Принципы воспитания детей в поднебесной. Воспитание в педагогических традициях китая

Китайская мама - европейским родителям: «Вы растите тупой и безынициативный планктон!»

Дочери Эми - София (18 лет) и Лулу (15) - на радость матери делают большие успехи в музыке.
Американка китайского происхождения написала скандальную книгу о жестком воспитании детей в азиатских семьях
Мария САРЫЧЕВА - 03.02.2011

Книга «китайской мамы» Эми Чуа «Боевая песнь матери-тигрицы» на прошлой неделе произвела в США настоящий фурор. В ней 48-летняя Эми без прикрас и сантиментов описывает свои взгляды на воспитание детей и приводит примеры из жизни своей семьи.

Ее младшая дочь Лулу, судя по описаниям, - сущий дьяволенок. Она лентяйничает, скандалит, «визжит, как демон», грызет клавиши фортепиано. А все потому, что не хочет стараться быть первой во всем, как завещала ее Великая Китайская Мама.

Эми считает, что ее дети обязаны вырасти настоящими лидерами и победителями. А для этого нужно много работать. Скорее даже пахать. Причем с самого раннего детства.

В три года ребенок не должен отказываться многократно повторять упражнения на фортепиано. Его самоконтроль в этом возрасте уже позволяет сидеть за инструментом часами, считает Эми. Если же малыш скучает и сопротивляется, то он должен быть наказан. Щепетильничать китайская мама не будет - она просто выставит маленького скандалиста за дверь. А там зима и мороз…

«Ты не можешь оставаться дома, если не слушаешься маму! - решительно сказала я. - Ты будешь хорошей девочкой или пойдешь за дверь?» Лулу распахнула дверь и вызывающе посмотрела на меня. Она уже не плакала.

Мне стало не по себе. На Лулу был только свитер, короткая юбочка и колготки.

«Ладно, я вижу, что ты решила хорошо вести себя, - быстро сказала я, - ты можешь вернуться в дом». Но Лулу покачала головой.

«Не делай глупостей, детка, - продолжала я, - ты замерзнешь и заболеешь!»

Зубы Лулу стучали от холода, но она лишь качала головой.

И тут я поняла, что недооценила собственного ребенка. Она скорее замерзнет насмерть, чем сдастся. Мне пришлось срочно менять курс и всеми правдами и неправдами заманивать дочку в дом. Через некоторое время Лулу уже лежала в теплой ванне и пила горячий шоколад с зефиром.

Но и Лулу недооценила меня. Я заново вооружилась и наметила новую линию фронта. И она не могла быть готовой к этому...»

Общение с маленькой Лулу Эми описывает в военных терминах не случайно. Это и правда настоящая война, в которой может быть только один победитель - мама. Потому что она старше, сильнее и умнее. Ребенок никогда не бывает прав. Его задача - только слушаться и исполнять приказы старших. Эми пишет, что послушание - основа китайского менталитета. Европейский демократизм в китайской семье неприемлем. Именно послушание воспитывает в итоге сверхчеловека, способного выживать в любой ситуации и выполнять любую работу. Европейское же воспитание, основанное на безусловной любви, поощрении и прощении, по ее мнению, превращает детей в тупой и безынициативный планктон.

Кроме абсолютного повиновения, ребенок также должен уметь работать на результат. Если четырехлетняя девочка дарит маме на праздник открытку, то мама должна быть уверена, что ребенок постарался на славу, а не схалтурил. Поэтому, если открытка маме не понравилась, она вернет ее ребенку со словами: «Это мусор. Ты можешь лучше», - и отправит переделывать подарок. Если малышка не хочет в течение трех часов долбить гаммы, мама пообещает ей сжечь все ее игрушки. И сожжет…

Старшая дочь не имеет права участвовать в спектаклях, оставаться в гостях у подруг на ночь, смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, если она не получила высшие баллы по школьным предметам.

«Если ребенок не в состоянии всегда быть номером один в школьном театре или на музыкальных занятиях, то пусть лучше вообще не берется за актерство и не подходит к скрипке или фортепиано. Скажете, жестоко? Зато моя старшая дочь София уже выступала на сцене Карнеги-холла. А ваши дети, вероятнее всего, нет…

Ничего не делается ради удовольствия. Всегда нужно иметь в виду лучший результат. А для этого надо работать. Дети сами по себе никогда не хотят работать, и задача родителей - заставить их это делать».

Эми знает, о чем говорит. Ее саму воспитывали точно так же. По ее словам, жесткое воспитание в китайских семьях и есть основа невероятного развития и процветания Поднебесной. Ее родители, бедные иммигранты, дрессировали ее ежедневно с рождения. В итоге Эми получила престижное образование в США и стала профессором права в Йельском университете.

Книгу жестко раскритиковали в Америке и Европе. Но «мать-тигрицу» это не смутило. Она была готова к такому повороту событий. «Меня не расстраивает критика, - пишет она. - Я знала, зачем пишу эту книгу. Кстати, такое воспитание принято не только в Китае. Я знаю многих выходцев из Африки (Нигерии, Ганы, Ямайки) и даже некоторых ирландцев, в чьих семьях воспитывают детей так же. К счастью не ведет только одна дорога, как думают американские обыватели. Их всегда много. И моя дорога - одна их них».

Вся система образования в Китае нацелена на достижение наивысшего результата.

Китайская школа готовит «тигров» для западных университетов

В школе дети учатся 12 лет. Для того чтобы поступить туда, шестилетки сдают свой первый экзамен в виде тестирования.

Учебная нагрузка в школе очень велика. Помимо занятий в школе, дети очень много занимаются дома. Часто родители нанимают репетиторов по двум-трем предметам даже в начальной школе.

На рабочие места претендуют тысячи специалистов, и побеждает тот, у кого образование лучше. Конкурс в вузы просто бешеный, по 200 - 300 человек на место. Естественно, абитуриенты стараются иметь блестящее школьное образование.

Все больше китайских студентов обучаются за границей. В Европе, США да и в России они выгодно выделяются на фоне местной разболтанной молодежи: китайцы гораздо лучше подготовлены по профильным дисциплинам, ответственно относятся к учебе, не нарушают университетский распорядок и т. д.

В последние годы в вузах США бытует популярная шутка: «Американский университет - это место, где русские преподаватели учат китайских студентов».

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Лю Гао Цзе (по-русски Настя), преподаватель китайского языка, переводчик, 3 года живет в Москве:

«Все, что написала эта женщина, - правда. Это очень принято в современном Китае. Все хотят, чтобы их ребенок стал победителем. Поэтому родители заставляют детей учиться. У китайских детей почти нет свободного времени.

В Китае очень много людей, большая конкуренция. И страшная безработица. Чтобы пробиться, надо приложить очень много усилий. Поэтому такое жесткое воспитание принято в больших городах. В маленьких городках по-другому. Там детей балуют, не наказывают и не заставляют во всем быть первыми. Ведь в семье только один ребенок, все внимание ему. У меня в семье было именно так: меня любили и воспитывали мягко».

Разумеется, современные принципы воспитания отличаются от древних. Существенно выросло значение образования не только мальчиков, но и девочек. Хотя, как и прежде в большинстве семей рождение мальчика более желанное, чем рождение девочки. В Китае воспитанием детей занимается страна. Для китайских семей вполне нормально отдать в ясли трех месячного ребенка. В раннем возрасте воспитание не очень строго. Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет. В Китае очень серьезно относятся к образованию и воспитанию детей, по этому к занятиям в столь раннем возрасте подходят серьезно. Малышей учат быть послушными и сговорчивыми, активными и общительными.

Дошкольное воспитание осуществляется в самых разных формах. Существуют как специализированные учебные заведения, так и частные, детские сады при общественных организациях и предприятиях. Все они придерживаются сочетания двух принципов - воспитания и физического развития. Дошкольные учреждения нацелены на всесторонне развитие ребенка. Создаются все условия для раскрытия способностей ребенка. Этими же принципами руководствуются и школы. Образование обязательно для всех детей с 6 лет.

Школьное образование.

В современном Китае, как и в большинстве стран, учебный год начинается первого сентября. Все школы в Китае имеют свою форму, которую школьники должны носить независимо от того, в каком классе они учатся. Одежда школьника состоит из рубашки, брюк (юбки) и бейсболки, на которой вышита эмблема школы. Все остальные принадлежности, без которых учеба в школах Китая не может быть полноценной, родители покупают самостоятельно. Занятия в школе начинаются с 8 утра и длятся не более восьми часов в день. Вместе с тем, в учебном плане было увеличено количество уроков физкультуры до 70-ти минут в неделю. Китайские школы особенны тем, что в каждом классе в среднем по 30-40 учеников. Процесс обучения поделен на два семестра, итоги которых выставляются в табель.

Школы в Китае проводят двенадцатилетнее образование, которое разделено на три уровня: начальная школа и две ступени средней школы. Каждый год первого сентября на занятия в школы приходит более 400 миллионов учеников с первого по двенадцатый классы. Половина из них - это первоклассники и ученики первой ступени средней школы.

Начальная школа длится 6 лет. Для того чтобы ребенка приняли в первый класс школы в Китае, как и у нас, проводят некое подобие экзаменов, чтобы определить уровень знаний ребенка в виде тестирования. Получив начальное образование после шести лет обучения, школьники сдают свои первые экзамены. Это позволяет ребенку набрать нужное число балов для поступления в среднюю школу. Высокие результаты этих экзаменов позволяют школьнику перейти в среднюю школу при ВУЗе, окончание которой гарантирует поступление в этот университет. Чтобы ребенок получил хотя бы обязательное среднее образование, он должен проучиться в школе как минимум 9 лет: 6 лет в начальной школе и 3 года первой ступени средней школы. Получение полного образования осуществляется уже по желанию родителей и самого школьника. Чтобы иметь возможность продолжить учебу в ВУЗе необходимо закончить все двенадцать классов и сдать выпускные экзамены. Но об этом чуть позже.

В больших городах полное среднее образование получают все дети, в сельской местности - половина. Все учебные заведения стремятся дать детям всесторонне и гармоничное развитие личности: физическое, эстетическое, интеллектуальное, эстетическое воспитание. За последние годы Китай достиг высокого уровня в экономической, банковской, спортивной и научной сферах. И все это благодаря методикам, которыми решаются существующие проблемы воспитания детей.

Вот как описывает воспитание в Китае Эмми Чуа, чья книга вызвала большой резонанс в США и критику в Китае: «Если российские воспитатели считают, что надо в детях вызвать интерес к учебе, то китайские воспитатели считают, что надо действовать просто муштрой. Китайские родители тратят примерно в десять раз больше времени, чем западные родители, на то, чтобы делать вместе с детьми школьные задания .

Китайские родители считают, что их дети обязаны им всем. Причина этого явления не до конца ясна, но, вероятно, это сочетание конфуцианской сыновней почтительности и того факта, что родители пожертвовали многим и сделали многое для своих детей. (И это правда, что китайские матери вкалывают как проклятые, тратя длинные изнурительные часы на то, чтобы персонально учить, тренировать и допрашивать своих детей, шпионить за ними). Во всяком случае, принято считать, что китайские дети должны тратить свою жизнь на погашение долга перед родителями, повинуясь им, и давая им поводы для гордости.

Китайские родители считают, что им лучше знать, что нужно их детям, поэтому они заставляют детей вести себя в соответствии со своими собственными желаниями и предпочтениями. Китайцы не поощряют индивидуальные притязания своих детей, создавая жесткую и требовательную воспитательную среду. Они считают, что лучший способ защитить своих детей-- подготовить их к будущему, позволив им увидеть, на что они способны и вооружив их навыками, привычкой работать и внутренней уверенностью, которую не отнимешь» .

Таким образом, воспитание в Китае опирается на тысячелетние традиции, основанные прежде всего на конфуцианстве, на имперских идеях превосходства китайского народа, что требует усилий, упорства, трудолюбия, необходимости сурового воспитания для закалки воли молодежи, поддержания идеи приоритета коллектива над личностью, всестороннего ее развития на основе сочетания идей частного предпринимательства и государственной коммунистической идеологии. Такие черты характера как вежливость, эрудиция, внутренний самоконтроль. самодисциплина и сейчас считаются приоритетными в воспитании современного Китая. При этом учитываются современные тенденции воспитания, связанные с экспериментальными школами, свободным воспитанием, направленным саморазвитие личности, что подчас приводит к противоречиям с традиционным воспитанием.

Меня всегда тянуло на восток... И чем старше я становлюсь, тем сильнее тянет. Я сменила когда-то обожаемое мной увлечение Скандинавией сначала на Китай, а теперь присоединила к нему еще и Японию. Это касается всех сторон жизни: от философии до еды.

Не так давно меня раскритиковали за мое отношение к воспитанию детей. Что ж. Я решила уточнить, что думают на этот счет так любимые мной ханьцы.

Эх! Понесло меня!.. Словно лучшие чайные листочки я отобрала источники информации, залила их своими знаниями и опытом, дала настояться и вот! Отборный экстракт! Присаживайтесь поудобнее, наслаждайтесь)))

Кратко.
История Китая, увековеченная в письменных источниках, насчитывает около 3500 лет и, согласно документальным свидетельствам, начинается с династии Шан, основание которой датируется 16 в. до н.э. Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до н.э.
Одним из наиболее значимых событий в мире в последней четверти прошлого века стал мощнейший рывок Китая. За первые 20 лет реформ Дэн Сяо Пина ВВП КНР вырос в 5 раз, доходы населения - в 4 раза, 270 млн китайцев сумели преодолеть порог бедности. Китайская экономика в 2005 г. заняла 4 место в мире после США, Японии и Германии. К 2030-м гг. Китай рассчитывает стать вторым по экономической мощи государством мира.
КНР - мощная ядерная и аэрокосмическая держава. По запасам ядерного оружия она третья, после США и России. В Китае создана широкая комплексная сеть исследовательских, конструкторских и производственно-испытательных структур ракетостроения и искусственных спутников Земли... Да и вообще, впереди планеты всей.

«Родители надеются, что их сын обязательно станет драконом, а дочь – фениксом»
家长都希望自己的儿子肯定会成为龙和一个女儿 - 凤凰

Традиционная модель семейной организации в Китае характеризовалась патриархальностью, патрилинейностью и патрилокальностью. Она сформировалась на основе конфуцианских представлений о семье и характере взаимоотношений между различными категориями родственников по крови и браку, культе предков и учении о сыновней почтительности сяо.

Китай на данный момент далеко не самая богатая страна, а большое количество детей и суровая конкуренция рынка труда не могли не сказаться на том, как воспитываются китайские дети. А сочетание с культурой Китая дало совершенно невероятный стиль воспитания, по которому можно определить всю страну целиком.

