Когда ребенок начинает самостоятельно ползать на животе. Когда ребенок начинает ползать и как ему помочь

Ползание - необходимо. И то, когда ребенок начинает ползать - важнейший критерий не только физического, но и нервно-психического развития малыша.

Ползание – один из критериев не только физического, но и нервно-психического развития ребёнка. И то, во сколько месяцев кроха начинает ползать, оценивается педиатром и вносится в медицинскую карту ребенка. Некоторые детишки начинают ходить, минуя этап ползания. Это не совсем правильно. Ползание способствует укреплению мышц спины, подготавливает малыша к прямохождению, благотворно влияет на развитие нервной системы.

Возраст для ползания

Когда дети начинают ползать? Предпосылка к этому этапу проявляется у грудничков, в момент обучения переворотам, когда они пытаются дотянуться до своих игрушек, других привлекательных для них предметов. В среднем, полное освоение навыка достигается грудничком после 6 месяцев.

На-то, во сколько дети начинают ползать, влияет множество факторов.


Иногда, чтобы подтолкнуть этот процесс, новорожденным проводят курс массажа для укрепления мышц спины, выполняют с ними специальные упражнения.

Тематический материал:

Этапы процесса

Каждый малыш учиться ползать по-своему, но обычно все они проходят через определённые периоды.


Вспомогательные упражнения

Можно помочь малышу правильно ползать. Для этого выполняют упражнения.


По ходу выполнения гимнастики с ребёнком ласково разговаривают, гладят его, создавая позитивный настрой на занятия.

Массаж

Общеукрепляющий массаж можно делать ежедневно в домашних условиях. Основные приёмы массажа могут усвоить родители, предварительно проконсультировавшись со специалистом.

Продолжительность процедуры должна составлять 10-15 минут. Массаж нужно проводить в проветренном помещении за 30 минут – 1 час до или после кормления.

Предварительно перед проведением манипуляции нужно снять кольца, часы, браслеты с рук, чтобы не травмировать нежную кожу младенца. Для лучшего скольжения рук используют детский крем или масло Джонсон-с Бэби.

Пеленальный стол или другую поверхность, где будет проводиться массаж, застилают одеялом, клеёнкой и пелёнкой. Для удобства можно использовать разовые пелёночки, содержащие непромокаемый нижний слой.

Стимуляция ползания

Иногда малыш неплохо передвигается в кроватке, но ползать на полу не хочет. Как можно помочь ему в этом?

Пол должен быть чистым и тёплым. Лучше, если он будет застелен ковром или ковровым покрытием.

Для стимуляции ползания используют рефлекторную реакцию ребёнка на действие различных раздражителей.

Зрительная мотивация

Ребёнка кладут на пол, на живот. Впереди него, на некотором расстоянии размещают яркую игрушку. Малыш должен видеть её, но, в то же время, не иметь возможности дотянуться руками. Тогда он начнёт двигаться по направлению к игрушке. Можно помогать ему, слегка подталкивая сзади ладонью.

Некоторые родители, пытаясь всячески угодить своему малышу, предупреждают каждое его движение. Если только он посмотрел на игрушку – сейчас же подают ему её, закапризничал – тут же стремятся развлечь его. Этого делать не надо.

Природное любопытство, стремление познать мир, должно помочь ребёнку в формировании его двигательных навыков и стимулировать нервно-психическое развитие.

Пусть младенец сам дотянется до нужного предмета, подползёт к нему, рассмотрит, потрогает, изучит. При передвижении грудничка нужно хвалить его, подбадривая ласковым голосом.

Стимуляция звуком

Можно отойти от ребёнка на некоторое расстояние и позвать его по имени, зазвенеть колокольчиком, помахать погремушкой. Малыш, услышав звук, начнёт передвигаться к его источнику.

Наглядный пример

Очень стимулирует грудничка пример других ползающих детей или взрослых. Он будет стремиться ползать за ними, подражая их действиям.

Когда ребёнок научится ползать самостоятельно, можно усложнять задачу, воздвигая посильные препятствия на его пути. Это могут быть полотенца, мягкие игрушки, гладкие предметы.

