Пасха: что это за праздник, когда он появился и в чём его особенности. Пасха Христова: история и традиции праздника

Давайте разберёмся с… Пасхой!

Уже даже нерелигиозные люди наверняка заметили, что в нашей жизни всё сильнее и громче празднуются многочисленные церковные праздники. Явление религиозной экспансии - это отдельная, большая тема. А в этом материале будет уделено внимание лишь одному церковному празднику - Пасхе, считающемуся самым главным событием христиан. В этом году этот праздник будет отмечаться 20 апреля. Кстати, в католических странах он отмечается обычно на 2 недели раньше. Странно, не правда ли?

Нашей целью является поиск всей правдивой информации о религиозном празднике Пасха. Анализ этой информации поможет выяснить, чей это праздник; кто и почему его празднует; какое отношение имеет к нему христианство и другие религии; каковы настоящие причины внедрения и навязывания нам этого и других религиозных праздников.

Почему наше внимание привлекла именно Пасха, а не какие-нибудь другие праздники? Потому что этот праздник считается самым главным у христиан, потому что праздник с этим названием имеется в нескольких религиях; и потому что между тем, что написано в Библии, и тем, что говорят об этом празднике попы, есть явные и принципиальные противоречия. Вот мы и решили выяснить этот вопрос раз и навсегда. В своих исследованиях мы будем опираться на текст Библии и на наш анализ этого текста.

2. Христианское определение праздника Пасха

В христианской религии праздник Пасхи определяется следующим образом:
«Пасха, день Воскресения Христова - самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нём заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха - это праздник праздников!..» (сайт «Пасха»).

«Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы…» (сайт «Завет»).

«Пасха (греч. πάσχα, от ивр. פסח‎ - песах, букв. с евр. «прохождение мимо»); в христианстве также Воскресение Христово (греч. Η Ανάστασις του Ιησού Χριστού) - древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник)…» (Википедия).

Если не принимать во внимание откровенное словоблудие, которым грешат религиозные сайты, то здесь написано, что этот «древнейший христианский праздник» установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Однако это является ложью. Праздник Пасхи установлен гораздо раньше и совсем по другому поводу! И первоначально был установлен не для христиан, а для иудеев. И если бы Пасха была праздником воскресения Иисуса, а не его убийства, тогда везде должен был бы изображаться живой Иисус Христос, а не умирающий в муках на кресте. Наши попы нам лгут и тогда, когда утверждают, что воскресение Иисуса - «главное событие года для православных христиан»! В Библии чётко написано, что праздник Пасхи существовал ещё до распятия и воскрешения Иисуса Христа! Чуть позже мы это покажем и докажем…

Кроме этого, необходимо чётко и однозначно разобраться с термином «православное христианство».

Православие никогда не имело никакого отношения ни к какой религии. Православие - это часть ведического мировоззрения, ведического образа жизни наших Предков Славяно-Ариев. Но не религия. На Руси никогда не было религии. Православие - это жизнь по Прави, по правилам, соблюдение которых обеспечивало непрерывное эволюционное развитие. В этом и есть коренное отличие Православия от любой религии: Православие ведёт людей вверх, по пути развития и познания; а религия толкает людей вниз, к фанатизму и деградации - к молитвам и бесконечному выклянчиванию всего необходимого у очередного Бога.

Первой религией, появившейся на Руси, был Культ Дионисия (греческая религия), которую назвали христианством лишь в средние века, а точнее - в 16 веке. А Православие существует более 10 тысяч лет. Оно было создано для помощи в развитии людям, выжившим после мировой ядерной войны и последовавшей за ней планетарной катастрофы, произошедшей около 13 тысяч лет назад. Тогда произошёл и поворот земной оси, и «великий потоп», и «ядерная зима», и почти полное одичание всех, кто выжил после этого ужаса. Было разрушено практически всё, и стояла задача хотя бы выжить.

Знания были быстро забыты и утеряны за ненадобностью. И тогда те из наших Предков, кто сумел вовремя эвакуироваться с планеты на Вайтманах, Вайтмарах и через Врата Междумирья, придумали для выживших свод простых Правил, соблюдение которых позволяло не опуститься на уровень разумных животных, а постепенно вернуться на свой высокий уровень эволюционного развития, который был у Славяно-Ариев до Катастрофы. Вот это и есть Православие. Оно не имеет никакого отношения ни к христианству, ни к какой-либо другой религии…

А то, что церковники стали называть себя «православными христианами» - это хитрость, а проще сказать - обман. Правдивую информацию о Православии они старательно уничтожали, и надеялись, что паства всегда будет тупо и послушно следовать за пастырями иудейского бога Иеговы. И какое-то время так и было. Но сейчас всё в корне изменилось. Неблагоприятное воздействие на Человечество «Ночи Сварога» закончилось, и люди начали просыпаться от ментального сна, в который они были погружены последнюю тысячу лет.

Кроме этого, произошли и другие важные события, имевшие определяющее значение не только для нашей планеты, но и для миллионов других обитаемых планет и цивилизаций во Вселенной.

3. Иудейское определение праздника Пасха (Песах)

В иудейской религии (иудаизме) праздник Пасхи (Песах) определяется следующим образом:
«Песах (ивр. פֶּסַח‎, букв. «миновал, обошёл», в ашкеназском произношении - Пейсах/Пейсох; арам. פִּסְחָא‎, Писха; по-гречески и по-русски - Пасха) - центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 - вне Израиля… В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью…» (Википедия).

Как видно из этого определения, у евреев праздник Пасхи был назначен для того, чтобы жертвоприношениями благодарить своего Бога Иегову за то, что он якобы пощадил иудейских первенцев, когда убивал в Египте всех остальных (т.н. 10-я казнь). В Библии об этом говорится так: иудейским рабам было предписано их Богом зарезать ягнят, и их кровью помазать двери своих домов, чтобы ангелы, когда будут совершать массовые казни, могли отличить дома «своих» от домов египтян. И вот якобы за эту услугу иудеи по сей день благодарят своего Бога жертвоприношениями и называют это словом «Песах»…

4. Откуда взялся христианский праздник Пасха?

Как видно из этих определений, причины появления и христианского, и иудейского праздников Пасхи совершенно разные. Мало того, эти общеизвестные причины не соответствуют действительности. На самом деле, причина появления иудейского праздника Песах несколько иная. Но мы не будем здесь её рассматривать. У нас тема несколько иная.

