Что такое духи? История создания и особенности выбора. История духов

Сейчас ни одна косметичка не обходится без пары-тройки флакончиков парфюма. Но с чего же началась история таких привычных нам и даже незаменимых духов?

Ароматы всегда занимали особое место в жизни людей. Еще в Древнем мире - Китае, Персии, Индии, Египте - поняли, что запах обладает магическими свойствами и придавали ему сакральное значение. В древности благовония производили из амбры, мирры, шафрана и множества других загадочных растений. И вдыхали их, чтобы не стареть и не болеть.

Эту культуру переняла античная Греция и Рим. Там научились уже просто наслаждаться ароматами. Смолы, бальзамы и специи использовали уже просто для удовольствия. Мешочки с ароматами крепили к волосам и одежде, а тела натирали ароматическими маслами.

В средние века люди начали искать способ, как распространить аромат хотя бы на несколько метров вокруг себя. И это не было праздным желанием - средневековой европейской знати, которая годами не мылась, потому что верила, что вода несет смерть, парфюм был просто жизненно необходим. И такой способ нашли. Технология дистилляции спирта пришла к нам из арабских стран.

В XVI в. итальянцу Маурицио Франжипани пришло в голову растворить ароматическую эссенцию в спирте. Это стало настоящим прорывом в мире парфюмерии. Ведь теперь стало возможно сохранить в стеклянном флакончике абсолютно любой запах. Его сыновья создали первую парфюмерную фабрику, на которой спирт смешивался с разными эфирными маслами, рождая неповторимые ольфакторные композиции. Так на весь мир прославилась «вода из города Кельн» (еаr de Cologne), а по-простому - одеколон.

Еще один прорыв в парфюмерии произошел, когда модельер Поль Пуаре высказал мысль, что ароматы будут отлично дополнять линии одежды. Так кутюрье объединил парфюмерию и мир моды - сочетание, которое сейчас кажется нам совершенно естественным. На тот момент уже существовали натуральные, синтетические, амбровые и восточные запахи.

В начале XX начали использовать альдегиды, то есть научились создавать синтетическим путем. Это еще больше расширило спектр доступных запахов и композиций.

С тех пор технология изготовления парфюма никак не изменилась. Духи все еще делаются на спиртовой основе и лишь немногие марки экспериментируют с масляными или водными основами. Но как показывает практика, спирту в этом деле нет равных. Он не искажает запах, в отличие, например, от воды, и равномерно испаряется, позволяя духам раскрыться.

Поэтому дальнейшие изменения коснулись исключительно моды на те или иные запахи. В 30-х годах в моде были тяжелые с нотками табака запахи. В 50-е и 60-е годы стали популярны пряные восточные. 70-е стали эпохой тяжелых ароматов. В 1977 году Ив Сен-Лоран создал свой знаменитый Opium. Мода эта продолжилась и в 80-х. А в конце 80-х в лаборатории были созданы первые морские ароматы.

В 90-х годах парфюмеры научились сохранять запах живых, еще не сорванных цветов. Делалось это с помощью специальной вытяжки под герметичным стеклянным колпаком. Мода мгновенно отреагировала на это и на полках парфюмерных магазинов появились легкие, природные ароматы.

Сейчас в моде снова свежесть и ненавязчивость, а также монозапахи. Притом самые необычные: запах свеженапечатанной книги, мокрого асфальта, зимы и даже лака для ногтей. Парфюмеры отходят от классических канонов и с каждым годом удивляют новыми решениями и самыми неожиданными композициями.

Вдохновляющие, легкие, изящные или страстные - ароматы присутствуют в жизни человека с давних времен. Парфюмерия прочно обосновалась в современном мире, это особенное искусство. Создание ароматов доступно людям с чрезвычайным талантом. При этом история парфюмерии насыщена интересными фактами, что заставляет ценить любимые запахи.

Ароматы из древности

Точное место зарождения парфюмерного искусства неизвестно. Считается, что это Месопотамия или Аравия. Первый в мире профессиональный химик, человек по имени Тапутти, упоминается в клинописной табличке II века до н. э. Возможно, это была женщина. Итальянские археологи обнаружили в 2005 году огромный завод для производства духов на Кипре. Он был построен более 4 000 лет назад.