Меры предосторожности

При овладении ребёнком навыков ползания следует обезопасить его от травматизма и других нежелательных последствий:


Резюме

Подведём примерный итог начала самостоятельного ползания малыша.

  1. На животе после 6 месяцев. Если по достижению 8 месяцев грудничок не умеет ползать, необходимо обратиться к специалисту.
  2. По-пластунски с 8 месяцев.
  3. На четвереньках с 9 месяцев.

Для облегчения ползания применяют массаж, специальные упражнения, стимулирующие приёмы. Необходимо провести мероприятия по профилактике возможных травм у ребёнка.

Тематический материал:

Ползание укрепляет мышцы, формирует физиологические изгибы позвоночника, развивает координацию движений, подготавливая организм маленького человечка к прямохождению. Синхронные движения, осуществляемые при ползании, способствуют развитию структур мозга, формируют связи между правым и левым полушариями, улучшает психомоторное развитие ребёнка.

Если ваш малыш научился сидеть, то очень скоро он вполне захочет передвигаться. Пора, когда ребенок начинает ползать на четвереньках, характеризуется мощным скачком в развитии. Причем речь идет не только о физических навыках, но и формировании интеллекта крохи. Во время ползания улучшается мышечный тонус, укрепляется позвоночник, видоизменяется координация движений, формируются крупная и мелкая моторика. А когда карапуз активно пытается познавать окружающий мир, он учится мыслить.

Ползание – наиважнейший этап

По мнению педиатров, умение ползать крайне положительно сказывается на развитии ребенка:

  • это способствует возникновению речи;
  • вырабатываются настойчивость, целеустремленность, выносливость;
  • он учится ориентироваться в пространстве.

На вопрос о том, во сколько месяцев ваш ребенок должен ползать на четвереньках, педиатры дают уклончивый ответ.

Вот как об этом рассуждает детский доктор Евгений Комаровский : «Сидение, ползание, стояние, хождение… Все вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам, и сам сделает, без особой вашей помощи. Роль родителей лишь в одном – так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый труд: закалять, развивать мускулатуру, предпринимать меры для профилактики рахита».

Практика показывает, что один малыш поползет в 5 месяцев, другой - в 9, а есть и такие, кто вообще минует данный этап развития и сразу переходят к ходьбе. И во всех случаях это проявление нормы, ведь все дети разные.
И все же есть несколько факторов, влияющих на формирование двигательных навыков:

  • здоровье организма в целом;
  • физические и личностные черты ребенка (худенький-полненький активный-медлительный);
  • микроклимат в семье.

Однако, если ребенок и после 10 месяцев не выражает ни малейшего интереса к движению – это повод посетить невролога.

Считается, что девочки развиваются быстрее, чем мальчики. Но подтвержденных научных фактов на этот счет нет, а значит, дело вовсе не в гендерных признаках. Куда важней генетические особенности развития индивидуума, состояние здоровье, течение беременности и родов, атмосфера в доме.


Полезное видео

Когда ребенок начинает ползать на четвереньках

Ребенок начинает ползать на четвереньках не вдруг, этому предшествуют определенные этапы развития, не овладев которыми, малыш не освоит навык.

Сначала малыш освоит навык лежания на животе. Это происходит в возрасте 4 месяцев . Обычно кроха, лежа на животе, пытается достать понравившуюся ему игрушку. Для этого он инстинктивно будет отталкиваться ножками от поверхности. Когда малыш определит взаимосвязь между этими толчками и дальнейшим перемещением тела, его движения станут активнее.

В 5 месяцев малыш, лежа на животе, пытается достать понравившуюся ему игрушку. Для этого он инстинктивно будет отталкиваться ножками от поверхности. Когда малыш определит взаимосвязь между этими толчками и дальнейшим перемещением тела, его движения станут активнее.

В 6 месяцев ребенок учится вставать на четвереньки. Как только он овладеет этим умением, сразу последует новый навык – он начнет «раскачиваться». Малыши, стоящие на четвереньках и не решающиеся сделать шаг, понимают, что таким образом можно передвигаться, но не знают как. Поэтому большинство детишек качаются на четвереньках вперед-назад, не отрывая коленочки от пола. Пройдет совсем немного времени между эту этапом и следующим, когда малыш начнет переставлять ручки и ножки по очереди и поползет на четвереньках.

