План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему "Его величество-Воздух". Открытое занятие «Скоро в школу нам шагать - что там будем изуча

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности.

Создание эмоционально-положительного настроя детей.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо

А теперь пойдем налево

В центр круга соберемся

И на место все вернемся

Все друг другу улыбнемся,

Все в сборе-дети, взрослые

Мы можем начинать

Но прежде надо дружно

Всем здравствуйте сказать.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты - это опыты, кото рые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовыва ют все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить экспе рименты и будем все записывать в свои научные тетради. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и ос трыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

1. Внимательно слушать старшего лаборанта.

2. Точно выполнять указания

3. Аккуратно работать с оборудованием.

4. В конце опытов делать выводы

Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать.

Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица».

Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.

Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.

«Растворение веществ»

Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.

В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом. Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.

"Звенящая вода"

Воспитатель: -Ребята, посмотрите что у меня на столе бокалы с водой.

Воспитатель: - Могут ли эти бокалы звучать?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Бокалы могут звучать. Как заставить бокалы звучать?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: -Давайте постучим пальчиком, предметами, которые находятся у вас на столе. Какой звук?

Дети: Глухой.

Воспитатель: - как сделать звук звонче?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: -Давайте попробуем услышать звук, используя палочки с шариком на конце

Дети: звонкий.

Воспитатель: -Одинаковый ли получается звук?

Дети: одинаковый

Воспитатель: - Потому что в бокалах одинаковое количество воды. А сейчас мы отольём и дольём воды в стаканы. Проверим звучание.

Дети: разное.

Воспитатель: -Что влияет на звон?

Дети: На звон влияет количество воды.

«ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»

Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем приседать.

Влево-вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

Наклонились вперёд,

А теперь наоборот.

И ещё разок вперёд

И опять наоборот.

Потянулись, удивились

И на место возвратились

Я приглашаю вас ко второму столу «Невидимка – воздух».

Предлагаю отгадать загадку

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух)

Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Что мы с вами вдохнули? (воздух)

А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

Какой вывод можно сделать?

Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

Опыт с водой и трубочкой.

Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

Что происходит? (выходят пузырьки)

Как они появились?

Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Ребята, а на этом опытном столе находится какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).

Правильно, это магнит. У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? (Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).

Всё ли притягивает магнит? У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит. Как мы это проверим? (Ответы детей).

Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!

Магниты – это кусочки железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

«Достань без помощи рук»

Действует ли магнит через другие материалы? (Ответы детей).

Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).

Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют)

Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).

Что же двигало скрепку? (Дети отвечают)

Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)

Вывод: Магнитная сила проходит через пластик, стекло

«Противоположности притягиваются»

Воспитатель дает в руки два магнита.

Дети берут два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.

Что произошло? (Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу)

Поднесите магниты друг к другу одинаковыми полюсами. Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга).

Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.

А теперь ребята, я хочу пригласить вас в секретную лабораторию, где происходят удивительные превращения. Вы верите в то что на молоке можно рисовать? Если нет тогда давайте проведем опыт и посмотрим что произойдет.

«Рисуем на молоке»

Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.

Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.

Вывод: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.

Ребята, а вы знаете что такое вулкан?

Ответы детей.

Вулкан - это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород - магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?

«Вулкан»

Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и конечно же сами макеты вулканов.

А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, потом окрашиваем её, т.е. наливаем краски, всю смесь перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – уксус, а так как это очень опасная жидкость, я попрошу вас надеть маски и добавлю его в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву.

Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось. Удачи!


Номинация: Детский сад, Конспект занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Старший возраст

Конспект занятия по опытно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»

Тема: Вода и подсолнечное масло.

Цель: Совершенствование представления детей о , познакомить со свойствами масла

Задачи:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становления сознания;

Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Демонстрационный материал:

Иллюстрации растений, круги Эйлера, схема свойств воды, две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой.

Раздаточный материал: рабочие карточки для исследования, фишки красного и зеленого цвета, одноразовые стаканчики, ложечки, соль, кисточки, набор картинок подсолнуха и капельки воды, клей, салфетки, дощечки.