А вот причина появления христианской Пасхи нас очень интересует. Считается общепризнанным, что христианская Пасха появилась как праздник воскресения Иисуса Христа после жестокой казни на кресте. Вместе с тем, в Библии чётко указывается, что праздник Пасхи существовал ещё до распятия Иисуса.

Во-первых, в тексте самой книги Библии мы обнаружили ещё одно своеобразное Оглавление, помещённое почему-то в самом конце книги (мы имеем в виду книжку «Библия», Изд. «Библейские Общества», Москва, 1995. ISBN 5-85524-007-X). Это оглавление называется «Последовательность евангельских событий по четырём Евангелиям». Мы не будем приводить его полностью (оно занимает 11 страниц), а выпишем только некоторые заголовки:

Дела Господа Иисуса Христа в Иудее после искушения Его в пустыне до первой Пасхи
Дела Господа Иисуса Христа в Галилее по возвращении из Иудеи
Служение Господа Иисуса Христа от первой Пасхи до второй
События по пути из Иудеи в Галилею
Служение Иисуса Христа в Галилее
Служение Господа Иисуса Христа от второй Пасхи до третьей
Проповедь и чудеса Иисуса Христа в Галилее
События от третьей Пасхи до четвёртой - Пасхи страданий…

И Пасха эта была иудейская. В тексте Библии так прямо и сказано: «приближалась пасха иудейска…» (Иоанн 2:13).

Из этих заголовков видно, что карьера Иисуса Христа в Иудее и окрестностях продолжалась чуть более 3-х лет (от 1-й до 4-й Пасхи). После чего, он был зверски убит- распят на кресте. А потом он воскрес (он действительно был оживлён теми, кто его послал), и вот это событие якобы и явилось поводом для создания у христиан праздника Пасхи.

Как мы видим, здесь всё сильно искажено и перемешано: попы говорят одно, в Библии написано другое, а на самом деле происходило совсем третье или даже четвёртое. То, что иудейская Пасха существовала ещё до распятия Иисуса, сомнений не вызывает: исход из Египта действительно имел место за несколько тысяч лет до этого ритуального убийства. А считается, что именно это событие и празднуется иудеями в праздник Пасхи.
А вот попытка служащих церковной корпорации утвердить в наших головах мысль о том, что «христианская Пасха» - это совсем не то, что иудейская, является самой настоящей попыткой манипуляции сознанием, т.е. зомбированием! Этот «праздник» - один и тот же! Праздник жертвоприношения! И доказать это сегодня совсем несложно.

Для начала можно выяснить, где точно состоялась казнь Иисуса Христа?

Сейчас это сделать довольно просто. Например, на запрос «Где был распят Христос?» Google сразу выдаёт статью Ярослава Кеслера «Где был распят Христос и когда жил апостол Павел», в которой автор, прочитав Библию на английском языке, очень убедительно показывает, что Иисус Христос был казнён в Константинополе, а церковники - создатели иудо-христианства - подправили нужные места в различных переводах Библии, чтобы скрыть этот факт:

«…Царь-Град, Константинополь или Стамбул. Царь-Град и его лысая гора Бейкос… - это и есть место великой трагедии, напротив Gul Gata - т.е., по-шведски, «Золотых Ворот», место, превратившееся в «Голгофу» для Иисуса Христа (там же, кстати, расположена и колоссальная гробница, в которой, как считается, похоронен ветхозаветный Иисус Навин, который в западноевропейских вариантах Нового Завета называется просто Jesus, т.е. Иисус). Так что, согласно рассмотренной фразе из Евангелия, распяли Христа галаты-иудеи в Царьграде, а совсем не в нынешнем Иерусалиме…»

Ещё одно доказательство того, что убийство Иисуса Христа происходило в Константинополе, обнаружилось в книге Носовского Г.В. и Фоменко А.Т. «Новая хронология Руси, Англии и Рима». Они сумели вычислить не только место (Константинополь), но и точную дату этого события - 16 февраля 1086 года! Именно в этот день и именно в этом месте одновременно произошло полное солнечное затмение (весьма редкое явление) и землетрясение.

А Николай Левашов сумел найти неопровержимые факты, объясняющие некоторые нестыковки, которые раньше не поддавались логике. Во 2-м томе своей автобиографической книги «Зеркало моей души» он приводит уникальную информацию, позволяющую расставить все точки над i в этой специально запутанной истории. Он нашёл доказательства того, что Иерусалим в 11 веке н.э. находился в Константинополе - столице Византии. Оказывается, слово «иерусалим» многие столетия означало не название города, а место, где в тот момент находилась ставка первосвященника:
«…всегда было несколько Иерусалимов, согласно числу первосвященников! Иногда правитель страны и первосвященник имели свои ставки в одном и том же городе, тогда этот город имел двойное название, светское - столица, а духовное - иерусалим!..» (Глава 5).

А ещё в этой своей книге Николай Левашов объясняет, кем в действительности был Понтий Пилат. В Библии написано, что он был Правителем, а не римским наместником. В 27-й главе Евангелия от Матфея есть такие слова: «На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели…» (Матф. 27:15). Здесь написано, что на праздник Пасхи был обычай отпускать одного приговорённого… А обычай - это то, что формируется веками. Значит Правитель той местности, где проходил суд и казнь Иисуса Христа, придерживался устоявшегося обычая отпускать одного из преступников на праздник Пасхи, который наверняка праздновался ещё дольше, чем существовал обычай.

Суд и казнь Иисуса произошла в Константинополе, значит, Правитель, упоминаемый в Библии, правил Византией (Ромеей), а не Иудеей, которая, согласно информации из Библии, занимала площадь всего 70х80 км, т.е. как обычный сегодняшний город средней руки. К тому же, в действительности никакой «Римской Империи» никогда не существовало, и никакие «римляне» Иудею не завоёвывали. Это подтверждается документально. Сказка об этой Империи была придумана для того, чтобы скрыть информацию о другой, настоящей Империи, реально существовавшей многие тысячи лет - о великой Славяно-Арийской Империи, которую в средние века стали называть Великой Тартарией.

Носовский и Фоменко выдвинули следующую, весьма логичную версию того, кем был Понтий Пилат: «Суд над Иисусом происходит у Понтия Пилата, то есть у Понтийского Пилата. Слово «пилат» в старом русском языке имело смысл «палач», «мучитель», отсюда русское слово «пилатить» - мучить, тиранить (В. Даль , см. «пилатить»). Таким образом, Понтийский Пилат - это Понтийский Палач, Понтийский Мучитель. Поэтому возможно, что евангельский Пилат - это не имя собственное, а должность.