Есть у китайцев старая поговорка: "В трехлетнем возрасте видно, каким ребенок будет, когда вырастет." Именно поэтому, молодые женщины в Китае начинают воспитание своих детей с самого начала, то есть еще на стадии беременности. Будущие мамы слушают специально подобранную музыку, разговаривают с малышом, когда он находится еще в утробе. Некоторые беременные женщины в этот период смотрят только прекрасные картины, любуются красивыми предметами, стараются пребывать в спокойном настроении.

Считается, что если ребенок научился доносить руку до рта, значит его можно учить есть самостоятельно и пора отлучать от груди.

Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет.

Китайские дети в возрасте 2–3 лет уже рассказывают десятки стихов, к 3-м годам знают около тысячи иероглифов и бегло читают, а в 4-е года учатся играть на различных музыкальных инструментах или посещают спортивные секции. Конечно, все это не без помощи системы образования и усилий родителей.

После рождения ребенка у родителей прибавляется хлопот. Они покупают книги, кассеты, диски для младенцев с тем, чтобы выработать у ребенка интерес ко всему. Когда детям исполняется два-три года, родители отводят их в детский сад и одновременно с этим записывают их на различные курсы, например, курсы английского языка, игры на музыкальных инструментах, живописи, танцев, гимнастики "ушу". Часто бывает так: едва покинув детский сад, малыши тут же отправляются с родителями на какие-нибудь занятия.

Самое любимое слово китайского школьника zi xue (цзи сюе) – это не просто выполнение домашнего задания, это самообразование, самосовершенствование в области знаний.

Составляющими системы образования в Китае являются дошкольное образование, начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа, университет, аспирантура.

Учреждениями дошкольного образования являются детские сады, которые делятся на государственные и частные. Их посещают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Цель дошкольного образования – подготовка ребенка к обучению в школе, к продуктивному освоению школьной программы.

В начальной школе обучение длится шесть лет, начиная с шестилетнего возраста. Здесь закладывается прочный фундамент для дальнейшего обучения: постигаются азы грамоты, формируются начальные знания о природе и обществе, уделяется внимание патриотическому и физическому воспитанию. Основными предметами обучения выступают родной язык, математика (упор идет на эти предметы), естествознание, физкультура, музыка, мораль и этика, иностранный язык (с 3-го класса, чаще – английский). Кроме того, начиная с 4-го класса, две недели в году учащиеся проводят на работах в мастерских и фермах, а как минимум один день в неделю они заняты на внеклассных мероприятиях и в общественной деятельности.

Средняя школа в Китае состоит из двух ступеней – неполная и старшая.

Для того, чтобы поступить в среднюю школу первой ступени, ученики сдают сложнейшие экзамены, задания в которых обычно на порядок сложнее того материала, который положен по программе.

По достижении учащимися 12-13 лет они начинают обучение в неполной средней школе, или средней школе первой ступени. Обучение длится три-четыре года. Основными учебными дисциплинами на первой ступени являются родной язык, математика, иностранный язык, информатика, мораль и этика, физика, химия, политическая грамота, география.

Девятый класс – это заключительный этап обязательного школьного образования в КНР.

Средняя школа второй ступени в Китае – это полная средняя школа (старшая школа). Возраст учащихся, поступающих на вторую ступень, – 15-16 лет. Обучение здесь длится от двух до четырех лет – в зависимости от выбранного учебного курса: академический или профессионально-технический профили.

Задача общеобразовательных средних школ в Китае – сформировать рабочего человека либо хорошо подготовленного абитуриента для поступления в высшие учебные заведения.

Академический профиль – это, по сути, стандартная средняя школа, дающая возможность впоследствии поступить в вуз.

Профессионально-технический профиль представлен учебными заведениями нескольких типов: специальные технические, технические, профессиональные или сельскохозяйственные школы. Продолжительность обучения в специальных технических школах – 4 года. Программы рассчитаны на обучение специалистов таких областей, как сельское хозяйство, медицина, экономика, юриспруденция и др. Технические школы занимаются подготовкой специалистов сталелитейной, текстильной, топливной и фармацевтической промышленности. Срок обучения в профессиональных или сельскохозяйственных школах – три года, но они считаются наименее престижными.
По окончании учебного заведения многие выпускники получают работу по распределению.

Программы средней школы в Китае ориентированы на умственное, физическое, нравственное и художественное воспитание учащихся. Основными учебными дисциплинами в средней школе КНР являются родной язык, родная литература, математика, история, физика, химия, биология, география, иностранный язык, политическая грамота, физиология, физкультура, музыка, изобразительное искусство.

Учебный год начинается в сентябре, длится 9,5 месяцев и состоит из двух семестров. Каникулы – с января по февраль и с июля по август. Занятия – 5 дней в неделю.
В ходе обучения по академическому профилю средней школы учащиеся сдают несколько типов экзаменов, один из которых – выпускной.

Для получения аттестата о школьном образовании учащиеся обязаны сдать экзамены по предметам: китайский язык, математика, иностранный язык, физика, химия, политология, история, география, информатика и биология.
Единый выпускной школьный экзамен (аналог российского ЕГЭ) проводится в мае одновременно по всей стране. Оценка знаний выпускников осуществляется по 100-балльной шкале.

В китайских школах звонок собирает жаждущих науки в 7.30 утра. Надо успеть позавтракать, большой перемены после второго урока не дождешься. Поэтому не позже, чем в 6.30 даже недалеко живущему школьнику будильник поет на ухо бодрую песенку: «Цзао шан хао!» Первый урок - гимнастика тай-чи. Здесь ученики занимаются тем же, чем и пенсионеры в 5 утра на набережной: высвобождают созидательную жизненную энергию в организме. В 11.30 - перерывчик, довольно ощутимый (3 часа), но придуманный никак не для самопроизвольного времяпровождения. За это время необходимо добраться до дома, плотно пообедать и хорошенько поспать. Китайскому ребенку даже в голову не придет променять дневной сон на компьютерную стрелялку. Иначе ему просто не выжить в этом «познавательном» марафоне. Иногда дети спят в школе: засыпают по звонку, лежа на парте, и просыпаются по звонку.

В 14.30 родные классы вновь заключают детей в свои прочные кирпичные объятия, на этот раз до пяти вечера. В 17.00 школяра можно назвать вольной птицей, но всего лишь на два часа. Семейный ужин - святое дело! А в 19.00 неунывающий велосипед отвезет своего прилежного хозяина на трехчасовое самосовершенствование. Туговатую лямку самообразования юные китайцы обычно тянут в библиотеке. За ними не наблюдают видеокамеры или учителя, или родители. И тишина гробовая. Учитель, конечно, присутствует, где-то там попивая зеленый чаек, но не для стойкого стояния над нежной детской душой, а чтобы ответить на возникающие вопросы.

После библиотеки школьники спешат домой, где их ждет объемистое домашнее задание.

В последнем классе средней школы, где детей готовят к экзамену в старшую школу, в день не менее 8 – 9 уроков: пять уроков в первой половине дня, четыре урока во второй. Каждый день на последнем уроке контрольная работа a.k.a.

Во многих средних школах есть интернаты для проживания учеников. В интернат запрещается проносить электронные устройства, то есть все айфоны, айпады и компьютеры дожидаются своих хозяев дома, где последние проводят свои выходные – ученики возвращаются домой в пятницу вечером, а в воскресенье вечером снова в общежитие.

