Почему пасха празднуют в разные дни. Почему Пасху празднуют каждый год в разное время? Почему Пасха празднуется в разные даты

Будучи величавой «почемучкой», стараюсь интересоваться всем в мире: приятно знать то, о чём остальные не подозревают либо не думают. Увлеклась православной темой, даже пару раз побывала в церкви, чтоб глубже вдуматься в сущность. Пообщавшись с папой Николаем, отыскала ответ на один актуальный вопросец: почему Пасха каждый год в разные дни, и с наслаждением поделюсь с вами информацией.

Как соединено празднование Пасхи с солнечно-лунным календарём

Что мы знаем о Светлом Воскресении Христовом, не считая того, что конкретно такое заглавие носит Пасха, празднование которой приходится постоянно на воскресенье, но разные даты? Пасха считается одним из главных переходящих событий православного календаря, сразу привязанным к неописуемо сложному лунно-солнечному исчислению, принятому посреди еврейского народа.

Пасха: преобразование даты, прошедшее через столетия

Много годов назад Иисус Христос принял распятие за грехи населения земли и на 3-ий денек был воскрешён. Лунный календарь, применяемый в древнейшие времена, предугадывал празднование Христова денька в воскресенье, считавшееся первым днём недельки, и отмечалось на 14-й денек исходного месяца весны. До Вавилонского пленения иудеев этот месяц называли Авив, опосля – Нисан. Общего летосчисления не было, потому израильтяне воспользовались лунным календарём, египтяне и римляне определяли время по солнечному.

Главные свойства лунного и солнечного календарей

Что представляет собой лунный календарь:

  • Включает 12 месяцев;
  • Месяц состоит из 29 либо 30 дней;
  • Календарный год продолжается 354 денька.

Индивидуальности солнечного календаря:

  • Разделяет год на 12 месяцев;
  • В любом месяце по 30 дней;
  • Общее число дней в календарному году – 365.

Видите ли, разница в продолжительности календарного года составляет 11 суток, потому чтоб уравновесить полное количество дней еврейский люд выдумал раз в пару лет добавлять в «накопившийся» месяц – Ве-Адар. В обычном нашему осознанию мире этот год приходился бы на именуемый нами «високосным».

Евреи и в реальный момент не изменили сложившимся за века традициям: 14 нисана исчисляется от денька равноденствия, проходящего в весеннюю пору, согласно юлианского, а не григорианского календаря, принятого в мире. Благодаря этому обстоятельству Пасха католиков и иудеев могут совпадать, а 1-ая может даже предшествовать 2-ой, нарушая естественный ход библейской истории.

Представители неких остальных народов воспринимали за правду, что календарный год содержит всего 10 месяцев, всего только 304 денька. Началом года числился март (январь и февраль числились крайними в году).

Как изменяются даты Святого Воскресения Господнего

Воскресение Христа состоялось в денек, когда иудеи отмечали свою Пасху. Она связывалась с финалом из Египетского страны. В их варианте исчислении Пасха не считается переходящей. Празднование происходит 14-21 числа авива (нисана). 14-е число совпадало с первым полнолунием со денька равноденствия. Во времена земного бытия Иисуса Христа это событие, как и на данный момент, происходило 21 марта согласно исчислению юлианского календаря (заглавие он получил в честь римского предводителя и правителя Юлия Цезаря).

Современное исчисление времени строго ограничивает рамки вероятного празднования переходящей Пасхи: в православии 4.04 – 8.05 по новенькому стилю и по старенькому 22.03 – 25.04 (с различием в 13 дней меж юлианским и григорианским стилями) для римо-католиков, иудеев и большинства протестантов.

Пасха иудеев в сегодняшние времена проводится в денек первой полной Луны опосля равноденствия. Броско, что дата определяется по юлианскому календарю.. Христиане празднуют Воскресение Господне в денек опосля иудеев (но, если 21 марта оказалось воскресеньем, да ещё и с полнолунием, Пасху следует назначить на 28 марта).

Обычно, денек первой полной Луны приходится на просвет с 21.03 по 18.04. Но в случае совпадения полнолуния, воскресенья и даты 18 апреля, христианам придётся отмечать праздничек лишь через недельку – 25 число, так как библейская хронология и церковные правила требуют проведения иудейской Пасхи ранее Воскресения Христового.

Как по мне, всё это весьма заморочено, но правила инсталлируются Церковью, и не мне о их судить.

Дата Пасхи: как вычислить

Послушав мало путанный рассказ священника, сделала вывод, что определение даты православной Пасхи – задачка очень сложная, сама пробовать не стала, но теорию на данный момент расскажу.

Чередование дат Светлого Воскресения Христова соединено с непростыми моментами согласования датирования по солнечному и лунному календарям, потому просвет с 4.04 по 8.05 подчиняется ряду законов.

