Конспект НОД во второй младшей группе. Рисование матрешек «Русский хоровод. План-конспект занятия по рисованию (младшая группа) на тему: Конспект ООД по рисованию "Матрешек русских хоровод" Рисунок хоровод матрешек

МБОУ «Тюльпанская основная общеобразовательная школа»

Оренбургской области Первомайского района

Творческий проект

«Матрешки

водят хоровод»

Подготовили: учитель

информатики и изобразительного

и учащиеся 2-3 класса

Творческий проект "Матрешки водят хоровод"

Продолжительность проекта: краткосрочный (четыре недели)

Тип проекта: творческий, образовательный

Участники: учитель, дети, родители

Возраст детей: 8 лет

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: Как появилась матрешка? Какие бывают матрешки?

Цель проекта: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.

Задачи: 1. Для детей: познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей; систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки; развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового; развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд; содействовать развитию творческих способностей детей. 2. Для педагога: способствовать творческой активности детей, умение использовать в исследовательских целях сеть Интернет; создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно изучать новое, ранее неизвестное, вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, самовыражаться в различных видах деятельности; вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс. 3. Для родителей: приобщать к истокам русской народной культуры; систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке, о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки; принимать активное участие в образовательном процессе.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: - развлечение для детей с участием гостей «Матрешки водят хоровод». - Мастер - класс по созданию авторской матрешки.

Продукты проекта: коллективный альбом о видах росписи матрешек «Народная игрушка»;  выставка рисунков и поделок в различной технике «Матрешки водят хоровод»; 

миниэкспозиция предметов прикладного творчества. картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой; иллюстрации о разновидностях матрешек; электронная презентация по итогам проекта «Русская матрешка».

Ожидаемые результаты по проекту: 

сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения; сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.; заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.); конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью учителя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

    определение объектов изучения;

    создание микрогрупп для работы над проектом;

    получение плана-задания микрогруппами;

    приобретение материалов для изодеятельности;

Исследовательский:

    работа в сети Интернет по подбору необходимого материала;

    ознакомление с историей матрешки;

    изучение художественных элементов;

Практический:

    создание папки-подборки о видах матрешек;

    сбор – коллекции матрешек;

    выполнение рисунков матрешек;

    изготовление книжки-раскладки Русская матрешка;

    разучивание песни Матрешка;

Заключительный:

    обобщение результатов работы;

    проведение игрового занятия по итогам проекта;

    презентация проекта;

Методическое обеспечение проекта:

Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993. Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 1982, Михина Е.Н. «Развивающие игры для детей 2 -7 лет». Издательство «Учитель» 2010 год, Иллюстрации и картины о разновидностях матрешки.

История возникновения матрешки

Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Имя Матрена,Матреша считалось в России самым распостраненным женским именем. В его основе лежало латинское слово матер - мать.Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному, оставляя в игрушке загадачность, сказачность и теплоту.

Виды матрешек

Семеновская матрешка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.

Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.

Семеновские мастера всегда изображают матрешек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком", малиновый румянец.

Загорские матрешки более приземистые, плотные. Верхняя часть

фигурки плавно переходит в утолщение.

Она более округлая, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами.Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют “пеструшкой”.

Матрёшки Полхов-Майдана очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, с покатыми плечиками. Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями.У матрешек из Полхов-Майдана нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого - условный овал на двухцветном поле - верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами.

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы.Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой.

Для инкрустации используется ржаная соломка,ее варят до получения желтого и белого цветов. Наклеивают соломку по сырому лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком.

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо.

Сергиево-Посадская матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище.

В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий.

Фото – репортаж

Презентация творческого проекта

«Матрешки водят хоровод»

Гости приняли участие в практической части проекта

Анастасия Жамочкина

Цели: учить рисовать кончиком кисти линии,разные по толщине, развивать умение работать красками, различать предметы по величине, воспитывать эстетический вкус, самостоятельно выбирать цвет для рисунка, учить выполнять ритмические танцевальные движения под музыку.

