Основы конструирования и моделирования изделий из древисины. Презентация на тему "основы конструирования и моделирования изделий из древесины" Технология конструирования и моделирования деревянных игрушек

Графическая документация

Работу по подготовке к изготовлению различных изделий начинают с выполнения чертежей, эскизов и технических рисунков, которые являются графической документацией.
Чертеж представляет собой условное изображение изделия, выполненное с помощью чертежных инструментов. Он является основным графическим документом, прочитав который можно узнать: из какого материала изготовлено изделие, какие у него размеры, форма и другое.
Часто чертеж изделия приходится выполнять в уменьшенном или увеличенном виде.
Масштаб - отношение размеров изображения изделия к его действительным размерам. Установлены строго определенные масштабы, например для уменьшения -1: 2; 1: 2,5; 1:4 и др., для увеличения - 2:1; 2,5:1; 4:1 и др.
На чертежах масштабы записывают условно: М 1:2 , М 4:1 и т.п.
Если изображение выполнено в натуральную величину, то масштаб обозначают так: М 1:1.
Эскиз это условное изображение изделия, выполненое от руки, но с выдержанными на глаз пропорциями между частями.
Эскиз делают в том случае, если нужно быстро перенести на
бумагу замысел нового изделия. Эскизы лучше всего выполнять на бумаге в клетку.
Технический рисунок представляет собой наглядное изображение изделия, в котором видны сразу три стороны.
По техническому рисунку легко представить себе форму изделия.

На чертеже, эскизе, техническом рисунке обязательно проставляют размеры, необходимые для изготовления детали.
Надписи на графических документах выполняют чертежным шрифтом.
Графическая документация, по которой организуется выпуск деталей и изделий на производстве, получила название технологической , так как определяет весь процесс изготовления изделий. Она входит в состав технической документации, по которой организовано все производство в целом.

Выполнение чертёжа и эскиза детали

Графическую документацию оформляют с помощью различных линий. Вместо слова «толщина» на чертеже пишут латинскую букву S . Наибольшие размеры детали (длина, ширина, толщина) получили название габаритных . Наименование детали, материал и масштаб указывают в основной надписи в правом нижнем углу чертежа или эскиза.
Правила оформления чертежа, эскиза и технического рисунка
1.Выбрать масштаб.
2.Посередине листа бумаги тонкими линиями нанести очертания предмета.
3.Провести выносные линии.
4.Провести размерные линии параллельно контуру детали на расстоянии 6- 10 мм.
5.Размерная линия должна быть ограничена с двух сторонстрелками. Стрелки остриями должны касаться выносных линий.
6.Размерное число ставится над серединой размерной линии.
7.Обвести контур детали толстой линией.
8.Заполнить угловой штамп (основная надпись).

Читать эскиз или чертеж можно в такой последовательности.
Сначала найти название детали и выяснить из какого материала ее нужно изготовить. Затем рассмотреть изображение детали, представить ее форму, выяснить габаритные размеры. После этого найти на изображении все элементы детали, представить их форму и размеры. Изучить технические требования, указанные на чертеже.

Сборочный чертёж

Сборку изделия, состоящего из нескольких деталей, производят по сборочному чертежу. Сборочный чертеж содержит такое количество видов изделия, по которому можно понять его конструкцию . На нем проставляют размеры, позволяющие контролировать процесс сборки .

Сборочный чертеж:
A – вид спереди; B – вид сверху; C – вид слева

В правом нижнем углу сборочного чертежа располагают основную надпись . В ней указывают название изделия, масштаб и другие данные, относящиеся к изделию в целом. В учебных чертежах над основной надписью располагают таблицу – спецификацию , содержащую основные данные о входящих в изделие деталях. Около изображения каждой детали наносят номер позиции , присвоенный данной детали в спецификации. Номера позиций располагают на полках , от которых проводят наклонные линии - выноски , заканчивающиеся точками на изображении.
Сборочный чертеж
читают в следующей последовательности. Сначала по основной надписи узнают название сборочной единицы, масштаб . Затем знакомятся с назначением и принципом действия изделия (по пояснительной записке, техническим условиям). Следующий этап - изучение изображений
(вид спереди и другие виды). Затем изучают содержание спецификации, определяют название каждой детали и материал, из которого их предстоит изготовить. Находят детали на всех видах чертежа, по изображениям определяют форму и конструкцию каждой детали.
Заключительный этап - определение способов соединения деталей и порядка сборки.

construct

Практическая работа

Перед вами различные изображения деревянных игрушек. В условиях столярной мастерской их можно выпилить из древесины. Вам же необходимо в программе LibreOfficeDraw выполнить графическое изображение таких изделий.

Немного отдохни

Р е ц е н з е н т

С о с т а в и т е л ь

Ю. В. Ложкин , кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология промышленной и художественной обработки материалов»

В учебно-методическом пособии сформулированы требования, которым должны отвечать курсовые работы по дисциплине «Технологии изготовления художественных изделий из древесины и древесных материалов», определен объем и порядок выполнения расчетных и графических работ, даны указания по оформлению чертежей, принципы расчета необходимых материалов и комплектующих на единицу изделия.

© Ижевский государственный

технический университет, 2014

© Ложкин Ю. В., составление, 2014


ВВЕДЕНИЕ

Назначение курсовой работы по дисциплине «Технологии изготовления художественных изделий из древесины и древесных материалов» – закрепить знания студентов, полученные на лекциях по данным курсам, и дать им некоторые навыки по проектированию художественных изделий из древесины и древесных материалов.

Цель дисциплины – изучение способов конструирования и технологий их применения при разработке различных видов мебели и предметов интерьера.

При изучении дисциплин решаются следующие задачи:

Знакомство с конструктивными и технологическими особенностями изготовления предметов мебели;

Обоснование выбора типа соединений, их проектирование и расчет;

Оформление чертежей и другой конструкторско-технологической документации на изделие;

Оценка художественной и эстетической значимости принятого решения.