В древнеегипетских летописях упоминаются парфюмерные средства. В гробнице фараона Тутанхамона были обнаружены около 3 000 сосудов, которые содержали древние благовония. Даже спустя 300 веков, средства источали аромат. Поэтому в истории парфюмерии египтяне считаются одними из основателей этого искусства.

В Греции ароматические масла и благовония широко использовались как в религиозных, так и в бытовых целях. В городе Родос изготавливались емкости необычной формы. Мази и масла наносили на тело в целях гигиены и просто для удовольствия.

Значительный вклад в развитие парфюмерии внесла исламская культура. Главными нововведениями в истории были:

  • изобретение способа извлечения ароматов при помощи паровой дистилляции;
  • внедрение нового сырья: мускуса, амбры, жасмина, которые до сих пор являются основными ингредиентами в парфюмерии.

С распространением христианства значительно уменьшилось употребление духов на Ближнем Востоке. Но в мусульманских странах благовония продолжали использовать. В распоряжении парфюмеров был широкий выбор специй, трав, цветов, смол, ценных пород дерева. В истории парфюмерии зафиксировано, что арабы и персы веками торговали душистыми ингредиентами с Западом.

Ароматы Запада

С падением Римской империи и нашествием варваров западная культура ослабла. Это коснулось и парфюмерного искусства. Но уже к XII веку благодаря укреплению торговли и освоению дистилляции ситуация изменилась. Не последнюю роль в этом сыграл рост университетов в крупных городах и развитие алхимии. Средневековое общество, вопреки расхожему мнению, уделяло большое внимание гигиене. Люди принимали ароматные ванны и стирали белье с душистыми средствами.

Появился новый сосуд для хранения ароматических смесей − помандер. Это был шар из металла с отверстиями, через которые просачивался запах. В XIV веке в обиход вошли жидкие духи, состоящие из эфирных масел и спирта. Они стали называться «туалетная вода». По легенде пожилая королева Венгрии Елизавета, используя такую воду, помолодела и вылечилась от всех болезней.

Великие географические открытия сильно повлияли на историю индустрии ароматов. Марко Поло привозил из путешествий новые ингредиенты: перец, гвоздику и мускатный орех. В XV веке была открыта Америка, и лидерами торговли стали Испания и Португалия. Расширился состав туалетной воды, смешивались , мускус, амбра, .

Тайны венецианских парфюмеров добрались до Франции, которая быстро стала европейским косметическим центром. Выращивание цветов для эфирных масел выросло до промышленных масштабов. В основном в Грассе, который и по сей день считается столицей парфюмерии.

История развития

В Эпоху просвещения духи и масла использовались особенно активно. Например, дворец короля Людовика XV получил название «ароматный двор», так как ежедневно оттуда доносились разнообразные приятные запахи. Ароматические жидкости использовались для кожи, вееров, париков, перчаток и даже мебели.

После промышленной революции производство парфюмерии приобрело невиданный размах в Европе. В 1709 году Джованни Паоло Феминис создал «кельнскую воду» − . В составе присутствовали виноградный спирт и масла нероли, лаванды, лимона, бергамота, розмарина.

В XIX веке парфюмерные компании стали популярной идеей, а современная индустрия обязана этим , Франсуа Коти и Эрнесту Дальтрофу. В парфюмерии начали использоваться не только органические, но и синтетические вещества.

Развитие этой сферы в начале ХХ века привело к огромному . Появилось семейство , изменялась мода на типы запахов. Популярность насыщенных духов падала, а цветочные становились востребованы.

В 1921 году парфюмеры открывают свойства альдегидов. Цена на духи существенно снижается.

В 60-е годы женский парфюм стал более легким и приятным. Наступил расцвет мужских ароматов.

В 80-х снова стали актуальны тяжелые и пряные запахи, появилась мода на озон и морские ноты.

С приходом 90-х вернулась естественная цветочная палитра. Современные мастера продолжают эксперименты с композициями и флаконами. Парфюмерные новинки появляются практически ежедневно.

