Как дрессировать собаку в домашних условиях без тренера. Как правильно дрессировать питомца: секреты успешной дрессировки собак

Неважно, что щенок появился в доме не столь давно, а один его вид вызывает умиление. Эмоции не должны отвлечь от главного - воспитания питомца с первых мгновений знакомства с ним. Не все малоопытные собаководы знают, как дрессировать собаку в домашних условиях грамотно. Рекомендации кинологов, предложенные ниже, помогут понять азы обширного вопроса.

Выполняемая хозяевами дрессировка собак обыкновенно преследует несколько целей. Начиная занятие, владелец должен ставить перед собой конкретную цель, которую он намерен получить в конечном итоге. В общем виде любая тренировка четвероногого друга зиждется на следующих «китах» обучения:


В процессе обучения в ход идут мотивационные средства, играющие роль некоей благодарности за труд. Отдачи по максимуму от четвероногого добиваются, если он тут же награждается вслед за проделанным действием по приказу. Так как правильно дрессировать собаку - это не совершать чрезмерных заминок в действиях, все участвующие в дрессуре атрибуты приготавливают заблаговременно.

Сдерживающими методами называются предметы, приковывающие внимание. Для чего применяют вещи, извлекающие резкое звучание - свистки, погремушки из жестяных банок с камнями, связку ключей. Если питомец не выполняет хозяйский приказ, для него исключается заслуженное внимание - похвала, поглаживание. Отправляют его на место, произнося приказ строгим голосом.

При наказании щенка лучше пользоваться методом игнорирования, который признается более действенным, нежели наказание физической силой. Шлепки расцениваются собакой, как игровой сигнал.

Так как дрессировать собаку считается достаточно трудоемким занятием, себя хозяин тоже может мотивировать на тренировочный процесс. Важно осознавать, что приучить собаку к должному поведению всегда легче, чем в последующем подправлять поведенческие отклонения.

Приготовление к тренировкам

Для первого занятия приготавливают ошейник с поводком и излюбленное лакомство четвероногого. Таковым ни в коем случае не могут рассматриваться яства с хозяйской тарелки. Для этого бывает уместен . Для приверед в еде в зоотоварах можно приобрести «вкусняшки», предназначающиеся для занятий по дрессуре.

Сперва занятия целесообразно проводить на местности, знакомой питомцу досконально. Но на ней должны отсутствовать отвлекающие внимание объекты. На незнакомой территории щенку дают время освоиться.

Немаловажный принцип тренировок - отсутствие посторонних людей и животных во время обучающих уроков. Это облегчает задачу, позволяет щенку лучше концентрироваться.

Команды для первичного ознакомления

Обучение с первых минут обоюдного проживания щенка с хозяином крайне необходимо.

С воспитанным щенком легче организовывать прогулки и не приходится огорчаться от его домашних шалостей. Первым делом важно приучить питомца знать и отзываться на свое имя, реагировать не приказ «Ко мне!», знать место.

Перед тем, как приучить собаку к кличке, стараются чаще произносить вслух имя четвероногого тоном, в котором бы слышались благоприятные эмоции. Регулярное называние клички должно послужить стимулом к развитию реакции отзывания на свое имя. После появления подобного рефлекса, питомца обязательно благодарят на начальных этапах.

Первичные приказы для тренировки

«Рядом». Так как приучить собаку ходить рядом на поводке столь же принципиально, как и предыдущую команду, тренируют это систематически, проводя 4-5 занятий.

«Фу». Означает приказ, даваемый собаке, когда нужно отвлечь от подбираемого мусора. Выполнение формулировки позволяет уберечь здоровье четвероногому и массу нервных клеток хозяину.

Выдержку начинают тренировать уже с четырехмесячного возраста. Данное качество пригодится на всех обучающих мероприятиях с питомцем и способствует контролю за псом, развитию у него послушания.

Кроме того, важными на первых обучающих уроках являются команды, соблюдения коих непременно стараются добиваться от щеночка: дай, сидеть и лежать, стоять, апорт, место, фас.

«Дай». Команда оказывается полезной для любого обученного пса. Данная техника имеет особенную важность для служебных охранников, цель жизни которых составляет исключительно защита своего хозяина.

Этой командой добиваются не столько умения обезвреживать нападающего, сколько выпускать его по задержании.

«Место». Собака должна знать о существовании своего уголка в жилище. А по приказу собаковода послушный пес должен сразу же отправляться туда. Заснуть щеночек может хоть где, но свое он знать обязан.

«Апорт». С помощью формулировки служебные питомцы отправляются обыскивать местность. Что позволяет сделать их прогулку более активной.

«Фас». Опасная формулировка, обучать ей непослушное животное категорически не рекомендуется. Перед тем, как дрессировать взрослую собаку посредством данной команды, она должна прилежно исполнять команды, отмеченные до этого.

Данные приказы отражают список команд базового курса дрессировки четвероногого любимца.

Приобщение к элементам амуниции

Так как приучить собаку к поводку и ошейнику рекомендовано по достижении ей 1,5-2 месяцев жизни, взяв щенка домой, сразу и запускают воспитательный процесс. К непривычным объектам амуниции в это время питомцу приспособиться гораздо легче. Надевают на малыша их после первоначального ознакомления и после падения интереса к ним.

Сначала амуницию на маленьком питомце оставляют на считанные минуты. При этом малыша стараются отвлечь игровым маневром. Обучающие моменты делают непродолжительными, но регулярными.

Перед тем, как приучить собаку к поводку, животное уже должно быть ознакомленно с ошейником. Когда малыш свыкнется с мыслью ношения первого, можно переходить к пристегиванию другого элемента - поводка. Надо обеспечить его свободное свисание, стараясь отвлечь четвероногого.

Приобщение к месту и будке

Некоторые интересуются, можно ли дрессировать взрослую собаку, как это делать грамотно. Научить-то можно, только не всему. Но придется запастись уймой времени и недюжинным терпением. Поэтому приобщать к месту рекомендовано питомца с малых лет. Главное - постоянно держать под контролем поведение щенка, не разрешать ему находиться в доме везде, где ему понравится.

Задачей хозяина в данной ситуации является организация места. Тут разрешается помещать все, что угодно - подушку, коврик, одеяло либо специальный мягкий домик. Щенка ознакамливают с местом заранее. После засыпания малыша каждый раз переносят туда. В этом месте запрещается делать манипуляции, провоцирующие и оставляющие в памяти питомца нелицеприятные воспоминания - чистку ушных раковин, вычесывания, например, если он не любитель этих действ. Все игрушки после игр возвращают обратно в этот уголок. Надо постараться внушить четвероногому другу, что данное пространство - наиболее уютное и безопасное из всех в квартире, принадлежащее ему одному.

Если планируется содержание в уличных условиях, надо знать, как приучить собаку к будке во дворе дома.

Не следует сразу сажать пса на цепь. Надо предоставить возможность ему самому изведать новые условия обитания и свыкнуться с ними.

Нельзя сразу закрывать щенка или взрослую собаку внутри будки. Так у животного может развиться фобия на темные пространства.

Надо выбрать подходящие погодные условия перед тем, как приучить взрослую собаку к будке или к клетке возле входа в жилище. К примеру, научить самостоятельно заходить внутрь собаку поможет проливной дождь.
Тогда как в жару ничто не заставит животное это сделать.

Собака, независимо от особенностей породы и размера, нуждается в воспитании и обучении, то есть в дрессировке. Для серьезных пород (немецкая овчарка, алабай, ротвейлер или бурбуль) дрессура является обязательной, иначе собаки будут социально опасными и неуправляемыми, что может привести к негативным последствиям. Также декоративные животные должны быть обучены простейшей собачьей грамоте, чтобы не быть обузой для хозяев и окружающих.

  • Показать всё

    Необходимые условия для эффективного обучения

    Важен не только результат занятий, но и процесс, во время которого отношения хозяина с питомцем должны окрепнуть, стать более доверительными и дружескими. Поэтому следует обратить внимание на следующие моменты:

    • Начинать простейшее обучение необходимо с нуля и дома во время игры, приносящей удовольствие, тогда легче усваиваются и закрепляются необходимые команды.
    • Собаки индивидуальны: то, что легко смогла осилить одна, другая может выполнить не сразу. Не стоит сравнивать животных и разочаровываться, делать вывод об интеллекте своего питомца на основании одного момента в обучении.
    • Обучать животное, когда оно пришло с прогулки в хорошем настроении. На фоне положительных эмоций, с поощрениями в виде лакомства собаки быстрее достигают нужных результатов. Жесткое обращение и физические наказания не вызовут доверия и послушания.
    • Отработка команд должна ненавязчиво продолжаться в повседневной жизни.
    • Правильные действия собаки следует обязательно поощрять лакомством.

    Чтобы щенок охотнее старался заполучить еду в качестве награды, рекомендуют все занятия проводить до кормления.

    Воспитание и дрессировка щенка

    Воспитание предшествует и сопутствует дрессировке и не имеет возрастных ограничений. Обучать и дрессировать собаку в домашних условиях можно как 2-месячную, так и взрослую. Практически в любом возрасте животное вполне обучаемо.

    Но эффективнее всего начинать воспитывать питомца еще в детстве. Как только щенок стал самостоятельно передвигаться по дому, то попутно возникает нужда в определенных правилах поведения. Как и дрессировку, воспитательные моменты следует проводить с самого начала с помощью поощрений, а не наказаний.

    Начинать занятия рекомендуют дома. Это территория уже неоднократно была обследована щенком, хорошо ему знакома, поэтому не будет отвлекающих моментов в виде новых запахов и незнакомых животных. Когда навыки закреплены, можно продолжить дрессировку на площадке и усложнить задачу.

    Основные моменты воспитания и типичные ошибки

    Собаки (даже домашние) - это стайные животные и подчиняются они законам жизни в стае, мыслят категориями, которые зачастую непонятны владельцу. Из-за человеческого непонимания возникает путаница в собачьем сознании, которая выливается в неправильное поведение животного, отчего страдают и люди, и собака.

    Абсолютное подчинение человеку в бытовых ситуациях

    Правильное поведение питомца заключается в следующих положениях:

    • Никогда не позволять питомцу присутствовать при приеме пищи людьми, и не кормить пса со стола.
    • Не разрешать спать на спальном месте человека или занимать его кресло.
    • Не играть в игры на перетягивание каната или тряпичной игрушки.

    В стае доминантные особи всегда едят первыми и самое лучшее. Остальные ждут, когда им позволят есть то, что осталось. Такой принцип - не унижение для животного, а простое правило, которому все подчиняются. Этим поддерживается порядок в стае. Лидеры сами выбирают себе лежбище, никто не смеет посягнуть на него. Ничего из принадлежащего вожаку никто не отбирает. Это воспринимается как бунт и строго пресекается.

    Ошибки в дрессировке:

    • Попрошайничество собаки во время приема пищи владельцем плохо не только тем, что докучает людям. Оно наносит ущерб психологии животного, которое по требованию получает желаемое. Это в сознании питомца означает, что главный не хозяин, а пес.
    • Подобный результат производит и разрешение спать на кровати или позволение забрать игрушку.

    Выбор решения при совершении различных действий

    Щенок, как и взрослая собака, не имеет права принимать решения и действовать согласно своей воле: лаять, выть, проявлять агрессию к животным или людям, уходить от хозяина и т. д. Все решения в стае принимает вожак (хозяин). Подчиненные должны слушаться, непослушание недопустимо. Исключение представляют редкие случаи, когда собаку обучают быстро действовать в экстремальных ситуациях, не дожидаясь команды человека (обучение ньюфаундлендов спасать утопающих и т. д.).

    Собака, которая ведет себя согласно своим предпочтениям, всегда является обузой для окружающих: она лает и воет, когда хочет, угрожает нападением или убегает. Хозяину следует занять положение доминанта и не позволять питомцу посягать на власть ни в каких ситуациях.

    Положение собаки и хозяина при передвижении

    При передвижении доминирует человек, потому лишь у него есть привилегия первым заходить в дверь, первым встречать гостей, первым выходить на улицу из дома.

    Это также подтверждается наблюдениями за жизнью стайных животных. Только у вожака есть право находиться впереди стаи. Он никому не уступит своего места, ведь на нем ответственность за то, что может произойти.

    Если человек следует за собакой, она автоматически берет ответственность за все происходящее (и за человека в том числе). Поэтому ей самой приходится принимать решения и действовать согласно своему выбору.

    Успешное воспитание собаки всецело зависит от владельца, он должен понимать собачью психологию и использовать ее в дрессировке. Если проигнорировать стайные инстинкты собаки, очень легко сформировать нервное животное с испорченным характером и нарушенной психикой, поскольку собака не может вынести той доли ответственности, которую перекладывает на нее неразумный или небрежный хозяин.

    Собаки, как и другие животные, обладают такой генетической программой инстинктов, которая при правильном использовании практически не дает сбоев. Расстроить программу может хозяин, приписывающий четвероногим человеческие чувства и желания, каких на самом деле у животных нет.

    Основные команды

    Для маленького щенка (2-3 месяцев), которого недавно принесли в дом, первыми усвоенными командами будут стандартные фразы. Параллельно с началом воспитания щенок должен привыкнуть к ошейнику и поводку. В более старшем возрасте, около 5-6 месяцев, собак крупных пород приучают спокойно реагировать на намордник.

    Основой успешного усвоения команд питомцем является воспитание способности подчиняться человеку. Команды закрепляются поэтапно.

    Кличка

    Чтобы собака научилась реагировать на свое имя (кличку) необходимо:

    • При кормлении, когда гладят, ласкают, называть имя собаки. Голос должен быть ровным, приятным. У питомца это слово будет ассоциироваться с приятными действиями.
    • Нельзя называть собаку по имени, когда нужно отругать ее строгим голосом. В это же время необходимо приучать собаку к ошейнику.

    "Ко мне!"

    Что нужно делать, чтобы собака усвоила команду "ко мне":

    • Когда хозяин зовет питомца, чтобы покормить его, необходимо произнести команду. Щенок подошел, нужно поощрить лакомством.
    • Когда команда усвоилась дома, следует продолжить ее закрепление при более сложных обстоятельствах - на улице, где много отвлекающих факторов.
    • Если щенок не реагирует на команду, не стоит настаивать и кричать на питомца. В таких случаях нужно снова продолжить обучение в домашних условиях и настойчиво закреплять результат при помощи лакомства.

    При неподчинении и настойчивом повторении слов команды у питомца возникнет причинно-следственная связь своего поведения с командой: "ко мне" будет значить для него "делай что хочешь". Частое повторение слов закрепится в сознании собаки с ее поведением. В случаях, когда слова "ко мне" уже неправильно закреплены, фразу нужно заменить другой, синонимичной, к примеру: "сюда", "на". Для питомца нет различия, какое слово произносится. Для него важно, что это слово обещает получение лакомства.

    "Место!"

    Поначалу это означает, что щенок должен уйти на свою подстилку, свое место отдыха. Когда хозяин подзывает щенка по имени к отведенному для него месту, то ему следует положить на подстилку лакомство и похвалить пса. В течение дня это можно делать несколько раз. Когда щенок хорошо усвоил команду, следует ее усложнить: питомец должен оставаться на месте до тех пор, пока ему не разрешат уйти. Если щенок будет находиться на одном месте, то он получит поощрение в виде вкусного кусочка.

    При успешном усвоении нужно добиться такого результата, при котором любое указанное владельцем место станет тем местом, где собака должна сидеть и ждать хозяина или позволения уйти. Переход к более сложному этапу обучения возможен лишь в том случае, когда предыдущий идеально усвоен.

    "Рядом!"

    Научить ходить рядом и не рвать поводок можно даже 3-месячного щенка, если все правильно делать:

    • Эта команда отрабатывается с определенными инструментами. Ими служат ошейник и поводок.
    • От собаки требуется, чтобы она просто шла рядом, а не рвалась изо всех сил в сторону и не создавала дискомфорт владельцу и всем окружающим. Животное должно идти спокойно рядом с левой ногой хозяина на полкорпуса сзади при свободно свисающем без малейшего натяжения поводке. Чтобы отработать эту команду, понадобится надеть поверх или вместо обычного ошейника ринговку или поводок "Контроллер". Он представляет собой толстый шнур с зажимом-регулятором для плотного крепления на шее питомца. "Контроллер" крепится выше обыкновенного ошейника, пониже ушей, где у собаки расположены чувствительные точки.
    • Нужно следить, чтобы собака не опережала человека, а была немного сзади. При натяжении поводка вперед или в сторону следует сделать резкий и короткий рывок вверх.
    • Если собака идет спокойно и правильно, нужно сказать "рядом" и поощрить лакомством. Резкий рывок поводком при неправильном поведении создаст дискомфорт собаке и она через несколько подобных действий поймет, что после натяжения поводка последуют неприятные ощущения, а при спокойном движении будет награда в виде лакомства.

    Частой ошибкой владельцев является неправильное применение команды: когда пес натягивает поводок, он слышит слово "рядом!", которое у животного ассоциируется с его поведением. Следовательно, это команда (в понимании собаки) означает натяжение поводка.

    "Фу", "нет!", "нельзя!"

    При попытке подобрать еду с земли или выполнить какое-нибудь другое действие, которое следует пресечь, дается команда "нет!". Можно употребить другое короткое слово, которое произносится уверенным и строгим тоном. При обучении этой команде хорошо срабатывает щелчок кликером (специальным брелоком со щелкающей кнопкой) или пальцами, это отвлекает собаку от намерения что-то совершить и привлекает внимание к хозяину. Если пес на поводке, то поможет резкий рывок поводка вверх и слово "фу!" или "нет!"

    Бить за неповиновение щенка или собаку даже прутиком или газетой опытные кинологи не рекомендуют. Наказанию противопоставляется поощрение едой и многократная отработка навыков.

    "Сидеть!", "лежать!"

    Варианты звуковых сигналов для команды могут быть "сидеть!", "лежать!", чтобы пес научился их выполнять, следует:

    • Предложить щенку лакомство, для получения которого ему придется задрать голову вверх. В это время хозяин легонько придавливает поясницу питомца и усаживает его. Если собака села, ей следует дать лакомство.
    • Для того чтобы щенок лег из положения сидя по команде "лежать", ему снова необходимо предложить еду, на некотором расстоянии от его морды (дотянуться до нее будет удобней лежа). Хозяин снова должен помочь ему прилечь и уже затем дать корм как награду.

    После нескольких сеансов обучения собака поймет, что нужно сделать, чтобы получить награду, и будет действовать без помощи человека. Обязательно животное должно оставаться несколько секунд в заданной позе, дожидаясь разрешения на другие действия. Позже можно отработать эти команды только при помощи жестов, без голоса.

    "Стоять!"

    Для того чтобы собака научилась выполнять команду, необходимо:

    • При произношении слова "стоять!" из положения сидя или лежа приподнимать щенка под живот, а другой рукой придерживать за ошейник. Собака должна подниматься на месте, без перемещения вперед. После этого животное получает лакомство.
    • Для более совершенной отработки команды необходимо выдерживать паузу (начиная с 3 секунд и доводя время паузы до 15) и поощрять лакомством пса только после выдержанного времени.
    • При четком выполнении переходят к усложненной форме - подаче команды жестом. Также следует постепенно увеличивать расстояние между питомцем и собой (до 10-15 м).

    "Дай!"

    Команда очень похожа на команду-запрет "нет!", поскольку ограничивает пса в желаемом действии. Чтобы отобрать у щенка предмет, в котором он заинтересован, следует ему предложить что-то более привлекательное: любимое лакомство. Не следует силой отбирать и при этом произносить слово команды. Собака должна сама добровольно отдать то, что требует хозяин. Стимулом для этого и служит любимая еда. Сначала щенок отдает игрушку ради еды, а когда навык закреплен через многократное повторение, пса можно поощрять словами и лаской.

    "Апорт!"

    Отработка этой непростой команды также начинается с игры:

    1. 1. Предварительно следует отработать команду "дай!", чтобы принесенный предмет пес отдавал хозяину.
    2. 2. Во время игры с палочкой или игрушкой с хозяином собака пытается завладеть предметом. В момент наибольшей заинтересованности животного хозяин бросает предмет игры далеко от себя и произносит "апорт!". Питомец бежит за игрушкой, пытается отыскать ее и взять.
    3. 3. Хозяин подзывает его и требует выполнить команду "дай!"

    Если собака не бежит за брошеным предметом, владелец вместе с ней подбегает к нему и повторяет слово команды. При малейшем успехе в учебе собака должна получит вознаграждение. Но постепенно задача должна усложняться, так как только при четком выполнении команды с первого раза животное получает поощрение.

    В идеале пес должен по команде найти брошеный предмет, принести хозяину, обежать его сзади, подойти к левой ноге, сесть и тогда уже отдать. Обучение этой команде опытные дрессировщики считают сложным, ведь не каждая собака сможет научиться идеально ее выполнять.

    "Голос!"

    Не стоит сразу отдавать лакомство питомцу, лучше показать еду и держать ее перед собакой. Она начнет просить ее лаем. В это время хозяин повторяет команду "голос!". Поощрение осуществляется обязательно после ее выполнения.

    Если собака молча просит лакомство, не подает голоса, можно попросить другого члена семьи продемонстрировать перед животным, что требуется, чтобы получить вознаграждение. Обычно после 2-3 раз команда становится понятной питомцу.

    "Дай лапу!"

    Эта команда пригодится при стрижке когтей и для развлечения гостей. Лакомство дают понюхать собаке и зажимают в кулаке перед ее носом. Пес может начать скрести по кулаку лапой. В это время повторяют слова команды и отдают еду животному.

    "Фас!"

    Нет необходимости отрабатывать такого вида действие у декоративных собак или у всех остальных, которые не принадлежат к служебным. Мелкие породы более склонны по своей инициативе проявлять агрессию к посторонним людям и без просьбы со стороны владельца. Команда считается сложной и отрабатывается обычно с инструктором или помощником, который должен быть одет в защитный костюм.

    Алгоритм отработки команды "фас!":

    1. 1. Чужой человек приближается к хозяину с собакой и наносит чувствительные, но не болезненные удары по спине питомца.
    2. 2. Когда собака разозлится, незнакомец подставляет ей для хвата какой-нибудь мягкий предмет, что-то наподобие старой одежды.
    3. 3. Когда животное хватает зубами предмет, хозяин произносит команду "фас!" и поощряет собаку.

    Кроме этих команд, можно обучить собаку другим: "гуляй!", "вперед!", "барьер!", "ползи!","стеречь!" (по усмотрению хозяина). Но добиться идеального исполнения стандартного набора команд нелегко.

    Занятия на площадке с инструктором

    Это самое правильное решение для неопытных владельцев или для сложных в дрессировке пород. При выборе инструктора следует ориентироваться не только на рекомендации нескольких знакомых или клуба, но и хорошо бы перед обращением к нему посмотреть на работу этого человека непосредственно на площадке.

    Серьезная и правильная дрессировка требует присутствия хозяина вместе с собакой и дрессировщиком. Пребывание питомца на передержке у кинолога во время обучения возможно в том случае, если собаку готовят к патрульно-розыскной службе в полиции.

    Особенно рекомендована дрессировка со специалистом собакам крупных пород, предназначенных для несения охранно-караульной и розыскной службы. Также консультации опытного кинолога потребуются и самому владельцу собаки, особенно касающиеся его собственного поведения в воспитании питомца.

    Особенности дрессировки разных пород

    Обучение и дрессировка разных пород имеет свои особенности: для служебных собак обязательно прохождение общего и специального курса дрессировки (с 6-8 месяцев) на площадке с инструктором, для охотничьих пород (с 1-3 месяцев) предусмотрен свой особый набор команд с отработкой навыков в лесу или в поле, для декоративных пород (с 3-6 месяцев) достаточно воспитания в домашних условиях.

    Как дрессировать собак различных пород:

    Название пород Особенности дрессировки и воспитания

    Охранно-сторожевые : ротвейлер, немецкая овчарка, алабай

    При общем воспитании и дрессировке сторожевых собак обучают особым командам, которые нужны при охране и патрулировании территории. К таким командам относятся:

    • "Слушай!". Настороженный пес должен внимательно прислушиваться к посторонним звукам.
    • "След!". Собака должна взять след и пойти по нему.
    • "Охраняй!". Пес обязан в отсутствие человека не допустить незнакомцев на свою территорию. Навык отрабатывается вместе с помощником, который играет роль чужака и провоцирует собаку на защитные действия
    Охотничьи: спаниель, курцхаар, терьер, джек рассел терьер, лайка, хаски До 6-8 месяцев с собакой занимаются воспитанием и отработкой стандартных команд. После полугода начинается специальное обучение:тренировка, которая состоит в нагонке гончих, натаске лаек, притравке норных и борзых, в умении доставать предмет из воды и приносить хозяину. Важным упражнением для охотничьих собак является выдержка. После выполнения команды животное не сразу получает поощрение в виде лакомства, а спустя несколько секунд, причем хозяин во время такой искусственной паузы отходит от собаки на несколько метров. Также охотничьих собак приучают не бояться выстрелов и громких звуков
    Декоративные : шпиц, мопс, чихуахуа, японский хин

    Кроме основных команд, мелких собак можно научить знать по имени всех членов семьи. Этот прием вырабатывается просто:

    1. 1. Собаку подводят к человеку и называют его имя, после этого человек дает собаке лакомство.
    2. 2. Через несколько упражнений питомец запомнит, какое слово привязано к какому человеку, и безошибочно будет идти к названному по имени члену семьи, чтобы получить лакомство.

    Также можно обучить закрывать дверь по команде, приносить тапочки, становиться на задние лапы, имитировать танец

    Пастушьи и скотогонные : алабай, лабрадор

    После усвоения азов дрессировки подросшего щенка приучают к животным, чтобы стадо не боялось собак, а собаки не нападали на стадо.

    В обучении пастушьей работе необходимы особые команды:

    • "Гони!" (при выгоне из загона или при движении вперед по пастбищу).
    • "Кругом!" (при собирании разбредшихся животных).
    • "Вперед!" (для выравнивания края стада).
    • "Тише!" (замедление темпа движения).

    Эти упражнения пастух или дрессировщик отрабатывает непосредственно возле стада на свободном выпасе. Все правильные действия собаки обязательно поощряются лакомством

Как дрессировать собаку в домашних условиях? Многим командам можно научить своего питомца самостоятельно. Причем обязательно будет нужный результат. Но поработать придется. Систематичность вкупе с настойчивостью – важная составляющая процесса обучения собаки.

Рассматривать мы будем дрессировку обычного пса. Воспитания отдельных пород касаться не будем. Их обучением должны заниматься специалисты-кинологи. Но даже специальных собак нужно готовить к важным для всех командам. Они должны выполнять элементарные требования, обладать выдержкой и отличаться послушанием.

Какие команды должна знать воспитанная собака?

С первых дней нужно задуматься, как приучить щенка к пеленке. Игривому малышу серьезная дрессировка ни к чему. Таким важным командам, как «Ко мне!», «Рядом!», «Нельзя!», «Место!», «Дай!», собачка обучается в процессе игры. После трех месяцев уже можно приступать к серьезной тренировке.

«Ко мне!»

Очень важная и нужная команда. Необходимо добиться, чтобы собака подходила к Вам при любых обстоятельствах, даже в стрессовых ситуациях.

Порядок приучения:

  • Называем кличку собаки и произносим: «Ко мне!».
  • Когда зверь поворачивается и начинает движение в нашу сторону, несколько раз повторяем звонким голосом: «Ко мне!».
  • Собака подошла. Даем ей лакомство, хвалим и гладим.

Возможные проблемы:

    Собака не реагирует на кличку.

    Привлекаем ее внимание хлопком в ладоши, свистом, любимой игрушкой. Если не помогает, отбегаем от упрямца в сторону. Зверя испугает удаленность от хозяина.

    Собака не хочет подходить, хитрости не помогают.

    Выгуливаем животное на длинном поводке. Когда произносим команду, легонько дергаем.

Этого делать нельзя:

  • Нельзя наказывать собаку за то, что она подошла. Рядом с хозяином животное должно чувствовать себя комфортно.
  • В процессе обучения нельзя звать собаку, точно зная, что она не подойдет. Например, зверь знакомится с подобным себе или увлеченно копает яму. Потом, когда команда закрепится, собачка будет реагировать на Ваш зов в любой ситуации.
  • Нельзя произносить команду много раз. Собака привыкнет слушаться после десятого или двадцатого повторения. Оно Вам не нужно.

Произнесли команду – собачка побежала – подбодрили ее – похвалили.

«Фу!»

Команда, которая спасет и собаку, и хозяина от многих неприятных моментов.

Порядок приучения:

  • В момент совершения «преступления» строго и зло произносим: «Фу!»
  • Подходим к питомцу и ощутимо бьем ладонью его по пятой точке.

Чем серьезнее преступление, тем болезненней должен быть шлепок.

На прогулке для приучения к команде понадобится длинный поводок.

    Собака не реагирует на команду и на наказание. Она продолжает смачно грызть новые кожаные туфли.

    Хлопаем ее по пятой точке сильнее. Не реагирует – еще сильнее. Но сила должна быть умеренной, чтобы не покалечить животное.

Этого делать нельзя:

  • Нельзя наказывать собаку любыми предметами. Тапочками, палками, скалками и т.п. Только рукой.
  • Нельзя наказывать животное после совершения «преступления». Только непосредственно в момент его совершения.

Когда собака освоит команду, необходимость в физических наказаниях пропадет.

«Рядом»

Эту команду сначала отрабатывают на поводке, а только потом без него.

Порядок приучения:

  • Держа питомца на поводке, добиваетесь того, чтобы он шел около Вас в таком же темпе. Произносите при этом: «Рядом!»
  • Когда удастся добиться движения в унисон, остановитесь. Произнесите: «Рядом. Сидеть!» Похвалите.
  • Постойте несколько секунд. И снова продолжите движение. Команда: «Рядом!» Похвала.
  • Поверните в сторону и скомандуйте: «Рядом!»

После отработки команды с поводком, начинайте обучение без поводка. Сначала можно положить поводок на спину собаки. Затем вообще убрать. Порядок приучения такой же.

Возможные проблемы:

    Собака отвлекается, бежит быстрее, отстает.

    Если работаете с поводком, то потяните за него легонько. Если обучение проходит без поводка, хлопните себя по ноге.

Запрещенные действия:

  • Крик и наказания.
  • Повтор команды десять раз.

«Сидеть!»

Собака должна садиться у левой ноги хозяина и находиться в таком положении до тех пор, пока ей не позволят встать.

Порядок приучения к команде:

  • Дайте собаке понюхать лакомство и поднимите его вверх.
  • Произнесите: «Сидеть!» И надавите рукой на круп. Собака села – похвалите и угостите.
  • Позвольте животному встать. Снова прикажите: «Сидеть!». Давить на круп при этом не нужно. Собака должна сесть. Похвалите.
  • Далее просто показываете лакомство, но нюхать его не даете. Произносите команду. А когда пес выполнит, угощаете.
  • Если собака встает с места без разрешения, возвращаете ее в позицию сидя.
  • Когда добьетесь выполнения команды, учите собаку садиться у левой ноги.

Возможные проблемы:

  • Собака не слушается. Не реагирует на команду, даже проглотив лакомство.

    Одной рукой ощутимо дерните за поводок вверх. Другой – надавите на круп.

  • Собака не выдерживает позу. Срывается с места.

    Верните ее в исходное положение. Скомандуйте: «Сидеть!» Похвалите: «Молодец! Сидеть!»

Этого делать нельзя:

  • Нельзя повторять команду много раз.
  • Нельзя бесконечно заставлять пса сидеть. Команды должны даваться вразнобой.
  • Нельзя кричать на собаку и бить ее за непослушание.
  • Нельзя давать лакомство за каждое выполнение команды. На этапе приучения угощаем через раз. Впоследствии – все реже. И совсем не угощаем. Ограничиваемся похвалой.

«Лежать!»

Порядок приучения:

    Когда пес сидит, дайте понюхать ему лакомство. И опустите руку с угощением вниз. Дайте команду: «Лежать!» Если собака легла, похвалите и угостите.

    Животное должно лежать до тех пор, пока Вы не позволите ему встать. Поднялся зверь без команды – резко дерните поводком вниз и надавите на спину.

    Некоторым собакам помогает такой прием. Хозяин присаживается рядом с питомцем, берет его за передние лапы и укладывает. Произносит: «Лежать!» Далее животное нужно похвалить и угостить.

Возможные проблемы:

    Собака не слушается. Просто опускает голову, чтобы взять лакомство. Но не ложится.

    Ощутимо и резко потянуть за поводок вниз. Если нужно, то надавить на спину.

Лакомство давать только за правильно выполненную команду.

«Стоять!»

Этой команде обучают одновременно с командами «сидеть» и «лежать».

Порядок дрессировки:

  • Усадить собаку и добиться, чтобы она не крутилась некоторое время.
  • Произнести: «Стоять!» Приподнять собаку под живот. Пес должен встать.
  • Похвалить: «Молодец! Стоять!» Можно угостить. При этом позволять собаке двигаться с места нельзя. Если животное потянулось за угощением, не давать его. Скомандовать: «Стоять!»

«Дай!»

Этой команде обучают еще в щенячьем возрасте. Происходит процесс во время игры. Существует два приема приучения :

  • обмен предмета на другой предмет;
  • обмен на лакомство.

Произносим: «Дай!» Меняемся. Если животное не понимает, аккуратно разжимаем пасть и берем предмет.

«Апорт!»

Знание собакой команды позволяет максимально полезно организовать выгул, а также облегчает дальнейшее обучение поиску на местности (если того требует порода).

Команде «апорт» можно научить только тогда, когда животному будет интересно приносить хозяину палки. Другого способа не существует.

Порядок приучения:

    Берем палку и начинаем играть с собакой. Молодые псы очень любят бороться за предметы с человеком. Поэтому добиться от питомца, чтобы он взял палку в пасть, будет несложно.

    Шутливо забираем палку и одновременно повторяем: «Апорт! Апорт! Молодец!»Когда страсть к игре разовьется, предмет можно бросить на небольшое расстояние. Собака должна быть на длинном поводке. Произносим: «Апорт!»

    Пес побежал к палке и взял ее в зубы. Легонько тянем за поводок, чтобы собака принесла предмет. Начинаем с ней играть, проговаривая: «Апорт! Апорт! Умница!»

    Очень важно поддерживать интерес. Поэтому игра обязательна.

  1. Дальнейшее обучение проходит без поводка. Потом – на более дальние расстояния.

Возможные проблемы:

    Собака не хочет бежать за предметом.

    Нужно разыграть ее, пробудить интерес к вещи. На время оставляем броски на расстояния и просто играем. Либо меняем предмет.

    Пес не желает брать палку в зубы.

    Опять же – интерес. Подойдите к предмету и пните его, «оживите». Погоняйте вещь ногами. Когда собака возьмет палку в зубы, начинайте игру. А потом снова бросьте предмет на расстояние.

Это самые основные команды, которых вполне достаточно для домашнего пса.

Общие правила дрессировки

Конечно, приучение животного к каждой команде имеет свои особенности. Но существуют и общие правила, общие подходы. Как дрессировать собаку?

  1. Дрессировкой нужно заниматься как дома, так и на улице. В месте, где никто не будет мешать.
  2. Занятия должны быть регулярными. Не реже двух-трех раз в неделю. Сначала по полчаса. Затем время постепенно увеличиваем до часа.
  3. Команды нужно «мешать». Бесконечно учить одной и той же команде бесполезно.
  4. Между командами должен быть перерыв в четверть минуты, не менее.
  5. Хвалить и давать лакомство можно только тогда, когда команда выполнена правильно.
  6. Собака должна слушаться всех членов семьи. Но дрессировкой должен заниматься кто-то один.
  7. Перед занятиями животное желательно хорошо выгулять. Тогда оно будет меньше отвлекаться.
  8. Каждая команда произносится только один раз.
  9. При обучении любой из команд важно добиваться выдержки. «Сидеть!» - и собака должна сидеть несколько минут спокойно. Приучение к выдержке начинают с нескольких секунд. Затем постепенно время увеличивают.
  10. Ни в коем случае нельзя собаку бить и кричать на нее. Запуганный пес плохо запоминает команды. В дальнейшем он будет бояться занятий с хозяином.

И запомните: животное тоже устает. Когда появляются первые признаки усталости, прекращается дрессировку.

Если решили завести собаку, то необходимо продумать дрессировку. Любая собака должна знать элементарные команды, чтобы общаться с ней было комфортно. Питомец обязательно должен знать команду «ко мне», чтобы на прогулке его можно было отпускать с поводка и подзывать при необходимости.

Также есть еще несколько команд, которые пригодятся при общении с питомцем. Причем выполнять дрессировку можно и самостоятельно, главное, знать общие правила и набраться терпения.

Для начала необходимо разобраться, что входит в без тренера. Самому нужно выбрать несколько основных команд и начать обучение с них. Со временем можно постепенно добавлять необходимые умения и делать тренировки более сложными. В общий курс подготовки входят такие задания:

Также необходимо помнить, что для быстрой тренировки необходимо приучать собаку к выдержке . Она должна тренироваться с самого небольшого времени и постепенно дойти до длительного периода.

Выбор места и времени занятий

Сначала необходимо разобраться, в каком возрасте можно начинать дрессировку питомца. Первые уроки по дрессировке можно проводить со щенком, которому исполнилось 3 месяца. В более раннем возрасте питомец просто не поймет, что от него требуется, и это будет просто пустой тратой времени.

Где проводить тренировки. Тренировки начинают в домашних условиях , пес уже должен привыкнуть к этому месту и чувствовать себя комфортно. При дрессировках необходимо устроить спокойную обстановку, чтобы питомца ничего не отвлекало.

И только после усвоения некоторых команд можно постепенно переходить на более оживленные территории, например, на улицу. Обязательно нужно проводить тренировки в разных местах, иначе питомец привыкнет к одной обстановке и не будет слушаться хозяина на других территориях.

Воспитание собаки от начала и до конца зависит от выдержки хозяина и его терпения . Для тренировок необходимо предусмотреть лакомство, которое будет выдаваться в качестве поощрения при правильном выполнении задания собакой.

Продолжительность занятий

Перед тем как надрессировать собаку, необходимо узнать временные промежутки, которые не будут слишком напрягать питомца, но их хватит для усвоения материала.

Первые тренировки нужно выполнять продолжительностью 35−45 минут , более продолжительные занятия будут отнимать у щенка слишком много сил, и в конце пес не будет усваивать информацию. Постепенно время увеличивается до 1−1,5 часов.

Самостоятельные тренировки можно проводить не менее 3 раз в неделю , например, через день или по понедельникам, средам и пятницам. Если нет возможности уделять столько времени на тренировку, то можно выбрать два дня в неделю. Но обязательно в течение недели у питомца должны проводиться две тренировки.

Руководство по тренировке

В любой тренировке есть свои особенности, и, конечно, при работе с питомцем также необходимо знать основные элементы дрессировки. Они в значительной степени помогут упростить тренировки и сделать их более эффектными и комфортными и для хозяина, и для питомца.

Правила дрессировки:

  1. Прогулка перед тренировкой. Во время прогулки пес немного устанет и не будет отвлекаться на разные мелочи. Соблюдая такое простое правило, можно в 3−4 раза повысить эффективность тренировки.
  2. Не давайте команды слишком часто. После каждой команды необходимо дать около 10 секунд отдыха, и только потом можно приступать к следующим тренировкам. В этом случае питомец будет более внимательным и собранным.
  3. Команда проговаривается только один раз. Собаке дается команда, и она ее должна выполнить, именно так должны проходить тренировки. Если повторять команду несколько раз, то и собака не будет выполнять ее с первого раза.
  4. Команды даются всегда в случайном порядке. Питомец быстро запомнит, какая команда следует за предыдущей, и не будет выполнять их по одной. Всегда меняйте последовательность команд.
  5. Нужно помнить, что пес может устать. Если питомец отказывается от тренировки, то, возможно, настаивать не стоит, лучше приступить к занятиям через некоторое время.
  6. Если собака напугана, то, возможно, хозяин был слишком строг. В такой ситуации при каждой выполненной команде необходимо давать питомцу в 3−4 раза больше поощрения, чем обычно.
  7. Сначала учите питомца 3−4 командам, и только после полного усвоения можно переходить к более сложным и новым занятиям. Постепенный подход и является главным секретом правильной и эффективной тренировки собаки.
  8. Тренировать собаку должен один хозяин, но выполнять команды питомец должен и тогда, когда его попросит и другой член семьи.

В доме появился маленький «звоночек»? Он забавно прыгает, покусывая окружающие предметы, треплет тапочки и пытается забраться на диван? Самое время начинать дрессировку, чтобы подросший питомец не позволял себе такие вольности. Дрессировка собак просто необходима. Не стоит думать, что щенок еще маленький и несмышленый. Начинать воспитывать его нужно, как можно раньше, и делать это можно самостоятельно в домашних условиях.

Дрессировка собаки в домашних условиях преследует три важные цели:

  • Питомец должен признавать в хозяине лидера, а значит, он будет знать и свой собственный статус.
  • Человек хорошо узнает питомца, и в самых критических ситуациях знает, чего от него ожидать и как себя вести.
  • Дрессированная собака – это социально адаптированный питомец, который может прекрасно ладить не только с людьми, но и с другими животными.

Перед дрессировкой владелец должен четко для себя сформулировать, что он хочет получить в результате проведенного занятия. Использовать в качестве мотивационного предмета можно сдерживающие средства, либо вознаграждение. Максимальной отдачи можно добиться в том случае, если собака получает желаемое сразу, в первые секунды, после выполненной команды. Никаких заминок не должно быть, а значит, все должно быть приготовлено заранее.

Среди методов сдерживания можно выделить следующее:

  • Использование предметов, способных привлечь внимание собаки. В большинстве случаев, это вещи, издающие резкие звуки – свистки, связка ключей, погремушка из консервной банки с камушками и др.
  • В случае невыполнения действий собака лишается внимания хозяина. Ее отправляют на место без привычного поглаживания и похвалы, строгим голосом.

Методы сдерживания питомца можно использовать к подросшим щенкам, старше 4-х месяцев. Если собака неуравновешенная, то этот метод также не стоит применять.

Отмечено, что игнорирование питомца – это более действенная методика, чем физическое воздействие – нередко шлепки собака воспринимает, как игровые элементы.

Дрессировка – дело достаточно трудоемкое, и устав от процесса, можно мотивировать себя тем, что научить собаку вести себя подобающим образом гораздо легче, чем заниматься коррекцией неадекватного поведения.

Подготовка к дрессуре

Если говорить о том, с чего начать, то ответ очевиден – с себя. Владелец питомца должен уяснить, что дрессировка – это не проведение досуга, вызванное ежеминутным желанием, а кропотливая, каждодневная работа. Поэтому нужно четко распланировать график, отведя время для занятий. На это время не должно быть назначено никаких дел, и ничего не должно отвлекать от процесса.

К первому уроку необходимо подготовить ошейник, поводок и любимое лакомство питомца. В качестве последнего не стоит выбирать продукты с собственного стола. Для этих целей подойдет . Для особо привередливых в еде собак можно приобрести в зоомагазине специальные вкусняшки, предназначенные для проведения дрессировки.

Начинать дрессировку лучше в знакомом для питомца месте, чтобы его не отвлекали посторонние предметы. Если же местность неизведанная для щенка, то нужно дать некоторое время на освоение территории.

Еще одно условие должно быть обязательно соблюдено – во время занятий не должно поблизости находиться посторонних, это будет значительно затруднять задачу и постоянно отвлекать щенка.

Необходимые команды

Среди основных команд, являющихся основой всех дальнейших навыков, можно выделить следующие:

  1. Приучение к кличке. Питомец должен не только знать собственное имя, но и уметь моментально откликаться на него. Это залог отличного послушания, как дома, так и на выгуле. Чтобы достигнуть успеха, нужно чаще произносить кличку, вкладывая в голос, как можно больше положительных эмоций. Как только собака среагировала на собственное имя – она автоматически заслужила поощрение.
  2. Команда « !». В начальном этапе можно использовать эту команду исключительно для положительных моментов – во время приглашения питомца поесть, погулять или поиграть. Это позволит собаке воспринять ее как нечто хорошее и укрепить команду в сознании. Уже позже, во время дрессировки, реакцию на команду нужно подкорректировать. Питомец должен будет не только подойти к хозяину, но сесть у ног. Во время обычных прогулок можно просто подзывать щенка, без каких-либо причин и угощать лакомством. Это не только ускорит обучение, но и поможет отвлечь собаку от поедания уличных отходов, ведь ей будет проще отказаться от сомнительной пищи в пользу вкусного угощения.
  3. Концентрация внимания. Любая собака должна зависеть от владельца. Если хозяин ушел, питомец должен отправиться следом. Такой навык необходимо прививать щенку с первых дней. Для этого необходимо использовать полезное упражнение:
  • Щенка нужно спустить с поводка и дать некоторое время на игры. Владелец должен удалиться, хотя бы метров на 10, и встать в пол оборота. Собака определенно заметит отсутствие хозяина и побежит искать. Найдя, питомец проявит эмоции радости и станет заглядывать в глаза, ища одобрение. Через две-три секунды после этого нужно похвалить щенка и угостить лакомством. Через какое-то время упражнение повторяется, только в этом случае должно пройти чуть больше времени между моментом, когда собака подошла и получила похвалу.
  • Позже можно усложнить задачу – владелец должен отворачиваться от питомца, когда пес подбегает. В этом случае щенок проявит терпение и будет преданно сидеть, ждать, когда установится зрительный контакт, и он получит ожидаемое одобрение. После этого собаку нужно обязательно похвалить. Эти упражнения позволят щенку научиться выполнять команду «ко мне!» и при этом концентрировать свое внимание на хозяине. В этот момент питомец не обращает внимания на посторонних, а ожидает реакцию со стороны хозяина.
  1. Приучение питомца к месту. Если речь идет о взрослой собаке, то шансов на приучение к месту практически нет. Что же касаемо щенков, то они вполне обучаемы. Не нужно поощрять свободное перемещение питомца по квартире. Необходимо подготовить специальное место (лежак, домик, подушку, и др.) и познакомить нового члена семьи с ним. Маленькие щенки, как и любые дети, имеют свойство засыпать там, где играли. Поэтому стоит каждый раз относить спящего малыша на место. Не стоит прививать питомцу негативные воспоминания о месте, поэтому все неприятные процедуры (чесание, стрижка когтей и прочее) необходимо проводить вне данного места. Можно обеспечить уют для четвероногого друга – подстелить что-нибудь мягкое и приятное, положить рядом любимые игрушки. Собака должна усвоить, что это самое безопасное и уютное место во всем доме.

Все это является основой доверительных отношений между человеком и собакой. Но существует еще масса полезных команд, которые питомец должен будет усвоить:

  • « !» – позволит забрать у питомца любой предмет, подобранный на улице или оброненный в доме. Дрессированная собака должна будет подчиниться, несмотря на повышенный интерес к предмету.
  • « !» – полезная команда при выгуле, что с поводком, что без него.
  • « !» отличное средство, когда довольно крупный питомец проявляет излишнюю радость.
  • Научиться ;
  • и многое другое.

Мнение эксперта о дрессировке щенков:

Основные правила дрессировки

Существует ряд непреложных истин, которые нужно воспринимать, как должное:

  • Первичные занятия должны быть короткими – по 10-12 минут, минимум два раза в день.
  • Любое занятие должно начинаться с закрепления полученных ранее знаний.
  • Собака хуже усваивает материал сразу после приема пищи, после сна и в позднее время суток.
  • В качестве наказания нельзя использовать физическую расправу, только голосовую. Укоризненного «Плохо», «Ай-ай» будет вполне достаточно.
  • Команду необходимо проговаривать один, максимум два раза, четко, громким голосом.
  • Хвалить питомца нужно обязательно, даже если он сделал что-то, на взгляд владельца, незначительное.

И самое главное – заниматься нужно ежедневно, чтобы питомец лучше запоминал пройденное и усваивал больше знаний и умений. Придерживаясь определенных правил и рекомендаций квалифицированных кинологов, пес вырастет воспитанным и дрессированным.