Можно ли исправить почерк? или Чудеса в нашей жизни. Причины плохого почерка у ребенка: нейропсихология

В данной статье говориться о том, как формируется почерк у школьников, каковы причины плохого почерка и соответственно с помощью каких методик можно его скорректировать.

КОРРЕКЦИЯ ПОЧЕРКА У ШКОЛЬНИКОВ И МЕТОДИКИ ЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ

Выполнила: учитель-логопед Юнаковская Е.А.

Навыки письма приобретаются детьми с большим усилием. В самом начале этот процесс кажется сложным, кропотливым. Руки устают, а буквы и слова получаются совсем не как у взрослых: коряво, некрасиво, нескладно. Всем детям письмо дается по-разному. Одни в скором времени начинают писать быстро, каллиграфично, а у других возникают трудности. Если вовремя не провести коррекцию почерка, он так и останется корявым, нескладным на всю жизнь. Задача его исправления должна волновать педагогов, самих детей и их родителей. Проблема с почерком - самая распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у детей недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук.

  1. Когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять- какую из них имел ввиду пишущий.
  2. Когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а», из-за этого они похожи как братья-близнецы.
  3. Когда строка в тетради -понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней.
  4. Когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное.
  5. Когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются «дырки» в тетради.

Каковы причины проблем с почерком у ребенка?

  • Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков.
  • Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ноге, ловко подбрасывать и ловить мяч, часто спотыкается и наталкивается на предметы. Возникает вопрос, как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может управлять руками и ногами, это непременно скажется на процессе письма.
  • Отсутствие понимания ребенком понятий «право», «лево», «верх», «низ»- нарушение пространственного восприятия. Еще почерк может быть «некрасивым» при общем плохом самочувствии ребенка, например, после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний и еще из-за чрезмерных нагрузок.
  • Еще очень сильное влияние на почерк оказывают негармоничные отношения внутри семьи. Бывают случаи выравнивания почерка после того, как улучшаться отношения с родителями.

Как исправить плохой почерк у ребенка: советы родителям

  1. Прежде чем вы приступите к занятиям по исправлению почерка, убедите ребенка в том, что эти занятия необходимы. Объясните ему, что плохой почерк может стать причиной многих проблем и недоразумений в школьной и взрослой жизни, можете рассказать несколько жизненных историй об этом.
  2. Начать занятия по исправлению почерка лучше с отработки написания определенных букв, с которыми возникают сложности.
  3. Следите, чтобы во время занятий ребенок правильно сидел, не налегал на стол, чтобы он правильно держал ручку, не сильно давил на нее, ведь часто проблемы с почерком возникают именно из-за того, что ребенок неправильно сидит или держит ручку.
  4. Выделяйте для уроков по исправлению почерка каждый день по полчаса. Эти занятия должны проходить в отдельное от подготовки уроков время.
  5. Купите специальную тетрадь с упражнениями для занятий. Ни в коем случае не заставляйте ребенка писать много.
  6. Задания должны быть веселые, интересные для малыша, они должны быть направлены на развитие моторики рук и зрительной памяти. Упражнения для исправления почерка
    1. Выполняйте упражнения перед письмом и после.

Упражнение 1.

  1. Ребенок кладет ладошки на стол, по очереди поднимает и опускает каждый палец над столом, переходя с одной руки на другую. Потом на обеих руках поочередно поднимает одинаковые пальцы.

Упражнение 2

  1. Разложите на столе несколько карандашей или ручек. Пусть ребенок попробует собрать все карандаши в кулак, при помощи одной руки, а затем второй. Когда все карандаши будут собраны, их нужно вернуть на стол, опять только одной рукой.

Упражнение 3

  1. Малыш должен зажать карандаш между указательным и средним пальцем. Пусть попробует нарисовать, какие-нибудь фигуры, не сгибая ладонь, и фиксируя положение карандаша.

Упражнение 4

  1. Возьмите теннисный мяч (или другой подобного размера), пусть ребенок положит его в ладони и распрямит их. Мячик нужно катать вперед и назад, по кругу, не сгибая ладонь.

Упражнение 5

  1. Вспомните популярную детскую считалочку «Мы читали, мы писали». Ее нужно делать, если ребенок начинает жаловаться на усталость рук и пальцев. Движения могут быть произвольными, главное включите сжимание и разжимание кулачков и вращения кистью.

Если такие занятия проводить с ребенком регулярно, то скоро его почерк начнет исправляться, ведь руки ребенка станут более тренированными благодаря письменным упражнениям. Также нужно тренировать руки малыша не только с помощью письменных упражнений, еще хорошо помогут тренировки пальцев. Предложите ребенку собрать конструктор с мелкими деталями, сложить пазлы, сделать поделку из спичек, пуговиц и других мелких деталей, сделать картину из крупы . Девочку можно записать в кружок по бисероплетению, вязанию, вышиванию. Мальчика могу заинтересовать занятия по выпиливанию, выжиганию по дереву, ремонту.