Получив задание на выполнение курсовой работы, определившись с темой, студенты представляют варианты художественных изделий в виде эскизов, набросков, зарисовок. Выбираются рациональные, технологичные и прочные соединения. В качестве темы курсовой работы необходимо предлагать реальные проекты изделий, которые могут найти применение в жизни человека, нести функциональную или декоративную роль в интерьере или экстерьере.

Каждая работа должна отличаться неповторимостью, эксклюзивностью. Но в то же время проектируемое изделие может быть предложено в мелкосерийное или серийное производство. Разрабатываемое изделие должно быть безопасным, эргономичным, эстетичным, простым в эксплуатации, ремонте и обслуживании, доступным для покупателя.

При разработке изделия должны быть учтены следующие требования:

Актуальность, новизна, востребованность изделия;

Современный дизайн;

Прочность, надежность, долговечность;

Технологичность;

Функциональность;

Экономичность (использование доступных материалов и простота изготовления изделия).

При проектировании студенты должны опираться на различные методы конструирования, на способы обработки материалов, использовать современные материалы и технологии, учитывать новейшие разработки в области конструирования и проектирования мебели. В процессе проектирования студенты посещают консультации, отчитываются о выполненной работе перед руководителем, который проверяет правильность принятого решения, оказывает помощь и дает рекомендации по конструктивному оформлению, технологии изготовления, оформлению чертежей и другой конструкторской документации.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Объектами проектирования являются различные виды мебели, предметы интерьера. При изучении курса «Технологии изготовления художественных изделий из древесины и древесных материалов» студентом выполняется курсовая работа, которая способствует углублению теоретических знаний студента, приобретению навыков конструирования изделий из древесины и древесных материалов, работы со стандартами, нормативно-справочной литературой и практическому решению задач инженерного профиля.

Курсовая работа состоит из нескольких разделов, которые выполняются в следующей последовательности:

1) разработка конструкции изделия;

2) расчет материалов на одно изделие;

3) разработка технологического процесса;

4) выбор технологического оборудования.

При конструировании изделий мебели студентами должен решаться ряд задач, таких как:

а) выбор вида изделия и его архитектурно-художественного оформления;

б) размеры изделия;

в) применяемые материалы;

г) конструкция изделия, технологичность его изготовления в условиях индивидуального и мелкосерийного производств;

д) удобство пользования изделием;

е) прочность и долговечность и др.

Прежде чем приступить к конструированию изделия, необходимо подробно ознакомиться с конструкциями и особенностями подобных изделий, а также знать различные виды соединений деталей из древесины и древесных материалов.

Задание может носить научно-исследовательский характер и должно быть связано с современными разработками в области различных технологий изготовления мебели, ее элементов, способов декорирования, оборудования для изготовления изделий или элементов мебели.

Курсовая работа начинается с составления технического задания на проектируемое изделие или устройство.

Получив задание на курсовую работу, студенты по литературным источникам, ГОСТам, типовым проектам, каталогам, журналам, экспонатам выставок и музеев, патентам и авторским свидетельствам на промышленные образцы знакомятся с конструкциями аналогичных изделий.

В процессе ознакомления уточняются:

Назначение изделия, условия его эксплуатации;

Конструкция изделия и его основных узлов, материалы деталей изделия и характер их обработки;

Виды соединений, варианты выполнения соединений отдельных деталей, их достоинства и недостатки;

Методика расчета мебели и ее узлов на прочность;

Последовательность сборки (разборки) изделия;

Выбор защитно-декоративного покрытия;

Технология изготовления изделия;

Упаковка, транспортировка изделия;

Графическое оформление и состав проекта.

Техническое задание может быть выбрано из разделов:

– «Мебель из древесных материалов»;

– «Мебель из натуральной древесины»;

– «Мебель с использованием металлических элементов (на металлокаркасе)»;

– «Трансформируемая мебель»;

– «Складная мебель»;

– «Мебель с применением гнутых или гнуто-клееных элементов».

Примерные темы для курсовых работ:

– «Разработка конструкции стула» (например, брусковая конструкция, с токарными элементами, с мягкими элементами, складной стул и т. д.);

– «Разработка конструкции полки» (например, с гнутыми или гнуто-клееными элементами, открытая конструкция или с дверцами и т. п.);

– «Разработка конструкции кресла» (например, кресло-качалка, мягкое кресло, плетеное кресло, с гнутыми или гнуто-клееными элементами и т. п.);

– «Разработка конструкции стола» (например, раздвижной, кухонный, письменный, прикроватный, журнальный и т. п.);

– «Разработка конструкции сервировочного стола».

Изучив материалы, студенты составляют техническое задание на проектируемое изделие. Техническое задание устанавливает основное назначение, технические характеристики проектируемого изделия, показатели качества и технико-экономические требования, предъявляемые к разрабатываемому изделию, выполнение необходимых стадий разработки конструкторской документации, ее состав, а также специальные требования к изделию. Исходя из служебного назначения, серийности производства и технологичности изготовления приводится выбор конструкции изделия, материалов его деталей. Рассматриваются нагрузки, действующие в местах соединения отдельных узлов и элементов. Принимаемые в техническом задании параметры изделия, его деталей подтверждаются расчетами.

Курсовая работа состоит из иллюстративно-графической части и расчетно-пояснительной записки.

Иллюстративно-графическаячасть работы включает в себя рисунок, эскиз или трехмерную модель художественного изделия, его сборочный чертеж (с размещением на сборочном чертеже аксонометрических проекций изделия), 2-3 чертежа сборочных единиц, чертежи деталей (по согласованию с руководителем) и макет, выполненный в уменьшенном масштабе (М 1:5 или 1:10). Сборочный чертеж может быть видоизменен и представлен в виде шаблонов изделия в трех проекциях и в натуральную величину.

Объем расчетно-пояснительной записки должен быть не менее 30–40 листов формата 210×297 мм (А4). Текст набирается на компьютере шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, интервал полуторный.

В состав пояснительной записки должны входить следующие разделы:

«Введение»;

«Художественный раздел» (техническое описание изделия);

«Проектный раздел» (конструкция и материалы);

«Технологический раздел» (структурная схема и спецификация составных частей изделия);

«Расчет материалов и комплектующих на одно изделие»;

«Заключение (выводы по работе);

«Список литературы»;

«Приложения» (эскизы, поисковые варианты разрабатываемого изделия, конструкторско-технологическая документация и т. п.).

