Конспект досуга по развитию речи во второй младшей группе «Вечер загадок. Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы Загадки для мл группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 225»

Сценарий развлечения

для второй младшей группы

Подготовили воспитатели:

Лоскутова И.П.

Иванова А.П

г. Ярославль

2017 г .

Развлечение во второй младшей группе

«Загадки из сундучка Сказочницы»

Содержание организованной деятельности.

Ход развлечения:

Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал под музыку Дашкевича

«В гостях у сказки».

Сказочница:

Здравствуйте ребята, я добрая сказочница.

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка к двери к нам стучится,

Скажем сказке: «заходи»!

Я по свету хожу, сказки собираю, да в сундучок складываю, потом эти сказки людям рассказываю. Вы любите ли вы сказки? (Ответы детей) .

Кто вам сказки рассказывает? (Ответы детей). Ребята, я так много путешествовала, что забыла названия и имена некоторых сказочных героев, может, вы поможете мне их вспомнить?

Воспитатель :

Добрая сказочница, наши дети не только любят сказки, нои знают много сказочных героев и помогут тебе.

Добрая сказочница:

Сказочные герои живут в моем сундучке, а вспомнить их помогут нам загадки. Слушайте внимательно:

Загадка 1

Он от бабушки ушёл
И от дедушки ушёл.

Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису ...(Колобок)

Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно наколобка, какой он? (круглый, румяный).

Танец «Прыг -скок Колобок»

Загадка 2

Растут на макушки
Длинненькие ушки.
Он хоть и мальчишка,
А такой трусишка!
Ну-ка угадай-ка,
Как зовется?..(зайка)

Сказочница: Давайте мы попрыгаем на лужайке, как маленькие зайки.

Танцевальная пауза - игра «На лесной лужайке»

Загадка 3

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это? ...(Лиса )!

Воспитатель: Ребята, где живет лисичка? (в лесу?)

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

Ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Лиса и зайцы » . А какие зайчики? Как они умеют прыгать? Что кушают? Как вы думаете, что происходит, когда зайцы видят лису (ответы детей) . Давайте мы с вами будем зайками, а лисой у нас будет (выбираю ребенка лису по желанию детей) . Лиса будет спать , а мы побежим на лесную полянку веселиться, но помните, когда лиса проснется , увидит вас и скажет - ага, вот вы зайки -нужно будет бежать в свой домик.

Воспитатель начинает читать стихотворение, а дети выполняют действия согласно тексту:

На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки - побегайки. (дети прыгают, изображая зайчиков)

Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок. (сидят, делают движения руками)

Вдруг бежит лисичка - рыжая сестричка (оббегает сидящих детей)

Видит зайцев и говорит«Где, где же вы зайки? Ах, вот вы где!» (лиса догоняет зайцев, а зайчики убегают в свои домики)

Загадка 4

Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки.(Мышь)

Воспитатель: Ребята, какого цвета мышка? Как она разговаривает? Какая мышка по размеру? Ребята, а вы знаете, что мышки тоже спят, а непослушным мышатам говорят: «Не шумите, не скачите!», а они шумят и скачут. Давайте покажем, какие мы мышки - шалунишки.

Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Скачут мышки - шалунишки, (прыгают на месте)

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише мышки,

Не мешайте спать малышке (садятся на корточки, кладут ладони, сложенные «лодочкой», под щеку)

Ах, какие у нас мышки - шалунишки! (игра повторяется 2 раза)

Загадка 5

Зайцы разбегайтесь!
Серый зверь. Спасайтесь!
Он зубами щелк, щелк.
На охоту вышел...(Волк)

Воспитатель: Посмотрите на волка. Что есть у него? (хвост, уши и т.д)

Загадка 6

Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»(Лягушка)

Сказочница : Ребята, лягушки тоже, как и вы любят играть.

Подвижная игра «Ловля мыльных пузырей»

Показать детям, как можно выдувать мыльные пузыри. Отметить как много пузырей - больших и маленьких. Показать детям, как ловить мыльные пузыри.

Хоровод «Раздувайся, пузырь»

Воспитатель. :Давайте с вами образуем один большой пузырь. (Дети берутся за руки, вставая в круг) . Сделаем пузырь поменьше. (Дети немного сужают круг) . А теперь - совсем маленький шарик. (Дети делают еще один шаг к центру.)