Успехов вам в исправлении почерка!!!

Во взаимосвязи почерка и успеваемости по школьным предметам помогла разобраться заместитель директора по учебной работе в начальных классах ГУО «Гимназия №4 г. Витебска» Наталья Каличёнок.

– Влияет ли плохой почерк на успеваемость школьника?

– Ответ на данный вопрос не может быть однозначным. Заставляя ребенка писать красиво, мы забываем, что каллиграфия – это особый вид изобразительного искусства. Иметь идеальный почерк дано не каждому. Но для начала нужно понять, что, собственно, вас беспокоит – просто некрасиво написанные слова или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы?

С одной стороны, если вы переживаете исключительно из-за красоты, то беда не так велика. Самое главное – чтобы слова нормально читались и в тексте не было грамматических ошибок. С другой стороны, некрасивый почерк действительно может стать причиной неуспеваемости многих детей. В начальной школе отметки снижают в зависимости от количества исправлений в соответствии с нормами аттестации. Затем пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить.

Кроме того, ребенок, который некрасиво и неаккуратно пишет, часто делает это медленнее других, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает плохие отметки. В результате даже самый умный ребенок может превратиться в двоечника.

– Можно ли исправить почерк, например, в подростковом возрасте? Если да, то что для этого следует делать?

– Плохой почерк нужно исправлять, и это требует регулярных упражнений. Чем раньше начать его совершенствовать, тем лучше пойдет процесс. Младшего школьника можно быстрее научить новому, и он будет охотнее исправлять свои ошибки. Коррекция почерка поможет ребенку быть более усердным, внимательным, а эти качества пригодятся в дальнейшей школьной жизни. Но, прежде всего, важно выявить причину плохого почерка.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног, неподходящие пишущие ручки. Успешность письма во многом определяется созданием оптимальных гигиенических условий: подбор мебели, посадка, направление освещения, оптимальность формы ручки, продолжительность беспрерывного письма и т. д.

Причина №2. Неправильное положение тетради на парте.

Причина №3 . Плохо развита мелкая моторика рук.

Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия. Обычно данная проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Очень часто родители, видя, что ребенок путает буквы или что они «зависли в воздухе», заставляют его переделывать одно и то же по сто раз! Но многократное переписывание здесь не поможет.

Причина №5. Особенности мозговой организации. Многие считают, что отвратительный почерк – всего лишь следствие невнимательности, несобранности и лени. Но это не так. Самый главный орган, отвечающий за письмо, – не рука, а голова. Для того чтобы научиться писать, необходима не только взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в систему знаков.

Поэтому проблемы, связанные с овладением письменной речью, могут сигнализировать о нарушениях работы мозга. Чаще всего это не серьезные патологии, а некие индивидуальные особенности ребенка. Например, трудности могут испытывать левши (особенно переученные), а также люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Однако все это, как правило, легко преодолимо.

Есть гораздо более серьезная проблема – дисграфия, которая может сопровождаться дислексией – сложностями при восприятии печатного текста. Причина дисграфии и дислексии – нарушение нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга. Почерк дисграфика – не просто ужас, а ужас-ужас! Кривые строчки и корявые буквы – еще полбеды.

Слова могут быть написаны в зеркальном отражении, буквы перепутаны или пропущены, расстояние между словами неравномерное, большое количество ошибок, помарок и исправлений. Но при этом дислектики и дисграфики зачастую оказываются гораздо умнее других детей.

Многие специалисты считают, что если люди, успешно сочетающие работу обоих полушарий мозга, имеют двухмерное зрение, то восприятие дислектиков и дисграфиков трехмерное. Но, обладая этим уникальным качеством, они в большинстве случаев не умеют им пользоваться. Вообще из них вырастают либо гении (например, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен были дисграфиками), либо не уверенные в собственных силах люди.

Дисграфия – серьезная проблема, мешающая нормальной учебе и напрямую связанная с особенностями работы мозга. Поэтому внимательным родителям и педагогам необходимо своевременно показать ребенка и его тетрадь специалистам – логопеду, психологу.

– Есть ли какие-то методики или упражнения для улучшения почерка?

Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка, достаточно много. Различные техники рисования, штриховка, рисование фигуры по точкам, лепка, игра с мелкими деталями (конструктор, плетение, вязание) и т. д.

Письмо шариковой ручкой предполагает постоянное мышечное напряжение, поэтому возьмите за правило покупать ее непременно с ребенком. Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу. Дома удобнее тренироваться карандашом, фломастером, гелевой ручкой. Учащихся 5 – 7-х классов вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро, как перьевая ручка.

