Поощрительная таблица для детей. Как работает пособие "Детская неделя"? Наказание детей или поощрение для воспитания лучше

Хотите привить ребенку навыки самоорганизации? Помочь маленькому человечку стать более самостоятельным? Хотите узнать, как эффективно поощрять инициативу помощи родителям по дому? Все это можно легко организовать с помощью наглядного списка ежедневных дел, который можно применять с детьми от 2-х лет.
Мы стали использовать списки несколько месяцев назад и могу сказать, что сын стал с большим удовольствием делать зарядку (раньше трудно было уговорить) и выполнять другие пункты списка. Но об этом позже, а пока:


В жизни каждой семьи наступает момент, когда ребенок начинает активно копировать действия родителей и пытается помогать в домашних делах. Он с удовольствием возит тряпочкой по полу, месит тесто и режет кусочки фруктов. Маленький помощник пытается отобрать пылесос или тряпку для пыли, с восторгом жужжит блендером и помогает варить кашу.

Если родители активно поощряют такую помощь по хозяйству, подбадривают и хвалят малыша за его достижения и при этом всем проявляют стойкость и терпение, малыш с удовольствием продолжает свои занятия.

Но со временем помощь по хозяйству перестает быть только лишь развивающей игрой и приятным времяпрепровождением на одной волне с мамой. Мы ожидаем от ребенка регулярной помощи и ответственности за свои действия. А ребенку в свою очередь требуется дополнительная мотивация и наглядный результат от своих действий.

И тут нам на помощь приходят наглядные списки дел и домашних обязанностей. Кроме помощи по хозяйству списки дел могут содержать и режимные моменты, такие как - почистить зубы, принять душ, сделать зарядку, а также занятия не связанные с помощью по дому, такие как - занятия творчеством, подготовка к школе, посещение секций. С помощью списков можно даже день за днем отрабатывать нужные навыки.

Ежедневный список может включать такие дела:

Помочь маме застелить постель;

Отнести свою тарелку в раковину;

Помочь загрузить стиральную машинку;

Собрать игрушки;

Вытереть пыль;

Помочь маме помыть пол;

Полить вазоны;

Помочь маме приготовить еду;

Покормить кошку.

Списки дел для детей должны быть наглядные настолько, чтобы даже малыш, не знающий ни одной буквы, мог в нем разобраться. Для дошкольников лучше всего использовать списки дел с картинками.

Сделать таблицу списка дел очень просто и есть несколько вариантов:

Распечатать готовую из интернета (введите в Google images словосочетание " kids chore chart") ;

Нарисовать (или написать) задания от руки ;

Сделать собственную заготовку и распечатать.

Не стоит пытаться втиснуть в таблицу сразу много дел. 5-7 - вполне достаточно. Выберите самые важные, которые действительно требуют регулярного выполнения и контроля.

Как использовать списки дел для детей

Многие маленькие дети очень не любят выполнять дела, когда родители заняты чем-то другим. Поэтому составляя список ежедневных рутин, синхронизируйте его со своим. Малышу будет намного интересней вытирать пыль в комнате, в которой находится занятая уборкой мама. Работайте в команде, но разделяйте обязанности. Вы также можете заниматься и одним делом, но в этом случае поделить территорию на зоны, например, доверьте малышу вытереть невысокую тумбочку. А мама в это время может протереть полочки шкафчика, до которых не дотягивается ребенок. В этом случае вам будет легче отслеживать результат малыша, а значит, найдется и за что похвалить.

Поощрения

Ребенку очень важно чувствовать одобрение родителей. И работа со списком - не исключение.

Можно поощрять деньгами или подарками, но лучше всего - дополнительным временем и вниманием.

Личный опыт:

Список дел моего сына на данный момент содержит следующие пункты:

  • Почистить зубы (утром и вечером)
  • Сделать зарядку
  • Творческое занятие (рисование, лепка, аппликация)
  • Подготовка к школе

За время использования списка я заметила, что сын стал сам утром бежать чистить зубы, делает зарядку, без лишних споров помогает собирать игрушки.

