Конспект занятия на тему: «Матрешка» в средней группе. Конспект нод: «Рисование» Тема: «Весёлые Матрешки

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством

посредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновской

матрешки; создание условий для использования нетрадиционной техники

рисования при росписи матрешек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему

«Раз матрёшка, два матрёшка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями

ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное

Развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-

исследовательская, изобразительная.

Задачи:

Образовательные: Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством

посредством музыки и рисования; познакомить с историей семеновской

матрешки; создавать условия для использования нетрадиционной техники

рисования при росписи матрешек.

Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии

образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства,

развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую

активность, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изобразительной деятельности;

Внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;

воспитывать любовь к труду русских мастеров.

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: рассматривание матрешки, алгоритм с этапами изготовления

матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, пояснения,

Поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных

техник для рисования.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: игрушка матрешка, алгоритм «Последовательность

изготовления матрешки», мольберт.

Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного,

синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.

Музыкальное сопровождение: запись mp3 русской народной музыки.

Словарная работа: семеновская матрешка, расписная, сувенирная,

чернобровая, сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа: помощь детям, затрудняющимся при росписи

матрёшки.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно

прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение

художественного слова о матрёшке и народных промыслах России.

Этапы образовательной деятельности:

Вводная часть;

Основная часть;

Практическая часть;

Заключительная часть.

В ходе образовательной деятельности сочетаются различные формы работы:

Групповая;

Индивидуальная.

Время каждой части образовательной ситуации распределено рационально и

соответствует СанПиН 2. 4. 1. 2660-10.

Осуществляется смена динамических поз во время совместной деятельности

(хоровод, сидя за столом).

Ход образовательной деятельности:

(В группе звучит музыка "На горе-то калина", дети водят хоровод.).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришел к нам в гости.

Давайте отгадаем? (загадывает загадку)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Ответы детей - матрешка)

Да, правильно, это Матрешка! Какая интересная кукла! О матрешке,

слагались легенды, как и о народных героях. Русскую матрешку знают везде,

и никто не покидает Россию, не купив матрешку.

Ребята, как вы думаете, а сколько ей лет? (ответы детей)

Дети, я вам открою секрет, нашей матрешке уже целых 120 лет. А изобрел

эту куклу, Василий Петрович Звездочкин, а Сергей Васильевич Малютин ее

расписал. Вот так и появилась наша любимая игрушка. Один из художников

именовал ее просто, матрешка. А вы знаете, из какого материала делают ее?

(Ответы детей: дерево)

Воспитатель: Правильно, дети, из дерева. Работа с матрёшкой сложна.

Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.

Воспитатель: С чего начинают её делать?

(Ответы детей: Сначала подбирают материал из чего будут её делать.)

Воспитатель: Правильно. Сначала подбирают подходящий вид древесины.

Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху и березу.

Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не

было. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы

Залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки. А что

(Ответы детей: Подготавливают краски для работы.)

Готовят краски, которые нужны для росписи матрешки. Художник подбирает

краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.

Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города

Семенова, значит, зовут ее... Семеновская.

Какие цвета в росписи используют художники?

(Ответы детей: Мастера используют зеленый, красный, синий, желтый

Черный. В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного

Цвета.)

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, как раскрашен её фартук.

(Ответы детей: он красивый, но его закрывает большой букет цветов).

Воспитатель: А чем раскрашена у неё косынка?

(Ответы детей: Края косынки украшены цепочкой из бутонов и листьев.)

Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?

(Ответы детей: Доброй, веселой и красивой.)

Праздничной, ласковой.

Нарядной, сувенирной и т. д.

Воспитатель: Корни нашей матрёшки заложены в городе Семёнова. А вы бы

Хотели стать художниками по росписи матрёшек?

(Ответ детей: Да, хотим)

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи семеновских

Матрешек. Чем можно расписать Матрешку?

(Ответы детей: Можно расписать карандашами, красками, ватными

палочками и даже можно пальчиком).

Можно расписать с помощью перышка, печатки.

Физминутка "Нарядные Матрешки":

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку

вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо –

налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Звучит русская народная мелодия «Калинка».

Дети самостоятельно расписывают Матрешек

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Во время росписи воспитатель читает детям стихотворение о матрешке

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем -

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки -

Какие веселые

Эти матрёшки.

После завершения росписи проводит итог

Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники.

Давайте и мы пригласим с вами матрёшек.

Под музыку выбегают Матрешки

Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Дети:

1. Ах, матрёшки, ах, матрёшки...

Раз, два, три, четыре, пять...

Все упали на пол с полки,

2. Собирала я матрёшек,

Помещала их в одну...

Как они все поместились,

Я сама и не пойму...

3. Ах, матрёшки, вы, матрёшки...

Ротик улыбается...

Что вы нравитесь всем детям,

Никто не сомневается...

4. Ах, матрёшки, вы, матрёшки...

Глазки удивляются...

Кто вас видит, всякий раз

Вами восхищается...

5. Ах, матрёшки, вы, матрёшки...

Глазки голубые...

Кто придумал вас для нас? -

Забавные такие...

6. Все матрёшки хороши, -

С первой по седьмую...

Я себе играть возьму

Самую большую...

Звучит русская народная мелодия «Белая ромашка». На фоне музыки...

Воспитатель: Матрешка - является русской народной игрушкой. Уже много лет дети любят играть ею. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Их дарят гостям других наций. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку.


Цели занятия:

  1. Познакомить детей с историей русской матрешки.
  2. Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов.
  3. Привить интерес к народному творчеству.
  4. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
  5. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с историей возникновения русской матрешки, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской матрешек.
  2. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.

Развивающие:

  1. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России
  2. Развивать творческие способности и фантазию детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
  2. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.
  3. Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность, активность.

Материал и оборудование.

  1. Кукла Матрешка.
  2. Иллюстрация с изображением Семеновской, Полхов-Майданской и Загорской матрешек.
  3. Шаблон-заготовка матрешки и готовая работа.
  4. Шаблоны матрешек (15 штук) разного размера.
  5. Краски, ватные палочки, баночки для воды, палитра, салфетки .
  6. Музыкальное сопровождение — песня «Русские матрешки».
  7. Ноутбук.

План занятия. I. Организационный момент. II. Основная часть занятия. 1.Сообщение темы занятия. 2. Объяснение нового материала. Беседа о возникновении русской матрешки. 3.Представление матрешек. Рассказ о трех видах наиболее известных матрешек. 4.Физминутка. 5. Подготовка к выполнению расписывания матрёшек. 6. Расписывание матрёшек. III. Подведение итога занятия.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Педагог: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз — волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:

Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.

Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку.

II. Основная часть занятия . 1.Сообщение темы занятия

Педагог: Сейчас мы узнаем, кто же появится у нас в гостях. Отгадайте-ка загадку:

Здесь лежит для вас игрушка —
Не лошадка, не Петрушка. Здесь красавица-девица. Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Наша русская ….
(Ответы детей — матрешка)

Педагог достаёт из шкатулки матрёшку.

2. Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

Педагог: Молодцы, ребята. Все вы правильно отгадали: это русская матрешка. Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

Ответы и предположения детей.

Педагог: Ученые считают, что прообразом матрешки могли послужить «писанки»- деревянные расписные пасхальные яйца. Существует предположение о том, что матрешка имеет японские корни. Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькие игрушки-куколки старца Фукурума и деревянных Кокэси, внутри которых оказались еще не сколько фигурок, вложенных одна в другую. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкла дывались одна в другую. Ее создателями были: токарь В.П. Звездочкин, который ее выточил, а расписана она по эскизам куколок художника С. Малютина. (Слайд презентации № 1). Матрёшка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках; за девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя — восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. По форме они напо минали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платоч ки. Почти всегда матрешки имеют яйцеподобную форму с плоским донцем, и состоят из двух частей – верхней и нижней. Матрёшка – уменьшительное от имени «Матрена», восходящего к латинскому слову «Matrona» - знатная дама, мать семейства. (Слайд презентации № 2).

Педагог: Ребята как вы думаете, из чего делают матрешку?
Ответы детей.
Педагог : Вы правы матрешек делают из дерева. Как вы думаете, из какого дерева? Ответы детей. Педагог: Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лаки руют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски при обретают особую яркость. (Слайды презентации № 3-4).

3. Представление матрешек. Рассказ о трех видах наиболее известных матрешек.

Мы с вами сегодня познакомимся с тремя видами матрешек: Загорской, Семеновской и Полхов-Майданской.

Матрёшка из Загорска. (Слайд презентации 5).