Если ваше чадо неправильно соединяет и пишет определенные элементы, стоит обратить внимание именно на их отработку. Пользуйтесь калькой. Кладите кальку поверх страницы. Ребенку нужно обвести образец, написать еще два раза, а потом уберите кальку, и пусть он перепишет все в чистовик. Таким образом, рука привыкает выводить красивые буквы, а ваш ученик не сильно устает.

Еще можно использовать «зебру» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными с одинаковым интервалом друг от друга), который дети подкладывают под страницу тетрадки и по линиям выводят буквы: это поможет соблюдать одинаковый размер и наклон, улучшит каллиграфию.

Время, которое вы выделяете для работы по улучшению почерка, и количество тренировочных упражнений должны быть дозированными. Не перегружайте дочь или сына. Не стоит ожидать от ребенка положительных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты. Проверяя работу, старайтесь обращать внимание не на то, что не получилось, а наоборот – как те или иные слова или даже буквосочетания ребенок написал правильно и красиво.

В более старшем возрасте исправить положение дел поможет частое переписывание текстов в медленном темпе, объем которых нужно увеличивать по мере исправления неправильно или просто некрасиво написанных букв. Для переписывания выберите произведения любимых авторов-прозаиков.

Нудные тренировки превратятся в увлекательное занятие, если начать вести свой дневник или постоянно записывать интересные мысли, не забывая о красивом почерке.

Алеся Гришман.

Нередко у детей можно наблюдать плохой почерк. Для родителей это становится главной проблемой, и они ищут способы, которые помогут от нее избавиться. Необходимо ли это? Неудовлетворительный почерк также нередко встречается и у взрослых. Многие специалисты утверждают, что по нему можно определить характер человека. В нашей статье можно ознакомиться с фактами, которые связаны с почерком, а также выяснить, возможно ли его изменить.

Неудовлетворительный почерк у ребенка

Нередко плохой почерк у ребенка становится главной проблемой для его родителей. Каллиграфия - это искусство красивого письма. Стоит отметить, что писать каллиграфическим почерком может далеко не каждый. Чтобы овладеть таким письмом, необходимо регулярно тренироваться. В общеобразовательных учебных заведениях преподаватели делают упор не на каллиграфический почерк, а на его читаемость, аккуратность и привлекательность для окружающих.

Дети начинают учиться писать в возрасте 5-7 лет. Для этого сначала используются прописи. С годами тренировок ребенок старается писать быстрее. К признакам плохого почерка у ребенка можно отнести:

  • разные буквы, которые написаны одинаково;
  • неправильное соединение букв или слова, написанные с разрывом по слогам. Такое письмо выглядит непривлекательно, и его затруднительно прочесть;
  • слова, которые написаны не на строке, а над ней или под ней. Стоит отметить, что в некоторых случаях это может быть связано с плохим зрением у ребенка;
  • буквы отличаются по высоте;
  • наклон букв превышает 50 градусов.

Если в письме ребенка наблюдаются вышеперечисленные признаки, то его почерк считается плохим и подлежит корректировке.

С чем связано появление плохого почерка?

В том случае, если вы или ваш ребенок пишете неудовлетворительно, в первую очередь необходимо изучить основные причины плохого почерка. Благодаря этому можно в кратчайшие сроки избавиться от проблемы.

Наиболее распространенная причина неудовлетворительного почерка - это неестественное положение тела. Если плохое написание слов связано с неправильным наклоном, то оно вызвано именно дискомфортом при сидении. В таком случае для того, чтобы исправить неудовлетворительный почерк, потребуется занять правильную позу для письма. Осанка должна быть ровной, плечи - расправленными, а локти ни в коем случае не должны свисать со стола.

Проблемы с четкостью написания чаще всего связаны с неправильным расположением тетради. Она должна лежать под наклоном 10-15 градусов. Такое расположение позволяет правильно сидеть и быстро перемещать руку.

Нередко плохой почерк возникает из-за использования ручки низкого качества. При покупке важно обращать внимание на многие факторы. Оптимальная длина ручки - 15 сантиметров. Ее диаметр не должен превышать 7 миллиметров. Ее форма должна быть округлой. Желательно отказаться от использования ручек подарочного и рекламного типа.

Достаточно часто плохой почерк ребенка характеризуется наличием чересчур ломаных линий или же буквами, которые имеют разную высоту. Такая проблема связана с нарушением в развитии мелкой моторики. Для ее устранения необходимо уделять ребенку большое количество времени, а именно делать поделки и играть в пальчиковые игры.

Еще одна проблема - несоблюдение интервала. Ее возникновение связано с низким уровнем развития пространственного восприятия. Как правило, такая проблема не является серьезной и со временем проходит без посторонней корректировки. В таком случае не нужно заставлять ребенка переписывать плохо написанный текст несколько раз. В нашей статье описаны основные рекомендации, которые позволяют понять, как исправить плохой почерк. Стоит отметить, что во взрослом возрасте перечисленные советы чаще всего неэффективны, а изменить манеру письма почти невозможно.