Предварительная работа:

— Беседа о воде.

— Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.

Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.

Экскурсия на кухню.

Ход НОД:

1.Беседа воспитателя с детьми о времени года .

Какое время года?

Как изменилось вокруг?

2.Мотивация.

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Извините,ребята, можно я отвечу.Возможно, что-то важное.

(Телефонный звонок с просьбой,помочь повару определить, в какой бутылочке масло.)

Ребята, мне позвонила наш повар, она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода.Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед, а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли

3.Беседа.

Воспитатель: Что такое масло? Для чего повару масло? Из чего делают масло и как оно называется?

Название: Конспект НОД по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»

4 .Дидактическая игра «Назови растение».

Дети встают в круг, каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен,

репей, хлопок, виноград, огурец.)

— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

5.Исследовательская деятельность.

Будем проводить исследование.Необходимо надеть фартуки,занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования,мы будем приклеивать красные кружки,если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством.

Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель.(воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)

Перейдем к исследованию.

6.Практическая деятельность.

Дети подходят к столу. где проводится эксперимент.

В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.

1.Дети нюхают воду.

2 . Пробуют на вкус.

3. Кладут сахар и размешивают.

4. Наливают немного воды в тарелочку.

После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:

— Вода не имеет цвета? (Да – зеленый кружок)

— Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)

Вода не имеет формы? (Да – зеленый кружок)

— Не имеет запаха? (Да – зеленый кружок)

— Не имеет вкуса? (Да – зеленый кружок)

— Растворитель? (Да – зеленый кружок)

— Можно мыть руки? (Да –зеленый кружок)

7.Физминутка.

Две сестрицы — две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

8.Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой.

— определить прозрачность,

Имеет ли вещество цвет;

— есть ли запах;

— растворяет ли сахар в нашем случае;

— остается ли след на руках.

9.Вывод.

Читаем,дети, что у нас получилось на листах.

В какой бутылочке вода? Почему?

Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам.

Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

10.Работа с кругами Эйлера.

В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.

Что общего? Какой признак поместим в пересечение?

(посмотреть по листу)

11.Работа с микроскопом.

— Все, что окружает нас имеет еще внутреннее строение, которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.

(микроскоп подключен к ноутбуку).

Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.

— Чем отличаются изображения?

(капелька масла желтого цвета)

Итог занятия.

Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать?

Хорошее мы дело сделали?

На следующем занятии мы поговорим о том, как делают масло.

А теперь надо отдать масло на кухню, чтобы нам приготовили обед.

Подготовила воспитатель Клишина В.В.

Конспект открытого занятия по экспериментально — исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие в город Мастеров»

Тема «Путешествие в город Мастеров»

Цель: Продолжать формировать интерес к человеку, закреплять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Коррекционно -образовательные:

  1. обобщать имеющиеся знания у детей о функциях органов чувств;
  2. уточнить значение органов чувств для человека, при восприятии им окружающего мира;
  3. формировать способность анализировать данные, полученные путём экспериментирования;
  4. обсудить вопросы гигиены органов чувств.

Коррекционно -развивающие:

  1. развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха, орган зрения, ушная раковина, перепонка, осязания»;
  2. развивать тактильные, слуховые, вкусовые, зрительные ощущения;
  3. развивать быстроту мышления, творческое воображение;
  4. расширять кругозор.

Коррекционно-воспитательные:

  1. воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;
  2. воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.

Методы и приёмы:

  • наглядные (показ, демонстрация);
  • словесные (беседа, художественное слово, логические рассуждения, вопрос – ответ);
  • игровые (дидактические игры, сюрпризный момент, пальчиковая игра;
  • практические (рисование, упражнения, экспериментирование, самонаблюдение).

Предварительная работа:

  1. беседа об органах чувств у животных и человека;
  2. беседа по теме «Профессии разные важны»;
  3. беседа по теме «Зрение»;
  4. беседа по теме «Наши руки»;
  5. чтение художественной литературы: «Чем пахнут ремёсла», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»;
  6. сюжетно ролевая игра «Больница»;
  7. разучивание комплекса упражнений для глаз;
  8. цикл образовательных ситуаций по валеологии (органы чувств)
  9. рассматривание познавательных рисунков;
  10. разучивание дидактических и подвижных игр.