Во введении обосновывается востребованность разрабатываемого художественного изделия, актуальность его проектирования и производства на основе изучения рыночной ситуации, перспектив развития спроса и предложения. Излагается цель разработки проекта, основные требования к изделию: современный дизайн, удобство сборки и простота эксплуатации, технологичность изготовления и экономичность производства.

В художественном разделе рассматриваются аналогичные теме курсовой работы изделия, их конструкция, способы соединения элементов. Проанализировав преимущества и недостатки прототипов, предлагается собственная идея, отличающаяся новизной, современным дизайном, экономичностью, технологичностью и т. п. Выполняется техническое описание изделия. Приводится общий вид и основные размеры.

В проектном разделе обосновывается конструкция изделия с учетом требований задания на проектирование – эстетичности, функциональности, технологичности и экономичности производства. Описывается устройство изделия и, при необходимости, его работа. Выбираются материалы деталей изделия, соединения, защитно-декоративные покрытия. Приводится последовательность сборки изделия, отдельных узлов, способ упаковки и транспортировки изделия.

В технологическом разделе описываются технологические процессы изготовления изделия, выбираются оборудование и инструменты для изготовления, рассматривается технология получения соединений, проводятся расчеты соединений.

В разделе «Расчет материалов и комплектующих на одно изделие» приводятся: раскрой плитных и листовых материалов; расчет клеевых материалов, метизной продукции, комплектующих изделий.

В заключение описывается, какие художественные и технические решения, принятые в курсовой работе, обеспечили выполнение требований задания на проектирование: востребованность изделия, современный дизайн, технологичность и т. п. Приводятся выводы по работе.

В списке литературы указываются те источники, которые непосредственно были использованы при разработке и проектировании изделия. Оформление списка литературы осуществляется в соответствии со стандартом по библиографическому описанию (ГОСТ 7.1–2003).

В приложении приводятся чертежи и спецификации изделия, поисковые варианты и т. п.

ОФОРМЛЕНИЕ РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Вписывать рукописным способом в текстовые документы отдельные слова, формулы, условные знаки, а также выполнять иллюстрации следует черными чернилами, пастой или тушью.

Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела и номер пункта разделен точкой. В конце номера пункта точка не ставится, например:

1. Типы и основные размеры

Нумерация пунктов первого раздела документа

2. Технические требования

Нумерация пунктов второго раздела документа

Таблицы должны быть помещены в тексте после абзацев, содержащих ссылку на них, или как можно ближе к ссылке. Допускается размещать таблицы не далее, чем на следующей после ссылки странице. Если таблиц более одной, они нумеруются. Нумерация допускается сквозная или по разделам (главам).

Перед таблицей (справа) печатается слово Таблица . Точка после номера таблицы не ставится. Название таблицы печатается по центру следующей строки.

Иллюстрации тесно связаны с текстом, они поясняют и облегчают восприятие текста. Их необходимо располагать как можно ближе к месту ссылки, желательно, на той же странице. В тексте записки на рисунок обязательно должна быть ссылка. Нумерация рисунков сквозная или по разделам (главам). Рисунки необходимо снабдить подрисуночными надписями, например:

Рис. 1 . Эскиз изделия с основными размерами

При ссылках на иллюстрации, таблицы, главы, разделы с указанием их номера в тексте записки обязательны сокращения; без указания номера эти слова (рисунок, таблица, глава и т. п.) пишут в тексте полностью.

Формулы в пояснительной записке располагают на середине строки, после формулы ставят запятую, с новой строки пишут слово где и приводят перечень всех применяемых в формуле символов с расшифровкой их значения и указанием размерности. Перечень располагают в виде колонки или в подбор, символ отделяют от его расшифровки знаком « – ». Нумерация формул – арабскими цифрами в правый край.

Пример

При изгибе образцов прямоугольного сечения сосредоточенной силой упругие напряженияs в крайнем растянутом волокне определяют по формуле

где Р – изгибающая сила, Н; L – расстояние между опорами, мм; b – ширина образца, мм; h – высота образца, мм.

Оформление титульного листа

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет

имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

Кафедра «Технология промышленной и художественной обработки материалов»

РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе

по дисциплине

«Технологии изготовления художественных изделий из древесины и

древесных материалов»

Тема __________________________

Выполнил: _______________ Фамилия И. О.

студент, группа

Проверил: _______________ Фамилия И. О.

ученое звание, должность

Ижевск 20 г.


Требования, предъявляемые к предметам мебели

К предметам мебели предъявляется комплекс требований следующего характера:

– эксплуатационного;

– функционального;

– художественно-эстетического;

– технико-экономического.

К эксплуатационным относятся требования высокой прочности, формоустойчивости и долговечности изделий.

Функциональные требования обусловливают рациональность конструкции по форме, размерам и удобству пользования изделием.

К художественно-эстетическим требованиям относятся внешняя и внутренняя отделка изделий, цветовая гамма, гармоничность данного изделия с другими изделиями помещения.

К технико-экономическим относятся требования наименьшей материалоемкости, технологичности конструкции, низкой себестоимости изделий и их высокого качества.

Требования к изделиям также зависят от их вида, назначения и условий эксплуатации, которые необходимо учитывать при проектировании.

Предметов мебели из древесины и древесных материалов очень много.

По назначению мебель подразделяется:

– на бытовую – спальная, столовая, гостиная, кухонная, детская, подсобная, встроенная и др.;

– для общественных зданий – школьная, медицинская, театральная, торговая и др.

Кухонная мебель эксплуатируется в условиях, где постоянно меняются температура и влажность. Рабочие поверхности крышек столов могут контактировать с различными агрессивными веществами (соль, кислота, щелочь), кроме этого на них приготавливают пищу. Поэтому кухонную мебель необходимо изготавливать с непрозрачными стойкими покрытиями светлых тонов.

