Досуг в летнее время. Организация летнего досуга детей в культурно-досуговых учреждениях. Развивающие кружки и секции

Сегодня мы познакомим вас с коллекцией развлечений для детей , которой можно воспользоваться в летнее время, но не только. Причём речь пойдёт о занятиях, которые не требуют каких-либо затрат, либо расходы незначительны — лист бумаги, цветной мелок, мячик, овощи-фрукты и т.д. За основу мы взяли идеи , автора замечательного англоязычного блога Zen Habits , и немного их адаптировали и дополнили.

В общем — усаживайтесь поудобнее… Или наоборот — на старт, внимание!.. 🙂

100 идей развлечений для детей — легко, незамысловато, практически без затрат

1. Устройте книжный марафон — например, погрузившись в .

2. Вместе напишите рассказ, а для вдохновения используйте из слов или картинок.

6. Отправьтесь в поход.

7. Устройте пикник в парке или на пляже на закате и вернитесь домой в темноте.

8. Проснитесь рано-рано утром, соберите еду и устройте пикник на рассвете.

9. Поиграйте в настольные игры.

10. Сыграйте в волейбол (мячом или воздушным шариком), кикбол, вышибалы.

11. Отправьтесь в музей, или выберите или и посетите некоторые из них.

12. Погуляйте на детской площадке.

13. Сыграйте в прятки.

14. Устройте бой подушками.

16. Расскажите друг другу интересные истории.

17. Поедая попкорн, посмотрите все вместе фильм или , или мультсериал.

20. Загадывайте друг другу загадки.

21. Сыграйте в карты, шашки или лото. Научите детей играть в шахматы.

22. Займитесь все вместе садом или огородом или просто что-то полейте из лейки или из шланга.

23. Испеките вместе домашнее печенье или .

24. Сходите в зоопарк.

25. Посетите библиотеку.

26. Отправьтесь на благотворительную ярмарку.

27. Создайте вместе блог для вашей семьи, вы наверняка найдёте ценные советы.

29. Сделайте свой собственный фильм с помощью видеокамеры и компьютерной программы.

30. Научитесь играть на музыкальном инструменте.

32. Сделайте сами пластилин или солёное тесто и налепите всякой всячины.

33. Сделайте домашнюю пиццу.

35. Разрисуйте футболки.

36. Натяните гамак, сделайте лимонад из лимона, воды и сахара и просто отдохните.

37. Сходите в бассейн, на озеро или на речку — пообщайтесь с .

38. Пойдите в общественное место, разглядывайте прохожих и придумывайте про них истории.

39. Навестите родственников.

40. Напишите друзьям и родственникам письма или сделайте им своими руками.

41. Перекрасьте или украсьте детскую.

42. Сделайте молочный коктейль или .

43. Сыграйте в салочки.

44. Сыграйте в игру с записками («12 записок» или любую другую). Или устройте домашнюю почту!

45. Новая жизнь старых вещей: перешейте или украсьте старые джинсы. Протёртые коленки можно замаскировать вот такими забавными монстриками. 🙂

46. Проведите научный эксперимент, а если не знаете какой — поищите в .

47. Если вы поклонники планшетов, поиграйте в игры: пригодятся или .

49. Научитесь показывать фокусы.

50. Оформите семейный альбом с фотографиями и историями.

51. Запустите воздушного змея или сделайте .

53. Пожарьте шашлык или испеките картошку.

54. Станьте волонтёрами, отнесите ненужные вещи в благотворительный фонд.

55. Займитесь рукоделием вместе с детьми. Мальчишки тоже любят шить, вышивать и вязать.

56. Поучаствуйте в каком-нибудь .

57. Сделайте полосу препятствий и преодолейте её.

58. Поставьте палатку и останьтесь ночевать на улице.

59. Пожарьте на костре маршмеллоу или просто хлебушек.

60. Включите громко музыку и от души станцуйте. Кто стесняется — пусть просто топает под барабаны.

61. Поставьте семейный спектакль.

62. Разрисуйте лица друг другу: можно стать , а можно с помощью сделать что-то невообразимое.

63. Устройте бой воздушными шарами с водой. Или просто надуйте воздушные шарики и запустите их в небо.

65. Поищите насекомых в своем саду или дворе.

66. Погуляйте по окрестностям, найдите новые места.

67. Отправьтесь на пробежку.

68. Сделайте фотографии природы.

69. Устройте домашнюю викторину, придумайте вопросы друг для друга и ответьте на них.

70. Порисуйте цветными

Представь себе ситуацию: у тебя появилось свободное время, ты хочешь провести его с друзьями, а может без шумных компаний. Но есть один нюанс, ты не располагаешь большой суммой денег. Закономерно возникает вопрос: ?

Мы подготовили подборку и без лишних слов спешим тебе всё рассказать.

Музеи

Начнем, наверное, с музеев. Бесплатные музеи, как оказалось, все-таки существуют. Отметим только некоторые, где ты можешь почерпнуть для себя что-то новое.

Музей Московского метрополитена

Что интересного ты там найдешь? Не только узнаешь разные факты об истории метрополитена, но и посмотришь на виды кабин машиниста, пультов и всяких технических примочек.

Сразу надо сказать, что бесплатно только одиночное посещение, то есть посещение не в рамках экскурсии.

Когда: вт-пт — 9.00-16.30; сб — 10.00-16.30. Не забудь про санитарные дни: последний вторник каждого месяца.
Где: южный вестибюль м.Спортивная, 2 и 3 этажи.

Если хочешь прочувствовать атмосферу советского времени, можно заглянуть в Музей индустриальной культуры, там вход бесплатный всегда.

Но это еще не всё . Каждое третье воскресенье месяца бесплатными для посетителей являются следующие музеи:

  • Дарвиновский музей,
  • Государственный биологический музей им. К.А.Тимирязева,
  • Музей-панорама «Бородинская битва»,
  • музей «Английское подворье»,
  • Музей русской гармоники А. Мирека,
  • Государственный музей обороны Москвы,
  • Музей Героев Советского Союза и России,
  • Мемориальный музей космонавтики,
  • Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России,
  • Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»,
  • краеведческий музей «Дом на набережной»,
  • музеи В.С. Высоцкого, А.С. Пушкина, В.В. Маяковского, Н.В. Гоголя, М.Цветаевой, К. Г. Паустовского, С.А. Есенина, А.Н. Скрябина, М.А. Булгакова, А.И. Солженицына,
  • музей–гуманитарный центр «Преодоление» им. Н.А. Островского,
  • музей «Садовое кольцо»,
  • Музей народной графики,
  • ЦВЗ «Манеж», «Новый манеж»,
  • Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»,
  • Музей наивного искусства,
  • Московский музей современного искусства,
  • Московский дом фотографии.

Нижеперечисленные музеи можно посетить бесплатно в другие дни:

  • Государственный исторический музей — последнее воскресенье каждого месяца,
  • Минералогический музей — по средам.

Друзья, бесплатные для посещения дни могут меняться, уточняйте информацию на официальных сайтах музеев.

Парки

Мы подготовили для вас целый список , которые всегда бесплатны. К тому же практически каждые выходные в самых популярных парках, таких как парк Горького, Музеон, Сокольники, Измайловский и другие, проходят разнообразные мероприятия и фестивали.

Концерты классической музыки

Для благодарных слушателей открыты двери Московской консерватории Малого и Рахманиновского залов, а также «Российской академии музыки им. Гнесиных». К сожалению, ценителей этого направления в наше время встретишь не часто, зато любому человеку, на наш взгляд, приобщение к классической музыке пойдет только на пользу.

Посмотреть актуальное расписание ты можешь на официальном сайте консерватории и академии .

Также бесплатные концерты проходят в домах-музеях Ф.И.Шаляпина, М.И.Цветаевой, А.П. Чехова, М.А.Булгакова.

«Символы Москвы»

Друзья, раз уж мы говорим, куда можно пойти в Москве бесплатно, мы не можем не сказать про «символы» Москвы:

— Мавзолей (вход открыт вт, ср, чт, сб с 10.00 до 13.00),

— храмы и монастыри Москвы: Новодевичий, храм Христа Спасителя, Донской и др.

— усадьбы «Царицыно», «Коломенское», «Лефортово», «Люблино», «Измайлово», музей керамики и усадьба «Кусково», усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки» (бесплатный вход каждое третье воскресенье).

В нашем инстаграме мы публикуем бесплатные события ближайших выходных , подпишись и будь в курсе → @idem_gulyat

Чтобы не потерять список бесплатных для посещения музеев, поделись статьей в соцсетях 😉

Марк Твен

Лето прекрасное время года. Долгожданный отдых - это заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы. Семейный отдых – это максимально возможное количество времени, которое вы можете уделить своему ребенку. Для ребенка – это долгожданное событие, которое он тоже ждал весь год.

Летнее время – самое благоприятное для укрепления здоровья детей. Они особенно подвижны и жизнерадостны. Весь день они проводят на воздухе. Красота природы, тепло, чистый воздух, разнообразная пища – всё это оказывает благотворное влияние на детский организм. Купание, езда на велосипедах, игры с мячом, прыгалками занимают весь день, что приносит большую пользу здоровью ребёнка. Развивается вестибулярный аппарат, укрепляются мышцы. Развивается сила, равновесие, ловкость, выносливость, смелость. Создаётся бодрое, жизнерадостное настроение.

А чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:

· Если вы решили заниматься со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.

· Следует помнить, что выезжая за город, или путешествую по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления.

· Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.

· Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.

· Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.

· Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация досуга детей в летний период»

«Мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок – радость общения, дружбу – мы дарим нехотя и растрачиваем себя на тех, кому мы совершенно безразличны. Однако, в конце концов мы получаем по заслугам. Приходит время, когда нам больше всего на свете нужно общество детей, их внимание, и нам достаются те жалкие крохи, которые прежде приходились на их долю».

Марк Твен

Лето прекрасное время года. Долгожданный отдых - это заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы. Семейный отдых – это максимально возможное количество времени, которое вы можете уделить своему ребенку. Для ребенка – это долгожданное событие, которое он тоже ждал весь год.

Летнее время – самое благоприятное для укрепления здоровья детей. Они особенно подвижны и жизнерадостны. Весь день они проводят на воздухе. Красота природы, тепло, чистый воздух, разнообразная пища – всё это оказывает благотворное влияние на детский организм. Купание, езда на велосипедах, игры с мячом, прыгалками занимают весь день, что приносит большую пользу здоровью ребёнка. Развивается вестибулярный аппарат, укрепляются мышцы. Развивается сила, равновесие, ловкость, выносливость, смелость. Создаётся бодрое, жизнерадостное настроение.

А чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:

· Если вы решили заниматься со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.

· Следует помнить, что выезжая за город, или путешествую по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления.

· Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера , проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.

· Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.

· Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.

· Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.

Игры с мячом.

«Назови животное»

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Съедобное – несъедобное»

Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

«Проскачи с мячом» (игра-эстафета)

Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.

«Вышибалы»

Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.

«Догони мяч»

Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

Это совсем небольшой перечень игр с мячом, которые вы можете провести с детьми на отдыхе. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение.

Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование. «Кто больше соберет шишек». Проведите игру «Самый ловкий». Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.

Познакомьте детей с русскими народными играми: «Горелки», «Чехарда». Вспомните игры, в которые играли сами в детстве: «Садовник», «Краски», «Бабушка, нитки запутались», «Жмурки». Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.

Можно поиграть и в такие игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания.

Например, игра «Наоборот». Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Светло», поймавший должен сказать слово наоборот, т.е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает: «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий-узкий, горячий-холодный и т.д.). Можно произносить разные части речи: и существительные, и глаголы, и прилагательные. Игрок, не ответивший или замешкавшийся более, чем на 10 секунд, выходит из игры. Игра «Успей занять своё место». Дети образуют круг, а водящий рассчитывает их по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Ведущий громко называет два каких-нибудь номера. Названные номера должны поменяться местами. Задача водящего - опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места, идёт на место водящего. Номера, которые были присвоены игрокам в начале игры, не должны меняться, даже когда тот или иной из них становится временно водящим.

Рисование мелками.

Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры.

Надувание мыльных пузырей.

Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.

Игры с обручем и скакалкой.

Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю.

Самые популярные игры летом связаны с водой и в воде.

Но и с минимальным количеством воды можно организовать эстафету водоносов. Для этой игры потребуются две табуретки, на одной из которых ставиться емкость с водой, а на другой пустой аналогичный сосуд. Задача детей перенести воду из одного сосуда в другой посредством других предметов. Воду можно носить формочками, половниками, тарелками. Побеждает та команда, которая расплещет наименьшее количество воды. Усложнить игру, развивающую точность и координацию движений, можно посредством установления конкретного способа переноски воды: в одной руке, на плоском блюдце.

Игра с камешками.

Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.

Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала способствует развитию творческого замысла в игре. Некоторые игры появляются неожиданно, как отклик на яркие новые впечатления. Это помогает взрослым узнать своего ребёнка, даёт большие возможности для индивидуального подхода к детям, для выявления интересов, склонностей ребёнка. Используйте благоприятные летние дни!

Родители, зарабатывая деньги, не забывайте про своих детей! Дарите любовь и нежность своим чадам!

Материал подготовлен воспитателем группы «Любознайки» (ГБДОУ №9)

Старковской А.В.


Побеситься, выплеснуть накопившуюся энергию и поработать над координацией движений лучше всего можно во время прыжков на батуте. Дети от 3 лет могут заниматься самостоятельно, малышам от 1,5 до 3 лет необходимо сопровождение родителей.
Стоимость прыжков – от 200 руб./за 30 мин.
Лучшие батутные клубы и центры Москвы – в нашем обзоре .

Весело и спортивно провести время всей семьёй можно и в крытых веревочных «Панда парках» :
в и в . В последнем, кстати, есть крутой аттракцион Роллглайдер, который является симулятором ощущения свободного полета.
Стоимость посещения – от 550 руб./за маршрут (детский)

Сеть «Европейских гимнастических центров» – в , Куркино, и на – проходят занятия в формате recreational gymnastics. На занятиях дети выполняют упражнения на гимнастических снарядах, интересные акробатические элементы, растяжку, прыгают на батуте, преодолевают полосы препятствий, лазают по канату, занимаются с мячами, обручами, скакалками и в поролоновой яме с цветными кубиками. Кроме того, гимнастикой могут заниматься дети с особенностями развития .
Стоимость – от 1 400 руб./занятие, пробный урок бесплатно, абонементы – дешевле

Заняться скалолазанием можно на московских скалодромах: , Детская школа скалолазания «О’СКАЛ» на , . Например, на дети могут залезть на фасад современного жилого дома или средневекового замка, или даже забраться по отвесной шее жирафа.

Активно провести время можно и в семейных парках приключений . В 2500 квадратных метров развлечений: лабиринты, батуты со скалодромом, площадки для футбола и баскетбола, тюбинг, на котором можно кататься в любую погоду, прыжковая подушка и две тарзанки, лазерный лабиринт.
Билеты – от 300 руб./час

Для тех, кто хочет летать, в Москве есть аттракционы – аэротрубы , рекомендуем . В полёт берут детей от 4 лет.
Стоимость – от 250 руб./1 мин, от 1 500 руб./2 мин.

А на ВДНХ можно провести время в – первом в России проекте VR-симуляторов, смешанной реальности и игр в VR-очках. Здесь множество интерактивных аттракционов с использованием передовых цифровых технологий.
Билеты – от 900 руб.

Мария Серебрина
Консультация для воспитателей «Организация детского досуга в летний период».

Уважаемые педагоги! Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей . С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы.

Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Нам педагогам важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом , чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.

Предлагаю Вам формы работы, которые могут соответствовать этим условиям.

Игровые часы.

Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными) . Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как «Бояре» , «Цепи» и т. д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг .

При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги могут распределить игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку для игрового часа.

Музыкальные часы.

Это время самой разнообразной деятельности : дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры.

Выставки.

Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка должна проводиться в несколько этапов.

На первом этапе выбирается её тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке «Природа и фантазия» будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке «Вот оно какое лето к нам пришло!» - рисунки.

Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие.

Оформление выставки.

Организация посещений . Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают «экскурсию» , которую проводит один из педагогов (можно взять в помощники старшего дошкольника) . Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.

Игры-путешествия.

Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву) . На маршруте необходимо организовать остановки , где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги должны разделить между собой функции : часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания .

Творческие площадки.

При организации творческих площадок на ограниченной территории (например, на участке, в случае плохой погоды - в зале) создаётся несколько «мастерских» , в каждой их которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности : в одном месте лепят, в другом рисуют и т. д.

Мастерская представляет собой пространство, организованное так , чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья.) Там же находятся необходимые материалы. По возможности мастерскую лучше украсить (повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки.) . Дети могут принять участие в любой заинтересовавшей их мастерской. Кто-то сможет попробовать себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничиться только одним.

В организацию творческих площадок можно внести творческий элемент. К примеру, организуется площадка «Цветик-семицветик» . Каждому ребёнку вручается кружок (серединка цветка, на котором написано его имя. Общее количество мастерских равняется семи, каждый ведущий имеет лепестки одного цвета. За участие в мастерской ребёнок получит лепесток, который прикрепит к своей «серединке» . Задача детей - собрать как можно больше лепестков.

Летние праздники .

Настоящий клад для организатора летнего досуга детей - народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Например, богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело чёткое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в дошкольном учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.

Детские спортивные состязания относятся к разряду подвижных соревнований. Они значительно различаются в зависимости от возраста ребенка. Ведь для таких забав очень важна ловкость, которая, собственно, и развивается в процессе подобных соревнований. Ловкость определяется способностью овладевать новыми двигательными реакциями и быстро перестраивать свои движения при необходимости в зависимости от меняющейся обстановки. Ловкость, столь необходимая в спортивных соревнованиях, развивается достаточно медленно. Говорить о спортивных соревнованиях для детей младшего возраста нет смысла, для их спортивного развития на первых порах достаточно применять простые забавы, детские качели и велосипеды .

Детские спортивные соревнования развивают ловкость, умение координировать движения, действие в ограниченном времени и пространстве (детской площадки ) . Командные соревнования развивают здоровый дух соперничества, а на координацию движений и вестибулярный аппарат благотворно влияют подвесные качели.

Игры с мячом. Несмотря на простоту, игры с мячом очень полезны для детей, так как развивают практически все виды мышц. И не важно, кидает малыш мячик или ловит, он тренирует координацию движений и зрение. Можно придумать самые разнообразные игры для летних мальчиков с мячом , который можно как покидать, так и попинать ногой.

Особое место среди детских спортивных игр занимают занятия с мячом. Например, такое увлекательное соревнование, как «Детский волейбол » . Размечается площадка. Посередине натягивается веревка на высоте двух метров. Поделившиеся на две команды дети (количество не важно, лишь бы равное, становятся по разные стороны от веревки. Два первых участника выходят на линию старта, отмеченную в двух метрах от веревки. Они берут по мячу и одновременно бросают свой мяч через веревку. Задачей остальных участников команды является ловля мяча с тем, чтобы не дать ему упасть на пол. Далее подачу осуществляют вторые соревнующиеся и так далее. Выигрыш остается за той командой, на чью площадку реже падал мяч соперников. В процессе соревнования развиваются ловкость, меткость, быстрота реакции.

Еще одной, не менее любимой детьми игрой в мяч, являются «Вышибалы» . Здесь участники одной из команд становятся на противоположные линии очерченной площадки. А участники другой команды перемещаются в поле между этими линиями, увертываясь от мяча, брошенного соперниками с намерением попасть в соревнующиеся команды, находящейся в поле. При попадании мяча в цель, ребенок, в которого попали, покидает площадку. Но если участник в площадке поймает мяч, то он имеет право вернуть выбывшего неудачника или засчитать это очко на будущее. После того, как все участники команды в поле будут выбиты, команды меняются местами. В этой спортивной баталии также тренируются быстрота, ловкость, меткость и согласованность движений.

«Боулинг» . Всеми детьми любима забава, являющаяся детским вариантом боулинга . Для проведения этого соревнования нужны кегли и мяч. Удар по выставленным в ряд кеглям в количестве десяти осуществляется с расстояния в десять метров. У каждого участника имеется право на пять попыток. За каждую сбитую кеглю участнику записывается очко. Побеждает тот, кто сбил наибольшее количество. Здесь развивается меткость и согласованность движений, умение сообщить мячу необходимое ускорение.

И никак нельзя оставить без внимания такую детскую спортивное соревнование как «Пионербол» . Для соревнования пионербол используют волейбольную площадку. Забава командная. В состав каждой команды входит 7-9 ребят, располагающихся по обе стороны от сетки в три ряда. У тех участников, которые стоят во втором ряду, находится по мячу. По свистку судьи начинается игра, и мяч отправляется через сетку на площадку другой команды. Мячи, перелетающие сетку, ловят или подбирают и, как можно быстрее, отправляют через сетку на противоположную сторону. Если в какой-то момент на одной стороне площадки оказывается два мяча, соревнование останавливается и команда, на стороне которой нет ни одного мяча, получает очко. Очко можно заработать и в том случае, если противник проведет мяч под сеткой или отправит мяч за границы площадки.

Продолжительность спортивной баталии может быть или до 15 очков, или же по пять минут на каждый из двух периодов . Третий период проводят в случае равного счета в двух первых. Если мяч задевает сетку или попадет в нее при подаче, то подача повторяется, а очки не присуждаются никому. При выигрыше очка ряды участников на площадке меняются. В этой игре, помимо ловкости и быстроты реакции, воспитывается командный дух , слаженность взаимодействий между соревнующимися командами.

Также актуальны в летнее время народные подвижные игры с разными предметами (с мячом - «Свечки» (русская народная игра, «Повелитель лунки» (кабардинская народная игра, «В узелок» (татарская народная игра) и т. д.); игры с прыжками, на удержание равновесия, меткость и силовые игры («Отгадай» (игра народов Дагестана, «Бой петухов» (марийская народная игра, «Хромая лиса» (татарская народная игра, игры с бегом («Змейка» (русская народная игра, «Липкие пеньки» (башкирская народная игра, «Вестовые» (якутская народная игра, «Колышки» (марийская народная игра) и т. д.).

На природе одной из самый простых, доступных и занимательных игр для детей является бадминтон. Очень увлекательна игра с пластмассовой тарелочкой (фрисби) . В неё может играть любое количество человек. Например, десять игроков встают по кругу на расстоянии 4 шагов друг от друга. Дети перебрасывают тарелку друг другу в любом направлении, но не стоящему рядом.

При помощи пластмассовой тарелки также можно поиграть и в игру «Снайпер» : на расстоянии 8 метров от стартовой линии на землю кладут разные предметы - кубик, кеглю, коробочку и др. Дети стараются сбить их тарелкой. Каждый игрок по очереди подходит к стартовой линии и бросает 3 раза тарелку, стараясь попасть в цель. Побеждает самый меткий участник игры, выбивший три предмета за три попытки.

Можно поиграть и в такие игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания. Например, игра «Наоборот» . Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит : «Светло» , поймавший должен сказать слово наоборот, т. е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает : «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий-узкий, горячий-холодный и т. д.) . Можно произносить разные части речи : и существительные, и глаголы, и прилагательные. Игрок, не ответивший или замешкавшийся более, чем на 10 секунд, выходит из игры.

Игра «Успей занять своё место» . Дети образуют круг, а водящий рассчитывает их по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Ведущий громко называет два каких-нибудь номера. Названные номера должны поменяться местами. Задача водящего - опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места, идёт на место водящего. Номера, которые были присвоены игрокам в начале игры, не должны меняться, даже когда тот или иной из них становится временно водящим.

Рисование мелками. Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры.

Игры с обручем и скакалкой. Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю.

Надувание мыльных пузырей. Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.

Самые популярные игры летом в детском саду связаны с водой и в воде.

Но и с минимальным количеством воды можно организовать эстафету водоносов . Для этой игры потребуются две табуретки, на одной из которых ставиться емкость с водой, а на другой пустой аналогичный сосуд. Задача детей перенести воду из одного сосуда в другой посредством других предметов. Воду можно носить формочками, половниками, тарелками. Побеждает та команда, которая расплещет наименьшее количество воды. Усложнить игру, развивающую точность и координацию движений, можно посредством установления конкретного способа переноски воды : в одной руке, на плоском блюдце.

Игра с камешками. Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.

Подвижная игра с дидактической направленностью. Подвижная игра с дидактической направленностью, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. В подвижной игре с дидактической направленностью гармонично сочетаются два начала : учебно-познавательное и игровое двигательное. В подвижной игре с дидактической направленностью дети учатся объединять движение и полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

Уважаемые педагоги! На самом деле вариантов летних игр с детьми очень много, просто подключите свою фантазию, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей. Такой отдых летом укрепит иммунитет и позволит набраться сил.