Программы для 3 летнего ребенка. Развивающие занятия с трёхлетним ребёнком

Ребенок, которому исполнилось три года, преодолел свой первый важный рубеж и из малыша превратился в дошкольника. Он изменился и внешне, и внутри. Мышление, физическое развитие, активность, творческие способности, развитие речи – все это легко проявляется сейчас, проанализировать и понять своего ребенка может каждая мама. В этот период детям просто необходимы полноценные продуманные занятия.

Как правило, дети в трехлетнем возрасте уже ходят в детский сад. Некоторые мамы предпочитают домашнее воспитание и активно занимаются с ребенком сами. Но даже если ваш малыш посещает дошкольные учебные заведения, проводить с ним увлекательные и познавательные занятия необходимо.

Содержание статьи:

Трехлетний ребенок – маленький исследователь и интересный собеседник

Внимательные родители всегда ощущают изменения, которые произошли с их малышом в трехлетнем возрасте. Дети становятся более уверенными в себе, они имеют свое личное мнение, пусть не слишком хорошо аргументированное, они готовы бороться за свои мечты, четко знают, чего хотят. Малыш уже вырос – это заметно. Но менее интересным, любимым или хорошим он не стал.

Маленький сын или дочка в три года – это полноценный собеседник, интересный и необычный. Ребенок любит общение, причем все больше он хочет быть частью не только своей семьи, но и общества. Капризы и сложные моменты, связанные со становлением собственного «я», потихоньку уходят на задний план, он уже лучше воспринимает аргументы взрослых.

Занятия с ребенком в этот период потихоньку меняются: они уже больше напоминают процесс обучения, чем игру. Но это не значит, что форма проведения занятий становится строгой или жесткой. Просто для того, чтобы они были эффективными, нужны некоторые рамки и границы.

Принципы проведения занятий с детьми 3 лет

Занятия с трехлеткой зависят от нескольких факторов:

  • посещает ли малыш детский сад;
  • что знает и умеет ребенок, соответствует ли это минимальным требованиям по возрасту;
  • как организован досуг;
  • сколько времени проводит малыш с родителями.

Занятия с детьми – это еще и один из лучших способов общения мамы и папы с их ребенком. Поэтому проводить яркие и интересные домашние занятия полезно и важно. Принципы родителей порой отличаются кардинально. Некоторые считают, что ничего заставлять делать малыша нельзя и даже если он не знает того, что требует дошкольная программа, это не страшно. Другие, наоборот, стараются сделать из ребенка интеллектуала и вундеркинда, слишком перегружают малыша работой.

Ключевые принципы проведения занятий мы опишем позже, сейчас же уточним, какими они могут быть и какие функции и навыки необходимо развивать у трехлетнего малыша.

Основные занятия с ребенком 3 лет

Ребенок должен развиваться всесторонне, а значит, и занятия должны быть разными.

В 3 года дошкольник уже должен иметь некоторые навыки:

  • знать и геометрические фигуры;
  • различать понятия «один» и «много», считать до трех;
  • знать свое имя и фамилию, четко формировать предложения;
  • логически мыслить: находить лишний предмет, разделять предметы по группам, сравнивать их по признакам (большой-маленький, высокий-низкий);
  • карандашами и ручкой, обводить и зарисовывать картинки.

Занятия с детьми трехлетнего возраста направлены на развитие разных функций:

  • умения логически мыслить, развития внимания и памяти;
  • математических способностей;
  • , увеличения словарного запаса, умения говорить правильно;
  • развития мелкой и крупной моторики рук;
  • расширения кругозора, познания мира.

