существуют различные подходы к классификации форм работы с личным составом. В ходе работы с контрактниками используются следующие группы форм: 1) информационно-воспитательного воздействия; 2) воздействия, опирающиеся на элементы организационной культуры; 3) организационно-управленческого воздействия;4) психологического обеспечения.

Ключевое место в работе с контрактниками занимает информационно-воспитательное воздействие на военнослужащих. Информационно-воспитательное воздействие представляет собой комплекс целенаправленных информационных мероприятий воспитательного характера, направленных на повышение уровня информационности военнослужащих, развитие у них высоких профессиональных, боевых, социальных, духовных психологических и физических качеств, обеспечивающих морально-психологическую готовность к выполнению задач служебной деятельности.

К числу наиболее приемлемых форм информационно-воспитательного воздействия на контрактников целесообразно отнести следующие.

Индивидуально-воспитательная работа – это систематическое и целенаправленное индивидуальное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей условий службы, быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению служебных обязанностей.

Занятия в системе профессиональной учебы по разъяснению принципов служебного поведения и норм профессиональной этики, по социально-политической, правовой, психолого-педагогической и другой тематике.

Общественно-государственная подготовка – это комплекс плановых занятий в системе профессиональной учебы военнослужащих и одновременно учебно-воспитательных мероприятий по формированию у контрактников мировоззрения, конечно, и установок, обеспечивающих их активную и успешную служебную деятельность на порученном участке деятельности.

Информирование – проводится по общественно-политическим, экономическим и социально значимым вопросам. Информирование – это целенаправленная деятельность должностных лиц и органов военного управления по своевременному обеспечению контрактников информацией, по своему содержанию и объему достаточной для успешного выполнения служебных задач и поддержания их морально-психологического состояния на оптимальном уровне.

Доведение и разъяснение правовых норм, устанавливающих ответственность за противоправные деяния, проводится в форме дня правовых знаний, правового информирования, правового лектория.

Использование возможностей средств массовой информации и культуры: телевидения, радио, электронных и печатных СМИ, литературно-художественных произведений.

Необходимо отдавать приоритет активным формам воздействия на личный состав, проходящий службу по контракту на должностях солдат, матросов. К ним относятся: дни правовых знаний с участием сотрудников военной прокуратуры и военных судов; общие собрания военнослужащих; вечера вопросов и ответов с участием командования частей и подразделений, встречи военнослужащих и членов их семей ветеранами, представителями органов государственной, исполнительной и законодательной власти субъектов России.

Важной формой информационно-воспитательного воздействия является информирование о наиболее важных событиях в Вооруженных силах, в обществе и мире. Основной упор делается на доведение и разъяснение изменений в нормативной правовой базе по вопросам прохождения военной службы, освещение наиболее значимых событий в войсках, общественной и международной жизни. Оперативное информирование об изменениях в военно-политической обстановке, изменения в нормативной базе и т.п. целесообразно проводить в течении 5-10 мин. При инструктажах нарядов, обращая внимание на источники, в которых данная информация излагается более подробно.

В информировании контрактников подразделения надо активно использовать СМИ, как печатные так электронные. С этой целью целесообразно организовать коллективную подписку на газеты и журналы, преимущественно военные издания. В каждом подразделении иметь подшивки газет и журналов в доступных местах.

Технические средства информирования. Они могут выступать самостоятельной силой информационной работы или являются вспомогательными средствами, позволяющими делать информационно-воспитательную деятельность более яркой, доказательной, эмоциональной и запоминающейся. В каждом подразделении в местах отдыха должны находиться телевизоры и функционировать точка радиотрансляции, настроенная на центральные каналы. Это вызвано тем. Что контрактник проводить более 70% суточного времени, и он должен быть информирован о том, что происходит в мире, в регионе.

Наглядные средства информации. Различные ее формы позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию определенного отношения военнослужащих к успехам и проступкам сослуживцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувства подчиненных, укрепления правопорядка и воинской дисциплины. Основное требование к использованию указанных форм – они должны доводиться до всех военнослужащих актуальную и полезную в повседневной служебной деятельности информацию и отражать жизнь подразделения.

В подразделении важно иметь стенд оперативной информации. На нем размещаются информационные материалы из газет, журналов, выдержки из указаний командования, объявления, перечень тем по ОГП контрольные вопросы.

В работе с контрактниками также применяются формы воздействия, опирающиеся на элементы организационной культуры.

Под организационной культурой военной организации следует понимать совокупность духовных ценностей, социальных и мировоззренческих установок, норм профессиональной этики, разделяемых военнослужащими, а также характерных традиций, ритуалов и символики.

К числу форм воздействия, опирающихся на элементы организационной культуры, относятся:

Информационно-пропагандистские акции, торжественные мероприятия в связи с государственными праздниками, Днями воинской славы России, памятными и знаменательными датами в истории российского государства.