Понтийский Пилат - это просто Понтийский судья, то есть государственный чиновник, который вершит суд и под чьим началом находятся палачи…»
А дальше в Интернете можно за пару минут найти того, кто был императором Византии в 1086 году н.э., т.е. того, кого в Библии спрятали за должностью «Понтий Пилат». В это время правителем Византийской Империи был Алексей I Комнин (около 1048-1118), который был византийским императором с 1081 по 1118 гг.

На миниатюре XII века изображён византийский Император Алексей I Комнин с Иисусом Христом.

Это является прямым доказательством того, что Иисус Христос жил в XI веке нашей эры и встречался с императором Алексеем I Комниным. А прямым доказательством того, что он былказнён в Константинополе, являются несколько картин, на которых изображено распятие Иисуса Христа на фоне морской бухты…

Антонелло да Мессина, «Распятие», 1475 г., Конрад Витц (Konrad Witz), «Распятие».

Таким образом, мы точно выяснили, когда и где имела место казнь Иисуса Христа: это происходило в столице Византии Константинополе, в 1086 году нашей эры. И теперь можно понять, почему в Византии тех лет праздновали Пасху, кто сидел в Иерусалиме, и, соответственно, почему «на праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника…».

В библейские времена на территории Ромейской (Византийской) Империи господствовал Культ Дионисия! Или, как его очень часто называли - греческая религия!

Во всех этих религиях Боги тоже умирали и воскресали. Все эти культы были копиями культа Озириса и создавались специально для того, чтобы с их помощью разделять людей, зомбировать и развязывать между ними религиозные войны.

Таким образом, всё становится на свои места: и празднование Пасхи в Константинополе в 11 веке н.э.; и наличие обычая отпускать узника на праздник; и время казни; и место казни. Остаётся только понять, что и «христианская» Пасха произошла оттуда же, откуда и «греческая» - из иудаизма, и к воскрешению Иисуса Христа не имеет никакого отношения!

5. За что убили Иисуса Христа?

Как ни странно, частично на этот вопрос тоже можно найти ответ в тексте Священного Писания, то бишь, Библии. Сначала, читая «Новый Завет», замечаешь, что «добровольная» смерть Иисуса Христа была не совсем добровольной, вернее - совсем недобровольной. Его жестоко казнили! Евреи принесли его в жертву своему «Богу» Иегове (он же Яхве) на праздник Песах!

Сразу же возникает вопрос ребром: да как они посмели казнить «сына божьего»? Бог же должен был бы сразу «стереть их в порошок»?! Совершенно верно! Так бы и было, если бы Бог был одним единственным, как утверждают попы, а Иисус Христос был его сыном. Или, если бы Иисус действительно был сыном того Бога, которого евреи почитают своим начальником. Вот тогда бы он им показал «кузькину мать»! Вернее, тогда бы они и не подумали его убивать. Не было бы, за что! Он был бы из той же банды, что и «папик», и действовал бы с ним заодно!

Однако Иисуса казнили! А это означает, что он не был из Иеговиной шайки, а был и его врагом, и зомбированных им иудеев. Об этом даже есть несколько чудных мест в Новом Завете, когда Иисус говорит иудеям «…ваш отец диавол…» и прочее. Следовательно, ни о какой добровольной жертве со стороны Иисуса с целью искупления чужих грехов не было и речи!

Да и вообще, если задуматься: с какой это стати некий нормальный Бог вдруг разрешил бы убивать своего единственного сына, наследника, ради того, чтобы на какой-то планете что-то там кому-то искупить? В эту незатейливую фантазию могут поверить только люди «религиозного умственного состояния».

На самом же деле, наши попы опять врут! Причём, врут отчаянно, в письменном виде, врут миллионам своих прихожан! Они тоже попали в ловушку Тёмных, которым служат: если они скажут правду, прихожане разбегутся, да ещё и крестами по физиономиям надают. И тогда церковная корпорация станет просто ничем, пустым местом. А они уже так привыкли к власти, привыкли сладко кушать и ни в чём себе не отказывать.

Возвращаясь к вопросу о причине ритуального убийства Иисуса Христа, можно и нужно сказать следующее. Из книг Николая и Светланы Левашовых, мы теперь многое знаем о личности и жизни Радомира (это настоящее имя того, кого когда-то обозвали Иисусом Христом, чтобы скрыть правду о нём). Радомир был сыном белого Волхва и ведуньи Марии, которые не имели к евреям никакого отношения.

К несчастью, в то время Тёмные оказались сильнее. Светлые Иерархи, возглавлявшие земную цивилизацию, не смогли адекватно противостоять хитрости, подлости и вероломству космических «шакалов» и их помощников. Иудеи схватили Радомира и предали его мучительной смерти - принесли в жертву своему Богу Иегове как раз на праздник Песах. И именно за это ритуальное убийство Светлого Иерарха такого уровня Иегова пообещал своим рабам-помощникам избавление от кармы во время их многовекового служения Злу.

6. Зачем нас заставляют праздновать религиозные праздники?

А действительно, зачем? Зачем нас теми или иными способами подталкивают к празднованию множества религиозных праздников? Неужели церковники действительно озабочены тем, чтобы мы хорошо отдохнули, чтобы были в хорошем настроении, чтобы были здоровы и счастливы? Чтобы у нас были здоровые, умные и счастливые дети? Ни в коем случае!

Как ни странно, церковники стараются держать свои стада в черноте, отчаянии и безысходности. А нужно им это для того, чтобы сломать волю людей, естественное стремление к Свету и к Жизни. Люди со сломленной волей не могут ничему сопротивляться, а способны только просить и умолять. Именно это и нужно нашим непримиримым врагам - Тёмным Силам - и веками работающим на них церковным старателям. Они зомбируют паству религиозным дурманом, приучают к пассивности и халяве (нужно только хорошо помолиться и попросить) и просто цинично всех подставляют. Это хорошо иллюстрируется угрюмой церковной атрибутикой и повсеместной рекламой распятого и окровавленного Иисуса Христа.

Казалось бы, зачем всех зацикливать на процессе мучений во время ритуального убийства любимого и почитаемого Бога? Но в этом и заключается весь смысл иудейской религии христианства. Этим они поддерживают свою ненависть к Радомиру, и одновременно приучают гоев (неевреев) к страданию, долготерпению («Иисус терпел и нам велел…»), отчаянию и безысходности, как и у гойского Бога - Иисуса Христа, преданного иудеями мученической смерти.

