«Гражданский брак» - это не брак и не семья. Сексуальные отношения в царской России. Снохачество и проституция Причины, по которым брак не возможен

В настоящее время в условиях постоянно меняющегося мира нельзя говорить только исключительно о зарегистрированном союзе мужчины и женщины (полных семьях; неполных семьях, образовавшихся в результате вдовства или развода супругов, отношения которых были зарегистрированы), когда существуют различные альтернативные семейные стили, наиболее распространенный из которых - сожительство.

В российской социологии под сожительством понимается «незарегистрированный союз мужчины и женщины, живущих вместе и состоящих в сексуальных отношениях»1

В западных социологических источниках сожительство - это «совместное проживание мужчины и женщины как мужа и жены, но без официального оформления брака»2

В законодательстве понятие сожительство определяется как фактический или незарегистрированный брак, часто ошибочно называемый «гражданским», который подразумевает под собой отношения между мужчиной и женщиной, не оформленные в установленном законом порядке.

Само понятие «фактический брак» в российском законодательстве не предусмотрено. Законодатель сознательно не предусмотрел такое понятие в юридическом лексиконе, так как браком признается только союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органах гражданской власти, т.е. в органах записи актов гражданского состояния, и именно такой брак называется «гражданским браком», признается государством и порождает юридические последствия для супругов и их детей.

Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака. Однако на деле права детей, рождённых в незарегистрированном сожительстве, приходится специально доказывать в судах. Законодательством некоторых зарубежных стран признаётся на правах конкубината

В современном западном и российском обществах, несмотря на ряд связанных с сожительством юридических проблем, оно получает всё большее распространение и, соответственно, общественное признание. В наше время фактический брак занимает все более значимую социальную роль в институте семьи. Всё чаще молодые люди предпочитают фактическое сожительство друг с другом и не узаконивают свои отношения в юридическом плане. Поэтому фактический брак, который был инцидентом, из ряда вон выходящим, постепенно становится распространённым социальным явлением и получает всё меньше общественного осуждения.

Но в то же время с точки зрения традиционной морали, сожительство идёт вразрез с её устоями. В таких религиях, как иудаизм и христианство, сожительство квалифицируется как грех блуда.

В настоящее время принято условно выделять следующие формы сожительства:

Конкубинат - «в римском праве, регулировавшееся законом фактическое сожительство мужчины и женщины с целью установить брачные отношения. Широко применялся после строгих законов Августа о браке (18 г. до н.э.). Несмотря на распространенность, конкубинат не влек правовых последствий: женщина (concubina) не разделяла общественного положения сожителя, который наряду с конкубинатом мог состоять в браке, в то время как конкубинат жены представлял собой измену (адюльтер). При принципате правовое понятие конкубината было распространено на все случаи, когда невозможно супружество (напр., из-за социального неравенства). Лишь христианские императоры формулируют конкубинат как правовой институт, как некий брак второго сорта, но тем не менее строго моногамный; улучшается и правовое положение детей, рожденных в конкубинате. В Византии конкубинат был отменен в IX, на Западе прекратился в XII в. В XIX-XX вв. конкубинат был преступлением, известным ряду западных уголовных кодексов»1.

Пробный брак - временное сожительство в целях выяснения совместимости либо с последующей регистрацией, либо расставанием.

Пробный брак также можно назвать браком по договоренности. Мужчина и женщина «договариваются» пожить вместе какое-то время, прежде чем вступить в законный брак. Это своего рода репетиция семейной жизни. Люди понимают, что пока они просто встречаются, у них может быть все хорошо, но это вовсе не означает, что их совместная жизнь будет такой же безоблачной и замечательной. Вот поэтому некоторые пары хотят сначала попробовать пожить вместе как муж и жена, не оформляя отношений официально, а уж потом решать, стоит ли им действительно отправляться в загс для узаконивания отношений.