Ритуалы. Связанные с важными событиями в истории ВС РФ, воинских частей и жизни военнослужащих.

Организация института наставничества.

Создание и поддержание в надлежащем состоянии историко-демонстрационных залов воинских частей, комнат боевой Славы, музеев, памятно-мемориальных мест, опубликование Книг Памяти погибших военнослужащих, сборников воспоминаний ветеранов.

Использование потенциала офицерских собраний и ветеранских организаций.

Оказание мер социальной поддержки отдельным категориям военнослужащих и членам их семей при исполнении обязанностей военной службы; военнослужащих, получившие ранения, увечья, тяжелые заболевания при исполнении обязанностей военной службы; военнослужащие. Имеющие неполные и многодетные семьи, членов семей с тяжелыми заболеваниями, ветеранам воинских частей.

Увековечение памяти военнослужащих. Погибших при исполнении служебного долга, поддержание в надлежащем состоянии мест их захоронений

Выпуск юбилейных знаков, вымпелов и другой сувенирной продукции с символикой ВС РФ, видов войск, воинских частей;

Проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В интересах воспитательного воздействия на военнослужащих контрактников целесообразно использовать воинские ритуалы.

В воинских частях используются общие для всех воинских коллективов ритуалы, установленные общевоинскими уставами ВСРФ.

Наряду с этим проводится ряд ритуалов, обусловленных спецификой служебной деятельности видов ВС и родов войск, отдельных соединений и воинских частей, руководитель занятия может остановиться более подробной на ритуалах, проводимых в конкретной воинской части.

Нельзя также недооценивать досуговую работу. Досуговая работа - это система деятельности командиров, штабов, органов по работе с личным составом, других должностных лиц по созданию благоприятных условий для полноценного отдыха военнослужащих по воспитанию их в духе верности и воинскому долгу.

Организуя досуговую работу необходимо учитывать регламент служебного времени контрактников, принцип добровольности оповещения и участия в досуговых и культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятиях. При их организации и проведении следует ориентироваться на потребности и запросы военнослужащих, предоставлять возможность для полноценного проведения досуга в рамках личных интересов и потребности государства.

К формам организационно-управленческого воздействия относиться: контроль и оценка практической деятельности, уровня профессионализма контрактников при исполнении служебных задач, аттестация и квалификационные испытания военнослужащих; консультирование; плановые персональные собеседования и др.

Следует подчеркнуть, что при организации работы с военнослужащими контрактной службы необходимо дифференцировать мероприятия, проводимые в служебное и во внеслужебное время. Мероприятия, проводимые, в служебное время носят обязательный характер для всех военнослужащих. К ним относятся общественно-государственная подготовка; информирование; общее собрание военнослужащих подразделения по подведению итогов службы, боевой подготовки и воинской дисциплины; день правовых знаний; вечер вопросов и ответов; торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам и знаменательным событиям в истории страны ВС РФ, части, подразделения и т.д.

Эти и некоторые другие формы работы необходимо планировать в часы, предусмотренные регламентом служебного времени.

Посещение мероприятий во вне служебное время является добровольным. Согласно законодательству это время военнослужащие имеют право использовать по своему усмотрению. В значительной мере мероприятия должны носить досуговый характер. Они должны в наибольшей мере учитывать интересы и запросы и быть привлекательными для них.

Должностные лица подразделений должны отдавать себе отчет в том, что от организации повседневной деятельности подразделений, профессиональной и методической подготовки, требовательности офицеров зависит, какими качествами будет обладать контрактник. Будет ли он соответствовать предъявляемым к нему требованиям, либо он привнесет в воинский коллектив собственные правила и нормы поведения. Необходимо понимать, что организация повседневной служебной деятельности одновременно и воспитывает, и обучает каждого военнослужащего- контрактника, т.е. происходит непосредственное и опосредованное профессиональное формирование и развитие.

Таким образом, практическая деятельность руководителя должна сосредоточиться на создании комфортных условий для профессиональной повседневной деятельности военнослужащего-контрактника: четкий регламент, рациональная организация труда, своевременное и полное материально-техническое обеспечение, постановок конкретных выполнимых задач, оказание им помощи, самое главное контроль.

Опыт показывает, что добиться необходимого уровня служебно-боевой деятельности частей и подразделений только лишь совершенствованием вооружения, технических средств и способ несения службы, ведения боевых действий невозможно. Важнейшим звеном являются люди, т.е. сержантский и рядовой состав контрактной службы, их высокий боевой, профессиональный дух и моральная сила, которые сразу не возникают, а представляют собой результат сознательного систематического воздействия с целью формирования у них государственного патриотического сознания, чувства любви и верности Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям.

