Презентация «Нравственное воспитание. Презентация на тему "духовно - нравственное воспитание в доу" Презентация проекта по духовно нравственному воспитанию в доу

Слайд 2

Слайд 3

Задачи

Воспитание нравственных и эстетических чувств Формирование базисных основ личности; Формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности; Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребенка Обеспечение обогащенного художественно-эстетического развития, выявление ранней одаренности

Слайд 4

Задумывались Вы: Сколько времени в день Вы уделяете своему малышу?

  • Слайд 5

    1. Сколько времени в день Вы тратите на просмотр телевизора? 2. Сколько времени в день Вы уделяете компьютеру? 3. Сколько времени в день Вы тратите на домашние дела? 4. Есть ли в течении дня такие дела, которые можно отложить в сторону? 5. Что может заставить Вас отложить важное дело?

    Слайд 6

    Постарайтесь, пожалуйста, искренне ответить на следующие вопросы:

    6. Раздражаетесь ли Вы, когда Ваш ребенок отвлекает Вас от просмотра вашего любимого фильма, передачи? 7. Какие книжки Вы читаете своему ребенку? Назовите последнюю, из прочитанного. 8. В какие игры любит играть Ваш ребенок? 9. Сколько времени вы тратите на игры с ребенком? 10. Считаете ли Вы, что Вашему ребенку не хватает Вашего внимания?

    Слайд 7

    11. Согласны ли Вы с тем, что в последнее время жизнь терпит кризис духовно-нравственного воспитания? 12. Считаете ли Вы, что духовно-нравственная культура воспитателя должна обязательно проявляться в его личной гражданской позиции и повседневном поведении? 13. Влияют ли экономические и социальные условия развития общества на формирование духовно-нравственной культуры? 14. Нужно ли воспитывать духовно-нравственную культуру?

    Слайд 8

    « …Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность. Д.А. Медведев

    Слайд 9

    Слайд 10

    Духовно-нравственное воспитание в ДОУ

    Через тематические мероприятия

    Слайд 11

    Через праздники:

    Слайд 12

    Через праздники:

    Слайд 13

    В процессе НОД:

    Слайд 14

    Через игры, развлечения:

    Слайд 16

    В словаре В.И. Даля духовность определяется как единство духа и души, разума и воли. Это и бытие, наполненное Духом, и красота поступков человека, и те ценности, на которые он ориентирован. Если ум характеризует интеллектуальную составляющую духовности, то нравственность – моральную. Итак, духовность – способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я», и в соответствии с этим строить свое поведение и всю жизнедеятельность. Это личный, интимный мир человека, его заинтересованность и добровольное исполнение норм нравственности.

    Слайд 17

    Духовно-нравственное состояние россиян, особенно подростково-молодежной среды, рост негативных явлений таковы, что будущее нашей страны становится непредсказуемым. Это заставляет общество и даже людей, далеких от веры, задуматься о насущной необходимости восстановления духовно-нравственного потенциала людей. Приходит понимание того, что ни экономические, ни социальные, ни какие-либо другие реформы, даже при самом эффективном их проведении, принципиально ничего не изменят, поскольку основная причина современных нестроений не в этом. Все более очевидным становится тот факт, что существует нечто более фундаментальное, чем все выше перечисленное, что провоцирует негативные явления, – это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация, извращение его мышления, воли, совести и, в конечном итоге, веры.

    Cлайд 1

    «Духовно-нравственное воспитание на учебно-методическом комплексе социокультурные истоки»

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    « …Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации,но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность. Президент РФ Д.А. Медведев.

    Cлайд 4

    «…Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям – как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, - помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье». Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

    Cлайд 5

    Актуальность В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети, начиная с дошкольного возраста испытывают дефицит знаний о духовных ценностях:(семья, добро, совесть, честь, верность). Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме духовно-нравственного воспитания.

    Cлайд 6

    Духовность – это состояние близости души внутреннего мира человека к вышнему и Горнему миру. Нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное воспитание – целенаправленная деятельность нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Социокультурный опыт – это отношение человека к социуму.

    Cлайд 7

    Цель духовно-нравственного воспитания в ДОУ: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

    Cлайд 8

    Задачи: 1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка. 2. Создать условия для восприятия целостной картины мира. 3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. 4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас. 5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке. 6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости. 7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности. 8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

    Cлайд 9

    Cлайд 10

    Гипотеза: Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в системе.

    Cлайд 11

    Ожидаемые результаты Дошкольник в сфере духовно-нравственного воспитания характеризуется осознанием нравственной ценности добра и долга, милосердия и сострадания, правдолюбия, ответственности, пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям, владению способами поведения, овладения речью, использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (трудовой, игровой, музыкальной, изобразительной, с ярко выраженным эмоциональным настроем).

    Cлайд 12

    Этапы работы: 1 этап Подготовительный Задачи: Изучение литературы по данной проблеме. Выявить условия состояния работы по заданной теме. Анкетирование родителей. Соц. Опрос педагогов.

    Cлайд 13

    Второй этап практический: Задачи: Создать условия благоприятные для работы с детьми. -Программно-методическое обеспечение -Материально-техническая база -Кадровое обеспечение -Взаимодействие с родителями.

    Cлайд 14

    Третий этап обобщающий. Задачи Определение наиболее эффективных приемов работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию. Теоретическое и практическое обоснование результатов работы.

    Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым года) Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от г р) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от г. 666) Федеральные государственные требования (ФГТ) по дошкольному образованию


    Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.


    В связи с этим в государственном дошкольном образовательном учреждении детский сад 95 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Фрунзенского района в 2007 году началась работа по теме: «Большая дорога маленького гражданина»




    Задачи работы по теме: «Большая дорога маленького гражданина» воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; воспитание любви к своему городу, пробуждение у детей чувства ответственности и гордости за то, что они петербуржцы; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;


    Задачи работы по теме: «Большая дорога маленького гражданина» развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям; формирование активной позиции родителей в воспитании гражданина России; создание условий в дошкольном учреждении для успешной работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников; формирование умения выражать свои впечатления средствами изобразительного творчества.




    «Вместе – дружная семья» - творческое задание для детей, родителей и педагогов по сочинению гимна и составление герба группы «Традиции группы» - составление кодекса группы, знакомство с правами ребёнка «Откуда мы родом» - творческие задания для детей и родителей о семейных традициях «Детский сад – волшебная страна»- творческое задание для детей, родителей и педагогов по сочинению гимна сада и составление герба детского сада «Детский сад будущего» - конкурс на лучшую книгу группы


    «Книга предложений для детей в рисунках и рассказах» - что бы мы хотели изменить в детском саду «Доска почёта детского сада 95» –портреты сотрудников в рисунках детей «Музей сувениров» - выставка подарков детскому саду, сделанных руками детей и родителей, посвящённых дню рождения детского сада «К сожалению, день рождения только раз в году» - гала-концерт Выпуск газеты детского сада





    « Я - Петербуржец » - адаптационный праздник « Я в этом городе живу! Он растёт, и я расту! » - экскурсии с родителями по городу. Оформление фото альбомов в группе « Осенний Петербург » (праздник, совместно с родителями) « Петербург – наш любимый город! Он солидный, хоть и молод » - творческие работы и поделки по эпохам (архитектура, быт, одежда, транспорт); знакомство детей с экспозициями в группах



    « Мы рады встречи с вами » - адаптационный праздник « Россия, Россия - края дорогие » творческие задания для детей, родителей и педагогов по созданию выставки (знакомство с Российскими промыслами по городам) « Капустные посиделки » ; « Пришла коляда – отворяй ворота » ; « Как на масляной неделе из трубы блины летели » ; « Весна-красна в гости пришла » - фольклорные и семейно-бытовые праздники;совместные занятия родителей с детьми на группах « Богатырская наша сила » музыкально-спортивный праздник детей подготовительных групп и их родителей « Осень в России » (праздник, совместно с родителями)




    « Путешествие на воздушном шаре » - адаптационный праздник « Мама – слово дорогое » Праздник, посвящённый дню матери « Творческие мастерские » Создание работ и поделок по пригородам (архитектура, быт, одежда, транспорт) « Кронштадт – город моряков » встреча детей с курсантом морской академии (мастер-класс) « Очей очарование » (осенний праздник, совместно с родителями)


    « Есть такая профессия – Родину защищать » - музыкально-спортивное развлечение, совместно с родителями « Этот День Победы …» торжественный праздник с приглашением почётных гостей « Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга » - мультимидийная презентация пригородов Санкт-Петербурга на группах « Созвездие Санкт-Петербурга » - познавательно-игровое представление « Путешествие из Петербурга в пригород » экскурсии с родителями по пригородам Санкт-Петербурга


    «Встреча друзей»- адаптационный праздник для всех детей сада «Осенние мелодии» - осенний праздник, совместно с родителями «Мама – солнышко моё» Праздник, посвящённый дню матери (совместно с родителями) «Кругосветное путешествие» Создание поделок и альбомов вместе с родителями по выбранной стране «Давайте познакомимся»- праздник, совместно с родителями «Сказки народов мира» - показ спектаклей, подготовленных детьми (в течение года)


    «Всемирный день приветствия», «Всемирный день спасибо», «День доброты», «День смеха» - совместные мероприятия с родителями, направленные на воспитание и развитие нравственных качеств «Наши папы - силачи» - музыкально-спортивное развлечение, совместно с родителями «Этот День Победы…» торжественный праздник с приглашением почётных гостей Карнавал «Все люди на большой планете должны всегда дружить» «Весёлая коляда»; «Широкая Масленица»; «Весеннее солнышко» - фольклорные и семейно-бытовые праздники; совместные занятия родителей с детьми на группах



    1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд «Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве детского сада» …Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность. Д.А. Медведев Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Задачи: - приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа; -способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе). - формировать моральное сознание и моральные оценки; -помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи Содержание духовно-нравственного развития и воспитания Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных,семейных традициях народа,передаваемые от поколения к поколению. «Поучение» Владимира Мономаха (1053-1125), великий князь Киевский в 1113-25гг государственный деятель, военачальник, писатель. Старых чтите как отца, а молодых как братьев В доме своём не ленитесь, но за всеми сами наблюдайте Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, знатный, или посол Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите Что умеете хорошего, то не забывайте,а что не умеете, тому учитесь - как отец мой. Организацию детской деятельности по духовно- нравственному

    воспитанию проводим в форме: · игр – путешествий; · экскурсий; · путешествий по страницам детских книг; · театральных представлений; · праздничных развлечений, праздников; · познавательных викторин; · сюжетно-ролевых игр, игр драматизаций; · разыгрывания нравственно - этических ситуаций; · тематических бесед – рассуждений, на диалоговой основе; · ситуативных бесед; · художественно-продуктивной деятельности. 664,665,667,668,670,671 675,676 Будет проектная деятельность 2222494,2222495 13 (из твоей презентации) 1012,985,378 429,430 «Мамин день» 447,459,464 «Защитники Отечества» 1136,1141,1144 «Масленица» 481,488,492,501 «День космонавтики» 605,610 «День Земли»633,634,641 10 слайд из твоей презентации Будет конкурс чтецов 25,24 из твоей презентации Все фотографии детей были представлены с разрешения родителей (законных представителей) Спасибо за внимание 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайд 21 слайд 22 слайд 23 слайд 24 слайд

    1 слайд Уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Тему нашего семинара вы видите на слайде 2 слайд В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Именно поэтому в последнее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков. 3,4,5 слайд Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок - это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок - крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в хорошо и осознать ответственность за вклад в плохо? Понятие хорошо и плохо для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей. 6 слайд Давайте вспомним поучение Владимира Мономаха (1053-1125), великого Киевского князя мы, педагоги детского сада, также решили обратить особое внимание на духовно- нравственное воспитание дошкольников. 7 слайд Формы организации детской деятельности по духовно- нравственному воспитанию вы видите на следующем слайде. Поделюсь с вами опытом данной работы по этой теме. 8 слайд В детском саду была организована выставка творческих работ воспитанников совместно с родителями «Край любимый и родной, нет тебя красивей» 9 слайд В группах были оформлены газеты «Мой любимый Первомайский» 10 слайд проводилась проектная деятельность «Мой любимый городок» 11 слайд Наши воспитанники приняли участие во всероссийском творческом конкурсе, организованном Центром дополнительного образования имени Я.А.Каменского «Лучше нет родного края» 12 слайд во всех группах организованы уголки по нравственно-патриотическому воспитанию. 13 слайд мы знакомим детей с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Происходит знакомство с декором костюма. Также мы знакомили детей с русскими народными музыкальными инструментами.

    14 слайд С целью развития духовно-нравственных чувств у детей через знакомство с русскими народными инструментами, развития партнерские отношения ДОУ и семьи в нашем детском саду была организована выставка русских народных шумовых инструментов. (дипломы победителей были вручены на праздновании Масленицы) 15-19 слайд Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «Мамин день»; «Защитники Отечества», «Масленица»; «День космонавтики»; «День Земли»; «Никто не забыт и ничто не забыто». 20 слайд Наши педагоги организуют целевые прогулки, экскурсии по улицам поселка. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте, об истории нашего посёлка. 21 слайд В преддверии празднования Дня Победы в нашем детском саду прошёл конкурс чтецов, основной целью которого было воспитание у дошкольников патриотических чувств, к Родине, к героям Великой Отечественной войны и умении видеть художественно-выразительные средства, которые применяют поэты для раскрытия темы. 22 слайд хочу напомнить, что в преддверии празднования 70 лития победы у нас был организован семинар с приглашением ветеранов великой отечественной войны, показа инсценировки «Никто не забыт, не что не забыто». Там мы представили «Книгу памяти», сейчас мы продолжаем работу над ее формированием. Заметили большой отклик среди родителей воспитанников. Ещё хочется сказать об одной проблеме. Предпринятые на сегодняшний день наши попытки воспитания духовно-нравственной личности дошкольников показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому нам педагогам необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей. И в заключении, мне хочется сказать: Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, знать историю и традиции своего народа. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.

    Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

    Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

    Моя презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ будет интересна старшим воспитателям, методистам, заместителям заведующего ДОУ, всем тем, кто занимается организацией воспитательно-методической работы в ДОУ.

    Свое выступление я хочу начать со слов В.А.Сухомлинского
    «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
    Именно поэтому в последнее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков.
    Мы, педагоги детского сада «Колокольчик», также решили обратить на это особое внимание. И именно поэтому одной из основных задач нашего ДОУ на 2014 – 2015 учебный год является:
    «Способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе воспитательно-образовательной работы».

    Решаем мы эту задачу посредством ОД, игровой деятельности в ходе РМ, формирования развивающей среды в группах и помещении детского сада.
    Поделюсь с вами опытом данной работы по этой теме.
    И начать я хочу с игр, значение которых в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико.
    Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра – основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной.
    Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Перед игрой педагоги, как правило, рассказывают о культуре и быте того или иного народа. Мы с детьми играем в русские народные игры:
    «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», Игра-инсценировка «Теремок»,
    Из дидактических игр мы используем игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры».
    Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение детей к крестьянской культуре и быту, фольклору.
    Крестьянское искусство, фольклор входят в жизнь современного ребенка-дошкольника вместе с народными песенками, потешками, колыбельными, поэтому они так близки ему и понятны.
    Далее, в старших группах приобщения детей к устному народному творчеству идёт через волшебные сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, народные приметы, героический эпос.
    Этот материал даётся в НОД, на кружках (фолькрорный кружок «Капелька» (народные танцы «Кадриль», «Комаринская»).
    Великое счастье, что в нашем посёлке есть музей. Там ребёнок впервые осознаёт понятия «история», «традиции», «наше прошлое». Дети знакомятся в музее с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков, историей Духовницкого района.


    Во всех группах организованы уголки по нравственно-патриотическому воспитанию.
    Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «День матери»; «Защитники Отечества», «Масленица»; «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» «Пасха».
    Дети узнали историю праздника, почему крашенные яйца, познакомились с понятиями «Великий пост», поиграли в игры, в которые на Пасху играли наши пра-прадеды.
    Знакомя с культурным наследием нашей страны, педагоги приобщают детей к изготовлению народных игрушек, поделок и других предметов, где дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать что-то своими руками.
    Это также работа ИЗО-студии «Радуга», роспись дымковской игрушки.
    Также мы знакомим детей с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
    Со старшими дошкольниками костюмы классифицируются по его принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Происходит знакомство с декором костюма.


    Дети украшают декором женский народный костюм, сарафан, мужскую косоворотку (в рисунке, аппликации, это выбор узора).


    Наши педагоги организуют целевые прогулки, экскурсии по улицам поселка. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте, об истории нашего посёлка.


    И ещё хочется сказать об одной проблеме. Предпринятые на сегодняшний день наши попытки воспитания духовно-нравственной личности дошкольников показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому нам педагогам необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей.
    Мы используем очень разнообразные формы работы с родителями:
    *родительские собрания на духовно-нравственные темы;
    *лекторий для родителей (клуб «Собеседница»)
    *открытые показы воспитательно-образовательного процесса («Дни открытых дверей»)
    *проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе;
    *факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
    *индивидуальные консультации специалистов;
    *наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
    *совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
    *помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

    И в заключении, мне хочется сказать:
    Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь.
    Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, знать историю и традиции своего народа.
    Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.

    Презентация на тему: Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