Затем таким же образом расширяют круг и водят хоровод со словами.

Надувайся пузырь(расцепляют руки и хлопают в ладошки)

Раздувайся большой.

Оставайся такой

Ине лопайся.

Хлоп!

Лопнул пузырь ! Полетели! (Бегают врассыпную).

Затем снова берутся за руки, образуя круг, и водят хоровод.

Загадка 7

В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его….(Медведь)

Подвижная игра «Мишка косолапый»

На полянке вырос дом, разместились звери в нем,
Вдруг пришёл большой лохматый раздавил он домик лапой (медведь теремок)

Сказочница: Попытался медведь влезть в теремок, да не смог, полез на крышу и только уселся - затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле - еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок - все целы и невредимы. А потом они все вместе построили новый теремок

Динамическая пауза «Домик»

Тук, тук молотком! (Стучат кулачком о кулачок.)
Друзья строят новый дом!
Крыша большая - (Поднимают ручки высоко вверх.)
Вот такая!
Окошки большие - (Раздвигают руки широко в стороны.)
Вот такие!
Друзья строят целый день! (Стучат кулачком о кулачок)
Строить дом совсем не лень.
Позовут они гостей ("Зовут" рукой к себе)
Будет в доме веселей (хлопают в ладоши)
Без веселья здесь нельзя, в теремке живут друзья (под музыку дети танцуют).

Сказочница:

Спасибо вам ребята за помощь, благодаря вам я вспомнила всех героев, но мне пора идти дальше. Я вам подарю книги, в них тоже живут сказочные герои. Читайте и меня не забывайте, а я еще к вам вернусь. До скорых встреч!.

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы

Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры и загадки для детей.

Игры для социально-коммуникативного развития.

Игра «Кому что нужно»

Цель: познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.

Для игры нужно подготовить предметы, необходимы для выполнения профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска и т. д. , а также детали соответствующих костюмов. Дети распределяются по ролям.

Сначала с детьми нужно провести беседу о профессиях врача, парикмахера, пекаря (можно выбрать и другие) . Необходимо выяснить, что малыши знают об их профессиональной деятельности. Можно спросить, у кого из детей родители имеют такие профессии.

В ходе игры каждый ребенок сначала получает детали костюма. Он должен понять, какую профессию ему нужно представлять. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель им помогает.

Далее проводится игра с предметами, которые сложены на столе. Детям нужно выбрать предмет, который необходим для их профессиональной деятельности. После этого можно предложить им показать, как этим предметом надо пользоваться.

Игра «С кем дружить»

Цель: учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие.

На доске разместить изображения детей с разным выражением лица. Ребятам предлагается рассмотреть картинки и выбрать себе друга. Воспитатель должен попросить их объяснить свой выбор.

Игра «Да или нет»

Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.

Дети становятся в круг. Воспитатель должен называть различные ситуации, а малышам нужно, если озвучено правильное поведение - хлопать в ладоши, если неправильное - топать ногами.

Игры, способствующие физическому развитию.

Игра «Качели»

Цель: учить выполнять различные ритмичные движения; развитие координации и равновесия.

Воспитатель предлагает детям повторять за ним строчки стихотворения и выполнять соответствующие движения.

Все лето качели

Качались и пели,

И мы на качелях

На небо летели.

(Дети начинают качать руками вперед-назад, в приседании слегка пружиня ноги в коленях ).

Настали осенние дни.

Качели остались одни.

(Уменьшают интенсивность движений и постепенно останавливаются ).

Лежат на качелях

Два желтых листка.

И ветер качели

Качает слегка.

(Снова потихоньку начинают двигать руками ).

Игра «На прогулке»

Цель: разучить физические упражнения в движении, профилактика плоскостопия.

Перед началом игры дети выстраиваются в колонну. Воспитатель сообщает им, что они отправляются на прогулку, и просит их слушать его рассказ и повторять все движения.

Мы идет по тропинке (дети идут друг за другом ).

Нам надо перейти через лужу (идут на пяточках ).

Подошли к яблоньке и хотим попробовать ее яблочки. Дотянитесь до них (идут на носочках ).

Надо перепрыгнуть через ручей (прыгают ).

Повстречали медвежонка, покажите, как он ходит (идут на внешней стороне стопы ).

Воспитатель может предлагать разные варианты движений. Для одного сеанса игры детям озвучивается не более пяти разных заданий.

Реализация всех пяти образовательных областей обеспечивает комплексный подход к развитию ребенка. В младшей группе такая работа должна планироваться и проводиться с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет.

Игра «Музыкальный стульчик»

Цель: формировать навыки двигательной деятельности, учить бегать по кругу, развивать внимательность, учить действовать по сигналу.

Для начала игры нужно по центру комнаты поставить в круг несколько стульчиков (на один меньше, чем количество участников ). Дети должны стать в кружок вокруг стульев. Воспитатель включает музыку.

Пока звучит музыка, дети бегают по кругу. Как только музыка остановится, каждый должен сесть на отдельный стульчик. Одному ребенку стульчика не хватит. Он выходит из игры и стульчик убирается. Дальше игра повторяется. Так продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок.

Игры для художественно-эстетического развития.

Игра «Узнай и дорисуй»

Цель: развивать у детей чувство симметрии; учить точно передавать форму предмета, штриховать.

Для игры необходимо сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных предметов: цветок, солнышко, листочек и т. д. Детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок.

Игра «Собери капельки в стакан»

Цель: научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.

Для игры нужно подготовить стаканчики и картинки разноцветных капель.

Воспитатель обращается к детям:

Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте свои капельки такого же цвета.

У каждого ребенка должен быть набор из капелек всех нужных цветов.

Игра «Красиво - некрасиво»

Цель: учить выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.

Детям предлагаются разные картинки. Они должны определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать предмет, который разукрашен в неподходящий цвет и нарушает общую композицию.

Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?

Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?

Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?

Такую игру можно проводить фронтально или разделить детей на группы.

Игры для познавательного развития детей.

Игра «Что где растет»

Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.

Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи ) овощей и фруктов.

Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.

Игра «В лес за грибами»

Цель: формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один - много».

Для проведения игры необходимо подготовить изображение большой полянки, на которой расположено несколько фигурок грибочков. Детям нужно раздать корзинки.

Дети, мы пришли в лес на грибную полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов? (Много).

А теперь каждый из вас сорвет по одному грибу. Ответьте мне по очереди, сколько грибов в вашей корзинке. Сколько у тебя, Миша? (У меня один гриб ).

Воспитатель должен спросить каждого ребенка.

Давайте сложим все грибы в мою корзинку. Сколько получилось у меня грибов? (Много). А у вас? (Ни одного ).

Игра «Упакуй подарок»

Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.

Воспитатель предлагает детям пойти на День рождения к Верочке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).

Теперь нужно подарок упаковать, а для этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».

После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.

Игры для речевого развития детей.

Игра «Громко – тихо»

Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса.

Для проведения игры нужно подготовить парные предметы разных размеров (большая и маленькая дудочки, уточки, машинки ).

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми беседу.

Посмотрите, у меня в руках большая мама-утка. Она зовет своих деток и громко кричит «Кря-кря!». Повторите, как кричит мама-утка.

Дети громко повторяют «Кря-кря!».

А теперь я держу утеночка. Он еще очень маленький и может только тихо говорить, «Кря-кря!». Повторите, как он это делает.

Дети тихо повторяют «Кря-кря!». Педагог должен следить, чтобы дети не переходили на шепот.

После ознакомительной беседы можно перейти к самой игре. Педагог по очереди показывает то большую, то маленькую уточку, а дети должны самостоятельно произнести, как она крякает.

Аналогично можно обыграть любую другую пару предметов.

Игра «Светофор»

Цель: учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.

Дети получают два кружочка, которые обозначают сигналы светофора. Зеленый кружочек нужно показывать, если услышишь правильное произношение слова, красные - если неправильное.

Далее воспитатель показывает картинку предмета и произносит разные варианты его названия: альбом – айбом – авьбом; банан – банам – баман и т. д. Ребята после каждого слова поднимают соответствующий кружочек.

