Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Весна. Конспект занятия «Весна, весна на улице…» (старшая группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ВЕСНА ИДЕТ»
(СТАРШАЯ ГРУППА)


Цели:
1.Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».
2.Совершенствовать грамматический строй речи.
3.Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).
4.Совершенствовать умение делить слова на слоги.
5.Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
6.Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации.
7.Развивать общую моторику.
8. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети. Здравствуйте!
Воспитатель. Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Воспитатель. Ребята, отгадайте за­гадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети (хором). Это весна!
Воспитатель. Правильно, это весна. И мы сейчас с вами вспомним при­меты весны.

2. Составление предложений о весне по картинкам
На столе перед детьми лежат кар­тинки изображением вниз. Дети перево­рачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют на нее свою картинку и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со сло­ва «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются пер­вые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной люди надевают легкую одежду» и т. д.).

3. Игра «Раздели слово на слоги»
Воспитатель. Ребята, мы с вами об­щаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?
Дети. Слоги!
Воспитатель. Правильно. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Я буду называть каждому слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки.
Дети прохлопывают и определяют количество слогов в словах капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник.

4. Игра с мячом
Воспитатель приглашает детей встать со своих мест.
Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Например, день - весенний день; погода - весенняя погода, солнце - ве­сеннее солнце.
Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цве­ты и т. д.

5. Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания
Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки… Не открывая глаз, по­ложите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох… (Дети выполняют движения).
Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас от­кроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими. (Дети открывают глаза и вы­полняют движения.)
Весной появляются первые весен­ние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся… (Дети потягиваются.)
Опустите руки, сядьте. Молодцы!

6. Игра с элементами рисования «Назови ласково»
Воспитатель. Мы с вами уже умеем назы­вать различные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас выдам листок бумаги, на котором слева расположен рисунок. Я опи­шу что на нем изображено, а вы должны будете назвать этот предмет или явление ласково и справа на листе нарисовать его, но уже меньшего размера.
(Например: нарисован ручей. Ребенок говорит: «ручеек» рисует его, так же предстоит сделать со словами «солнце», «облако», «дерево» и др.).

7. Дифференциация звуков [с] и [ш]
Закрепление артикуляции и произношения звуков (со­гласные, глухие, твердые, свистящий - шипящий).
«Повтори слова парами»:
нас - наш; сутки - шутки; вас - ваш; уши - усы; плюс - плюш; каша - касса;
сок - шок; кашка - каска; сайка - шайка; крыша - крыса.
«Повтори скороговорки»
Пушистые кошки сидят на окошке.
У Саши на кармашке астры и ромашки

8. Игра «Назови первый звук в слове»
Воспитатель. А теперь задание для старших детей.
Я сейчас каждому буду называть слово, а вы должны буде­те произнести первый звук в нем. Слова: капель, бабочка, солнце , оттепель, подснежник

9. Окончание занятия
Воспитатель. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
Дети.
- говорили о приметах весны.
- делили слова на слоги.
- играли с мячом.
- играли в игру «Назови ласково».
- учились правильно дышать.
- повторяли скороговорки.
Воспитатель. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. И поэтому весна приготовила вам подарки. (Воспитатель раздает детям подарки.) Теперь наше занятие закончено.

Название: Конспект по развитию речи «Весна идёт…»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №2 «Рябинка»
Месторасположение: г. Бавлы, Республика Татарстан

Светлана Гудиева
Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа)

"Весна пришла "

Цель :

Расширять представления детей о весне , ее признаках;

Упражнять в умении подбирать прилагательные и глаголы к

существительным;

- развивать логическое мышление , память, внимание и воображение;

Учить устанавливать причинно- следственные связи, взаимосвязь и

последовательность явлений природы;

Активизировать познавательную активность детей;

В : У природы нет плохой погоды. Да, каждое время года очаровательно по своему. Но у весны своя , особенная прелесть. Перелётные птицы возвращаются домой. Просыпаются и оживают деревья, растения и насекомые.

Загадка :

1. Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной ) .

Правильно, ребята, молодцы! Конечно же, это весна . И сегодня мы с вами поговорим о времени года «Весна » .