Известные личности с плохим почерком

Графологи утверждают, что, анализируя почерк, можно рассказать о человеке больше, чем он сам о себе знает. Доказать это достаточно трудно. Особый интерес у специалистов вызывает почерк известных личностей. Более подробную информацию о них вы можете найти в нашей статье.

Автор "Превращения" - - имел весьма неразборчивый и неаккуратный почерк. Специалисты утверждают, что это связано с его душевными переживаниями. Найдены его личные дневники, которые переполнены самоосуждением и неуверенностью в себе.

Еще одна известная личность, которая имела плохой почерк, - это Элвис Пресли. Он считается одним из самых противоречивых персонажей в музыке. Иногда он совершал неожиданные поступки. Однажды, приобретая в автосалоне более 10 лимузинов, он подарил один из них незнакомому человеку. Специалисты утверждают, что почерк Элвиса Пресли такой же непоследовательный, как и он сам.

Наполеон Бонапарт менял свой почерк на протяжении всей жизни. С каждым годом его письмо становилось запутаннее и неразборчивее. Для того чтобы расшифровать его записи, специалистам пришлось потрудиться.

Неудовлетворительный почерк у врачей

О чем свидетельствует плохой почерк у врачей? Об этом хотя бы однажды задумывались многие. Удивительно, но неразборчивый почерк - это отличительная черта врачей всего мира. Нередко записи в медицинской карте почти невозможно разобрать самостоятельно. Известно множество случаев, когда неразборчивый почерк стал причиной неправильно выданных лекарственных препаратов. Некоторые из них закончились летальным исходом.

Плохой почерк у врачей возникает из-за необходимости быстро писать. Мало кто задумывается, но на прием одного пациента специалист должен потратить не более 10-15 минут. За это время он должен успеть не только тщательно осмотреть больного и поставить диагноз, но и сделать запись в его медицинской карте и специальных бланках. Все нюансы должны быть записаны в полном объеме.

Известны случаи, когда врачи участвуют в судебных разбирательствах из-за того, что диагноз был записан неразборчиво. В таком случае специалист будет обязан выплатить штраф. В зависимости от тяжести врачебной ошибки он также может быть осужден и отстранен от работы.

О чем может рассказать плохой почерк?

О чем говорит плохой почерк человека? Может ли он рассказать об особенностях характера? Это и многое другое вы можете найти в нашей статье.

Графологи утверждают, что благодаря почерку можно выяснить особенности характера того или иного человека. Именно он может рассказать о многом. Люди, которые имеют детский и чересчур крупный почерк, отличаются доверчивостью, мягкостью, непрактичностью и чувственностью. В том случае, если буквы чрезмерно сжатые, человек расчетлив и консервативен.

Еще один признак плохого почерка - неправильный наклон букв. Он может свидетельствовать о том, что человек не умеет контролировать свои эмоции. Неразборчивый почерк присущ скрытым личностям, которые не желают открываться посторонним людям.

Удивительно, но каллиграфический почерк, который многие желают иметь, свидетельствует о том, что человек сильно подвержен чужому мнению. Как правило, они не имеют своей точки зрения.

Изменить почерк - изменить характер?

Немалое количество людей имеют плохой почерк. "Мозг работает быстрее, чем руки", - так объясняют его некоторые специалисты. Графологи утверждают, что все изменения в характере отражаются в почерке. При помощи его улучшения можно кардинально поменять свою жизнь, а именно справиться с ленью и стать более успешным. Для того чтобы изменить почерк, потребуется немалое количество времени и усилий. Однако без определенных знаний можно себе навредить. Именно поэтому для того, чтобы изменить свою судьбу при помощи почерка, рекомендовано проконсультироваться с графологом.

Сколько времени потребуется для устранения недостатков в почерке?

Для того чтобы самостоятельно изменить почерк, необходимо систематически тренироваться. Ежедневно потребуется уделять данному занятию не менее 20-30 минут. Сначала желательно тренироваться в тетрадях с косыми линиями. Писать необходимо вдумчиво, для того чтобы буквы получались аккуратными. Невозможно точно определить, через сколько дней изменится почерк. Одним потребуется несколько недель, а другим может быть недостаточно и года. Это зависит от регулярности тренировок и личных качеств человека.

Курсы каллиграфии

Многие люди желают изменить свой плохой почерк. Признак и причину его появления без труда смогут определить на курсах каллиграфии. Именно там при помощи специалистов можно в кратчайшие сроки изменить почерк. Существуют индивидуальные, групповые и дистанционные курсы. На них специалисты применяют наиболее эффективные методики обучения каллиграфическому письму. Все упражнения подбираются в индивидуальном порядке.