Это обстоятельство позволяет конструктору применять для кухонной мебели более низкосортную и дешевую древесину и древесные материалы и использовать наиболее простые способы соединения деталей и сборочных единиц. По гигиеническим соображениям кухонная мебель должна быть простой, с возможно меньшим количеством выступов для облегчения ухода за ней. Такие же требования предъявляются и к медицинской мебели.

К школьной мебели, помимо общих требований, предъявляются специальные требования, учитывающие разный рост учащихся. Такая мебель должна быть трансформирующейся.

Для деталей сложной формы применяют гнутые элементы из цельной древесины и гнуто-клееные элементы из шпона. Для облицовывания используют натуральный и синтетический шпон или готовые ламинированные плиты.

В каждом конкретном случае конструктор должен изучать и знать требования, предъявляемые к данному виду изделия.

Технологичность изделий

На стадии разработки конструкции изделия необходимо учитывать технологичность изделия, которая характеризуется затратами труда, средств, материалов, времени и общей эффективности организации процесса производства изделия на всех его стадиях.

Закладывая высокую технологичность изделия на стадии его конструирования можно обеспечить рост эффективности всех последующих стадий организации его производства в повышении производительности труда и возможности увеличения выпуска продукции без дополнительных затрат средств и времени.

Практика показывает, что около 80 % уровня технологичности изделия достигается при разработке эскизного и технического проектов, а 20 % – на стадии от опытного образца до серийного выпуска изделия. Технологичность изделия – комплексная составляющая, основными показателями которой являются трудоемкость и технологическая себестоимость.

Все расчеты сводятся в таблицы (расчетные ведомости). Исходными данными для расчетов являются чертежи на изделие, а также спецификация составных частей изделия.

Спецификация на материалы

На основании выполненных расчетов составляют спецификацию на материалы, которая может служить заявкой на комплектование материалов для изготовления изделия. Оформляется спецификация по табл. 13.

Таблица 13 – Спецификация лесоматериалов для изготовления (количество и наименование изделия)

№ п/п Наименование материала ГОСТ Порода, тип Сорт Размеры, мм Количество
длина ширина толщина м 3 , м 2 шт.

Необходимо учитывать, что около 65 % крупных кусковых отходов и отходов в виде стружки может быть использовано в производстве древесностружечных плит, сувенирной продукции, игрушек и прочих малогабаритных изделий, а также в качестве топлива.

Расчет клеевых материалов

Расчет расхода клеевых материалов выполняется в определенной последовательности:

– вычисляется площадь поверхности склеивания в изделии по группам сложности;

– определяются вид клея и условия склеивания;

– по нормативам расхода клея рассчитывается потребность в клеевых материалах для изготовления изделия.

Расчет площадей склеивания поверхностей выполняют по табл. 14.


Таблица 14 – Расчет склеиваемых поверхностей на ______________________

(наименование изделия)

Марка клея Способ склеивания Способ нанесения клея. Наименование детали, на которую наносится клей Наименование склеиваемых деталей Размеры склеивае-мых поверхностей, мм Число поверхностей детали Число деталей в изделии, шт Площадь одной поверхности, м 2 Площадь в изделии, м 2
длина ширина

Расчет расхода клеевых материалов выполняют по табл. 15, 16.

Таблица 15 – Норматив расхода клея, кг/м 2

Таблица 16 – Расчет расхода клеевых материалов на _______________________

(наименование изделия)

ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

ДОКУМЕНТАЦИИ

Конструкторско-технологическая документация в основном состоит из чертежей, таблиц, схем. Основными чертежами являются: сборочный чертеж, чертежи сборочных единиц, чертежи деталей.

Сборочная единица – изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями (свинчиванием, сочленением, клепкой, сваркой, пайкой, опрессовкой, развальцовкой, склеиванием, сшивкой, укладкой и т. п.), например: узел автомобиля, часть станка, телефонный аппарат, микромодуль, редуктор, сварной корпус, маховичок из пластмассы с металлической арматурой.

К сборочным единицам также относятся:

Изделия, для которых конструкцией предусмотрена разборка их на составные части предприятием-изготовителем, например для удобства упаковки и транспортирования;

Совокупность сборочных единиц и(или) деталей, имеющих общее функциональное назначение и совместно устанавливаемых на предприятии-изготовителе в другой сборочной единице, например: электрооборудование станка, автомобиля, самолета; комплект составных частей врезного замка (замок, запорная планка, ключи);

Совокупность сборочных единиц и(или) деталей, имеющих общее функциональное назначение, совместно уложенных на предприятии-изготовителе в укладочные средства (футляр, коробку и т. п.), которые предусмотрено использовать вместе с уложенными в них изделиями, например: готовальня, комплект концевых плоскопараллельных мер длины.

Сборочный чертеж должен содержать наименьшее, но необходимое количество видов, сечений, разрезов, дающих полное представление о конструкции изделия. На сборочном чертеже указываются габаритные, присоединительные и установочные размеры, размеры для справок, позиции деталей и сборочных единиц, выносные элементы, условности и упрощения.

Деталь – изделие, изготавливаемое из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций, например: валик из одного куска металла, литой корпус; пластина из биметаллического листа; печатная плата; маховичок из пластмассы (без арматуры); отрезок кабеля или провода заданной длинны. Эти же изделия, подвергнутые покрытиям (защитным или декоративным), независимо от вида, толщины и назначения покрытия, или изготовленные с применением местной сварки, пайки, клепки, сшивки и т. п., например, винт, подвергнутый хромированию; трубка, спаянная или сваренная из одного куска листового материала; коробка, склеенная из одного куска картона.

Рабочие чертежи разрабатывают, как правило, на все детали, входящие в состав изделия.

На чертежах деталей указывается минимальное, но понятное количество видов, сечений, разрезов, дающих полное представление о форме детали. Указываются все размеры, необходимые для изготовления детали (рис. 3) или выполнения соединения (рис. 4).

При оформлении чертежей деталей из таких материалов, как дерево, металл, стекло и др., существуют некоторые отличия и особенности. Например, если из стекла выполняется деталь в виде столешницы, у которой кромки ничем не закрываются, а только обрабатываются, целесообразно на чертеже указывать отклонение от параллельности и(или) перпендикулярности для точного изготовления детали.