Здоровье сберегающие технологии:

  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • массаж для спины;
  • игры с речевым сопровождением.

Ход занятия:

Доброе утро!

Собрались мы с вами вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем!
Что же, дети, начинаем!

На экране звонок по скайпу.

«Здравствуйте дорогие ребята! Я мастер Трудяжка. У нас в городе Мастеров случилось несчастье! Злая колдунья Лень давно хотела захватить наш город, но ей это не удавалось. Тогда Лень наложила на наших мастеров заклятье, при котором мастера не могут выполнять свою любимую работу: Повар совершенно не чувствует вкус; Художник не различает размер; Музыкант не слышит звуков; Парфюмер не различает запахов; Скульптор совсем не ощущает рук. Прошу вас помогите нам, пожалуйста, без вас нам не справиться! Спасибо! А чтобы вы быстрее до нас добрались, я приготовил для вас карту. Она поможет найти наших мастеров! Удачи вам, дорогие ребята!

Логопед: Ну что же, если вы решили помочь, тогда надо отправляться в путь. А как же мы доберемся в этот город? (высказывания детей, рассуждения).

Звучит фонограмма

«Я забыл вам сказать, что попасть в наш город можно через портал……

(звучит музыка и дети проходят через тоннель )

Логопед: Вот мы и на месте в городе Мастеров!

Вот надпись: « Пройти в город Мастеров можно через волшебные ворота два раза: сначала с открытыми глазами, а затем закрытыми»

Дети выполняют задание.

Логопед: Скажите, когда вам было проходить тяжелее? (во второй раз)

Почему? (глаза были закрыты)

Вот и попали мы в город Мастеров. Улица Зоркая – на ней проживает Художник.

«1) Помоги Художнику – что он напутал?» (серая лиса -рыжий заяц (цвет); большая мышь и маленький слон (размер); ….. (форма)

2) собрать пазлы (картинки с животными) и подобрать к ним схемы.

Воспитатель: Ребята давайте теперь нашему Художнику расскажем, как нужно беречь глаза.

КАРТИНКИ ПО МНЕМОТЕХНИКЕ:

Нельзя глаза тереть грязными руками.
Нужно беречь глаза от режущих и колющих предметов.
Нельзя долго и близко смотреть телевизор.
Нельзя долго играть в компьютерные игры.
Нужно тренировать глаза, смотреть вдаль.

Воспитатель: А ещё, чтобы глаза оставались зоркими и не болели, нужно делать гимнастику для глаз, давайте научим Художника.

(гимнастика для глаз)

Ослик ходит, выбирает, Обвести глазами круг.
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива, Посмотреть вверх.
А внизу растет крапива, Посмотреть вниз
Слева – свекла, справа – брюква.
Посмотреть влево — вправо
Слева – тыква, справа – клюква, Влево — вправо.
Снизу – свежая трава, Посмотреть вниз.
Сверху – сочная ботва. Посмотреть вверх.
Выбрать ничего не смог. Зажмурить глаза,
И без сил на землю слег поморгать 10 раз.

Воспитатель: Спасибо, ребята, вы так помогли, что у Художника рассеялись чары злой волшебницы.

ПОДСКАЗКА — «По короткой дорожке пойдешь – к Злой Колдунье попадешь, по длинной дорожке пойдешь – к Скульптору попадешь»

Дети выбирают предметы которыми можно измерить расстояние (клубочек, палка гимнастическая, ……..)

Воспитатель: Ребята, вот и улица Рукодельников.

ПОДСКАЗКА – « Скульптор перестал ощущать предметы руками. Помогите узнать где находиться мука? Подпишите продукты. Составьте предложения к схемам»

(подходят к столу, на котором изображён Скульптор, на столе разложены две миски: с крахмалом, мука, мел, соль)

Воспитатель: Скажите какой орган может нам помочь? (руки)

Д/игра «Угадай-ка» (миски с крахмалом, мукой, солью и мелом).