Необходимо отказаться от стереотипов в работе с военнослужащим контрактной службы, выстраивать новую систему межличностных отношений, поставив во главу угла долг, ответственность и уважение к личности, ее права и свободы. Помнить, что это добровольцы, которые отличаются от военнослужащих, проходящих службу по призыву, не только тем, что служат по своей воле, но и в соответствии со своими потребностями и мотивами, выбирают для себя военную профессию на большой период своей жизни.

    Бархаев Б., Караяни А., Перевалов В., Психология и педагогика профессиональной деятельности.

    Борзов В., Кулеба А. Практика воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту на должностях солдат и сержантов.

    Военная психология: Учебник.

    Караяни А., Сыромятников И. Прикладная военная психология.

    контракту на должностях солдат , матросов, сержантов ... работ , а к сержантам , старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных ...
  1. В связи с проведением 20 ноября 2013 года «Дня правовой помощи детям» информируем о действующих нормативных правовых актах на территории Российской Федерации, п

    Документ

    ... военнослужащих , проходящих военную службу по контракту , аттестации и переаттестации граждан, поступающих на военную службу по контракту в Службу ... положения о прохождении военной службы по контракту на должностях солдат и сержантов в Войсках гражданской...

  2. «Управление повседневной деятельностью медицинской службы воинской части в мирное время»

    Учебник

    Освобождении от занятий и работ , направляются на стационарное лечение в лазарет. Военнослужащим , проходящим военную службу по контракту , в том числе офи...

  3. 1 Военная психология как наука. Содержание и структура личности. Предмет военной психологии. Понятие о личности в психологии. Факторы формирования личности. Взаимосвязь психологических процессов, свойств и образований в психологической структуре личности военнослужащего

    Документ

    Определены задачи воспитательной работы с военнослужащими , проходящими военную службу по контракту . Так, с сержантами и старшинами, солдатами и матросами воспитательная работа направлена на : - формирование готовности...

Сержанты относятся к звену младших командиров и представляют собой самый многочисленный отряд командных кадров. Они несут всю полноту ответственности за обучение и воспитание подчиненных. Говоря о роли младших командиров, М. В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части»*.

В настоящее время роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, изменением социального облика солдата, переходом на комплектование соединений и воинских частей Вооруженных Сил военнослужащими по контракту, совершенствованием вооружения и военной техники. Требования к обучению и воспитанию солдат возросли, а сроки их подготовки остались прежними. Это обусловило необходимость повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всех степеней, и в первую очередь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества воина.

Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повседневной военной службы и боевой учебы. Они организуют службу подчиненных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад военной службы воспитывал у личного состава верность Военной присяге.

Одной из важных задач сержантов является воспитание у подчиненных готовности к защите Отечества, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, стремления к образцовому выполнению воинского долга и служебных обязанностей. Для этого они сами должны служить примером воспитанности, ревностного отношения к службе.

Сержанты помогают подчиненным изучать вооружение и военную технику, уставы и руководства, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формируют умение подчинять свои действия и поступки требованиям воинских уставов, приказам командиров. Они отвечают за строевую выправку и физическую подготовку подчиненных, за сохранность их здоровья и обеспеченность всем необходимым. Здесь особенно важны личный пример сержантов, их авторитет, высокие нравственные качества, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность.

В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта – быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины.

Важнейшее требование к процессу обучения и воспитания – знать и учитывать национальные особенности, традиции и обычаи тех народов, представителями которых являются подчиненные. В многонациональном коллективе сержант обязан неукоснительно руководствоваться принципами справедливости, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, заботу об укреплении дружбы и войскового товарищества.

Высокая требовательность – неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном ему подразделении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчиненного, что отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность, сочетаемая с уважением подчиненных, помогает солдатам осознать свои задачи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчиненных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

План-Конспект

ТЕМА: «Психолого-педагогические основы дисциплинарной практики младшего командира. »