За выполнения каждого задания сын наклеивает в таблицу наклейку. Я купила много разных, и он каждый раз с удовольствием выбирает ту, которая ему нравится. К моему удивлению, он не ждет никаких дополнительных поощрений в виде игрушек или ещё чего-то. Возможно, в будущем, когда задания будут усложняться, мотивацию нужно будет усиливать. Но пока, ребенок готов делать все по списку, чтобы заклеить все пустые ячейки за день.

Взгляды многих педагогов на поощрение ребенка в семье кардинально разнятся. Одни приветствуют все формы поощрения ребенка дома, другие уверены в том, что хорошее поведение, прилежная учеба и посильное выполнение обязанностей по дому – понятия само собой разумеющиеся, никакой дополнительной «награды» не заслуживающие. Так нужно ли поощрять ребенка, и если да, то как это делать?

Существует много ситуаций, когда ребенок заслуживает меры поощрения: оно может быть наградой за выполнение домашней работы, за то, что он посидел с младшим братом или сестрой, достиг определенных вершин в школьных занятиях или секциях и кружках, иногда ребенка поощряют просто за хорошее поведение.

Многие взрослые считают, что поощрениями при воспитании детей они подкупают малыша и «покупают» таким образом его хорошее поведение. На самом деле это не так, почти все формы поощрения ребенка очень важны в воспитательном процессе.


Некоторые методы поощрения ребенка могут также использоваться в побудительных целях, чтобы он лучше сдал экзамен или написал контрольную работу. В общем, для поощрения существуют самые различные поводы и причины, но иногда бывает так, что для этого не требуются причины и поощряют просто так. В таких семьях довольны все: и тот, кто награждает, и тот, кого награждают.

Но, к сожалению, довольно часто встречаются семьи, где родители по разным причинам не желают признавать успехов и достижений ребенка. Они считают, что хорошее поведение малыша — это что-то естественное, само собой разумеющееся и не заслуживающее похвалы.

Как же поощрять ребенка, чтобы не избаловать его? Надо знать, что награда и поощрение не обязательно должны быть материальными. Это могут быть и улыбка, и ободряющие слова. Современные дети начинают больше ценить нематериальные награды, как бы странно это сейчас ни звучало.

Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий — это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом. Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.

Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.

Если ребенок достигает определенных успехов в школе или спортивной секции, он, конечно же, заслуживает похвалы или даже поощрения, но родители должны помнить, что учитывать нужно не только конечный результат, но и усилия, которые он приложил к этому делу, проявленное им трудолюбие. У каждого ребенка разный уровень способностей, поэтому поощрять за одни лишь таланты нельзя, большее внимание стоит уделять детям, которым что-либо дается с трудом. Таких детей чаще ругают, чем подбадривают, а ведь именно они больше других нуждаются в одобрении.

При поощрении надо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Скромный или потерявший веру в себя малыш заслуживает большего внимания и, соответственно, некоего поощрения. А вот самоуверенный и заносчивый ребенок требует более осторожного подхода в плане поощрения.

В моменты, когда дети противятся воле родителей или стараются сделать все наоборот, можно воспользоваться поощрением, чтобы ребенок наконец исполнил то, о чем его просят, вместо того чтобы угрожать наказанием. Награда довольно часто побуждает малыша к сотрудничеству. Например, если ребенок слишком медленно ест, да еще и капризничает при этом, скажите: «Если ты сейчас быстренько все доешь, мы сможем сходить и покататься на твоей любимой горке/погулять на полчасика дольше».

Перед родителями зачастую встает вопрос: как правильно поощрять детей, чтобы не причинить им вреда, чтобы они не выполняли приказы и поручения только из желания получить награду?