А какие еще времена года вы знаете? (дети называют времена года)

Год у нас начинается с зимы, всю землю покрывает… (снег, повсюду лежат сугробы, листьев на деревьях совсем нет. Но вот снег начинает таять, на деревьях появляются первые… (листики) и на смену зиме приходит… (весна ) . Потом становится совсем тепло, даже жарко, все деревья одеваются в зеленые наряды, кругом цветут цветы, поют птицы, летают бабочки. Это кнам пришло теплое… (лето) . Но вот начинают дуть холодные ветра, листья на деревьях желтеют и опадают. Это к нам в гости пришла золотая… (осень) . Ну а за осенью снова приходит… (зима) .

Молодцы, ребята! Все времена года вы отлично знаете!

А кто скажет, кто знает – какое время года у нас сейчас на дворе? Правильно, весна !

А откуда вы это знаете? Как поняли, догадались, что к нам в гости пришла весна ? (дети называют признаки весны )

Как много признаков весны вы назвали !

В : Давайте теперь поиграем : я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.

- Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко)

Над головой чистое, ясное, голубое… (небо)

На крышах вырастают белые морковки (сосульки) . И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя капель.

Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег)

Снег превращается в быстрые, озорные ручейки, которые бегут-звенят по всем дорожкам, зовут в гости весну .

На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки)

А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики)

И вот уже из-под снега появляются первые цветы. Их называют…

(подснежниками)

А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц)

Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда)

Вот какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали.

Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года» . Вы рады весне ?

2. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. (Весна )

Физкультминутка «Бабочка»

(дети садятся на корточки, склоняют головы к коленям, закрывают глаза)

Спал цветок, и вдруг проснулся,

(дети открывают глаза)

Больше спать не захотел.

(поднимают головы от колен)

Шевельнулся, потянулся,

(потягиваются)

Взвился вверх – и полетел!

(вскакивают, имитируют взмахи крыльями)

Только солнышко проснется,

Бабочка кружит и вьётся

(«летают» по кругу)

Чтение стихотворения “Март ”

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее,

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц март.

В : Название, какого месяца вы услышали в стихотворении?

Ребята, но есть три весенних месяца : март, апрель, май.

Давайте дружно скажем : “Март, апрель, май – их не забывай”.

Март - открывает весну . Март-Протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искриться в весенних лучах еще немного и побегут ручьи, побежит по дорогам

шумная вода. Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли : кап-кап! Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны , поэтому его называют капельником и еще март называют «зимобором» , потому что в марте зима с весной борется . В марте прилетают грачи. Ходят они не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червяков, гнезда строят. В народе говорят : «Грач на дворе, весна на горе » , «Грач - зиму расклевал» .

Апрель - за мартом апрель идет. В апреле весна вволю разгуляются . Поэтомуапрель называют «снегогоном» . К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега. Прозвали апрель «водолеем» . Заиграли талой водой овраги, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи. Апрельские ручьи землю будят. Апрель водою славен, почками красен. Там где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. В лесу это подснежники. На лугах, возле рек это - цветы мать и мачехи. Мать и мачеха необычное растение, сначала цветет, потом отращивает листья. В апреле многие перелетные птицы возвращаются из теплых стран : скворцы, жаворонки, журавли. Хлопочут на гнездах, песни распевают. Вылезает из берлоги медведь. Он бывает очень худой, голодный, потому что всю зиму ничего не

ел. У медведицы зимой рождаются медвежата. Медведица учит малышей отыскивать пищу.

Ежи тоже сильно худеют, им нужно съесть много насекомых, чтобы набрать сил. Весной у ежихи рождаются 5-7 ежат. Сначала они бывают голые, а через несколько часов после рождения появляются мягкие белые иголочки. Ежиха кормит ежат молоком. Заяц и белка снова переодеваются.

Третий месяц - май. Месяц зелени и цветов. Самый красивый и самый

теплый весенний месяц. Его называют «травень» , «цветень» . Май леса

наряжает, лето в гости ожидает. Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и «песенник» . Время это звонкое, певучее : что в полях куст, то щебет и свист. Как в лесах веточка - так песенка. Пчелы, шмели, бабочки, муравьи и жучки просыпаются от зимней спячки.

Весна - щедрое на радость время года. Детям и взрослым тоже нравится весна . Все легко одеваются, дети играют в классики, мячами, прыгают на скакалке, катаются на велосипеде. Начались весенние работы : надо побелить деревья, сажать лук, сеять семена овощей и садовых цветов. В поле работают трактора : сеют семена пшеницы, ржи, гороха, овса, гречихи .

