Почему ребенок зеркалит буквы и цифры. Как помочь ребёнку, который пишет буквы зеркально. Пишет задом – наперед, когда пора к специалисту

В своей работе столкнулась с тем, что дети 5-6 летнего возраста, научившись писать, зеркалят буквы и цифры - либо пишут с права на лево, либо буквы получаются у них в зеркальном отражении. Почему так, и что с этим делать - частый вопрос от родителей, воспитателей и учителей младших классов. Пересмотрев горы литературы, понаблюдав за детьми, я сделала выводы, которыми поделюсь здесь.

В этой статье вы узнаете почему ребенок зеркалит и как этого избежать.


Для начала необходимо исключить такое серьезное нарушение, как дисграфия, или другие неврологические проблемы.


Если нет никаких отклонений, то почему же ребенок зеркалит?

Наиболее точный и правильный ответ - потому что у ребенка дошкольного возраста еще не сформирована зрелая связь между полушариями головного мозга. Для того, чтобы понять о чем речь необходимо обратиться к нейрологии. А именно к межполушарной асимметрии. Еще со школы нам известен тот факт, что правое и левое полушарие мозга у человека имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности. От того, какое из полушарий наиболее развито у человека (в силу ли врожденных свойств, в силу ли воспитания), зависит его индивидуальность, особенности его восприятия.

Специализация полушарий мозга:

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

словесный слух

абстрактное (понятия)

способность к анализу, детализирование

выстраивание алгоритмов

оперирование фактами, деталями, символами

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

интонационная выразительность

образное слуховое восприятие

творческие возможности

интуиция

способность к адаптации

Считается, что к моменту рождения правое полушарие мозга ребенка больше по отношению к левому. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребенок является существом «правополушарным». Созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Действительно, для маленьких детей характерна непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер. Существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, то есть к началу школьного обучения.

С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Дети, у которых дольше сохраняется правополушарная специализация мозга не так хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова, им тяжело дается таблица умножения, и такие дети часто зеркалят в письме.


Нормальная психическая деятельность предполагает совместную работу обоих полушарий головного мозга. То есть между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию. Это сложный и поэтапный процесс. У дошкольника эти связи еще очень тонкие. Их нельзя перегружать (ранне чтение и письмо, математика), но им можно помочь развиться.


Таким образом, ребеночек приходит в этот мир изначально "правополушарным", по мере взросления левое полушарие тоже начинает развиваться, образуя связи с правым полушарием. Эти связи сначала очень слабые, это сказывается на таких умениях малыша, как письмо, чтение, счет, симметричные движения руками или ногами... Из-за этих слабых связей многие малышы (если они еще и левши) зеркалят буквы и цыфры в письме.

Если вы заметили такое у вашего ребенка, не паникуйте. все нормально. Просто постоянно спокойно указывайте на ошибки, просите исправить. Кроме того, помогите развить и укрепить межполушарные связи. Для этого существуют разные упражнения. Делайте их вместе с ребенком по нескольку раз в день. Просто так, или как физкультминутки во время занятия с малышом.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

"Уши"

Цель - энергетизация мозга.

Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину.

" Фон арики"

Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.

Зеркальное рисование

На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

Колечко

Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.

Сразу оговорюсь, что я не буду ссылаться на мировой опыт, а исключительно на свой, профессиональный. Здесь я опишу только зрительные (пространственные) ошибки, то есть неправильное написание букв. И никак не буду касаться неправильного соотношения звука и начертания буквы. Об этом в другой раз.
Русском языку в некотором роде повезло. У нас нет букв-перевертышей. Я сейчас говорю про печатные буквы, а не прописные. И если ребенок написал зеркально букву, то это неправильная буква, а не другая.

Как устроены буквы

Ананьев Б.Г. разделил буквы на 2 большие категории:
1 – буквы, различающие дополнительными элементами (Л – Д, З – В, Х – У, А – Д, Р – В, О – Ю, Ь – Ы…) и
2 – буквы, имеющие одинаковые элементы, но различно расположенные в пространстве (Ь – Р, Н – И, П – Н, Г – Т…).

Как мы различаем буквы

Для того, чтобы понять, что за буква перед нами, мы изучаем все её составляющие элементы. Взрослые это делают на автоматизме, а для ребёнка – это непростая задача. И если пространственные представления развиты не достаточно (верх-низ, выше-ниже, право-лево, правее-левее), то элементы буквы каждый раз складываются в причудливые узоры. А значит и запомнить, что за буква перед нами – сложно, так как она будет выглядеть каждый раз по-разному.

Откуда берётся зеркальное написание (реверсии)?