Задачи: Обучающие

Учить составлять узор, заполняя картинку.

Развивающие:

Развивать изобразительное творчество детей.

Развивать сенсорное восприятие цвета.

Создать радостное настроение.

Воспитательные:

Вызвать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Воспитывать навык культуры поведения.

Воспитывать навыки совместной работы в коллективе.

Материалы и оборудование: игрушки (кукла, матрешки разной величины, различные игрушки); краски, кисточки, ватные палочки, салфетки, заготовки матрешек (раздаточный материал для детей, мольберт, аудиозапись «Веселые матрешки»(муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой).

Ход занятия

Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Она принесла с собой свои игрушки. Посмотрите какие интересные игрушки.

Кукла Катя говорит, что у нее есть самая любимая игрушка. Давайте попробуем отгадать, что это за игрушка. Послушайте загадку:

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки… (Матрёшки)

Правильно! Найдите эту игрушку на столе.


Ребята, около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку – куклу, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по русски: в сарафаны, фартуки и платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково – Матрешками.

Матрёшка – это русская народная игрушка. Символ нашей Родины-России. Одна большая, а внутри неё находятся ещё подружки (По ходу открываю матрёшку и ставлю рядом все матрёшки.) Вот какие они нарядные наши подружки! Все так похожи друг на друга!


Можно сказать, что они сестрички или нет? (да)

А чем они отличаются друг от друга (ростом)

Покажите, где самая большая матрешка?

А где самая маленькая?

Дети показывают и отвечают полными ответами на вопросы воспитателя.


Давайте вместе с вами рассмотрим матрешку внимательно. Во что она одета? (на матрешке яркий сарафан, фартук и расписной платок)

Вот какая она нарядная!

(обращаю внимание детей на различные узоры: цветы, горошины и др.).

Вы знаете, из чего сделана Матрешка? (из дерева)

А как мастер её делал? (вырезал из дерева матрёшку, раскрасил красками)

Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку? (разноцветными, красными, зелёными.)

А какими узорами украсил? (цветами, листьями, линиями, горошинами)

Понравилась вам Катина игрушка? (Да)

А давайте сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками.

Физкультминутка: танцуют под музыку Ю. Слонова, слова Л. Некрасовой "Веселые матрешки"



Давайте теперь мы сами попробуем украсить наряды матрешек. Фартук мы украсим полосками, а платок горошинами. Полоски мы будем рисовать кистью, а горошины при помощи ватных палочек.

(Демонстрация и объяснение приёмов изображения как нужно наносить линии и точки).







Молодцы, ребята. Вы работали как настоящие мастера. У вас получились очень красивые матрёшки. А вам они нравятся?

Вот ребята и настала пора прощаться нам с куклой Катей. Давайте скажем ей до свидания.


«Весёлый хоровод матрёшек»

познавательное занятие в старшей группе

Воспитатель: Казарян Тамара Андреевна

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество,

Коммуникация, социализация, здоровье, труд, музыка.

Программное содержание:


  1. Воспитывать у детей интерес к декоративно – прикладному искусству, уважение к труду народных умельцев.

  2. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

  3. Закреплять знания детей о русской матрёшке, как об одном из старинных народных промыслов.

  4. Повторение пословиц о труде.

  5. Активизация словаря: сувенир, Символ России, деревянная заготовка, роспись, семёновская, загорская, похлов - майданская.

  6. Закреплять умение использовать нетрадиционную технику рисования, пластилинографию.

  7. Формировать творческие способности детей, самостоятельность, активность.

Оборудование:

Слайды с иллюстрациями к каждой части занятия.

Заготовки фигурок матрёшек, разные виды круп, гуашь, кисти, подставки, салфетки, клейстер.

Предварительная работа:


  • Экскурсия в мини - музей «Матрёшка – деревянная игрушка»

  • Рисование «Платочек Матрёшки».

  • Рисование «Сарафан Матрёшки».

  • Рисование Матрёшка по контуру.

  • Рисование «Матрёшка по наблюдению».

  • Аппликация – «матрёшки».