Занятия с детьми 3 лет для развития речи

Очень важную роль для полноценного и комплексного развития малыша играет умение говорить. Важно не столько произношение букв (правильная речь формируется до 5-6 лет), сколько умение формировать свои мысли, объяснять процессы, передавать словами эмоции и впечатления. Интересные способы развития речи у ребенка – это устные игры:

  • Что может быть…? Каким может быть…? К примеру, вы спрашиваете, что может быть сладким и начинаете сами перечень: мороженое, шоколад… Ребенок продолжает, описывая и объясняя выбор;
  • Сначала и потом. Можно использовать тематические картинки или сюжеты из сказки. Задание для малыша – объяснить, какое действие происходит сначала, какое – потом. К примеру, сначала надевают колготки, потом – штанишки; сначала просыпаются, потом – идут умываться;
  • Что, если…? Опишите ситуацию, и спросите у малыша, что будет, если что-то пойдет так или так;
  • Что можно делать с… ? Что делает …? Вопросы, которые заставляют ребенка думать. К примеру, что делает солнышко? Что можно делать с хлебом?

Кроме вопросов, можно использовать методику повторения сказки. Читая историю или сказку, анализируйте с ребенком ее, просите его рассказать отдельные эпизоды, объяснить поведение героев.

Хороший способ развития речи – разговор по телефону. Не имея возможности объяснить свои действия еще и с помощью жестов, малыш будет стараться как можно точнее передать смысл с помощью слов.

Развитие внимания и памяти

Такие занятия можно проводить в игровой форме. Вот несколько примеров:

  • Последовательный ряд. Можно использовать игру «нанизываем бусы». Ребенок имеет нарисованную схему ожерелья: два зеленых, два красных, два зеленых. Он должен запомнить и повторить ее, уже не смотря на картинку. Схемы могут быть более сложными или простыми. Можно использовать другие игры с аналогичным смыслом;
  • Рисунки по клеточкам. Задача ребенка – повторить простой рисунок по клеточкам, сначала по пунктиру, потом – самостоятельно. Это развивает еще и умение обращаться с ручкой и карандашом;
  • Задачки по типу «запомни пары»;
  • Активные игры: повторение нескольких жестов подряд, можно под музыку.

Логические задания

Интересные лучше давать малышу небольшими порциями. Это могут быть такие игры, как пазлы и простейшие конструкторы. Из традиционных логических заданий можно выделить следующие:

  • выбрать лишний предмет;
  • связать смысловые пары;
  • найти «тень» для предметов, изображенных на картинке;
  • найти противоположности.

Новые идеи для творчества

Ребенок, которому уже три года, умеет рисовать карандашами и красками, а также учится работать ножницами, использовать клей. В этом возрасте творческая энергия начинает проявляться очень сильно: у малыша уже многое получается самостоятельно и это его окрыляет. Творческие занятия лучше проводить отдельно, не смешивая их с другими:

  • рисование сюжетов;
  • дополнение картины элементами;
  • необычные решения (краски для пальчиков, «зеркальные» рисунки, сочетание аппликаций и рисунка);
  • «рваные» и вырезные аппликации, составление силуэтов, картин из геометрических фигур;
  • кулинарные чудеса (украшение бутербродов, тортиков, создание композиций из фруктов вместе с мамой);
  • простые .

Занятия с детьми 3 лет на познание окружающего мира

То, что было важным для ребенка до этого, остается для него главным и в три года: новые открытия и познание мира. Малыш становится «почемучкой», он спрашивает все и обо всем. Самый простой и полезный способ проводить занятия – непосредственное участие. Гуляйте с малышом побольше, и рассказывайте обо всем, что он видит: о растениях и птицах, о магазинах, многоэтажных домах, о погоде, смене дня и ночи.

Познавательные игры – это использование специальных карточек или книжек, где предметы и сюжеты сортированы по категориям.

Игра или серьезное занятие: незаметные рамки для ребенка

Что нужно знать родителям об организации занятий с ребенком 3 лет? Как и прежде, они должны проводиться в такой форме, чтобы ребенок не терял интереса, и с удовольствием занимался. Но превращать занятие в игру полностью тоже не стоит.