3. Откачивание энергии (жизненной силы) у множества людей

Вот такие простые выводы можно легко сделать из найденной и проанализированной информации.

Очень много картинок можно найти, если задать Google поиск картинок по запросу со словами «SEMANA SANTA». Вы будете поражены полученными результатами! Вы увидите не только огромные, безумствующие толпы людей, ежегодно в исступлении повторяющие страдания Радомира во время ритуальной казни. Вы увидите, что христианство - это религия смерти, и поймёте всю её смертельную опасность для каждого из нас и для всего Человечества…

Дмитрий Байда

Просмотры: 1 055

Пасху называют «торжеством торжеств» - это главный христианский праздник. Для верующего христианина Пасха наделена огромным сакральным смыслом. Это и свидетельство всемогущества Бога, восставшего из мертвых, это и напоминание о безграничной любви к человеку Бога, отправившего на крестную смерть своего сына для спасения людей. Но традиция празднования Пасхи дольше, чем история христианства. Она богата интересными деталями, отличающимися в разных странах и культурах.

Происхождение праздника берёт начало еще в ветхозаветные времена. о дне освобождения от египетского рабства. Само слово «Пасха» переводится как «проходить мимо» или «миновать».

Согласно Библии, Бог за отказ освободить евреев наказал египтян десятью жестокими казнями. Последним наказанием было умерщвлением всех первенцев в государстве, за исключением еврейских. Сын правителя Египта тоже погиб, поэтому фараон, и без того измученный несчастьями Египта, поспешно отпустил евреев. Перед ночью казни первенцев Бог повелел иудеям отметить двери своего жилища условным знаком - кровью жертвенного агнца. В эти двери ангел смерти не вошел в ту ночь.

С тех пор и по сегодняшний день существует еврейский праздник в память о тех событиях - Песах. Каждый год в это время иудеи вспоминают ветхозаветные события, следуя своим традициям.

Так, например, перед праздником в доме уничтожается все квасное: хлеб, печенье, макароны, суповые смеси, - и в пищу употребляют только опресноки. Эта традиция служит напоминанием о том, что во время исхода из Египта тесто не успело закваситься.

Новое значение праздника в Новом Завете

С древних времен богослужение на . Эту традицию также начали еще израильтяне, вспоминая о том, как они бодрствовали в ночь избавления от египетского рабства. Тайная вечеря - событие, которое столь почитает христианская вера, происходила именно во время пасхального ужина. На это указывают многие детали в рассказе о тайной вечере.

В те времена в еврейской среде еще существовала традиция на Пасху приносить в жертву агнца. Но на столе в этот вечер нет убитого ягненка. Иисус Христос заменяет самим собой жертву, тем самым символически указывая, что он и есть та самая невинная жертва, принесенная для очищения и спасения человечества. Таким образом, изначальное получило новый смысл.

Вкушение хлеба и вина, символизирующих тело Христа, принесённого в жертву, получило название Евхаристия. Такое новое смысловое наполнение пасхальной трапезы указано самим Христом: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая».

Утверждение даты празднования Пасхи

После ухода Христа Пасха стала главным праздником его последователей - ранних христиан. Но в христианских общинах возникли серьезные разногласия по поводу даты празднования Воскресения Христова. Некоторые общины праздновали Пасху каждую неделю. Многие общины Малой Азии праздновали Пасху раз в год в тот же день, что и иудеи. На Западе же, где влияние иудаизма было значительно менее выраженным, было принято праздновать на неделю позже.

Попытки договориться об общей дате праздника не привели к успеху. Римский Папа Виктор I даже отлучил христиан Малой Азии от церкви, когда они не согласились праздновать Пасху по римскому обычаю. Позже в результате споров ему пришлось снять отлучение.

Вопрос о дате празднования Пасхи был вынесен на Первый Вселенский собор Церкви. И собор постановил определять день праздника согласно трем факторам: полнолуние, равноденствие, воскресенье. С этих пор и появился обычай празднования Пасхи в первый воскресный день после полнолуния от весеннего равноденствия.

Однако пасхалии множились и продолжают отличаться в разных церквях по сей день. В XVI веке Римский Папа Григорий направил Восточному патриарху посольство с предложением принять новую пасхалию и новый, григорианский календарь, но предложение было отвергнуто, а все последователи нового календаря восточной церковью преданы анафеме. До сих пор многие церкви, даже принявшие григорианский календарь, продолжают праздновать Пасху по старой Пасхалии. Из православных церквей только христианская церковь Финляндии перешла на григорианскую пасхалию.

Разделение церквей по этому вопросу связано с переходом на новоюлианский календарь. Часть церквей перешла на новые даты, но некоторые оставили существующие традиции, чтобы избежать волнений в народе. Среди них и Русская православная церковь, которая по-прежнему использует юлианский календарь, считающийся освященным веками церковной практики.

Попытки создать общую, единую дату празднования для всего христианского мира не увенчались успехом.

История возникновения традиции красить яйца

Знаменитый ритуальный символ праздника - пасхальное яйцо, тоже возник еще в древности. Яйцо - символ гроба и при этом символ воскресения. Толкование объясняет: внешне яйцо выглядит безжизненным, но внутри него спрятана новая жизнь, которая готовится выйти из него. Так же и Христос восстанет из гроба и укажет человеку путь к новой жизни.

Откуда пошла традиция использовать пасхальные яйца, неизвестно с достоверностью.

Версия Происхождение традиции
Православная традиция рассказывает следующую историю. Мария Магдалина подарила яйцо императору Тиберию и обратилась к нему со словами: «Христос Воскрес». Когда император возразил, что так же белое яйцо не может стать красным, так и мертвый не может стать живым, - яйцо сразу покраснело.
Другой вариант этого предания. Мария Магдалина пришла к императору, принеся в качестве дара яйцо по причине своей бедности. Чтобы как-то украсить подарок, она окрасила его красным.
Предлагается и более научная версия. Согласно ей традиция дарить яйца пришла в христианство из языческой мифологии, где оно символизировало творящую силу природы.

История возникновения обычая дарить яйца на пасху теряется в веках. Но сейчас эта яркая традиция прочно ассоциируется с пасхальным торжеством.

Пасха на Руси

Православие на Руси было унаследовано от Византии, откуда и были переняты традиции празднования Христовой Пасхи. Каждый день так называемой Страстной недели до самого Воскресения имел свой сакральный смысл.