Увидеть китайского ребенка школьного возраста днем на улице - такое возможно только летом. Но не пасующим в беззаботном упоении пинг-понговый шарик. Даже летом голодные до азбучных истин дети спешат вкусить от древа познания. по закону дети не обязаны летом посещать школу. Но если ребенок решит похвастаться тем, что в их школе нет летних занятий, все сидящие рядом китайцы неодобрительно закачают головами: «Это плохая школа»…

Родители учащихся средней школы обычно приглашают на дом репетиторов. За это им приходится выкладывать кругленькую сумму.

К школьному спорту в Китае тоже относятся серьезно, китайские подростки уверенно побеждают на олимпиадах. Принципы местного воспитания прямо толкают их к этому: победа любой ценой, жесткая дисциплина, занятия «через не могу»… Тут сложно не стать лучшим спортсменом.

Система высшего образования в Китае включает в себя университеты, колледжи и профессиональные высшие школы.
Высшие учебные заведения в КНР ориентированы на развитие науки, техники и культуры, на подготовку высококвалифицированных кадров, на формирование конкурентоспособного образования в рамках мирового образовательного процесса. В целях полного удовлетворения потребностей модернизации экономики усовершенствован перечень учебных специальностей, сделан акцент на политические, экономические и юридические науки, финансы, машиностроение, архитектуру, электронику, компьютерные технологии, легкую и пищевую промышленность.

Иметь высшее образование в Китае очень престижно. В системе национальных ценностей и приоритетов образование занимает, пожалуй, ведущее место.
Высшее образование имеют шанс получить выпускники средних школ с академическим профилем и выпускники специальных технических школ.
В зависимости от результатов, полученных на выпускном школьном экзамене, абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в тот вуз, категория которого соответствует набранным баллам.

Для поступления в вуз абитуриенты обязаны сдать специальный экзамен по семи предметам.

При поступлении в отдельные университеты конкурсы составляют 200-300 человек на место, а потому зачисление в вуз становится для абитуриента настоящим достижением.
В Китае преобладает платное высшее образование, но и на «коммерческую основу» поступить не так-то легко – все абитуриенты идут на общих основаниях. У одаренных молодых людей есть шанс получить высшее образование бесплатно. Кроме того, в некоторых случаях за обучение платит предприятие, на котором работал студент. Одаренные студенты пользуются и некоторыми льготами в виде государственной стипендии или субсидий от предприятий и организаций.
Срок обучения в узкопрофессиональных вузах с краткосрочным курсом обучения (неполные колледжи, или колледжи короткого цикла) – два-три года. Выпускники этих учебных заведений – дипломированные специалисты среднего звена для работы в различных отраслях промышленности.
Колледжи с четырехлетней программой бакалавриата принимают выпускников специальных технических и обычных средних школ. По окончании обучения выпускникам выдается диплом по специальности либо присваивается степень бакалавра.
Получение степени бакалавра в университете занимает 4-5 лет.
Обучение в аспирантуре может осуществляться с отрывом и без отрыва от производства. Подготовка аспирантов делится на две категории: подготовка специалистов с ученой степенью магистра (срок обучения – два-три года; возраст аспиранта – не более 40 лет) и подготовка специалистов с ученой степенью доктора наук (продолжительность обучения – три года; возраст аспирантов – не более 45 лет).

Логическая цепочка причин, по которым возможен столь самоотверженный и непосильный труд на образовательном поле, до боли проста и понятна: собственное прекрасное будущее в условиях экономической глобализации зависит от твоего рабочего места (кресло директора компании или скамейка в коридоре ожидания трудовой биржи…). Острая конкуренция при трудоустройстве нипочем только прилично образованной личности, то бишь от результатов вступительных экзаменов в вузы всецело зависит судьба человека, и если учесть, что число мест в них строго ограничено, а желающих присесть даже не в десятки, - в сотни раз больше, - выходит, что для китайца успешная карьера начинается уже в школе, если не в детском саду. Страна, сияющая сегодня фейерверками разноцветного неона, весьма озабочена воспитанием креативных детей. Плюс еще традиционно высокий престиж образования и важность сохранения «лица» семьи, просветленного конфуцианской мудростью.

«Тому человеку, кто был твоим учителем хотя бы один день, ты обязан до конца своих дней»
你欠了他的余生来谁是你的老师至少有一天的人
Уважение к учителю, уважение к старшим по возрасту и уважение к старшим по положению людям – три основополагающих момента в воспитании детей.

От детей требуют покорности и исполнительности, этим воспитывают ответственность и дают знать, где твое место. Ученики уважают учителя, приветствуют его стоя и провожают из класса тоже стоя. Любое действие ученик совершает только с позволения учителя.

Школьников кое-где еще могут бить по рукам и дать затрещину, если он переходит некоторые рамки (например, если он болтает на уроке или играет). В классах во время уроков обычно гробовая тишина. Выйти в туалет во время урока не позволят. Урок идет – терпи. Не пускают на уроке отвлекаться. Поэтому, если у ребенка проблемы с недержанием - надевают памперсы.

Дети выходят из школы после уроков ровными рядами, построенные парами, с учительницей во главе. Прощаются с учителем во дворе и расходятся по домам. А в маленьких городках и до дома школьники идут цепочкой. За воротами расходятся два «ручейка» налево и направо. И постепенно растворяются во дворах.

Почитание предков – одна из основных ценностей китайского общества. Соответственно, почитание родителей – это то, на чем зиждится вся система воспитания подрастающего поколения в Китае. «Основной ценностью в китайской культуре является идея ”сыновьей благодарности”, что в более широком смысле означает почитание, уважение и чувство признательности не только к родителям, но и ко всем предкам. В Китае дети обязаны не только слушаться своих родителей, но и заботиться о них».

Проблемы воспитания в китайских семьях совсем не такие как у нас. Представьте ситуацию, мама заходит в магазин и говорит ребенку: «Подожди», и ребенок ждет час, а то и два без капли переживаний. Представьте, если бы подобное сказала наша мама и что бы за эти два часа успел сделать ребенок.

Покорность и самопринижение – два основных фактора в воспитании китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью везде и повсюду, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Вроде бы все вполне нормально, но в тоже время считалось, что пол грязный, и ребенку не разрешали ползать по полу. Большую часть времени малыш сидел на стуле, случалось, что даже привязанным. Со временем стили воспитания изменились, но покорность и принятие всего со смирение остались как основные принципы.

Конфуцианство

Все - от императора до простого человека - сходятся во мнении о том, что воспитание ребенка - прямая обязанность родителей. Следует оценить то, что в течение нескольких тысяч лет, на протяжении развития традиций китайского народа, очень ценилось правильное домашнее воспитание и всегда считалось, что воспитывать детей - долг родителей. Те родители, которые лишь вырастили детей, не воспитывая их должным образом, не считались полноценными родителями. Еще в древнем китайском стихотворении было сказано, что «вырастить, но не воспитать - вина отца». Если человек хотел быть полноценным родителем, он должен был придерживаться принципов традиционного воспитания. Считалось, что человек должен воспитывать своего ребенка не только в юном возрасте, но и на протяжении всей своей жизни. Со временем понятия о воспитании детей постепенно расширялись.

Домашнее воспитание всегда было важным не только для детей и семьи, но также и для развития общества и страны в целом, так как полагалось, что страна должна быть одной большой семьей. Ребенок должен был осознать с раннего детства, что он должен заботиться не только о своей семье, но и обо всей стране.

B первую очередь ребенка приучали достойно вести себя в обществе, а уж потом его учили правильно выполнять свои обязанности, действовать. В Китае говорят: «Если хочешь добиться успеха на работе, нужно вести себя как достойный человек («стать человеком»)». По теории Конфуция, человек прежде всего должен обладать «жэнь» - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления «жэнь» - справедливость, верность, искренность и т.д.