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ

Вопросы: 1.Сущность и функции дисциплинарной практики.
2. Дисциплинарная практика сержантского состава: основные требования и особенности.
К военнослужащим предъявляются повышенные требования в части исполнения служебного долга, что обусловлено спецификой жизни и деятельности войск, особыми целями и задачами, стоящими перед личным составом. Недисциплинированность, халатность и небрежность в исполнение служебных обязанностей даже в мирное время приводят к тяжёлым последствиям, а на войне к необратимым потерям сил, средств и гибели людей. Важную роль в воспитании дисциплинированности военнослужащих играет дисциплинарная практика — психологически и педагогически обоснованное применение мер поощрения и взыскания.
Дисциплинарная практика — это система применения к военнослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий в целях их воспитания, укрепления воинской дисциплины и поддержания в частях и подразделениях твёрдого уставного порядка.
Она достигает своей цели только тогда, когда она целесообразна с точки зрения государственных интересов Р.Ф. и её В.С.
Субъектами дисциплинарной практики являются должностные лица, которые в соответствии с воинскими уставами предоставлены дисциплинарные права. Объектами – те, на кого распространяется её действие.
Воздействие дисциплинарной практики на поведение военнослужащих выражается через её функции и: служебно–деятельностную, воспитательную, информационную, стимулирующую, ограничительную, обучающую, профилактическую.
Служебно–деятельностную функция отражает возможность применения командирами дисциплинарной власти только в интересах выполнения служебно-боевых задач, поддержания твёрдой дисциплины и уставного порядка.
Ограничительная функция предписывает должностным лицам соблюдение определённых требований в отношение применений дисциплинарных воздействий к военнослужащим,
несущим службу в суточном наряде (на боевом дежурстве) и находящимся в алкогольном опьянение.
Воспитательная функция дисциплинарной практики заключается в оценке действий и поступков военнослужащих. С одной стороны, это признание их усердия и достигнутых результатов, благодаря чему вселяется вера в собственные силы, обеспечивается высокий настрой на качественное выполнение служебных обязанностей. С другой это действие принуждения, выражающееся в дисциплинарном взыскание и направленное на преодоление внутреннего сопротивления военнослужащего, что не возможно без понимания им тяжести содеянного, осознания и
переживания своей вины перед сослуживцами и командирами.
Информационная функция дисциплинарной практики направлена на выявление количественных показателей состояния воинской дисциплины, оценку деятельности должностных лиц по укреплению правопорядка, правильности применения предоставленных им дисциплинарных прав.
Стимулирующая функция помогает управлять воинской дисциплиной, поведением военнослужащих не только путём непосредственного воздействия на их сознания и волю, но и опосредованно – через стимулирование качественного выполнения ими служебных обязанностей. В практике работы командиров по укреплению воинской дисциплины широкое распространение получили средства морального и материального стимулирования. Стимулирующую роль выполняет не только поощрительные меры, но определённые санкции морального и материального характера, применяемые к нарушителям воинской дисциплины.
Обучающая функция проявляется в том, что должностные лица личным примером правильного применения дисциплинарной практики учат своих подчиненных эффективно использовать предоставленные им дисциплинарные права в укрепление правопорядка и воинской дисциплины.
Профилактические функции. Дисциплинарной практики направлены на предупреждения грубых нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений среди военнослужащих. К сожалению, в повседневной практике встречаются факты, когда отдельные командиры в целях сокрытия истинного состояния
дисциплины не прибегают к наложению дисциплинарных взысканий на нарушителей,
а занимаются уговорами и увещеваниями.
В современных условиях некоторые командиры в понятие дисциплинарная практика включают лишь одни наказания и совершенно не используют для укрепления дисциплины поощрения, не рассматривают в этом качестве снятия дисциплинарного взыскания, уже сыгравшую роль воспитания. И конечно самое негативное влияние на состояние воинской дисциплины оказывают неправильное применения дисциплинарной практики, превышение некоторыми командирами и начальниками своих дисциплинарных прав и служебных полномочий.
Таким образом, важным инструментом в процессах эффективного руководства воинским коллективом и укрепления дисциплинированности является дисциплинированная практика. Командиры не должны обесценивать значение поощрений взысканий огульным их применением, им необходимо учитывать характер мотивов поведения военнослужащих, степень их прилежания и усердия, реакцию на поощрения и наказания, избегать поспешности, быть справедливыми и объективными в отношениях с подчинёнными, не допускать не уставных мер наказания.
Одним из основных направлений достижения высокой воинской дисциплины в подразделениях является повседневная требовательность младших командиров к подчиненным, контроль за их исполнительностью, уважения личного достоинства
военнослужащих и постоянная забота о них, умелое сочетание и правильное применение мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива.
Следует особо подчеркнуть, что не поощрения и взыскания сами по себе воздействуют на внутренний мир человека и на коллектив, а то на сколько дисциплинарные меры нравственно обоснованы. Дисциплинарное взыскание оказывает воспитательное воздействие, лишь тогда когда оно применяется в строгом соответствие с требованиями общевоинских уставов.
Содержание дисциплинарной практики можно представить в виде взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов деятельности сержантского состава (см.схему).

В соответствии с положениями Дисциплинарного устава младшие командиры
имеют право:
1. Применять к подчиненным следующие поощрения:
а) снимать ранее наложенное ими дисциплинарное взыскание;
б) объявлять благодарность.