  • Наполеон Бонапарт использовал по два флакона «кельнской воды» в день. А императрица Жозефина любила духи настолько, что через полвека после ее смерти в королевском будуаре еще чувствовался аромат мускуса.
  • Советские духи «Красная Москва» − реплика парфюмерной композиции «Любимые духи императрицы», которую создал французский мастер Август Мишель в подарок Марии Федоровне Романовой.
  • Самые дорогие в истории мира духи − Clive Christian΄s Imperial Majesty. Они продаются во флаконе из горного хрусталя, инкрустированном золотом и бриллиантами. Стоимость − более 200 тысяч долларов.
  • Американский биолог Шереф Манси и австралийский парфюмер Люси МакРей разрабатывают новый вид духов: капсулы для приема внутрь. По утверждению авторов, тело человека вместе с потом будет выделять неповторимый аромат.

Парфюмерия имеет длинную и насыщенную событиями историю. С момента зарождения и до сегодняшнего дня был пройден долгий и трудный путь. Легенды, факты и разные люди складывают полную картину развития этой сферы. А современное разнообразие ароматов позволяет выбрать идеальный парфюм на любой вкус.






По своей сути первобытный человек от животного ушел недалеко. Инстинкты, которые им руководили, были просты и примитивны. Запахи в жизни древних, выполняя простейшие задачи, были подчинены главному - выжить. Обоняние помогало распознать на расстоянии того, кто пах иначе. Хорошо пахнешь - друг или половой партнер. Плохо - схватки не избежать.

За ближайшим кустом и выступом скалы таилась угроза. Зрение и слух в постоянном напряжении. Чуткий нос улавливал вожделенный аромат пищи, будь то мохнатый мамонт или ароматный плод. Пища - это жизнь.

Он овладел огнем. Пламя костра согревало и помогало готовить пищу, отпугивало диких животных и освещало пещеру. Яркие языки пламени были обворожительными и непонятными. Наш предок начал приносить жертвы огню.

С появлением религиозных представлений огонь был посредником между человеком и богами. Бросил человек в костер жертвы - плоды и травы. Посмотрел в костер. А там уже нет ничего. Чтобы богам угодить, стал в костер травы душистые подкладывать - пусть боги ароматы вдохнут.

Разнеслись в лесах запахи чудные. Прошло еще время, и в местах жертвоприношений появились постоянные огни. Пройдут века и они трансформируются в свечи и лампады. На смену лесным и полевым травам придут благовония мирра и ладан. Жаровня для воскурений превратится в кадила и курильницы. Много позже для каждого народа определился пантеон богов. Это произошло тогда, когда вера переплелась с правилами жизни и мудростью поведения, оценкой поступков и взглядами, устремленными в будущее. На Крите за много веков до нашей эры бытовал культ священных кипарисов, связанный с богиней Афродитой. В языческих верованиях славян, отголоски которых дошли до наших времен, бытовало поклонение многим ароматическим растениям. Самым древним свидетельством применения трав и растений является первая в мире фармакопея. Составил ее в государстве Шумер 3500 лет до н.э. выдающийся врачеватель Лю-лю. Этот уникальный труд дошел до нас в виде небольших глиняных табличек. А расшифровали их содержание лишь в 1956 г. Но получить из растения ту субстанцию, которая рождала запах, догадались лишь древние арабы. Они первыми обнаружили в растениях легкое ароматическое вещество, которое спустя века ученые окрестили эфирным маслом . Сколько растений - столько ароматов. Арабы первыми обратили внимание на душистую смолу хвойных деревьев.Любознательные египтяне подарили нам живицу, или терпентин.

А это не что иное, как незаменимые в хозяйстве скипидар и канифоль, камфора и многое другое. Но если мы радуемся наличию в нашей кладовке растворителя для лаков и красок, то египтяне были очарованы ароматами. Что до применения прекрасных запахов, у них сомнений не было: ароматы должны услаждать бренную жизнь, возбуждать воображение и радовать обоняние. А раз так, то запахи эти нужно было каким-то образом выделить. Причем как из цветов и трав, так и из смол и стволов деревьев.

Ну, а раз есть задача, нужно ее решать. Именно здесь начинается история создания ароматов . Необычайно высокий уровень древней египетской цивилизации, названной «цивилизацией пирамид», позволил блестяще справиться с проблемой.Открытие назвали дистилляцией. Чем пришлась по душе древним эта самая дистилляция, сказать трудно. Но занятие это стало буквально всенародным.

Тысячи глиняных горшков, загруженных листьями и стеблями, стружкой коры и древесины, нагревали на огне. Тысячи кусочков ткани, прикрывая горловины, впитывали ароматные пары. Тысячи рук то и дело отжимали драгоценную влагу и водружали влажные тряпицы на место. Процесс, что называется, кипел.

Настал момент, когда фараоны встали перед проблемой. Так велики были расходы благовоний, что спрос превышал возможности огромной армии ремесленников. Заготовители во главе многочисленных караванов скупали редкие травы даже в самых отдаленных областях Египта. Шаг за шагом были освоены пространства центральной и южной Африки. Когда и этого оказалось недостаточно, фараоны задействовали флот.

Уже за пятнадцать веков до нашей эры египтяне освоили прибрежные районы африканского континента. Значительная часть эфирных масел импортировалась из страны Пунта (Сомали). Во время правления фараона Хатшепсута, например, который находился у власти с 1520 по 1505 г. до н.э., такие экспедиции стали ежегодными. Вот так, если говорить вкратце, выглядела история получения первых благовоний в Египте.

Но здесь следует оговориться. Обработка сырья огромной массой ремесленников была лишь первым этапом в получении ароматов. То, что они производили, было лишь полуфабрикатом. Пользоваться им могли разве что бедняки да простолюдины. Истинно благородные масла рождались в мастерских профессионалов.

Подчас в одном пузырьке, дополняя и обогащая нюансами друг друга, уживались до полусотни ароматов. Как и благодаря каким превращениям достигались неповторимые волшебные композиции, осталось тайной. За ее разглашение наказание было одно - предатель осуждался на смерть, - как правило, от яда. Можно искренне сожалеть, но опыт древних был со временем утрачен. Много времени потребовалось, прежде чем основательно забытую дистилляцию изобрели повторно.

Медики и фармацевты, ученые и алхимики разных направлений, изучая состав растительных и животных продуктов посредством их дистилляции, создали ряд направлений своей лабораторной деятельности. Одно из них - ароматерапия . Каким должен быть запах? Вы, наверное, ответите: - Приятным. Японские ученые к этому могут добавить: - Очень полезным. После серии наших экспериментов среди программистов результаты оказались неожиданными. Ароматы снижали количество ошибок!

Просто чудеса! - всплеснули руками ученые, - запах лаванды - на 20%, жасмина - на 33%. А «рекордсменом» стал запах лимона. Количество ошибок уменьшилось на 54%. В Древнем Египте дома были буквально пропитаны запахом лотоса. Красавицы Древней Греции и Древнего Рима, умываясь, клали в воду лепестки розы.

Этот аромат долгие века был самым популярным в Европе. - Щепотка сандалового дерева дороже телеги дров, - говорили в Древней Индии. Король Луи XIV ввел должность прислуги, в обязанность которой входило круглосуточное поддержание приятных запахов в помещении. Необычную любовь к ароматам имел Наполеон.

Выливая на себя в день до двух флаконов одеколона, он оставался верен этой привычке и в дни сражений. Богатое воображение человека, его наблюдательность связали запах и внешний облик растений с человеческими чертами характера: болтливость - колокольчик; гордость - тюльпан; надежность - дуб; навязчивость - лопух с плодами-колючками или репей; застенчивость - пион; терпеливость - подорожник; трусость, любому понятно, ~ осина. Даже поговорку сложили: «Дрожит, как осиновый лист».

Суббота, 23 Ноября 2013 г. 10:02 + в цитатник

В хмурое время поздней осени хочется вспомнить яркие краски и ароматы весны и лета.
Можно посмотреть летние фото. А еще можно насладиться душистыми ароматами, а заодно вспомнить разные интересные истории…

И только аромат цветущих роз -

Летучий пленник, запертый в стекле, -

Напоминает в стужу и мороз

О том, что лето было на земле.
В. Шекспир

Из истории духов и ароматов
Духи — это ароматизирующие спиртовые растворы смесей душистых веществ. Парфюмерией пользовались издавна — еще в Библии и в свитках Древнего Египта есть упоминания об использовании ароматических масел.
При вскрытии гробницы Тутанхамона нашли 3000 сосудов с благовониями, которые спустя 300 веков источали аромат!
А слово «парфюм » происходит от лат. per fumum — «через запах, через дым»), ведь древняя « парфюмерия » началась с поджигания смолистых выделений ладана .