Весна - год кормит говориться в народной поговорке. Надо вовремя успеть посеять семена в поле, в огороде, в цветнике.

Д/игра «Скажи ласково» .

Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы

ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.

Зрительная гимнастика :

Лучик вверх, лучик вниз,

Лучик детям улыбнись,

Вправо, влево посмотри,

Вокруг солнца обойди.

Игра «Скажи наоборот» .

Зимой снег белый, а весной (серый)

Зимой снег чистый, а весной (грязный)

Зимой дни холодные, а весной (теплые)

Зимой дни короткие, а весной (длинные)

Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)

Зимой небо серое, а весной (голубое)

Зимой ветер холодный, а весной (теплый)

Зимой солнце низкое, а весной (высокое)

Зимой похолодало, а весной (потеплело)

В : А теперь, ребята, встаньте. Мы немножко отдохнем и разминку проведем.

Физминутка "Мишка"

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)

К нам опять пришла весна .

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (вращения головой)

Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминчик. (наклоны : правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. (Дети садятся)

Итог :

Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. А весна с нами не прощается , ее следы мы будем замечать везде. Согласны?

Программное содержание:

— закреплять знания детей старшей группы об отличительных признаках времен года;

— обогащать предметный словарь (проталина, оттепель, капель, посевная, саженцы и т. д.); — упражнять детей в распространении полного простого предложения однородными дополнениями или определениями;

— учить составлять связный повествовательный рассказ о весенних изменениях в природе с опорой на схему.

Материал: сюжетные картинки одного пейзажа в разные времена года; набор предметных , ; схема для составления рассказа о временах года.

Ход занятия

В. Какое время года вы любите больше всего? Почему люди очень радуются приходу весны? Когда наступает весна? Назовите весенние месяцы!

Игра «Куда пришла весна?»

Дети делятся на команды: «город», «поле», «лес». Задание: рассказать о приметах весны только «на своей территории». Победит та команда, которая назовет больше признаков.

В. Рассмотрите четыре похожих пейзажа. Определите по картинкам весенние месяцы и распределите их по порядку. Какая картинка оказалась лишней? (Осень.) По каким признакам вы отличаете позднюю осень от ранней весны? (Темный снег, чистое небо и яркое солнце.)

Игра «Умозаключения».

  • Почему поздней весной не бывает ледохода?
  • Почему ранней весной не цветет яблоня?
  • Откуда появляются ручейки?
  • Сейчас на улице весна, потому что…

В. Скажите со словом «весенний(-яя, -ее)»: день, погода, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы. Что означает выражение «весеннее настроение»?

Физкультминутка.Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сдувает росу. В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.

В. Какие птицы прилетают к нам весной? Как они узнают, что им пора возвращаться домой? Почему люди радуются возвращению птиц? Как мы помогаем птицам весной? Расскажите по предметному ряду картин птиц о последовательности прилета птиц. (На картинках изображены жаворонок, скворец, зяблик, пеночка, кукушка, ласточка, горихвостка, иволга и снегирь.) Внимательно посмотрите на весь ряд и скажите, какая птица «заблудилась», т. е. какая из них не улетает на зиму в теплые края. Подберите побольше определений к слову «птица». Расскажите о скворце, ласточке, журавле (подгруппами), используя названные вами слова-определения. (Дети составляют распространенные предложения с однородными определениями.)

Послушайте знакомую уже вам мелодию П.И. Чайковского (сборник «Времена года») и покажите пластический этюд «Как просыпается цветок?». Какие весенние цветы вы знаете? Какой цветок появляется весной раньше всех? (Подснежник.) Почему он так называется? Мы вновь разделимся на подгруппы: «лес», «сад», «луг» - и разложим картинки цветов по месту их произрастания. Какая из групп справится быстрее и без ошибок?

Расскажите, что весной растет в лесу? В саду? На лугу? (Дети составляют распространенные предложения с однородными дополнениями.) Подумайте и скажите, кто «дружит» с цветами, но очень боится птиц? (Насекомые.) Каких насекомых вы знаете? Чем похожи все насекомые? (У них по шесть лапок.) Сделайте из ладошек обеих рук жука: большие и указательные пальцы переплетены между собой и держатся, как туловище, параллельно столу. Остальные пальцы стоят на столе подушечками, как все шесть лапок. Покажите, как ползает жук! Споем все вместе песенку маленького жука (тихим и тоненьким голосом): ж-ж-ж; и песенку большого майского жука (громко и как можно дольше, не останавливаясь): Ж-Ж-Ж. У кого майский жук сможет лететь дольше, не останавливаясь (длительный и равномерный выдох)?! Дети в процессе упражнения поднимают руки в положении «жука» над столом или над головой.