Эксперимент.

Описать свои ощущения и представить предмет, который бывает в реальности. (у каждого ребенка один продукт)

Давайте определим эти вещества на ощупь. 1 (мука) – дети описывают свои ощущения (рыхлая, мягкая, воздушная) 2 (крахмал) – плотный, сырой, скрипучий – как что? (Он скрипит как снег) 3 (соль) – колючая, твердая, сыпучая 4 (манка) – рыхлая, сыпучая, зернистая.

Дети определяют и приклеивают надписи. К схемам подбирают предложения.

Воспитатель: Ребята, расскажите нашему Скульптору, как правильно ухаживать за кожей.

Надо чаще мыть кожу
Защищать кожу от переохлаждения
Защищать кожу от перегревания
Не трогать незнакомые растения и насекомых, не гладить бездомных собак и кошек, голубей и т. д.
Не играть с огнём.
Очень осторожно пользоваться колющими и режущими предметами

ПОДСКАЗКА: «Соберите пазлы и попадете в «Ароматную долину»

ПОДСКАЗКА – «У Парфюмера исчезло обоняние. Помогите определить запах и назови какой он»

Д/игра «Узнай какой запах»

Дети по запаху определяют, что в баночке и подписывают колбочки. (у лимона – лимонный, у апельсина – апельсиновый, у огурца – огуречный, у чеснока чесночный)

Воспитатель: Молодцы, мы справились с этим заданием. А для того, чтобы наши носики оставались такими же чувствительными и хорошо дышали, предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

«Подуем на плечо»

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены.

Голова прямо – вдох.
Подуем на плечо, (повернуть голову налево, сделать губы трубочкой)
Подуем на другое, (повернуть голову направо, сделать губы трубочкой)
Нас солнце горячо (голова прямо – вдох носом)
Пекло дневной порой (голова прямо- выдох прямо)
Подуем на живот, (опустить голову, подбородком касаясь груди)
Как трубка станет рот (вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох.)

Ну а теперь на облака (Голова прямо – вдох носом)
И остановимся пока. (Поднять лицо кверху и снова подуть через губы)
Потом повторим всё опять: (Голова прямо – вдох носом)
Раз, два и три, четыре, пять (Поднять лицо кверху и снова подуть через губы)
(Е. Антоновой-Чалой)

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем парфюмеру, как мы ухаживаем за носом:

Беречь организм от простуды
Чистить нос
Иметь свой носовой платок
Не засовывать в нос предметы
Закаляться
Не курить

ПОДСКАЗКА – Выберите себе дорожку определенного цвета. Продвигаться только по камушкам, произнося звуки – правая нога – ША, левая нога – СА.
«Повар перестал чувствовать вкус – «Описать продукт так, чтобы другие догадались что это за продукт»

Д/игра: «Угадай на вкус»

Дети одевают повязки на глаза – учитель кладет каждому кусочек (сыра, яблока, виноградинку, шоколадку)

После дегустации – снимают повязку и описывают по очереди ощущения. Дети потом отгадывают продукт.

Логопед: Напомним повару правила ухода за полостью рта!

После приема пищи полоскать рот.
Не брать острые предметы, чтобы не поранить язык.
Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить сосочки.
Систематически очищать язык от налета, чтобы избежать инфекции в организме.

ПОДСКАЗКА — Продвигаться только тогда, когда услышите звуковой сигнал.

Если нет сигнала, надо стоять на месте.

Дети продвигаются по сигналу и приходят к Музыканту.

«Помогите Музыканту узнать на чем играю?»

Д/игра: «Угадай, на чём играю?»

Воспитатель включает аудиозапись звуков (шелест бумаги, переливание воды, шуршание пакета, стук карандаша), а дети определяют на слух и подбирают подходящую картинку.

Логопед: А теперь попытайтесь найти одинаковый звук. Детям предлагается, из множества коробочек, найти одинаково звучащие.