2. Налагать дисциплинарное взыскание на подчиненных.
Командир отделения имеет право:
а) объявлять выговор, и строгий выговор;
б) лишать солдат и матросов, проходящих военную службу, по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
в) назначать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу 1 наряд.
Заместители командира взвода имеет право:
а) объявлять выговор, и строгий выговор.
б) лишать солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части.
в) назначать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву вне очереди в наряд на работу по 2 наряда.
Старшина роты (команды) имеет право:
а) объявлять выговор и строгий выговор;
б) лишать солдат матросов сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения войсковой части или с корабля на берег.
в) назначить солдат, матросов проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу – до 3 нарядов.
Четкое значение младших командиров своих прав и обязанностей является основой их законных и правомерных действий в отношение подчиненных. Но этого недостаточно для высокой эффективности высокой дисциплинарной практики.
Непременным условием в этом процессе выступает правильное применение мер дисциплинарной практики. Диалектика мер убеждения и принуждения такова, что в зависимости от конкретных обстоятельств основным может быть любой легитимный метод.
Младший командир в пределах своих полномочий определяет такой вид поощрения
и наказания, который, который по его мнению, может оказать максимальное воспитательное воздействие как на военнослужащего, к которому они применяются, так и на весь воинский коллектив в целом (экипаж, расчёт отделения, взвод и т. д).
Необходимым условием эффективности работы по укреплению воинской дисциплины служит правильная оценка того или иного поступка и проступка в соответствии меры одобрения или осуждения характеру и тяжести проступка. Излишнее поощрение, как и не соответствующее вине наказания, вместо положительного эффекта может привести к противоположному результату.
Войсковая практика убедительно доказала, что в арсенале методов и средств воспитания военнослужащих, формирования у них высоких морально- психологических,
и боевых качеств важную роль играют умело применяемые поощрения.
Следует также поощрять, самостоятельное изучение и глубокое знание уставов, заботливое отношение к своему внешнему виду, содержания в образцовом порядке оружия, техники, имущества.
Поощрение играет дисциплинарную роль при соблюдение ряда условий:
— соответствие меры заслуг военнослужащего характеру проделанной работы, совершённому поступку.
— педагогическая целесообразность применения поощрения;
— выделение заслуг военнослужащего, за которые он поощряется.
— учёт индивидуальных особенностей военнослужащего.
— продуманное поощрение с использованием различных его форм.
— учёт взаимоотношений между военнослужащими.
— своевременная оперативность, гласность торжественность.
Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих принято понимать юридическую ответственность, наступающую за совершение им дисциплинарного правонарушения. Взыскание налагается властью младшего командира в служебном порядке по правилам дисциплинарного устава. Основанием для дисциплинарной ответственности военнослужащего является дисциплинарный проступок, т.е нарушение правовых и моральных норм, составляющих правила воинской дисциплины.
Федеральный закон « о статусе военнослужащих» определят, что военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины и общественного порядка.
Формой дисциплинарной практики ответственности является дисциплинарное взыскание, цель которого – обеспечить воспитательное воздействие на военнослужащих всех категорий с учётом индивидуального подхода при выборе взысканий. По своему содержанию дисциплинарные взыскания представляют меры морально — правового порицания (замечания, выговоры, и др), а также меры, предусматривающие определённые ограничения и лишения.
Для эффективности дисциплинарной практики важное значение имеет соблюдение принципов привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности:
1. Дисциплинарная ответственность должна использоваться только в интересах службы, для поддержания воинской дисциплины и уставного порядка.
2. к дисциплинарной ответственности могут привлекать лишь те младшие командиры, которые пользуются дисциплинарными правами в отношение нарушения воинской дисциплины.
3. дисциплинарная ответственность реализуется в том объёме в тех пределах, которые определены дисциплинарным уставом.
4. за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка военнослужащий должен лично нести дисциплинарную ответственность.

Таким образом, важные место и роль в дисциплинарной практике отведены младшим командирам. Чёткое знание ими своих прав и обязанностей в соответствии с дисциплинарным уставом, правильное применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и умелое сочетание взысканий с поощрениями позволяют сержантскому составу оказывать эффективную помощь офицерам подразделений в укрепление воинской дисциплины.

Методические рекомендации.
1. Во ведение следует остановится на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины, необходимостью изучения, обобщения и систематизации передового опыта работы младших командиров по укреплению воинской дисциплины в подразделениях.
2. при рассмотрении первого вопроса необходимо акцентировать внимание на основной цели и функциях дисциплинарной практики, ключевые положения Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации.
3. во втором вопросе необходимо подробно раскрыть основные компоненты дисциплинарной практики и дать им характеристику. Особое внимание нужно уделить правилам наложения взыскания на подченёных.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЕРЖАНТА (СТАРШИНЫ) С ПОДЧИНЕННЫМИ

Э.П. Утлик

Тема личности является центральной как в психологии, так и в гуманистически ориентированной общественной практике. Давно уже сказано, что мерой всех вещей является человек, и дело только за тем, чтобы научиться строить его жизнь, работу, общение, обучение, воспитание и управление в согласии с этим.