Чтобы создать атмосферу непринужденности и азарта, нужно использовать несколько приемов:

  • использовать яркий реквизит: большие карточки или картинки, кубики, пазлы;
  • не перегружайте малыша заданиями, лучше проводить больше времени с работой над одним или несколькими задачками;
  • придумывайте сюжеты. Каждое занятие должно быть посвящено одной теме, так проще сконцентрировать внимание ребенка;
  • уделяйте занятиям не больше 30 минут, желательно делать это в одно и то же время дня.

К трехлетнему возрасту у ребенка совершенствуется координация движений, и он уже должен достаточно хорошо обращаться с различными предметами, например, строить башни из кубиков или лепить простые фигурки из пластилина. В этот период родителям следует активно заниматься развитием малыша: играть с ним в обучающие игры, а также предлагать ему различные занятия, с которыми он сможет справляться самостоятельно, без помощи и контроля взрослых.

Чем занять ребенка в 3 года?

Когда родители ищут, чем занять ребенка 3 лет, они часто концентрируются на каких-то классических игровых процессах и забывают о том, что в это время малышу очень полезно давать разные задания. В 3 года ребенок начинает проявлять активный интерес ко всему, что происходит вокруг, ему хочется быть похожим на взрослых, и любые его попытки сделать что-либо самому следует поощрять. Поэтому занятия с ребенком в 3 года должны не просто увлекать малыша и вызывать у него интерес, но и приучать его к самостоятельности.

Для занятий с ребенком в 3 года часто можно обойтись и без игрушек, так как малышам в этом возрасте очень интересны настоящие предметы. Старайтесь каждый день давать ребенку «взрослые» поручения. Например, ребенка можно просить помочь с уборкой – принести что-нибудь, переложить игрушки с одного места на другое. Подобные мелкие задания разовьют его самостоятельность.

Конечно, трехлетний малыш еще не может полноценно справляться с какими-то серьезными обязанностями. Однако в этом возрасте самое время начинать его к ним приучать. Кстати, одним из лучших способов занять ребенка 3 лет, который никак не желает играть самостоятельно, а требует внимания – попросить его «помочь». Маленькие дети любят делать то же, что и мама. Пока вы готовите, дайте ребенку какие-нибудь ненужные продукты, небьющуюся посуду и придумайте ему занятие с ними, например, попросите переложить что-нибудь из одной миски в другую.

Увлекательными занятиями для детей 3 лет являются рисование и лепка. Первое время рекомендуется заниматься этим с ребенком вместе. Дайте малышу бумагу, фломастеры или карандаши, пластилин и придумывайте ему задания: рисовать и лепить разные фигурки, а также выбирать определенные цвета. Когда у него появится интерес к этому процессу, он будет рисовать и с удовольствием возиться с пластилином сам, без участия взрослых.

Что касается просмотра мультфильмов и детских сказок, то подобные занятия для детей 3 лет считаются наименее удачными. По мнению многих педиатров, детям этого возраста можно смотреть телевизор не больше 20–25 минут в день. Долгое пребывание перед экраном рассеивает внимание, а также может вызывать у малыша агрессию, беспокойство и проблемы со сном.

Если вы ищете, чем занять ребенка в 3 года, так чтобы на какое-то время отвлечь его и получить немного свободного времени для срочных домашних дел, лучше выбирать менее вредные способы. Например, можно включить аудио запись детской сказки и разложить перед малышом ее книжный вариант. Так ребенок проведет время с пользой: он будет слушать сказку, одновременно листая книжку и рассматривая картинки с любимыми сказочными героями.

Развивающие занятия для ребенка в 3 года

Развивающие занятия с ребенком в 3 года должны быть направлены на совершенствование его речевых навыков, координации и моторики. Игры для развития речи можно придумывать самостоятельно, используя детские считалочки и загадки. Сначала вместе с ребенком разгадайте несколько простых загадок, а затем научите его придумывать их самостоятельно. Составляя описания различных предметов для загадок, малыш будет пополнять словарный запас и одновременно развивать наблюдательность и воображение.

С помощью считалок и коротких речевок можно развить артикуляцию. Отчетливо проговаривайте рифмованную строчку и просите ребенка громко повторять за вами ее отдельные слова или слоги. Также можно разучивать с малышом простые стихи: читайте одну сточку стишка, а ребенок должен запоминать последнее слово и повторять его за вами. Подобные занятия можно сочетать с подвижными играми для развития координации. Проговаривая слова и звуки, одновременно показывайте малышу несложные движения, которые он будет за вами повторять.

Занятия для развития моторики для детей трех лет рекомендуется комбинировать с играми на развитие мышления, логики, памяти и внимательности. В 3 года ребенка нужно учить складывать разрезанную картинку из 3–4 частей, находить сходства и различия между предметами, искать среди группы предметов парные и выбирать нужный предмет среди нескольких отличающихся друг от друга вещей. 4.3 из 5 (7 голоса)

Это только кажется, что малыш 3 лет меньше требует к себя внимания, ведь не нужно менять памперсы, кормить из ложки. На самом же деле теперь перед родителями стоит не менее важная задача-вырастить развитую, гармоничную личность, которая умеет мыслить. У детей в возрасте 3-4 лет начинается период дошкольного развития, они многое умеют, но самое главное – они стремятся узнать, как можно больше. В данной статье мы расскажем о том, на что должны быть направлены занятия для детей данного возраста.

Домашние занятия в 3-4 года должны быть регулярными

Каковы правила организации работы с детьми?

Счет

Развивающие упражнения на 3-4 года должны включать обучение счету, то есть ребенка можно познакомить с порядковым счетом до 10. Он также может выкладывать цифры из подручных материалов, составлять несложные задачки. В данном возрасте математика основывается на элементарной логике, то есть можно с крохой поискать пару предмету, найти лишний предмет.


Наблюдения за окружающим миром должны быть активными

Знакомство с окружающим миром

В возрасте 3-4 лет необходимо давать ребенку элементарные понятия об окружающей нас среде, нужно его познакомить с животными, затронув тему домашние и дикие, с временами года, днями недели, осадками, съедобными и несъедобными предметами.

Следует обратить внимание на такие понятия, как узкий – широкий, высокий – низкий, большой – маленький, длинный – короткий. К тому же, на примере сказок следует затронуть тему добра и зла.

Развитие ребенка – это очень важный процесс, который нужно проводить в дружеской и свободной форме, если ребенку будет интересно, тогда обучение будет происходить быстрей и эффективней.

Похожие материалы

Как правило, в довольно юном возрасте, ребенок начинает выражать свое стремление выражать впечатления, которые он получает в процессе своего взросления. Делает он это разными способами: голосом, движениями, действиями. В определенный момент необходимо предоставить малышу возможность более разнообразно выражать себя: дать ему карандаши и бумагу, пластилин или конструктор, научить использовать его. Результат творческой деятельности ребенка является прекрасным средством мониторинга и обогащения его внутреннего мира. Необходимо всячески поощрять детское творчество в той форме, в которой оно наиболее приемлемо для малыша.

Весёлая игра «Парикмахерская»

Цель игры: неважно, учится ли ваш малыш вырезать или уже виртуозно владеет ножницами, в любом случае предложите ему подобную игру: для новичков - играя учиться веселее, а для «продвинутых» - это новый забавный эксперимент!

Вам понадобятся:

  • - листы бумаги А4
  • - цветная бумага
  • - клей-карандаш

Как изготовить :

Лист А4 свернуть пополам (если делать в один слой, то бумага будет сильно загибаться из-за тяжести волос). Нарисовать лицо человечка и вырезать. Из цветной бумаги вырезать волосы, усы, бороду и приклеить к шаблонам. Обе половинки бумаги склеить (кончики волос останутся внутри) и можно приступать к делу.

Данное занятие можно усложнить, например, шаблоны изготовить вместе с ребенком или ребенку самому изготовить шаблоны при поддержке и подсказках взрослого.

Игра «Парикмахерская» развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость, воображение.

Обязательно попробуйте и вы эту забавную вырезалочку!