Малое количество лет, за которое Пасха воспринимает все вероятные временные позиции, — 532. Этот массив именуют Величавым индиктионом, по прошествии которого число и месяц Пасхи будет чередоваться, так сказать, «по накатанной», в том же порядке, потому если в вашем распоряжении есть вполне рассчитанная Пасхалия, смотреть за ходом последующих конфигураций не составит труда.

Для тех, кому лень просчитывать таковой большой пласт дат, предлагаю пользоваться формулой Карла Гаусса, выведенной в 19 веке. Что и как созодать, показано на рисунке.

Не считая того, делюсь малеханькой шпаргалкой для тех, кто желает быть в курсе дат Пасхи на наиблежайшие пару лет.

Надеюсь, сейчас вы, как и я, будете знать ответ на вопросец «Почему Пасха в разные дни?», и поделитесь своим познанием с близкими.

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

07.04.2019 17:12:47 Администратор сайта

Кто Вам сказал, Константин, что на Благовещение можно гадать? И ересь, кстати, это искажение христианского учения - то есть нечто возникающее в русле богословия. А гадания - это просто бесовское, не совместимое с церковной христианской жизнью ни на Благовещение, ни в какой другой день.

07.04.2019 21:17:21 Лев

Да уж, Константин, это грубое суеверие! Грех он остается грехом и в особо чтимые дни. Это суеверие придумали для того, чтобы гаданиями и другими нечестивыми вещами осквернить праздник. Грех всегда грех и добродетель всегда добродетель. Нельзя же сказать, что сегодня Благовещение и я не буду мыть пол, мол нельзя, но зато проведу этот день не в молитве, а в праздности или того хуже в пьянстве. Эти запреты на домашние дела условны, их установила Церковь, чтобы многотрудные крестьяне освобождались от своих работ, чтобы иметь возможность участвовать в длительных праздничных богослужениях, а это во спасение души!

Пасха не закреплена за какой-то определённой датой, так как она наступает по лунно-солнечному календарю. И в последнее время все чаще возникает идея призвать всех христиан отмечать Светлое Христово Воскресенье в один день. В 2018 году православную Пасху отмечают 8 апреля.

Когда Пасха в 2018, почему Пасху отмечают в разные дни: дата празднования высчитывается по лунно-солнечному календарю

Для христиан Пасха считается самым важным праздником. Ведь в этом дне заключается вся суть христианства. Если вы не знаете, почему каждый год дата Пасхи меняется, то ответ прост – этот церковный праздник считается переходящим.

Также полезно знать, что дата празднования Пасхи каждый год высчитывается по лунно-солнечному календарю. Единственное, что в дне Пасхи не меняется из года в год, – это то, что это всегда воскресный день.

Существует единое правило, по которому Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, которое следует за днем весеннего равноденствия. При этом если первое полнолуние приходится на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее. Кроме того, христианская Пасха не празднуется в один день с иудейской.

Лунный календарь составляет 354 дня, в отличие от солнечного, который, как известно, составляет 365 дней. А значит, лунный календарь меньше солнечного. В лунном месяце 29,5 суток, т.е. полнолуние происходит каждые 29 дней.

Таким образом, первое полнолуние после 21 марта наступает в разные дни, что приводит к смещению и дня Пасхи.

Поскольку день весеннего равноденствия чаще всего приходится на 21 марта, то празднование Пасхи может быть не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.

Когда Пасха в 2018, почему Пасху отмечают в разные дни: традиции празднования

Традиций празднования Воскресения Христового пошла от еврейского праздника Песах. Он был впервые отпразднован 1 500 лет до рождения Иисуса Христа после того, как Моисей вывел израильтян из Египта. Уже после смерти сына Господнего апостолы приняли решение учредить христианскую Пасху, которая в Новом завете символизирует победу над смертью.

В этот день принято вспоминать мученическую смерть Иисуса, отдавшего свою жизнь во благо человечества.

— спать в ночь на Пасхальное воскресенье не принято, а нужно сходить в церковь на вечернюю службу;
— после 12 часов ночи священники одевают праздничный наряд и объявляют: «Христос воскрес!». Тогда происходит освящение — — всего, что христиане принесли в пасхальных корзинках: паски, яйца, сыр, масло и свечи;
— праздничный завтрак начинают с освященного яйца и кусочка паски. И только после этого лакомятся мясными и рыбными блюдами;
— второй день Пасхи – это Светлый понедельник. Также его называют «обливным», ведь в этот день молодежь идет «поливать» — — — своих родных и желать им счастливых праздников;
— если в Светлый Понедельник шел дождь, наши предки считали, что таким будет и лето;
— светлый Вторник – это третий день Пасхи. В этот день верующие продолжают праздновать Пасху и начинают ходить в гости и развлекаться.

Существует и ряд запретов на определенные дела в Светлое Христово Воскресенье:

— нельзя быть жадным;
— нельзя ругаться и грустить;
— нельзя принимать большое количество алкоголя, ведь Пасха праздник не обычный;
— нельзя работать в ущерб светлому празднику;
— нельзя делать уборку, все должно быть сделано до Пасхи;
— нельзя появляться на кладбище и скорбеть за умершими.

Пожалуй, самый популярный вопрос о христианских праздниках связан с тем, почему же Пасха празднуется каждый год в разные дни. В пример очень часто приводят Рождество, которое отмечается в строго определенный день – 25 декабря и 7 января. А вот с Пасхой и правда возникает, на первый взгляд, довольно странная ситуация.

А на самом деле причина очень проста. Связана она с различием между лунным и солнечным календарями.

Удивительно, но на самом деле Пасха всегда отмечается в один и тот же день. Правда, не по солнечному (обычному), а по лунному календарю. Здесь нужно оговориться, что календарей существует огромное множество – еврейский, Юлианский, Григорианский (по нему живет большинство стран, в том числе Россия) и многие другие. В основе отсчета года лежит движение Земли вокруг Солнца: 1 оборот равен 1 году.

А вот с отсчетом месяца все гораздо сложнее. Вообще Луна проходит весь свой цикл от новолуния до полнолуния за 27-29 суток. Но такому идеальному месяцу отчасти соответствует только февраль, да и то за исключением високосных лет.

Вот и получается, что между солнечным и лунным календарем постоянно есть несоответствие, и ничего с этим не поделаешь: светила всегда будут двигаться по законам физики, а не календарных расчетов. В результате получается такая картина:

  1. Солнечный год – это 365 дней и почти 6 часов. Он состоит из 12 месяцев, каждый из которых чуть больше лунного (28, 30 или 31 день).
  2. Лунный год – это классические 12 месяцев, каждый из которых составляет 27-29 суток. За год в общей сложности Луна пройдет 12 циклов обновления, что составит только 354 дня.

Таким образом, лунный год всегда меньше солнечного. И это объясняет, почему Пасха каждый год в разные числа.

Отмечается она только в воскресенье, сразу после первого весеннего полнолуния. Причем весна согласно христианской традиции наступает не 1, а 20 марта – в день равноденствия, когда продолжительность дня и ночи одинаковы (по 12 часов).

Эта дата одинакова в любой год. Но тогда почему Пасха празднуется в разные дни? Дело в том, что первое полнолуние наступает то буквально на следующий день после 20 марта, то спустя 2-3 недели после него.

Вот поэтому дата торжества постоянно меняется: не бывает даже 2 лет подряд, чтобы она оставалась одной и то же. Прибавим к этому еще и то обстоятельство, что Пасха отмечается только в воскресенье.

Например, в 2018 году она отмечалась 8 апреля. А ведь даже если взять в расчет то же самое воскресенье в следующем году, оно уже придется на 7 апреля, потому что каждый год даты сдвигаются на 1 пункт (а в високосный год после февраля сразу на 2 позиции).

Например, если вы в этом году отмечали свой день рождения в пятницу, можете радоваться – в будущем году оно состоится в субботу. А вот еще через год (после високосного) – увы, в понедельник.

Почему Пасха в разное время каждый год: причем тут первое полнолуние

Действительно – то, что праздник постоянно празднуется в разное время, совсем не объясняет связи с первым весенним полнолунием. Для этого нам можно обратиться к современным источникам (например, заглянуть в Википедию).

А еще нужно отмотать время почти на 2000 лет назад – очутиться в эпохе жизни Христа, а точнее – его героической смерти. Дело в том, что умер Спаситель в пятницу, а когда он воскрес, в Израиле случился главный праздник еврейского народа – .

Созвучие этого слова с Пасхой отнюдь не случайно: собственно, отсюда и пошло название любимого христианского торжества. Эта дата имеет священное значение для евреев, ведь именно в этот день Моисей начал выводить народ из египетского рабства.

Исход оказался удачным – в результате долгих испытаний евреи все же нашли свою обетованную землю. Сегодня мы называем ее Израиль. Впрочем, не только сегодня – название государства не менялось уже несколько тысячелетий.

Сам праздник Песаха отмечается в день 14 нисана – этот месяц еврейского календаря как раз соответствует нашим марту и апрелю. Его празднуют именно в первое весеннее полнолуние.

Считается, что это невероятно древняя традиция, которая, возможно, восходит даже к более далекому времени, чем эпоха Моисея. Первое полнолуние – своеобразная точка отсчета, которая окончательно знаменует приход весны.


А что такое весна для древнего человека? Это, без преувеличения, сама жизнь. Начинается посевная пора, увеличивается продолжительность дня, становится все теплее и теплее, в лесах, наконец, поспевают первые ягоды и другие плоды. Возможно, именно поэтому Пасха мало кого оставляет равнодушным – даже людей, далеких от христианской религии.