  • Лепка матрёшек.

  • Заучивание стихотворений и частушек к занятию.

  • Заучивание пословиц о труде.

  • Лепка матрёшек из солёного теста и их украшение.

  • Пластелинография - украшение фартука матрёшки

Организация детей:

Дети входят в группу друг за другом под р. н. мелодию. Их встречает Хозяйка Страны Мастеров в русском народном костюме.

Ход.

(на фоне р. н. музыки)

Проходите, гости дорогие! (с поклоном)

Заждалась я вас, рада всех вас видеть. Рассаживайтесь по удобнее.

Я - Хозяйка страны Мастеров. Ко мне приходят те, кто умеет и любит создавать что – то новое, красивое – мастера.

Мастера России славятся своим умением во всём мире. Вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры? И в нашей огромной стране тоже есть такой сувенир, он так же считается символом России, как флаг, герб, берёза. Догадались что это такое? Послушайте загадку:

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! …Гармошка?

Нет! …То – русская матрёшка!!!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Конечно же, это всеми нами любимая матрёшка. (показ слайда)

У этой куклы есть внутри один секрет. Такого секрета нет больше ни у одной другой игрушки.

Знают все её загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю –

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две… и вот…

Матрёшек целый хоровод.

А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Нет? Существует немало легенд о её происхождении. Мне очень нравится эта красивая сказка:

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

В другой легенде говорится, что однажды из Японии была привезена деревянная игрушка – ритуальная кукла Дурума. Она изображала доброго и лукавого старичка. Японская игрушка была с секретом: в старичке Дуруму пряталась вся его семья – 3 вкладыша. Она очень понравилась нашему мастеру, и он выточил куклу Матрёшку. (показ слайда)

А может – быть, матрёшка появилась благодаря «писанкам» - деревянным, расписным пасхальным яйцам, их уже много веков делают на Руси.

(показ иллюстрации)

Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее.

Первым мастером, который изготовил матрёшку на токарном станке, считают Василия Петровича Звёздочкина. (показ слайда портрета)

Первым художником, который расписал матрёшку – Сергеем Васильевичем Малютиным.

(показ слайда портрета)

Это была девочка в сарафане с черным петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок.

Вот так и родилась первая матрешка – россияночка.

С тех пор живёт матрёшка, как русский яркий сувенир.

Шагает кукла по планете, и ей любуется весь мир.

Прошло много лет, а Матрёшка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры, её дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрёшки остаётся прежней - бесконечность жизни, любовь и дружба.

Физминутка

(Дети становятся в хоровод, исполняют песню на русский народный мотив).

Деревянные сестрицы.

Чернобровы, круглолицы.

(Дети качают головой от плеча к плечу).

Любят яркие одежки

Деревянные матрешки.

(Дети кладут руки на пояс, делают полуобороты вправо и влево).

Как у нашей у Матрешки

Сарафан упрятал ножки.

(Дети выставляют поочерёдно ножки на пятку).

Как Матрена заплеталась

Да платочком покрывалась.

(Дети изображают, будто они плетут косу и завязывают в платок).

Чернобровы, круглолицы,

Очень дружат все сестрицы.

(Дети поднимают руки вверх и плавно качают ими вправо, влево).

Что случилось милый друг?

Кто-то спрятал всех подруг.

(Дети от удивления разводят руками).

Ты не бойся, песню пой,

Они сидят одна в одной.

(На слова «одна в одной» дети делают два хлопка в ладоши).

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка – кукла расписная,

А как назвать её не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А, может, на Танюшку? – ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка.

И мастер ту игрушку, Матрёшкою назвал.

Откуда взялось такое имя? Почему кукла стала так называться? (ответы детей)

Раньше маленьким девочкам часто давали это ласковое имя – Матрена, Матрёнушка, Матрёшенька, Матрёшка. Так и закрепилось имя Матрёшка за игрушкой.

А что означает имя Матрёна

Имя Матрёна означает мать семейства – «матрона».