В. Посмотрите на схему для описания времени года. О чем мы будем рассказывать сначала? (О неживой природе - солнце, небо, облака, осадки.) Составьте несколько предложений, начиная так: «Весной…»

  • Весной солнце пригревает сильнее, светит ярче и дольше, чем зимой.
  • Весной тает снег, появляются проталины.
  • Весной небо чистое, высокое, воздух прозрачный; дышится легко.
  • Весной облака легкие, белые; их мало и они летят высоко.
  • Весной идут редкие дожди и начинаются грозы.

В. Следующий пункт схемы обозначен картинкой дерева. Будем говорить о растениях. Что изменяется в жизни растений весной?

  • Весной у деревьев начинает идти сок, они «просыпаются».
  • Весной на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, цветочки.
  • Весной появляются подснежники.
  • Весной начинают прорастать семена разных растений. Далее предлагается схематичное изображение животного (птицы, насекомого).

В. Расскажите о жизни диких животных (птиц, насекомых) весной.

  • Весной медведь просыпается и выбирается из берлоги.
  • Весной заяц меняет белую шубку на серую.
  • Весной перелетные птицы возвращаются в свои гнезда.
  • Весной насекомые просыпаются и выползают из своих норок. И т. д.

В. Следующая картинка схемы - одежда детей. Чем отличается одежда, которую вы носили зимой от той, которую носите весной.

Зимняя одежда для детей:

  • зимние шапки, шарфы, пальто, комбинезоны, шубы, зимние куртки, валенки и т.д.

Весенняя одежда для детей:

В. Таким образом, мы составили большой и полный рассказ о весне. Задание: запомнить схему и рассказать дома родителям о весенних изменениях в природе. На следующем занятии мы определим, кто больше может составить предложений о весне без подсказок, у кого получится красивый и полный рассказ. Если вы сможете нарисовать картины к своему рассказу, то мы составим целую книжку с вашими рассказами и рисунками.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с

Использованием ИКТ.

Вид занятия: Развитие речи

Тема : «Весна идёт - весне дорогу».

Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде

графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная: Формирование активного слухового и зрительного контроля в правильности составления пересказа.

2. Коррекционно - развивающие:

1 .Развивать связную монологическую речь.

2. Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно- следственные связи.

3. Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений

4. Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание (ЗКР)

3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Методы:

Словесные: беседа, вопросы, художественное слово.

Наглядно-демонстрационные: мимио, мульмедиа.

Предварительная работа: чтение рассказов о природе; составление рассказов по

опорным предметным картинкам; заучивание стихотворений; загадывание загадок

о природных явлениях; дидактические игры: «Чего не бывает весной?», «Скажи

правильно», «Подбери картинку», «Назови ласково» и т.д.

Словарная работа: новые слова: ветра-южный, северный, западный, восточный.

Индивидуальная работа: учить Сашу Р., Лизу Л. правильно строить фразу, Машу

В. правильно произносить звуки [ ш], [с]

Ход занятия

Орг. момент Логопед: дети послушайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все.. .(солнце)

Пальчиковая гимнастика: Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй миленький дружок.

Здравствуйте (наклониться руки в стороны)

Логопед: Ой, а солнышко-то без лучиков. Давайте прикрепим к нему лучики,

Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (доброе, теплое, ласковое,

улыбчивое, радостное)

Когда солнце бывает радостным? (когда согревает всех теплом, освещает

дома, делает добрые дела)

Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям,

деревьям)

Логопед: Послушайте, далеко за морями, за горами, живут ветры

Северный - холодный, колючий (у-у-у)

Южный - теплый, ласковый (и-и-и)

Восточный - пробуждающийся (а-а-а)

Западный - затихающий, спокойный, (о-о-о)

Сейчас мы с вами поиграем, вы маленькие ветерки и будете произносить звуки, когда я вам покажу символ ветра (дети выполняют задания)

Логопед: Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное хмурое,

невеселое)

Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его)

Логопед: давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе.