Лепка из пластилина

Все родители стараются провести свой досуг с детьми с пользой. Никто не станет спорить, насколько занятие лепкой полезно для детей. Самый первый материал, с которым работают дети - это, конечно же, пластилин. Маленькие зверушки и букашки из пластилина – первое, что учатся лепить дети.

Занятия лепкой с детьми развивает мелкую моторику, развивает воображение, помогает освоить формы, запомнить цвета, развивает образное мышление, воспитывает аккуратность, точность и самостоятельность.

Говоря о лепке для самых маленьких, нужно продумать все детали, посмотреть на процесс глазами ваших детей. И начнем, пожалуй, с самого простейшего.

Уроки рисования

Уроки рисования карандашом поэтапно - это занятия, которые помогут освоить технику рисования, независимо от способностей или возраста. Рисовать – это действительно просто!

Вы только подумайте, как обрадуется ваша кроха, когда вы ей расскажете, что с сегодняшнего дня мы учимся рисовать карандашом! Почему карандашом? Начинать надо с простого. И проще всего начать именно с легких рисунков карандашом. Постепенно вы будете постигать все более сложные навыки. И, в итоге, сможете перейти к работе красками. Рисование для детей станет любимым занятием, постепенно введет малышей в удивительный мир ярких образов и любимых героев.

Занятия рисованием с малышами очень хорошо развивает воображение, образное мышление, воспитывает чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность, помогают в понимании природы окружающих предметов, развивает мелкую моторику.

Когда ребенку исполняется три года, для него наступает очень важный период жизни. Именно в это время он учится быть самостоятельной личностью и активно познает окружающий мир. Развивающие игры помогут малышу развить мышление, речь, восприятие, память, внимание. Вот несколько идей интересных и развивающих игр для занятий с ребенком:

1. Сюжетно-ролевая игра

Этот вид деятельности становится ведущим для всего дошкольного возраста. Через игру ребенок знакомится с окружающими предметами и явлениями, учится взаимодействовать с миром взрослых.

Сюжетно-ролевые игры для детей от 3 до 4 лет довольно просты. С их помощью малыши знакомятся с такими профессиями как водитель, врач, продавец. Общаясь со сверстниками, они развивают речь и учатся общаться. Роль взрослого в этот период сложно переоценить. Мама или воспитатель детского сада должны показать детям доступные сюжеты, дать возможность раскрыть свои таланты и способности.

Для малышей в этом возрасте очень важна развивающая среда. Игрушки, находящиеся в свободном доступе, побуждают их к игре и дают толчок к новому витку развития. Поэтому соберите дома минимальные наборы, которыми ребенок мог бы воспользоваться в любое время:

  • Игра в доктора. Для нее понадобится белый халат и шапочка, стетоскоп, флаконы и коробочки.
  • Водитель и пассажиры. Будет нужна фуражка, руль, сумка для кондуктора. Автобус или машину соберите из стульев, подушек или мягких модулей.
  • Магазин. Для этой игры понадобятся пластмассовые или сшитые из подручных материалов продукты, касса, нарезанные из бумаги деньги.

Все игрушки должны быть большого размера, яркие и привлекательные на вид.

2. Развитие мелкой моторики

Дети раннего дошкольного возраста продолжают осваивать работу с мелкими предметами. Их притягивают всевозможные шнуровки, замки, молнии, кнопки. Постоянно пополняйте личные запасы новыми развивающими играми.

Пальчиковая гимнастика — это еще один вид развивающей игры, которая должна присутствовать в жизни малыша. Ищите в литературе новые упражнения и разучивайте их с ребенком.

Вот один из примеров:

Мы печём пшеничные
Пироги отличные. (Одну ладонь кладём на другую, потом наоборот – лепим пирожки ).
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные? (Две ладони рядом, изображая поднос с пирожками ).
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора. (По очереди загибаем пальцы, начиная с большого ).
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже. (Машем ладонями по направлению к себе – зазываем гостей )
Тесто замесили мы, (изображаем руками, как месят тесто )
Сахар не забыли мы. (Сыплем сахар щепоткой )
Пироги пшеничные
В печку посадили мы. (Воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд)
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
— Крошки, что останутся,
Воробью достанутся. (Изображаем, как воробей клюёт крошки – указательным пальцем одной руки с ладони другой руки).

3. Изобразительная деятельность

Малыши от 3 до 4 лет еще не слишком уверенно пользуются кистью и карандашом. Поэтому не требуйте от них точного исполнения ваших требований. В противном случае, вы рискуете отбить у малыша охоту заниматься рисованием или лепкой на всю оставшуюся жизнь.

Используйте нетрадиционные методы обучения. Вместо листа бумаги возьмите рулон обоев и раскатайте его на полу. Рисуйте пальчиками, веткой на снегу, используйте ватные палочки и любые подручные предметы. Займитесь аппликацией и лепкой из натуральной глины. В качестве разнообразия научите малыша, как можно раскрашивать картины тычком.

4. Математика

Современные исследования доказали, что родителям и педагогам не стоит увлекаться обучением счету и написанием цифр. В этом возрасте не следует заучивать с ребенком цифры больше 10. Зато очень полезно дать ребенку понимание, что такое больше и меньше, выше и ниже, много и один.

Дети в этом возрасте продолжают учить названия простых форм. В этом им помогут блоки Дьенеша и кубики Никитина. Работать по схеме их научит крупная мозаика, а сбор пазлов, скажется благотворно на логическом мышлении. В развитии логики, памяти и внимания помогут обучающие карточки и брошюры.

О том, как обучать детей времени читайте

5. Подготовка руки к письму. Обводим по линиям и рисуем узоры.

В этом возрасте задачи родителя подготовить руки ребенка к письму, учить обводить по нарисованным пунктирным линиям круги. Учить рисовать короткие пресекающиеся линии (крестики). Также можно в виде игры знакомиться с буквами рисуя их через трафарет. Для этого подойдет любая игровая методика. Например, методика издательства Робинс, «Учусь читать и писать».

6. Формирование понятия о речевых обозначениях правых и левых частей тела , развитие памяти.

Для развития памяти можно использовать короткие стишки. Не заставляйте малыша их заучивать, просто почаще читайте ему, и вскоре он станет сам договаривать фразы.

Чтобы познакомить малыша с понятием «право», «лево», используйте нижеуказанный вариант стихотворения. Движения выполняются в соответствие с текстом.

Ручка правая проснулась,
Встрепенулась,
Потянулась,
Ушко правое потёрла
И легла на правый бок.
Ручка левая проснулась.
Встрепенулась.
Потянулась,
Ушко левое потёрла
И легла на левый бок.
Ножкой правой:
Топ, топ, топ.
Ножкой левой:
Топ, топ, топ.
И двумя руками: хлоп!

7. Музыка

Младшие дошколята с удовольствием поют простые песни, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах. По вечерам, собираясь всей семьей, устраивайте небольшие музыкальные представления. Пойте и танцуйте вместе с малышом под веселые мелодии. Для детей в этом возрасте очень важно внимание родителей и совместное времяпрепровождение. Перед сном включайте ребенку легкую классическую музыку.

8. Двигательная активность

Физкультурные занятия, разминки и подвижные игры должны присутствовать в расписании малышей каждый день. Благодаря им, они учатся владеть своим телом, укрепляют мышцы, развиваю
т ловкость. Если у вас есть возможность, то посещайте спортивную секцию, хотя бы два раза в неделю.
Каждый возраст ребенка имеет свои особенности. Некоторые виды деятельности он постигает легко и непринужденно. Но отдельные занятия не привлекают его внимания. Поэтому не торопитесь научить малыша читать, писать, складывать слоги. Все эти умения он без труда освоит через год или два. Но если он не научится играть, не получит возможности знакомится с миром с помощью сенсорного восприятия, то тогда его продуктивное развитие действительно окажется под угрозой.