Подводим итоги

Писать красиво может далеко не каждый. Плохой почерк может быть связан с целым рядом причин. Своевременное их устранение поможет в кратчайшие сроки изменить свое написание букв. Сделать это можно как самостоятельно, так и при помощи специалистов. Некоторые графологи утверждают, что, изменив почерк, можно поменять свой характер и жизнь. Так ли это, неизвестно. Рекомендовано в первую очередь тщательно взвесить свое решение об изменении почерка и посоветоваться с опытным графологом.

Ваш юный школьник вот-вот перейдет в следующий класс, а каракули в его тетрадях до сих пор сложно разобрать ? Возможно, сложности с красивым написанием букв были и у вас в детстве, ведь многие из нас корпели над тетрадками по письму, переписывая упражнения так, чтобы было красиво.

Конечно, сейчас мы редко пишем что-то «от руки», разве что список продуктов, которые нужно купить в магазине, или записку ребенку, с напоминанием, что ему нужно взять с собой в школу - основная часть эпистолярного общения перешла в область компьютерного набора текста. Но это у взрослых, а что же делать ребенку, если учитель, проверяя его тетради, не понимает, что там написано, и снижает оценки за почерк?

В чем причина плохого почерка у ребенка и как с этим можно бороться, давайте попробуем понять в нашем сегодняшнем материале.

Обозначаем цель и средства

Откройте тетради своего любимого ученика. Что именно в написанном вас тревожит больше всего? Это может быть «грязь» в виде многочисленных помарок, наведений и перечеркиваний, наклон букв «вразнобой», перепутанные или пропущенные буквы. Выделите «цель» и начинаем работу!

Сразу оговоримся, что если слова нормально читаются и в тексте, написанном ребенком, нет серьезных грамматических ошибок , то вряд ли стоит переживать, возможно, почерк ребенка просто не дотягивает до определенных канонов перфекционистов-родителей. Конечно, приятно держать в руках тетрадку, страницы которой заполнены ровными и красивыми буквами, однако, разве мы любим своих детей за то, что они красиво пишут?

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Если ребенок при письме сильно давит на ручку, отвлекается, хочет побыстрее написать лишь бы как и заняться своими делами - все это является признаком повышенной тревожности, которая, безусловно, не делает детский почерк лучше. Однако школьные каракули вряд ли станут образцом для подражания, если над ребенком, как «дамоклов меч», будет стоять грозный родитель, отчитывающий за каждое неправильное соединение. И это вполне объяснимо, под воздействием подобного прессинга тревожность ребенка только увеличится, а вот вера в собственные силы - серьезно пострадает. Вспомните себя, иногда ответственное задание никак не получается, а подготовленное выступление стремится к провалу, потому что вы тушуетесь под грозным оценивающим взглядом руководителя, будучи даже абсолютно уверенным в своих знаниях и умениях. Что же можно говорить о ребенке, у которого взрослые таким «церберским» поведением формируют зажатость, комплекс неполноценности и абсолютную нелюбовь к письму как таковому. Помните, необходимым фактором для того, чтобы ребенок смог выработать красивый почерк является родительское терпение и понимание».

Итак, вооружаемся терпением и пониманием и начинаем тренировочные занятия.

Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка достаточно много, давайте остановимся на некоторых их них подробнее.

Укрепляем руку

Красивый почерк во многом зависит от твердости детской руки . Проблема плохого почерка, например, у первоклассника состоит именно в том, что у ребенка нет достаточной практики в работе руками и пальчиками.

Сделать руку твердой, пальчики более умелыми и выносливыми, а также выработать хороший и правильный нажим помогут:

  • различные техники ,
  • штриховка,
  • рисование фигуры по точкам,
  • игра с мелкими деталями (конструктор, мозаика).

При подготовке к школе советуем уделять больше внимания именно рисованию цветными карандашами, лепке платилина и штриховке, а не самостоятельному освоению чистописания. Эти занятия помогут укрепить детскую ручку и быстрее освоить красивое письмо.

Расслабляем руку

Малыш слишком сильно давит на ручку ? Необходим расслабляющий . И иногда не только рук или плечевого пояса, а и всего тела. В комплекс терапии могут входить расслабляющие ванны, аромотерапия, больше «обнимашек» в течение дня.

А еще постарайтесь вселять в ребенка как можно больше уверенности в безусловной родительской любви, сильный нажим говорит о внутренней тревожности. Чтобы расслабить тревожного малыша попробуйте тренироваться дома не в стандартных рабочих тетрадях, а в красивых удобных больших блокнотах с героями любимых мультфильмов. В такой компании ребенку будет легче расслабиться и проблемы с нажимом постепенно сойдут на нет.

Учим красоте

Еще один прием - прививаем школьнику восприятие красоты букв . Ведь в нашем компьютерном мире маленькому человеку с логическим складом ума достаточно сложно понять, зачем нужно красиво писать , эпистолярный жанр нынче не в моде.