Логопед: Спасибо, благодаря вам, наш Музыкант опять стал слышать!

А для того, чтобы с ним не приключалось ни какой беды, наши детки расскажут, как надо беречь ушки (ответы детей)

Не ковырять в ушах.
Не допускать попадания воды.
Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы.

Логопед: Спасибо вам большое, ребята. Вы очень помогли жителям города, освободив его от чар злой колдуньи Лени. Мы теперь знаем, как необходимы нам, наши помощники – органы чувств.

Логопед: Не зря говорят: «Человек получает всю информацию об окружающем мире при помощи органов чувств».

Давайте и мы с вами составим пословицы и поговорки про органы чувств.

Детям предлагается из рассыпанных слов составить пословицы и прочитать их.

Логопед: Ну что ж, ребята, вы справились с заданием! Вы очень помогли жителям города Мастеров, освободив его от чар злой колдуньи Лени. Я горжусь вами! Но теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад.

ЗВУК – Возвращение через портал.

Логопед: Вот мы и вернулись!

На экране звонок по скайпу. Мастер Трудяжка благодарит детей за помощь и дарит детям брошурки с памятками по уходу за органами чувств.

Учитель-логопед
высшей категории
Гришина Л.А.,
г. Ижевск

Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха.

Задачи: Развивать познавательные интересы детей в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, объяснить, почему воздух, которым дышит человек, должен быть чистым. Познакомить с разными видами ветра: смерч, тайфун, ураган. Закрепить с детьми воздушный транспорт, количественный счет до десяти, величину: высокий, низкий. Способствовать развитию диалогической речи, развивать умение формулировать выводы. Воспитывать желание беречь окружающую среду.

Словарная работа: смерч, ураган, тайфун, духовые инструменты, понятие фразеологизма «ветер гуляет в голове».

Материалы и оборудование: ноутбук, пластиковые стаканы, трубочки, вода; различные мелкие предметы: камень, растение, деревянный кубик, гвоздь; духовые музыкальные инструменты, апельсины, ширма, ватман, картинки с изображением различных живых и не живых предметов, клей, кисточки.

Ход деятельности:

Ребята, сегодня утром я шла на работу и случайно услышала спор, идущих впереди меня мальчиков-школьников. Первый мальчик утверждал, что воздух есть только внутри человека. Второй говорил, что воздух есть внутри всех предметов. На что первый ответил, что предметы неживые и воздуха там нет. А как вы думаете, кто из них прав? Может у вас есть свое мнение?

(Дети высказывают своё мнение, предположения.)

Я вам предлагаю провести опыт и проверить есть ли внутри человека воздух.

Опыт № 1: Нам понадобятся соломинки, стаканы и вода. (Воспитатель обращается к детям.)

Посчитай сколько здесь ребят и меня не забудь, принеси столько соломинок из научного центра.

Возьми в уголке экспериментирования 6 высоких стаканов.

Принеси 5 стаканов пониже.

Возьмите в кухне бутыль с водой и принесите.

(На столе стоят 6 высоких стаканов, 5 стаканов пониже, 11 соломинок, бутыль с водой.)

Ребята, возьмите каждый себе по стакану и по соломинке. Я вам сейчас налью воду в стаканчики, а вы подумайте, как с помощью всего этого можно определить есть ли в человеке воздух? (Поставить соломинку в стакан и подуть, пойдут пузырьки, это выходит воздух.)

Только будьте аккуратны, не ставьте стаканы на край стола, чтобы случайно не уронить.

Что мы видим?

Ребята, помните, второй мальчик утверждал, что воздух есть во всех предметах. Как вы думаете это так? (Варианты ответов детей.)

Опыт № 2: Нам понадобятся некоторые предметы из нашего уголка экспериментирования. (Воспитатель обращается к ребенку.)

Принеси емкость для воды.

Принеси мел.

Принеси камень.

Принеси гвоздь.

Принеси ракушку.

Принеси растение, оно стоит на подоконнике.

(На столе стоит емкость с водой, мел, камень, ракушка, гвоздь, растение.)