Желательно перед проведением такой игры провести исследование в группе и определить, какие слова дети произносят неправильно. Затем включить эти слова в игру.

Игра «Пускание корабликов»

Цель: развитие артикуляционного аппарата, формирование навыка длительного произношения звука [ф] на одном выдохе и многократного произношения звука [п] на одном выдохе; развивать умение сочетать произнесение звука с началом вздоха.

Для игры нужно подготовить большую миску с водой, сигнальные флажки и несколько бумажных корабликов. Миску нужно поставить на маленький столик, а детей рассадить на стульчики полукругом вокруг стола.

Сегодня я предлагаю вам попутешествовать на корабликах. Мы с вами живем в… Отметим флажком наше местоположение. (Воспитатель устанавливает флажок на одной стороне миски и располагает возле него один кораблик).

Куда бы вы хотели отправиться? (Дети называют любые города или страны, воспитатель устанавливает другой флажок с противоположной стороны миски ).

Нам дует попутный ветер. Он спокойный, но сильный. Попробуем сымитировать его. Нужно сложить губы трубочкой и, не надувая щек на одном выдохе протяжно произнести звук [ф].

А теперь появился порывистый резкий ветер. Чтобы показать его нужно, на одном выдохе прерывисто произносить несколько раз звуки [п-п-п].

Дети должны по очереди подходить к миске, назвать, куда они хотят отправиться и помочь кораблику добраться к месту назначения.

Загадки о животных.

Воспитатель - Ребятки, посмотрите, что это на столе у нас лежит? (Дети подходят к столу, на котором разложены картинки ).

Правильно, это картинки. Кто же на них изображён? (Волк, лиса, медведь, белка, заяц, ёж ).

А как их одним словом назвать можно? (Это животные. Дикие животные ).

Давайте поиграем с этими картинками? Я буду вам загадывать загадку, а вы будете показывать мне ответ - картинку. Договорились? Слушайте внимательно первую загадку.

"Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку".

Кто это? Правильно, зайчик. (Показ картинки) .

Как вы догадались? (Дети называют признаки, по которым они узнали животное ).

Рассматривание иллюстрации с изображением зайца.

Какая шубка у зайчика? (Мягкая, серая, пушистая, теплая ).

Зимой зайчик белый, а летом серый.

Где живет заяц? (Под кустиком ).

Что он любит есть? (Травку, кору, морковку, капустку ).

Как можно ласково назвать зайца? (Зайчик, зайка, заинька ).

Ночью воет он в лесу:

“Я ягнёнка унесу-у-у!”

В зайцах тоже знает толк

Злой, голодный серый …

(Волк )

Кто это? Это волк. (Показ картинки ). Как догадались?

Рассматривание иллюстрации с изображением волка.

Какая шуба у него? (Серая, густая ).

Чем питается волк? (Ловит мышей, птиц, зайцев) .

Как называется его дом? (Логово )

Как можно ласково назвать волка? (Волчонок, волчик, волчишка ).

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснётся, ну реветь,

Как зовут его? - …

(Медведь )

Рассматривание иллюстрации с изображением медведя.

Какая шуба у медведя? (Густая, тёплая, коричневая ).

Как называется дом медведя? (Берлога ).

Чем питается медведь? (Ест ягоды, мед, сладкие корни, рыбу )

Что мишка делает зимой? (Спит ).

А почему? (Зимой для него нет еды, ему трудно ходить по сугробам ).

Как можно ласково назвать медведя? (Мишка, мишенька, медведюшка ).

С ветки прыгает на ветку,

Но на землю сходит редко.

Тельце маленькое хрупко,

Постоянно носит шубку.

Коготки на лапках Остры:

По стволу взбежать не просто!

По ветвям летит, как стрелка,

Эта рыженькая.

(Белка )

Это белка. (Показ картинки ).

Рассматривание иллюстрации с изображением белки.

Какая она, белочка? (Рыжая, пушистая, проворная )

Где живёт белочка? (В дупле, на дереве) .

Чем питается белка? (Ягодами, грибами, семенами шишек, орехами ).

Как можно ласково назвать белку? (Белочка, бельчонок ).

Отгадайте ещё одну загадку.

Рыжая плутовка,

Хитрая головка.

Хвост пушистый - краса,

А зовут её …

(лиса ).