^ ИГРА «НАЗОВИ СРУЖНУЮ СЕМЬЮ МАТРЁШЕК»

(назвать семью матрёшек старинными русскими именами: Дуняша, Феклуша, Маняша и т. д.)

Существует три основных росписи матрёшек.

1. Это матрешка из Семенова. Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка – цепь небольших бутонов – кайма с цветочными бутонами является отличительной чертой семёновской матрёшки. В манере росписи угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы. (показ слайда)

2.У мастеров из Полхова Майдана свой стиль декоративной росписи. Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Платок у неё яркий, юбка тоже. Глаза чуть сощурены. Самое яркое пятно – это фартук. На нём расцвёл чудо – букет. (показ слайда)

3. Загорская (Сергиев Посадская) – на голове у них разноцветные платки в горошек или цветочек, который обязательно завязан узлом. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу, обязательно в фартуке. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу. (показ слайда)

Не зря матрёшка наша в мире славится-

В любых она нарядах хороша,

Приятна взору русская красавица

И греет сердце русская душа!

Наши матрешки самые яркие, самые красивые. Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство.

Алгоритм изготовления матрёшки. (показ слайда)


  • Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу, сосну.

  • Вытачивают фигурку на станке.

  • Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.

  • Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.

  • Готовят краски – яркие, сочные, разного цвета.

  • Просушивают.

  • Покрывают бесцветным лаком в несколько слоёв.

А теперь посмотрим, кто был внимательным! Ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

1. От какого слова произошло название матрёшки?

2. Перечислите, что входит в наряд традиционной матрёшки.

3. Из какого материала делают игрушку?

4. Какие росписи матрёшек вы знаете?

Ведь вы не зря находитесь в Стране Мастеров. А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?


  • «Мастер золотые руки»;

  • Делу время – потехе час;

  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда;

  • Какие труды – такие и плоды;

  • Маленькое дело лучше большого безделья;

  • Умелые руки не знают скуки;

  • Каков мастер, такова и работа;

  • Хорошая работа два века живёт;

  • Солнце землю красит, человека труд
Приятно любоваться матрёшками, но ещё приятнее создавать красоту своими руками. Я предлагаю вам украсить сарафаны матрёшек.

(матрёшки, изготовленные заранее: объёмные из папье-маше, солёного теста, различного подручного материала)

Мастера, скорей за дело!

Украшай матрёшек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

На столах приготовлен различный материал для вашей работы. Проявите выдумку и фантазию.

(работа детей)

Молодцы. Потрудились все на славу. Какие красивые матрёшки получились! А как нам их объединить? Давайте соберём наших матрёшек в хоровод. Я думаю, что хоровод у нас получится весёлый, задорный.

(работы выставляются на заранее подготовленную поляну вокруг берёзки)

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

Хозяйка Страны Мастеров: Я не привыкла напрасно хвалиться,

Но все называют меня мастерицей

За то, что сама я Матрёшку свою

Вяжу, вышиваю, шью, и крою,

Рисую, клею и леплю.

Вам подарить я их хочу.

(дарит подарки присутствующим - вязаные матрёшки по количеству гостей)

^ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наш детский сад в течение года будет работать над проектом

«Матрёшка – любимая детская игрушка», поэтому просим ответить на вопросы.

1. Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?

2. Есть ли у вас дома эта игрушка?

3. Нравиться ли вам матрешка?

Да, очень. Да. Ничего особенного.

4. За что вам нравится матрешка? -

1). Очень красивая, оригинальная -

2). С ней можно поиграть -

3). Это игрушка с секретом -

4). Она веселая

5). Не знаю (затрудняюсь ответить) -

6). Не ответили -

5. Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?

1). Это игрушка, с ней можно поиграть -

2). По матрешке можно изучать историю нашей страны -

3). Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время -

4). Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать -

5). Не ответили –

6). Не знаю (затрудняюсь с ответом) -

6. Другие особенности матрешки.

Спасибо!