Рисунок 3 – Чертеж детали из древесины

Рисунок 4 – Обозначение клеевого соединения деталей на чертеже

Допускается не выполнять чертежи:

На детали, изготовляемые из фасонного или сортового материала отрезкой под прямым углом, из листового материала отрезкой по окружности, в том числе с концентрическим отверстием или по периметру прямоугольника без последующей обработки;

Одну из деталей изделия в случаях, указанных в требованиях к выполнению отдельных видов сборочных чертежей;

Детали изделий с неразъемными соединениями (сварных, паяных, клепаных, склеенных, сбитых гвоздями и т. п.), являющихся составными частями изделий единичного производства, если конструкция такой детали настолько проста, что для ее изготовления достаточно трех-четырех размеров на сборочном чертеже или одного изображения такой детали на свободном поле чертежа;

Детали изделий единичного производства, форма и размеры которых (длина, радиус сгиба и т. п.) устанавливаются по месту, например: отдельные части ограждений и настила, отдельные листы обшивки каркасов и переборок, полосы, угольники, доски и бруски, трубы и т. п.;

Покупные детали, подвергаемые антикоррозионному или декоративному покрытию, не изменяющему характер сопряжения со смежными деталями.

Необходимые данные для изготовления и контроля деталей, на которые не выпускают чертежи, указывают на сборочных чертежах и в спецификации.

На чертежах деталей и в спецификации условные обозначения материала должны соответствовать обозначениям, установленным стандартами на материал. При отсутствии стандарта его обозначают по техническим условиям.

Допускается в условном обозначении материала не указывать группу точности, плоскостность, вытяжку, обрезку кромок, длину и ширину листа, ширину ленты и другие параметры, если они не влияют на эксплуатационные качества изделия (детали). При этом общая последовательность записи данных, установленных стандартами или техническими условиями на материалы, должна сохраняться.

В основной надписи чертежа детали указывают не более одного вида материала. Если для изготовления детали предусматривается использование заменителей материала, то их указывают в технических требованиях чертежа или технических условиях на изделие.

Если форма и размеры всех элементов определены на чертеже готовой детали, развертку (изображение, длину развертки) не приводят.

Когда изображение детали, изготовляемой гибкой, не дает представления о действительной форме и размерах отдельных ее элементов, на чертеже детали помещают частичную или полную ее развертку. На изображении развертки наносят только те размеры, которые невозможно указать на изображении готовой детали.

Номера позиций

На сборочном чертеже все составные части сборочной единицы нумеруют в соответствии с номерами позиций, указанными в спецификации этой сборочной единицы. Номера позиций наносят на полках линий-выносок, проводимых от изображений составных частей.

Номера позиций указывают на тех изображениях, на которых соответствующие составные части проецируются как видимые, как правило, на основных видах и заменяющих их разрезах.

Номер позиций располагают параллельно основной надписи чертежа вне контура изображения и группируют в колонку или строчку по возможности на одной линии.

Номер позиций наносят на чертеже, как правило, один раз. Допускается повторно указывать номера позиций одинаковых составных частей.

Размер шрифта номеров позиций должен быть на один-два номера больше, чем размер шрифта, принятого для размерных чисел на том же чертеже.

Масштаб чертежей

При выполнении чертежа обязательно применение масштаба. Рекомендуется использовать следующие масштабы:

Масштабы уменьшения – 1:2, 1:2,5; 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000;

Натуральная величина – 1:1;

Масштабы увеличения – 2:1, 2,5:1, 4:1, 5:1, 10:1, 20:1, 40:1, 50:1, 100:1.

Клеевые соединения

Склеиванием соединяют детали из однородных и разнородных материалов. Различают природные и синтетические клеи, клеи холодного и горячего отверждения.

Технология создания клеевых соединений состоит:

Из подготовки склеиваемых поверхностей деталей путем очистки их от пыли;

Обезжиривания и образования шероховатой поверхности;

Нанесения клея на поверхности и сборки деталей соединения;

Выдержки соединения при требуемых давлении и температуре.

Клеевые соединения обладают рядом достоинств:

Возможностью соединения деталей из разнородных материалов, в том числе из тонколистовых, не поддающихся сварке и пайке;

Герметичностью, обеспечиваемой непрерывной клеевой пленкой;

Высокой коррозионной стойкостью;

Хорошим сопротивлением усталости.

К недостаткам клеевых соединений относят:

Низкую прочность при неравномерном отрыве (отдире);

Ограниченную теплостойкость;

Зависимость прочности соединения от сочетания материалов склеиваемых деталей, температуры склеивания и условий работы соединения;

Требование точной пригонки поверхностей склеиваемых деталей.

В зависимости от конструкции изделия и назначения клеевые швы испытывают различные нагрузки.

Конструкции клеевых соединений аналогичны паяным. Зазоры в нахлесточных и стыковых соединениях образуются вследствие прижатия деталей в процессе склеивания. В зависимости от вязкости клея зазоры составляют 0,05…0,10 мм, для клеев с наполнителями – 0,10…0,20 мм.

На рис. 6 представлен пример обозначения клеевого соединения на чертеже по ГОСТ. Допускается указывать обозначение клея, размеры клеевого шва в технических требованиях чертежа. В этом случае на самом чертеже изображается стрелка с условным обозначением клеевого шва.

Рисунок 6 – Клеевое соединение на шканты круглые вставные:

размеры по чертежу, толщина слоя клея определена указанной посадкой

При проектировании изделий необходимо руководствоваться грамотным выбором посадок, которые могут быть с зазором, с натягом или переходными. От правильного выбора зависит надежность соединения и изделия, долговечность, износостойкость, экономичность и т. п. Посадки широко применяются в конструкционных материалах – металлах и сплавах, пластмассах, древесине. Большое разнообразие посадок применяется в соединениях металлических деталей.

Точность обработки изделий

Под точностью обработки понимают степень соответствия изготовленной детали чертежу и техническим условиям. Ее характеризуют такими параметрами, как точность размеров, точность формы и шероховатость поверхности. На практике точность обработки определяют отличием (погрешностью), т. е. отклонением параметров готовых деталей от заданных величин. От точности обработки зависят взаимозаменяемость деталей, прочность их соединений, удобство сборки и качество изделий и конструкций.