Чтобы Дети стали самостоятельными, их с детства необходимо приучать к труду и правильному обращению с деньгами. Родители не должны откладывать материальные средства для будущего своих детей, чтобы дети не надеялись на эти деньги. Также дети не должны пользоваться социальным статусом своих родителей.

Согласно китайским традициям можно выделить важные положительные качества человека: самостоятельность, трудолюбие, любознательность, любовь и уважение к родителям и родственникам, верность своей стране, патриотизм, качественное выполнение работы, смелость, неконфликтность, честность, вежливость. Эти качества являются основным содержанием в традиционном воспитании.

Уже в древнем Китае люди знали значимость семейного воспитания в период дошкольного возраста, знали, что воспитание гораздо легче, чем перевоспитание.

Еще один принцип любовь и строгость: не баловать ребенка, показывать правильные образцы, знать добро и зло.

Также в воспитании ребенка важной является хорошая окружающая среда. В любой литературе, связанной с воспитанием, говорят об одной матери «Мень», которая переехала трижды, чтобы иметь хороших соседей, которые могли бы положительно влиять на развитие ребенка. Древние ученые считали, что окружающая среда, это «воспитание без слов».

Оформление личного качества честности в раннем возрасте особенно сильно, если у человека оформилась неверность, потом он не скоро отделается от этого. Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка.

Постоянные и последовательные примеры родителей имеют положительное влияние. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Родители должны воспитывать детей не только на словах, но и своими положительными примерами поведения.

До политики «планового деторождения» в китайских семьях обычно имели несколько детей, любить каждого в многодетной семье важно. Согласно старинным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботиться о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков.

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство - это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа специального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о «сяо», сыновней почтительности. Смысл «сяо» - служить родителям по правилам «ли», похоронить их по правилам «ли» и приносить им в жертву по правилам «ли».
Конфуцианский культ предков и нормы «сяо» способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремление к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицу, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы «потерять лицо», а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.
Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

В феодальном Китае вся китайская нация, носившая название «сто семейств», рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновью любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т.е. отцу, так и главе большой семьи, т.е. императору. Эта традиция сохранилась и поныне. Традиция воспитания подчинения и уважения старшим прививается с детства. Эта традиция является обязательной как дома, в школе, в обществе, так и на работе.

Не менее сильной культурной традицией в деле воспитания детей в Китае является стремление родителей дать своим детям максимум, в надежде такой же максимум от детей получить. Для Китая, как ни для какой иной страны в мире, характерно постоянное давление на ребенка, которое оказывается с единой целью: добиться максимального успеха в жизни, стать первым среди равных, а лучше – среди первых.

В Китае взрослые внушают детям, что жизнь сурова, и надо много работать, много знать и прекрасно выглядеть. Назвать располневшую дочку жирдяйкой или сообщить ребенку, что у него не голова, а мусорная яма, китайская мама не погнушается.

Она никогда не похвалит дочь или сына за второстепенную роль в школьном спектакле и за оценку «хорошо»: он должен играть только главные роли и получать только лучшие оценки. Если это случается – ребенку достается восторг семьи, который побуждает его добиваться следующих вершин.

Запретов у китайских детей и подростков много: если ребенок играет на музыкальном инструменте, пропускать занятия нельзя, еще нельзя уделять друзьям слишком много времени, нельзя позволять себе играть в компьютерные игры и так далее.
Зато выросший китаец никогда не скажет своим родителям, как европеец и русский: «Зачем вы заставляли меня так много заниматься? У меня не было детства!»

Китайские родители, считают, что дети обязаны им всем (так называемая «конфуцианская сыновья почтительность»). И дети воспитываются с постоянным чувством обязательства перед папой и мамой, дедом и бабулей.

Китайцы ценят силу, а не слабость, часто относятся к детям как ко взрослым людям, ругают их почем свет стоит, требуют. Не стесняются в выражениях, называют вещи своими именами: «Ты ленивый! Ты жирный!» При этом они тратят кучу денег на воспитание и образование детишек, порой всю жизнь с момента рождения чада копят на его будущую учебу в институтах. Китайские родители все решают за своих детей! Поэтому девочки здесь не ходят в походы с ночевкой и не заводят бойфрендов во время учебы в институте. Здесь не бывает семейных студентов! Китайцы начинают готовить ребенка к будущей «войне за выживание» с самого малого возраста. Поэтому и не приходится удивляться их выносливости. С детства многие знают, что конкуренция – это жестокая вещь. Не хочешь учиться – будешь работать за «еду», как раб. И в итоге мы видим, чего добился Китай! Огромное количество китайцев в науке, бизнесе, культуре сейчас по всему миру, заняты и в США, и в Европе, и идут все вперед!

Не благодаря ли таким методам образования, просвещения и воспитания поколений граждане КНР сообща добились громадных, признанных всем миром успехов в спорте, экономике, науке, технике, да в чем угодно еще?

Со стороны кажется, что все победы Китая основаны на патологическом патриотизме, личном честолюбии каждого отдельного человека и четком выполнении народом задач партии и правительства КНР. Китай – это по-настоящему мощная «машина» и великая держава, и, по большому счету, благодаря каждому из ее граждан.

И в конце я хотела бы привести отрывок из книги "Боевой клич матери-тигрицы" ("Battle Hymn of the Tiger Mother") живущей в США китаянки Эми Чуа (Amy Chua), профессора права в Йельском университете.

«Многие люди удивляются, как китайским родителям удается воспитывать таких успешных детей. Что делают эти родители, чтобы вырастить таких умных математиков и виртуозных музыкантов, что происходит в их семьях, и можно ли устроить то же самое в своей семье. Я могу рассказать, потому что я сама сделала это. Вот вещи, которые моим дочерям Софии и Луизе никогда не разрешалось делать:
· ходить на вечеринки с ночевкой
· заводить дружков
· участвовать в школьных спектаклях
· жаловаться на то, что им не дают участвовать в школьных спектаклях
· смотреть телевизор или играть в компьютерные игры
· самостоятельно выбирать себе факультативные занятия
· получать оценки ниже "пятерки"
· не быть "учеником номер 1" в каком-либо предмете, кроме физкультуры и драмы
· играть на каком-либо инструменте, кроме пианино и скрипки
· не играть на пианино или скрипке

Несмотря на всю нашу борьбу с культурными стереотипами, есть множество исследований, которые показывают заметные и даже поддающиеся оценке различия между китайцами и людьми Запада в отношении воспитания детей. В одном таком исследовании, где участвовало 50 американских матерей и 48 матерей-иммигранток из Китая, около 70% западных мамаш заявили, что "требовать от детей выдающихся успехов в учебе нехорошо" и что "родители должны стараться сделать обучение приятным".

В тоже время, почти никто из китайских матерей не поддержал такие идеи. Вместо этого они сказали, что их дети должны быть "лучшими учениками" и что "успехи в учебе отражают правильное воспитание". А если ребенку не дается учеба, это ошибка родителей, которые "не делают свою работу".

Согласно другим исследованиям, на обучающие занятия со своими детьми китайские родители тратят примерно в 10 раз больше времени в течение дня, чем западные родители. В то же время западные дети больше занимаются в спортивных секциях.
Китайские родители понимают простую истину: никакое занятие не будет приятным, если ты не научился делать это хорошо. Чтобы достичь совершенства в любом деле, нужно работать, а дети сами по себе никогда не хотят работать - вот почему не нужно идти у них на поводу. Это требует от родителей упорства, потому что ребенок будет сопротивляться; вначале всегда трудно, и именно поэтому западные родители быстро сдаются. Но если не сдаваться, колесо китайской методики начинает крутиться. Упорная практика, практика, и еще раз практика - вот что важно для совершенства; правило "повторенье-мать-ученья" в Америке очень недооценивают.