Малыш в 7 месяцев из-за неполной скоординированности, может ползать вовсе не туда, куда он желал попасть. Поэтому сначала многие дети учатся ползти назад, а уже потом вперёд.

В 8 месяцев большинство детей полностью осваивают навык ползания на четвереньках. Они по очереди переставляют ручки и коленочки и могут развивать удивительно большую скорость. Не стоит переживать, что малыш бьется коленками об пол. Кроха не сделает себе больно, к тому же его суставы намного подвижнее и эластичнее, чем у взрослых. Но если на дворе лето, малыш ползает почти без одежды, то не обойтись без помощи защитных наколенников. В противном случае, болевые ощущения от мозолей и натёртостей затормозят развитие навыка.

Как научить ребенка ползать

Иногда родители могут сами стимулировать навык ползания у маленького человечка, если считают, что уже пора и все его сверстники уже умеют двигаться. Вот несколько самых распространенных методов:

1. Можно помочь малышу с помощью массажа и гимнастики. Делать это желательно на специальном пеленальном столике. Слегка массируются ручки ребенка от кисти к предплечью, затем ножки от стоп к бедрам. Потом малыш переворачивается на животик и начинается поглаживание спинки сверху вниз.

2. Довериться специалисту. Многие родители могут не замечать, а опытные массажист или мануальный терапевт сразу заметит тонус мышц у ребенка. Профессиональный детский массажист разомнет и «разогреет» мышцы, что облегчит малышу двигательную активность.

3. Не ограничивать движение. Нет никакого смысла держать подрастающего малыша в кроватке. Когда ребенку исполнится 4 месяца, в кроватке он должен только спать, во время бодрствования пусть проводит время на полу.


Есть и другие способы побудить малыша к ползанию:

  • Маните ребенка к себе, показывая яркую игрушку;
  • Показывайте ему, что можно стоять на четвереньках, подкладывая под животик подушку или валик и оставляя его ненадолго в такой позе;
  • Ребенок лежит на животе, вы подкладываете ему под стопы свои ладони, что будет его стимулировать к отталкиванию;
  • Почаще выкладывайте кроху на пол, накрытый большим плотным одеялом – широкое свободное пространство способствует стремлению к движению;
  • Пусть малыш опирается на большой резиновый шар, а ножками стоит на коленках. Мама в это время постепенно отодвигает шар на себя. Ребенок станет на уровне рефлекса двигать ножками. Безопасности ради, малыша должен подстраховывать еще один взрослый;
  • Ххвалите ваше малыша, радуйтесь любым его стараниям, это придаст ему уверенности и развеет страхи.


Безопасность – прежде всего

Ползающий ребенок – это сгусток энергии. Активно передвигаясь по дому, малыш подвергается потенциальной опасности. Ему любопытна и скатерть, свисающая со стола, где стоит ваза с цветами, и содержимое шкафа. За крохой нужен постоянный присмотр. Зона особого внимания – двери и лестницы. Не забывайте также про розетки и шнуры. Создайте вашему шалунишке все условия для исследования пространства.

Совсем скоро вчерашний грудничок научится стоять возле опоры, а потом сам сделает первые шаги.

Развеять сомнения родителей, когда ребенок начинает ползать на четвереньках и соответствует ли их карапуз нормам, может только специалист.

Помните, что вашему ребенку необходима здоровая и спокойная мама, не переживайте зря. Не ищите поводов для беспокойства, а просто наслаждайтесь каждым моментом счастливого материнства!

Ребенок начинает ползать в возрасте 5 месяцев. Обычно он пятится назад, а спустя еще месяц делает попытки ползания с продвижением вперед. Чаще этот навык дети осваивают после того, как научились переворачиваться на бок и живот. Но развитие каждого ребенка индивидуально. Вот почему несоответствие принятым стандартам не является поводом для паники. Скорее всего, кроха догонит сверстников по развитию, но это произойдет несколько позже.

Когда наступает подходящее время?