Давайте подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох ртом).

Ничего у нас с вами не получается

1 задание - какое время года сейчас? Признаки весны (улетела тучка)

2 задание - игра с мячом «Семейка весенних слов»

Давайте образуем слова от слова солнце.

Как можно назвать солнце ласково? (солнышко)

Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная)

«зайчик» какой? (солнечный) Образуем слова от слова весна

Какой сегодня день? (весенний)

Какое небо? (весеннее)

Одежда какая? (весенняя) Образуем слова от слова таять.

Как называется островок в снегу, где снег уже растаял? (проталина) Как назвать проталину ласково? (проталинка)

Логопед : Ребята, посмотрит, ещё одна тучка улетела. Это значит, что мы с вами справились с заданием.

Логопед : 3 задание сложнее, но интереснее. Я вам прочитаю рассказ, а вы будете пересказывать, и помогут вам в этом картинки, которые вы увидите на доске.

(пересказ рассказа всеми детьми)

Чтение и пересказ рассказа «Снежный колобок» Калининой

Гуляли ребята) на дворе.

Лепили из снега бабу,

Алеша слепил снежный колобок,

Нашел угольки - сделал глаза;

Нашел палочки - сделал нос и рот.

Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик), а в кармане шубы остался лежать снежный колобок.

Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колодок.

Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап, кап, кап, кап - вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете?

Логопед: посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Обратите внимание

на солнышко. Дети, как вы думаете, почему

Солнышко нам улыбается?

О каком времени года мы говорили?

Давайте, вспомним, как называются все ветра, которые живут за морями, за горами"

Логопед: дети, теперь выберите для себя кораблики-

Красные - кто справился со всеми заданиями,

Зелёные - у кого что-то не получилось,

Синие - если совсем не справился.

Как вы думаете, почему я приготовила вам кораблики?

Дома, расскажите своим родителям, что нового вы сегодня узнали на занятии. А с сестренками и братишками пустите кораблики по весенним ручейкам.

Сейчас отложите все и встаньте в круг.

Возьмитесь за руки, друзья.

У друга тёплая и нежная ладошка.

Поглажу друга за руку немножко,

Нам хорошо, когда мы вместе рядом,

Без друга плохо жить, запомнить это надо.

Программные задачи:

Программные задачи:

— закрепить знания детей о смене времён года, о названиях весенних месяцев;
— систематизировать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе;
— заложить основы экологического воспитания;
— активизировать наблюдательность;

— закреплять навыки четкой правильной выразительной речи;

— отрабатывать интонационную выразительность речи в стихах.

Словарная работа:

Расширить словарь за счёт слов по теме «Весна» (проталины, ручьи, сосульки, лучи, капель, подснежник, ледоход).

Грамматический строй речи:

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.

Развитие связной речи:

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно с логической последовательностью.

Совершенствовать умение в составлении короткого рассказа на заданную тему с помощью опорных схем.
Интеграция областей: ОО «Социально-личностное развитие»,ОО
«Познавательное развитие, ОО«Речевое развитие», ОО «Физическое развитие,
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Оснащение: демонстрационная картина: «Ранняя весна», игра «Найди родню», рисунки детей на тему «Подснежники»; мяч, мнемотехнические таблицы на каждого ребенка, мольберт.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, работа с календарем природы, художественно-творческая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) по теме «Весна», заучивание стихотворений, знакомство с приметами.

Организационный момент

Воспитатель: — Ребята, прежде чем начать работать, нам необходимо размять язычки, сделаем гимнастику.

Артикуляционная разминка:

Ель-ель-ель – звенит звонкая капель.

Чьи-чьи-чьи – во дворе бегут ручьи.

Фью-фью-фью – я гнездо себе совью.

Вей-вей-вей – тебе рады, соловей.

Воспитатель: Сегодня мы побеседуем о том времени года, которое называют «Утром года». Вы догадались, о каком времени года мы будем беседовать? Ответы детей (о весне).

Почему весну так называют? (пробуждается природа)

— Назовите, пожалуйста, весенние месяцы? (март, апрель, май)

(Дети читают стихи о весенних месяцах)

КАРТИНА ЯСНА – ПРИШЛА ВЕСНА . (И. Пивоварова)

Что такое? В чем же дело?

Небо вдруг заголубело,

И умчались злые стужи…

На дворе – капель да лужи…

Кто же в этом виноват?