Взаимозаменяемость – это свойство изготовленных деталей обеспечивать сборку их в изделия без дополнительной подгонки. Взаимозаменяемость достигается при строгом соблюдении действующей системы допусков и посадок.

Допуском называют разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютную величину алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями.

МБОУ Знаменская СОШ №1 Минусинский район Красноярский край Урок технологии в 6 классе: «ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ» Учитель технологии Витютнев Николай Анатольевич Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов Чем отличается дизайн от инженерного проектирования? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Попробуем ответить вместе:

  • Дизайнер ищет гармонию функции и формы в соответствии с особенностями человеческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора.
  • Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:
  • назначение - способность удовлетворять определённую потребность человека;
  • например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звука;
  • коммуникативная функция вещи - как бы коллективное сообщение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
  • декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность и другие функции.
Попробуем ответить вместе: Если инженерное проектирование даёт конструктивное решение вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определённую самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект. Практическая работа

Практическая работа

«Точение детали по чертежу и технологической карте»

Вам потребуются:

токарный станок с набором инструментов: чертёж детали и технологическая карта на её изготовление; заготовка, стамеска желобчатая полукруглая, линейка, карандаш, шило, шлифовальная шкурка.

Правила безопасности:

1. Не включайте станок без разрешения учителя

2. Надёжно крепите заднюю бабку станка.

3. Проверьте, имеет ли заготовка трещины.

4. Надёжно крепите заготовку.

5. Перед работой на токарном станке подготовьте рабочее место: уберите всё лишнее со станка и вокруг него, разложите только необходимые инструменты и приспособления.

6. Проверьте рабочий инструмент: ручки стамесок должны быть прочно насажены и не иметь трещин.

Практическая работа

  • 7. Заправьте одежду. Застегните все пуговицы. Длинные волосы уберите под головной убор
  • 8. Перед пуском станка наденьте защитные очки.
  • 9. В процессе точения периодически останавливайте станок и поджимайте деталь задним центром, устраняя зазоры.
  • 10. Периодически, по мере точения поверхности, при остановках станка подводите подручник к поверхности заготовки на 2-3 мм, проворачивайте заготовку вручную на 2-3 оборота и надёжно крепите подручник.
  • 11. Во время работы не отвлекайтесь, не отходите от станка.
  • 12. Все операции по настройке проводите только при отключенном и остановленном станке.
  • 13. Не обрабатывайте деталь вблизи трезубца.
  • 14. Не останавливайте заготовку руками.
  • 15. Обо всех неисправностях сообщайте учителю.
Чтение чертежа
  • Прочитать эскиз или чертёж - это, значит, представить себе устройство детали и выяснить все данные, необходимые для её изготовления.
  • Читать эскиз или чертёж можно в такой последовательности. Сначала найти в правом нижнем углу эскиза название детали и выяснить, из какого материала её надо изготовить. Затем рассмотреть изображение детали, представить её форму, выяснить габаритные размеры. После этого найти на изображении все элементы детали, представить их форму и установить размеры. И в заключение изучить технические требования, указанные на чертеже.
Элементы детали Порядок выполнения работы Порядок выполнения работы
  • 1. Прочтите чертёж и технологическую карту на изготовление цилиндрической детали (или изделия для своего проекта).
  • 2. Выберите заготовку и спланируйте работу с ней под руководством учителя.
  • 3. Разметьте, подготовьте и установите заготовку на токарном станке.
  • 4. Выберите и проверьте режущие инструменты.
  • 5. Выполните черновое точение желобчатой стамеской, зачистку - шлифовальной шкуркой. Точите только с разрешения и под контролем учителя!
  • 6. Снимите заготовку. Проверьте размеры и шероховатость поверхностей обработанной детали.
Технологическая карта Технологическая карта Изменение формы предмета. Деформация, как процесс изменения формы тела под действием приложенной силы. Сила физическая величина, которая характеризует действие одного тела на другое. Виды деформации в процессе точения: в первый момент происходит сжатие материала, затем сдвиг и срез волокон древесины. В результате возникновения этих деформаций снимается стружка. Сущность процесса точения Объясняется на основе физических понятий: вращательное движение заготовки и поступательное движение резца вызывают деформацию материала заготовки и снятие стружки. Разметка - ответственная операция от её точности зависит качество получаемого изделия, а также количество расходуемого материала; некачественная разметка может сделать невозможной сборку изделия из-за несоответствия размеров стыкуемых деталей; это приводит к большим потерям материалов и рабочего времени, снижению производительности труда; Вывод: профессия разметчика на производстве является очень важной и ответственной Точение древесины Установить причины нагрева резца и детали при обработке древесины. Определить способы теплопередачи. Нагрев резца и заготовки в результате теплопроводности; охлаждение – в результате конвекции. Правила безопасности
  • Осторожно обращаться с резцами как имеющими острое лезвие.
  • Перед включением станка убедиться, что он исправен и имеется защитный кожух, а инструмент правильно заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.
  • Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков и прочно закреплена на станке.
  • Работать надо в защитных очках, в рабочей одежде и застёгнутыми рукавами, в головном уборе.
  • Во время работы станка запрещается измерять заготовку, перемещать подручник и чистить станок.
  • Удерживать резец при точении нужно только двумя руками.
Итог урока:
  • Оценить ответы и работу учащихся
  • Провести уборку помещения мастерской
Чертёж ручки для напильника

Спасибо за внимание

Слайд 2

Цель урока:

  • Изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
  • Оборудование: образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями, наборы «Конструктор»
  • Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.
  • Тип урока: комбинированный.
  • Слайд 3

    Беседа по вопросам

    • Что же такое чертёж детали?
    • Какие виды изображений, кроме чертежа, применяют при разработке конструкции изделий?
    • Что такое эскиз? Технический рисунок?
    • Какие чертежи называются сборочными?
  • Слайд 4

    Технический рисунок «Кормушка для птиц»

  • Слайд 5

    Чертёж детали «Разделочная доска»

    Как вы считаете? Какие размеры необходимые для изготовления данного изделия отсутствуют на чертеже?

    Слайд 6

    Сборочный чертёж

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Сборочный чертёж угольника

  • Слайд 9

    Чтение сборочного чертежа

    Чтение сборочного чертежа начинают с изучения содержания основной надписи и спецификации

    Слайд 10

    Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем мудрые мысли»

    • Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.Аристотель
    • Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.Н. Г. Чернышевский
  • Слайд 11

    «Читаем и обсуждаем мудрые мысли»

    • Истинное сокровище для людей - умение трудиться.Эзоп
    • Только труд даёт право на наслаждение жизнью.Н. А. Добролюбов
  • Слайд 12

    Изложение программного материала

    • В технологии очень важно, если не главное, - разработать совершенную техническую конструкцию.Конструктивное решение вещивыполняет инженерное проектирование.
    • Конструирование – это разработка конструкции изделия.
    • Конструкция – строение, устройство, взаимное расположение частей какого-либо предмета, определяющееся его назначением.
  • Слайд 13

    Конструирование

    Конструирование - это сложный и многооперационный технологический процесс, который включает в себя:

    • зрительное представление изделия;
    • составление эскизов, технических рисунков, чертежей;
    • подбор необходимого материала;
    • изготовление опытного образца;
    • испытание на прочность и работоспособность;
    • устранение недостатков
  • Слайд 14

    При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:

    • Прочное – способность изделия воспринимать определённые нагрузки, не разрушаясь.
    • Надёжное – способность изделия выполнять заданное назначение при сохранении основных характеристик.
    • Технологичное – соответствие изделия требованиям экономичной технологии его изготовления.
    • Экономичное – соответствие изделия наименьшим затратам труда и материалов при его изготовлении.
    • При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходимо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.
  • Слайд 15

    Давайте посмотрим примеры разметки изделий

  • Слайд 16

    Примеры разметки изделий

  • Слайд 17

    Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему?

  • Слайд 18

    Принципы конструирования:

    Чтобы получить модное, красивое, удобное и безопасное в эксплуатации изделие конструктору приходиться рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований:

    • удобство пользования;
    • максимальное соответствие условиям эксплуатации;
    • создание гармоничной целостной формы, высоких эстетических качеств.
  • Слайд 19

    Конструирование

    • Совокупность всех свойств изделия определяет его качество.
    • Качественное изделие является прочным, надёжным в работе, длительное время не требует ремонта, на него затрачено немного материалов.
  • Слайд 20

    Моделирование

    • Одним из приёмов конструирования является моделирование.
    • Моделирование – это процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета.
    • Модель – уменьшенная или увеличенная копия изделия, предназначенная для показа его устройства и принципа действия.
  • Слайд 21

    Создаётся модель, как и настоящее изделие по эскизам, техническим рисункам и чертежам.

    Слайд 22

    Вариативность и дизайн

    • Вариативность – изменение отдельных элементов изделия при сохранении его основы в целях наиболее удачного решения конструкторской задачи.
    • Вариативность присуща дизайну изделия – его конструкции и внешнему виду («дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок»).
  • Слайд 23

    Варианты разделочной доски

  • Слайд 24

    Варианты подставки для карандашей

  • Слайд 25

    Слайд 26

    Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов

  • Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    Чем отличается дизайн от инженерногопроектирования?

  • Слайд 30

    Попробуем ответить вместе:

    Дизайнер ищет гармонию функции и формы в соответствии с особенностями человеческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора.

    Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:

    • назначение - способность удовлетворять определённую потребность человека;
    • например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звука;
    • коммуникативная функция вещи - как бы коллективное сообщение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
    • декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность и другие функции.
  • Слайд 31

    Если инженерное проектирование даёт конструктивное решение вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определённую самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.

    Слайд 32

    Практическая работа

    «Точение детали по чертежу и технологической карте»

    Вам потребуются:

    • токарный станок с набором инструментов: чертёж детали и технологическая карта на её изготовление; заготовка, стамеска желобчатая полукруглая, линейка, карандаш, шило, шлифовальная шкурка.

    Правила безопасности:

    1. Не включайте станок без разрешения учителя
    2. Надёжно крепите заднюю бабку станка.
    3. Проверьте, имеет ли заготовка трещины.
    4. Надёжно крепите заготовку.
    5. Перед работой на токарном станке подготовьте рабочее место: уберите всё лишнее со станка и вокруг него, разложите только необходимые инструменты и приспособления.
    6. Проверьте рабочий инструмент: ручки стамесок должны быть прочно насажены и не иметь трещин.
  • Слайд 33

    1. Заправьте одежду. Застегните все пуговицы. Длинные волосы уберите под головной убор
    2. Перед пуском станка наденьте защитные очки.
    3. В процессе точения периодически останавливайте станок и поджимайте деталь задним центром, устраняя зазоры.
    4. Периодически, по мере точения поверхности, при остановках станка подводите подручник к поверхности заготовки на 2-3 мм, проворачивайте заготовку вручную на 2-3 оборота и надёжно крепите подручник.
    5. Во время работы не отвлекайтесь, не отходите от станка.
    6. Все операции по настройке проводите только при отключенном и остановленном станке.
    7. Не обрабатывайте деталь вблизи трезубца.
    8. Не останавливайте заготовку руками.
    9. Обо всех неисправностях сообщайте учителю.
  • Слайд 34

    Чтение чертежа

    • Прочитать эскиз или чертёж - это, значит, представить себе устройство детали и выяснить все данные, необходимые для её изготовления.

    Читать эскиз или чертёж можно в такой последовательности. Сначала найти в правом нижнем углу эскиза название детали и выяснить, из какого материала её надо изготовить. Затем рассмотреть изображение детали, представить её форму, выяснить габаритные размеры. После этого найти на изображении все элементы детали, представить их форму и установить размеры. И в заключение изучить технические требования, указанные на чертеже.

    Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придется работать. Поэтому, сразу необхо­димо определить основные параметры и ограничения предполагаемо­го изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями.

