Есть кровная месть. Кровная месть у народов кавказа. Кровная месть в России

КРОВНАЯ МЕСТЬ - КРОВНАЯ МЕСТЬ - обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода, который состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. В РФ обычай К.м. существует среди некоторых народов Северного Кавказа. В УК РСФСР была установлена ответственность за К.м. в порядке,установленном положением о примирительном производстве по делам о К.м. (преступ-, ление, составляющее пережиток местных обычаев). В УК РФ мотив К.м. - один из.отягчающих обстоятельств убийства.

КРОВНАЯ МЕСТЬ

КРОВНАЯ МЕСТЬ - обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода, который состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. В РФ обычай К.м. существует среди некоторых народов Северного Кавказа. В УК РСФСР была установлена ответственность за К.м. в порядке,установленном положением о примирительном производстве по делам о К.м. (преступ-, ление, составляющее пережиток местных обычаев). В УК РФ мотив К.м. - один из.отягчающих обстоятельств убийства.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

КРЕСТЬЯНСКОЕ - КРЕСТЬЯНСКОЕ (фермерское) ХОЗЯЙСТВО самостоятельный хозяйствующий субъект с...
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА система разработанных рекомендаций по планированию...
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ совокупность знаний об определенном...
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА изучение, анализ, оценка экономических,социальных.культурновоспитательных и...
КРИТИЧЕСКАЯ - КРИТИЧЕСКАЯ (радикальная) КРИМИНОЛОГИЯ течение в западной криминологии, ...
КУЛЬТУРНАЯ - КУЛЬТУРНАЯ (культурнонациональная) АВТОНОМИЯ в конституционном праве предоставление...
КУПЛЯ-ПРОДАЖА - КУПЛЯПРОДАЖА си. Договор куплипродажи. ...
КУПОННЫЙ ЛИСТ - КУПОННЫЙ ЛИСТ лист, прилагающийся к акции.. облигации...

кровный месть обычай

Наиболее яркой нормой обычного права на Северном Кавказе в прошлые века являлась повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почитавшегося у горцев, и т.д. Будучи обычаем родового строя, кровная месть сохранилась у некоторых народов до сих пор - в частности, у дагестанцев и вайнахов. В Дагестане, по сведениям А.В. Комарова, адаты в конце XIX - начале XX вв. позволяли убить своего кровного врага, нападающего грабителя, пойманного на месте преступления вора, похитителя женщины.

Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и вес это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, бывали случаи, когда она прекращалась - в случае непримирения - лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов.

В дореволюционной литературе приводится парадоксальный пример, когда в соответствии с адатами в одном из дагестанских селений кровомщение между двумя родами - тохумами длилось более 200 лет, а началось оно в ссоре за курицу.

Кровная месть - это не романтическая экзотика. Это нормы выработанного веками саморегулирующего обычного права, основанного на мудрости народа и дающего возможность достойного примирения даже кровных врагов. Вряд ли мы преувеличим, если скажем, что эффективность обычного права горцев была для них, несомненно выше современных часто изменяемых государственных законов.

Путешествовавший по Северному Кавказу в 1781-1783 гг. квартирмейстер на русской службе Штедер писал о кровной мести у осетин: «Кровавая месть и самовольные действия были обязательны среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта обязанность не была выполнена. Мщение, грабеж и убийство считались добродетелью, вследствие чего погибать считалось славным».

Обычай кровомщения универсален для обществ, находящихся на стадии родового строя или сохранения его остаточных явлений, о чем писал крупный этнограф-кавказовед М.О. Косвен: «Забота о самосохранении заставляет весь род вставать на защиту, хотя бы обиженным был лишь один из членов рода. Месть становится долгом, делом чести, священной обязанностью». Существование этого обычая на Кавказе, хотя и в видоизмененных формах, говорит об архаичности и стойкости традиционной общественной жизни у некоторых горских народов Северного Кавказа.

Сказанное объективно подтверждается у чеченцев наших дней бытованием явления, тем же М.О. Косвеном квалифицированного как «война - грабеж»: погоня за чужим добром, жажда обогащения. Формой ее воплощения является набег на ближних и дальних соседей, для чего из воинственных мужчин создастся дружина во главе с военным вождем (у чеченцев «бячча»). Факты подобных грабительских набегов, особенно на Ставрополье, хорошо известны. По Косвену это явление характерно для строя военной демократии, т.е. для периода постепенного упадка родового строя.

Ярким материальным выражением некоторых черт родового строя и опасностей, с ним связанных, в том числе кровной мести, могут быть высокие боевые башни в горных ущельях Балкарии, Осетии, Чечено-Ингушетии, Дагестана. Видная издалека башня на скале - характерная черта горного пейзажа, и это было подмечено М.Ю. Лермонтовым:

В глубокой теснине Даръяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на черной скале.

В случае опасности в башне укрывались, деревянную лестницу с первого этажа поднимали, и башня делалась неприступной. Встречаются в горах и каменные замки, например, Вовнушки в Ингушетии и Цамад в Осетии, в горных теснинах вырабатывается своя специфическая и рациональная народная архитектура. Следует заметить, что адыги своей каменной архитектуры не выработали, единственным исключением может быть башня XVI-VII вв. Адиюх на берегу р. Б. Зеленчук в Карачаево-Черкесии (хотя черкесское ее происхождение не доказано). Экологические и социальные условия, в которых на предкавказской равнине пребывали черкесы и кабардинцы, были иными.

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога . Каждый народ имеет свои традиции и обычаи, мы привыкли к тому, что обычаи должны, в первую очередь, обладать воспитательной функцией для подрастающего поколения. Часто бывает так, что некоторые обычаи отдельных народов кажутся нам нелепыми, а порой даже жестокими. Хотя, имеем ли мы право осуждать обычаи тех народов, не познакомившись близко с их культурой? Право мы, конечно же, имеем, но будет ли наше осуждение объективным? Думаю, едва ли.

Поэтому, сегодня я, как уроженец Кавказа, могу взять на себяответственность рассказать вам об обычаи кровной мести и дать свою оценку этому явлению. Статья получила название «Кровная месть на Кавказе – восстановление чести или дань дикому обычаю» только лишь потому, что я рассматриваю этот обычай как с позитивной, так и негативной стороны. Сразу же скажу, что у меня двойственное отношение к обычаю кровной мести и, слава Всевышнему, я не сталкивался с этим обычаем.

Если взглянуть в отчеты МВД Дагестана, то можно увидеть, что в середине 2000-х годов около 15% всех убийств и покушений в республике были так или иначе связаны с кровной местью . Думаю, одних этих цифр достаточно для того, чтоб понять, насколько актуален этот вопрос на Кавказе . В то же время, правоохранительные органы Дагестана подчеркивают, что именно институт кровной мести блокирует разгул преступности в горных районах. Кстати, надо отметить, что обычай кровной мести больше распространен в горных районах.

Но почему же обычай кровной мести оказывается сдерживающим фактором на пути тех, кто намерен совершить убийство? Я думаю, вы сами уже догадались. Человек понимает, что, если он убьет кого-то (или сделает что-то плохое), то родственники убитого будут преследовать его до тех пор, пока не прольется кровь убийцы. Поверьте, это действует на людей намного лучше, чем законное лишение свободы. То есть, главный постулат обычая кровной мести: отомстить за убитого – обязанность каждого мужчины рода . Вы не поверите, но в некоторых горных аулах до сих пор на кладбищах есть специальное место, где хоронят тех, кто умер, не исполнив «кровного долга» или не примерившись с врагами. Кстати, посмотрите очень интересный репортаж о кровной мести в Чечне и о том, как власти борются с этим явлением:

Так, все-таки, обычай кровной мести – это «хорошо» или «плохо»? Я не хочу давать такую жесткую оценку, просто приведу для вас реальный пример, а вы там уже сами определите для себя «хорошо или «плохо». Летом 1995 года в дагестанском селении Тлярата была драка, в которой был убит молодой человек. Виновные в убийстве, понимая, что такое , сразу же сдались правоохранительным органам. Мать погибшего отказывалась хоронить своего сына до тех пор, пока не увидит убийц мертвыми. Родственники убитого сначала разгромили дома и сожгли машины убийц (кстати, никто за это не понес никакой ответственности). Потом эти же родственники ворвались в здание милиции, где находились виновные. И даже тогда сотрудники милиции не стали вмешиваться в происходящее. Единственное, что спасло виновных – это то, что сестра убитого, не желая кровопролития, сорвала с головы платок и бросила его перед нападавшими. Кстати, это еще один обычай, к которому часто прибегали женщины на Кавказе для того, чтоб прекратить бойню. Впоследствии, старейшинам удалось примирить два враждующих клана, но семьям убийц пришлось уехать из села навсегда.

Как относиться к обычаю кровной мести – дело каждого человека, но то, что этот обычай до сих пор практикуется на Кавказе – известный факт. Единственно, радует то, что в последние годы правоохранительные органы довольно жестко пресекают такие прецеденты. Подводя итог этой статьи, хочу высказать свое мнение: – это не отмщение за убийство, а восстановление чести рода. Но, подобное «восстановление чести» противоречит законам России, поэтому я не приветствую этот обычай.

Друзья, я и дальше буду раскрывать вам тайны обычаев и традиций народов Кавказа. Например, на очереди у меня еще 2 обычая – это обычай воровства невест и стереотипы о положении женщин на Кавказе . Для того, чтоб первым узнать об этих и многих других интересных статьях, предлагаю вам подписаться на обновления моего блога.

Обычай кровной мести, который практикуется, в частности, у чеченцев, многим кажется диким средневековым пережитком. Но не все так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. По сути дела эта традиция защищает от разгула насилия.

По закону адата

В чеченском языке кровная месть зовется «чир». Традиция эта не мусульманская, она восходит к адату – своду неписаных законов, по которым жили еще до принятия ислама вайнахи – предки современных чеченцев.

Поводом к кровной мести чаще всего становится убийство. Собираются старейшины тейпа и проводят разбирательство. Если они устанавливают виновность подозреваемого, то начинается обряд «кровничества». К родным убийцы отправляют посланника, который сообщает им о решении семьи пострадавшего объявить кровную месть. С этого момента закон «кровь за кровь» вступает в силу.

В случае, если убийство непредумышленное (скажем, это гибель в ДТП или от шальной пули), то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего. Порой родные жертвы отказываются от выкупа, и это считается верхом благородства.

Но если выясняется, что в момент наезда или «случайного выстрела» убийца был пьян, то кровная месть может осуществиться.

Кстати, женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают. Но в то же время женщина может сама осуществить кровную месть, если в ее семье не осталось мужчин. А если убили женщину, то за нее убивают двоих мужчин из семьи убийцы.

Чаще всего семья, которой объявили «чир», после этого переезжает в другое место. Таких людей называют «Луровелла», что означает «скрывающиеся от кровной мести».

В древности кровная месть осуществлялась только в отношении самого виновника преступления. В адате существовало такое понятие, как «куйг бехки» («виновная рука»), то есть преследовать можно было только непосредственно убийцу. Причем кровников часто прощали – это считалось более достойным поступком, чем месть. В XIX веке при имаме Шамиле закон скорректировали: теперь пострадавшая сторона могла сама выбирать, кто попадет «под раздачу». Обычно это были ближайшие родичи виновника по отцовской линии. Иногда бывало так, что убивали самого уважаемого из семьи.

Мстить могут только ближайшие родственники убитого. Если месть осуществит, к примеру, его друг, это уже будет считаться не кровной местью, а убийством, что приведет к появлению новых кровников. Порой преступника убивают его собственные родные, чтобы избежать дальнейших кровопролитий.

Как происходит примирение?

Срока давности кровная месть не имеет. Если человек, которого обвинили в преступлении, умирает, то убить могут его братьев, сыновей, внуков или других родственников мужского пола. Поэтому считается, что чем быстрее наступит примирение, тем лучше.

Процесс примирения обычно инициирует семья виновного. К кровникам отправляется посредник, заявляющий о желании примириться. По правилам, примирение может произойти не ранее чем через год после объявления «чира». Все это время те, кому объявлена кровная месть, должны находиться в изгнании, скрываться.

Процедура примирения выглядит так. После того как достигнута договоренность между двумя сторонами, в назначенное время в назначенном месте (как правило, на околице села) встречаются представители обеих сторон, причем «по протоколу» они должны быть в темных одеждах и с покрытыми головами и не должны поднимать головы и смотреть в глаза «противной стороне».

Сначала звучит ритуальное приветствие и читаются молитвы. Затем следует сам обряд. Ближайший родственник убитого обривает голову и бороду убийцы, после чего тот считается прощенным. Мол, если во время бритья удержался от соблазна перерезать врагу горло – значит, простил…

Зачем нужна кровная месть?

Если тот, кого подозревают в убийстве, считает себя невиновным, и нет неопровержимых доказательств его причастности к преступлению, то он может снять с себя подозрения, поклявшись на Коране. Это происходит на глазах у десятков свидетелей. Случается, что преступник лжет и на Коране. «Кхера дуй» (ложная клятва) в исламе считается одним из тягчайших преступлений. Если выясняется, что человек солгал, то прощение аннулируется, а от клятвопреступник а отворачиваются все его родные.

В чем же смысл кровной мести? В том, чтобы люди поняли: убийство – страшный грех, и если ты убил, то грех этот падет не только на тебя, но и на головы твоих близких. То есть ужасный на первый взгляд обычай по сути удерживает от совершения преступлений.

Сегодня посмотрел один ролик и на ум пришли такие мысли. А на сколько допустима кровная месть в наше время? Сам ролик выложил снизу поста. А пока о самой кровной мести.

Кро́вная ме́сть (также венде́тта, от итал. vendetta - мщение) - древнейший принцип, характерный для родо-племенного строя, согласно которому лицо, совершившее убийство, либо кто-либо из членов его семьи (рода, племени, клана, группировки) обязательно подлежит смерти в порядке возмездия. Кровную месть осуществляет, соответственно, кто-либо из членов семьи, рода, племени, клана, группировки и т.д., к которой принадлежал убитый. В ряде случаев, кровная месть заменялась выкупом или же переходом на пострадавшую сторону человека, совершившего убийство, для замещения убитого.

Обычай возник как мера обороны.

"Члены рода должны были оказывать друг другу помощь и поддержку. Обида члену рода была равносильна обиде, нанесенной всему коллективу. Каждый полагался на свой род как на силу, способную защитить его от любых врагов. «Отсюда, из кровных уз рода, возникла обязанность кровной мести», - писал Ф. Энгельс.

В свое время Советское государство проводило большую культурно-воспитательную работу на местах и вело борьбу с пережитками прошлого мерами уголовно-правового характера. «В 1928 году в Уголовный кодекс РСФСР была введена X глава “О преступлениях, составляющих пережитки родового быта”. Ее действие ограничивалось в основном районами Северного Кавказа, где до этого существовали шариатские суды.

Сколь основательна и масштабна была эта работа, можно судить и по уровню ее всесторонней подготовки . Так, специально для партработников, ответственных за решение этой проблемы в Чечено-Ингушской АССР, по партийной линии издавалась «Памятка по примирению кровников» [Леонтьева 2010]. В эти комиссии входили авторитетные люди: старейшины, прокурор, начальник милиции, мулла. «Я был членом одной из таких комиссий, - вспоминает Муса Хадисов [бывший прокурор Урус-Мартановского района ЧИАССР. - М.А.]. - Мы вызывали кровников и с ними беседовали. Бывало, что они отказывались от кровной мести. За это их поощряли: давали машины вне очереди, выделяли земельные участки, могли продвинуть по службе».

После распада СССР прежняя система административного и уголовного наказания была ликвидирована. Согласно ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса отягчающим обстоятельством является совершение убийства по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести. По сравнению с прежней формулировкой ст. 102, пункт «к» УК 1960 г. («убийство, совершенное на почве национальной или расовой вражды или розни») в новый УК, как видно, внесены уточнения: кроме прочего в этот пункт включено убийство по мотиву кровной мести [УК РФ].

В остальных положениях Уголовного кодекса Российской Федерации его составители обошли этот вопрос как несуществующий. Однако на местном уровне вопрос кровной мести, как и прежде, очень актуален. Например если взглянуть в отчеты МВД Дагестана, то можно увидеть, что в середине 2000-х годов около 15% всех убийств и покушений в республике были так или иначе связаны с кровной местью.

Поэтому кровная месть не пережиток, а действительность нашего времени.

Живучесть обычая кровной мести вынуждает местные власти создавать на государственном уровне примирительные комиссии, которые выполняют функции регулятора. В состав комиссии входят представители всех населенных пунктов - примерно по семь человек от городов и сел. Это старейшины родов, духовные лидеры и почитаемые в народе люди независимо от их возраста.

«Примирительная комиссия - орган по-своему бюрократический. Все акты примирения протоколируются. В них записывается и количество жертв кровной вражды. Жители села, где происходило примирение, ставят свои подписи как свидетели. Вот цитаты: “Жители села Сагопши Малгобекского района благодарят председателя примирительной комиссии Латырова Сосарко за труд в деле примирения кровников Мержоевых - Холухоевых, Мержоевых - Белхороевых (погибли 8 человек, ранены 2 человека)”; “Жители села Яндаре выражают признательность Латырову Сосарко за примирение кровников пяти тейпов (погибли 7 человек). Сосарко провел огромную работу по примирению. Да поможет ему Аллах!”; “Семья Батажевых (станица Троицкая) выражает свою глубокую признательность Латырову Сосарко за устранение кровной вражды 50-летней давности и примирение нас с кровниками Алиевыми из поселка Дачное”» [Халип 2004].

Вот репортаж о работе такой комиссии

Приведу несколько высказываний членов подобных комиссий.

Шамхан Хаджи Хамадов, 56 лет, тейп Харачой:

«У чеченцев испокон веков ведется кровная месть - из поколения в поколение не прощают. С этой стороны убивают, с другой стороны убивают. Это очень тяжелый труд - примирить стороны. Это не один человек, это тейп! У него есть родственники по матери, по отцу, которые жаждут мести. Это непростое дело, титанический труд договариваться с ними. У нас не продают, не покупа­ют - прощают человека ради Аллаха.

Например, у нас в Алдах был случай. В ДТП погиб один человек. Ему на встречную полосу, не соображая, что делает, выезжает пьяный на камазе. Тот чело­век на месте скончался. 5 человек у него осталось детей, все малыши. Самому маленькому было 2 или 3 месяца. Отец погибшего говорит: «Приведи­те ко мне этого водителя! » «А ну дыхни на меня - пьяный, не пьяный? Пьяный».

Потом водитель камаза, естественно, куда-то убежал, спрятался, и я начал разговаривать с родственниками убитого, пострадавшими. Они у меня спросили: «Что мы должны делать? Какое мы имеем право по шариату? Имеем право убить? » Эти люди и властью, и деньгами, и своим мужским характером безо всякого ­сом­нения могли рассчитаться с человеком. Я им объяснил: «Да, он был пьяный, с него можно это спросить, но перед Аллахом для вас более достойная и высшая награда будет, если вы простите, если вы сможете его простить». Я коротко говорю, это долгая, многочасовая, ежедневная работа. И они сказали: «Мы не хотим, чтобы еще одна семья плакала. Мы не хотим, чтобы еще одни дети остались без кормильца. Как нам ни тяжело, мы ради Аллаха его простим».

Абу-Касым Заурбеков, 82 года, тейп Чанти:

«Я вам расскажу один случай. Были две стороны, обе из тейпа Чинхой - это высокогорный район в сторону Грузии. Еще до репрессий, до 1943-го, у них был спор. Один родственник у другого украл коня. Помирить их взялся третий родственник. Чтобы между ними не было никаких обид, он купил другую лошадь, отдал ее владельцу, а сверх заплатил еще 5 тысяч рублей - столько тогда лошади стоили. А кто украл - это уже закрытый вопрос, не говори никому. Ну а хозяин лошади вину на этого человека, который привел лошадь, переложил. Тот отве­чает: «Я ее не крал и не знаю, кто украл». Клятву дает. После этого всех выслали. А там, в Казахстане, голод, холод, не было ничего. Вот этот, который лошадь приводил, идет по полю, чтобы что-нибудь найти, и натыкается на того, у кого лошадь украли, - он пас коров, и у него винтовка была. Пастух его задержал и говорит: «Ты у меня лошадь украл». Они подрались. И каким-то образом погиб именно тот, у кого ­винтовка была. Как - уже неизвестно. Второго же ­поса­дили на 10 лет в тюрьму. После возвращения на родину в 1957 году та семья, у которой погиб человек, объявляет кровную месть семье человека, вернувшего коня. Он же категорически не принимает это на себя, он говорит: «То, что я не крал коня и не имею к этому отношения, - я вам даю клятву. Даю вторую клятву, что не причастен к убийству этого человека, я не был вооружен, оружие я не отнимал, как оно выстрелило - я не знаю». Он переселяется в другое село, опасаясь кровной мести, и свою вину не признает. Этот конфликт длился 40 лет, много кто пытался их примирить. Потом уже обратились ко мне, хотя я из другого тейпа. Я пошел поговорить с человеком, которому объявили кровную месть. Он и мне поклялся, что не делал ни того ни другого. Я говорю: «Первую клятву о том, что ты коня не крал, я принимаю, но вторую клятву я принять не могу: кроме вас двоих, там никого не было, отчего он умер - выстрелило ружье само или он спот­к­нулся, - его смерть на тебе остается. Поэтому ты дол­жен принять на себя вину».

Ему пришлось согласиться. Он принимает вину на себя и собирает народ - родственников, авторитетных людей, старейшин. Сотнями они идут к другой стороне, просят их, умоляют, какие-то подарки дарят. Подарком у нас ­счи­тается большого барана ­преподнести. Те простили его и помирились.

Мой отец и дед занимались этим, я маленький слушал эти разговоры. 60 кровников благодаря мне простили»

Очевидно, что кровная месть так просто не исчезнет. Уж больно глубокая это традиция. А в современном мире, в котором гуманизм и культура все более исходят на нет, случаи кровной мести будут только увеличиваться.

А что вы думаете по этому поводу?