Как только ребенок достигает успеха в чем-нибудь - будь то математика, музыка, конструирование или балет - он получает в ответ признание, восхищение и удовольствие. Именно так воспитывается уверенность. И та деятельность, что раньше была неприятной, начинает приносить радость. А это, в свою очередь, стимулирует еще более упорную работу.

Китайские родители легко справляются с вещами, которые ставят в тупик западных родителей. Однажды в юности, когда я повела себя неуважительно по отношению к матери, мой отец назвал меня "мусором" на нашем родном диалекте. Это сработало. Я почувствовала себя ужасно, мне стало стыдно за свой проступок. Однако это вовсе не повредило моей самооценке. Я точно знала, как сильно меня любит отец. И я вовсе не стала считать себя мусором.

Будучи взрослой, я однажды проделала то же самое с моей дочерью Софией, назвав ее "мусором" по-английски, когда она вела себя ужасно по отношению ко мне. Когда я упомянула эту историю в гостях, меня немедленно подвергли критике. Одна из присутствовавших женщин по имени Марси так расстроилась, что зарыдала и вскоре покинула нашу компанию. А моя подруга Сюзан, хозяйка дома, долго пыталась реабилитировать меня в глазах других гостей.

Это факт: китайские родители могут делать то, что невероятно - или даже не очень легально - для западных родителей. Китайская мать вполне может сказать дочке "Эй ты, жирная, ну-ка сбрасывай вес!" В той же ситуации западные родители сюсюкают, ходят вокруг проблемы на цыпочках и используют отвлеченные слова типа "здоровье". Тем не менее, их дети оказываются у психотерапевтов с разными расстройствами и негативной самооценкой. Однажды я услышала, как западный папаша фальшиво подлизывается к своей взрослой дочери, называя ее "прекрасной и невероятно умной". Позже она призналась мне, что именно от этих слов почувствовала себя как мусор.

Китайские родители могут приказать своим детям учиться на "пятерки". Западные родители могут только просить, чтобы ребенок постарался сделать "лучшее, что у него получится". Китайская мать говорит: "Ты ленивый, все твои одноклассники обошли тебя". Тем временем западная мать будет бороться со своими противоречивыми чувствами относительно слабых достижений ребенка, будет пытаться убедить себя, что она не расстроена из-за провалов своих детей.

Я много думала о том, каким образом китайским родителям удается такой подход. Мне кажется, это связано с тремя большими различиями в сознании китайских и западных родителей.

Во-первых, я заметила, что западные родители очень обеспокоены самооценкой своих детей. Они переживают о том, как будет чувствовать себя ребенок в случае неудачи, и они постоянно пытаются уверить своих детей в том, как они хороши - невзирая на посредственные результаты в тестах или прослушиваниях. Иными словами, западные родители озабочены психикой ребенка. А китайские - нет. Они подразумевают в своих детях силу, а не хрупкость. И в результате ведут себя совершенно иначе.
К примеру, если ребенок принес домой "пять с минусом" за контрольную, западный родитель скорее всего похвалит его. Китайская мать в такой ситуации придет в ужас и спросит, что случилось.

Если ребенок пришел с "четверкой", многие западные родители все еще будут его хвалить. Некоторые выразят неодобрение, но все равно постараются сделать так, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта; они не назовут его "дураком" или "уродом". Между собой западные родители будут переживать, что ребенок не очень хорошо учится, или ему не нравится данный предмет, или может быть расписание уроков неудачное, или вообще вся школа плохая. Если оценки ребенка не улучшатся, западные родители, возможно, пойдут жаловаться директору школы на неправильную программу или на неквалифицированного учителя.

Если китайский ребенок явится домой с "четверкой" - чего вообще никогда не должно случиться - это приведет к атомному взрыву криков и выдиранию волос. А затем страшно расстроенная мать-китаянка возьмет десятки или даже сотни заданий по данному предмету и будет выполнять их вместе с ребенком - до тех пор, пока он не получит "пять".
Китайские родители требуют отличных оценок, потому что верят, что их дети могут получить такие оценки. Если не получается - значит, ребенок недостаточно работал. Именно поэтому в ответ на плохие оценки они будут критиковать, наказывать и стыдить ребенка. Китайские родители верят, что их ребенок достаточно силен, чтобы выдерживать эти наезды и совершенствоваться благодаря им. А когда ребенок достигнет успеха, родители щедро одарят его дома плодами своей родительской гордости.

Во-вторых, китайские родители считают, что их дети в долгу перед ними... практически во всем. Причина такого отношения не очень ясна, но возможно, это смесь конфуцианского "сыновьего благочестия" и того факта, что родители приносят себя в жертву детям. И действительно, китайские матери проводят долгие часы в траншеях этой войны за детское образование, лично занимаясь уроками и постоянно следя за своим ребенком. Так или иначе, есть общепринятая истина, согласно которой китайские дети должны потратить жизнь на то, чтобы воздать должное своим родителям - подчиняясь им и вызывая их гордость своими достижениями.

Западные родители, как мне кажется, не считают своих детей "вечно-обязанными". И даже мой муж Джед придерживается другой морали. "Дети не выбирают родителей, - сказал он мне однажды. - Они даже не выбирают, когда родиться. Это родители дают им жизнь, и значит, родители обязаны помогать детям. А вот дети ничего родителям не должны. Они будут должны только своим детям". Эти слова поразили меня как ужасный пример западного мышления.

В-третьих, китайские родители верят: только они знают, что нужно их детям в жизни - и потому отвергают все собственные желания и интересы детей. Именно поэтому китайским девочкам не разрешается заводить бойфрендов в старших классах или ходить в походы с ночевкой. Не поймите меня неправильно. Такое отношение не значит, что китайским родителям наплевать на своих детей. Ровно наоборот! Они отдадут жизнь за своих детей. Просто это совершенно другая модель родительства.

Западные родители очень беспокоятся о самооценке детей. Но самая худшая вещь, которую вы можете сделать для самооценки ребенка - это позволить ему сдаться. А с другой стороны, лучший способ поднять самоуважение - это сделать что-то, о чем ты раньше думал, что не можешь.

Сейчас выходит много книг, где азиатских матерей изображают консервативными, черствыми, зашоренными людьми, которые игнорируют интересы своих детей. Со своей стороны, многие китаянки втайне уверены, что заботятся о своих детях и готовы пожертвовать им гораздо больше, чем западные родители - которым наплевать, что ребенок плохо учится. Я думаю, здесь есть перегибы с обеих сторон. Все ответственные родители хотят лучшего для своих детей. Просто все по-разному понимают это "лучшее". На Западе уважают личность детей, поощряют их самостоятельность и собственные интересы, обеспечивают позитивное закрепление уроков и дружественную образовательную среду. Тем временем китайцы считают, что лучшая защита детей - это подготовка к суровому будущему, осознание своих сил и вооружение такими умениями, привычками и самоуважением, которых никто не сможет отобрать...»