Из своего (5-6-летнего) опыта ребёнок знает, что если он возьмёт, например, в руки лопатку и покрутит её в различных направлениях, то она всё равно останется лопаткой. Справа, слева, вверх ручкой, вниз ручкой, лицом к себе или «изнанкой». А тут приходят странные взрослые и говорят, что нет, вот это буква а вот это – нет. Но в представлении ребёнка – это всё равно буква Б, как её ни поверни.
Семенович А.В. пишет, что это связано с недостаточной зрелостью межполушарного взаимодействия, недостаточной специализацией каждого полушария, а также недостаточно устоявшимся вектором восприятия (в русской культуре – слева направо). Цитата: «У детей дефицит координатных представлений является закономерным этапом онтогенеза, связанным с хранением и длительным сосуществованием в незрелом мозге двойных перцептивных, двигательных и мнестических энграмм. Обилие реверсий специфично для детей в норме вплоть до 6 -7 лет».

Что делать?

Начинать заниматься с целью профилактики можно с 4 лет. А целенаправленно задания на буквы давать с момента начала изучения этих самых букв.
Важно: описанные принципы касаются не только русского языка.
Занятия должны включать в себя:

1. Развитие зрительной памяти:

реалистические картинки
«Рассмотрите вместе с малышом картинку, пусть ребёнок постарается запомнить все детали. Затем закройте книжку и задайте ребёнку вопросы по картинке, например: «Кто сидел за столом?», «Какого цвета была рубашка у ёжика?», «А у белочки?», «Что лежало под столом?», «Был ли на полу коврик?»…

«Что появилось в ряду»? Ребёнок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на первой странице, назвать их, затем, перевернув страницу, ответить на вопрос: «Что появилось в ряду?»

«Внимательно рассмотри рисунок и переверни страницу»

абстрактные формы

2. Мультисенсорный подход к изучению букв:

— лепим буквы, например, из . Р. Дейвис предлагает лепить заглавные буквы от А к Я, а строчные буквы от Я к А. При этом высота букв должна быть не меньше 5 см, а образец с буквами должен находиться перед глазами;
— изображаем с помощью всего тела ту или иную букву, а, может быть, и слово, чередуя последовательно буквы;
— пишем рукой огромные буквы в воздухе;
— опознаём буквы наощупь (это могут быть самостоятельно слепленные из глины буквы или буквы из магнитной азбуки)…

3. Шпаргалки:

— плакаты с изображением букв русского алфавита должны быть всегда в поле зрения ребёнка

— использование трафаретов с буквами помогает закрепить образ буквы не только в зрительной памяти, но и на уровне мышечной памяти;
— хорошо использовать штампики с буквами для зрительного запоминания…

4. Рисуем:

— свободные рисунки различными материалами (мелки восковые и школьные; краски акварельные, пальчиковые, гуашь; пастель, сангина, уголь; карандаши, фломастеры…);
— обводим

и написанные буквы;
— дорисовываем

— узоры по образцу

— учимся рисовать по плану

5. Формируем вектор восприятия:

в русской культуре рассматриваем картинки, читаем и пишем слева направо.

Зеркальное письмо или зеркальный почерк - феномен, при котором человек пишет справа налево. Что делать, если ребенку удобней писать не так, как принято в кириллице, и сами буквы выглядят так, будто написаны в зеркальном отражении? Если вы заметили подобное нарушение письма у своего ребенка, помогите ему справиться с этой проблемой.

Что такое зеркальное письмо?

Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении. На протяжении веков многие хотели найти ответ на вопрос, почему же да Винчи сделал свои записи, используя именно зеркальный почерк?

Существуют три основные теории:

  • Гений скрывал свои записи, таким образом, зашифровывая информацию.
  • Предполагают, что ученый был левша, и ему было гораздо удобней и быстрее писать буквы зеркальным способом.
  • Возможно, основной причиной выбора столь странного письма Леонардо было свойственное ему стремление к оригинальности, такой стиль мог подчеркивать его индивидуальность.

Зеркальное письмо у детей: причины его появления

На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.

Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Кроме того, зеркальное письмо букв и цифр является проявлением оптической дисграфии , в основе которой лежат:

  • недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу);
  • недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;
  • недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и дифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

Как можно корректировать привычку к зеркальному письму?

Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур - ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношениях отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений, на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания.

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы - развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке - слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п.

И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве Ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.

Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма;
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием);
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели);
  • развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином;
  • развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.);
  • расширение поля зрения ребенка;
  • развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево». Для осуществления этой цели должны проводиться разные игры:

  • выкладывание различных фигур, орнаментов;
  • поиск букв, наложенных друг на друга;
  • выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям:

  • письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит»;
  • после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

В русском языке из-за свойств зеркальности 23 буквы вызывают у детей затруднение:

. Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, ь, ъ - пишутся справа.
. З, Л, У, Ч, Э, Я - пишутся слева.

На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем - слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно перейти к записи предложений.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.

А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества - тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх - вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Одним словом, научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.

Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо - то есть, справа налево для большинства европейских народов - связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Однако, последние исследования показали, что так называемый "почерк Леонардо", названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. В журнале Journal of Educational Psychology недавно была опубликована статья французских психологов Жан-Поля Фишера и Юссефа Тазути, посвященная тому, какими причинами вызвано зеркальное письмо у пятилетних детей.