Как мы можем узнать есть ли в этих предметах воздух? (Варианты ответов детей.) Дети поочередно кладут данные предметы в воду, если пошли пузырьки, значит, воздух есть внутри, если не пойдут пузырьки, значит, воздуха нет.

Что мы видим?

Какой можно сделать вывод? (Дети обсуждают, делают вывод.)

Воспитатель помогает детям подвести итог: Воздух есть не во всех предметах. Он занимает все свободное место в пустотах предметов. Мел и камень пористые, т.е. в них есть небольшие дырочки, поэтому в них попал воздух. На растении мы тоже увидели пузырьки, это значит, что воздух проник и в него. А знаете ли вы, что растение помогает нам в очистке воздуха. Может быть, кто-то знает, каким образом? Растение выделяет кислород, которым мы дышим, а поглощает углекислый газ. Для чего сажают деревья вдоль дорог? (Очищает воздух от вредных примесей, п.ч. на дорогах больше загрязнений, по ним ездят машины.) Где полезнее гулять в лесу или возле дороги. В каком предмете мы не обнаружили воздух? (варианты ответов детей). Потому что гвоздь – металлический, он очень плотной структуры, там нет пористости. А где в мире нет воздуха? (Варианты ответов детей.) Воспитатель помогает детям подвести итог: в космосе нет воздуха, поэтому космонавты при выходе в открытый космос используют скафандры. А что такое скафандр? (Варианты ответов детей)

А кто знает, может ли воздух передать какую-нибудь информацию человеку? (Варианты ответов детей.)

Воспитатель помогает детям подвести итог: По воздуху перемещается запах…дыма (если пожар), пищи (если жарят, варят), речь человека (звуки речи), звуки предметов. А сейчас мы проверим, правда ли воздух может нам передать информацию. Какую информацию до вас донесёт сейчас воздух, проверим. (За ширмой порезать апельсин, варианты ответов детей, показ разрезанного апельсина.)

Ребята, а вы знаете, что есть инструменты, которые звучат только с помощью силы потока воздуха. Сейчас мы это проверим. Возьмите каждый себе в уголке музыкальный инструмент и подуйте в него. Что мы слышим. Как, получается звук, который мы слышим? (Воздух проходит через преграду в музыкальном инструменте и получается звук.) Как, одним словом можно назвать эти музыкальные инструменты? Почему они духовые? (Варианты ответов детей.)

Покажите свои ладошки. Помашите ладонью перед своим лицом, что чувствуете? (прохладу, легкий ветерок).

А может, вы знаете, что такое ветер? (Варианты ответов детей.)

Ветер – движение частиц воздуха). Мы сейчас рукой разгоняли частицы воздуха и получили ветер.

Может ли быть такой ветер опасен для человека?

А какой ветер может быть опасен?

А вы знаете, какой бывает ветер? (Варианты ответов детей.)

Посмотрите на экран ноутбука, я вам покажу слайды с изображением видов ветров. (Изображение тайфуна, смерча и урагана с комментариями воспитателя)

А сейчас поиграем в игру «Узнай»: я показываю вам картинку, а вы говорите название ветра. (Варианты ответов детей.)

Ребята, хочу вас порадовать: мы с вами живет в таком благоприятном месте, что нам эти ветра не страшны.

Воспитатель: А вы знаете что, раньше в старину люди наделяли ветер необыкновенной, волшебной силой. В какой сказке герой – царевич обращается к ветру, чтобы найти свою невесту? (Варианты ответов детей;

Елисей в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях».) О ветре еще, писали стихи, песни. Я вам прочту стихотворение современного автора В.Орловского «Ветер»:

Знают взрослые и дети

Для чего в природе ветер.

Он по небу гонит тучи

И вздымает волны круче.

Вертит мельниц шестеренки,

Сушит детские пеленки.

Знают все на белом свете,

Что бывает разным ветер:

Слабым, сильным, штормовым,

Летним – нежным,

Зимнем – злым.

Но зачем неясно мне

Нужен «ветер» в голове?