И еще немного видео

Дошкольное воспитание в Китае осуществляется совместными усилиями всего общества в разных формах и по разным каналам. Помимо административных органов просвещения разных ступеней, государство поощряет предприятия, непроизводственные и общественные организации, а также отдельные лица на открытие детских садов согласно соответствующим правилам. Придерживаясь принципа "сочетания воспитания с физическим развитием", все детские сады помогают детям всесторонне развиваться в физическом, умственном, эстетическом и других отношениях, чтобы с юного возраста обеспечить гармоничное развитие личности. В детсадах основным средством воспитания служит игра, там созданы благоприятные условия для развития детей, им обеспечена возможность показать себя и проявлять способности.

Государство выработало цензы квалификации и порядок аттестации воспитателей детсадов. В стране открыто 67 педагогических училищ дошкольного воспитания, в части профессиональных школ учреждены специальности дошкольного воспитания, в результате в основном сформировалась система подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного воспитания. Благодаря принятым государством "Правилам управления детскими садами", "Порядку работы в детских садах" и другим документам управление детсадами поставлено на научную и систематизированную основу.

Стили воспитания детей в Китае существенно отличаются от европейских. В Китае воспитанием детей заботится страна. Для китайских семей вполне нормально отдать в ясли трех месячного ребенка. В раннем возрасте воспитание не очень строго. Маленькие китайцы могут заснуть в любой позе, они спокойны и не прихотливы. Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет. В Китае очень серьезно относятся к образованию и воспитанию детей, по этому к занятиям в столь раннем возрасте подходят серьезно. Малышей учат быть послушными и сговорчивыми, активными и общительными.

Покорность и самопринижение – два основных фактора в воспитании китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью везде и повсюду, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Вроде бы все вполне нормально, но в тоже время считалось, что пол грязный, и ребенку не разрешали ползать по полу. Большую часть времени малыш сидел на стуле, случалось, что даже привязанным. Со временем стили воспитания изменились, но покорность и принятие всего со смирение остались как основные принципы.

Воспитание девочек и мальчиков Древнем Китае.

Согласно китайским традициям, процесс воспитания детей начинался с момента появления младенца на свет. Например, считалось, что когда малыш сможет самостоятельно донести до рта свою маленькую ручку, необходимо отлучать его от груди, начиная тем самым прививать навыки самостоятельности. Но при этом такое раннее воспитание было абсолютно не навязчивым.

Рождение мальчика – большой праздник в китайской семье. Воспитание мальчика – это важное событие. Согласно народной традиции беременной женщине отправляли в подарок волчка на веревочке, который поможет родить наследника мужского пола. Если рождался мальчик, его одевали в красную одежду, что символизировало радость, и показывали всем знакомым и родственникам. В основе воспитания лежит уважение к отцу семьи и это отражается на содержании воспитания мальчиков и девочек.

Древнего Китая мальчиков обучали основным понятиям, а также представлениям о мироздании. В обязательном порядке изучали три начала, а именно небо, землю и человека; четыре времени года, а также четыре части света. Кроме того, изучалась теория пяти элементов и теория пяти добродетелей, основы музыки, нормы социального поведения и, конечно, китайские ритуалы. Следует отметить, что основными факторами воспитания мальчиков были игры, целью которых была подготовка к последующей трудовой деятельности. Чаще всего игры мальчиков имитировали всевозможные производственные работы, при этом во время таких игр отрабатывались навыки традиционных занятий настоящего китайского мужчины. Проще говоря, в Китае воспитывались настоящие терпеливые труженики, готовые к многочасовой и неустанной работе.

Девочек учили вежливости, песням нравственного содержания, знакомили с календарем. Мальчики же ходили в школу. Девочкам достаточно было научится быть скромными, послушными, пассивными и вести домашнее хозяйство. Мальчиков воспитывали по средствам игр, трудового содержания. В мальчиках воспитывали настоящих тружеников, готовых к трудоемкой многочасовой работе.

Рождение девочки - не столь ожидаемое событие в семье. Девочкам с детства демонстрировали неравноправие с мальчиками. Особенно в селах достаточно распространенными были девичьи имена, которые переводятся как «большая ошибка». И конечно же мальчики и девочки воспитывались отдельно.

Воспитание в современном Китае.

Разумеется, современные принципы воспитания отличаются от древних. Современный Китай сильно отличается от прошлого и внешне и по укладу жизни. Существенно выросло значение образования не только мальчиков, но и девочек. Хотя как и прежде в большинстве семей рождение мальчика более желанное, чем рождение девочки. Дошкольное воспитание осуществляется в самых разных формах. Существуют как специализированные учебные заведения, так и частные, детские сады при общественных организациях и предприятиях. Все они придерживаются сочетания двух принципов – воспитания и физического развития. Дошкольные учреждения нацелены на всесторонне развитие ребенка. Создаются все условия для раскрытия способностей ребенка. Этими же принципами руководствуются и школы. Образование обязательно для всех детей с 6 лет. Начальная школа длится 6 лет, и 3 года – средняя. В больших городах полное среднее образование получают все дети, в сельской местности – половина. Все учебные заведения стремятся дать детям всесторонне и гармоничное развитие личности: физическое, эстетическое, интеллектуальное, эстетическое воспитание.

За последние годы Китай достиг высокого уровня в экономической, банковской, спортивной и научной сферах. И все это благодаря методикам, которыми решаются существующие проблемы воспитания детей.

Все родители мечтают, чтобы их дети выросли успешными и состоятельными людьми. Однако как воспитать гениального математика, бизнесмена или одаренную творческую личность, знают далеко не все. В этом плане чрезвычайно интересен опыт китайских родителей, принципы воспитания у которых кардинально отличаются от подходов к воспитательному процессу жителей Европы.

Феномен китайской мамы

Чтобы лучше понять принципы воспитания детей в Китае, обратимся к книге американки китайского происхождения Эми Чуа. Являясь выпускницей Гарварда и профессором Йельского университета, Эми прославилась тем, что вырастила двух своих дочек по китайской системе, а затем написала об этом книгу, которая вызвала огромный резонанс в США и Европе, и стала настоящим бестселлером.

Необычность китайского подхода в воспитания детей заключается в абсолютном послушании родителям, а девиз, который китайцы внушают своим детям, звучит так: «Будь первым, иначе все, что ты делаешь, не имеет смысла!». Категорично, не правда ли?

Эми сама воспитывалась в семье, где было четверо детей. Причем одна из девочек болела синдромом Дауна. Но эта особенность не мешала родителям нашей героини относиться ко всем дочерям одинаково строго. В итоге три старшие дочери и стали успешными высокообразованными личностями, а четвертая выиграла чемпионат мира по плаванию среди инвалидов. По словам родителей Эми, нужно было лишь прочувствовать девочку, найти в ней талант и приложить усилия к его развитию. И китайская мама Эми с этим успешно справилась.

Успехи родителей дали нашей героине понимание того, как надо воспитывать своих детей. Эми уверена, что родители просто обязаны позаботиться о том, чтобы раскрыть таланты своего ребенка и подготовить его к борьбе за первенство. И следуя своим принципам, китайская мама установила для своих дочерей жесткие ограничения.

Вот основные запреты, которые были установлены для дочерей Эми:

  • ходить на школьные праздники;
  • ночевать вне дома;
  • участвовать в школьных спектаклях и ныть по этому поводу;
  • получать любые отметки, кроме высшей;
  • играть в компьютерные игры и смотреть телевизор;
  • не быть лучшим учеником по любому предмету (кроме драматического искусства и физкультуры);
  • играть на музыкальных инструментах (кроме скрипки и фортепиано);
  • не играть на скрипке и фортепиано.

