Как наши предки провожали зиму сообщение. Традиции празднования масленицы на руси. Игра «Подари платочек симпатии»

Масленица – это чуть ли не единственный древний восточнославянский праздник, доживший до наших дней, не отвергнутый Православной церковью и не порицаемый во времена тотального атеизма. Интереснее всего, что Масленичная неделя оказалась в итоге привязанной к церковному календарю. Народные гуляния выпадают на Сырную или Мясопустную седмицу, предшествующую Великому Посту. По православным канонам в это время мясо есть уже нельзя, а молочные продукты – можно.

Священники, на вопрос, как они относятся к сохранению в наши дни языческих традиций, и стоит ли верующим участвовать в масленичных гуляниях, отвечают примерно следующее:
Собственно о языческих корнях праздника современные люди вспоминают лишь тогда, когда им об этом специально напомнят. А вообще-то, угощаясь блинами, водя хороводы, или сжигая чучело, не вкладывают в эти действия сакральный смысл. Для наших предков, занятых тяжёлым крестьянским трудом, эта неделя была одной из немногих возможностей хорошо отдохнуть, съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения и попировать. Да и в современном мире, когда мы всё более отдаляемся друг от друга, общение с родственниками и друзьями не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять другого, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Впрочем, предаваться излишествам не стоит: ни обжорству, ни пьянству, ни откровенному разгулу. Как и во всякое другое время. Человек, живущий с Богом в душе, зачастую и сам не захочет участвовать в мирских развлечениях. Но верующим не зазорно и не запретно пойти на праздник. Только не стоит забывать, что на этой неделе также идут службы, и к Великому посту следует подойти подготовленным.

Как отмечали Масленицу в старину?
Праздничные «мероприятия» начинались в понедельник и продолжались до воскресенья. Первые три дня назывались Узкой Масленицей, в эти дни ещё занимались какими-никакими работами по хозяйству, но по большей части – подготовкой к празднику. А с четверга начинался разгуляй.

Каждый день Масленичной недели имеет своё название.

Понедельник – Встреча
В понедельник обязательно делали соломенное чучело, которое наряжали в старую одежду и возили на санях. Строили ледяные горки, снежные городки, устанавливали качели и столбы для лазания. Хозяйки начинали печь блины – первый всегда шел за упокой, поэтому его отдавали нищему для поминания умерших родственников.
Первый день Масленицы имел особое значение для незамужних девушек. Они готовились к предстоящим смотринам. Также в понедельник решали вопросы: где гулять, какой приготовить стол, кого пригласить в гости.

Вторник – Заигрыш
Этот день посвящали смотринам невест и веселым играм. Парни приглашали девушек, которые им нравились, покататься на санях и со снежных горок. В ответ девушки угощали будущих мужей блинами и другими блюдами. Считалось, что если во второй день Масленицы молодые люди не расстанутся ни на минуту, то они проживут долгие годы в любви и согласии.

Среда – Лакомка
Это семейный день. Зять приходит в гости к теще, которая обязана его вкусно накормить и напоить. Мать жены демонстрировала свое расположение зятю, и чем богаче был стол, чем обширнее угощение, тем больше теща благоволила к мужу своей дочери.

Четверг – Широкий разгул
Все работы по хозяйству отходили на второй план, начинался сам праздник (Широкая масленица). В этот день проходил штурм снежного городка, кулачные бои, гонки на лошадях, прыжки через костер, хороводы.

Пятница – Тещины вечерки
На пятый день Сырной недели теща приходила в гости к своему зятю, а он в свою очередь должен был принять ее как самую дорогую гостью. При этом теща часто брала с собой подруг, чтобы показать им, какой у нее зять.

Суббота – Золовкины посиделки
В этот день замужние женщины приглашали в гости всех родственников мужа и угощали их. Главной гостьей была сестра мужа - золовка, которая преподносила хозяйке дома подарок. Незамужние девушки и женщины приглашали к себе замужних родственниц.

Прощёное воскресенье
Завершение Масленицы и окончательные проводы зимы. Кульминацией праздника становилось сжигание соломенного чучела. Также люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды, поминали усопших родственников, готовились к Великому посту.

Каким должно быть чучело Масленицы?

Сегодня существует несколько версий того, каким должно быть чучело Масленицы

  1. Чучело должно быть безликим, либо со «страшным» лицом. В старину считалось, что в куклу без лица не может вселиться злой дух, и она считалась безвредной. Лицо рисовалось только у кукол, используемых в очистительных обрядах. При этом лицо должно быть уродливым. Это же должно относиться и к Масленице: тогда всё старое, отжившее, плохое уйдет в очистительный огонь.
  2. Во времена, когда зародилась традиция, кукол делали обязательно похожими на человека, причём с тщательно прорисованным лицом. У этой версии есть довольно зловещая «подверсия». В дохристианские времена Зиму на прощание одаривали человеческой жертвой – девочкой, или девушкой. Позже несчастную начали подменять куклой. Чтобы суровый дух Зимы не догадался, что его обманывают, чучелу придавали максимально реалистичный внешний вид. Иногда куклу для правдоподобия даже нарекали каким-либо настоящим именем.
Сегодня многие психологи считают, что сжигать красивую куклу «с человеческим лицом» – это варварский обычай, который для детей-зрителей может обернуться психологической травмой. И рекомендуют-таки делать чучело безликим.

Масленичные забавы
Знаменитое сжигание Масленицы – это лишь одна из фольклорных забав. А вообще-то на праздничной неделе развлечений было множество. Разумеется, катались со снежных и ледяных горок – причём, и стар, и млад, разъезжали на санях – большой компанией, с гиканьем, свистом песнями.

Одной из популярных забав был столб, на который нужно взобраться. Зрителей всегда находилось немерено, а вот участвовать решались лишь самые крепкие. Победителем считался тот, кто, добравшись до вершины снимет с крючка мешок с подарком. Для полноты ощущений столб нередко делали ледяным. Но и подарок мог оказаться довольно ценным – сапоги, тулуп, и даже живая свинья.
Обязательным «ритуалом» было взятие снежной крепости, построенной в предыдущие дни. Если по какой-то причине крепость всё же не была построена, - устраивали «снежковый» бой.

У знаменитых кулачных боёв была и альтернатива. Видимо, для тех, кто не слишком крепок «на кулаках». Например, были мешочные и подушечные бои. Участвовали в таком бое двое, каждый из которых старался вытолкнуть соперника из круга при помощи «подручного» средства.


Александр Балакин

Обычай встречать Масленицу возник задолго до принятия христианства на Руси. Изначально этот праздник носил мистический, языческий характер и праздновался в течении двух недель. Неделю до весеннего равноденствия - проводы зимы, и неделю после - встреча весны.

В это время самым главным блюдом, которое несет в себе сакральный смысл, являются блины . Они ассоциируются с солнцем - горячие, круглые, желтые. Считалось, что при поедании блинов в человека переходит частица силы Солнца, которая была совсем не лишней в конце зимы.

После принятия христианства праздник, учитывая его популярность, никто не стал запрещать, традиции предков и традиции религиозные гармонично переплелись. Но проводы зимы все же подкорректировали, сократив до одной недели, привязав к Великому посту и сделав последний день Масленицы Прощеным воскресеньем.

В христианской трактовке Масленица - это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту. Прощение других, примирение с обидчиками, общение с ближними, праведные поступки... Неслучайно первый испеченный на Масленицу блин должен быть отдан нищим на помин душ умерших.

В старину Масленицу встречали так, что можно позавидовать. Каждый день Масленичной недели был расписан. В целом вся неделя посвящалась тесному общению с родственниками и различным забавам. Так, в первые два дня молодежь общалась между собой, в среду зятья приходили к тещам на блины, а в четверг теща, в свою очередь, должна была прийти на угощение к зятю. С четверга же обычно начиналось настоящее гулянье.

Последние три дня Масленицы были посвящены катанию на санях. Часто для таких гуляний специально покупались новые сани. Вдоль улиц в это время скользила непрерывная вереница разнообразно украшенных саней и нарядных седоков. Сидящие в них весело здоровались, шутили и смеялись.

Катались с горок. Причем в равнинных местностях горки делали сами, из снега и досок, облитых водой. Катались на всем, чем можно - шкурах намоченных и замороженных, в плетеных корзинах с низким бортиком, похожих на тазы. Катались в выдолбленных стволах деревьев и даже на облитых водой и замерзших скамейках!

Естественно, все это веселье сопровождалось криками, визгом, шутками, смехом и заигрываниями празднично одетой молодежи. Добавьте сюда игру на гармошке, свирели, с хороводами и песнями вокруг костра, и вам самим захочется там оказаться. Что немаловажно и отмечалось многими летописцами, люди были добродушными, искренними и вежливыми...

Ну и конечно же, каждый из нас при слове Масленица вспомнит чучело из соломы и тряпок, которое обязательно нужно сжечь на костре, завершая Масленичную неделю: только так, по обычаям предков, можно проводить зиму и повстречаться с весной! При этом после сожжения чучела молодые смельчаки состязались в прыжках через костер. Впрочем, этот знакомый образ на самом деле не единственный: в старину зимушку провожали, выгоняли не только посредством огня. Случалось, вывозили всей деревней наряженную девицу за околицу, и окунали её там в сугроб, «проводив»...

Еще одной традиционной забавой издавна считались снежные бои: строили снежные крепости и, разбившись на две команды, устраивали настоящие баталии. Случалось, атаковали защитников крепости даже на лошадях.

Масленичные гуляния прекращались в конце воскресного дня (Прощеного воскресенья) после звона колокола, призывающего к вечерней службе. Люди просили прощения у родных, друзей и знакомых, прощали все обиды и открывали свои сердца долгой молитве и воздержанию, ведь следующий за Прощёным воскресеньем понедельник - первый день Великого поста...

Оригинал записи и комментарии на

Наша среда online — Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы в России отмечаются празднованием масленицы.

Это - самый веселый, народный и сытный праздник, длящийся целую неделю.

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица - это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).

Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», » объедуха», «ясочка».

Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное - с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т. е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т. п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Почему масленица называется масленицей

Есть несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица».

По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника - «Масленица».

Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять - вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.

А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года - зиму человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.

Народные традиции

Масленица по народным поверьям - самый веселый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно. Масленица, как правило - это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был - помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы.

В некоторых местах России, например о подобающей людям встрече и нужном проведении Масленицы заботились заранее еще с субботы предшествующей недели, в которую начинали праздновать «малую Масленку». Это происходило следующим образом: ребята небольшими группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того били этими лаптями.

В воскресенье перед Масленицей по традиции тех времен наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Т. к. в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, поэтому называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».

Понедельник - это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям качаться на качелях, причем, чем выше, тем многим лучше.

Вторник - это «заигрыш», в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами.

Среда - это всем известная «лакомка». Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи - все на стол мечи!» На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины.

Четверг - это день «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» - т. е. по часовой стрелке вокруг деревни. Главное мужское дело в четверг - оборона или взятие снежного городка.

Пятница - это «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины», а теща, конечно же, зятя привечает, и угощает блинами.

Суббота - всем известные «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.

Воскресенье - это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым, провожая широкую Масленицу.

Таким образом, и проходила масленая неделя. Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать ее веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу по преданию высоко подпрыгивая для того, чтобы лен и конопля росли такими же высокими. Вся крещеная Русь в это время с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые повторялись из года в год, практически не изменяясь. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы - значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».

Блины на масленицу

Блины - это блюдо в первую очередь, обрядовое использование его известно еще у восточных славян, и главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша или зерно. Основная символика блинов на самом деле все же связана с представлением о смерти и потустороннем мире. Блины в давние времена посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т. п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, которые являющиеся «извне». Это могут быть нищие, странники, а также колядники, которым и раздают блины. Блины предназначаются также не только нищими умершим они предназначены суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в народных обрядах имеет горячий, первый блин и блин, который испечен последним, он, как правило, сухой и соленый.

Блины, блинчики, и все их производные о на Руси пекли весь год, но все же именно они стали основным угощением и символом праздника Масленицы. Скорее всего, потому, что круглый румяный блин очень похож на жаркое летнее солнце, которого все люди ждали зимой.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, непременно в них добавляли пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. В деревнях опару на блины ставили, как правило, в ночь на понедельник, чтобы с самого утра, к завтраку, на столе уже были свежие блины. Существовал на Руси также интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, посвящают Власию или умершим. Блин, выпеченный первым на масленой неделе, выкладывали для родителей на слуховое окно или божницу, крышу или могилу, или же давали нищим в память о предках могли также и сами съесть за упокой усопших. Если блин клали на слуховое окошко, то обязательно приговаривали следующие слова: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах в то время первый блин отдавался нищему, для поминания всех усопших. Кроме того, в похоронах Масленицы блин дают в руки чучелу, которое является масленицей, и сжигают куклу вместе с блином.

Ели блины на масленицу с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Очень популярными в этот период были сдобные дрожжевые блины. Их очень часто продавали с лотков на каждом углу, а в трактирах и закусочных их подавали вместе со сметаной, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их такие блины чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых ресторанах в крупных городах России вместе с меню клали на столы, специально отпечатанные поздравления с масленицей, которые были часто написаны в стихах и украшены яркими рисунками.

Народные гуляния

Игра «Заря».

Дети, играющие в игру встают в круг, руки при этом держат за спиной, а одному из играющих которого зовут «заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить:

Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!

При произнесении последних слов водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту быстро берет ее, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарей». Игра при таких правилах повторяется вновь и вновь. Бегущие кони в коем случае не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому же положить ленту на плечо.

Игра «Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города …
- А что в городе делают?

Водящий в ходе игры может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие в игру должны непременно делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант водящему и игра заканчивается в тот момент, как только водящий наберет 5 фантов. Участники, чьи фанты находятся у водящего, должны их выкупить для чего водящий придумывает для них интересные задания которые они должны выполнить. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, а также вспоминают загадки, могут имитировать движения животных. Затем снова выбирают нового водящего, и игра вновь повторяется.

Игра «Подари платочек симпатии»

На площадке для игры устанавливаются воротца с наклонной перекладиной. На ней на тонких нитках и на разной высоте подвешены цветные носовые платочки. Участникам соревнований нужно разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков. Завладев платочком нужно назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платочек.

Игра «Петушки»

На площадке для игры чертят, круг в кот ром стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, а другую в это же время сгибает в колене и поддерживает за пятку одной рукой. Задача участников игры заключается в том, чтобы вытолкнуть противника из круга, причем, не используя при этом руки и стоя в это время на одной ноге.

Игра «Малечена-калечина»

Играющие в игру выбирают водящего.
Каждый участник берет в руки небольшую палочку.
Все произносят следующие слова:
Малечена - калечина, Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?

После последних слов ставят палочку на ладонь или любой палец руки. После этого ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает в игр тот, кто дольше всех продержал предмет. Ведущий в игре может давать различные задания. Например, играющие, одновременно удерживая палку, должны по указанию ведущего ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево или вокруг себя и прочее.

По материалам сайта www.maslenisa.ru

Чем заняться зимой

Это только в последние годы зима в наших широтах приходит в лучшем случае с первых чисел декабря, а в дореволюционной средней России она наступала с 7 октября, дня св. Сергия и горе было тому, кто к этому дню не успевал закончить сбор урожая. Для земледельца с этого дня и до весны наступала новая жизнь, полная своих трудностей и праздников.

Грязное дело

Когда поздней осенью перезревшие, мёртвые, не раз битые дождём стволики льна или конопли достаточно высыхали и были пригодны для дальнейшей обработки, их начинали мять на специальных деревянных колодах. Затем, будущую кудель трепали и тщательно вычёсывали, разбирая по сортам: что-то шло на верёвки, а что-то и на тонкие полотна для будущих нарядов. Пряли в любой сезон и в любую свободную минуту, а вот обминать и трепать собирались в начале зимы, чтобы потом не возвращаться к пыльным грудам подгнившей костры – мусора, который отделялся от длинных волокон и сыпался на земляной пол сарая такими кучами, что ими ещё можно было долго топить им печи, дымя, правда, на всю округу. На зиму прятались подальше нитки для вышивания и узорного ткачества, да и сами кросна, ведь световой день становился короток, при лучине оставалось только шить и прясть.