А что, значит, «ветер гуляет в голове»? (Варианты ответов детей) Воспитатель помогает детям в пояснении: так говорят про человека не внимательного, рассеянного, т.е. в голове должен быть мозг, который для внимания и памяти, а у него «ветер в голове».

С ветром мы разобрались, но вернемся к воздуху. Воздух еще является средой обитания некоторых животных. Как вы думаете для каких? (Варианты ответов детей.)

Еще люди изобрели транспорт, который летает по воздуху. Как он называется, одним словом? Какой вы знаете воздушный транспорт? (Варианты ответов детей.)

У меня есть разные картинки: растение, человек, самолет, парусник, дерево, птица и т.д. Вам нужно выбрать те, которые каким-нибудь образом связаны с воздухом и, наклеить их на этот плакат. (Воспитатель обращается к ребенку.)

Принеси клеенки.

Принеси кисточки.

Принеси клей, а я вам его налью в баночки.

Подумайте и обсудите, какие картинки будете наклеивать, и наклейте их. (Дети обсуждаю, наклеивают картинки на плакат).

Почему наклеили дерево, птицу, человека? (Варианты ответов детей.)

Рефлексия: Так кто же из мальчиков был прав? (Варианты ответов детей.) Я обязательно встречу этих мальчиков и расскажу им о той работе, которую мы с вами сегодня проделали.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности

по теме "Ткани всякие нужны"

(подготовительная группа)

Программное содержание:

Расширять представления детей об окружающем мире.

Формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении.

Обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении.

Развивать и активизировать речь детей.

Показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять).

Воспитывать бережное отношение к вещам.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитывать мотивацию к познавательной деятельности.

Материал: образцы тканей для каждого ребёнка, бумажная кукла, наряды для куклы из бумаги, иллюстрации (лён, поле хлопчатника, веточки хлопчатника с раскрытыми коробочками), поднос на каждого ребёнка, емкости с водой

Ход деятельности:

- Дорогие ребята, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная, разноцветная одежда. А сейчас я предлагаю вам назвать вещи, которые сегодня на вас одеты.

Из какого материала сделана одежда? (Ответы детей.)
– Совершенно верно, одежду, которую мы носим, шьют из ткани.

Сегодня утром почтальон принёс нам письмо от детей из детского сада «Маугли». Они прислали нам в подарок свою любимую куклу Таню и красивую одежду для неё. Кукла Таня – модница. У неё много нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Тане так много одежды? (Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице

Как вы думаете, хорошо или плохо иметь много одежды? Почему? (Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться.

Ребята, а я считаю, что иметь слишком много одежды тоже плохо, потому что много тратится денег на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места, из неё быстро дети вырастают.

А зачем люди носят одежду? (Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.)

Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? (Одежда бывает зимняя, летняя, осенняя и весенняя.) Сейчас мы попробуем подобрать одежду, которую носят в разное время года. (Воспитатель предлагает взять на столе картинку с одеждой и встать рядом с картиной того времени года, к какому она относится.)
– Как называется одежда для зимы? Перечислите зимнюю одежду.
(Зимняя одежда – это шубы, пальто, пуховики, комбинезоны).
– Как называется одежда для лета? Перечислите летнюю одежду.
(К летней одежде относятся – сарафаны, платья, шорты, футболки, гольфы)
– Как называется одежда, которую мы носим весной? Перечислите весеннюю одежду.
(К весенней одежде относятся куртки, плащи, колготки, перчатки).
– Как называется одежда, которую мы носим осенью? Перечислите осеннюю одежду.
(К осенней одежде относятся куртки, пальто, колготки, рейтузы, перчатки.)
– Итак, мы с вами вспомнили, что одежда бывает летняя, зимняя, осенняя и весенняя. В любое время года мы можем быть дома, в гостях, заниматься спортом, отдыхать. Для каждого случая – своя одежда.

Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их, проводить с ними опыты.

Дети, перед вами образцы тканей, найдите среди них льняную ткань. Вспомните, из чего делают эту ткань?