Россия имела некоторые собственные традиции празднования. Например, священник во время пасхального богослужения несколько раз менял облачения. Эта традиция зародилась в Москве и до сих пор иногда встречается в некоторых храмах. Связано это с тем, что на Руси, когда умирал кто-то из богатой семьи, родственники покойного покупали красивую и дорогую парчу и обращались к священнику с просьбой послужить Пасху в их облачении. Чтобы не отказывать никому из обратившихся состоятельных покровителей храма, священники и нашли хитрый выход - они начали переоблачаться несколько раз за службу.

Позднее под этот обычай было подведено символическое объяснение: поскольку Пасха - праздник праздников, то и служить ее нужно в разных облачениях. Ведь каждый цвет в христианстве имеет свой символический смысл.

На Руси к дням Страстной недели было приурочено много обычаев.

  1. Так, например, в четверг, день очищения, было принято принимать не только духовное очищение, но и физическое. Отсюда пошёл обычай купаться в проруби, реке или озере, очищать дом.
  2. Пасхальный стол должен быть богатым. Богатство стола символизирует небесную радость, ведь в Библии неоднократно Царство Божие уподобляется пиру.
  3. Некоторые пасхальные обычаи были связаны с урожаем. Одно яйцо из освящённых в церкви оставляли до начала посевных работ. Чтобы получить богатый урожай на весь год, его брали в поле на первую высадку.

Чтобы получить хороший урожай, в поле закапывали остатки освящённых в церкви куличей и яиц. С этой же целью яйцо прятали в зерно, приготовленное для посева.

Когда в этом году будет Пасха? А когда масленица? Когда начинается Великий пост? Такие вопросы люди задают друг другу из года в год. Многие удивляются: почему одни церковные праздники из года в год отмечаются в один и тот же день, а другие всякий раз выпадают на разные даты? Как определяются эти даты? Давайте разберемся.

Пасха в Ветхом Завете

Празднование Пасхи у евреев было установлено пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта (см. Песах). «Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Нисан (Авиве) вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1). В память о исходе в Пасху предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным, бездрожжевым хлебом) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28; Чис.9:1-14). После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки — мацу.

Пасха у первых христиан

В христианской церкви Пасха праздновалась уже с первых веков, но в силу местных традиций, особенностей календаря и вычислений в общинах разных городов дни празднования Пасхи не совпадали. Поэтому на Первом Вселенском соборе в 325 году было решено принять единый для всего христианского мира способ определения даты Пасхи. Тогда же было решено, что христианам не следует придерживаться обычая иудеев в определении дня этого святейшего празднования. На Соборе было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями».

Когда в этом году будет Пасха?

В 2019 году православные христиане будут праздновать Пасху 28 апреля. Дату празднования Пасхи определяют по особому исчислению, называемому Православной Пасхалией.

Пасхалия - система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года.

Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля, или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. После вычисления даты Пасхи составляется календарь остальных переходящих церковных праздников.

Церковные праздники

Каждый день календарного года посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению чудотворных икон Пресвятой Богородицы.

Самый главный день церковного года - праздник Светлого Христова Воскресения, или Пасхи. Следующие по значимости - 12 великих двунадесятых праздников (само название - двунадесятые - указывает на их число). Затем по значению Церковь выделяет 5 великих праздников. Есть и другие праздничные дни, отмечаемые совершением торжественных богослужений. Особо выделяются воскресные дни, которые также посвящаются воспоминанию Воскресения Господа и именуются "Малой Пасхой".

Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Даты непереходящих праздников год от года не изменяются; переходящие праздники каждый год выпадают на разные даты и зависят от того, на какой день в текущем году приходится празднование Пасхи. От даты Пасхи зависят также начало Великого поста, всенародно любимая масленица, Вербное воскресенье, а также Вознесение и день Святой Троицы.

Двунадесятые праздники делятся Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) либо Богородичными (посвященными Божией Матери). Некоторые из событий, ставших основанием для праздников, описаны в Евангелии, а некоторые установлены на основании сведений церковного предания.

Двунадесятые переходящие праздники:

  • Светлое Христово Воскресение. Пасха
  • Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (за 7 дней до Пасхи)
  • Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
  • День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые непереходящие праздники:

  • 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы.
  • 27 сентября - Воздвижение Креста Господня.
  • 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы.
  • 7 января - Рождество Христово.
  • 19 января - Крещение Господне. Богоявление.
  • 15 февраля - Сретение Господне.
  • 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы.
  • 19 августа - Преображение Господне.
  • 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы.


Великий пост

Пасхе предшествует Великий пост - самый строгий и продолжительный из всех православных постов. Когда начинается Великий пост? Это зависит от даты, на которую приходится в текущем году праздник Пасхи. Пост всегда длится 48 дней: 40 дней собственно Великого поста, называемые Четыредесятницей, и 8 дней Страстной седмицы, начиная с Лазаревой Субботы и до Великой Субботы накануне Пасхи. Поэтому начало поста легко определить, отсчитав 7 недель от даты Пасхи.

Значение Великого поста состоит не только в суровых правилах воздержания от пищи (предписывается вкушение только растительных продуктов, рыба разрешается лишь дважды - на Благовещение и на Вербное Воскресенье), и уклонении от различных развлечений и увеселений, но и в очень глубоком по своему содержанию богослужебном строе. Службы Великого поста совершенно особые, ни на что не похожие. Каждое воскресенье посвящается своей особой теме, а все вместе они настраивают верующих на глубокое смирение перед Богом и покаяние в своих грехах.

Как вычисляется дата Пасхи?

В эпоху создания Пасхалии (системы расчета дат Пасхи) люди представляли течение времени иначе, чем сейчас. Они считали, что все события происходят по кругу («всё возвращается на круги своя»). А всё разнообразие событий определяется тем, что таких «кругов» («циклов») много и они разных размеров. По кругу сменяется день ночью, лето - зимой, новолуние - полнолунием.

Современному же человеку это трудно представить, так как в своем сознании он выстраивает «прямую линию» исторических событий из прошлого в будущее.

Самый простой и самый известный (и до сих пор используемый) круг - это круг смены дней недели. За Воскресением следует понедельник, за понедельником - вторник и так далее до следующего Воскресенья, за которым обязательно снова наступит понедельник.

В основе расчета даты Пасхи лежат два цикла: солнечный (продолжительностью 28 лет) и лунный (продолжительностью 19 лет). Каждый год имеет свой номер в каждом из этих циклов (эти номера и называются «круг Солнцу» и «круг Луне»), и их сочетание повторяется только раз в 532 года (этот промежуток называется «Великим Индиктионом»).