Авторы поставили перед собой два основных вопроса. Первый заключался в том, чтобы выяснить характер связи между зеркальным копированием букв и цифр с образца и написанием их по памяти, а второй - как зеркальное написане отдельных символов приводит к зеркальному написанию целых слов, в частности, собственного имени.

Ученые провели три серии экспериментальных исследований в школах Франции, чтобы ответить на эти вопросы. Оказалось, что копируя с образца, дети совершают гораздо меьнше зеркаьлных ошибок, чем при письме по памяти. Слабая, но значимая корреляция, была выявлена между зеркальным написанием символов и своего имени. Удивительно, что уровень школьной успеваемости также положительно коррелировал с зеркальным написанием, хотя сила этой корреляции были намного меньше, чем в случае правильной ориентации букв. При этом другие ошибки - например, орфографические, но совершаемые в правильной ориентации слева направо - отрицательно коррелировали с успеваемостью.

В результате исследований авторы пришли к выводу, что феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль могут играть не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркаьлное написание букв и цифр оказывало то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать.

Обычно родители не придают особого значения, как пишет ребенок, если он еще не пошел в школу. Написанные справа налево буквы просто веселят маму и папу. Но потом уже не до смеха, ведь привычка зеркалить буквы и цифры в написание очень плотно закрепилась. Ребенок постоянно получает замечания, как от родителей, так и от учителя, но все равно продолжает писать не правильно.

Феномен зеркального написания впервые был описан в XIX веке. Ученые считают причина неправильного написания точнее говоря держать зеркальный наклон букв и цифр, связан, с нарушением зрительно-пространственного восприятия окружающего, частичное нарушение зрительно-моторной координации. Статистика показывает, что от природы практически всегда зеркалит буквы и цифры во время письма, но тут все чуть иначе ему так удобнее и обусловлено это физиологическими особенностями малыша.

Обычно первые признаки зеркального написания появляются у детей в возрасте 5 лет, именно тут родители должны обратить пристальное внимание и корректировать ребенка как нужно правильно держать карандаш, для правильного написания. Кроме того можно провести небольшой тест — если малыш еще не умеет писать, дайте ему обычные палочки и попросите положить их ровно на стол. Наклон палочек даст понять родителям есть ли задатки того что ребенок будет писать зеркально, выявление наклона палочки не в ту сторону, стоит уделять этому особое внимание.

Причины зеркального написания

Если ваш ребенок зеркалит буквы и цифры первое что необходимо сделать, это разобраться в причинах этого. Причин зеркального написания может быть множество.

  • Нарушение зрительного восприятия ребенком окружающие его предметы
  • Нарушение зрительно-моторной координации
  • Недостаточное знание правильного написания букв и цифр

Кроме того, стоит сказать для малыша достаточно сложно разобраться в правильности написания букв, так как русский язык имеет две группы букв, которые отражаются как с права налево так и обратно. Это буквы.

  • Б, В, Г, Е, И, К, С, Р, Ц, Щ, ы, ь, ъ (прописываются справа)
  • З, Л, Ч, Э, Я, У (прописываются слева)

Коррекция зеркального написания

Первое что необходимо сделать, это дать возможность ребенку копировать текст с правильно написанного. Так он гораздо проще и быстрее привыкнет к правильному наклону букв и цифр и перестанет зеркалить их во время письма. Причем стоит сказать о том, что в этом важны такие факторы как написание букв в определенном месте странице, если ребенок начинает писать, отступив от края страницы, ему будет проще. Также очень важно провести подготовительную работу, эта работа поможет развить у малыша правильное ориентирование в пространстве.

Как ни странно, но правильность написания букв зависит от четкого понимания ребенком, где лево, где право. Стоит научить ребенка быстро и четко указывать на правую руку, правое ухо, правую ногу, и соответственно на левые части тела.

Развитие ориентировки

На этом этапе работа с ребенком проводится по форме ориентирования на предметах и самом себе. Находясь в комнате, задавайте ребенку обычные вопросы, например с какой стороны от него шкаф, или дверь. Таким методом малыш научится ориентироваться в пространстве, что позволит ему не зеркалить цифры и буквы в момент написания их.

Корректировка письма

  • Для коррекции зеркального письма используете такие виды работ как воспроизведение ребенком эталонов, карточек на которых изображена буква или цифра правильно написанная.
  • Поставьте на каждой строчке или клеточке точку, в которой должен быть верх буквы. Объясните ребенку на примере, как он должен вывести букву, чтобы та попала на точку.
  • Используйте игры с моделированием. Идеально подходят палочки. Предложите ребенку составить буквы из палочек. Кроме того, что это поможет малышу правильно писать, такая игра разовьет моторику, что также положительно скажется на нем впоследствии.
  • Посмотрите на то, что написано ребенком, выделите те буквы, которые он зеркалит и начните работу именно с этих элементов.

Как видно из вышеописанного скорректировать написание ребенка не сложно, главное в этом уделить внимание проблемы и самое главное делать все вовремя. Чем раньше вы начнете исправлять зеркальное написание, тем будет проще малышу сделать выводы и начать выводить каждую букву так, как следует.