Для этого возьмите лист формата А4 и пусть ребенок рисует во всю ширь сложные для него буквы, буквосочетания и по-разному раскрашивает их. Попробуйте собрать из таких красиво написанных букв какую-то фразу, например «С Днем рождения» или «Доброе утро». Несколько подобных сюжетов помогут ребенку утвердиться в мысли, что стараться ради красивого почерка стоит.

Время и количество

Время , которое вы выделяете для работы по улучшению почерка и количество тренировочных упражнений должно быть дозированным. Не стоит ожидать от ребенка позитивных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты.

15-20 минут занятий в день вполне достаточно, к тому же ученик 1-3 класса вряд ли будет способен более длительное время концентрировать на занятии свое внимание, чтобы качетсвенно выполнить посталвенную задачу.

Пишите тексты объемом не более 4-6 строк и обращайте внимание на суть того, что переписывает ребенок. Если содержание будет интересным , красиво написать такой текст ребенку поможет эмоциональная составляющая процесса.

Увлекаться количеством переписанного текста не стоит, из-за неравномерной нагрузки на мышцы руки у ребенка может возникнуть боль в кисти, плече и шее. Вспомните, как во время лекций в институте вам, не смотря на усталость, приходилось больше часа писать за преподавателем, так что по окончании лекции усталость чувствовалась во всем теле, а среднем пальце красовалась вмятина от ручки. Ужасное ощущение, правда? Не стоит подвергать подобным страданиям своего школьника, вы ведь не хотите, чтобы спазмы в руке начинались у него при одном только взгляде на тетрадку.

Поза и рабочее место

Безусловно, важно следить за тем, в какой позе сидит ребенок во время письма . И если увидеть, как этот процесс происходит в школе достаточно сложно, проследить за тем, насколько правильно он сидит дома - возможно. Обратите внимание ребенка, что при письме нельзя подгибать одну ногу под себя, также ровной должна быть спина, голова слегка наклонена, локти не отрываются от стола, необходим правильный наклон тетради, при этом ее середина должна быть все время направлена к середине груди.

Также не забывайте следить за тем, чтобы ребенок правильно держал пальцами ручку . Поговорите с учителем, если вам не удается уговорить маленького упрямца взять свой школьный инструмент так, как будет легче, возможно пересмотреть свое отношение к замечаниям и взять ручку правильно ребенку поможет авторитетный совет учителя.

Многие родители покупают ребенку для домашнего рабочего места крутящий стул, который, за счет свое подвижности, также может создавать сложности с почерком. Если ребенок достаточно живой и подвижный, ему сложно усидеть на стуле без движения. Каждое движение маленькой попы или дергание ногами приводит в движение крутящий стул, колеблется все тело, вследствие чего рука дрожит и дергается. Красиво писать в такой ситуации постоянного движения достаточно сложно, поэтому лучше приобрести обычный стул на ножках, без колесиков и возможности крутиться. Не забывайте о том, что и стол должен быть достаточным по ширине и длине, чтобы ребенок мог поместить на нем тетрадь и учебник.

Экспериментируйте с ручкой

Возможно, вы никогда об этом не задумывались, но то, насколько легко пишет ручка , особенно в еще не очень умелых детских пальчиках, серьезно влияет на качество почерка.

Взрослому человеку сложно понять суть процесса, ведь у нас рука уже поставлена, нажим выработан, да и сил больше, а вот для ребенка этот нюанс становится иногда очень важным фактором. Ведь письмо шариковой ручкой предполагает постоянное мышечное напряжение.

Поэтому возьмите за правило: покупать школьные ручки стоит обязательно с маленьким школьником . В отделе канцтоваров не стесняйтесь, давайте ребенку пробовать писать всеми ручками, которые ему понравились, пусть выберет ту, с которой, как ему кажется, буквы пишутся легче.

Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу, если учитель не против, купите гелевую, если ребенку ей удобнее писать. Ученика 4-5 класса уже вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро как перьевая ручка. Стильный атрибут подарит ребенку ощущение собственной уникальности, статусности, ведь если пишешь такой ручкой, уже не хочется торопиться, меняется само отношение к процессу написания букв, делая почерк красивее и ровнее.

Работаем над элементами

Если ребенок неправильно соединяет и пишет определенные элементы , стоит обратить внимание именно на их отработку.

Подбирайте слова и тексты с использованием «неукротимых» букв и сочетаний, чтобы процесс разработки был наиболее точечным.

Приобретите прописи и начните писать крючочки и палочки, а затем тренируйтесь «сплавлять» их в буквы. В прописях прочерчены косые линии, а также есть возможность обводить буквы по точечным контурам.

Обращайте внимание ребенка на соблюдение строчки, тренируйтесь, чтобы буквы не вылезали за ее пределы, были более-менее одинаковыми по размеру.

Обмозгуем решение

Конечно, не всегда - проблема невнимательности, чаще всего, у маленького школьника еще недостаточно развита взаимосвязь мышления и мелкой моторики , ему еще очень сложно перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в определенную систему знаков. Эта проблема может исчезнуть с взрослением и налаживанием нейронных связей.

За обучение чтению и письму отвечает левое полушарие мозга - абстрактно-логическое, задача правого - развитие интуиции и образного мышления. Сказываться на обучении письму могут взаимодействий между полушариями.

Трудности с красивым почерком могут наблюдаться у , особенно переученных, а также людей, одинаково хорошо владеющих как правой, так и левой рукой. Однако при определенной коррекционной работе и такие проблемы можно преодолеть. В работе с такими детьми главное постараться обращать внимание не на то, что не получилось, а наоборот, как те или иные слова или даже буквосочетания ребенок написал правильно и красиво.

Наша мама- Натали рассказывает : «Когда сын пошел в первый класс и учился писать, то, что у него получалось, сложно было назвать почерком. Каракули какие-то... Мы тренировались, потихоньку выписывались, а еще мне понравилось, что у них в школе учительница, не подчеркивала красным то, что не получилось, а помечала зеленым те сочетания, которые были, так сказать, наиболее близки к идеалу. Мы в этом же стиле продолжили и дома работать. Сын писал, а я обводила те сочетания, которые мне понравились. И пусть их изначально было 1-2 на всю строчку, но он видел, что есть к чему стремиться и очень радовался, когда с каждым разом у него получалось все лучше и лучше».


Проблемы с почерком могут быть сигналом различных расстройств как неврологического так и психологического характера, и, конечно, на это стоит обращать внимание, особенно если страдает успеваемость ребенка, есть сложности с обучением и развитием.

Но если у вашего школьника не очень красивый почерк, однако, он хорошо запоминает, правильно логически мыслит, пишет без ошибок и приносит хорошие оценки, возможно, к такому положению дел стоит относиться спокойнее.

Ведь, согласитесь, не всегда важно, насколько красиво написаны буквы или цифры, главное, чтобы в них были смысл и логика.

"Пишет как курица лапой" - говорят про тех, кто не отличается каллиграфическим почерком. Но так ли это важно уметь писать красиво? Чем чреваты выходящие из-под пера кривые и неаккуратные буквы?


Многие полагают, что почерк не имеет ничего общего с успеваемостью, ведь за него не снижают оценки. Однако как в младших, так и в старших классах дети сталкиваются с тем, что не успевают записывать за учителем и потом не могут сами разобрать слова в своей тетради.


Больше всего страдают ученики, сдающие ОГЭ и ЕГЭ, ведь неверная интерпретация буквы может стоить нескольких баллов. Кроме того, преподаватели охотнее ставят "отлично" тем, чья тетрадь выглядит чисто и опрятно, а не тем, чьи закорючки им приходится рассматривать под лупой.


Как и все базовые навыки, почерк формируется в детстве, а точнее в начальной школе. Но не стоит переживать, если ваш ребенок давно миновал этот период - никогда не поздно исправить или как минимум улучшить почерк.

В чем проблема?

Первым делом определите, действительно ли проблема в привычке неаккуратно писать, или какие-то посторонние факторы влияют на почерк вашего ребенка? Обратите внимание на следующие вещи:


1. Рабочее место


В первую очередь, на рабочем месте нужно обеспечить достаточно свободного пространства. Ничто не должно препятствовать движению руки и мешать выполнять упражнения. Стул выбирайте обязательно со спинкой, устойчивый и со слегка жестким сидением. Плечи и руки ребенка должны быть расслаблены, спина ровной, стопы параллельно полу. Только при такой посадке будет обеспечен максимальный комфорт.


2. Письменные принадлежности


От ручки, которой пишет ребенок, тоже зависит очень многое. Важно, чтобы она легко скользила по листку; предпочтение лучше отдавать масляным чернилам. Обратите внимание и на габариты ручки: она должна быть не толще пальца ребенка и не слишком длинной. Хорошо, если модель прорезинена: пластик не натирает, и рука меньше устает во время письма.


3. Способ держать ручку


Если взять ручку ближе к верхней части, то вы не сможете красиво написать ни единого символа. Правильный захват – это три пальца у основания: указательный, средний и большой. Для облегчения задачи и введения новой привычки можно приобрести специальную резиновую насадку, в которой уже созданы выемки для подушечек пальцев в нужных местах.


4. Скорость письма


Бывает так, что ребенок никуда не спешит, а все равно строчит, пишет букву на букве. Потренируйтесь с ним выводить строчку за строчкой спокойно, медленно, будто растягиваете удовольствие и рисуете слова, а не просто пишете. Чем меньше будет скорость письма, тем выше будет качество почерка.


5. Положение бумаги


Не секрет, что для правильного наклона букв следует расположить тетрадь/листок под углом, но мало кто знает, что при помощи того же угла можно скорректировать почерк. Просто повертите тетрадь, попробуйте написать пару слов и вы почувствуете, в каком положении вам комфортнее всего.


Если вы учли все эти нюансы, а почерк все равно не изменился к лучшему – пора прибегнуть к более серьезным методам.

Исправляем самостоятельно

Для того чтобы в домашних условиях исправить почерк, вам потребуется немало терпения и еще больше похвальных речей в адрес ребенка. Поддержите его словом! В среднем результат становится виден уже через пару месяцев регулярных занятий.


1. Копирование


Вне зависимости от возраста ребенка самым действенным способом является копирование. Помните, как в детстве заполняли прописи? Повторяя начертание букв мы неосознанно запоминаем их и зрительно, и на уровне мышечной памяти.


Поэтому, когда в следующий раз вам попадется "И", вы уже не напишите ее коряво, а завиток за завитком повторите пример из прописей. Начинайте с простых символов (линий, кружков, петелек), а уже затем переходите к целым буквам.


Регулируйте время занятий: в день достаточно 20-30 мин. При большей нагрузке рука быстро устает, а процесс наскучивает.


2. Тренировка мышц


Как для хорошего прыжка нам требуется тренировать мышцы ног, так и для письма необходимо постоянно держать пальцы в тонусе.

  • Например, используйте пластилин в качестве «спортивного снаряда»: тремя пальцами скатайте сначала шар, затем «колбаску», соедините её в кольцо и снова скатайте шарик.
  • Поупражняйтесь в хватании разных мелких предметов: заколок, пуговиц, ключей. Сгодится всё, что у вас под рукой. Скомкайте листок бумаги, сильно сожмите его, а затем ослабьте хватку. Повторите раз 10. Для тех, у кого сильные руки, подойдет также кистевой эспандер.
  • Разомните руки перед тем, как начать писать: станцуйте при помощи пальцев. Вообразите, что они – танцоры диско, а может страстные поклонники танго. Позвольте им пуститься в пляс и разогреться.

3. Упражнения

  • «Волна». Заполните целую страницу волнистыми линиями разной высоты и частоты. Используйте то ручку, то карандаш.
  • Выберете с каллиграфического сайта любой стиль письма, который вам понравится, и постарайтесь повторить его как можно ближе к оригиналу. Затем выберете другой и напишите ту же строчку в новом стиле.
  • Используйте панграммы – короткие фразы, где присутствуют все буквы алфавита, чтобы не упустить ни одну из виду.
  • Приобретите перьевую ручку, вообразите себя великим поэтом или писателем, обмакните перо в чернила и начните работу над собственным шедевром. Если вдохновение вас покинуло – обратитесь к сборникам стихотворений.
  • Снова пишите другу электронное сообщение? Отложите девайс в сторону и приготовьтесь к погружению в прошлое: пора написать письмо от руки. Наберитесь терпения, сосредоточьтесь на символах и не забудьте красиво подписать конверт!

Исправляем со специалистом

Случается так, что вы не справляетесь или просто не можете помочь ребенку, так как сами давно уже не писали от руки. В этом случае вам в помощь профессиональные педагоги.


1. Курсы каллиграфии


Существует огромное количество каллиграфических школ, занимающихся как исправлением, так и постановкой красивого, разборчивого почерка. На занятиях дети и взрослые изучают историю письма, тонкости изображения символов на бумаге, корректируют собственную манеру написания, например, при помощи методики «матричного письма». Часто уроки проводятся в игровой форме, что очень нравится детям.


2. Репетитор


В качестве частных преподавателей обычно выступают профессиональные каллиграфы, по совместительству владеющие также навыками иллюстратора или художника-стилиста. Нередко встречаются среди репетиторов и графологи – специалисты, которые по почерку могут составить психологический портрет личности. Кого выбирать – это уже вопрос личных предпочтений, но всегда обращайте внимание на стаж преподавателя и наличие у него педагогического образования.


И напоследок, несколько советов по профилактике проблем с почерком:

  • Развивайте мелкую моторику ребенка: играйте в конструкторы, лепите, собирайте пазлы, рисуйте, раскрашивайте, складывайте оригами, вышивайте, мастерите, играйте в театр теней.
  • Не заставляйте писать сразу много!
  • Начинайте с печатных букв.
  • Давайте ребенку отдых, делайте массаж рук, разминайте пальцы.
  • Следите за соблюдением строк, интервалов и размером букв.
  • Усложняйте постепенно! Сначала используйте прописи, затем подкладывайте лист с линиями под чистый листок, а только потом переходите на нелинованную тетрадь.
  • Начните вести с ребенком дневник или альбом, чтобы у него появилась дополнительная мотивация к чистописанию и лишний повод попрактиковаться.