Психологи советуя, какие меры поощрения нужно применять к ребенку, рекомендуют следующее:

  1. Если вы используете словесный метод поощрения, то он может быть выражен словами «хорошо», «правильно», «умница». Произнося данные слова, достаточно просто улыбнуться, одобрительно посмотреть на ребенка, погладить его по голове, так он почувствует, что мама и папа довольны его поведением, тем, как он выполнил то или иное задание. Словесное поощрение не менее важно для ребенка, чем материальное.
  2. Время от времени ребенок может получать небольшие награды. Получая их, у него появляется естественное желание доставить родителям ответную радость.
  3. Предусмотрительные родители всегда имеют в запасе несколько способов поощрения в семье: когда ребенок ведет себя плохо, они используют один из них: например, почитать книгу, поиграть в любимую игру вместе, испечь любимый пирог, пойти вместе за покупками, купить любимую сладость, вместе посмотреть телевизор и др.
  4. Ещё один пример поощрения ребенка – это подарок. Но такой метод поощрения ребенка в семье надо использовать крайне осторожно. Дарить следует только то, что будет способствовать умственному и физическому развитию ребенка: книги, развивающие игры и спортивные принадлежности, инструменты, конструкторы и др. При выборе способа поощрения нужно руководствоваться индивидуальными особенностями своего ребенка.

Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?

Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.

  1. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
  2. Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
  3. Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
  4. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
  5. Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Как ребенок реагирует на поощрение дома

У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.

Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».

Активному ребенку при обещании поощрения надо делать акцент на самом действии. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. А еще покатаешься с горки и на велосипеде».

В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».

Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».

Вовсе не обязательно формулировать свои обещания согласно конкретному темпераменту, хотя, несомненно, такая постановка вопроса действует на ребенка лучше, но можно высказать свое обещание и простыми словами.

Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

Н.В. Федина, С.П. Максомова

Одной из форм совместной деятельности взрослых и детей предполагающей сотрудничества по Программе «Успех» является «Успех. Календарь», в организационно-педагогической основе которого, лежит примерный календарь праздников, интересных событий. Их можно с нетерпением ждать, к ним можно готовиться, их можно эмоционально переживать вместе с семьей, сверстниками, воспитателями. Темы этих праздников понятны детям и вызывают у них положительное отношение, необходимое для возникновения мотивации в образовательном процессе.

Образовательная деятельность представляет собой технологию реализации Программы «Успех», или описание средств (форм, способов, методов и приёмов) решения задач психолого-педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы «Успех» в соответствии с примерным календарём праздников.

Работа с «Успех. Календарём» является одной из форм сотрудничества взрослых и детей в совместной деятельности. Она стимулирует развитие детского воображения и творческих способностей, развивает умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, способствует развитию пространственных и временных ориентировок, а также поможет детям приобрести первичные представления о российских и международных праздниках.

«Успех. Календарь» дополнен большим количеством ярких иллюстраций, что способствует развитию познавательного интереса у ребят.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:

· явлениям нравственной жизни ребёнка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.);

· окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);

· миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);

· традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);

· наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);

· событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребёнка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).

«Успех. Календарь» приглашает детей на обзорную экскурсию по российскому и международному календарю праздников.

Вы заглянете в историю праздника, узнаете, как отмечают и понимают этот праздник в нашей стране и в других странах мира, узнаете много нового и интересного о своей стране и других странах, о Земле, на которой мы живём, познакомите детей с крылатыми выражениями, пословицами и поговорками. Путешествие с «Успех. Календарём» будет увлекательным и полезным, если все его участники (педагоги, родители, дети) внесут свою посильную лепту в познание большого мира под названием «Планета людей» (отыщут нужную книгу, найдут необходимую информацию в Интернете, смастерят, слепят и т.д.).



При работе с «Успех. Календарём» необходимо учитывать следующее :

· количество праздников самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу «Успех», в зависимости от возраста и контингента детей, условий и специфики осуществления образовательного процесса и может быть как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными и российскими праздниками или событиями);

· указанные праздники могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными и российскими праздниками или событиями;

· краткая информационная справка о каждом празднике адресована педагогам, реализующим Программу «Успех», и родителям детей дошкольного возраста;

· рекомендуемое время проведения праздника не всегда совпадает с официальной датой празднования; в целях оптимизации организации образовательного процесса оно распределено по неделям месяца; фактическая дата проведения праздника самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу;

· период подготовки к каждому празднику определяется педагогами, реализующими Программу «Успех», в соответствии с возрастом и контингентом детей, условиями и спецификой осуществления образовательного процесса, промежуточными результатами освоения Программы «Успех», тематикой праздника;



· возраст детей, участвующих в подготовке и проведении праздников, формы проведения праздника, формы работы по подготовке к празднику носят рекомендательный характер;

· формы подготовки к праздникам и их проведения являются конкретизацией и дополнением форм работы, представленных в разделе «Организация деятельности педагогов и детей по реализации и освоению Программы «Успех»», носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;

· формы работы по подготовке к празднику детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к празднику детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т. п.);

· подготовка к праздникам представляет собой описание средств решения задач психолого-­педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы «Успех».

«Успех. Календарь» состоит из 12 листов календаря, фишек с изображением символов праздников (на магнитной основе) и методических рекомендаций. Дни месяца на плакатах-листах Календаря представлены в виде привычной календарной сетки, а как игровая дорожка, движение по которой символизирует ход времени, «проживание детьми дней, недель, месяцев года.

На каждом плакате-листе Календаря изображены основные признаки не только соответствующего времени года, но и каждого месяца по направлениям: «Мир неживой природы». «Мир растений», «Мир животных», «Мир людей». Дни недели изображены разными геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, многоугольник, ромб).

«Успех. Календарь» выполняет следующие функции:

Ежедневного организационного момента, способствующего подготовке детей к восприятию образовательного материала и положительному отношению к нему;

С помощью конкретных приёмов и способов решать задачи психолого-педагогической работы на основе принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Ежедневное использование календаря способствует решению задач психолого-педагогической работы:

1. Развивает мотивационно-потребностную сферу (формирует положительную мотивацию к образовательной деятельности, осуществляемой на основе комплексно-тематического принципа с учетом международного и российского календарей праздников).

2. Развивает психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

3. Развивает творческие способности (содействует проявлению созидательной и творческой активности детей, в том числе в процессе интерактивной работы с Календарем).

Алгоритм действий взрослого и детей «Успех. Календарь»
Этапы Последовательность деятельности
1 этап Внесение календаря – плаката.
2 этап Интеллектуальная игра «Зачем нужен календарь?»
3 этап Внесение календаря-плаката в предметно-развивающую среду группы.
4 этап Первоначальное рассматривание календаря-плаката.
5 этап Рассматривание фишек с изображением символов – праздников.
6 этап Нахождение изображения предстоящего праздника на плакате.
7 этап Нахождение на плакате признаков живой и неживой природы.
8 этап Выполнение игровых упражнений, заданий, направленных на осознание детьми событий, праздников, природных явлений изображенных на плакате.
9 этап Моделирование ситуаций на «игровых дорожках времени».
10 этап Сравнение плакатов между собой.

1. Игра – умозаключение «Зачем нам нужен календарь?» (детям дается краткая библиографическая справка из истории происхождения календаря).

2. Внесение календаря – плаката (Вместе с детьми находим ему удобное место в интерьере группы. При этом учитываем требования: освещенность; широкий обзор для рассматривания; удобный подход для выставления, перемещения фишек по «игровым дорожкам времени», для дорисовывания необходимых деталей).

3. Первоначальное рассматривание календаря – плаката:

· «Что за чудная дорожка? Не тропинка, не шоссе. Вся она как змейка вьётся. Состоит из… дети договаривают: «из геометрических фигур». Дид. упр-е «Назови, не ошибись» (дети перечисляют геометрические фигуры на «игровой дорожке времени»). Сколько фигур желтых? А сколько оранжевых? Почему? Подводим детей к мысли, что желтые фигуры – «будни», а оранжевые – «выходные».

· «Внимательно посмотри – время года назови». Закрепление признаков времени года, изображенных на календаре – плакате.

· «Закрепляем понятие начало и конец месяца» На начало месяца – ставим зеленую фишку. Вместе с детьми отсчитываем количество дней в месяце – ставим красную фишку.

· Отправляемся в путешествие – выбираем подходящий по сезону вид транспорта: «Я хотел бы поехать на… потому что…»

4. Рассматривание фишек с изображением символов – праздников. Вместе с детьми педагог отбирает символы, относящиеся к праздникам в конкретном месяце. Краткая беседа с детьми о предстоящем празднике. Установление фишки с символом праздника на конкретный день месяца.

5. Находим изображение предстоящего праздника на плакате. «Кто догадался, о каком празднике идет речь?»

6. Дид. упражнение «Посчитай» (Сколько дней осталось до праздника).

7. Внесение фишки – пустышки «Ура! Сегодня у меня день рождения!»

8. Моделирование препятствий и опасности, которые могут встретиться на пути, придумывание различных смешных ситуаций. Дорисовывание или наклеивание соответствующего изображения.

9. Сравнение плакатов между собой. Нахождение сходств и отличий. Дид. упражнение «Что было, что будет?»

10. Дополнение календаря – плаката результатами собственных наблюдений «Мы сегодня наблюдали что увидели (удивило) – то зарисовали!»

11. «Оживление календаря» (дорисовывание, раскрашивание, обведение по контуру, аппликация в различных техниках и др.)

12. Воплощение собственных замыслов ребенка, связанных с содержанием календаря, в пении и танцах, в рисунках, постройках, рассказах, в движениях и других видах творческой деятельности.

Многие родители стараются помочь своему ребёнку стать более организованным и пунктуальным. В этом нелегком деле вам пригодится организационная доска для ребенка или таблица . Доска поможет детям освоить множество необходимых личных навыков, полезных умений и не забывать делать повседневные и домашние дела.

Вы можете использовать для организационной доски бумажный или картонный лист, тетрадь, даже макет школьного расписания.

Предлагаем вам свой вариант организационной доски для ребенка. Она организована по принципу календаря на неделю и списка дел по ячейкам на каждый день недели. Можно картинки с делами разместить в левой части таблицы, но тогда ребенку придётся каждый раз искать нужную ячейку, а малышам это довольно таки сложно сделать.

Я печатаю каждую неделю таблицу на обычном листе А4 и прикрепляю её скотчем на рабочий стол сына. Рядом в подставке стоят 2 фломастера красный для дочки (ей 4 года) и синий для сына (ему 10 лет). Выполнив задание, они ставят крестик или галочку рядом со значком выполненого дела.

У нас пока такие дела: застелить кровать (картинка кроватка), почистить зубы с утра (картинка зубик), почитать книжку (картинка книжка), тренироваться красиво писать (картинка боркнот с ручкой), танцы - сын ходит на брейк и бальные, дочь на танцы для детей (картинки располагаются по дням посещения занятий, картинки подобраны соответственно), выучить 2-3 английских слов (картинка Я люблю английский), помочь маме на кухне (картинка плита), помочь с уборкой (картинка веник и совок), почистить зубы вечером (картинка зуб), не говорить плохих слов (картинка язык), носить ортодонтическую пластинку (картинка зубы с брекетом).