    Очевидно, не стоит "заново изобретать велосипед". Это беспо­лезная и никому не нужная работа. Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то свое, новое, оригинальное, неповторимое, опираясь при этом на уже имеющееся, с учетом качества и современ­ности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект

    Тема : Конструирование и изготовление изделий из древесины.

    Цель : создать условия для формирования умений и навыков при конструировании изделий из древесины;

    Воспитывать у учащихся самостоятельность, настойчивость в достижении цели, способность к творчеству;

    Способствовать развитию воображения, технического творчества.

    Объект труда : угольник столярный.

    Оборудование : верстак, заготовки, линейка, карандаш, угольник, стамеска, киянка, рубанок, рашпиль, шлифовальная шкурка.

    Ход урока .

    1. Организационный момент.

    Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, назначение дежурных по мастерской.

    Сообщение темы и цели урока.

    1. Изложение нового материала.

    Что вы понимаете под термином «конструирование»?

    (выслушиваются предположительные ответы)

    Конструирование - это разработка конструкции изделия.

    Под конструкцией понимают устройство (изделие) с определенным взаимосвязанным расположением его частей, способов их соединения и взаимодействия.

    Любому процессу конструирования предшествует подготовительный этап.

    Подготовительный этап.

    1. Возникновение проблемы.

    Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же, возникновение проблемы. Перед учеником ее может поставить учитель, а может определить ее и он сам. Посмотрим вокруг: с какими трудностями сталкивается он, его близкие, друзья, окружающие люди? Чем он может помочь себе и им. Какие умения и навыки хочет развить в себе? Когда он ответит на эти и подобные им вопросы, то поймет, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.

    2. Выявление основных параметров и ограничений.

    Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придется работать. Поэтому, сразу необходимо определить основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями.

    3 . Миниисследование (выявление традиций, истории, тенденций)

    Очевидно, не стоит "заново изобретать велосипед". Это бесполезная и никому не нужная работа. Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то свое, новое, оригинальное, неповторимое, опираясь при этом на уже имеющееся, с учетом качества и современности. Данное исследование поможет в этом.

    4. Сравнительный анализ.

    Для анализа подбирают конструкции, одинаковые по назначению и различные по устройству. Сравнивая конструкции между собой и сопоставляя с возможными условиями их изготовления и применения, выбирают лучшую. В анализ (например, приспособлений) входят критерии оценки совершенства конструкции, производительности труда, качества продукции, безопасности работы и, применительно к учебным мастерским, учебно-воспитательного воздействия на учащихся.

    Совершенство конструкции определяется числом деталей и подвижных соединений, наличием унифицированных деталей, простотой изготовления и обслуживания. Если результаты применения одинаковы, лучшей считается конструкция, которая содержит меньше деталей и подвижных соединений. Предпочтительнее конструкция при прочих равных качествах, имеющая меньше деталей, большая часть которых унифицирована.

    Основные требования к проектированию изделий

    Технологичность позволяет производить изделие на универсальном оборудовании легко и без излишних затрат. Технологичной считается деталь, изготовленная с наименьшими затратами труда, например только механической обработкой. Нетехнологичными считаются детали, конструкции которых требуют ручной обработки, хотя можно было бы обойтись и без нее.

    Экономичность требует производства изделия с наименьшими затратами, получением наибольшей прибыли при эксплуатации изделия или реализации технологии. Экономичность противоречит точности детали или изделия. Чем выше точность, тем больше времени, энергии, человеческих сил потребуется на изготовление детали, тем дороже она будет. Поэтому точность изготовления должна быть такой, чтобы деталь не стоила слишком дорого.

    Эргономика (отрасль науки, изучающая человека и его деятельность в условиях производства) предусматривает изготовление такого изделия, которое бы обслуживалось человеком с наименьшими затратами его энергии, движений, сил, было бы удобным в использовании.

    Безопасность предусматривает создание и эксплуатацию изделий без нарушения жизнедеятельности человека. При использовании готового изделия должна исключаться возможность травматизма.

    Экологичность проекта заключается в изготовлении и эксплуатации изделий без нанесения вреда окружающей среде.

    Этапы конструирования

    1. Выполнение набросков, рисунков.

    Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия. У разработчика (конструктора) в ходе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его художественному оформлению - дизайну.

    2. Выполнение эскизов, чертежей. При подготовке рабочих чертежей, конструктор решает вопросы подбора материалов с учетом их оптимальной работоспособности, свойств; определения величин нагрузок, действующих на детали, узлы; производит расчет размеров деталей.

    Таким образом, сам процесс конструирования предполагает самостоятельную мыслительную работу по определению формы каждой детали, наиболее соответствующей ее назначению и возможности изготовления (технологичности) в зависимости от того, будет ли производство единичным или серийным.

    При конструировании изделий, состоящих из нескольких деталей, определяют способы их соединения и взаимодействия, порядок обработки и сборки, т. е. осуществляют планирование и осмысливание предстоящей работы.

    Занятия по конструированию способствуют активизации умственной деятельности, развивают наблюдательность, помогают сознательно усваивать учебный материал, ускоряют формирование трудовых навыков.

    Будущий учитель труда обязан овладеть конструированием изделий, умениями руководить юными конструкторами.

    III. Практическая работа.

    Задание:

    1) сконструируйте несколько вариантов столярного угольника из древесины;

    2) выполните технический рисунок лучшего варианта вашего столярного угольника и чертежи его деталей;

    3) продумайте, будет ли ваше изделие обладать достаточной прочностью, надежностью; будет ли оно технологичным;

    4) изготовьте столярный угольник.

    Инструктаж по технике безопасности:

    1) Необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом.

    2) Следует надежно закреплять заготовки в зажимах верстака.

    3) Следует быть осторожным при работе со стамеской.

    4) Нельзя сдувать стружки и сметать их рукой, следует пользоваться щеткой-сметкой.

    Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

    Возможные ошибки:

    Несоответствие размеров размеченных заготовок, необходимость подгонки; причины: неточность измерительного инструмента, несоблюдение приемов разметки или неаккуратность, невнимательность работающего.

    IV. Заключительная часть урока.

    Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

    Домашнее задание:

    повторить пройденный материал;

    Уборка рабочих мест.