«Круг Солнцу» связан с Юлианским календарем, в котором 3 года подряд простые (по 365 дней), а четвертый - високосный (366 дней). Чтобы согласовать цикл в 4 года с 7-дневным недельным циклом, и создан цикл в 28 лет (7?4). Через 28 лет дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря (в «новом» «григорианском» календаре всё сложнее…). То есть календарь 1983-го года имел точно такой же вид, как и календарь 2011-го (1983+28=2011). Например, 1-е (14-е по «новому стилю») января 2011-го года - пятница; и 1-го января 1983 года тоже была пятница.

То есть «круг Солнцу» помогает узнать, на какие дни недели выпадают соответствующие числа месяцев года.

«Круг Луне» предназначен для согласования лунных фаз (новолуния, полнолуния и т.д.) с датами Юлианского календаря. Основывается он на том, что 19 солнечных лет почти точно равно 235-и лунным месяцам.

Равноденствие - это момент, когда Солнце в своем видимом движении пересекает «небесный экватор». В это время продолжительность дня равна продолжительности ночи, а Солнце восходит точно на Востоке, а заходит точно на Западе.

Солнечный год (иначе называемый «тропическим») - это промежуток между двумя последовательными весенними равноденствиями. Его продолжительность равна 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд (365,2422 суток). В Юлианском календаре для удобства и простоты принимается продолжительность года, равная 365 суткам 6 часам (365,25 суток). Примерно за 128 лет набирается сдвиг весеннего равноденствия на одни сутки (в 15-м веке «новой эры» равноденствие было 12-го-13-го марта, а в 20-м - 7-го-8-го марта).

Лунный месяц (иначе называемый «синодическим») - это промежуток между двумя новолуниями. Его средняя продолжительность равна 29 суткам 12 часам 44 минутам 3 секундам (29,53059 суток).

Потому-то и получается, что 19 солнечных лет (19365,2422=6939,6018 суток) - это приблизительно 235 лунных месяцев (23529,53059=6939,6887 суток).

Через 19 лет лунные фазы (полнолуния, например) лягут на те же самые числа Юлианского календаря (на длительных промежутках времени это не соблюдается, - накапливается ошибка в одни сутки за приблизительно 310 лет). Речь идет, разумеется, о средних значениях. Реальные даты лунных фаз из-за сложности движения Луны могут отклоняться от средних значений. Например, реальное полнолуние в Москве в апреле 1990-го года было 10-го числа («нового стиля») в 06 ч. 19 м., а в 2009-м году (через 19 лет после 1990-го) - 9 апреля («нового стиля») в 17 ч. 55 м.

На основании полученных таблиц можно определить дату Пасхи на любой год.

Иеромонах Иов (Гумеров) приводит не столь понятный, но более математически простой способ расчета даты православной Пасхи : «Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 - 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е - 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 - 9 = 1 апреля (Юлианского календаря - старого стиля - прим. редакции )».

Когда бывает Пасха у католиков?

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам, католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Западная Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % — разница в 4 недели, и 20 % — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает.

1. G = (Y mod 19) + 1 (G — так называемое «золотое число в метоновом» цикле — 19-летнем цикле полнолуний)
2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С — номер века)
3. X = 3*C/4 - 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосный)
4. Z = (8*C + 5)/25 - 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу)
5. D = 5*Y/4 - X - 10 (в марте день?D mod 7 будет воскресенье)
6. E = (10*G + 20 + Z - X) mod 30 (эпакта — указывает на день наступления полнолуния)
7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1
8. N = 44 - E (N-е марта — день календарного полнолуния)
9. ЕСЛИ N 10. N = N + 7 - (D + N) mod 7
11.ЕСЛИ N > 31 ТО дата Пасхи (N ? 31) апреля ИНАЧЕ дата Пасхи N марта

Фото - фотобанк Лори


«Если мы в этой только жизни надеемся на Христа,
то мы самые жалкие из всех людей!» (1 Кор.15:19).

Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?

Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образова­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!» , а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»
Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.
Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.
Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпи­ческие события книги Исход. Она рассказывает о четырехве­ковом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврей­ский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. пе сах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обре­тённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

Исполнение: «Пасха небесная»

«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами
прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её,
пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15-16)

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <...>. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: "Кость Его да не сокрушится"» (Ин.19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосре­доточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха . «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст .

Пасха – праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк.24:1 ; Ин.20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величай­шего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торже­ственным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха воз­вышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Лит.: Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991 (Ч. III, гл. 15: «Пасха Нового Завета»); Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Изд. храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., 2014.
Ю. Рубан

Вопросы о Пасхе

Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» (пэсах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход».

Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий (в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские»).

Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле.

Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина ().

Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (). Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха (пэсах) - прохождение мимо.

В более широкой интерпретации праздник Пасхи связан с Исходом вообще. Этому событию предшествовало приношение в и потребление всем обществом Израиля пасхальных жертвенных агнцев (из расчёта по одному агнцу на семейство; в случае, если то или иное семейство было немногочисленным, ему надлежало объединиться с соседями ()).

Ветхозаветный пасхальный агнец прообразовал собой Новозаветного , Христа. Агнцем, берущем на Себя грех мира, Христа назвал святой Иоанн Креститель (). Агнцем, Кровью Которого мы искуплены, называли и апостолы ().

После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию. В данном случае филологическое значение слова «Пасха» (переход, прохождение) получило иную интерпретацию: переход от смерти к жизни (а если распространять его на христиан, то и как переход от греха к святости, от жизни вне Бога к жизни о Господе).

Малой Пасхой иногда называется воскресный день.

Кроме того Пасхой именуется и Сам Господь ().

Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался ещё до Рождества Иисуса Христа?

Во времена Ветхого Завета иудеи, следуя Божественному произволению (), праздновали Пасху в воспоминание о выходе их из Египта. Египетское рабство стало одной из самых мрачных страниц в истории избранного народа. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода ().

Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение , сокрушившего , поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь.

Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях - не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (), а ветхозаветная Пасха — прообразом Пасхи Христовой.

Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи - следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (), так и Кровью мы спасены (); как ветхозаветная пасхальная способствовала освобождению евреев от пленения и рабства фараону (), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца способствовала освобождению человека от рабства демонам, от плена греха; как кровь ветхозаветного агнца способствовала теснейшему объединению евреев (), так и Причащение Крови и Тела Христовых способствует единению верующих в одно Тело Господне (); как потребление древнего агнца сопровождалось вкушением горьких трав (), так и христианская жизнь исполнена горечью тягот, страданий, лишений.

Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни?

Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана (). В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев ().

Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи ().

С тех пор и вплоть до совершения Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в . Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.

Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область - лоно Авраамово (). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили господу и . Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи ().

Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.

Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем праведники пребывали в Раю (победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли ()).

Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения.

Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий .

В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха?

Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается прдпразднственная . Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди.

Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов ) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная , прообразовавшая Крестную Жертву Христа).

В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг , после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в (через Царские врата). Плащаница укладывается на , после чего вокруг него совершается каждение.

По окончании этой службы бывает (в ознаменование того, как ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная .

По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.

Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»…

В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция?

Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию.

С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей () и (); важно лишь, чтобы сам человек стремился к единству с Богом и Церковью.

С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному. Заметим, что в такие дни храмы (нередко) наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении.

Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку (например, если в этот день умирает Божий святой); однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила (так можно дойти и до суеверия).

Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц?

Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» и дарить друг другу крашеные яйца восходит к глубокой древности.

Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марины Магдалины, которая, по , отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала Свою словами «Христос Воскрес!», подарив ему, при этом, красное яйцо.

Почему она подарила яйцо? Яйцо - символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мертвые.

Почему яйцо, подаренное императору Мариной Магдалиной, было красным? С одной стороны, красный цвет символизирует радость и торжество. С другой стороны, красный цвет - символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте ().

Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество Жизни над смертью, победу Правды над злом.

Предполагается, что помимо названной причины первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избежания поражения первенцев от Ангела-губителя) ().

Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой (синий), напоминающий о , или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни (духовную весну).

В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.

Здесь важно помнить: цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, мрачным (ведь Пасха - великий Праздник); кроме того, он не должен быть слишком вызывающим, вычурным.

Бывает, что пасхальные яйца украшаются наклейками с иконами. Уместна ли такая «традиция»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать: икона - не картинка; это - христианская святыня. И относиться к ней следует именно как к святыне.

Перед иконами принято молиться Богу и Его угодникам. Однако, если священный образ наносится на яичную скорлупу, которая будет счищаться, а затем, может быть, сбрасываться в помойную яму, то очевидно, что вместе со скорлупой в мусор может попасть и «икона». Думается, что так недолго до кощунства и святотатства.

Правда, некоторые, опасаясь прогневать Бога, стараются не выбрасывать в мусор скорлупу с освященных яиц: либо сжигают её, либо закапывают в землю. Такая практика допустима, но насколько уместно сжигать или закапывать в землю лики святых?

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Праздник Пасхи - древнейший церковный . Он был учрежден ещё при . Так, Павел, воодушевляя братьев по вере на достойное, благоговейное празднование Дня Воскресения Христова, рек: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ().

Известно, что раннехристианская объединяла под именованием Пасхи две примыкающие друг к другу седмицы: предшествующую дню Воскресения Господня и последующую. При этом первая из обозначенных седмиц соответствовала названию «Пасха Страданий» («Пасха Крестная»), тогда как вторая - названию «Пасха Воскресения».

После Первого Вселенского Собора (состоявшегося в 325 году, в Никее) эти названия были вытеснены из церковного обихода. За седмицей, предшествующей дню Воскресения Господня, закрепилось название «Страстная», а за последующей - «Светлая». Имя «Пасха» утвердилось за Днем Воскресения Искупителя.

Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью. Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи.

В этой христианской традиции можно видеть связь с ветхозаветным , согласно которому праздник (иудейской) Пасхи соединялся с праздником Опресноков, длившемся с 15 по 21 число месяца Нисана (с одной стороны, этот праздник, отмечаемый ежегодно, должен был напоминать сынам о событиях исхода их народа из Египта; с другой стороны, он связывался с началом жатвы).

В продолжении Светлой седмицы богослужение в осуществляется при распахнутых - в ознаменование того, что , через Воскресение, победу над и смертью, раскрыл людям врата Небесного .

Отдание Пасхи бывает в среду 6-й седмицы, в соответствии с тем, что до Дня Своего Восставший из Гроба Господь, ходя по земле, являл себя людям, свидетельствуя о Своём Воскресении.

Всего до дня отдания Пасхи - насчитывается шесть Недель: первая - Пасхальная; вторая - Фомина; третья - святых жен-мироносиц; четвертая - о расслабленном; пятая - о самаряныне; шестая - о слепом.

В продолжении данного периода особо воспевается Божественное достоинство Христа, вспоминаются совершённые Им чудеса (см.: ), подтверждающие, что Он - не просто Праведный Человек, но Вочеловечившийся Бог, Который Сам Себя Воскресил, поправ смерть, сокрушив врата царства смерти, - ради нашего .

Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры?

Пасха Христова - самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви (по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд).

Так, равноапостольная Мария Магдалина, посетив Рим, приветствовала императора-язычника Тиверия именно этим провозвестием. «Христос воскрес!», сказала она ему, и поднесла в дар красное яйцо.

Другое дело, что далеко не каждый иноверец (или безбожник) готов отреагировать на пасхальное поздравление (если не с радостью, то по крайней мере) спокойно. В ряде случаев, подобного рода приветствия могут спровоцировать раздражение, ярость, буйство и гнев.

Стало быть, иногда, вместо пасхального приветствия того или иного человека уместно буквально исполнить слова Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ().

Здесь неплохо учитывать опыт апостола Павла, который, по его собственному признанию, проповедуя веру христову, старался подстраиваться под обстоятельства и психологическое состояние людей, будучи для Иудеев - как Иудей, ради приобретения Иудеев; для подзаконных - как подзаконный, ради приобретения подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона (не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону) - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных - как немощный, ради приобретения немощных. Для всех он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых из них ().

Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни?

К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее - лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше (на время Праздника) отложить.

Так, например, древний христианский памятник «Постановления апостольские» даёт твёрдое указание, что ни в Страстную седмицу, ни в следующую за нею Пасхальную (Светлую) седмицу «да не работают рабы» (Постановления апостольские. Кн. 8, гл. 33)

Однако, безусловного, безотносительного к обстоятельствам запрета на какую бы то ни было работу вообще, в пасхальный период, не существует.

Положим, есть много видов профессиональной, служебной и общественной деятельности, требующих непременного участия того или иного человека вне зависимости от его желания и от .

К такого рода деятельности относятся: правоохранительная, военная, врачебная, транспортная, противопожарная и пр. Иногда применительно к этого рода работам в Праздничный день не лишне вспоминать слова Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ().