Различия между китайским и европейским подходом к воспитанию

Китайцы уверены, что научиться чему-либо можно лишь в том случае, если постоянно заниматься и тренироваться. А учитывая, что дети хотят лишь играть и беззаботно проводить время, родители просто обязаны решить, чем заниматься их детям.

Работа над школьными домашними заданиями с детьми и их увлечениями требует большой силы духа от родителей, ведь ребенок обязательно будет сопротивляться. Тем не менее китайцы уверены, что не добившись успеха – не получишь удовольствия, а значит, все время, потраченное на достижение цели, потрачено впустую. Именно поэтому даже там, где европейские или американские родители сдаются и дают слабину, китайские родители показывают стойкость характера.

Для достижения цели важна практика, практика и еще раз практика! В странах Европы и Америки механическое повторение в большинстве своем недооценивают, однако жизнь показывает, что заставляя ребенка заниматься учебой, спортом или творчеством, в определенный момент он обязательно начинает делать успехи. Похвала и восхищение его успехами вызывают у ребенка чувство удовлетворения, и он начинает с энтузиазмом заниматься тем, что раньше не доставляло ему удовольствия.

В случае с Эми ее дети, София и Лулу, занимались игрой на пианино и скрипке, соответственно. И здесь строгость китайской мамы проявлялась в полной мере. Западным родителям может показаться слишком жестоким, заставлять свое чадо заниматься музыкой ежедневно по 30 минут в день. А вот для китайцев это ерунда. Родители нередко заставляют своих малышей тренироваться по два, и даже по три часа!

Отдельного разговора заслуживает учеба, которая также выявляет существенные различия между китайскими и европейскими родителями. Показателен эксперимент, в котором участвовали 50 американских матерей и 50 матерей, выходцев из Китая. Почти 70% матерей с Запада согласились с доводом, что «требовать от ребенка успехов в учебе – дурно». По их словам «родителям следует укреплять своих малышей в мысли, что учеба должна приносить радость».

Знаете, сколько матерей из Китая согласились с этим доводом? – 0%! Родители китайских малышей откровенно заявили, что уверены – их дети могут быть лучшими учениками, а школьная успеваемость – показатель успешного воспитания ребенка. В этом плане, если ребенок не учится на одни пятерки, это тревожный звонок, говорящий о том, что родители не выполняют своих обязанностей.

В то же время, исследования показывают, что родители из Поднебесной тратят в 10 раз больше времени на то, чтобы выполнять домашние задания со своими детьми. В то же время, дети из западных стран и США больше времени уделяют спорту и чаще являются участниками школьных спортивных команд.

Плоды «тигриного воспитания»

Родителям из Европы может показаться жутким и бесчеловечным такой подход к воспитанию собственных детей, однако факты говорят сами за себя. Старшая дочь Эми, 18-летняя София, стала выдающейся пианисткой и выступала в знаменитом Карнеги-холле. К тому же дочь пошла по стопам матери, поступив в Гарвардский университет на факультет юриспруденции. Младшая дочь Лили еще учится в школе, но по всем предметам имеет высший балл. Да и мировая статистика подтверждает, что китайское воспитание дает результат. Пять из десяти богатейших женщин в мире – китаянки по происхождению!

Почему китайским родителям все сходит с рук

У многих возникает вопрос, а не возненавидят ли дети своих строгих родителей, став взрослыми. Жизнь показывает, что дети, воспитанные в суровых условиях не испытывают ненависти к своим родителям. Более того, в своих неудачах они винят, прежде всего, себя, а не родителей, памятуя о том, сколько времени и сил папы и мамы потратили на их воспитание.

Чем объяснить тот факт, что заботливые и трепетные западные родители получают от повзрослевших детей гораздо меньше любви, нежели суровые китайские папы и мамы? Скорее всего, дело в существенных различиях между образом мыслей западных и китайских родителей.

Во-первых, родители из западных стран и США больше обеспокоены чувством собственного достоинства своего ребенка. Они концентрируют внимание на том, что чувствует их чадо, и даже если ребенок терпит неудачу или приносит плохую отметку из школы, они успокаивают малыша, рассказывая, как он хорош, и убеждая, что в будущем у него все получится. То есть, западные родители больше внимания уделяют психологическому состоянию ребенка.

Китайцы ведут себя по-другому. Они ценят силу, а потому не дают послаблений своим детям и наказывают их за малейшие неудачи. К примеру, если ребенок принесет из школы пятерку с минусом, родители на Западе, скорее всего, похвалят своего малыша, а вот китайские родители посмотрят на ребенка глазами полными скорби и потребуют объяснить, откуда взялся минус!

Даже получив четверку, западные детишки, скорее всего, получат одобрение родителей. В крайнем случае, те деликатно поинтересуются, чего не хватило до получения максимальной отметки. В любом случае вы не услышите от толерантных родителей слов «позор», «тупица» или «бездельник». А вот в китайской семье полученная четверка обернется настоящим скандалом в семье. Сначала будут крики и попытки пристыдить ребенка, затем мать купит десяток методических пособий и будет заниматься с ребенком до тех пор, пока он не будет знать предмет «на зубок». Китайские родители столь требовательны к своим детям только потому, что знают – их ребенок достаточно способен и силен, чтобы изучить школьную программу досконально. И как только он исправится и добьется успеха, в ход пойдут потоки родительской похвалы.

Во-вторых, китайские родители считают, что дети обязаны им всем. Сложно объяснить, откуда это пошло, но во всех китайских семьях дети с особым почтением относятся к родителям, искреннее считая, что родители многим пожертвовали для того, чтобы они выросли культурными и образованными людьми.

А вот на Западе мнение по этому поводу кардинально противоположное. В Европе и США уверены, что именно родители обязаны своим детям. «По сути ведь, дети не выбирают родителей. От них даже не зависит, появятся они на свет или нет. Таким образом, прямая обязанность родителей – обеспечивать свое потомство. А уж их дети, став взрослыми и заведя потомство, будут обязаны своим детям». Примерно такой ответ можно услышать от пап и мам на Западе. Сложно сказать, правильный это подход или нет, но то, что взрослые и опытные родители предстают не в самой выгодной ситуации перед своими детьми, неоспоримый факт.

В-третьих, родители из Поднебесной, считают, что им лучше знать, что нужно детям, а потому они заставляют малышей вести себя в соответствии со своими предпочтениями, требованиями и желаниями. Именно поэтому китайские детишки не ходят в поход с ночевкой, не играют в компьютерные игры по 6–8 часов в день, и не заводят бойфрендов в школе.

Здесь нужно понимать, что данные запреты – совсем не блажь. Как раз наоборот. Китайские папы и мамы отдадут последнее ради своих детей, но и спросят с них по всей строгости. Здесь нет желания самореализоваться за счет собственного ребенка. Просто это совершенно другая модель воспитания детей, позволяющая взрастить в них целеустремленность и почтительное отношение к родителям.

Все папы и мамы желают своим детям счастья и добра. Китайские родители с малых лет подготавливают своих чад к будущему, показывая, на что они способны, а также вооружая их внутренней уверенностью и работоспособностью, которая навсегда останется с ними. И это наилучший способ защитить своих детей. Родители на Западе стараются уважать индивидуальность своего ребенка и поддерживают его в слабости или неудаче, они не считают, что только успех может составить счастье ребенка. Кто сказал что огромный успех сможет заменить большое число друзей и человеческое общение.

А что по этому поводу думаете вы? Кого хотите воспитать – победителя или просто счастливого человека? Есть ли у вас секреты воспитания и какие по вашему мнению методы более действенны? Оставьте ваше мнение в комментарии.
Любите своих детей!