Когда малыш начинает переворачиваться, он смотрит на мир по-новому. Все вокруг предстает перед ним в новом ракурсе. Умение лежать на животе, опершись на локотки, дает ему возможность тянуться к находящимся рядом предметам. Это стимулирует малыша к попыткам ползания, первые признаки которого заметны еще с рождения. Об этом свидетельствуют врожденные рефлексы. Уложив младенца на животик и подставив ладонь ему под пяточки, можно немного надавить на них. Малыш рефлекторно оттолкнется от ваших рук. Эти неосознанные движения к 3-4 месяцам станут полноценным навыком.

С 5 месяцев дети учатся ползать. Завершается этот процесс примерно к девятимесячному возрасту. Однако, точного времени нет. Это зависит от нескольких факторов:

  • когда ребенок стал держать голову;
  • когда малыш стал переворачиваться;
  • когда стал подтягиваться, чтобы сесть.

Иногда, достаточно редко, дети могут пренебречь одним из этапов на пути к хождению, например, пропустить ползание.

Есть некоторые малыши, которые запаздывают с освоением навыков движения. Но это не зависит от пола ребенка. Девочки не всегда развиваются быстрее мальчиков, а мальчики, наоборот, редко отстают от девочек. Чтобы стимулировать"ленивых" детей, можно сделать им курс массажа. Это укрепит необходимые для данных навыков мышцы и поможет грудничку научиться нужному движению. Но делать это необходимо только после консультации с педиатром, поскольку ребенок должен быть здоров и подготовлен к нему.

Как дети учатся ползать?

Этот процесс осуществляется в несколько этапов в соответствии с развитием и укреплением мышц. Их порядок заложен природой. Некоторые малыши пропускают одну из ступеней, переходя сразу к следующей. Но для этого мускулатура ребенка должна быть хорошо подготовлена. Иначе добиться успеха у него не получится. Бывает, что дети возвращаются к пропущенному этапу - сначала садятся, а потом ползают.

Первый этап начинается с того момента, когда ребенок учится ползать на животе. Этот процесс оттачивается примерно в 5-6 месяцев. Стараясь дотянуться до лежащих рядом предметов, малыш протягивает вперед руки и подтягивается на них, двигаясь вперед или вбок. Если при этом ребенок не подтягивается, а отталкивается – он ползет назад.

В возрасте около 6 месяцев ребенок понимает, что, приподняв корпус, ползать гораздо удобнее. С этого момента он перемещается по-пластунски, отталкиваясь ногами. Это уже следующий шаг к настоящему ползанию на четвереньках.

С 7 месяцев ребенок уже может ползти на ладошках, подтягивая ноги. В это время его движения неуверенные и неловкие, но и это огромный труд для малыша для того, чтобы освоить новые навыки. Мозг старается правильно скоординировать тело ребенка, основываясь на команде вестибулярного аппарата. Потом он дает команду мышцам, и малыш старается ползти на четвереньках.

Из-за того что младенец еще путает, когда нужно передвинуть руку, а когда ногу, он перемещается часто не в ту сторону, куда хочет. А порой и вовсе падает на бок. Но это не мешает ему упорно следовать к своей цели. Со временем малыш учиться правильно чередовать конечности, переходя к перекрестному ползанию, название которого говорит само за себя. Для того чтобы быстро передвигаться, дети одновременно выставляют противоположную руку и ногу вперед. Например, сначала идет пара"правая рука/левая нога", а затем следует"левая рука/правая нога". Малышу не приходится балансировать, поскольку нагрузка на позвоночник распределяется одинаково.

Иногда дети придумывают необычные способы ползания. Так, мальчик или девочка передвигаются сидя, а порой и лежа на спине, помогая себе ногами. Часто малыши ползают вбок, так как им так проще. Необходимо ненавязчиво переучить ребенка ползать правильно.

Можно заметить, как младенец учится ползать даже во сне. Это происходит непроизвольно, поскольку в это время малыши обрабатывают всю информацию, полученную за день, и могут повторять некоторые движения. Именно поэтому необходимо сделать максимально безопасным место его отдыха, чтобы он нечаянно не навредил себе: не упал или не застрял между прутьями детской кроватки.