Почему Пасха отмечается в разные дни: комментарий священника

В православии Пасху называют переходящим праздником. Это означает, что дата ее меняется каждый год, ведь первое полнолуние выпадает то на одно, то на другое время. К слову сказать, к переходящим (или скользящим, подвижным) праздникам относятся также такие православные даты, как Дни памяти святых, соборов святых и некоторые другие.

Интересно, что и в народе есть свои переходящие праздники – вот, например, попробуйте назвать точную дату Пасхи. Да и многие профессиональные дни (архитектора, шахтера, ветеринара и др.) отмечаются в первое/второе и т.п. воскресенье месяца. Так что аналогий из обычной жизни более, чем достаточно.

Священники неоднократно указывают на то, что никакой путаницы в этом явлении нет. Да, понятно, почему Пасха – праздник переходящий – просто отмечается она всегда в разное время.


И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ответ на рассмотренный вопрос можно увидеть и здесь.

Почему отличаются даты православной и католической Пасхи

До 1054 года христианская церковь оставалась единой, однако именно в то время она распалась на Западную (католическую) и Восточную (православную). Тем не менее, христиане отмечали одни и те же праздники в одни и те же дни. Изначально они пользовались Юлианским календарем, введенным еще в 1 веке нашей эры при Гае Юлии Цезаре.

Однако тот календарь не совсем точно определил общую продолжительность года – ошибка составила всего 12 минут, однако даже этого хватило, чтобы породить большие неточности. В итоге в конце 16 века Папа Римский Григорий XIII подготовил и провел реформу для уточнения летоисчисления.

Поскольку со времен Гая Юлия Цезаря прошло почти 1500 лет, пришлось «сдвигать» время сразу на 10 дней. Образно говоря жители Италии, Испании и других стран того времени заснули 1 января, а проснулись уже 11 января. Вот такая занимательная математика.

Впоследствии православная церковь так и не перешла на Григорианский календарь (хотя Россия как светское государство, как и многие другие страны, живет именно по этой системе). Интересно, что мы присоединились к ней только после революции – в 1918 году. Но церковь продолжает отмечать все праздники по Юлианскому календарю, а в настоящий момент разница с новым стилем составляет уже 13 дней.

Многие верующие и просто интересующиеся люди задаются вопросом, насколько это правильно. То есть не следует ли вообще перейти на новую систему летоисчисления? В принципе это логичная постановка вопроса, однако реформа столь значительна, что пока православные не решаются на такие изменения.

Соответствующие комментарии дают и представители церкви:









Интересно, что почти в половине случаев отмечается раньше православной. А еще в трети случаев эти даты – христиане по всему миру отмечают торжество вместе. В остальное время разница составляет целых 5 недель, что превышает 1 лунный цикл.

Вот такая своеобразная система отсчета появилась после изменения календаря. С другой стороны, если узнать предысторию, все становится понятным. Поэтому и вопрос, как рассчитывается день Пасхи у православных, больше не возникает.

Почему праздник Пасхи каждый год празднуется в разное время?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, является основным переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев. Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. Иудейский праздник Пасхи не является переходящим праздником в еврейском календаре: он всегда праздновался от 14-го до 21-го дня месяца авива (нисана). 14 нисана в еврейском солнечно-лунном календаре по самому смыслу этого календаря было первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому (названному так в честь Юлия Цезаря) календарю. Поэтому иудейский праздник Пасхи, уже в системе юлианского календаря, сделался переходящим: он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня. (Если 21 марта совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28 марта.)

Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18 апреля приходится на воскресенье, то христианская Пасха празднуется через неделю в воскресенье 25 апреля, так как последовательность событий библейской истории требует, чтобы Воскресение Христово праздновалось позже первого дня иудейской Пасхи.

Таким образом, православный праздник Пасхи может праздноваться в любой день от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (старому стилю), или (в XX и XXI столетиях, когда разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней) от 4 апреля до 8 мая включительно по новому стилю.

Однако чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом. По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться.

Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви. Римо-Католическая Церковь и большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху, ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю (новому стилю). Эта отправная точка в пасхальных расчетах дает совершенно другие даты для праздника Пасхи. Поэтому Пасха у римо-католиков и протестантов Запада бывает в промежуток времени от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю. В редких случаях она совпадает с православной Пасхой. Поскольку евреи, в отличие от западных христиан, не изменили свой исторический календарь, их 14 нисана по прежнему отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта по юлианскому (3 апреля по григорианскому) календарю. Таким образом, католическая Пасха в некоторые годы может совпадать с иудейской и даже предшествовать ей, что противоречит последовательности событий земной жизни Иисуса Христа.