Я матрешка из Загорска. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. На голове у Загорской матрешки разноцветный платочек в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу. Две пряди волос прячут под платок, завязанный узлом, нос изображают двумя точками, губы — тремя точками (две вверху, одна внизу). Рукава кофты, сарафан и передник оформляется простым цветочным узорам. Обязательно также наличие на фартуке и платке несложных узоров, как правило, цветов или просто точек. Линии лица и одежды обведены черным контуром. Круглую серединку цветка или «горох» выполняют, используя прием «тычка».

Матрёшка Семёновская. (Слайд презентации № 6).

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых.
В подарок принесла.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Украшает Семёновскую матрёшку большой букет цветов, который занимает почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок расписывают чаще желтым цветом.

Матрёшка из Полхов — Майдана.(Слайд презентации № 7).

А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными .

Есть такое село в Нижегородской области. Полховка – река, на которой стоит село.
Майдан — сборище людей. Голова у Полхов — Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого - условный овал на двухцветном поле - верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Лицо обрамляют «кудри». Самое яркое пятно — это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «большая роза», «розан», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и другие.

4. Физкультминутка.

Педагог: Ребята матрешки любят танцевать . Давайте и мы попляшем вместе с матрешками.

Под музыку « Русские матрешки» дети повторяют движения за педагогом.

5. Подготовка к выполнению расписывания матрёшек.

Педагог: Ребята, к нам пришла матрешка, а мастер ей успел нарисовать только контуры. Давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем матрешки. (Педагог раздает силуэты).

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.

Что у неё на голове? (косынка)

На туловище? (сарафан)

Чем украшен сарафан? (цветами)

— Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

Педагог: А сейчас, дорогие ребята, На минутку закройте глаза. Позабудьте заботы, усталость, Ведь начнутся сейчас чудеса!

— Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

6. Расписывание матрёшек.

Педагог:

Мастера, скорей за дело.
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

Рисовать будем гуашью. Какие цвета гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов - короткими толстыми штрихами.

(Звучат русские народные мелодии в записи, дети садятся к столам и начинают расписывать матрешек).

III . Подведение итога занятия.

Педагог : Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? А теперь расскажите о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке.

Ответы детей

Педагог : Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Занятие окончено.

Конспект НОД

в средней группе

Тема: «Матрешки любят разные одежки»

Цель : воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Образовательные:

Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;

Познакомить с внешним обликом и особенностями росписи полхов-майданской матрешки;

Учить расписывать заготовку матрешки в стиле полхов- майданской росписи

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие и воображение;

Формировать творческие и креативные способности детей.

Оздоровительные:

Следить за осанкой детей во время работы.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Материал и оборудование: Игрушка матрешка, мольберт, заготовки матрешек, гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов, салфетки влажные, кисточки.

Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.

Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-музей в группе, чтение художественного слова о промыслах России, изготовление заготовки матрешки.

Ход :

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое? (загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша…. ( русская матрешка)

Конечно, это Матрешка! Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них.

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Скажите, из какого материала сделана матрешка? (ответы детей)

Взгляните:

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок – глаз.

Эта гостья из города Семенова. Семеновские матрешки очень любят цветы. Цветы всегда украшают их одежду – это может быть большой букет или всего один цветок. Посмотрите и скажите какими цветами украшена семеновская матрешка? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Их мужья- семеновские кавалеры- любят дарить им цветы, а еще- любят играть на музыкальных инструментах, хотя они не только отдыхать умеют- могут и топор в руки взять и дом построить. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спряталось много сестричек. Есть про них стихотворение:

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка,

Улыбается, смеётся.

Теперь посмотрите на эту гостью. Это Сергиев о- посадская (загорская ) матрешка. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды яркий. Их отличительный признак- занятые руки. Эти матрешки постоянно заняты делом: то идут в лес по грибы, по ягоды-корзинку несут, то они в поле с серпом, то хлопочут по хозяйству- самовар ставят, хлеб пекут. Их мужья- богатыри-всегда с оружием, они воины.

А эта красавица приехала к нам из города Полхов айдана . Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. По форме она удлиненная, с небольшой головой. Волосы у матрешек вьются колечками. На голове- яркие платочки-полушалки с цветами. Посмотрите, каким узором украшают матрешек художники Полхов- Майдана? (цветы, листочки, ягоды, бусины).

Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Узоры имеют свои названия: шиповник – «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград».

Есть у мастеров Полхов- Майдана секрет- сначала они рисуют контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по матрешке: в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать яркими красками.

Какие основные цвета в росписи используют художники? (Красный, синий, зеленый, желтый).

Сегодня вы сами станете мастерами-художниками, но сначала давайте отдохнем….

Физминутка .

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Воспитатель: А сейчас давайте тихонько сядем за столы. (Показываю прием рисования полхов- майданских цветов, напоминаю, что сначала нужно нарисовать все детали карандашом, а затем красками сделать матрешек яркими и нарядными).

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Во время росписи обращаю внимание на колорит и композиционное построение узора).

Молодцы, красивыми и яркими получились матрешки, так и кажется, что взмахнут они платочками пустятся в пляс и запоют частушки…

(Под музыку выбегают Матрешки)

Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)

ВСЕ: Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к Вам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

1. Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вчетвером поем частушки

И танцуем вчетвером.

2 . Очень любим мы матрешки

Разноцветные одежки.

Сами ткем, сами прядем,

Сами в гости к вам придем.

3 . Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я:

Щеки, словно розы.

4 .Мы матрешки, мы сестрички.

Мы толстушки невелички.

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Все: Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Организация: МБДОУ «Детский сад №105»

Населенный пункт: Рязанская область, г. Рязань

Цель : воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно - прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой.

Оборудование : матрешки, конверты с разрезными картинками, картинки с контурным изображением матрешек, цветные карандаши, коллекция матрешек, иллюстрации с матрешками (сгруппированы по стилям росписи), карточки - заготовки матрешек.

Ход игры

Воспитатель: На Руси всегда было много мастеров, которые своим мастерством и талантом прославляли землю русскую. Давайте наше знакомство с народным творчеством начнем с самой знакомой и близкой для нас игрушки. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …..(Матрёшка).

Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она. (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)

Рассказ воспитателя.

Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе).

Воспитатель предлагает подойти к мольберту и рассмотреть картинки матрешек.

(Воспитатель показывает и рассказывает)

Родиной русской расписной матрешки считается подмосковный город Сергиев Посад. Здесь впервые было налажено производство русской деревянной куклы, которая до сих пор вызывает восхищение во всем мире. Эту Сергиеву Посадскую матрешку раскрашивают гуашевыми красками, но ее расцветка не очень пестрая. Но матрешки Сергиево Посадские отличаются от своих сестриц, которых выполняют и в других местах России. Вот в Нижегородской области матрешка представляет собой русскую красавицу, раскрашенную ярко и насыщенно. А в руке такая матрешка обязательно держит букет цветов. Есть матрешка не только статная да пухленькая, а вытянутая да стройная.

Воспитатель: Дети, матрешки хотят поиграть с нами.

Хочется вам поиграть с матрёшкой?

Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

(Дети встают в круг, воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).

У кого в руках матрёшка,

Тот потопает с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрёшку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

Воспитатель: - Внутри каждой матрешки спрятано задание для нас.

Открываем первую матрешку.

  • Расскажите, какая матрешка (опишите ее)? (нарядная, расписная, красивая)
  • Почему она расписная? (сарафан украшен цветами).
  • Из чего она сделана? (из дерева)

Задание от второй матрешки:

  • Назовите матрешку ласково. (Мотя, Матюша, Матрёнушка, Матрена).

Третье задание матрешки: Рассмотрите иллюстрации.

Игра «Найди меня» (среди предложенных картинок найти матрешку с букетом цветов, назвать, какая это матрешка).

Четвертая матрешка: Дети, а у этой матрешки есть интересные картинки. Вам нужно их собрать.

Проводится игра «Собери матрешку». (разрезные картинки матрешек).

Воспитатель. Молодцы, дети, все справились с заданием, давайте немного отдохнем.

Игра «Мы веселые Матрешки»

Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (Наклоны головой влево - вправо)

Любим танцевать, (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему грустит?

Дети: У нее сарафан не расписан.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).

(Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши, раскрашивают матрешку).

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. (Дети рассказывают о своих матрёшках).

В конце занятия воспитатель: Дети, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрешкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас матрешки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?

Дети: разные, маленькие и большие.

Воспитатель: А как можно с ними играть?

Дети: Собирать, разбирать.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Дети: Бережно, аккуратно.

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали, из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 г.Вольска Саратовской области»
Ул.Революционная 29, тел.7-10-39
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
на тему: «Раз матрёшка, два матрёшка»
(средняя группа)
Дата проведения:18.03.16г.
Воспитатель:
Сонина К. С.
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему
«Раз матрёшка, два матрёшка»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями
ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, изобразительная.
Задачи:
Образовательные: Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством
посредством музыки и рисования; познакомить с историей
матрешки; создавать условия для использования нетрадиционной техники
рисования при росписи матрешек.
Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии
образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства,
развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую
активность, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательные: Воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;
воспитывать любовь к труду русских мастеров.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: рассматривание матрешки, беседа, художественное слово, физические минутки, пояснения,поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных
техник для рисования.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: игрушка матрешка, мольберт.
Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного,
синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки,кисти.
Музыкальное сопровождение: запись mp3 русской народной музыки.
Индивидуальная работа: помощь детям, затрудняющимся при росписи
матрёшки.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно
прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение
художественного слова о матрёшке и народных промыслах России.
Этапы образовательной деятельности:
- вводная часть;
- основная часть;
- практическая часть;
- заключительная часть.
В ходе образовательной деятельности сочетаются различные формы работы:
- групповая;
- индивидуальная.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть (звучит музыка « На горе то калина») водят хоровод
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами очень интересная и познавательная беседа, а начнем мы ее с загадки:
Алый шёлковый платочек,Яркий сарафан в цветочек,Упирается рука В деревянные бока.А внутри секреты есть:Может – три, а может, шесть.Разрумянилась немножко.Это русская ………
Основна
- Да, правильно, это Матрешка! Какая интересная кукла! О матрешке,
слагались легенды, как и о народных героях. Русскую матрешку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрешку.
- Ребята, а вы знаете, из какого материала делают ее?
-Правильно, из дерева. Работа с матрёшкой сложна.
-Посмотрите, как ее изготовляют.
Презентация-беседа
(Изготовление матрешки)
Физминутка "Нарядные Матрешки":
Хлопают в ладошки-
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Хлопают в ладошки-
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши) Здороваются.
- Матрешка!
-Из дерева!
Ответы детей.
Выполняют действия согласно тексту.
II. Основная часть
- Послушайте внимательно сказку:В одном городе жили-были дети. Они каждый день ходили в детский сад. Были дружными и весёлыми. Дети очень любили рисовать, ходить на экскурсию гулять по улице, где был магазин, в котором жили «краски». «Краски» часто видели через витрину детей, наблюдали за ними, какие дети дружные, добрые и весёлые. Как красиво и здорово они шагают парами вдоль витрины, негромко разговаривают между собой и рассматривают «краски». Однажды воспитательница вошла в магазин и купила те самые «краски», и предложила «краскам» поиграть с детьми в детском саду. «Краски» очень обрадовались. Наперебой стали рассказывать - «Я» самая красивая краска, нет «Я», даже поссорились. Воспитательница принесла краски в детский сад и рассказала детям, что произошло по дороге. Но в этом детском саду жили самые дружные дети, и они предложили «краскам» подружиться. Сначала дети рисовали каждой краской отдельно, но случайно краски стали сливаться, смешиваться и получились новые цвета красок. Так «краски» подружились. А у ребят получилась красивая разноцветная картина.
- А вы хотите поиграть с красками и подружить их?
-Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи матрешек.
- Чем можно расписать Матрешку?
-Правильно, но мы еще и будем играть с красками,будем их смешивать, чтобы у нас получилось много цветов.
-А чтобы наши пальчики хорошо работали, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику:
Мы ребята – мастера, (Указать ладонью на себя)
Молотком тук-тук стучали - (Постучать кулаком поГвозди долго забивали. тыльной стороне ладони)
Получилось как-то криво, (Рукой показать кривую)
Отпилили мы красиво.(Движение ребром ладони о ладонь)
Зачищали шкуркой долго, (Потереть ладонь о ладонь)
Покрывали лаком стойким(Потереть пальцами о ладонь)
Верх узором украшали, (Пальцем чертить узор в воздухе)
Посмотреть гостей позвали.(Поманить ладошками к себе)
-Ну а теперь мы готовы к волшебному рисованию, будем расписывать матрешку,
а чтобы она получилась красивой и красочной,попробуем смешать краски.
Внимательно слушают.

Да, хотим!
- Можно расписать карандашами, красками, ватными палочками и даже можно пальчиком.

Выполняют все действия согласно тексту.
Внимательно слушают.
III. Заключительная часть - Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники.
Матрешка - является русской народной игрушкой. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку.