Классный час "Человек без друзей, что дерево без корней”. Рассказ на пословицу «Человек без друзей, что дерево без корней Человек без что дерево без корней

Приветствую. Живу в большом городе численностью менее двух миллионов человек.

Одиночество. Как много в этом слове. После 20 считал себя интровертом, и думал что смогу спокойно прожить с этим жизнь. Но интроверту нужен друг, подруга. Пусть не десятки. Один, два. три. Но нужен. Моя интроверсия больше выражена небольшим заиканием. Для многих оно незаметное. Из-за этого приходилось обдумывать фразы, что бы не "зависнуть" на полуслове. Анекдоты я рассказывать не могу, так как нужно контролировать речь =)
Были книги, игры, фильмы, сериалы. Всё надоело.
Пробовал разные форумы и группы. По интернету. В основном там обитают школьники, у которых от любви к ненависти самый короткий промежуток. (За год полноценно пообщался с 100+ людьми. Разговоры заканчивались как на следующий день, так и спустя несколько недель)Видимо они не достаточно одиноки, потому что нередко ищут людей с определенными данными: внешность, возраст, социальный статус, голос. Находил людей которые рассказывали что вообще никого нет, а потом просто слушаешь как тебя сверяют с покинувшим их другой/второй половинкой с которыми ты так или иначе не совпадаешь. Лицемеров полно.
Около года нет никого "особенного". Не удается никого собой заинтересовать. Не страшный. Занимаюсь спортом, порой люблю побегать или погулять по ночам в одиночестве с музыкой. Не замкнут. Но почему-то не вызываю интереса.
В институте вообще проблем не было. Были вдвоем с товарищем на 20+ девушек. Да и после много где довелось поработать, друзей не находил, но общение имелось.
Задумался, что лет 9 назад переехал в другой город, и за всё это время было всего два друга. С одним общался несколько лет, с другим года полтора. Общения больше нет.
Выходит что за год ни с кем было даже поговорить.С родителями пытался еще в юности найти общий язык. Но мы видать разные. Стоило мне начать рассказывать о своих чувствах или переживаниях сразу сменяют тему или начинают постоянно перебивать не относящимся к разговору замечаниями. Пытался и пару месяцев назад - всё то же.

Как я понимаю, от проблем одиночества, я закрывался, книгами, фильмами и играми. (одно из моих хобби собирание историй (почему-то люди очень охотно делились со мной секретами и разными историями)) Но это уже приелось.

Друзья покинули давно, оставалась подруга. Когда у тебя есть "особенный" человек в жизни, то и без друзей с горе пополам можно обходиться. Если конечно можно говорить с половинкой на все интересующиеся тебя темы.

Состояние такое что в любом готов увидеть друга или возлюбленную, но никак не везет.

Спасибо за внимание.

Человек без друзей, что дерево без корней”

(эпиграф классного часа написан на доске.)

Ребята давайте подумаем над этими словами, как вы понимаете эту пословицу?
- Корни для дерева, зачем нужны?
- А что подразумевается под “корнями для человека”?

Многие понимают под словом ДРУГ

  • Соседа по парте
  • Человека, который сходил с ним в магазин
  • Знакомого во дворе
  • Одноклассника
  • Человека, с которым провел смену в лагере
  • Человека, который дал списать урок

Наш сегодняшний разговор пойдет о настоящем друге , о том как распознать настоящую дружбу от лживой. как распознать человека который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.

Мы разобьемся на группы, и будем обсуждать предложенные ситуации.

  1. Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия?
  2. Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.
  3. Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
  4. Твой друг получил приз на конкурсе чтецов. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить с победой. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга.
  5. Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока. Почему?
  6. Володя учится в 4-ом классе, а его друг Саша во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Сашу. Саша не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Саша, раз ты друг, то и ты должен заниматься дзюдо” Правильно ли Володя понимает дружбу.

На доске надпись:

Друг- это не…

Во время обсуждения учащимися ситуаций, учитель на доске пишет отрицательные качества “ друга”. После обсуждения на доске появился список качеств человека

“Лже-Друга”

Ребята,а какими чертами характера должен обладать друг.

Надпись на доске:

Друг-это …

В толковом словаре С.И. Ожегова:

ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг?

А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе.

(Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну)

А сейчас я предлагаю каждому участнику написать объявление на тему

“Ищу друга!”

Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как “ пазлы”. Например:

“Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга”
“Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу”
“Ищу друга, с которым можно ходить в походы!”

Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений. (В классе доска с надписью “ Доска объявлений”)

А закончить наш классный час я хотела бы стихотворением Л. Измайловой

Монолог о дружбе.

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово “ Дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “Вы не в школе?”-
Оба дружно начинают врать.
Ну а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая льстиво,
И не скажет резкость никогда?

валентина каширина

Реализация проекта «Человек без друга , что дерево без корней » помогает ребенку повысить осознание своих эмоциональных проявлений и тем самым обеспечить ему эмоциональный комфорт. Обучая ребенка «взгляду со стороны» мы помогаем ему по другому взглянуть на себя , по иному оценить собственные чувства, мысли, поведение. Таким образом ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение со сверстниками.

Цель : сформировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитать доброе отношение к близким.

Занятие № 1. Чтение художественных произведений Л. Толстого

«Два товарища» , К. Ушинского .

Занятие № 2. Беседа о дружбе.

Занятие № 3. Творческое конструирование «Портрет друга » .

Оборудование «Составь фоторобот» ; цветные карандаши, фломастеры, альбомы для каждого ребенка; основа для портрета (лицо из плотного картона, цветной картон (для рамки, набор различных кусочков ткани и мелких деталей, которые можно использовать для портрета (пуговицы, нитки, бусинки и прочее) .

Занятие № 1 (конспект)

Чтение художественных произведений К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» , Л. Толстого «Два товарища» .

Цели : учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Оборудование : не требуется.

Ход занятия:

Психолог (П) :- Дети, скажите, какого человека можно назвать другом ?

Дети (Д) : - Того, кто не обижает, не дерется , с которым нравится играть.

П : - Послушайте, пожалуйста, произведение К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» . Кто вам понравился? Почему?

П : - Как вы думаете, настоящий друг , какой он?

Д : - Веселый, честный, всегда со мной дружит, всегда рядом.

П : - Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе? как вы понимаете эти пословицы? Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Д : - Значит старых друзей не надо забывать, когда появляются новые.

П : - Друзья познаются в беде.

Д : - Значит, что если случится беда, то друг всегда поможет .

П : - Дружба и братство дороже богатства.

Д : - Если у тебя есть друзья или братья, то можно и без денег обойтись, они всегда тебе помогут.

П : - Значит можно сказать, что настоящий друг – это верный товарищ в любом деле?

Д : - Да. Настоящий друг никогда не оставит друга в беде .

П : - Послушайте басню Л. Толстого «Два товарища» . Вам понравилась басня о двух товарищах?

Д : - Да, понравилась.

П : - Что произошло в лесу? Как повели себя друзья?

Д : - Они гуляли и на них выскочил медведь. Один мальчик спрятался на дереве , а другой не сумел залезть и поэтому остался на дороге и притворился мертвым.

П : - Как вы думаете, что чувствовал мальчик, который остался на дороге, когда к нему подошел медведь?

Д : - Он испугался, ему было страшно, что медведь может его съесть или убить.

П : - Что чувствовал мальчик, который сидел на дереве ?

Д : - Он радовался, что успел первым залезть на дерево и медведь его не достанет.

П : - Можно назвать этого мальчика настоящим другом ?

Д : - Нет. Он не помог своему другу тоже залезть на дерево и медведь мог убить другого мальчика . Хорошо, что он догадался притвориться мертвым и обманул медведя. Нужно было подвинуться и тоже пустить своего друга на дерево , тогда он бы был настоящим другом .

П : - Какую пословицу или поговорку можно употребить в данном случае, к концу этой басни? (Повторяются пословицы и поговорки, которые зачитывались в начале занятия) .

Д : - Друг познается в беде .

П : - Правильно, дети. А теперь давайте еще раз послушаем эту басню. (Басня зачитывается повторно) . Наше занятие закончилось. Все молодцы.

Занятие № 2 (конспект)

Беседа о дружбе.

Цель : формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; дать ребенку понять, что он, как и каждый человек , уникален и неповторим.

Оборудование : карточки с изображением лиц разной формы, глаз различного цвета и формы (для упражнения «Составь фоторобот» ); цветные карандаши, фломастеры, альбомы для каждого ребенка.

Ход занятия:

П : - Здравствуйте, дети. Скажите, есть ли у вас друзья?

Д : - Да. Есть друзья. У меня друг – это мой брат . А у меня в деревне друзья .

П : - За что вы любите своих друзей?

Д : - Мы с братом дружно живем. Он меня не обижает. А мне с другом весело , мы часто смеемся. Он веселый.

П : - А как вы думаете за что ваши друзья любят вас?

Д : - Потому что у меня игрушки есть. Потому что я своего брата тоже не обижаю. Потому что мы дружим.

П : - Что вы делаете вместе с друзьями?

Д : - Мы с братом вместе тренируемся, мы с ним боксом занимаемся. А мы с моим другом летом в деревне озеро копали вместе , а потом воду в него носили.

П : - Ребята, а скажите, пожалуйста, если у человека нет друзей –ему хорошо живется?

Д : - Нет. Если нет друзей, то скучно одному играть. Всегда грустно. Можно только мультики смотреть, а гулять не с кем.

П : - Дети, посмотрите, на столе разложены карточки с изображением лиц разной формы, с различными прическами, глаза различной формы и цвета. Давайте рассмотрим их (упражнение «Составь фоторобот» ). В речь детей вводятся понятия : глаза голубые, карие, зеленые; лицо круглое, овальное и т. д.) А теперь каждый из вас пусть отберет карточки, которые подходят к его внешности и внешности своего друга .

П : - Итак, вы рассмотрели себя и своих друзей. Молодцы. А теперь давайте возьмем карандаши, фломастеры и нарисуем как выглядит ваш друг .

Занятие № 3 (конспект)

Творческое конструирование «Портрет друга »

Цель : развивать творческое воображение ребенка; воспитывать доброе отношение к близким.

Оборудование : набор различных мелких деталей, которые можно использовать для изготовления портрета (пуговицы, нитки, кусочки ткани, бусинки и т. д.) ; основа для лица из плотного картона, цветной картон для рамки (основного поля) ; клей.

Ход занятия:

П : - Здравствуйте, дети. Как мы с вами выяснили у вас у всех есть друзья. А хотелось бы вам, чтобы ваш друг был всегда рядом ?

Д : - Да. Хорошо бы было всегда играть со своими друзьями.

П : - Возможно ли это?

Д :- Нет. Мой брат ходит в школу. А мой друг тоже ходит в сад , только в другой . А мой друг вообще в деревне живет .

П : - Ребята, а что можно сделать если друга нет рядом ? Чтобы всегда напоминало о нем?

Д : - Можно взять с собой его фотографию.

П : - Правильно. Вот на сегодняшнем занятии мы с вами будем делать портрет своего друга . Его можно поставить на полку, чтобы не забывать о нем, или можно просто сделать подарок другу . Ему будет приятно получить такой подарок.

Посмотрите, на столе разложено множество предметов из которых мы будем делать портрет (сначала выбирается поле-фон, затем приклеивается форма лица, а далее по желанию детей из всех представленных фрагментов дети моделируют портрет своего друга . Этот процесс не регламентируется, т. е. хочется красные глаза – значит пусть будут красные только ребенок должен объяснить почему именно так. Например : у моего друга будут красные глаза , потому что он не выспался или он плакал.





Человек живёт в обществе. Его окружают люди. Так сложилось, что человек, как правило, с кем-то поддерживает дружеские отношения. И это прекрасно.

«Человек без друзей, что дерево без корней»
Автор рассказа: Ирис Ревю

Понятие «дружба» в том или ином виде существовало всегда. Ещё с незапамятных времён люди поняли, что вместе выживать легче. В одиночку, один как перст, древний человек попросту не смог бы существовать. Охотились, готовили еду, защищались от агрессоров, ловили рыбу люди вместе. Так было проще и надёжнее.

Времена изменились. С ними и изменилось понятие «дружба».

Сейчас человек сам решает свои дела, отвечает за свои поступки. Но дружба не исчезла. Ведь человеку свойственно с кем-то делиться радостью, сопереживать, оказывать кому-то помощь, обсуждать текущие дела.

Настоящий друг – он подходит вам по темпераменту, по складу характера. Он понимает вас с полуслова и желает искренне помочь.

Успехам друзья радуются взаимно. Проблемы пытаются преодолеть вместе.

Представьте себе дерево, у которого нет корней. Такое и вообразить-то невозможно. Дерево держится на земле корнями, прочно, надёжно, а человек — друзьями.

Счастлив тот, кто имеет надёжного, верного друга.

Вопросы к рассказу «Человек без друзей, что дерево без корней»

Как вы считаете, друг поддержит вас в любой ситуации?

Отдаёшь ли ты другу частичку себя?

Чем дорог тебе друг?

Кротова Надежда Ивановна

МДОУ «Детский сад №68»

Г.Саранск Республика Мордовия

Конспект НООД «Человек без друзей - что дерево без корней».

Задачи: Образовательные: Создать художественно - эстетические условия для глубокого понимания детьми нравственных понятий: Дружба, Друг, Толерантность, Милосердие. Учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли. Формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Развивающие : Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать ситуацию, прививать желание читать стихи, развивать умение видеть красоту. Развивать творческие способности и навыки в освоении искусства «Оригами».

Воспитательные: Воспитывать у детей свободно испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; воспитывать доброе отношение к близким и окружающим людям; воспитывать умение работать в коллективе.

Методические приемы: организационный момент, вопросы к детям, игровое упражнение «Сходство и отличие», пословицы о дружбе, чтение стихотворений: «Друзья» (Е. Стеквашевой), «Друг» (Т.Хлопковой), чтение рассказа С.Михалкова «Как друзья познаются в беде», физминутка «Дружба», показ, объяснение, выполнение поделки в стиле «оригами» лебедя, выполнение работы с детьми,

Индивидуальная помощь, чтение стихотворение о лебеде. Итог.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Чтение художественной литературы» - развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка.

ОО «Развитие речи» - совершенствование речи, умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Предварительная работа :

ОО «Развитие речи» - беседы на темы «Что такое дружба?», «Что надо делать, чтобы не ссориться?». Заучивание поговорок и пословиц о дружбе, заучивание стихотворений.

ОО «Художественная литература». Чтение рассказов М.Н Андрианова «Фиалка и Подснежник», «История о короткой дружбе», «Красота души»

Словарная работа:

Толерантность, терпимость, милосердие.

Оборудование :

Демонстрационный: магнитная доска, книжка- раскладушка «Толерантность», Альбом «Милосердие»

Раздаточный материал: бумага белого цвета, разноцветная бумага, ножницы, простой карандаш.

Ход НООД:

Воспитатель: Сегодня у нас гости, поздоровайтесь. (Дети здороваются).

Дети, подумайте и скажите, в какой Республике вы живете? (Я живу в Республике Мордовия)

В каком городе вы живете? (ответы детей)

Люди каких национальностей живут в Республике Мордовия? (ответы детей)

Воспитатель. Правильно. В Республике Мордовия живут мордва, русские, татары.

Разговаривают на мордовском, русском, татарских языках.

Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как «толерантность». Скажите, пожалуйста, слышали ли вы слово, как « толерантность»? (Ответы детей). А как вы понимаете это слово? Как своими словами объяснить, что такое «толерантность»? (Ответы детей)

Толерантность - это уважение,

Толерантность - это дружба

Толерантность - это когда люди делятся друг с другом.

Толерантность - это «терпимость».

Воспитатель. Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек?

Он должен быть внимательным и добрым

Уметь общаться с людьми

Хорошо излагать свои мысли

Воспитатель . Чем отличаются люди друг от друга? (Ответы детей)

Люди отличаются друг от друга привычками, одеждой, национальностью, но живут они вместе.

Чтобы каждый человек развивал свои способности;

Много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

Воспитатель : Что общего у всех людей? (голова, руки, ноги, туловище)

Чем отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз).

Воспитатель : Сейчас с вами проверим, одинаковые мы все или разные?

Слушайте внимательно:

Встаньте те, у кого темные волосы

Поднимите руку те, у кого есть сестра

Покивайте головой те, кто мальчики

Похлопайте те, у кого голубые глаза.

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря, уже о внутреннем мире каждого человека. У нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

А как вы думаете, вы сами люди толерантные? (Ответы детей: да)

Вы сказали, что толерантные люди - дружны.

А что такое дружба?

Ребенок. - Дружба - это доброе отношение людей друг к другу.

Ребенок . - Дружба - это доверие между людьми.

Ребенок . - Дружба - это теплое отношение людей друг к другу.

Ребенок. - Если друг уедет ненадолго - человек тоскует, грустный, скучает о нем.

Ребенок. - Дружба - это когда тебя человек понимает.

Воспитатель: А вы знаете пословицы о дружбе?

Ответы детей :

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Сам погибай, но товарища выручай.
  • Старый друг - лучше новых двух.
  • Птица сильна крыльями, а человек - дружбой.
  • Дерево держится корнями, а человек - дружбой.
  • Друзья познаются в беде.
  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
  • С кем поведешься, от того и наберешься.

Воспитатель: Молодцы! Много пословиц вы знаете о дружбе. Сейчас я вам прочитаю рассказ С.Михалкова «Как друзья познаются в беде?». Слушайте меня внимательно, после чтения будете отвечать на мои вопросы. (Ответы на вопросы)

Воспитатель: А я знаю еще одну пословицу, послушайте: «Человек без друзей, что дерево без корней»

Как вы думаете, почему человека сравнивают с деревом, а его друзей - с корнями? (Ответы детей).

А у вас есть друзья? (Ответы детей)

А были в вашей жизни моменты, когда друг приходил к вам на помощь? (Ответы детей)

А если ваш товарищ угощает вас конфетой, его можно назвать другом? (Ответы детей)

Стихотворение «Друзья» (Е.Стеквашевой)

Как начну конфеты есть - у меня друзей не счесть,

А закончились конфеты - и друзей в помине нету,

За конфету каждый друг,

Так и рвет ее из рук.

Ну зачем мне дружба эта?

Я и сам люблю конфеты.

Воспитатель: - Товарищей может быть много, а друг - всегда один, самый верный, самый надежный, самый преданный.

Воспитатель: - Кто расскажет стихотворение «Друг» (Т. Хлопковой )

Ребенок: Друг - это тот, кто тебя понимает,

Друг - это тот, кто с тобою страдает,

Друг не покинет тебя никогда.

Друг остается с тобой навсегда

Друг тебя никогда не обидит

Друг - это тот, кто тебя насквозь видит.

И если с тобой приключится беда -

Только от друга жди помощь тогда.

Воспитатель : Если верный друг уехал далеко

Вам, конечно, будет нелегко!

Есть предложение такое - письмо напишем звуковое.

Физминутка.

(Дети встают и говорят)

Давайте будем дружить друг с другом (соединяют руки)

Как птица - с небом!

Как травы с лугом!

Как ветер с морем!

Поля - с дождями!

Как дружит солнце!

Со всеми нами! (Садятся)

Воспитатель : Сделаем поделку с вами. В силе технооригами. Поделка- «Лебедь».

(Воспитатель объясняет последовательность выполнения задания; показ).

Все. ЛЕБЕДЬ - символ чистоты, верности и красоты!

Эта стая лебедей будет радовать друзей!

Наши лебеди - летите!

Людям радость подарите!

(Дети вручают гостям поделки)

Литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольные образования./ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 3-е изд. испр. и доп. М.МОЗАИКА- СИНТЕЗ-2013
  2. Алешина, Н.В. патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. - М.: ЦГЛ., 2005
  3. Примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем» авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.
  4. Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф., Моя малая Родина// Управление ДОУ.-2005
  5. Князева, О.Л, Маханева, М.Д., приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учебно- методическое пособие.- Детство- Пресс, 1998.
  6. Рыжова, Н.А, Логинова, Л.В, Данюкова, А.И Мини- музей в детском саду.
  7. Рыжова, Н.А,. Путешествие по мини- музеям детского сада. Учебный видеофильм и методические рекомендации на DVD
  8. С чего начинается Родина?/ под ред. Л.А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ «Сфера», 2003
  9. Хрестоматия к программе «Валдоня»: пособие для ДОУ РМ/ авт. - сост.: Е.Н.Киркина.- Саранск: Морд. кн - изд-во, 2004.