Корни такого типа отношений восходят к Средним векам, когда в деревнях Западной Европы существовал интересный обычай -- девушка, достигшая половой зрелости, должна была выбрать из нескольких ухажеров того, кто ей больше по сердцу, и этот счастливец имел право посещать ее по ночам. Деревенский этикет требовал, чтобы он пробирался к своей возлюбленной через окно под крышей, кстати, родители специально селили дочь в самой дальней комнате дома.

Сначала влюбленные только болтали по нескольку часов, шутили и забавлялись, постепенно невеста позволяла заставать себя в полураздетом виде, а спустя какое-то время разрешала практически все, но последний рубеж, опять-таки по местным правилам, жених должен был взять, прибегнув к насилию.

Ночные посещения продолжались до тех лор, пока обе стороны не убеждались в своей пригодности к браку или пока девушка не забеременеет. После этого парень официально сватался, и помолвка и свадьба очень быстро следовали друг за другом. Девушка не рисковала потерять свою репутацию, если расходилась с парнем после пробных ночей. Вскоре появлялся другой ухажер, готовый начать с ней роман. Беременную же девушку парень покидал очень редко, поскольку навлекал этим на себя презрение всей деревни.

Этот вид брака имеет как свои минусы, так и свои плюсы. К его недостаткам можно, пожалуй, отнести лишь то, что с точки зрения морали и нравственности этот союз не совсем безупречен. Да и отдельные представители разных вероисповеданий будут против такой формы взаимоотношений.

Но при этом преимуществ у этого брака довольно много. К одним из них можно причислить то, что двое людей сразу смотрят на брак не с романтической точки зрения, а с рациональной, а именно, зачем тратить кучу денег на проведение свадебных торжеств, а затем, если не сложится семейная жизнь, снова тратить деньги и нервы на развод и раздел имущества.

Срок проживания в таком браке не ограничен никаким рамками. Он оговаривается обеими сторонами и зависит только от их решения. Все зависит от того, насколько люди хорошо знают друг друга, насколько сильно их обоюдное желание проверить свои чувства и насколько объективно они оценивают сложившуюся ситуацию. Главное, чтобы, проживая в этом браке, они не забывали о цели своего эксперимента.

Временная жена - термин, обозначавший в Японии конца XIX века тип отношений между иностранным подданным и японской подданной, согласно которому на время пребывания иностранца в Японии, он получал в пользование (и содержание) «жену». Сами иностранцы, в частности русские офицеры, называли таких «жён» мусумэ (мусуме), от японского -- девушка, дочь.

«Институт «временных жён» возник в Японии во второй половине XIX века и просуществовал вплоть до войны 1904--1905 годов. В то время российский флот, базировавшийся во Владивостоке, регулярно зимовал в Нагасаки, и на время пребывания там, некоторые русские офицеры «покупали» для сожительства японских женщин»1

«Мусумэ, как правило, были девочки-подростки, не достигшие тринадцатилетнего возраста. Зачастую бедные японские крестьяне и ремесленники сами продавали своих дочерей иностранцам; иногда для бедной японской девушки такой способ был единственной возможностью заработать на приданое (и выйти впоследствии замуж)»2

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

К сожалению, далеко не все имеют возможность быть рожденными в православной семье. Большинство людей узнают о том, что «Бог существует» лишь на закате своих дней. Людям свойственно винить в том своих родителей, которые сами, в свое время, так же не получили должного православного воспитания от своих же родителей, а те – от своих, и так до бесконечности…

Человек так устроен, что обвиняя других, он складывает вину с самого себя, и тем самым, получает для себя малую частицу утешения. Но это временное облегчение быстро проходит. Душа-христианка ищет для себя духовности, этого поиска ей не избежать, следовательно, нас всегда будет мучить советь, задавая постоянно один и тот же вопрос – почему мы не с Богом?

Господь всегда ждет нас. Другое дело, что мы не хотим к нему идти. Потому что где Господь, то там любовь, всепрощение, самопожертвование, смирение, кротость, терпение. Все это слишком сложно и неудобоприятельно для нас. Поэтому, нам гораздо проще жить без Бога, оправдывая себя тем, что в детстве мы не получили должного христианского воспитания.

Ну хорошо, детство прошло, наступила пора зрелости, но мы опять продолжаем жить без Бога. Кто же нам мешает жить с Богом? Никто. Просто мы сами этого не хотим. Это слишком сложно, и, опять таки, в нашем современном мире – неудобоприятельно.

Например, что касается брака. Храмы открыты. Господь ждет. Но мало кто спешит к Господу за благословением на доброе и верное супружество. Таинство Венчания, к сожалению, очень редко становится первым шагом на пути к тихому семейному счастью.

Без Бога невозможно построить ничего хорошего. Брак без Божьего благословения – это эквилибристика канатоходца на безумной высоте без всякой страховки. В любую минуте вы можете сорваться вниз и погибнуть, и обратной дороги не будет!

Отвергая Божию помощь, люди пытаются строить свои отношения без Бога, наивно полагая, что справятся сами, без Него… Таинство Венчания воспринимается, скорее, как очередное празднование свадьбы, нежели, как Величайшее Таинство единения двух сердец.

Огромное заблуждение считать, что перед тем, как связать себя узами брака, надо «пожить вмести, узнать друг друга»! Это является большим грехом уже хотя бы потому, что человек умышленно, и вполне осознанно, пытается строить свою жизнь без Бога, отворачивается от Него, отказывается от Его Божественного благословения.

Живя в гражданском браке, без Таинства Венчания, без Божьего благословения, люди не учатся самому главному, что есть в семейной жизни – ответственности друг за друга, взаимной любви, умению друг друга тяготы носить!

Напротив, сожительствуя друг с другом, мужчина и женщина привыкают использовать друг друга в своих интересах, а потом безжалостно выбрасывать, как ненужную в обиходе вещь.

«Церковь, языком духовной жизни, говорит нам о том, что если этот грех совершен и нераскаян, то мы за него обязательно расплатимся. Чем? Изменами, скандалами, разводом… Что построено на грехе, то не будет крепким и здоровым!

Если люди в этом состоянии живут, то им срочно нужно каяться и, естественно, заключать законный брак, если любят друг друга, или – если любви нет – расстаться!

Это никому ничего хорошего не даст, об этом говорят не только служители Церкви, но и серьезные психологи и юристы. Сожительство – совершенно бесплодный, тупиковый путь.

Чтобы создать счастливую семью – одну и навсегда – необходимо руководствоваться правилами, собственно, не нами придуманными, а частично заложенными в Священном Писании, частично – в большом опыте семейной жизни традиционной русской семьи, и, безусловно, собственным здравым смыслом» (Священник Павел Гумеров).

Многие начинали строить свою семейную жизнь без Бога, без Божьего благословения просто потому, что на тот период своей жизни они действительно забыли о существовании Бога и просто не знали, что для того, чтобы семейная жизнь приносила счастье и радость, необходимо Божие благословение.

Неужели для них все потеряно, и поиски так и не найденного, но обещанного на свадьбе семейного счастья, так и останутся незаконченными?

Конечно, нет. Господь всегда нас ждет. И до своего последнего дыхания мы еще можем обратиться к Нему! Никогда не поздно обвенчаться, в каком бы вы не были возрасте, сколько бы лет не прожили вместе и каких бы ошибок вы не натворили!

Господь всегда нас ждет. И в наших силах прямо сегодня, прямо сейчас, начать строить свою жизнь заново, по другому – вместе с Богом, ради Бога и для Бога!

Обсуждение: 2 комментария

    Как православный человек должен поступить вот в такой ситуации? Допустим, ко мне в гости едет мой родственник со своей «сожительницей». Должна ли я разместить их в одной комнате (ведь до факту они уже живут вместе) , или же я должна проигнорировать факт сожительства и разместить их раздельно? В первом варианте я потокаю внебрачным отношениям, поощряю блуд, но подчёркиваю, что воспринимаю их, как семью. Во втором варианте я беру на себя грех осуждения и ко мне эти люди вряд ли приедут снова, но зато пресекается страшный грех — прелюбодеяние (хоть и на несколько дней всего лишь). Как выбрать наименьшее из двух зол и не навредить этим людям ещё больше?

    Ответить

    1. Марина, добрый вечер!
      Мы посоветовались с духовником нашего сайта, священником Димитрием, и пришли к следующему ответу-совету:
      Неженатых людей нужно поместить в одной комнате, но на разных спальных местах. То есть, Вы и их не обидите, и сделаете некий тонкий намек на то, что Вы не признаете их сожительство.
      Если же они зададут прямой вопрос, почему их кладут порознь, тогда можно мягко пояснить. И это пояснение не будет осуждением. Если же они решат спать вместе, в таком случае не нужно им запрещать.
      Примерно таков ответ был о. Димитрия.

      Ответить

Безгин «Крестьянская повседневность. Традиции конца 19 - начала 20 века»:

«Профессиональной проституции в деревне не существовало, в этом солидарны практически все исследователи. По наблюдению информаторов тенишевской программы проституцией в селе промышляли преимущественно солдатки. Про них в деревне говорили, что они «наволочки затылком стирают».

Проституция в селе не существовала, но в каждом селе было несколько женщин доступного поведения. Не стоит забывать и о том, что проститутки, промышлявшие в городах, в большинстве своем были вчерашними крестьянками.

Длительное отсутствие мужа-солдата становилось тяжелым испытанием для полной плотского желания деревенской молодухи. Один из корреспондентов этнографического бюро писал:

«…Выходя замуж в большинстве случаев лет в 17 – 18, к 21 году солдатки-крестьянки остаются без мужей. Крестьяне вообще не стесняются в отправлении своей естественной потребности, а у себя дома еще меньше. Не от пения соловья, восхода и захода солнца разгорается страсть у солдатки, а оттого, что она является невольно свидетельницей супружеских отношений старшей своей невестки и ее мужа».

По сообщению из Воронежской губернии, «на связь солдаток с посторонними мало обращалось внимание и почти не преследовалось обществом, так что дети, прижитые солдатками незаконно, пользуются такими же правами, как и законные. Сторонние заработки крестьянок, к которым были вынуждены прибегать сельские семьи, также выступали благодатной почвой для адюльтера. По наблюдениям П. Каверина, информатора из Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, «главной причиной потери девственности и падения нравов вообще нужно считать результатом отхожие промыслы. Уже с ранней весны девушки идут к купцу, так у нас называют всех землевладельцев, на работу. А там полный простор для беспутства».

По суждениям извне, принадлежащим представителям просвещенного общества, складывалось впечатление о доступности русской бабы. Так, этнограф Семенова-Тянь-Шанская считала, что любую бабу можно было легко купить деньгами или подарком. Одна крестьянка наивно признавалась:

«Прижила себе на горе сына и всего за пустяк, за десяток яблок».

Далее автор приводит случай, когда караульный яблоневого сада, возраста 20 лет, изнасиловал 13 летнюю девочку, и мать этой девочки примирилась с обидчиком за 3 рубля. Писатель А.Н. Энгельгардт утверждал, что «нравы деревенских баб и девок до невероятности просты: деньги, какой - нибудь платок, при известных обстоятельствах, лишь бы никто не знал, лишь бы все было шито-крыто, так делают все».

Некоторые крестьяне, любители спиртных напитков, почетным гостям под выпивку предлагали своих жен, солдаток и даже сестер. В ряде сел Болховского уезда Орловской губернии существовал обычай почетным гостям (старшине, волостному писарю, судьям, заезжим купцам) предлагать для плотских утех своих жен или невесток, если сын находился в отлучке. При этом прагматичные крестьяне не забывали брать плату за оказанные услуги. В том же уезде в селах Мешкове и Коневке бедные крестьяне без смущения посылали своих жен к приказчику или к какому-либо состоятельному лицу за деньгами на табак или на хлеб, заставляя их расплачиваться своим телом.

Половые сношения между главой крестьянской семьи и его снохой были фактически обычной стороной жизни патриархальной семьи.

«Нигде, кажется, кроме России, – писал В.Д. Набоков, – нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название – снохачество».

Наблюдатели отмечали, что этот обычай был жив и в конце XIX в., причем одной из причин его сохранения являлся сезонный отток молодых мужчин на заработки. Хотя эта форма кровосмешения была осуждаема просвещенным обществом, крестьяне ее не считали серьезным правонарушением. В ряде мест, где снохачество было распространенно, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему».

Причину этого явления следует искать в особенностях крестьянского быта. Одна из причин – это ранние браки. В середине XIX в. по сведениям А.П. Звонкова, в селах Елатомского уезда Тамбовской губернии было принято женить 12 – 13 летних мальчиков на невестах 16 – 17 лет. Отцы, склонные к снохачеству, умышленно женили своих сыновей молодыми для того, чтобы пользоваться их неопытностью. Другая причина снохачества уже упомянутые выше отхожие промыслы крестьян.

«Молодой супруг не проживет иной раз и году, как отец отправляет его на Волгу или куда-нибудь в работники. Жена остается одна под слабым контролем свекрови».

Из Болховского уезда Орловской губернии информатор сообщал:

«Снохачество здесь распространено потому, что мужья уходят на заработки, видятся с женами только два раза в год, свекор же остается дома и распоряжается по своему усмотрению».

Механизм склонения снохи к сожительству был достаточно прост. Пользуясь отсутствием сына (отход, служба), а иногда и в его присутствии, свекор принуждал сноху к половой близости. В ход шли все средства: и уговоры, и подарки, и посулы легкой работы. Все по поговорке: «Смалчивай, невестка, – сарафан куплю». Как правило, такая целенаправленная осада давала свой результат. В ином случае уделом молодой становилась непосильная работа, сопровождаемая придирками, ругательствами, а нередко и побоями. Некоторые женщины пытались найти защиту в волостном суде, но, как правило, те устранялись от разбора таких дел. Правда, И.Г. Оршанский в своем исследовании приводит пример, когда по жалобе снохи на уговор свекра к снохачеству, последний решением волостного суда был лишен «большины». Но это было скорее исключением, чем правилом.

Типичный пример склонения свекром снох к половой близости приведен в корреспонденции жителя села Крестовоздвиженские Рябинки Болховского уезда Орловской губернии В.Т. Перькова.

«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты», сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков – согласилась. Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку».

Но семейные любовные коллизии не всегда разрешались столь благополучно. В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет, на расспросы полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь настоянию свекра, состоит в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти лет. От него же она забеременела вторично. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в сарае.

В крестьянском дворе, когда бок о бок жило несколько семей, порой возникали замысловатые любовные треугольники. Так, в орловском селе Коневке было «распространено сожительство между деверем и невесткой. В некоторых семействах младшие братья потому и не женились, что жили со своими невестками». По мнению тамбовских крестьян, кровосмешение с женой брата вызывалось качественным превосходством того брата, который отбил жену. Братья не особенно ссорились по этому поводу, а окружающие к такому явлению относились снисходительно. Дела о кровосмешении не доходили до волостного суда, и кровосмесителей никто не наказывал.

Следует отметить, что при определенной распространенности этого гнусного порока в русской деревне, крестьяне прекрасно осознавали всю греховность такой связи. Так, в Орловской губернии кровосмешение оценивалось как большое преступление перед православной верой, за которое не будет прощения от Бога на том свете. По отзывам крестьян, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии снохачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на сходе при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать: «Убирайся к черту, снохач, не твое тут дело».

Гражданский брак как он есть: плюсы и минусы

В русском языке выражение «гражданский брак» означает брак законный, зарегистрированный. Но в обиходе этим выражением большинство людей обозначает незарегистрированное сожительство. В данном разделе мы рассматриваем именно эту, вторую форму отношений - ее плюсы и минусы, отличия «гражданского брака» от законного, зарегистрированного брака.

Для начала, небольшая статистическая закономерность. Согласно исследованию Аннели Руфус, опубликованному британской газетой The Daily Telegraph в июле 2010 года, «Пары, в которых один из супругов ранее находился в гражданском браке с кем-либо еще, примерно в два раза чаще разводятся, чем те пары, участники которых до брака ни с кем не сожительствовали». То есть ваше участие в «гражданском браке» снижает вероятность создании семьи впоследствии ровно вдвое.

Бесплатный онлайн-курс: поможет Вам глубоко разобраться в своих отношениях и определить их перспективы.

«Гражданский брак» – путь, не ведущий к цели


Внятность лучше неопределенности, потому что недоговоренность, мутность «гражданского брака» вызывает у его участников тревогу. В любом случае длительный «гражданский брак» свидетельствует о том, что одна из сторон или обе не понимают, ради чего стоит находиться вместе, ради чего принимать решения относительно будущего...
Читать дальше

Как женщины обманывают себя в «гражданском браке»


Типичные доводы сторонников «гражданского брака» призваны убедить всех в том, что он «избавляет партнеров от излишних обязательств и позволяет лучше узнать друг друга, оценив взаимные чувства и проверив психологическую и сексуальную совместимость»...
Читать дальше

Осмысление опыта гражданского брака


Я когда-то думала, что виноваты во всём оба, на самом деле виноват только «гражданский брак», никто ведь никому не должен, и вообще непонятно зачем мы тут собрались...
Читать дальше

«Гражданский брак» всегда обречен


«Гражданский брак» – это очень удобно, ведь сейчас больше всего люди думают об удобствах. Но удобства гражданского брака обманчивы. Ведь совместная жизнь – это огромные душевные затраты. Женщина в гражданском браке не чувствует в мужчине опору, тревожится...
Читать дальше

Гражданский брак – свобода или слабость?


Выбравшие «гражданский брак» лгут, если говорят, что выбрали эту форму брака из стремления к свободе...
Читать дальше

Три неправды «гражданского брака»


Сторонники «гражданского брака» обычно оправдывают свое состояние так: чтобы получше узнать друг друга и избежать многих ошибок и проблем уже в браке, нужно сходиться постепенно. Сначала пожить вместе, а потом уже расписаться. Это абсолютно не работает, доказано практикой. Статистика гласит, что семьи, где супруги имели опыт сожительства до брака, распадаются в 2 раза (!) чаще, чем браки, где супруги такого опыта не имели. Кстати, такие цифры не только у нас в стране...
Читать дальше

Гражданский брак - это унизительно

Имя автора неизвестно
Перевёрнутый мир: гомосексуалисты требуют право на брак, а гетеросексуалы живут как сожители и говорят, что штамп не нужен, и вообще брак устарел. Примечательно, что гетеросексуальные поборники сожительства без брака часто выступают за гомосексуальные браки, у них сразу находится масса аргументов в пользу того, что пара не может жить без брака, однако в своей жизни они стараются избегать лишних обязательств и у них тоже есть аргументы и целая подогнанная идеология. Все люди врут, да, но самое главное - они прежде всего врут самим себ
Читать дальше

История одной семьи без секса до свадьбы


К двадцати восьми годам, как мне казалось, испытав все и вся, к своему полнейшему недоумению «я очутился в сумрачном лесу». Поскольку жадно исследовал бытие, то мне казалось, что прекрасно изучил простые законы, по которым оно, бытие, существует, - законы волчьей стаи. То есть никто никому ничего не должен, нет никаких обязательств, никакой справедливости, нет порядка, все относительно - хаос движет человечеством. В вожаках стаи тот, кто успешен. Но и он одинок. Потому что волк. Как жить в таком мире? Только разрушаться! Причем с максимально возможным удовольствием.
Читать дальше

Сожительство или незарегистрированный брак, в последнее время называемый «гражданским» - это близкие отношения между мужчиной и женщиной, не узаконенные в ЗАГСЕ. Само словосочетание «гражданский брак » с точки зрения действующего законодательства значит официально зарегистрированный брак. Но, в России, распространилось неправильное понятие гражданского брака, - почти все под ним понимают «фактическую семью» или «сожительство». Сожительство означает совместное проживание гетеросексуальных людей вне брака.

Все чаще пары видят в сожительстве надежный тест на супружескую совместимость, считая необходимым пожить вместе, без обременения какими-либо обязательствами. Гражданский брак на самом деле не накладывает серьезных обязательств, как официальный брак. В своем желании жить совместно до брака многие пары руководствуются увеличением количества разводов. Ведь всегда можно разойтись при неудачной попытке. Порой добрачный опыт совместного проживания помогает в будущем найти подходящего человека для вступления в брак, поскольку сожительство является хорошим способом узнать лучше друг друга. Но, как показывает статистика, пары, которые положительно относятся к добрачной совместной жизни менее ответственны!

Поэтому такие пары чаще подают на развод, если вдруг брак стал докучать. Сам собой напрашивается вывод, что сожительство выбирают определенный тип людей, которым сожительство или гражданский брак подходит по натуре. Но, в будущем, сожительство все равно отрицательно отразится на последующем браке. У семейной пары, имеющей неудачный опыт добрачного совместного проживания, чаще чем у других появляется желание расторгнуть брак. Если чувства и привязанность снижаются, люди разрывают отношения, которые при других условиях можно было бы сохранить. Получается, что сожительство изменяет отношение партнеров к брачному союзу, тем самым, уменьшая перспективы на стабильность брака.

Чем же отличается гражданский брак и сожительство от официально зарегистрированного брака:

Первое и самое главное - это забота о детях. Если у сожительствующей пары есть ребенок, то все права, обязанности и обязательства автоматически будут падать на мать. Женщина, в будущем, может остаться без материальной обеспечения, если взаимоотношения с гражданским мужем ухудшатся, и тогда у неё останется два выхода: либо поиск работы, с помощью которой она сможет обеспечить себе и ребенку существование, либо оставаться дома и жить на льготы и пособия.

Второе - это имущество. После расставания сожительствующей пары все их будущее будет зависеть от того как было приобретено имущество. Существует два вида собственности:

- Общая долевая собственность

- Общая совместная собственность

Если совладельцами являлись муж и жена, нет необходимости в наличии отдельных долей, так как в случае смерти одного из партнеров, для доказательства права на собственность достаточно свидетельства о смерти. Более того, собственность отойдет супругу или супруге, не зависимо от завещания покойного. С другой стороны, нераздельные собственники обладают определенной долей собственности, размер которой учитывается, если один из супругов при покупке выплатил большую стоимость и выражает желание получить больший процент прибыли при продаже имущества.

В итоге видно, что по сравнению с официальным браком, гражданский брак и сожительство несут в себе массу важных недостатков. В случае разрыва отношений женщина и дети могут остаться без материальной помощи и алиментов. При сожительстве чаще чем в зарегистрированном браке, появляются матери-одиночки и "безотцовщины". Сожители могут прожить вместе 40 и более лет, и после смерти любимого человека так ничего и не унаследовать.