Со временем растения, богатые ароматическими веществами, стали смешивать с животными и растительными маслами.
« Таппути , изготовительница духов» была упомянута на клинописной табличке второго тысячелетия до Р. Х. в Месопотамии. А недавно археологи обнаружили на Кипре самые старые духи в мире, изготовленные более 4 000 лет назад.
В античном Средиземноморье атлеты смазывали тела ароматными маслами перед спортивными соревнованиями. В Древнем Египте в Гелиополисе , городе Солнца, утром возжигали смолы, в полдень — мирр, а на заходе солнца — кифи . А стеклянный флакончик для духов появился только в Древнем Риме.


В античном мире использовали туалетную воду: ею обрызгивали жилища, домашних животных, она изливалась в городских фонтанах, наполнялся ее ароматами воздух на приёмах.
Люди удовлетворяли потребность в прекрасных запахах цветами и пряными растениями, из которых и египтяне, и греки, и римляне, и персы делали гирлянды и венки. Ими украшали героев, украшали жилища.
Клеопатра и многие знатные римляне устраивали пиры в залах, засыпанных на локоть ароматными лепестками роз.


Ароматы входили в число хитростей, которыми Клеопатра покорила сердце Марка Антония. Она встретила флот Антония на корабле, паруса которого были пропитаны парфюмами. Так встречу описал Шекспир : "А пурпурные были паруса напоены таким благоуханьем, что ветер, млея от любви, к ним льнул. "
Лоуренс Альма-Тадема "Цезарь и Клеопатра»


А Царица Савская преподнесла царю Соломону при встрече пряности и благовония, которых он еще не видел-царский подарок!
Но с падением Римской империи парфюмерия стала достоянием Востока.

Аравийский химик ал-Кинди (Алкиндус) написал в 9-м веке книгу по духам. Она содержит более ста рецептов ароматных масел, бальзамов, ароматических вод.
Персидский ученый Ибн-Сина (Авиценна) извлек масло из цветов роз посредством дистилляции. До его открытия жидкие духи были смесями масел и истолченных трав или лепестков, а розовая вода Авиценны была более тонка, и сразу стала популярной.
В Европе сделанные из душистых масел в смеси с алкоголем, первые современные духи были произведены в 1370 для венгерской королевы Елизаветы и были известны в Европе как венгерская вода.
Италия, а затем Франция стали европейским центром парфюмерного производства.
В 1608 году во Флоренции , в монастыре Санта Мария Новелла монахи-доминиканцы организовали первую парфюмерную фабрику в мире. Делали богатые вклады в фабрику герцоги и сам Папа Римский.
В 16-м столетии итальянские парфюмерные разработки были вывезены во Францию парфюмером Катерины Медичи Рене Флорентийцем . Его лаборатория была связана с ее апартаментами тайным проходом, чтобы секреты не были украдены.
…………………………
Много интересных историй связано с известными духами.

Красная Москва
Красная Москва — легендарные духи , один из символов советской эпохи. Это духи московской фабрики «Новая заря » (до революции — «Брокар и К»).


А история духов такова.
Аромат «Любимый букет императрицы » был создан для императрицы Марии Фёдоровны Августом Мишелем , парфюмером дома «Брокаръ и Ко» к 300-летию дома Романовых в 1913 году. За удачно преподнесенный «Любимый букет …» и «За многолетние качественные поставки» в 1913 году «Брокаръ и Ко» сделали Поставщиком Императорского Двора.

Производство аромата было возобновлено Августом Мишелем на фабрике «Новая заря» в 1925 г. под названием «Красная Москва ».
(В 1917 фабрику Брокара национализировали и переименовали в «Замоскворецкий мыловаренный комбинат №5». Август Мишель предложил название «Новая заря».)
По официальной же версии, духи «Красная Москва» созданы в 1925г. при участии Полины Жемчужиной (жены наркома В. М. Молотова и подруги Надежды Аллилуевой), и не имеют прямого отношения к дореволюционным ароматам. По мнению парфюмеров, аромат «Красной Москвы» не мог быть изобретен в 1913 году: технологии были недостаточны для производства такого парфюма. Наверно создателей вдохновил аромат «Любимого букета императрицы» -это невозможно выяснить, неизвестно точно, какие именно ноты использовались для создания дореволюционной легенды.
Верхние ноты аромата - бергамот и нероли , дополненные грейпфрутом и кориандром.
Ноты сердца - тона жасмина , розы , иланг-иланга , с легкой примесью мускатного ореха .
И шлейф аромата - роскошное сочетание ирисов , ванили, амбры и бобов тонка.


«Красная Москва » приобрела мировую популярность, завоевывала награды на международных выставках, например в 1958 г. на всемирной выставке в Брюсселе . На той же выставке золотой медали были удостоены духи «Черный ларец» и «Каменный цветок» и одеколон «Северный »— все они были созданы главным парфюмером «Новой зари» Августом Мишелем. Но, в 1937 году он по навету был арестован…
Этот аромат у многих связан с прекрасными воспоминаниями детства, когда жизнь была светлой и безмятежной. И духи вновь стали входить в моду. Новая Заря» стала выпускать версию аромата, но запах остался тот же - многогранный, узнаваемый аромат!

Распространена городская легенда о сходстве ароматов «Красная Москва » и «Шанель №5 ». При этом либо советские духи трактуются как попытка скопировать знаменитый аромат, либо утверждается, что французский аромат синтезирован Эрнестом Бо (до революции работавшим в Москве) на основе «Букета императрицы».
«Любимый букет императрицы » в источниках нередко путают с ароматом «Букет императрикс », который был разработан Генрихом Броккаром (1836—1900) не позднее 1882 года. Поэтому, часто Брокара и считают автором «Букета императрицы» 1913 г, но Брокар умер в 1900г.
А рассказы о Брокаре тоже полны легенд.

Брокар
Французский парфюмер Генрих (Анри) Брокар в 1861 году решил попытать счастья в России.
Он основал фабрику и начал собственное производство с мыла.
Чтобы увеличить продажи, «Детское» мыло» выпускалось в виде зайчиков и кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита. Для взрослых Шарлотта, жена Брокара, придумала разноцветное мыло в виде овощей. (Кстати, именно Брокар впервые стал использовать экологические красители растительного происхождения). Кусочек мыла от Брокара стоил всего копейку и быстро завоевал популярность в России.

Брокар стал думать над тем, как приблизиться ко двору Императора. Ведь в России любой товар, которым пользовалась царская семья, становился популярным.
И вскоре представился случай вручить подарок дочери Александра II.
Эта история похожа на сказку Андерсена.
"Летом 1873 года,— говорилось в жизнеописании Брокара,— Москву посетила Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Александровна, Герцогиня Эдинбургская. На Высочайшем приеме Генрих Брокар поднес Ее Императорскому Высочеству букет цветов…»
Это был букет восковых цветов: алых роз, нежных фиалок, нарциссов, ландышей. Цветы были искусно сделаны из воска, и каждый из цветов источал аромат, неотличимый от натурального. Все эти ароматы сливались в один - удивительный, завораживающий…
Букет производил полную иллюзию живых цветов и вызвал всеобщее удивление. «Ее Императорское Высочество выразила свое удовольствие Генриху Афанасьевичу и благодарила его".
А вскоре Генрих Брокар создал духи "Букет императрикс ", которые сочетали ароматы цветов, входивших в тот знаменитый букет. Духи «Букет императрикс » (не путайте с «Любимым букетом императрицы»!) моментально стали популярными.
Брокару разрешили именоваться поставщиком Великой Княгини Марии Александровны.


Кстати, это не первая эффектная выдумка Брокара.
Вот история (или легенда) его женитьбы.
Брокару нравилась Шарлотта Раве, но сердце девушки было занято известным певцом. Однако Брокар не отступился. На один из домашних концертов он приносит к Равэ корзину восковых фиалок и ставит их на рояль. Коварный парфюмер знал тайны запахов. Оказалось, запах фиалок пагубно влияет на связки. В результате возлюбленный мадемуазель Шарлотты опозорился, а Брокар вскоре женился на Шарлотте.
Об этой истории и о жизни Брокара рассказывается в исторической миниатюре В. Пикуля «Душистая симфония жизни».
Парфюмерия и выдумки Брокара
Шарлотта во многом помогала Броккару, можно сказать, что она была превосходным маркетологом и пиарщиком.
К открытию нового магазина придумали сюрприз новинку- объединять продукты в «линию ». Были выпущены наборы «Слава», включавшие 10 предметов парфюмерии: мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем —десять изделий в одной коробке.

А цена - один рубль. Покупатели буквально ломились в открывшийся магазин.
И еще одна новая продукция Броккара - одеколон "Цветочный " - была презентована чрезвычайно эффектным способом!

Ароматный фонтан из этого одеколона , который бил в центре павильона, стал сенсацией Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставки (1882 г). Газеты писали о том, как посетители выставки собирали дармовой одеколон в принесенные из дома банки и флаконы, окунали одежду или платочки в фонтан.

А «Цветочный» одеколон получил Золотую медаль.

Духи Брокара Lilas de Perse , «Персидская сирень » получили в 1889 Большую золотую медаль на Международной выставке в Париже — хит, наравне с Chanel No5 Эрнеста Бо, конкурента Броккара.
Эти духи продолжали выпускать в XX веке в советской России, они вдохновили современного автора Николая Коляду на создание одноименной пьесы, специально для Лии Ахеджаковой. Уже в честь пьесы духи перевыпустили на «Новой Заре» в XXI веке.
Флаконы духов отличались красотой и изяществом. К созданию флаконов и этикеток привлекались видные художники.
Компанией «Brocard and Co» выпускались и почтовые карточки .
Это были не только рекламные, но и познавательные открытки, выпускались серии «нации», «Виды Москвы», репродукции картин.

К началу XX века фабрику стали именовать “Империя Брокара ”. К 1913 году Брокар получил восемь золотых медалей на всемирных выставках в Париже, Ницце и Барселоне.
А поставщиком высочайшего двора в 1913 году стал уже сын Генриха Брокара — Александр. Теперь фабрика известна под названием «Новая заря». А с 2004 года парфюмерная продукция выпускается под маркой «Nouvelle Etoile ».
Одеколон «Северный ». Его оригинальный флакон исполнен в виде айсберга, а пробка представляет собой белого медведя, стоящего на вершине снежной глыбы.

………………………
Шанель №5
Духи - это невидимый , но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла".
Коко Шанель.
Chanel No. 5 —знаменитый аромат марки Chanel , созданный в 1921 году парфюмером Эрнестом Бо . Эрнест Бо —парфюмер царского двора, бежавший из России после революции 1917 года.
По легенде, Коко Шанель попросила господина Бо создать «искусственный аромат, который пахнет Женщиной», подчеркнув, что под «искусственным» она подразумевает созданный человеком аромат.
Парфюмер представил мадемуазель Шанель десять ароматов, из которых она выбрала пятый — отсюда и пошло название. К тому же, «пять » было любимым числом Коко Шанель. Она представляла новую коллекцию своих платьев 5 числа, пятого месяца (мая), и решила, что число 5 принесет успех.
Сьюзи Паркер - известная актриса 50-х представляет духи Шанель №5

Верхние ноты: альдегиды , нероли , иланг-иланг , бергамот , лимон

Революционным оказался не только аромат.

До сих пор фабриканты выпускали флаконы разнообразных форм, перегружая их орнаментами. А Габриель (Коко) предложила простой флакон в форме параллелепипеда, позволявший любоваться таящейся в нём золотой жидкостью.
Особым спросом эти духи пользовались в США.
После того, как Мэрилин Монро на вопрос репортеров: «Что вы надеваете на ночь?» — ответила: «Несколько капель «Шанель №5».


..........................
Одеколон
Популярный парфюмерный товар - одеколон (от французского «Eau de Cologne» - «Кёльнская вода») появился в 1709 году.
В Кельне выходец из Италии Джованни Мария Фарина содержал парфюмерную лавку. Джованни от дяди, достался рецепт ароматной воды, который он решил усовершенствовать.
За основу Джованни взял масла цитрусовых (лимона, апельсина, грейпфрута), к которым добавил масла кедра, бергамота и некоторых трав. В письме брату он пишет: «Мой аромат напоминает весеннее утро в Италии после дождя, апельсины, лимоны, грейпфрут , бергамот , цедрат , цветы и травы моей родины».
Название ароматному раствору автор дал в честь Кёльна :- Eau de Cologne (Кельнская вода).
Как ни странно, распространению одеколона поспособствовала война.
В период (1756-1763 гг.) Кельн захватили французские войска. Французским воякам одеколон пришелся по душе. Вскоре одеколон оказался в Париже, где быстро завоевал популярность.
Тогда же «Кельнская вода» попала в Россию, её подарил бывший противник в Семилетней войне, король Пруссии Фридрих II. Одеколон тут же стал популярен в .