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Рассматривание иллюстрации с изображением лисы.

Какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая) .

Где живёт, что ест? (Живёт в норе, ест мышек, птичек, зайчиков ).

Как можно ласково назвать лису? (Лисичка, лисёнок, лисонька ).

По лесной бежит тропинке,

Гриб домой несёт на спинке.

Не погладишь, не возьмёшь.

Догадались? Это…

Правильно, это ёжик.

Рассматривание иллюстрации с изображением ежа.

Какой он, ёжик? (Маленький, колючий ).

Что делает ёжик зимой? (Спит ).

Как можно ласково назвать ежа? (Ёжик, ежонок ).

При проведении игр и загадок необходимо добиваться создания атмосферы, способствующей эмоциональному благополучию ребенка и формированию у него позитивного отношения к себе, окружающим и к познавательной деятельности.

Загадки о временах года

Зима

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки - над миром пушинки.

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

***
Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?

***
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

Весна

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает

Лето

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, «купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я…

Весна

Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку

Времена года


Один седой, другой молодой,

Зима

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.

***
Хоть сама - и снег и лед,
А уходит - слезы льет.
(Зима)

Весна

Была белая да седая,
Пришла зеленая да молодая.
Словно пава летела,
На ниву присела.
Выпустила перья
Для всякого зелья.

Весна

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня…

Год, месяцы, дни, ночи

У меня есть дерево,
На нем двенадцать веток;
На каждой ветке тридцать листьев;
Одна сторона у листа черная,
Другая - белая.

Времена года

Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
Что это за гости?

Год

На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой.

***

Високосный год

Этот год живёт всех дольше:
И часов, и дней в нём больше.
Все мы ждём его прихода
Ровно раз в четыре года.

***

Год, месяцы, недели, дни и ночи

Стоит дуб,
на дубу 12 веток,
На каждой ветке
по 4 гнезда,
В каждом гнезде по 7 птенцов,
У каждого птенца
Одно крыло - белое,
Другое - чёрное.

***

Год, месяцы, недели

Стоит дуб, на дубу 12 гнёзд,
В каждом гнезде по 4 синицы.

***

Январь

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет,
Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лесу,
Что, скажи, за месяц это?

***

Февраль

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?

***

Март

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц?
Кто узнает?

***

Апрель

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?..

***

Май

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай,
Что за месяц это?..

***

Июнь

Тёплый, длинный-длинный день
В полдень - крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка?

***

Июль

Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?

***

Август

Листья клёна пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц,
Подскажи!

***

Сентябрь

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдоль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школы,
Что за месяц к нам пришел?

***

Октябрь

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

***

Ноябрь

Поле черно-белым стало;
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

***

Декабрь

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.

***

Времена года

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет.

***

Месяцы года

Двенадцать братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются.

***

Зимние месяцы

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё закрылось серебром.

***

Зима

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.

Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки?

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я - ...

Знакомы нам её угрозы.
Она всем нам грозит морозом.
Хоть в снег закуталась сама.
Кто гостья грозная..?

***

Весна

Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поля, на реку,
И по снежку, и по цветку.

Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт.

***

Осень

Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.

***

День и ночь

Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой,
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -
Спать немедленно зовёт

Братец бел, черна сестра,
Братец в дом - сестра со двора

По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна.
Черный белого позвал,
Белый зерна поклевал.

***

Ночь

Подходить к дому стала -
С неба солнце украла.

Я - антоним к слову «день»:
Всем давно трудиться лень,
И игрушки тоже прочь,
Спать пора, пришла уж - ...

***

Сумерки

Серое сукно тянется в окно.

***

Рассвет

Белая кошка
Лезет в окошко.

***

Свет

Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошел,
Значит, день пришел.

***

Тень

Ты упала мне под ноги,
Растянулась по дороге,
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лежа.

***

Дни недели

Есть семь братьев:
Годами равные,
Именами разные.

***

Сегодняшний день

Что было завтра,
А будет вчера?

***

Календарь отрывной

Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.

Что ни день, по одёжке
Отдаёт нам Серёжка
А с последней расстался
Сам куда-то девался.

Худеет с каждым днем толстяк
И не поправится никак.