Вы подбираете дела по возрасту и расписанию своего малыша. К примеру, если ребенок совсем маленький дел должно быть намного меньше: сам сходил на горшок, сложил игрушки на место, одеваюсь сам, не плачу, уложил себя спать, не кричу, делюсь своими игрушками. Если ребенок постарше, то уже дела более серьезные - убираю свои вещи на место, застелил кровать, почистил зубы, хорошие манеры за столом, помощь в готовке, не говорю плохие слова, ем, что даст мама, убираю свои вещи на место и прочее.

Вот другой пример организации доски.

И ещё один пример.

Здесь напротив карточек с заданиями - календарная сетка с днями недели, и родители могут каждый день за каждое из заданий награждать ребенка звездами (лепятся на доску на магнитах) или снова таки распечатать таблицу и ставить на ней звезды фломастерами.

Когда ребенок становится постарше, можно считать заработанные баллы за каждой задание. Когда ребенок набирает оговоренное количество балов, он получает награду за отличное поведение. Награда должна быть обязательно, даже если балов мало!

К примеру у нас схема такая: если дети совместно (учатся работатть в коллективе) набрали много балов от 75 и выше, то награда большая - к примеру, поход в развлекательный центр или парк аттракционов с заходом в магазин игрушек, если балов меньше 70, то награда поменьше - поход в сушию, пиццерию, кино, театр и покупка маленьких сюрпризиков, ну а если балов меньше 45-50, то награда совсем маленькая - просто готовим пиццу или какую-то вкусняшку на их выбор.

Дети любят, когда их хвалят - и у вас появляется удобная возможность награждать за все их достижения. Награда не должна быть денежной ни в коем случае, ведь ребенок учится делать повседневные дела, во взрослой жизни никто не будет за них платить, а от этих воспоминаний у детей всегда бедут тепло на сердце.

В дополнение к статье примеры организации рабочего пространства ребенка с организационной доской.

Счастья Вам и вашей семье!

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Путем поощрения и наказания родители оказывают влияние на своего ребенка. Таким образом они показывают свое отношение к поступкам, которые малыш совершил. Поощрение детей – довольно действенный метод воспитания, в результате которого у ребенка появляется стимул вести себя хорошо. Если он совершил хороший поступок, не забудьте его похвалить. Однако, прибегать к поощрениям надо в меру, иначе его избыток может оказать пагубное влияние на формирование ребенка, как личности. Зачем поощрять и как хвалить ребенка?

Ребенок сделал что-то хорошее? Значит необходимо его поощрить. Но как сделать это правильно?

Похвала и наказание

По совету психологов, часто хвалить ребенка не стоит, иначе это может привести к развитию негативных черт характера, малыш может стать капризным, эгоистичным и инфантильным. Есть мамы и папы, для которых поощрение и материальная награда - схожие понятия. Они стремятся заполучить детское послушание при помощи денег. Поощрение оказывает сильное влияние на поведение и способствует быстрому приобретению хороших навыков малыша. Однако не любое поощрение приведет к пользе, как и не всякое наказание нанесет вред.

В воспитании приемы не делятся на плохие и хорошие, а бывают уместные и неуместные. Существует два вида поощрения и наказания: материальное и психологическое. В настоящее время предпочтение отдается материальной форме поощрения и наказания, т. е. «куплю игрушку – не куплю игрушку».

Это распространено и в семье, и в школе. К психологическим методам прибегают не часто. Они характеризуются взаимодействием и взаимоотношением людей, для которых свойственно проявление одобрения (внимания малышу, сопереживания ему, поддержки, веры и прочее) и наказания (огорчения, обиды, равнодушия, сердитости, в некоторых случаях гнева). При применении психологических приемов потребуется затратить намного больше душевных сил, а также прибегнуть к актерскому мастерству. Как писал А. С. Макаренко, для того, чтобы стать учителем, необходимо уметь говорить фразу «Подойди сюда» с 20 различными интонациями в голосе. Если использовать лишь материальные методы поощрения и наказания, человек вырастет зависимым, с низким самоконтролем, действующий по ситуации: «Накажут – не накажут». Для человека, воспитанного на психологических методах воздействия, главным фактором, контролирующим поведение, будет совесть.



Психологический метод наказания наиболее сложен, так как благодаря ему ребенок должен понять, что он сделал проступок. А родителям в этом случае необходимы актерские навыки

Отсюда можно сделать вывод, что похвала может оказаться как полезной, так и вредной в процессе воспитания. Во избежание многих ошибок, необходимо усвоить некоторые простые правила, благодаря которым вы научитесь правильно применять методы поощрения.

Чем можно поощрять ребенка?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Для различных ситуаций есть много эффективных методов одобрения крохи. Как поощрять ребенка в семье? Психологи рекомендуют следующие формы поощрения:

  1. Обычная похвала. Это наиболее известный широко применяемый способ, при котором влияние оказывается с помощью слов. Это означает, если малыш повел себя хорошо, родителям нужно поддержать его, похвалить, одобрить действия. Похвала сопоставима с действием наркотика, так как ребенок, который привык, что его хвалят, постоянно будет ощущать в этом потребность. Слишком частая похвала может нанести вред. Необходимо соблюдать следующие ограничения:
    • не хвалите кроху ни за его собственные достижения (например, за красоту, здоровье, ум, силу и тому подобное);
    • поощряйте за одно конкретное достижение только один раз;
    • не хвалите ребенка из жалости;
    • не поощряйте, чтобы понравиться.
  2. Ласка. Это тоже достаточно эффективный метод, для которого характерны поцелуи, объятия, ласковые поглаживания по спине и голове. Иногда они более действенные, чем простые слова. Данные меры обычно используют в воспитании маленьких детей.
  3. Совместные игры и развлечения. Это довольно интересный метод, к которому обычно прибегают, если хотят заставить малыша что-то сделать. Например, «мы пойдем гулять, если ты приберешь в комнате».
  4. Снятие ограничений. Когда более взрослые дети совершают добрые поступки, оказывают помощь взрослым, в качестве награды можно расширить их права или убрать запреты на некоторые действия. Например, если малыш в школе получает отличные оценки, ему можно разрешить ложиться спать на часок позже.
  5. Получение вознаграждения. Помочь заставить детей совершать нужные поступки могут различные игрушки, сладости или другие поощрения. Недостаток этого метода состоит в том, что часто дети начинают требовать такие вознаграждения за каждый совершенный поступок.


Вознаграждение, выдаваемое деньгами или конфетами могут испортить ребенка. В дальнейшем ему не захочется делать свои обязанности просто так. А сладкое в большом количестве вообще вредно

Для достижения большего результата, нужно применять разные формы поощрений. При этом необходимо учитывать возраст малыша и его психологические особенности.

Родительские ошибки при поощрении детей

Ранее было уже сказано, что слишком частое использование похвалы может негативно сказаться как на ребенке, так и на ваших с ним отношениях. Убедитесь, что вы не допускаете следующих ошибок во время общения с малышом:

  1. Случается так, что из-за желания оставить приятное впечатление или получить вознаграждение, дети отличаются хорошим поведением только в присутствии других людей. Чаще всего это является последствием чрезмерной похвалы родителями или бабушками: «Ты у нас самая красивая на свете!».
  2. Бывает, что некоторые дети начинают манипулировать взрослыми. Это происходит по вине родителей из-за частого «подкупа» малышей разными вознаграждениями за каждый совершенный поступок. Например, когда ребенок дал поиграть свою игрушку братику или сестренке, родители спешат наградить его, купив ему новую.
  3. Родители совершают ошибку, когда расхваливают свое дитя и принижают достоинства других деток. Например: «Ты нарисовал машинку намного лучше, чем Ваня». Не стоит этого делать, будет правильнее, если вы скажите малышу, что с каждым достижением он становится все умнее и опытнее.


Хвалить ребенка надо только за его поступки, при этом нельзя сравнивать с другими детьми. Даже если у малыша не очень получилось, но он очень старался, найдите маленький повод похвалить, может в этот раз он написал упражнение (хоть и с ошибками), но более ровным почерком?

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения должны быть грамотно применены, и выглядеть искренне, иначе кроха может не правильно их понять. Как же необходимо хвалить ребенка? Приведем некоторые рекомендации, которых желательно придерживаться при воспитании детей:

  1. Каждую похвалу малыш должен заслужить справедливо. Не надо его хвалить за обычные поступки, свойственные в его возрасте: малыш не в первый раз сам надел кофту или завязал ботинки. Наоборот, необходимо отметить его значительные достижения: малыш донес маме сумку или красиво нарисовал рисунок.
  2. Будет лучше, если вы похвалите не самого дитя, а его правильный поступок. Например, если малыш убрал игрушки в комнате, не нужно ему говорить: «Какой ты у меня умница». Здесь предпочтительнее сказать: «После твоей уборки в комнате стало намного чище. В ней так приятно находиться». Общая фраза тоже не подойдет, к примеру: «Какой прекрасный рисунок». Лучше заострите внимание на деталях, которые вам пришлись по душе больше всего: красивых цветах, веселых медвежатах и т. д.
  3. Чаще всего дети не нуждаются в похвале или награде, им важнее достичь удовлетворения от самой проделанной работы. В таком случае родителям надо выразить чувства малыша и оказать ему поддержку в стремлении к совершенствованию. «Я так рада, что ты смог научиться кататься на велосипеде. И ты очень доволен. Теперь можно попробовать покататься вместе».

Наверняка, каждая семья создает свои индивидуальные правила поощрения и похвалы. Важно помнить, чтобы они способствовали крепким взаимоотношениям между членами семьи и не мешали воспитанию ребенка.

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте. Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.). За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).



Некоторые родители организовывают список дел для ребенка. В случае выполнения всех пунктов в конце недели (дня, месяца) ребенка ждет награда

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

  • Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  • На доске не пишите больше 5 пунктов.
  • В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
  • У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
  • Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
  • За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
  • В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
  • Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше. К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
  • Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?



Вознаграждение деньгами, например, за учебу может навредить ребенку. Он будет стараться получать побольше отметок, но качество учебы по трудным предметам может снизиться

Насчет денежного метода имеется неоднозначное мнение. Сторонники данного способа говорят о том, что если выплачивать каждую неделю ребенку небольшие суммы за хорошие отметки или за другой поступок, то это побуждает его к дисциплине. Противники, напротив считают, что получение малышом денег за повседневные дела, приводит к тому, что он оценивает лишь внешний результат.

Некоторые психологи сомневаются в пользе денежных вознаграждений. Как считают специалисты, домашнюю работу дети должны выполнять просто так. Если вы хотите научить малыша распоряжаться финансами, лучше подождать, пока он немного вырастет. Школьнику в младших классах можно уже давать немного денег на карманные расходы.

Если метод денежного вознаграждения вам не подходит, родители с большим опытом советуют заменить его альтернативным способом. Например, вместо монет, можно выдавать цветные бусинки, красивые пуговицы. Можете разработать с малышом свою систему оплаты, где, например, вымытая посуда будет приравниваться к двум пуговицам.

Чтобы у крохи появилось желание продолжать двигаться, за неделю он должен получить весьма стоящее вознаграждение. Наградой может послужить совместное посещение кинотеатра, цирка или детского развлекательного центра.

Зачем, за что и как хвалить ребенка? В любом случае, выбор всегда остается только за родителям. При выборе не забывайте учитывать индивидуальные качества вашего дитя. Какой способ вы ни выбрали, не увлекайтесь излишней похвалой и наградой, иначе это может превратиться в родительскую обязанность.