Ну, конечно, месяц март!

АПРЕЛЬ (С. Маршак)

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и зацвел подснежник.

Воспитатель: Ребята, вспомните из наших наблюдений во время прогулок, какие самые первые признаки весны мы с вами отмечали. Ответы детей (сосульки)

— Я предлагаю вам игровое упражнение «Найди родню сосульке» (авторская разработка).

Цель: выделение свойств объектов, нахождение сравнений, расширение словарного запаса (сравнение сосульки — с водой, снегом, эскимо, стеклом, морковкой).

Двигательная пауза «Сосульки»

«Капли звонко капали (легкие прыжки)

Все сосульки плакали (качают головой)

Нам сосулькам жарко (машут руками на лицо)

С нас течет вода (наклон вниз)

Мы растаем навсегда (выпрямились).

Воспитатель : — Назовите другие признаки весны.

(На мольберте картинки с изображением примет весны, дети называют приметы весны).

— растаял снег

— потекли ручьи

— появились проталины

— закапали сосульки

— прилетели птицы

— на деревьях набухли почки.

— расцвели первые цветы

— зацвели деревья.

(Работа с опорными схемами) – составление рассказа о весне.

Солнце, дождь. (Погода весной.)

Береза. (Появление первых почек.)

Проталинка. (Первоцветы на проталинах.)

Стая. (Перелетные птицы.)

Ежи. (Пробуждение животных от спячки.)

Бабочка. (Появление насекомых.)

Воспитатель : — Посмотрите внимательно на схему: что было сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ? (у каждого ребенка на солее опорные схемы)

(Индивидуальная работа: воспитатель подходит к каждому ребенку, уточняет, все ли ему понятно).

Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт.

«Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые».

(После того, как все дети рассказали, воспитатель подводит итог).

Воспитатель: — Молодцы, ребята . Теперь немного отдохнем, свои пальчики разомнем.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика:

песенка водички – с-с-с;

песенка комарика – з-з-з;

(произнося звуки, дети выполняют пальчиковую гимнастику: большие пальцы рук поочередно встречается с другими пальцами).

— Сейчас мы послушаем стихотворение (читает ребенок) «К нам весна шагает».

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны,

Видно очень теплые ноги у весны.

Воспитатель: — Ребята, что же за теплые ноги у весны? Ответы детей – (солнце, солнечное тепло). – Верно, солнце — самое большое и доброе чудом, которое помогает Весне?

Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Оно согрело землю, и мир снова расцвел яркими красками.

Воспитатель предлагает игру «Сравни и назови», в ходе которой бросает ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить. В случае затруднения другие ребята дополняют

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

(После игры дети садятся на стулья)

Воспитатель: — Весною, еще не растаял снег, распускаются первые цветы. Как они называются? (подснежник). Выходите скорее на полянку.

(дети подходят к выставке детских рисунков, выполненных на занятии по рисованию)

Дыхательная гимнастика. Воспитатель: Подышим ароматом подснежников. (Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок»). Дети произносят фразу на выдохе 2-3 раза.

Воспитатель: — предлагаю вам, ребята послушать, о чем нам расскажет Весна. (Стихотворение «Разговор с весной» (диалог двух детей))

— Ну, Весна, как дела?

— У меня работа.

— Для чего тебе метла?

— Снег смести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи?

— Мусор смыть с дорожек.

— Для чего тебе лучи?

— Для уборки тоже.

Все промою, просушу,

Вас на праздник приглашу.

Итог занятия: упражнение «Назови одним словом»

Первые вестники весны. – (Сосульки)

Лед идет по реке. – (Ледоход)

Участок земли, на котором растаял снег. – (Проталина)

Первые весенние цветы на проталинках. – (Подснежники)

Воспитатель: — Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!»

Аутотренинг: — Ребята, возьмемся за руки, ощутим весеннее тепло, закроем глаза и представим, как тепло распространяется по всему телу. А теперь откройте глаза и передайте тепло друг другу, путем прикосновения ладошками и щечками. И тогда вместе с теплом цепочка доброты передастся друг другу. Пусть весеннее тепло и доброта поселятся в наших сердцах!

Название: Конспект НОД с детьми старшей группы «Весна»

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ-Центр развития ребенка «Детский сад №12 «Непоседы»
Месторасположение: г. Тынды Амурской области