С другой стороны, исключения относительно работы могут встречаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повседневных трудах как уборка по дому, мытьё посуды.

В самом деле, неужели, если во время Праздника Пасхи стол наполнится грязными тарелками, ложками, чашками, вилками, пищевыми отходами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напитком, всё это нужно будет оставить как есть вплоть до окончания Пасхальных торжеств?

С чем связана традиция освящения хлеба - артоса?

В Светлый День Пасхи, в конце Божественной (после заамвонной молитвы) совершается торжественное освящение особой - а (в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб»; в соответствии со смыслом наименования Пасхи (Песах - переход) как перехода от смерти к жизни, в соответствии со следствием Воскресения как Победы Христа над и смертью, на артосе запечатлевается Крест, увенчанный тернием, знамение победы на смертью, или же образ ).

Как правило артос полагается на напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы.

На Светлую субботу, то есть в пятницу вечером, артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим.

Как в продолжении Светлого Праздника верующие вкушают в своих домах пасхи, так в дни Светлой седмицы в домах Божьих - храмах Господних - предлежит этот освященный хлеб.

В символическом смысле артос сопоставляется с ветхозаветным опресноками, которые надлежало вкушать, в продолжении пасхальной седмицы, Израильскому народу, после освобождения их десницею Божьей от египетского рабства ().

Кроме того, практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостолькой практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его , уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Сим символизировалось присутствие Христа среди них.

Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа (), артос служит напоминанием всем верующим, что Воскресший , несмотря на Вознесение на , непрестанно присутствует в , в соответствии с обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» ().

Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире, в отличие от католического, в котором главный день церковного года - Рождество. Пасхе предшествует сорокадневный пост. К празднику готовятся заранее, убирая в квартирах, крася яйца, а также готовя праздничную трапезу и куличи.

История возникновения праздника Пасхи

Праздник зародился задолго до рождения Христа. Пасха ассоциировалась исключительно с еврейским народом. История гласит, что когда-то евреи были в неволе у египтян. Это было тяжелое время для народа: издевательства и притеснения. Вера в Бога и надежда на спасение и милость Божию всегда жили в их сердцах.

Однажды к евреям пришел человек по имени Моисей, который со своим братом был послан им во спасение. Господь избрал Моисея, чтобы он вразумил египетского фараона и избавил еврейский народ от рабства. Но как ни старался Моисей убедить фараона отпустить людей, свобода им дарована не была. Египетский фараон и народ его не верили в Бога, поклоняясь лишь своим божествам и уповая на помощь колдунов. Чтобы доказать существование и могущество Господне, на египетский народ было обрушено девять страшных казней. Ни кровавых рек, ни жаб, ни мошек, ни мух, ни тьмы, ни грома – ничего этого могло бы не быть, если бы правитель отпустил народ с его скотом. Последняя, десятая, казнь, как и предыдущие, покарала фараона и его народ, но не затронула евреев. Моисей предупредил, что каждая семья должна заколоть по годовалому непорочному ягнёнку мужского пола. Кровью животного помазать двери своих домов, ягненка запечь и всей семьей съесть его. Ночью были умерщвлены все первенцы мужского пола в домах среди людей и животных. Только дома евреев, где была кровавая метка, беда не затронула. Эта казнь сильно напугала фараона, и он отпустил рабов со всеми их стадами. Евреи пошли к морю, где вода разверзлась, и они спокойно отправились по дну его. Фараон же хотел снова нарушить свое обещание и бросился за ними, но его вода поглотила. С тех пор Пасха означает «прошедший мимо, миновавший».

Пасха в Ветхом завете

У девы Марии родился Иисус Христос. В 30 лет Иисус стал вести проповеди, рассказывая людям о законах Божьих. Но через три года его распяли вместе с другими неугодными властям на кресте, который был установлен на горе Голгофе. Случилось это после еврейской Пасхи, в пятницу, которую впоследствии окрестили Страстной. Это событие дополняет значение праздника Пасхи новым смыслом, традициями и атрибутами. На третий день после погребения Христа, ранним утром в воскресенье несколько женщин пошли к гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень в белоснежных одеждах. «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал», - обратился Ангел к испуганным женщинам. Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолов об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: «Не бойтесь; пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих увидеть Христа, сияющего неприступным светом воскресения. За неделю до Пасхи верующие отмечают Вербное воскресенье.

Как определяют дату Пасхи?

Накануне распятия, в четверг, состоялась Тайная Вечеря, где Иисус представил хлеб как свое тело, а вино – кровь. С тех пор значение праздника Пасхи не менялось, но новой пасхальной трапезой стала Евхаристия. Сначала праздник был еженедельным. Пятница была днем скорби и началом поста, а воскресенье – днем радости.

В 325 году на Первом Вселенском Соборе была определена дата празднования Пасхи – первое воскресенье после весеннего полнолуния. Русская Православная Церковь использует юлианский календарь. Чтобы вычислить, в какой день Пасха выпадает в определенный год, нужно произвести довольно сложный расчет. Но для простых мирян составлен календарь дат праздника на десятки лет вперед. За долгое время существования праздника он оброс традициями, которых и по сей день придерживаются в семьях, и приметами.

Пасхальные поверья

С праздником Пасхи связано огромное множество поверий. В пасхальное воскресенье разрешалось просить у Бога всего, что душа пожелает. Например, преуспевания в делах, щедрого урожая, хорошего жениха. В пасхальную ночь набирали водицы из родника, приносили ее домой, не проронив по дороге ни единого слова, и окропляли этой водой жилища и амбары – на счастье и благополучие. Если съешь на Пасху яйца, снесенные курами в Страстной четверг, защитишь себя от недугов, а зароешь их скорлупу в землю на пастбище – убережешь скотину от всякой напасти.

Накануне Пасхи в доме пекутся куличи и красятся яйца луковой шелухой. Можно красить яйца разноцветными специальными красителями, которые продаются в магазинах, можно расписать тонкой кисточкой, наклеить на них красивые наклейки.

У славян популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «битье» яйцами. Это простая игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьет его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот продолжает «биться» с другим человеком.

В Европе и Америке одной из самых популярных пасхальных традиций является «охота за яйцами» – детская игра, которая заключается в прятаньи, разыскивании и катании по наклонному газону игрушечных и шоколадных яиц. Каждую Пасху устраивают такой праздник в Вашингтоне – прямо на лужайке перед Белым домом.

По материалам: www.amic.ru