В девять месяцев ребенок уже достаточно уверенно стоит и ползает на четвереньках. Данный навык подготавливает мышцы ребенка к прямохождению. И уже в период с 10 месяцев малыш способен синхронно передвигать ручками и ножками.

Упражнения

Справиться с нелегкой задачей освоения новых навыков малыш способен и самостоятельно. Но для более быстрого процесса обучения можно делать с ним специальные упражнения. Они помогут укрепить необходимые для ползания мышцы, натренируют вестибулярный аппарат и улучшат координацию движений. Укрепив все необходимые группы мышц, можно быстро научить ребенка ползать.

Когда малыш сможет самостоятельно переворачиваться и уверенно держать предплечья, лежа на животе, можно заниматься с ним специальными упражнениями. Делать это надо каждый день в комфортной обстановке и по мере возможностей ребенка. Упражнения с фитболом хорошо развивают спинные мышцы, подготавливая малыша к ползанию и хождению. Для этого, положив ребенка животом на мяч, следует покачивать его из стороны в сторону. Во время занятия тренируются мышцы корсета. Нужно выполнять, пока малыш не устанет.

Внимание следует уделять и рукам. Вкладывают большие пальцы в ручки ребенка и тянут его к себе, помогая подняться. Кладут его обратно на стол и повторяют упражнение несколько раз. При этом укрепляются не только мышцы рук, тренируется пресс, разрабатываются мышцы спины. Малышу полезно еще и ходить на руках. Держа малыша за животик одной рукой, а другой придерживая спинку, наклоняют его над столом, чтобы его руки едва касались поверхности стола. Дают ребенку передвигать ими по столу, как бы делая шаги. Это помогает малышу быстрее научиться ползать.

Разработать мышцы плечевого пояса можно и при помощи следующего упражнения. Удерживают яркий предмет выше уровня глаз малыша, лежащего на животе. Приподнимаясь и протягивая руки к заинтересовавшей его вещи, он тем самым тренирует мышцы верхних конечностей.

Двигательные навыки неразрывно связаны. Для того чтобы младенец скорее научился ползать, нужно вовремя освоить переворачивание. Делать это следует в 3-4 месяца. Взяв малыша за правую руку и убрав левую ногу под правую, легонько подталкивают малыша влево, заставляя перевернуться на живот. Такое же упражнение делают и в другую сторону. Малыш очень быстро осваивается. Он понимает, как выполнять данное упражнение и правильно двигать ножками и ручками, а потому начинает проделывать его самостоятельно.

Чтобы натренировать ноги, делают малышу упражнение"лягушка". Суть его заключается в освоении врожденного рефлекса, о котором говорилось выше. Запустить его можно, приложив ладони рук к ступням ребенка. Слегка надавив на них, удастся заставить малыша оттолкнуться, уползая вперед. Это следует делать уже с рождения. Тогда неосознанное движение перейдет в сознательный навык.

Освоение двигательным навыком ползания играет огромную роль в развитии малыша. Оно оказывает непосредственное влияние на развитие речи, моторики, полноценную работу мозга. Во время ползания тренируются такие качества, как настойчивость, выносливость и целеустремленность. Когда ребенок освоит ползание, необходимо обезопасить окружающее его пространство, убрав все опасные предметы.

Каждый новый навык малыша играет большую роль для его будущей взрослой жизни. Одним из самых важных моментов считается период, когда ребенок начинает ползать. Именно это действие готовит его к прямохождению. Существуют определенные этапы, своевременное преодоление которых необходимо для правильного развития опорно-двигательной системы и головного мозга человека.

Когда ребенок видит вокруг себя интересные предметы, он старается до них дотянуться, тем самым укрепляя необходимую мускулатуру

Родители иногда торопят своих детей и очень радуются, если ребенок рано перевернулся, сел, пополз, пошел. Это не всегда правильно. Природа все рассчитала, и иногда стоит ей довериться в развитии неокрепшего организма. Если малыш рано начал ходить и практически не ползал, это грозит очень неприятными последствиями:

  • Быстрый переход к прямохождению сказывается на позвоночнике. Когда младенец начинает ползать, происходит укрепление мышц спины, которые в будущем возьмут на себя нелегкую функцию по поддержанию позвоночного столба. Если этот период пропустить, нагрузка может оказаться слишком сильной, что может привести к развитию ряда патологий;
  • Ползание подразумевает сложную работу головного мозга, т.к. нужен контроль за чередованием рук и ног. Если у малыша не будет возможности этому научиться, в будущем гарантированы проблемы с координацией и мышлением.