Прялки и санки

Время, которое освобождалось от полевых работ, мужчины тратили с пользой и умом. Заезжая в лес за дровами и хворостом, подыскивали хорошую древесину для мебели и построек. Особенно ценными были деревья с мощными корнями, которые образовывали со стволом прямой угол. Из такого можно сделать цельную корневую прялку или швейку, сломать их было почти невозможно. После отсечения всего лишнего, корень становился донцем, куда садилась рукодельница, а ствол – лопастью или столбиком для поддержки ткани, а то и рогаткой для вязания сетей. Похожая технология существовала и для лавок, когда срубали подходящую часть ствола сосны, распиливали его вдоль и подрубали сучки так, чтобы они были одинаковой длины. Выходило, что лавка стоит на полу сама собой, сделанная без гвоздей, расшатать такую невозможно. Из плотничества никогда не делалось секрета, этим занимались все понемногу. Резали украшения и утварь, рубили избы всегда сами, хорошо ли получалось, плохо ли. Ну а тех, кто умел гнуть полозья и делать лёгкие красивые саночки, или просто любил на них прокатиться, ждала ярмарка, начинавшаяся в конце ноября, куда лучшие мастера привозили свои деревянные шедевры. Прощание с разбитыми дорогами, где каждый год утопала очередная проложенная гать, с изнурительной тележной тряской делало приход зимы ещё чуть более желанным, ведь впереди были быстрые и весёлые санные путешествия.

Наниколимся?

Некоторое время, собранное и частично уже обмолоченное зерно отдыхало. Затем, самую всхожую рожь проращивали, и получали солод, который шёл на изготовление хлеба, кваса и пива. Русское северное пиво, традиции, связанные с ним и технология варки имеют массу отличий от западных.

Во-первых, для соложения брался не ячмень, а рожь, которая возделывалась чаще любых других культур.

Во-вторых, варка сусла была делом коллективным. Зерно собиралось со всей деревни, за всеми этапами можно было понаблюдать каждому. Тяжелее всех приходилось тем, кто проводил саму варку, ведь нужно было без термометров, на открытом огне поддерживать определённую температуру, иначе, все старания пропадут даром и есть риск быть сильно и больно побитым за упущение. Густое сладкое сусло, которое сливали в вёдра из огромного «шана», раздавали детям, старикам и больным, оно считалось исключительно вкусным и целебным напитком.

К празднику Николы Зимнего пиво созревало и начинался русский «Октоберфест», отсюда и случайно обнаруженное этнографами слово «наниколиться» . Это третье отличие, ведь Николу отмечают в декабре. Может, за то и получил именно этот святой такую любовь и почитание, что открывал двери последующим зимним праздникам, когда даже уборка в доме строго запрещалась.

Народная магия

Что общего у чёрта, козы и солдата? Наверное, только шумный круг ряженых мог собрать в одной компании цыган, различных животных и безымянную лохматую нечисть. Принять в свой дом колядовщиков было честью, но в свою очередь, и те старались обойти всех. На Коляду разрешались самые вопиющие бесчинства, которые не были бы прощены ни в какой другой день . Молодёжь, наряжаясь и распевая песни, щедро желая хозяевам всяческих благ, набирала себе на праздничный стол сладостей, хлеба, мяса, а некоторых одаривали и небольшой денежкой. Пока ворота в другой мир были открыты, одни высматривали в непрошенных гостях своих предков, одаривали их и угощали, другие бросались гадать. Пожалуй, гадание было излюбленным видом магии у крестьян и не было почти никого, кто бы хоть раз в жизни не пробовал увидеть в свою судьбу в расплавленном воске и тенях, отброшенных на стены. Существовали гадательные песни и даже особые гадательные книги, которыми пользовались в тайне. Девушки желали узнать о своём будущем женихе, старики – скоро ли придёт за ними смерть. Но заканчивались весёлые и страшные вечера, солнце поворачивалось на лето, наступали суровые крещенские морозы. В этот период даже иконы обливали водой, веря в чудодейственную силу воды, способной унести всё случайно оставшееся святочное зло обратно в его мир.

Кто такие жуколы?

Говорили: «На святого Вуколу ведутся жуколы», имея в виду коров. В январскую стужу начинался отёл – одна из самых важных зимних забот. Когда корова была готова произвести на свет телёнка, женщины развязывали на себе все тесёмки, расстёгивали все пуговицы, распускали волосы, раскрывали все двери и ворота, как на собственных родах. Иногда, на рога коровам-первородкам наворачивали предметы женской одежды – рубашку, вышитый подол . Если дело заканчивалось благополучно, корову мыли, кропили крещенской водой, окуривали специальными травами и вкусно угощали, а телёнка вносили в дом, познакомиться с печью и матицей. Послед закапывался где-нибудь во дворе, чтобы счастье оставалось в доме. Лишний скот лучше было продать, для этого устраивались широкие, самые первые в году, ярмарки. Но и тут не обходилось без суеверий. Торг был ареной своеобразного ментального состязания: некоторые у торговца пытались приобрести не только товар, но и умыкнуть «вод» - его удачу, утащив комок земли из-под копыт животного или солому. В свою очередь, торговцы по дороге на ярмарку особым образом заклинали скот от беды и сглаза.