Рассказ ребёнка: Лен растет в северных областях России (показ льна на поле), Про него говорят - голубой глазок – золотой стебелек, скромный вид на весь вид знаменит. До чего же красив цветущий лен, все поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань. Скажите, что шьют из льняных тканей?/Скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду./

Молодцы, правильно. Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань-ситец и сравним её с льняной тканью. Чем они отличаются? Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань.

Вспомните, что вы знаете о выращивании хлопчатника.

Рассказ ребёнка: Хлопчатник любит тепло и растёт на юге, любит тепло и воду. Цветок хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Уборочный комбайн собирает хлопок. Затем его раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити. Нити прядут и скручивают специальные прядильные машины на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань

Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? /Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.

Правильно. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит.

Теперь рассмотрим образец драпа. Какой он на ощупь? Толстый, мягкий. Что можно сшить из драпа? Тёплую юбку, пальто, куртку. Послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают тёплые ткани:

Нам мешок кудряшек

Подарил барашек

Вышла брату шубка, вышла маме юбка

А носочки мне.

Тёплые ткани делают из шерсти овец. Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки) В определенное время их стригут (показ иллюстраций ), постриглись овечки и гуляют на лугу, новую шерсть отращивают, до следующей стрижки. а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику. Шерсть расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи (показ иллюстраций ). Найдите у себя на столе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Как называется ткань, которую делают из шерсти?

Теперь рассмотрим образец шёлка. Какой он? (Блестящий, гладкий.) -А кто-нибудь знает, как делают шелк?

Рассказ воспитателя: Шелк дают специальные гусеницы шелкопряды. Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук плетет тонкую паутину, а шелкопряд шелковую нить. Таких гусениц специально разводят. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику Шелк приятен на ощупь, в одежде из шелка не жарко летом.

– Сейчас я приглашаю вас в лабораторию ткани. Именно там мы узнаем, какая бывает ткань, и из чего ее делают. (Дети садятся за столы, где на подносах лежат кусочки ткани, лупа, хлопок, семена, лен, шерсть.)
– У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани, выберите ту ткань, из которой можно сшить зимнюю одежду и поднимите лоскуток этой ткани. Почему вы подняли этот лоскуток? Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные, пушистые и теплые в них не холодно.

– Поднимите лоскуты, из которых можно сшить летнюю одежду. Почему вы выбрали этот лоскуток? Для летней одежды ткань делают по-другому. Для нее выращивают специальное растения, вот одно из них, это хлопок

Физкультминутка Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести, В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

Ткани, о которых мы говорили натуральные , они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они придуманы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например: куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду они тоже сшиты из синтетических материалов.

Теперь рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи? Куртки, штаны, сумки, зонты. Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде? Плохо. Почему? Она не намокает и её не продувает ветер. Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся. Подойдите к моему столу.

Опыт с зонтиком. Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.

Давайте повторим новые слова: болонья, непромокаемая, воздухонепроницаемая. А ткани из хлопка и льна – наоборот - водопроницаемые, они хорошо впитывают влагу. Ребята, намочите образцы из шёлка и капрона. Что с ними произошло? Шёлк намокает. А с капроновой ленты капельки скатываются, она плохо впитывает влагу.

Ребята, положите перед собой ситец, драп и лён. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями? Эти ткани промокли. Если эти ткани посушить, что с ними произойдёт? Они не изменятся, не расползутся как бумага, их можно стирать, гладить и они останутся такими же какими были.

Теперь давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их, а теперь разгладьте. Что вы можете сказать? Бумага сильно мнётся, плохо расправляется, а ткань, если прогладить утюгом, она станет такой же как и была. Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань. Ткань прочная, а бумага нет. Намочите бумагу и ткань, выжмите и расправьте. Что вы видите? Бумага размокает и рвётся, а мокрую ткань можно высушить. Ребята, обратите внимание. Наряды у куклы Тани бумажные, можно ли носить такую одежду? /Такую одежду носить нельзя, она не прочная, нужно шить одежду из ткани./

Итог. Чем занимались на занятии? Что запомнилось? Что понравилось?