Примерные ответы родителей:

1). Это произведение искусства. –

2). Изделие имеет воспитательное и обучающее применение –

3). Промысел матрешек дает место работы и доход мастерам -

4). Матрешка – сувенир –

5). Глядя на красоту матрешки, отдыхаешь душой –

6). Способствует развитию творчества у детей -

7). Можно заниматься коллекционированием -

8). Не ответили –

Махонина Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДСКВ Радуга №1
Населённый пункт: Нижняя Салда
Наименование материала: Комплексное занятие для детей младшей группы
Тема: "Матрёшек русский хоровод"
Дата публикации: 07.02.2017
Раздел: дошкольное образование

«Матрешек русский хоровод»

Комплексное занятие

для детей второй младшей группы

составитель Махонина О.В.

Виды

детской

деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.
Длительность занятия: 20 минут

Цель:
учить рисовать точки и линии разной толщины; развивать умение работать гуашью, различать предметы по величине; воспитывать эстетический вкус, дав детям возможность самостоятельно выбрать цвет для рисунка; упражнять в выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе; учить выполнять ритмические движения под музыку.
Планируемые результаты:
Проявляет интерес к выполнению комплекса игровых физических упражнений, эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту музыкальное произведение «Матрешки», активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Матрешек русский хоровод», участвует в разговоре с педагогом при знакомстве с матрешкой и в выставке детских работ, слушает
Материал

оборудование:
игрушки (кубики, кукла, матрешки разной величины), мольберт, заготовки матрешек с нарисованным лицом и раскрашенная матрешка, гуашь, кисти, ватные палочки, стаканы с водой; мешочки, сувенирные матрешки; элементы народных костюмов - сарафаны, косынки, кепки. Запись на USB носителе русской народной музыки «Ах, вы сени мои сени», «Матрешки», муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой.
Предварительная работа:
игры с матрешкой, рассматривание узоров на них.
Ход занятия
Дети под музыку заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на стол, где находятся различные игрушки. Она поочередно показывает их и задает вопросы.
Воспитатель:
Ребята, вы любите свои игрушки?
Дети
отвечают:

Воспитатель:
Давайте их назовем (показывает)
Дети
хором называют: мяч, машина, бубен, кубик, кукла …
Воспитатель.
Есть у нас в группе еще одна игрушка, про которую придумали вот такую загадку:
Загадка
. Ростом разные подружки, Не похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка? (матрешка)
Ответ детей.

Воспитатель.
Правильно, это матрешка (достает матрешку). Вот какая она нарядная! Дети рассматривают ее.
Воспитатель.
Ребята, а матрешка пришла к нам в гости необычная, волшебная (гремит)
Как вы думаете, что внутри ее гремит? Обращает внимание детей, что внутри ее что-то есть. Предлагает детям подойти поближе к столу и посмотреть, что же там. Открывает матрешку, а там еще одна и еще. (Шли подружки по дорожке, было их немножечко: две Матрены, три матрешки и одна Матрешечка) Закрепляет знания детей «один-много». А сможете ли вы показать, где самая большая, а где самая маленькая матрешка? (дети показывают) Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель.
Матрешки проказницы, веселые подружки очень любят играть в прятки. Игра «Прятки» У меня в трех мешочках лежит по одной матрешке. Кто сможет на ощупь отыскать самую маленькую? (дети выполняют задание) Какие молодцы! С этим заданием вы справились. А справитесь ли вы с еще одним? Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоят деревянные заготовки матрешек.
Дело в том, что к нам в детский сад привезли матрешек, которых не успели раскрасить на фабрике. Посмотрите на них (показывает заготовку матрешки). И лицо нарисовано, и платочек раскрашен, а платье из простой белой ткани. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек (показывает на игрушки) такие красивые наряды. Поможем подружкам? Дети. Да! Но прежде чем приступить к работе, давайте разомнем пальчики. Проводится пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие» Были маленькие мы пальцы согнуты, прижаты к ладони Стали вдруг большие расправить пальцы, растопырить Шалунишки, шалуны движение «фонарики» А дружные какие! Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты. Дети садятся за столы.
Воспитатель.
Здесь матрешки стоят, и на вас они глядят. Вы матрешку выбирайте, сарафанчик украшайте. Как вы думаете, какой же узор подойдет для украшения сарафана? Я для своей матрешки выбрала вот такой. (на мольберте рисует узор, составленный из полосок и точек). Посмотрите, что у меня получилось, Матрешка даже повеселела. А ваши матрешки все еще грустят. Украсьте их сарафанчики. (дети выполняют рисунок. Воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения, поощряет детей). Посмотрите, как повеселели матрешки. Они вам очень благодарны и приглашают нас в гости.

3. Комплекс упражнений:

«Идем в гости к матрешкам»
Ходьба в колонне по одному. 
«Украсим комнату шарами»
И.п. – стоя, ладони возле рта в виде шара. 1-2-3-4 – подуть в ладошки, постепенно разводя их и показывая, как надувается шар. 5-6 – подкинуть воображаемый шар вверх. 7-8 – вернуться в исходное положение. 
«Матрешки любят чистоту, покажем чистые ручки».

И.п. – стоя, руки опущены вниз. 1-2 – вытянуть руки вперед. 3-4 – повернуть их ладонями вверх-вниз. 5-6 – вернуться в исходное положение. 
«Поможем накрыть матрешкам стол»
Воспитатель раздает детям кубики, по одному каждому. Дети становятся в круг. И.п. – сидя, в руках кубик. 1-2 – повернуться влево, положить кубик. 3-4 – вернуться в и.п. 5-6 – повернуться вправо, взять кубик. 7-8 – вернуться в и.п. 
«Возвращаемся домой»
Ходьба в колонне по одному.
Воспитатель.
Ребята, посмотрите, какие нарядные матрешки нас встречают! (указывает на стол, где расположены матрешки, раскрашенные детьми)
А теперь можно и потанцевать (предлагает нарядиться для веселого танца, дети наряжаются, и танцуют под русскую народную мелодию для матрешек) Очень любим мы, матрешки, Разноцветные одежки. Сами ткем и прядем, Сами в гости к вам придем.
Воспитатель
: (поет, дети подпевают и выполняют движения по показу воспитателя) Мы матрешки - вот какие крошки! Посмотрите, вот у нас красные сапожки. Мы матрешки - вот какие крошки, Посмотрите, вот у нас Розовые щечки. Мы матрешки - вот какие крошки, Посмотрите, вот у нас Яркие платочки. Руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево. Руки на поясе. Движение «ковырялочка»: ногу выставить вперед, поставить на носок и развернуть на пятку. Завершить движение тремя притопами. Повторить то же другой ногой руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотом вправо и влево. Растирание щек. Руки на поясе. В такт музыке дети выполняют приседания с поворотом вправо и влево, повороты вправо, руками берутся за кончики платочков.
Воспитатель.
Вот как весело мы провели время! И матрешкам помогли, и повеселились вместе с ними. Воспитатель наряжается в костюм Матрешки и раздает всем детям угощения (шоколадные матрешки) Пыль клубится по дорожке Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках, Все с гостинцами в руках Кукла Матрешка нарядна, красива. Кукла Матрешка – улыбка России. Матрешка-игрушка, ты всем нам нужна. Матрешка – подружка на все времена!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ласточка»

(подготовительная группа)

Подготовили: воспитатель Ермолаева Нина Васильевна, музыкальный руководитель Петухова Татьяна Алексеевна. Таёжный

Программные задачи:

Образовательные:

  • Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;
  • Познакомить с семеновской матрешкой;
  • Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования.

Развивающие:

  • Развивать эстетическое восприятие и воображение;
  • Формировать творческие и креативные способности детей.

Оздоровительные:

  • Следить за осанкой детей во время работы.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: рассматривание подлинной игрушки – матрешки, алгоритма, беседа, художественное слово, загадка, частушки, физминутка, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных техник для рисования, вхождение в образ.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: Игрушка Матрешка, алгоритм , мольберт.

Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.

Оборудование: ширма с аппликацией матрешек.

Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.

Словарная работа: использовать в речи слов определений Семеновской Матрешки (веселая, радостная, расписная, сувенирная, чернобровая…) с Максимом У., Рамилем Х.. Обогащать словарь детей словами: сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла» . На фоне музыки…

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко

(Ответы детей - русская матрешка)

Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей в этом году исполняется 120 лет. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото) , а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Есть разные Матрешки.

Из чего делают матрешку?
Ответы детей: Из дерева.
Матрешек делают из дерева
Воспитатель: Из какого дерева?

Ответы детей: Из березы.
Матрешек делают из елки.
Изготовляют матрешек из липы.

Воспитатель: Сделать матрешку не просто. Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.

(работают по алгоритму «Последовательность изготовления матрешки» )

Воспитатель: Что сначала делает мастер?

Ответы детей: Мастер вначале работы подбирает брусок дерева.

Подбирает дерева брусок для начала работы.

Мастер подбирает брусок дерева, из которого будет делать матрешку.

Ответы детей: Подготавливают краски для работы.

Готовят краски, которые нужны для росписи матрешки.

Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.

Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку?

Ответы детей: Покрывает ее лаком для прочности.

Чтобы матрешка была прочная, ее покрывают лаком.

Чтобы матрешка не портилась ее покрывают блестящим бесцветным лаком.

Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее… (семеновская)

Какие цвета в росписи используют художники?

Ответы детей: Художники используют красный, синий, зеленый.

Для работы художники используют разные цвета: красный, желтый, черный, синий.

В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного цвета.

Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки?

Ответы детей: Она в руках держит большой букет роз.

В букете очень много листочков.

Он закрывает почти весь фартук.

Воспитатель: Как расписан платочек?

Ответы детей: Края украшены цепочкой из бутонов и листьев.

По краю платочка нарисована цепочка из бутонов цветов и листочков.

По кайме платка цепочкой нарисованы листья и бутоны цветов.

Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?

Ответы детей: Веселой и озорной.

Игривой, радостной.

Праздничной, доброй, ласковой.

Нарядной, сувенирной и т. д.

Воспитатель: Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова. Вам нравится семеновская матрешка? Хотели бы вы ее расписать?

(получает согласие детей)

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи семеновских матрешек. Чем можно расписать Матрешку?

Ответы детей: Можно расписать пальчиком.

Матрешку можно расписать при помощи «тычка» и ватной палочки.

Помогут при росписи матрешки цветные и пастельные карандашами, красками.

Можно расписать с помощью перышка, печатки.

(Воспитатель предлагает физминутку)

Физминутка.

Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний

Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.

«А я по лугу» . Дети самостоятельно расписывают Матрешек)

Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

(Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде.

Поспешишь – людей насмешишь.
Хорошая работа два века живет.
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека – труд.

Каков мастер, такова и работа.
Всякое дело мастера красит.

После завершения росписи проводит итог)

Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!

Да и сами матрешки мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.

Нынче праздник в нашем доме,
Гости бьют в ладошки.
Продолжается знакомство
Где же вы, матрешки?

(Под музыку выбегают Матрешки)

Эй, Матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!

(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)

1. Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вчетвером поем частушки
И танцуем вчетвером.

2. И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.

3. Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.

4. Ох, уж у Матреши
Доченьки пригожи!
Доченьки пригожи,
На нее похожи!

5. Я – Матрешка – сувенир
В расписных сапожках,
Прогремела на весь мир
Русская Матрешка!

6. Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяна я:
Щеки, словно розы.

7. Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

8. Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.

(Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла» . На фоне музыки…)

Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.

Литература.

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия) . Мозаика – Синтез, 2001.
  2. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва Изд-во Малыш, 1988.
  3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
  4. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
  5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
  6. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. М. Изд-во «Малыш» , 1988.
  7. Берестов В. Д. Матрешкины потешки. Книжка-игрушка. Изд-во «Малыш» М. 1982.
  8. Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. Москва. Линка-Пресс, 2004.
  9. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб. КАРО, 2007.
  10. Под редакцией Казаковой Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Москва. Творческий Центр Сфера, 2004.