На заработки

Всю зиму работали купеческие мануфактуры. Не жалели для этого хозяева ни масляных ламп, ни помещений. Летом удержать крестьян на работе было сложно, слишком много у них было своих забот, а с осени они подтягивались на заработки. Иной раз, могли выдать на дом нужное для промысла оборудование для тех, кто жил в существенном отдалении. В основном, так делалась вычурная резная мебель для богатых домов, кружево, шерстяные и бархатные ткани, дорогое полотно. Зарплата у таких работников, по нашим меркам, была кое-где очень высокой, плюс, три месяца гарантированного летнего отпуска, но отдать из хозяйства одного из своих домашних, да ещё и не самого плохого мастера, тоже было некоторым убытком, да и сложностью, ведь за каждым членом семьи были дома свои обязанности.

Приходила зима с разгульными праздниками, широкими ярмарками, приходила и с короткими холодными днями, полными забот, но и было лучшим временем, чтобы взять да попробовать себя не в своём деле и научиться новому – вдруг, получится?




Масленица на Руси всегда была одним из самых задорных и веселых праздников. Любовь, душевное тепло, дружеские объятия, изощренные забавы и развлечения, многочисленные угощения и вкусные яства - все это ждет вас с началом масленичной недели. Суть сего праздника заключается в том, чтобы верующие люди смогли хорошенько подготовиться к Великому посту. Тогда они смело смогут принять грядущее телесное воздержание и духовное смирение.

Праздник для души

Масленица - праздник, пропитанный весельем, радостью жизни, удовольствием и любовью к ближнему. Как праздновали Масленицу на Руси? Подготовка к этому чудесному событию, как правило, занимала три дня масленичной недели. В это время все заготавливали дрова для костров, убирали и украшали избы. А вот четверг, пятница, суббота и воскресение называют днями широкой Масленицы. Ведь именно в эти дни происходили все действа: гуляния, увеселения, всевозможные представления, а также обряды проводов зимы.

Традиции празднования Масленицы на Руси предусматривают самые шумные народные гуляния. Это событие никого не оставляло равнодушным. Все принимали в нем участие: и молодежь, и старики. Никто не оставался сидеть дома. Туда заглядывали только для того, чтобы немного отогреться от февральских морозов. Остальное время проводили на ярмарках, скупая нужные и ненужные вещи, сладости и лакомства, развлекал себя кулачными боями, удивительными представленьями, катаниями на санях.




Что характерно, в масленичную неделю всегда царило согласие. От двора к двору ходили соседи, чтобы попросить прощение, забыв обиды в прошлом. Если соседи находились в ссоре, они непременно должны были помириться. Просивший прощения, слышал в ответ: «Бог простит». И даже если случалась драка, что в такие дни под воздействием пьянящих напитков было довольно-таки частым явлением, все тут же улаживалось. Вокруг царила любовь и благодать.

Себя заложи, но Масленицу проводи

Так звучит старая поговорка. А все потому, что люли верили, что этот праздник нужно отмечать с размахом, дабы в наступившем году не бедствовать. Оттого на Масленицу столы всегда ломились от различных яств и питья. Огромной популярностью пользовались молочные продукты, потому что в неделю перед Великим постом запрещено употреблять мясо. Поэтому ели в основном яйца, сметану, сыр и творог. Из мучных изделий преобладали, конечно же, лепешки, сырники, хворост. Все это запивали большим количеством излюбленного всеми напитка - пива.




Масленица - древнейшее празднество, уходящее своими корнями в дохристианскую эпоху. Традиции празднования Масленицы на Руси и обрядовые действия были направлены на изгнание зимы и всех связанных с нею тягот. При этом наступление весны всегда ассоциировалось с новыми надеждами, теплом, хорошим урожаем.




В северной России основным обрядом изгнания «Масленицы-блиноедки» является сожжение соломенного чучела, в то время как в южных районах его было принято хоронить. Уже в конце XIX века празднование Масленицы возымело более развлекательный характер. Хотя многие традиции, непосредственно манера празднования и угощения, как раз напоминают те, что были актуальны многие столетия назад.