Психология личности - научная основа индивидуально-воспитательной работы, потому что каждый человек настолько не похож на других, и прежде всего на воспитателя, командира, что, не ориентируясь в его духовных особенностях, нельзя рассчитывать на положительный воспитательный результат.

Помочь лучше разобраться в себе и других может владение тем научным инструментом, которым является содержание психологии личности.

Личность - это та сторона индивидуальной человеческой психологии, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие данного человека и обусловливает качество, особенности ею деятельности, общения и жизни в целом.

Слово «личность» по своему происхождению означает «то, что находится под маской», под той «личиной», внешним нарядом, которые люди обычно надевают на себя и которые сейчас стали называть имиджем. Понять человека, его душу - значит проникнуть своим пониманием за поверхностные слои характеристики к глубинным стремлениям, подлинным потребностям и мотивам, особенностям мышления и восприятия мира и себя самого, эмоциональной чувствительности, внутренним запасам энергии и доступам к ней.

В повседневной войсковой практике для суждения о личности крайне необходимо знать ШЕСТЬ сторон внутреннего мира человека: СПОСОБНОСТИ, ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, НАПРАВЛЕННОСТЬ (преобладающую ориентированность) на определенные цели и ценности), СОЦИАЛЬНУЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ и Я-КОНЦЕПЦИЮ (самосознание).

ТЕМПЕРАМЕНТ личности - это в буквальном смысле психологическая уравновешенность преимущественно природного происхождения, гармоничность психики. Он проявляется в соотношении между впечатлительностью или чувствительностью воина к тому, что его окружает и на него воздействует, и его внешней поведенческой активностью и внутренней напряженностью.

При высокой чувствительности человека и скоростной, импульсивной активности мы имеем дело с холерическим темпераментом. Умеренная чувствительность и умеренная же реактивность присущи сангвинику. Если чувствительность выше, а поведенческая активность как бы приторможена, то это, вероятно, меланхолик. Для флегматика характерна несколько сниженная впечатлительность и известная замедленность поведения, особенно при переходе к другому виду деятельности, к другим условиям жизни.

Каким бы ни был темперамент, в нем всегда есть свои сильные и слабые стороны, которые влияют на состояние человека и на другие особенности его облика, в том числе на его способности, характер и направленность личности. Темперамент проявляется в индивидуальном стиле служебной деятельности, в повседневном общении. Не рекомендуется без весомых оснований пытаться изменить этот индивидуальный "почерк" поведения того или иного воина. Слабые стороны темперамента лучше компенсировать организационными мероприятиями, целесообразной расстановкой людей, комплектованием групп по критерию совместимости темпераментов, а также индивидуальным подходом в общении.

ХАРАКТЕР (буквально - клеймо, печать, царапина) - сторона личности, связанная с энергичностью, мобилизационными возможностями психики, а также устоявшимися манерами жизни, общения, поведения.

Сильный, выраженный характер - это энергичность, готовность к риску, самостоятельность, решительность и настойчивость. Слабый характер (бесхарактерность, "бесхребетность") - пассивность, предпочтение спокойных условий жизни и видов деятельности, подверженность внешнему давлению (податливость), слабоволие, неспособность доводить начатые дела до получения результата.

Военная служба накладывает на характер человека заметный отпечаток. Сказываются дисциплинарные меры и достигнутый уровень дисциплины в подразделении и части, условия коллективности в быту и службе. Неизгладимый след в характере оставляет опыт боевой деятельности, с одной стороны, закаляя его, а с другой - порождая некоторые нежелательные особенности. Отрицательно сказывается на развитии характера психическая травма, которая может быть получена не только в экстремальных условиях воинской деятельности, но и в повседневных условиях казарменного быта, в общении с сослуживцами. Плохо влияет на характер неумелое воспитание, грубое обращение, обстановка безответственности. Характер при этом, как говорят, "портится": человек становится трудным в общении, в социальном поведении в целом.

СПОСОБНОСТИ - это умственные и физические качества, при выраженности которых, а также при наличии надлежащих мотивации и характера (что не относится к способностям) воин отличается высокой обучаемостью в одной или нескольких специальностях. Эта обучаемость проявляется как во время обучения, так и после завершения учебы в непосредственно служебной деятельности.

При оценке способностей устанавливают два их параметра: предметное содержание (способности к чему-то) и уровень выраженности, то есть их величину. По первому параметру различают способности к командно-организаторской деятельности, стрельбе, вождению боевых машин, воспитательной работе, разведке, маскировке и т.д. Особую ценность в военном деле имеют бойцовские способности, которые проявляются в искусстве ведения боя, в раскрытии замыслов противника, умении опередить его в нужном месте и нанести ему поражение, сохранив свои силы. Для солдата они так же важны, как и для командира, правда, у командира как организатора боя бойцовские качества соединяются с командными и проявляются через его организаторское мастерство.

По второму параметру в способностях различают разные степени одаренности, в том числе и воинский талант, который может реализоваться в большинстве воинских специальностей, даже самых скромных.

НАПРАВЛЕННОСТЬ личности - это свойственная данному человеку упорядоченная структура его духовных ценностей, потребностей и выраженных долговременных целей, подкрепленная взглядами, убеждениями и жизненными принципами. МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ!!!

Одни люди ориентированы на творчество, другие - на потребление, одни - на созидание, другие - на разрушение, одни ориентированы социально, другие - антисоциально, враждебно к обществу. Одни руководствуются в своей жизни преимущественно ценностями, другие - потребностями. Есть и такие случаи, когда направленность личности не имеет ни четкой выраженности, ни устойчивости. Такие люди следуют сиюминутным побуждениям, удовлетворяются достаточно примитивными радостями.

Очень хорошо, когда внутренняя направленность личности согласуется с профессиональными ценностями.

СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - это всесторонняя подготовленность человека к жизни и деятельности в обществе, к реализации своего жизненного потенциала и своих обязанностей. Это такие особенности личности, которые более непосредственно обусловлены содержательной стороной обучения и воспитания, той информационной средой, в которой живет и действует воин. Сюда входят: его осведомленность (эрудиция) в науках и законах общественной жизни, содержание профессиональных, социальных и бытовых навыков. Здесь же и психологическая подготовленность к восприятию и преодолению жизненных трудностей, в том числе опасностей и тягот военной службы мирного и поенного времени. Социальные аспекты компетентности - это умение жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми, находить с ними общий язык и устанавливать тесные отношения, другими словами, умение и желание быть социально совместимым, способным к совместным действиям. Социальная компетентность включает также дисциплинированность, уважение к законам и системе управления, умение подчиняться власти.

Многочисленные факты говорят о том что социальная компетентность молодых людей, вливающихся в ряды армии и флота, далека от тех требований, которые предъявляет военная служба. Это определенным образом ориентирует содержание и методы воспитательной работы. Если же эта социальная незрелость не принимает во внимание, если все усилия сосредоточиваются на задачах собственно воинского воспитания, то предпринимаемые усилия мало что дают. В воспитании, как и в обучении и в организаторской деятельности, существует закон последовательности: нельзя решить задачи более высокого уровня, не опираясь на результаты решения задач более простых. Невозможно перепрыгнуть через элементарную социальную неразвитость сразу к высотам воинской дисциплины и сознания воинского долга. Значит, содержание воспитания молодых воинов должны включаться в современных условиях и такие задачи, которые не были. свое время решены в семье и школе.

Я - КОНЦЕПЦИЯ, или самосознание - это центральная, ядерная структура личности. Это сумма всех представлении воина о себе, всего того, что он о себе думает как оценивает себя и как, следовательно, все это вместе взятое влияет на его поведение.

Особая значимость я - концепции вытекает из того, что у человека как существа сознательного свойства личности проявляются в поведении не автоматически, бессознательно, а преломляясь через самосознание и самооценку, отношение к себе. Другими словами, значение имеет не просто то, каким человек является, так сказать, объективно, но и то, как он себя видит, ценит, чувствует, осознает.

Распространенное явление нашего времени - низкая психологическая культура многочисленных слоев населения. Люди плохо знают себя, не осознают своих возможностей, не понимают мотивов своих поступков, не могут более или менее точно осознать, что они переживают, что их беспокоит и радует, какие именно потребности они испытывают. Как правило, самооценка молодых людей занижена, они страдают от чувства собственной неполноценности и, чтобы избавиться от этого дискомфорта, ведут себя то агрессивно, то робко и пассивно. Бахвальство, поиск приключений, стремление унизить более слабого, объединение в группы антиобщественного характера - все это не что иное, как полубессознательное стремление компенсировать негативную самооценку, самоутвердиться любым способом. Такая поведенческая стратегия или ничего не дает, усугубляя низкую самооценку, либо ведет к иллюзии собственной значимости.

Значит, воспитательная деятельность должна учитывать особенности самооценки каждого, с кем эта деятельность планируется. Только уважение к самому себе служит надежной психологической базой для уважения других и эффективного использования своего личностного ресурса в жизни и службе.

Сержанты (старшины) имеют весьма благоприятные условия для индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. Совершенно беспочвенными являются заявления о том, что отсутствие преимущества в возрасте по сравнению с солдатами (матросами), примерное равенство жизненного опыта с ними, недостаток специального образования, дескать, мешают воспитанию. Самое главное и решающее преимущество младшего командира прежде всего в том, что он ближе к подчиненному, нежели офицер. Причем роль этого фактора будет возрастать, поскольку в обществе, где мало-помалу демократизируются нравы, воспитание тоже демократизируется и, значит, становится менее директивным, более товарищеским.

В воспитании всегда важен индивидуальный подход, потому что у каждого воина свои проблемы и трудности и кто-то должен обратить на них пристальное внимание. Индивидуально-воспитательная работа, как и воспитание в целом, - это прямые и косвенные воздействия, принимая которые, человек совершенствуется. Он растет духовно, лучше справляется со своими задачами и бытовыми трудностями...

Индивидуально-воспитательная работа ведется обычно на фоне общей системы воспитания, опирается на нее и решает такие задачи, которые не под силу этой системе, поскольку она не может учесть специфические проблемы каждого воина в отдельности. Скажем, только при индивидуальном подходе можно учесть особенности, которые порождаются двумя характерными ситуациями. Одна из них связана с тем, что воин осуждает себя, хочет изменить свое поведение к лучшему, но сделать это не в силах; вторая характерна тем, что он уверен в собственной непогрешимости и целесообразности своего поведения, а поэтому активно сопротивляется всяким воспитательным воздействиям.

Для того чтобы активизировать и правильно поставить индивидуально-воспитательную работу, уместно дать сержантам (старшинам) несколько рекомендаций:

Всякое воспитательное воздействие обосновано по крайней мере тремя моментами: а) оно должно быть в интересах самого воина; б) диктоваться конкретной служебной задачей, скажем, необходимостью поддержания уставного порядка; в) оно необходимо для достижения или сохранения благополучия коллектива. Если же воспитательное воздействие не имеет в глазах воспитуемого веских причин, оно принимает вид элементарной "придирки", каприза или своеволия начальника. Значит, не следует воспитывать по "инерции", "ради порядка", "чтобы показать, кто здесь начальник", и по другим аналогичным соображениям.

Индивидуальное воздействие обретает воспитательную силу, если оно исходит от авторитетного лица, которое пользуется уважением. Первым, элементарным условием авторитета является, как известно, личный пример. Никакого воспитания нельзя построить на пресловутом принципе: "Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю". Чтобы достичь воспитательной цели, следует опираться на то, в чем сержант (старшина) сильнее своего подчиненного и в чем это преимущество им признается. Это может быть лучшее знание службы, людей или какие-то достижения в спорте, иной области.

Воспитательное воздействие не достигнет цели, если начнется с критики, с негативной оценки воина. Где критика, там могут быть и брань, и унижение личности, что почти всегда мобилизует защитное поведение человека и заставляет его сопротивляться всякому воздействию. Воспитание не борьба, а совместная работа с подчиненными над их проблемой.

Индивидуально-воспитательную работу лучше проводить наедине, без посторонних.

Воздействие является воспитательным, если оно воспринимается как помощь, как то, в чем человек нуждается. Воспитание не навязывается. Следует иметь в виду, что требование, порой прямое и жесткое, даже наказание тоже могут восприниматься воином как помощь, а то и как облегчение его положения. Разумеется, при этом нужно правильно раскрыть и оценить возникшую ситуацию.

Воздействие не является воспитательным, если в нем слаб разъяснительный элемент. Иногда начальнику кажется, что подчиненному уже все предельно ясно. Остается только требовать с него да наказывать за нарушение. Увы, ясности как раз и не хватает в большинстве трудных случаев. Нужны более терпеливые, более изобретательные и доходчивые разъяснения. Точка зрения подчиненного, его самооценка могут быть совершенно неожиданными, поэтому он и не принимает во внимание стандартные разъяснения. Они для нею не являются индивидуальными. Всем начальникам надо помнить золотое правило педагогики: кто больше и лучше учит, тому меньше приходится воспитывать.

Воспитание не достигает цели, если воин чувствует, что сержант (старшина) не понимает его проблем, тех причин, которые побуждают его к поведению, не соответствующему нормам воинской морали. Значит, прежде чем "воспитывать" такого солдата, следует разобраться с этим. Возможно, беседа с ограниченной целью - понять мотивы неправильного поведения воина - без явной попытки повлиять на них приведет быстрее к конечной цели.

И, наконец, несколько методических рекомендаций руководителю группы.

Представляя сержантам и старшинам теоретический материал по психологии личности, целесообразно связать его с повседневным практическим опытом и теми трудностями, с которыми они сталкиваются в общении со своими подчиненными. Уместно в ходе дискуссии обменяться представлениями о личностных проявлениях тех или иных военнослужащих, связанных с какими-либо значимыми событиями, поступками, ставшими предметом разбирательства, изучения.

Для лучшего усвоения научных данных о личности полезно подобрать такие поступки, в которых более заметны проявления отдельных сторон личности, их взаимовлияние. Допустимо в качестве иллюстрации опираться на поведенческие факты, порожденные недостаточным развитием основных личностных свойств: способностей, характера, направленности, социально-профессиональной компетентности.