Конкретный возраст, когда карапуз должен поползти, назвать сложно. Все зависит от того, как он справлялся с обязательной программой упражнений до этого. Когда ребенок видит вокруг себя интересные предметы, он старается до них дотянуться, тем самым укрепляя необходимую мускулатуру. Если малыш рано перевернулся и отличается активностью и любознательностью, поползти он может в 5-6 месяцев. Более пухлые и ленивые карапузы, которым не нужно стараться что-то достать, могут подождать и до 8 месяцев. Правда, в это время педиатры уже разрешают помочь малышу и рекомендуют массаж для укрепления мышц или специальные упражнения.

Ползание на животе — один из этапов физического развития малыша, который готовит его к более активному передвижению

Существует три основных этапа, которые проходит ребенок, прежде чем можно сказать, что он научился ползать:

  1. Ползание на животе . Самый легкий вид передвижения, который требует минимальных затрат сил и энергии. Не важно, в какую сторону начинает ползти младенец: назад, вбок или вперед. Главное, что он уже чувствует себя комфортно, находясь на животе, и готов к новым свершениям;
  2. Второй этап может быть представлен несколькими вариантами . Ребенок выставляет руки вперед, а к ним подтягивает ноги, это даже может быть похоже на прыжок. Или малыш встает на четвереньки, выкидывает вперед руки, а ноги подтягивает по одной. Это уже смелые попытки, но еще не полноценное ползание;
  3. Заключительный этап – перекрестное ползание . Руки и ноги чередуются в четком порядке, малыш пытается ползать все время, т. к. понимает, что это самый быстрый и удобный способ получить желаемое, мышцы быстро укрепляются, а скорость передвижения увеличивается.

Легкий массаж мамиными руками может творить чудеса — вы удивитесь, как после этого окрепнет мускулатура вашего карапуза

Даже если развитие младенца идет по плану, упражнения на укрепление мышц никогда не повредят. Когда перевороты пройдены, подъем на предплечьях освоен, можно приступать к гимнастике, разработанной, чтобы помочь малышу начать ползать.

  • Упражнения с использованием фитбола . Малыш кладется животом на мяч, головой от поддерживающего, и фиксируется в районе подмышек. Мяч необходимо плавно покачивать вперед и назад, что будет вынуждать спинку малыша прогибаться в нужных местах, тем самым укрепляя мышцы.
  • Гимнастика для укрепления мышц рук . Ребенок укладывается на спину и обхватывает руками большие пальцы мамы. Мама начинает поднимать и опускать руки малыша, разводить их в стороны. Можно даже поднимать карапуза за руки до образования острого угла между поверхностью и спинкой.
  • «Лягушка» . Если ребенок начинает спокойно лежать на животе и держаться на руках, можно брать его за ноги и плавно сгибать в позу «лягушки», плавно возвращая в исходное состояние. Если малыш не капризничает, это верный признак того, что он уже почти готов ползать.

Помимо упражнений можно делать укрепляющий массаж. Специальную оздоровительную или лечебную программу может выполнять только медицинский работник. А вот общеукрепляющей технике может научиться каждый. Перед проведением манипуляций необходимо проконсультироваться с врачом. И если нет противопоказаний, то ежедневно можно по 5-10 минут совершать легкие поглаживания и похлопывания спинки и конечностей.

Важно помнить, что если малыш отличается активностью, но не научился ползать в 7-8 месяцев, это не патология – не нужно поддаваться панике. Возможно, он просто пока не хочет куда-то ползти или не уверен в своих силах. Прежде, чем предпринимать какие-то шаги, нужно высказать свои опасения опытному специалисту и следовать строго его указаниям.

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков