Дидактические игры и упражнения на лексическую тему: "Одежда. Обувь. Головные уборы". Конспект занятия «Одежда» для детей раннего возраста

Желевская Оксана Николаевна

Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.

Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.

Задачи:
- проверить знания, умения и навыки детей по теме;
- учить применять их в практической деятельности – игре;
- воспитывать интерес к речевым играм.

Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви

Картинки двух шкафов:
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.

Ход игры:
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.


- Это длинное платье мамино.
- Это синее платье Танино.
- Эта розовая блузка Танина.
- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта пышная юбка Танина.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани …
платьице .
- У мамы туфли, а у Тани …
туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани …
брючки.
- У мамы куртка, а у Тани …
курточка .

Игра «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый сообщает:
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка
(какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти
(какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи
(какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины
(какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа
(какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета
(какие?) – вельветовые.

Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
- У мамы одно платье, а у Тани
много платьев .
- У мамы одна юбка, а у Тани
много юбок...

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два пальто, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.

Например, Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки – …
грязные ботинки;
Новые сапоги – …
старые сапоги;
Широкая юбка – …
узкая юбка;
Длинное пальто – …
короткое пальто;
Белый пиджак – …
черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.


Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….

Игра «Мой, моя, моё»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой
(что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя
(что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои
(что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё
(что?) – платье, пальто…

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.


Желаю успеха!

Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Используется как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях.

Состоит из нескольких съёмных дидактических игр, содержащих большой объём наглядного материала, позволяющих комплексно реализовать тему «Одежда, обувь, головные уборы».

Алгоритм изготовления пособия:

Материал: фанера 80см. на 55см. (для задней стенки шкафчика); панели МДФ 40см. на 55см. – 2 шт. (для дверок); 4 петли; 2 мебельные ручки; 4 рейки толщиной 2 см. (6см. на 80 см. – 2 шт.; 6см. на 55 см. – 2 шт.); 24 шурупа; 12 пластиковых кармашков (10см. на 15см., толщиной 1 см); 6 пластинок 3-х разных размеров (для Кругов Луллия); 4 коробки (из-под конфет); самоклеющаяся пленка, текстильная застежка («липучка») 20 см.
Последовательность изготовления: По периметру фанеры шурупами прикручиваем рейку. К вертикальным брускам с обеих сторон прикручиваем по 2 петли. С другой стороны петель прикрепляем дверцы из МДФ. К дверцам прикручиваем мебельные ручки. Оклеиваем получившуюся конструкцию самоклеющейся пленкой. На заднюю стенку приклеиваем 12 пластиковых карманов. На дверцы с внутренней стороны прикрепляем «липучку». Оклеиваем 4 коробки самоклеющейся пленкой. Сзади на коробки прикрепляем «липучку». Затем коробки прикрепляем за «липучку» на дверцы. Отдельно изготавливаем 2 Круга Луллия. Накладываем друг на друга 3 пластинки разного диаметра, оклеенные самоклеющейся пленкой, соединяем их между собой и прикрепляем стрелку. Приклеиваем на них «липучку». Затем готовые Круги Луллия прикрепляем за «липучку» на дверцы. Распечатываем и ламинируем разнообразные картинки одежды, обуви и головных уборов.

Задачи, которые помогает решить данное пособие.

Данное пособие решено было сделать для того, чтобы объединить в одном пособии игры для развития словаря, грамматического строя речи, связной речи и ВПФ по одной лексической теме: «Одежда, обувь, головные уборы».

Дидактические игры с использованием пособия:

«Классификация» — дидактическая игра, которая помогает активизировать словарь по теме, развивает логическое мышление дошкольников.

Классификации в пособии различны:одежда – обувь – головные уборы; классификации одежды по видам: летняя – зимняя – демисезонная; мужская – женская – детская; праздничная – спортивная – домашняя.

Задание детям, например: Разложи: на верхнюю полку мужскую одежду; на среднюю – женскую одежду; на нижнюю полку – детскую одежду.

Игра по технологии ТРИЗ «Путешествие по временам года»

Игра учит детей аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблице, развивает творческое воображение и фантазию.

Ход игры:

На волшебную дорожку, морфологическую таблицу, поселились времена года. Назовите их. По таблице будут путешествовать предметы одежды (назовите одежду, которую вы знаете), обуви (назовите обувь, которую вы знаете) и головные уборы (перечислите головные уборы).

Сегодня мы отправим путешествовать шубу, сарафан и резиновые сапоги.

Весна.

Где в это время года шуба? (висит в шкафу)
Где весной находится сарафан? (в шкафу)
Что происходит с резиновыми сапогами? (люди обувают их и ходят по лужам, чтобы не промокнуть)

Лето.

Шуба висит в шкафу.
Сарафан люди одевают.

Осень.

Шуба висит в шкафу.
Сарафан лежит в шкафу.
Резиновые сапоги люди обувают, чтобы не промокнуть.

Зима.

Шубу начинают носить, чтобы не замерзнуть в мороз.
Сарафан лежит в шкафу.
Резиновые сапоги стоят в шкафу.

По окончании путешествия предметов педагог предлагает перепутать времена года. Дети анализируют происходящее. Приходят к выводу: всему свое время.

Педагог просит детей придумать историю или сказку, о том, когда такое может произойти. (Например, когда сарафан одевают осенью).

«4 лишний»

Перед детьми раскладывают по 4 картинки, с изображением одежды (обуви или головных уборов). Предлагают ребенку назвать, какой предмет лишний и объяснить почему (одежда – обувь – головные уборы; по видам одежды).

«Найди отличия»

Ребенку предлагается карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия, называя их так: Например: на этой шапке есть помпон, а на этой – нет помпона.

Домино «Одежда»
(эта игра находится в съемной коробке)

Домино «Одежда» представляет собой карточки, как в обычном домино, на которых изображены предметы одежды.

Предлагается несколько вариантов игры:
1. Какого цвета
Перед ребенком раскладывается домино лицевой стороной вверх. Нужно назвать цвет каждого предмета одежды. Затем тоже самое, но по памяти.
2. Посчитай
Перед ребенком раскладывается домино лицевой стороной вверх. Посчитать сколько рубашек, шапок, шарфов и так далее.

Игра «Домино»

Каждый раз, когда ребенок кладет домино, говорит: «Кладу шапку к шапке» и так далее.

«Составь рассказ»
(эта игра находится в съемной коробке)

Цель: учить детей составлять рассказ – описание одежды, обуви и головных уборов, используя план – схему; развивать умения выделять существенные признаки и основные части (детали) одежды; формировать обобщенные представления о правилах построения рассказа-описания какого-либо предмета. План составления рассказа: — что это? – какая одежда по цвету? – из какого материала она изготовлена? – какая она на ощупь? — для какого времени года предназначена? – какие у нее части? – для кого предназначена? — что с ней можно делать?

2 Круга Луллия. «Объект и его части», «Объект – материал – количество».
Данные игры обогащают словарь детей названиями частей предметов, помогают отработать употребление относительных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными.

«Объект и его части»

Содержание игры:
На большом круге – карточки с изображением предметов одежды, у которых отсутствует какая-либо часть.
На среднем круге – карточки с изображением частей одежды.
На маленьком круге – карточки с изображением материалов.
Задание: раскрутить круги, выделить сектор, в котором находиться объект и принадлежащая ему часть, назвать, что это такое, найти материал, из которого изготовлена одежда.
Например: Это кожаная куртка без рукава. Это рукав куртки.

«Объект – материал – количество».

Содержание игры:
На большом круге – карточки с изображением предметов одежды.
На среднем круге – карточки с цифрами от 1 до 6.
Дети составляют сочетания: три куртки, два платья, пять рубашек…
Задание усложняется введением малого круга с изображением материала.
Дети образуют словосочетания количественного числительного, относительного прилагательного и существительного в родительном падеже.
Например: три шерстяных кофты, две меховые шубы, пять ситцевых рубашек…

Игра по технологии ТРИЗ «Лото Одежда» (имя – признака)
(эта игра находится в съемной коробке)

Данная игра позволяет научить детей давать характеристику объектам по определенному признаку, активизировать номинативный и атрибутивный словарь, упражнять в составлении сложноподчиненных предложений и предложений с однородными членами.

Ход игры:

а) взрослый раздает детям карточки с обозначением имени признака (цвет, материал, части, рельеф). Затем поочередно раздает объекты, спрашивая детей:
Н-р кому красную юбку? (ребенку с признаком «цвет»). Почему? (потому, что красный – это признак цвета). Кому куртка с капюшоном? (ребенку с признаком «части»). Почему? (потому, что капюшон – это часть куртки).
б) когда все карточки заполнены, дети составляют предложения:
Например: По материалу объекты бывают резиновые, как сапоги, кожаные, как куртка, меховые, как шуба… и т.п.

С данным пособием дети могут играть как в присутствии педагога, так и самостоятельно.

Познание в игре позволяет детям прочнее и быстрее усвоить изучаемый материал лексической темы.

Расширить знания детей об одежде, её функциях

Обогатить словарный запас детей по теме

Учить классифицировать одежду по заданному признаку (мужская - женская, летняя - зимняя)

Развивиать мышление, внимание, память, мелкую моторику

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Одежда»

Цели:

Расширить знания детей об одежде.
Обогатить словарь детей по теме.
Учить детей классифицировать одежду по заданному признаку (зимняя или летняя, женская или мужская).
Закрепить понятия о цвете, величине, форме, количестве.
Развивать мышление, внимание, мелкую моторику.

Оборудование:

Вырезанные картинки с изображением различной одежды. (для удобства и прочности у нас они заламинированы скотчем) , коробка с прищепками, изображения мальчика и девочки, картонные полоски разных цветов (синий, желтый, розовый, красный, зеленый) .
Ход игры:

1 вариант «Назови одежду и ее детали»

Воспитатель предлагает выбрать по одному элементу одежды из коробки и назвать детали (воротник, карман, капюшон, пуговицы и т.п.)

2 вариант «Одежда для мальчика и девочки»

Мама выстирала одежду сыну и дочери и попросила их аккуратно повесить свою одежду сушиться с помощью прищепок. Покажите сына, дочь. Одежду девочки нужно повесить на розовые полоски, одежду мальчика – на синие. Помогите детям правильно развесить одежду.

3 вариант «Сезонная одежда»

Давайте с помощью прищепок закрепим на цветные полоски одежду, которую можно носить летом (зимой, весной, осенью).

На синюю полоску прикрепите зимнюю одежду, на красную – летнюю, на желтую – осеннюю, а на зелёную – весеннюю. На каждую полоску от одного до трех элементов одежды. Сколько получилось на твоей полоске одежды? Для кого эта одежда – для мальчика или девочки? Какого цвета?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников

Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с.)

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым...

Цель игры:Создать условия для контактов с детьми и друг с другом, наладить эмоциональные связи, формирование понятий большой – маленький, различие геометрических фигур,развитие слуха, вкусовых каче...


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной одежды, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры: Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет одежду, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра: лото «Обувь и головные уборы».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии обуви и головных уборах, умение различать и находить нужную обувь и головной убор.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной обуви и головных уборах, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры : Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет головной убор или обувь, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.