Иван Купала — традиции и обычаи языческого праздника. Иван Купала. Что за праздник такой

День Ивана Купалы - славянский народный праздник, известный как праздник летнего солнцестояния, праздник Солнца. Другие названия праздника - Иванов день, Купала, Ярилин день, Колосок, Праздник летнего солнцеворота, Иван-травник. Этот праздник отмечается 7 июля (24 июня по старому стилю). В календарном цикле день Ивана Купала симметричен Рождеству (Коляде).

История праздника берет свое начало еще в дохристианской Руси. После принятия христианства Иван Купала был приурочен к православному празднику - Дню Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи) - пророка, предсказавшего явление Иисуса Христа.

Особое значение имеет не столько сам праздник, сколько ночь накануне его. В эту ночь начинают происходить настоящие чудеса. Все пространство вокруг пронизывает волшебство и магия. В купальскую ночь наши предки забывали про сон. Они гуляли до рассвета, веселились, купались, водили хороводы, пели песни. Традиционно все обязательные мероприятия в этот день были связаны со стихией огня и воды, а также с природой и растениями. Разрешалось гадать, загадывать желания и даже оказывать знаки внимания противоположному полу.

Какого числа празднуют Иванов день? Праздник Ивана Купалы в 2018 году приходится на 7 июля. Однако по традиции его принято отмечать после захода солнца 6 июля до вечера 7 июля. Кульминацией праздника является ночь с 6 на 7 июля. Именно ночью происходят самые масштабные гуляния и совершаются купальские обряды.

Но так было не всегда. Изначально праздник Ивана Купалы отмечался в день летнего солнцестояния – 21 июня. Купальская ночь была одновременно и самой короткой ночью в году. Позже, с установлением христианства, празднование Иванова дня было соединено с днем Иоанна Предтечи – 24 июня. А после перехода к григорианскому календарю, праздник Ивана Купалы сместился на 7 июля (то есть 24 июня по старому стилю).

История возникновения праздника

Считается, что этот праздник появился на стыке языческой и христианской культуры. Еще до крещения Руси у древних славян существовали ритуалы, тесно связанные с известными нам купальскими обрядами, например, ритуал омовения во время празднования летнего солнцестояния. Между тем считается, что название праздника - Иванов день, Иван Купала - происходит от имени Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи), имя которого с греческого языка переводится как «купатель».

Тем не менее слово «Купала», согласно большинству источников, происходит от «купание, омовение». Однако некоторые историки утверждают, что Купала это древнее языческое божество - бог плодов и полевых цветов.

Полностью искоренить языческие обычаи и традиции после принятия крещения на Руси было сложно. Поэтому языческий праздник был совмещен с христианским днем пророка Иоанна Предтечи. При этом обряды и ритуалы, проводимые в ночь на Ивана Купалу, определенно имеют языческое происхождение.

Праздник Ивана Купала успешно отмечается и по сей день - причем не только в России, но и по всей Европе. Но в каждой стране у этого праздника имеется свое название. В Белоруси его называют Купалле, Ладо, на Украине - Купайло, Сонцекрес, в Латвии - Лиго, в Литве - Расос и Йонинес.

Традиции, что делают на праздник Ивана Купала

Ночь на Ивана Купала славится своими разнообразными обрядами и массовыми народными гуляньями. Молодежи этот праздник позволял отвлечься от традиционного уклада жизни, повеселиться и похулиганить на славу.

Эта ночь считалась особенной, наполненной чудесами и волшебством. Природа оживала, вода и огонь наделялись магической силой, растения приобретали целебные свойства.

Купальская ночь - подходящее время для гаданий. Распространены были массовые купания, хороводы и пляски у костров, прыжки через костер, гадание на венках и многое другое. Желания, загаданные в эту ночь, обязательно должны исполниться.

А самое главное, что по древнему преданию в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник. До сих пор многие верят в это и пытаются отыскать в лесу заветный цветок. Согласно поверью, нашедший его обретет несметные богатства и все его желания будут исполнены. В реальной жизни папоротник никогда не цветет, так как он размножается спорами.

Купание

Вода в реках и водоемах в этот день становилась особенной, приобретала магические свойства, могла излечить тело человека от недугов.

Поэтому всякому человеку должно было искупаться до рассвета. Купания были и массовые, и единичные. Чем чаще человек купался за ночь - тем лучше. Если возможности окунуться в водоем не было, то топили баню и долго парились. Ритуальное купание помогало очиститься от грехов, дурных мыслей, от сглаза. Вода приобретала свойство лечить различные болезни. Целебной силой в купальскую ночь обладала даже роса. Ею обычно девушки умывали лицо, чтобы дольше сохранять молодость и красоту.

Купались как в обычных реках, так и в святых источниках.

Считалось, что в эту ночь силы воды и огня объединяются, являя собой всю мощь природы. Поэтому по берегам рек и озер разжигались купальские костры.

Прыжки через костер

Огонь в ночь на Ивана Купала обладал очищающими свойствами. Вокруг костров водили хороводы, плясали, а молодые парни и девушки совершали прыжки через костер. Прыгать нужно было как можно выше, чтобы не задеть пламя - это сулило большое счастье. Влюбленные прыгали через костер вдвоем, чтобы их отношения были взаимными и крепкими.

В таких кострах жгли вещи, которые носили дети во время болезни. Так, в огне сгорали все хвори, и недуги больше не беспокоили детей.

Между кострами водили домашний скот, чтобы уберечь от кражи, болезни или падежа.

По поверьям, в эту ночь из всех потаенных уголков выбиралась наружу нечистая сила - домовые, водяные, русалки, лешие, кикиморы. Кроме того, активизировались ведьмы и начинали творить свои темные дела - воровать коней и коров, портить урожай на полях. Купальские костры призваны были защитить народ от нечисти, колдовства и ведьминских проделок.

Купальский венок

В ночь на Ивана Купала девицы плели венки из разнообразных трав. Чаще всего в венок вплетали полынь, отпугивающую злых духов. Один венок был особым - его девушка плела на возлюбленного. Этот венок нужно было обязательно умудриться надеть на голову избранника, а вечером венок спускали на воду.

Гадание с помощью венков - еще одна распространенная купальская традиция. В венки вставляли небольшие свечки или лучинки и отправляли в плавание по воде. После этого нужно было внимательно наблюдать за венком.

Если он начинал быстро отплывать от берега - это означало, что жизнь у гадающего будет долгой и счастливой, а замужество - удачным.

Если венок уходил под воду - это сулило гадающему невзгоды. Для гадающей девушки это значило, что замуж она выйдет нескоро или муж разлюбит ее.

Счастливчиками считались те, чей венок заплывал дальше остальных. А лучинка на венке дольше всех горела у долгожителей.

Травы и цветок Иван-да-марья

Собранные на Ивана Купала травы считались целебными и обладали магической силой. В эту ночь травы собирали и сушили на весь год. Из растений изготавливали обереги для себя и для дома. Травы необходимо было успеть собрать до восхода солнца, иначе они теряли свою волшебную силу.

В купальскую ночь собирали цветок Иван-да-марья. Это растение необходимо было разложить во всех углах избы, чтобы никакой вор не смог туда проникнуть. Люди верили, что разбойник не сможет попасть в дом, потому что будет слышать доносящиеся оттуда голоса.

Главным растением этого праздника являлся цветущий папоротник, который все стремились отыскать, дабы обрести небывалое счастье, богатство и исполнение всех желаний. По преданию, папоротник расцветает ровно в полночь на Ивана Купала и цветет всего лишь несколько секунд.

Купальское деревце или купало, купайло, купайлица - один из известных атрибутов празднования Ивана Купала. Для его изготовления брали молодую березу, ель, вербу или клен. Дерево украшали венками, цветами и ленточками. После этого купальское деревце несли за пределы деревни или села и втыкали его в землю.

Вокруг купайлы водили хороводы, плясали, пели песни. Парни и девушки устраивали показательную борьбу за купайлу: парни нарочито пытались утащить его и поджечь, а девушки защищали деревце. По завершении обряда деревце топили в реке или сжигали.

Приметы и поверья

Считалось, что ночь на Ивана Купала - единственная ночь в году, когда животные и растения могли говорить друг с другом, а деревья могли переходить с одного места на другое.

В эту ночь нельзя было ложиться спать. Люди верили, что праздник Ивана Купала - разгул для всякой нечистой силы и злых духов. Эта нечисть могла испортить скот, уничтожить посевы или навести беспорядок в доме.

7 июля принято было готовить на зиму веники для бани. Такие веники считались самыми лучшими и обладали целебной силой.

Чтобы защититься от нечисти и ведьминского зла, в деревнях люди раскладывали на пороге дома и под окнами крапиву.

Существовало поверье, что в Иванов день ведьмы могли украсть лошадь, чтобы отправиться на шабаш. Поэтому лошадей в купальскую ночь всегда надежно запирали.

Гадание и загадывание желаний в ночь на Ивана Купала

Букет из папоротника и чертополоха, собранных в купальскую ночь, принято было класть под подушку, чтобы во сне увидеть суженого.

В полночь на Ивана Купала девушка на выданье спрашивала имя у первого встречного человека мужского пола. Какое имя он назовет, так и будут звать ее мужа.

Чтобы погадать на возлюбленного, девушки бросали в блюдо с водой два цветка без стеблей. Если цветки разошлись в разные стороны - значит влюбленным не суждено быть вместе. Если цветки «прижались» друг к другу - у девушки с парнем будет крепкий счастливый союз.

Молодые девицы отрывали листья папоротника и привязывали к каждому листку по одной нитке разных цветов. Каждая нитка олицетворяла образ юноши, который годился девушке в женихи. Все листики собирали и опускали под воду на реке или озере. После чего девушка резко одергивала руку. Какой листик всплывал первым - тот и указывал на ее суженого.

Глядя на лошадь, нужно было загадать желание и внимательно наблюдать за ней. Если лошадь левым копытом ударит, то желание сбудется, если правым - желание исполнится, но не сразу. Если лошадь заржет - это к счастью, если опустит голову - к огорчениям в сердечных делах.

День Ивана Купала - особенный праздник с многовековой историей. К счастью, он нисколько не утратил своей актуальности. И по сей день народ отмечает этот праздник и следует купальским обычаям и традициям.

Иван- Купала (Иванов день) - древний праздник летнего солнцестояния у восточных славян празднуется в ночь с 6 на 7 июля (24 июня по старому стилю). Эта ночь считается волшебной: вступают в силу травы, наступает время гаданий. История же праздника Ивана Купалы корнями уходит в глубь тысячелетий. Так что Купала — это, пожалуй, один из самых древних праздников.

Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай!

Н. В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

По преданию Купала, которого ещё в раннем детстве от сестры Костромы унесла птица Сирин, поднял венок сестры, проплывая мимо на лодке, и по обычаю они должны были пожениться. Кострома не узнала родного брата. И только после свадьбы жених и невеста догадались, что они брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома превратилась в русалку (мавку), а над Купалой сжалился бог неба Вышень и превратил его в цветок Купала-да-Мавка, позднее получивший название Иван-да-Марья.

Павлович- Фльорчук Оксана.

Ночь на Ивана Купала - праздник лета, когда плетут венки и пускают их по реке, гадают и прыгают через костер. На Купалу всем легко и весело, нечистая сила изгоняется, сгорает, открывая дорогу беззаботной радости, играм и хороводам. Купалу празднуют в лесу, и все его обитатели, включая леших, тоже присоединяются к общим пляскам и гаданиям. Купальская ночь одновременно окутана тайной, неизвестностью и присутствием иного мира, и вместе с тем это один из самых шумных и жизнелюбивых дней языческого календаря.

Томашевский В.

В старину матери на купальских кострах сжигали одежду больных детей, чтобы с ней сжечь и сами болезни. Роса, выпавшая на Иванов день, считалась целебной. Ею умывались, чтобы избавиться от болезней. Народное поверье гласит, что в ночь на Ивана Купала цветут волшебные разрыв- трава и папоротник, способные указать закопанные клады.

Светлана Глебова. «В ночь на Ивана Купала». Батик.

На Ивана Купала издавна принято гадать с помощью самых разных предметов или растений. В теплую магическую ночь гадания на Ивана Купала и любовные чары особенно удаются.

Гадание по венку

Пустив венок по течению реки, наблюдают, как он себя поведет. Тонущий венок был плохим предзнаменованием: "Венок утонул - милый обманул". Если венок расплетался, вытягивался в цепочку или распадался на отдельные цветы - значит, не суждено девушке выйти в этом году замуж. Если его прибивало к берегу - в ближайшее время свадьбы не жди. Чем дальше и дольше плывет венок, тем быстрее девушка выйдет замуж.

Вышинский Вадим. «Утро, день Ивана Купалы».

Гадание у костра

В праздничную ночь Ивана Купала разводят большой костер и прыгают через него. Если пламя не касается прыгнувшего — благоприятный знак, предвещающий девушкам — скорое и счастливое замужество, парням — удачу в делах и любви.

Гадание на ромашке

Налейте в широкую и неглубокую емкость воду. Поместите в нее два цветка ромашки без стебельков. Если цветки поплывут в разные стороны - друг от друга - влюбленные расстанутся. Если продолжают плавать рядышком - будете вместе всю жизнь.

Ляшко Екатерина Владимировна.

Гадание по кругам на воде

В широкую и глубокую миску наливают воду. На закате солнца воде шепотом говорят свое желание и бросают небольшой камушек. Если число кругов на воде четное — желание сбудется, если нечетное — желанию не суждено сбыться.

Гадание по веткам березы

Сорвите семь маленьких березовых веточек (приблизительно одной длины). Смешайте их в одну кучу. Не глядя, выберите одну. Какую ветку вы вытяните, таким будет ваше будущее - ровным и гладким или изогнутым и с бугорками-препятствиями.

Е. Курбала. «В ночь на Ивана Купала». Триптих.

С Аграфены на Ивана собирал траву в ночи.
Завтра будешь ты купаться.
Для меня венок сплети...
Земляника заспевает, красных девок в лес зовёт.

Завтра будешь ты купаться.
Завтра ты к костру придёшь?
Зацвела "жар-цвет" играя огоньками в темноте.
Завтра будешь ты купаться.
Завтра я приду к реке!
Сергей Софер.







Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу.

Древний языческий праздник Купало - это великий день очищения водой и огнем происходящий в летнее солнцестояние. Слово «купало» означает горячее, ярое, кипящее существо, под которым подразумевается солнце. Этот день языческого божества совпал с христианским праздником - Рождество Иоанна Крестителя - Святого Иоанна Предтечи. Это совпадение и слияние праздников привело к изменению в названии праздника - Иван Купала.

Николай Сперанский. Купальский хоровод 1992 г.

С образом божества связана любовная легенда.

Разлученный в детстве со своей родной сестрой, Купало, не зная о том, что это его родная кровь, впоследствии женился на ней. А закончилось это трагически: брат и сестра покончили с собой, утопившись. Отсюда и эротичный характер праздника. Считалось, что, пройдя через все это, человек очищается. Для приведения себя в нужное состояние славяне-язычники пили особые отвары трав. В этот день, день жатвы, зажигали костер из жертвенных трав, и все, без исключения, независимо от пола и возраста, с песнями плясали вокруг этого костра. Интересно, что богу Купале приносили своеобразную жертву: купание.

Семен Кожин. Гадание на венках.

Есть мнение, что на Ивана Купалу свой праздник справляют ведьмы. Он заключается в усиленном причинении зла людям. Считалось, что у ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра, обрызгав себя ею на Ивана Купалу, ведьма могла преспокойно лететь, куда ей вздумается. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Купальская ночь: обычаи

От Карпат до севера Руси в ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный,
но в то же время разгульный и веселый день Ивана Купалы.Иванов день наполнен обрядами, связанными с водой. Купаться в Иванов день - обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник - сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.

В. Корольков.

Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

Всеволод Иванов. Ночь накануне праздника Купалы.

В этот день бросают в реку венок из березы: если потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет - незамужней быть. Существует также обычай париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи и есть кутью, которую варили из ячменя и заправляли маслом. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.

Генрих Семирадский. Ночь на Ивана Купалу.

Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на Петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнцо играло...»; «Солнце сходить грае...».

И. И. Соколов. Ночь на Ивана Купалу. 1856.

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

Всеволод Иванов. Сенич. Июнь.

А в других странах...

Праздник Ивана Купалы присущ многим славянским народам. В Польше он известен как Соботки, на Украине - Купало или Купайло, в Литве - как Ладо. Одни народы справляют так называемый праздник Росы, другие наряжают вербу и водят вокруг нее хороводы, третьи забираются на высокую гору и устраивают там грандиозный ведьминский слет.

В Литве Иванов День считается праздником летнего солнцестояния и приходится на 24 июня. Существует поверье, согласно которому в эту самую короткую ночь года растения и вода приобретают чудодейственную способность излечивать все болезни и повышать плодородие земли. Люди жгут костры, пускают по реке венки и уходят в лес в поисках цветка папоротника.

Вера Донская- Хилько. Ночь Ивана Купалы. 2005 г.

Японцы верят, что небесный свод обтекает Великая Река (Млечный путь), на разных берегах которой стоят любящие мужчина и женщина. Они стремятся друг к другу, но только раз в году, 7 июля, когда Великая Река мельчает, они могут перейти ее вброд и встретиться. Этот день японцы почитают как большой праздник - праздник Звезды.

Конец июня для испанцев - это время борьбы с ведьмами. Ночь священных костров, волшебства и предзнаменований наступает в Испании с 23 на 24 июня. По всей Испании зажигаются костры, хозяйки пекут праздничный пирог "кока" и льется рекой шампанское "кава".

Педер Северин Крёйер. Костёр Святого Иоанна на пляже Скагена.1903.

Незабываемое празднование проходит в горной деревушке Исиль. В ночь Сан-Хуана туда съезжается чуть ли не половина Испании и Франции (в остальное время в деревне Исиль проживает 30 человек). Мужчины разводят на большой горе костер, пляшут вокруг него, а затем спускаются вниз, где веселятся до самого утра: пьют, поют песни, танцуют и играют.

Кстати, водятся русалки и в зарубежных водоемах, однако зовут их несколько иначе. В Греции это сирены, в Сербии - вилы (крылатые красавицы, способные убивать взглядом), в Германии - ундины, в Ирландии - мерроу, порой выходящие на берег в образе маленьких лошадок.

Иван Купала: приметы

Рецепт красоты.
Нужна чистая скатерть, с которой надо рано утром отправиться на луг. На лугу скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают ее в приготовленную емкость, росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.

Проверка суженого.
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из иван-да-марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!

Защита от нападения.
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на порог и на подоконники крапиву, чтобы защитить себя от их нападения.

Защита от взлома.
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают в доме хозяева.

01.07.2017 | 12:03

Доброго времени суток. С вами маг Азал, и сегодня обсуждаем Ивана Купала — праздник, обычаи и традиции Иванова дня. Вы получите ответы на вопросы, кто такой Иван Купала, когда проходит этот праздник и как его провести, можно ли купаться в этот день, зачем прыгают через костер, какие травы собирать, какие обряды, гадания и ритуалы можно провести, какие обереги изготовить самому и др.

Праздник Ивана Купалы — история и традиции

История и традиции праздника Иваны Купалы восходят к древним славянам. Это праздник летнего солнцестояния — один из самых сильных дней, один из 8 основных магических праздников Колеса Года, насыщенный мощной природной энергетикой.

Праздник славяне отмечали в честь языческого бога Купалы, который обрел известность далеко за пределами язычества. Это пограничное существо, кровавый бог границ, который частенько подшучивает над людьми. Однако в день летнего солнцестояния стираются грани между различными мирами, и он становится основным защитником человека.

Кто такой Иван Купала

Кто такой Купала, понятно. А кто такой Иван Купала? Дело в том, что с появлением христианства и установлением его власти на славянской территории этот день стали отмечать как рождество Иоанна Предтечи.

Церковь активно запрещала, порицала празднование Купальской ночи, но не смогла искоренить на все сто языческие обычаи и традиции. Оба праздника — языческий и христианский — наложились друг на друга, равно как и их названия. Отсюда и появилось знакомое нам Иван Купала.

Когда проходит праздник Ивана Купалы

По старому стилю праздник Ивана Купалы проходил в июне-месяце 24 числа, сейчас отмечаем 7 июля. Готовятся с вечера накануне Ивана Купалы, 6 июня. Основное празднование проходит в ночь с 6 на 7 июля. По традиции Купальскую ночь проводят в бдении и шумном праздновании.

Ивана Купала — смысл праздника с точки зрения мага

Энергетика Купальского праздника такова, что максимально истончены грани между мирами. Все становится другим. Различного рода существа — как светлые силы, так и вся нечисть на Иван Купалу более активно себя проявляют. Поэтому этот день отличается тем, что происходит масса чудес, необъяснимых явлений, знамений, знаков и пр.

Магия на Ивана Купалу усиливается в возможностях, так как больше шансов быть услышанным силой. Обряды приобретают особую силу. Основным защитником и помощником в этот день выступает Купала.

К Купале обращались за защитой от водной нечисти, защитой брака, детей. К нему обращались для защиты всех, кто находится на воде, чтобы сохранял их в дороге. Купала может менять и сводить судьбы людей, поэтому частые обряды на Иван Купала — привороты, очищение, улучшение доли, избавление от бед и несчастий.

Человек, желающий воспользоваться возможностями этого дня, может получить ответы на свои вопросы, загадать желания, провести магические работы по коррекции своей судьбы. Актуальны очистительные ритуалы, можно заручиться поддержкой различных сил, найти союзников среди духов.

В этот день колдовские обряды были сильными, а гадания отличались особой точностью. День хорош для жреческих посвящений и магических инициаций разного рода.

Где праздновали Иван Купала

Для празднования Купальской ночи люди объединялись вместе по нескольку ближайших селений. Накануне выбирали место, где праздновали Иван Купала — это обычно была большая поляна, на которой могли уместиться все желающие. В эту ночь никто не спал — ни старики, ни больные, ни дети.

На поляне к вечеру разжигали огромные кострища, проходили массовые шумные празднества. Костры жгли, так как к огню стремятся светлые духи, и огонь отпугивал нечисть.

На поляне, где праздновали Иван Купала, обязательно был большой камень с ровной поверхностью. На него люди складывали подношения для светлых духов и богов, чтобы они могли присоединиться к празднованию.

Дома не оставались в эту ночь. Если кто-то не выходил на массовые гуляния, его могли счесть за ведьму или колдуна. Также не принято было по одному отходить куда-то от толпы — по возвращению вас обязательно проверят, дух вы или человек.

С крайней осторожностью относились к чужакам, которые обращались к людям, просились в дом или к костру в Купальскую ночь. Его также проверяли, человек это или дух. Если дух, то старались откупаться — выполняли его просьбу, но в дом не пускали.

Можно ли купаться на Иван Купала

На Ивана Купала нельзя купаться — можно до или после, но не в сам праздник. Почему на Ивана Купала нельзя купаться? Потому что вода в этот день другая, она становится проходом в мир мертвых. Нельзя находиться в этот день на воде.

Считалось, что любые путешествия по воде не должны проходить в этот день, иначе человек может не вернуться. Все, кто находился на воде, выходили на сушу для празднования Купальской ночи, и могли продолжить свой путь днем.

Не разрешалось в день Купалы даже смотреть на воду — на гладь озера, поверхность реки и прочее, чтобы не заигрывала водная нечисть или погибшие на воде. Этот день лучший из для поминания таких умерших.

Купаться на Ивана Купала можно, если это продиктовано необходимостью — условиями магического обряда.

Что делали на праздник Ивана Купала

Вечером накануне Ивана Купалы собирали травы для костра и обрядов. Собирали старые испорченные вещи, чтобы сжечь их в костре и освободить место в доме для хорошего. Девушки, желающие погадать ночью на суженого и замужество, плели венки из трав.

На праздник Ивана Купалы одевались в белые одежды, чтобы показать чистоту. Традиционное женское платье на Ивана Купала — длинная белая рубаха (с рукавами или без) в пол, прихваченная пояском на талии.

Днем проводили подготовку к обрядовой части праздника. Готовились к ночному гулянию. Основное празднование проходило Купальской ночью.

Что делают в ночь на Иван Купала

Ночь перед Иваном Купалой — особенная ночь. В это время всегда было светло от костров и очень шумно, как днем. Несколько деревень или большой город собирался вместе на этот праздник. Молодые люди из разных селений имели возможность познакомиться, присмотреться друг к другу и найти свою любовь на Ивана Купала.

Пели песни, были игры, гуляния, прыгали через костер, разыгрывали сценки, рассказывали истории, загадывали желания, проводили обряды очищения, гадали, смеялись.

Это делалось с целью защиты людей от разгулявшейся нечисти. Огонь привлекает светлых духов и отпугивает темных. Усиливали защитные свойства костра травы, которые в большом количестве бросали в огонь. Их собирали вечером накануне Ивана Купалы.

Согласно поверьям, папоротник расцветает в ночь на Ивана Купала. Наиболее отважные люди в одиночку шли в лес и искали цвет папоротника, чтобы приобрести магическую силу и возможности.

Ночь проводили в веселии, и лишь с рассветом расходились. В рассветные часы, когда показались первые лучи солнца, многие купались в росе по дороге домой и обсыхали на ветру. Считалось, что такое купание приносит здоровье. Одежду, в которой купались в росе, не стирали, а сохраняли в течении следующего года. Одевали ее в случае болезни для скорейшего исцеления.

День и утро на Ивана Купала проходило в сборе трав и отдыхе.

Обряды на Ивана Купала

Обряды на Ивана Купала проводились по трем основным направлениям:

  1. с огнем;
  2. с водой;
  3. с травами.

Обряды с огнем или зачем прыгать через костер на Ивана Купалу

Самые распространенные обряды на Ивана Купалу — обряды с огнем. С помощью огня проводилось очищение, отпугивание злых духов, люди доносили свои желания и просьбы до светлых сил.

Прыгать через костер на Ивана Купалу — это не просто элемент развлечения или народных гуляний. В ночном костре сжигали массу очистительных благовоний и трав, поэтому прыжки через костер в Купальскую ночь были очистительными.

Кроме того, в эту ночь люди охотно избавляли свой дом от ненужных и сломанных вещей, чтобы этим освободить место для чего-то хорошего, что сможет прийти в их жизнь.

В огне сжигали специально сделанные мотанки из трав для реализации своих желаний. Считалось, что светлые силы слетались к костру в Купальскую ночь, принимали угощения с большого жертвенного камня и, довольные, охотно брались за исполнение желаний.

Проводили гадания с огнем, ответы считывали по дыму.

Обряды с водой на Ивана Купалу

Обряды с водой на Ивана Купалу опирались на ее особые свойства в эту ночь. Эти обряды опасны, так как вода в Купальскую ночь является хорошим проводником в мир мертвых.

Эти свойства воды использовали для улучшения своей доли. Например, с этой целью проводили купание в реке на Ивана Купала. Невезучего человека или человека с плохой, тяжелой судьбой по специальному обряду бросали в воду.

Считалось, что все плохое должно утонуть (мертвые заберут себе), а хорошее останется. После этого обряда судьба человека изменялась. Если же не выплыл, то считали, что плохое перевесило и увело с собой человека.

В этот день вода становилась зеркалом, и на водной глади можно увидеть будущее. С помощью воды у мертвых узнавали необходимую информацию, задавали важные вопросы, гадали. Поминали умерших на воде — пускали хлеб с медом по воде для них.

В день Ивана Купалы, чтобы смыть с себя беды и несчастья, человека обмазывали медом, и он шел мыться в воду. По воде разбрасывали защитные травы. Когда он выходил, его одевали в чистые белые одежды.

Вода в этот день являлась возможностью встретиться и пообщаться с мертвыми. Для этой цели днем 6-го июня мастерят лодочку. В лодочке устанавливают свечу, на дно кладут вещь или фото умершего, а напротив свечи сажают куколку.

Куколкой может вступать палка с пятью концами, похожая на человечка. Куклу можно сплести из трав или вырезать из дерева.

Кроме этого, для мертвого в лодочку клали угощение — хлебные крошки с медом. Писали на бумажке вопрос. Бумажку складывали и также клали в лодку.

Ночью в одиночку без света (чтобы не спугнуть мертвых) шли к водоему, зажигали свечу в лодочке и отпускали лодку в плавание по воде.

Считалось, что ответ человек получит в ближайшее время, максимум до года. Мертвый может вмешаться в жизнь и указать на ответы по знакам или присниться. В случае, когда получали ответ, приносили откупной мертвому на то место, откуда пускали лодочку.

Обряды с травами на Ивана Купалу

Считалось, что травы в дни праздника набирают свою максимальную силу. До Купальской ночи собирали травы для костра и для защиты дома, чтобы нечисть в доме не поселилась.

После Купальской ночи собирали травы на год вперед — в основном это были травы, обладающие защитными и лечебными свойствами. Считалось, что наиболее сильными целительными свойствами наделены растения на Ивана Купалу, срезанные на рассвете при первых лучах солнца.

Если травы шли собирать в лес, то обязательно задабривали лешего. При входе в лес оставляли ему алкоголь, хлеб и жменю листьев табака. В этом случае леший проявит благосклонность, проведет лесными тропами к наиболее сильным травам, убережет в лесу, не даст заплутать.

Знахари собирали травы, используя специальные заговоры на Ивана Купалу — как общие при сборе трав, так и для сбора конкретного вида растения.

Если растения на Иван Купала собирали для гадания на венке или исполнения желания, то это делали до захода солнца 6-го июня.

Чтобы улучшить свою долю, на рассвете утром на Иван Купала человек, не глядя и не выбирая, рвал 7 жменей трав. Травы приносил домой и принимал с ними ванну 7 дней подряд.

Какие травы собирают на Иван Купала

Травы на Иван Купала собирают по необходимости, в зависимости от своих целей. Хранить такие травы разрешается максимум 2-3 года, после чего они полностью утрачивают свои свойства и их сжигают.

Основная трава, которую обязательно собирают на Иван Купалу — это полынь. Полынь успокаивает Купалу, когда он бушует, поэтому ее всегда кидали в костер на Купальскую ночь. Кроме того, она обладает защитными, лечебными, очистительными свойствами.

Второе растение, которое любит Купала — папоротник. Когда срывали папоротник, его иногда вытягивали с корнем — кусочком корневища. Такие корешки вешали на шею или по дому для защиты.

Специально корни папоротника для защиты выкапывать нельзя! Только тот дух растения, который готов помочь, отзовется и поделится с вами кусочком своего корня.

Обереги на Ивана Купала

Для защиты дома от нечистой силы и колдовских чар собирали специальные вязанки, которые вешали на ворота. В наше время жителям квартир такую вязанку полезно повесить над входной дверью. Вязанка является хорошим оберегом на год вперед.

Травы для вязанки собирали вечером накануне Ивана Купала до захода солнца. Основные травы, которые входили в такую вязанку — полынь, папоротник, иссоп, чертополох, зверобой. Все они обладают выраженными защитными свойствами.

Иногда в вязанки добавляли и другие травы, например, девясил, лаванду, шалфей, крапиву. Считалось правильным собирать 3, 7, 9 или 12 трав на Ивана Купала в защитную вязанку. Изредка знахари собирали для нее 21 вид трав.

Такую вязанку самостоятельно с ворот не снимали. Ждали, когда ее ветер или кто-то ее сорвет.

Любовные обряды на Ивана Купала

Праздник Ивана Купала — не праздник без любовной тематики. Купала мог не только сводить судьбы, но и развести неугодные ему пары. Считалось, если свел Купала, то это на всю жизнь. Верно и обратное — надломившиеся в этот день отношения не смогут восстановиться.

Купала охотно помогал людям в любовных делах, поэтому в его день часто проводили гадания на любовь, на суженого, делали вызовы любимых, привороты, работы по укреплению и защите брачных уз.

Замуж на Ивана Купала

Свадьба на Ивана Купала — хорошо или плохо? Можно ли выходить замуж, жениться на Иван Купала? Славяне день Купалы считали лучшим из летних дней для соединения судеб влюбленных, поэтому обряды венчания у славян в этот день были очень распространенными.

Молодожены испрашивали благословения Купалы, чтобы взял в юности и привел к старости. Выйти замуж на Ивана Купала — значит иметь крепкую семью.

Приворот на Ивана Купала

Люди часто использовали свойства Купальского дня, стремясь устроить свою личную жизнь. Приворот на Ивана Купала, заговор или любовный обряд обладает большей силой, чем в другой день. Слова заговора или приворота лучше слышно силе из-за стертости граней, разделяющей различные миры.

Однако любые ритуалы в этот день являются и более опасными, так как нечисть гуляет, и на зов может отозваться любая сила — причем, часто совсем не та, которую призывают в рамках обряда. Плата за ошибку порой была слишком высока, поэтому любовные обряды проводили только знающие люди.

Приметы на Иван Купала

Верная примета на Иван Купала — если отношения завязались в этот день, то это произошло с его благословения, и такие отношения будут крепкими.

Люди замечали места, куда на Иван Купала ударила молния. Желая приобрести себе защитника, человек стремился к этому месту. Искали камень или дерево, в которое попала молния. Если находили, забирали себе — эта вещица имела сильные защитные свойства.

Есть и сельские приметы на Ивана Купала:

  • если на Иванов день много росы — к богатому урожаю огурцов;
  • если в Купальскую ночь звездно — будет много грибов;
  • если в Иванов день гроза, то орехов будет много, но все будут пустые;
  • до Иванова дня дожди прибавляют хлебов, после этого дня — убавляют.

Рожденные на Иван Купала

Если родился на Иван Купала, значит человек считался близким Купале. Ему легче, чем другому, испросить благословения, защиты и помощи у Купалы. Если рожден на Ивана Купалу, то легче добиться хороших отношений с ним, его заступничества и покровительства.

Праздник Ивана Купала, обычаи и традициями этого дня у славян — неисчерпаемая тема. Надеюсь, наиболее важные аспекты магического значения этого дня я вкратце осветил. Вскоре выйдут дополнительные статьи с практическими вещами — гадания на Ивана Купалу и обряды на исполнение желания в этот день. Не пропустите — подпишитесь на новости сайта.

Если у вас возникли вопросы, задавайте их в комментариях к статье. С уважением маг Азал, автор статей и хозяин сайта “

Славянский Праздник Купала (Купайло, Купало) — день летнего солнцестояния. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца ( , Купала, ). Последний день Русальной недели или Русалий. Купала — один из древнейших праздников, который сохранил неизменными множество традиций и обычаев наших предков до наших дней, например: провожание Ярилы, которого сменяет Бог летнего солнца Купала, сбор целебных трав, поиск цветка папоротника и т.д. Купала также является великим праздником, который ныне подменён церковью на день рождения Иоанна Крестителя.

Давайте попробуем непредвзято разобраться, что же это за день такой, носящий имя Купала, который почитался и праздновался предками Русов строго в одно и тоже время в году, задолго до наших времён, основные обычаи и традиции которого, приходящиеся по Душе и сейчас (именно по Душе, а не по каким-нибудь канонам), дошли до нас из глубины веков.

В какой день празднуют Купала?

Сама дата празднования не случайна и связана с астрономическим событием, как и многие другие празднуемые дни, что может свидетельствовать о продвинутых познаниях предков Русов в вопросах астрономии. На День Купала приходится астрономическое событие, именуемое днём летнего солнцестояния. Ныне абсолютно известно, что траектория движения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца далека от идеального круга. В течение одного обращения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца расстояние между ними меняется от минимально близкого до максимально удалённого, что повторяется из года в год и из века в век. В день летнего солнцестояния наша планета занимает самое удалённое положение от Ярилы-Солнца, и в нашем полушарии в это время бывает самый длинный день и самая короткая ночь в году — торжество света над тьмой. Это астрономическое событие не зависит ни от каких религий, вер, политических взглядов и, в целом, людей. Солнце светит всем одинаково, и это событие происходит в одно и тоже время из года в год, не взирая ни на какие календари и их стили, и его невозможно отменить или перенести в угоду кому бы то ни было, а вот подменить понятия вполне возможно.

В 2019 году Славянский Праздник Купала приходится на 21 июня

Таким образом, день летнего солнцестояния, по широко ныне используемому календарю, приходится на с 19 по 25 июня.

Откуда взялись названия праздника Купала, Купайло, Купало или Иван-Купала?

С датой разобрались, теперь попробуем понять, какой смысл был вложен в название праздника Дня Купала. Если в случае с датой все ясно, там условия определяет астрономическое событие, то с названием придется оставить вопрос открытым, поскольку мы не располагаем на сегодняшний день достоверной информацией, а Наследие Предков, передаваемое из уст в уста, до нас дошло весьма искажённым. Существует множество версий возникновения этого названия, однако далеко не все принимаются Душой достаточно однозначно, что может быть воспринято истиной. В конце статьи приведена легенда, посвященная возникновению названия празднества дня летнего солнцестояния. Наберитесь смелости и, прочитав её, составьте собственное мнение, принимает ли Ваша Душа такую трактовку, является ли это версией близкой к реальности, а не слепо следуйте каким бы то ни было убеждениям.

На сегодняшний день Праздник больше известен под названием Иван Купала или Иванов День, названный так в честь христианского святого Иоанна Крестителя. Иван Купала, в отличие от настоящего Праздника Купайлы или Купалы, не приурочен к солнцестоянию, а отмечается в дату рождения Иоанна Крестителя 7 июля. Праздновать 7 июля Купалу по языческим традициям с кострами, венками, поиском папоротника не имеет никакого смысла, так как солнцестояние давно осталось позади. На самом деле этот праздник принадлежит вовсе не Иоанну Крестителю или какому-то непонятному Ивану Купале, а языческому Богу Купала (Купайло).

Некогда этот праздник отмечался не только на Руси, но и по всей Европе. Холмы, поля, луга, долины покрывались огнями купальских костров. В наше время, конечно, такого уже не встретишь, но многие люди, языческие общины продолжают поддерживать традицию, и посетить Праздник Купала, как он есть на самом деле, может любой желающий. Считается, что на рассвете Купальского дня солнце радуется, переливается всеми цветами радуги, танцует и купается. Сам день солнцестояния всегда жаркий, это объясняют тем, что солнце в последний свой день жарит землю из всех сил, но, побеждённое, уходит на зиму. На Купалу солнце достигает своего апогея, жарит с неимоверной силой и по традиции люди должны попросить его умерить свой пыл.

Народные обряды и традиции на Праздник Купала

День летнего солнцестояния по сей день достаточно широко празднуется в разных уголках нашей планеты, причем во многих местах именно в ее истинную астрономическую дату.Этот праздник распространен у народов, чьи корни тесно связаны с корнями Русов. Имея отличающиеся названия у разных народностей, суть его одна: все обряды связаны с огнём, выступающим обычно в двух ипостасях – земной и небесной (Солнце), и водой.

Празднование Дня Купала предваряла Русальная неделя. Эти дни посвящены Богиням рек, озёр и водоёмов.На Русальной неделе без особой надобности не купались, чтобы не тревожить готовящихся к летнему празднеству водных божеств, и с этого дня начинали ежедневно купаться в реках. Было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на солнцестояние, не ложились спать и наблюдали, как играет Солнце. Купалинская ночь — время, когда магическая сила огня, воды, земли, растений достигает наивысшей силы, а вода в реках и озерах приобретает особые живительные и очищающие свойства. Поверье о цвете папоротника, цветущего огненным цветом в купалинскую ночь, есть во всех славянских народах, на поиски которого отправлялись самые отважные.

Идея праздника – очищение, затрагивающее три тела человеческой сущности – трехмерную оболочку, душу и дух.В качестве очистительных элементов используются фундаментальные природные стихии – вода и огонь. Именно поэтому знаменитые купальные костры всегда разводят на берегу рек.

Празднование начинается с проведения хоровода. Хоровод выстраивается из трёх кругов людей, взявшихся за руки и движущихся в разных направлениях.Внешний круг составляют люди зрелого и преклонного возраста, средний круг — молодые и полные сил парни и девушки, а самый маленький круг, что ближе всего к огню, составляют маленькие дети.

В процессе празднования наши Предки прыгали через костры, а затем с разбегу погружались в объятья реки. Важным моментом является то, что это должна быть именно река с движущейся водой, когда можно провести аналогию с рекой времени, течением которой все однажды смывается, постоянно происходят перемены. И если вода очищает тело, то огонь очищает Душу.

Считается, что костры, разведенные на Праздник Купала, обладают уникальной, очистительной силой. В купальную ночь эти костры по поверьям наших Предков горели сразу в трёх мирах – в Яви, Нави и Прави. Поэтому любой огонь в эту ночь – это проводник, мощный и непреодолимый. Проводник человеческого и божественного, тёмного и светлого, земного и небесного.

Хождение по углям – следующая часть праздника.Это момент очищения или, скорее, даже закаливания духа.Через жар, мощный тепловой энергопоток и мелкие болевые искорки человека покидают ложные мысли, несправедливые устремления, бесы и лярвы, толкающие его к тёмному пути.

Также славянский Праздник День Купала включает в себя плетение венков и огневицы. Что касается венков, то в традиции венки плетутся девушками для парней. Разумеется, если речь идет об устоявшейся паре, то девушка плетет венок для своего мужчины или мужа, иной вариант просто недопустим. Во всех остальных случаях одинокие девушки отдают свои венки тем парням, которые вызывают у них наибольшую симпатию. Венки плетутся из полевых трав и цветов. Огневицы – это маленькие «лодочки», изготовленные чаще всего из деревянных дощечек. В центр такой лодочки ставится свеча, а вокруг из травы и листьев делается «оградка», чтобы ветер случайно не погасил пламя. Огневицы с зажженными свечами запускаются в реку. Если человек не имеет пары, он может запустить огневицу самостоятельно, но чаще этот момент не носит индивидуального характера. Ведь гармоничное состояние достигается лишь в единстве противоположностей, поэтому в идеале огневицу должна запускать пара – жених и невеста или муж и жена. В тот момент, когда парень и девушка кладут огневицу на воду, они загадывают желания.

Одно из самых больших заблуждений на счёт Праздника Купалы, которое подарили нам христиане — это то, что во время празднества творится блуд и всяческие безобразия. Наши предки-славяне были наичистейшими как в духовном, так и в материальном отношении.

Проповедники и миссионеры, которые попали в нашу страну издалека, увидели непонятное празднество с весельем, играми, танцами.Им показалось, что это просто отвратительно, и вместо того, чтобы сидеть на коленях и выпрашивать вечного прощения, люди радуются жизни.

Дело в том, что на Купалу как праздник максимального солнца, когда активизируются необычайно мощные магические силы неба и земли, считалось хорошим признаком — зачать ребёнка.По поверьям, зачатые в день солнца на Купалу, впитывали в себя всю его энергию и становились либо лучшими воинами, либо мудрыми женщинами. Так же считалось немаловероятным, что зачатый на Купалу ребёнок будет обладать сверхъестественными способностями.

Крестители, вероятно, были свидетелями того, как в праздник, когда силы природы были на самом пике, многие молодые люди, уединившись по тихим рощицам и лугам, пытались зачинать новое потомство.В итоге, чтобы попытаться отобрать у славян один из самых значительных праздников, на него был наложен пост (Петров пост). В дохристианские времена, естественно, никакого поста не было, и гуляния были не праздником живота и духа перед длительным воздержанием, а празднованием Дня Солнца Купалы и окончания Русальной Недели.

Легенда о том, как появился Праздник Купала

Как родились у Богини Купальницы близнецы Купала да Кострома

Тем временем в царстве Прави дальше всё своей чередою двигалось. Двигалось всё своей чередой и в земном нашем царстве Яви. В Ирийском саду огнебог Семаргл собирался вновь идти охранять мир от тёмных сил. Наточил свой огненный меч, обернулся крылатым псом и понёсся по небу ночному разгонять Чернобоговых правнуков.

Непростою та ночка выдалась - было время тому причиною. Пришло время летнего солнцестояния, вре­мя праздника многих тёмных сил, когда солнце на зиму поворачивает. Ещё светит Хорс ярко, полный сил, но лежат уже руки Велеса на великом Свароговом ко­лесе, на великом колесе времени.

Очень скоро солнце на убыль пойдёт - потихонеч­ку, по минуточкам, и тогда ему, как сейчас, не сиять: тогда станет Морена холодная над лесами-полями хо­зяйкою. Даже Хорса накроет холодом: в день осенне­го равноденствия, когда день с ночью сравняются, он пригасит лучи свои животворные.

Оттого силы тёмные и радуются, но пока ещё солн­ца им не победить. В эти дни во всю силу сияет Хорс, и Дажьбог яркий свет несёт всей земле, ну а ночью Семаргл охраняет мир - научил он людей разжигать костры, и теперь в ночи летнего солнцестояния слов­но очи света горят они, разгоняя прочь ночную мглу. И земля тогда, словно зеркало, отражает небо звёзд­ное.

В это время чудесная Купальница-Ночь, плодород­ных сил помощница, сияет такой удивительной красо­той, что решился наконец-таки огнебог Семаргл - подошёл, подлетел к Купальнице и сказал о своей го­рячей любви. Рассказал, как тоскует о ней на небе. И тогда Богиня прекрасная на любовь Семаргла отве­тила, и была их любовь жарче пламени и нежнее ноч­ного воздуха.

И, как было судьбою назначено, сплетено как было мудрой Макошью, как Недолею с Долей завязано, ро­дились у Семаргла с Купальницей близнецы - двое, мальчик и девочка.

Имя мальчику дали Купала, был он светел и бел, его взгляд, как вода, был прозрачен и нежен. Девочку звать стали Костромой, и была она яркая, как огонь, с горячей душою и сердцем. Неразлучны были братец с сестрой, по полям и лугам вместе бегали и дивились земному миру, и полям, и лугам, и рощам. На зверей земных вместе дивились и следили за полётом небес­ных птиц.

Красотой своей и уменьями равны были Купала с Костромой, только в том была меж ними разница, что любила Кострома на огонь глядеть, веселилась она, через костёр прыгая, а Купала любил больше воды озёрные, речные волны любил и купался каждый день.

Вот однажды сказала Купале Кострома:

Говорили мне вчера птицы легкокрылые, что далеко-далёко, у речки Смородины, поют песни волшеб­ные , мировые чудесные птицы. Мы давай с тобой завтра с утречка отправимся к тому мес­ту заветному, чтоб услышать песни небывалые.

Тотчас согласился на это Купала, тоже нравилось ему птичье пение.

Не сказали ничего они отцу с матерью и наутро от­правились к речке Смородине, к Мировому Дубу ог­ромному, где сидела справа птица Алконост и пела о жизни и радости, а слева Сирин сидела сладкоголосая и пела песни о царстве мёртвых.

И Купала заслушался песнями птицы Сирин печаль­ными, что лились как ручья журчание. Позабыл обо всём на свете Купала, закрыл глаза, и тогда унесла его птица Сирин в царство тёмное, мёртвое, и там спрята­ла на годы долгие. А Кострома Алконост-птицу слуша­ла, словно всполохи яркого пламени были песни её чарующие. Не заметила Кострома, как пропал братец Купала, а когда огляделась вокруг, никого уже рядом не было. Стала звать она братца милого, но Купала ей не откликнулся, был он в тёмной далёкой сторонушке под крылом у птицы Сирин.

С тех пор лет немало минуло, и не раз вьюги белые, лютые накрывали снегами чисто полюшко, и не раз потом травы буйные прорастали сквозь злобу зим­нюю. Много раз с тех пор солнце красное проходило свой годичный круг. Беды много раз сменялись ра­достью.

С тех пор выросла Кострома, стала девицей - кра­савицей писаной. Женихи к Костроме часто сватались, даже Велес, мудрейший Бог, на неё частенько загляды­вался, но никто из них Костроме был не люб.

Нет из них никого мне под стать, - говорила она часто матушке, - среди них для меня нету равного. Я ведь девица, Богами рождённая, не бессмертная, но прекрасная. Кто сравнится со мною в умениях? Я за Бо­га пойду не за всякого! Мне не ровня старики волохатые. Волохатые да женатые…

И вздыхала в ответ Ночь Купальница. «Тише!» - го­ворила дочке. Бойся, мол, беды, мол, краса твоя равна гордости, как бы Боги на то не разгневались. Но не слушала мать Кострома бойкая, всё смеялась, заплетая в косу кудри рыжие. Вместе с девицами другими плела венки, но однажды ветрогон Стрибог с головы её вдруг сорвал венок. Дунул посильней, в воду кинул его, и поплыл венок по течению вниз. И тогда загада­ла гордая Кострома, чтоб нашёл венок равного ей же­ниха. Пусть плывёт венок, ищет суженого, чтобы был во всём точно, как она!

А кончался на земле июнь, месяц червень, и на сме­ну ему шёл июль, месяц липень. И всё ближе был день солнцестояния: до заката солнце светит долго, ярче яркого, а потом приходит ночь короткая - время странное, нехорошее.

В это время замирает мир в ожидании: что-то будет впереди, как всё сладится? Духи водяные да русалки, подданные хозяйки Макоши, за неделю до солнцесто­яния свой разгульный праздник громко празднуют. Мавки, водяницы, лоскотухи и другие жительницы водные надевают себе на головы из кувшинок венки, а потом выбираются из озёр и рек и давай веселиться по берегам. Распоясанные, в сорочках белых, резвятся русалки славянские, поют, хохочут, на деревьях кача­ются, а то и просто на траве сидят и расчёсывают свои длинные волосы.

Хвостов у славянских русалок отродясь не бывало, зато есть у них ножки резвые, а потому хороводы они любят водить, но не посолонь, слева направо, в сторону Прави, как то делают живые парни и девушки в честь Хорса круглого, а осолонь, против стрелки часовой, справа налево, от мира к миру Нави.

Вода - стихия удивительная, жизнь даёт она всему миру, но может и погубить вода. Через реки и озёра путь есть в царство подземное, а потому многие духи вод слушаются, кроме Макоши, Велеса многомудрого, особенно те, что от мертвецов произошли, от утоп­ленников. Духи водные, влажные, могут помочь уро­жаю вырасти, а могут и залить всё на корню, и если обидел их чем человек или повстречался в недобрый час - защекочут до смерти и уволокут к себе в под­водный мир.

Больше других щекотать всех встречных-попереч- ных лоскотухи любят, и чтобы уберечься от них в Ру­салии - праздник всех русалок, в одиночку люди в прибрежных лесах да на заливных лугах старались не появляться, а коли шли, то брали с собой чеснок и по­лынь - лоскотух отпугивать.

Лоскотухи от полыни, бывало, и разбегались, зато мавкам всё нипочём. Они даже и через круг, через же­лезную цепь охранительную не боятся перешагивать! Главное - мавок не разозлить, отшутиться от них, на это у живых вся надежда. Попросят гребешок, чтобы волосы свои расчёсывать, - дай, а то хуже будет. Правда, потом гребешок придётся выбросить, иначе облысеешь сам, но вот если не дашь, пожаднича­ешь - до смерти мавки замучат.

На вид они такие красавицы, каких свет раньше не видывал: личико милое, ножки стройные - всё, как у живых. Только краса не живая у мавок, мёртвая. Со спины видно сердце небьющееся, лёгкие, позеленев­шие без воздуха, да сопревшие в воде внутренности. Красота лица им в награду досталась за любовь безот­ветную на земле. Ведь мавками обычно утопленницы становятся, некрасивые, на жизнь обиженные, что ки­нулись в воду от несчастной любви.

Самые злобные среди русалок - лобасты, любят они в прибрежных камышах прятаться. Старше лобас­ты молоденьких мавок, хитрее, сильнее, опытнее. Не­житью выползают они из воды, лица страшные, стару­шечьи. На кого лобасты набросятся, тому смерть из­бавлением станет.

А верховодит всеми русалками Водяной - он в дни летнего солнцестояния и вовсе чувствует себя именинником. Он хозяин вод, пасёт себе в тишине на дне рек да озёр стада рыбные - карпов, сомов, ле­щей, - словно пастух коров на поле. Сам тиной опу­тан, с большим пузом, с хвостом. Вместо рук - лапы гусиные, пучеглазый, как рыбина, с окладистой боро­дой и усами зелёными. Все девицы водяные, прозрач­ные, подчиняются ему неукоснительно. Только дочери его, девицы-водяницы, потихоньку от отца проказни­чают: путают рыбачьи снасти да зазывают рыбаков под воду сладкими песнями.

Днём спит Водяной в тишине глубоких омутов или под водяной мельницей, а ночью утопленниками ко­мандует. Вообще-то Водяной - добрый дедушка, но коли разозлится, разволнуется, может сети порвать, дома затопить, а то и плотину разрушить полностью. Больше всего любит он побаловаться от скуки - ута­щит с берега на дно какого-нибудь зазевавшегося па­ренька да и оставит у себя жить, чтобы развлекал его в подводной тиши.

А самые весёлые и шустрые водяные живут в род­никах с чистой ключевой водой - «гремячих ключах», что возникли на земле от ударов молний Перуновых.

Вот в такое-то недоброе времечко, когда Свет и Тьма силами меряются, упал в воду Костромы венок и поплыл искать ей суженого - красотой и уменьями как она. Точь-в-точь. На волнах покачивался венок из синих, как вода, цветов и цветов рыжих, точно огонь.

Какой молодец его выловит, тому быть женихом Кост­роме. Только никому не даётся в руки венок, по реке плывёт он, по реченьке, в неизведанные края.

По воде за ним русалки следуют, тихо шепчутся мавки с водяницами. Мол, сказать о том венке бы на­добно нашему Водяному Хозяину, да и самому влады­ке Велесу о венке девичьем знать бы следовало. Но напрасно девы водные волнуются, давно проведал обо всём Велес-владыка. Он за прихоть девичью, за гордость, за слова, Богам обидные, наказать решил девицу Кострому.

По приказу подземного Велеса в царстве мрачном птица Сирин из-под своего крыла Купапу выпустила, посадила Купапу в лодочку и отправила плыть по реч­ке-озеру. Из подземного царства по воде его вынесло, понесло по рекам на родную сторонушку, а потом те­чением невиданным повлекло вверх по Волге-речень­ке - прямо навстречу своей судьбе.

Пока был Купала у птицы Сирин, вырос он, возму­жал, стал молодцем, красавцем писаным - с синими очами, как два озера, и волосами светлыми, кипенными.

Стал по сторонам смотреть Купала, стоя в лодочке, и увидел вдруг, как плывёт ему навстречу девичий ве­нок, на воде сверкает цветами яркими - синими да го­лубыми, жёлтыми да алыми. «Видно, умница-красавица тот венок плела, - Купала думает, - и пустила вдоль по реченьке, чтоб найти скорей себе суженого. Если девица та красой как эти цветы, я хотел бы её тотчас взять в замужество!»

Наклонился Купала, подхватил венок - пахли те цветы нездешним запахом, пахли лесом, костром да русалками. И кувшинками, и пряными травами.

В тот же миг понесла Купапу лодочка прямо к той, что венок чудесный бросила. Вот плывёт Купала, плы­вёт в лодочке, смотрит и места родные узнаёт - те поля и луга, рощи да леса, где они с Костромой вмес­те бегали. А потом глядит Купала, девица стоит на бе­регу, во все глаза на него смотрит радостно.

Прямо к девице той его лодочка вынесла, вышел на берег Купала, венок в руках держа.

Твой ли это венок, красавица милая?

Мой, - тихо Кострома ответила.

Так стояли они, друг на друга глядючи. И влюби­лись друг в дружку без памяти, полюбили сразу, как только увиделись. Были они друг другу под стать, как огонь и вода, которым друг без друга нельзя, но кото­рым и вместе навсегда не бывать…

Не узнали друг друга Купала с Костромой, - знать, то Велеса была задумка тайная. В ту же ночь, ни о чём никого не спрашивая, поженились Купала и Кострома, и были той свадьбе невиданной водяные мавки свиде­тельницами. Веселились они, счастью молодых раду­ясь, и купались с ними вместе Купала с Костромой, а потом на берегу через яркий костёр прыгали.

Лишь наутро узнала Купальница, что случилась бе­да великая с её любимыми детушками. Ведь нельзя близнецам, родному брату с сестрой, друг друга лю­бить по-супружески! Так людям велит Сварогов Закон, так велит и закон человеческий.

Со слезами пришла к детям Купальница, рассказала им правду горькую. И, как только открылась истина, в страшный миг тот их счастье кончилось. Теперь не бы­ло им больше места на земле. Не могли они жить в супружестве, но и порознь жить тоже не могли.

С горя прыгнул Купала в костёр догорающий и ис­чез, словно его и не было, а Кострома в лесное озеро бросилась, и сомкнулись над её головой воды сине-зелёные. Стала мавкой печальной весёлая Кострома.

А Купальница-Ночь с тех пор стала ещё черней и роняет с тех пор поутру на траву свои горькие слёзы-росу. Ни с кем больше не хочет видеться, даже Семаргла любимого не пускает больше на порог. Одна хо­дит с тех пор по миру Ночь-Купапьница, всё тоскует, грустит и печалится.

Опечалились и Боги Ирийские, жестока вышла месть у Велеса. Да и сам Велес закручинился, не почув­ствовал он от мести радости. Но уже не исправить со­деянного, не повернуть вспять Сварогов круг. И тогда хитрый Велес решил своей мудростью жизнь вдохнуть в страдания прошлые: превратить решил близнецов в цветок, да так, чтоб были они неразлучны вовек. Что­бы вновь родились они, вместе срослись, чтобы в еди­ном цветке воедино сплелись. Чтобы оба сияли в еди­ном цветке синим цветом и жёлто-оранжевым.

И случилось по воле Велеса на поляне лесной диво дивное: выросли цветы жёлто-синие, цветы яркие и та­инственные. «Купала-да-мавка» - стали люди их звать. И с тех пор на лугах и в лесах разрослись те цветы рыжим пламенем, синью водною. По сей день они по лесам растут.

Вы, конечно, видели их, дорогие девочки и мальчи­ки, иван-да-марья их величают сейчас - по православ­ным обычаям. Но цветы это те же самые, цветы древ­ние, рождённые Велесом - в память о близнецах. А самого Купапу стали люди почитать Богом лета, по­левых цветов и лесных плодов, Богом очищения и ис­купления.

Вы, конечно, и про ночь на Купапу слышали - вол­шебную, непонятную ночь в день солнцеворота летне­го. Она до сих пор не забыта. С тех пор как случилась с близнецами беда, с тех пор как погибли они и воз­родились в цветке, стали наши далёкие предки празд­ник праздновать в честь Купапы и бессмертных Богов Ирийских - праздник жизни и смерти, умирания и возрождения. С тех пор стали праздник солнца, воды и огня люди и Боги праздновать. С тех пор стала эта ночь летнего солнцеворота у славян называться Ку­пальской.

Странные вещи случаются в Купальскую ночь! Даже деревья переходят с места на место, шелестят листвой, разговаривают между собой. Звери, птицы и даже тра­вы в эту ночь друг с другом беседуют, а лесные цветы наполняются силой невиданной - чудодейственной, магической силою. В эту ночь собирают люди травы заветные, которые и в ворожбе помогают, и лечат, и приворотными становятся, и оберегают от напастей и бед.

Только в эту ночь безвременья расцветает в лесах цветок папоротника, растения, посвящённого громовику Перуну, - «Перунова цвета». Говорили ведуны на­шим предкам, что, мол, если отправишься в лес в эту ночь, захвати с собой белую скатерть, холст и нож. Очерти ножом или обгорелой лучиной вокруг куста папоротника круг, расстели скатерть и сиди в круге, не сводя глаз с куста папоротникова. Мол, разные чудища и духи, подданные Морены, будут наводить на тебя ужас и сон, и если ты испугаешься, выступишь из кру­га, разорвут тебя на части в тот же миг.

Ровно в полночь появится на папоротнике цветоч­ная почка, разорвётся с треском, и раскроется необык­новенно яркий, огненно-красный цветок. Надо рвать его поскорей, пока не схватила цветок чужая невиди­мая рука. Злобные духи будут кричать страшным голо­сом, заколеблется земля, загремит гром, и засверкает молния, ветер зашумит, и жуткий грохот послышится, обдаст тебя пламенем и удушливым запахом. Но если тебе повезёт и ты завладеешь цветком, накрывайся скатертью и беги в село не оглядываясь. Если огля­нешься - исчезнет цветок, а если нет, если выдер­жишь ты все испытания, то откроет тебе цветок прош­лое, настоящее и будущее, научит клады искать, при­общит к тайнам Богов, научит мысли людей угадывать и понимать язык птиц, зверей и растений.

Впрочем, ещё говорили люди, что выдумка это всё, наваждение нечистых сил, которые людей погубить хотят, что на самом деле никогда не цветёт в лесу па­поротник, а значит, и ходить за ним нечего…

На Купапу обливали юноши и девушки друг друга водой, с грязью смешанной, а потом вместе купались и пели песни, чтобы смыть с души и тела всё нечистое, бани устраивали. Поутру собирали росу живительную и умывались той росой, чтобы быть здоровыми. Счи­тали славяне, что в это время небеса способны развер­заться на короткий миг, и тогда всякое загаданное же­лание сбудется.

В эту ночь солнце после заката тоже в водах купает­ся, чтобы принести земле плодородие, а потому в честь могучего солнца - в честь Хорса круглого, и Дажьбога светлого, и Ярилы ярого - зажигали в Ку­пальскую ночь обвязанные соломой колёса, древний солнечный символ, с точкой-ступицей в центре и лучами-спицами. А потом пускали эти колёса горящие с го­рок, чтобы катились они, разбрасывая огонь, к реке до самой воды. До сих пор ещё в некоторых деревнях так Купальский праздник празднуют.

А ещё играли в горелки - весёлую игру в честь солнца с песнями и догонялками. Именно от горелок произошли современные салки, в которые вы до сих пор с удовольствием играете, дорогие девочки и маль­чики.

Просмотры: 4 703