В Кельне есть мемориальная доска создателю знаменитой «Кельнской воды»
Также здесь создан музей , в котором можно проследить всю историю одеколона, «продегустировать» ароматы.


Российские парфюмеры добавили к одеколону три эфирных масла: бергамотное , лимонное и нероли , и назвали «Тройной ».

,,,
Шипр
Шипр (фр. Chypre , «Кипр») — популярные духи и одеколон, аромат которых был создан в 1917 году знаменитым французским парфюмером Франсуа Коти .
В состав «Шипра» входят смесь ароматов мха дуба , бергамота , пачули , сандала и ладана . Основой аккорда стал

Любой современный человек, который заботится о своем внешнем виде, использует различные парфюмерные средства. Они сегодня созданы в изобилии. Парфюмированные и туалетные воды, одеколоны, дезодоранты и духи не могут оставить равнодушными мужчин и женщин.

Чаще всего покупатели приобретают именно духи, которые являются самыми дорогими среди всех благоухающих жидкостей и при этом наиболее стойкими. Что такое духи, какова история их появления и чем они отличаются от парфюмированной воды, мы и выясним в нашей статье.

Значение слова духи

Итак, что такое духи? Это ароматная жидкость, которая представляет собой чрезвычайно запутанную концентрированную композицию. Чтобы создать уникальный аромат, современные парфюмеры используют палитру, состоящую из пяти-шести тысяч разнообразных амбре. Количество парфюмерных масел в составе определяет категорию, к которой и будет принадлежать итоговое вещество. Так, это могут быть собственно духи, содержащие около 40% чистой эссенции амбре, а может быть и туалетная вода, отличающаяся более легким и невесомым запахом. Итоговый продукт вполне может оказаться и лосьоном или одеколоном с двухпроцентным содержанием эссенции. А потому аромат такого средства окружающие не сильно смогут ощутить.

А что такое духи еще? Это ароматное средство высокой концентрации, которое содержит не только натуральные эфирные масла, но также и спирт. Благодаря этому аромат способен сохраняться долгое время, на протяжении которого и раскрывает свои необычайные качества.

Окунемся в прошлое

Что такое духи, сегодня знают даже дети. А много-много веков назад они считались чем-то чрезвычайным и магическим. Предшественниками духов считаются ароматы, и именно они дали жизнь этому парфюмированному средству.

В древние времена запахи служили культовым целям. Во время жертвоприношений, праздничных обрядов и священных ритуалов жрецы в курительницах сжигали корни растений, травы и цветы. Посредством запаха они стремились познать божественные тайны и соединить разных особ в едином эмоциональном порыве. А еще к древним людям пришло осознание того, что улучшить вкус еды можно, если сжигать смолы и дерево.

История создания духов берет свое начало от благовоний, которые в далеком прошлом курили в храмах на жертвенных алтарях. Благодаря этому влияние духов было распространено в пространстве и времени. Первые жидкие духи на базе эфирных масел и спирта появились во второй половине XIV столетия. Согласно легенде, монах подарил венгерской королеве Елизавете розмариновую воду. Принимая такую жидкость внутрь, королева излечилась от ужасного недуга.

А первая на планете парфюмерная фабрика была открыта во Франции в 1608 году. "Отцами" же современного парфюмерного дела считаются Энест Дальтроф, Франсуа Коти и Жан Герлен.

Про арабские духи

Арабские духи пользуются особенной популярностью. Еще их называют «итры», или «аттары». Их история берет свое начало из Древней Персии. Они были изобретены известным врачом Авиценной. Между прочим, стоимость одного миллилитра жидкости иногда была больше, чем стоимость золота. Такая высокая цена обуславливалась весьма трудоемким процессом их производства. Именно из-за этого во всех восточных государствах такие духи являлись одним из основных символов обеспеченности и высокого социального положения человека.

В Европе арабские духи впервые появились приблизительно в XV веке. Купить их можно было в аптеках, поскольку их воспринимали как панацею от множества недугов. И это вполне объяснимо - все ингредиенты восточных ароматных жидкостей - это энергетики, лекарства природного происхождения и антидепрессанты. Со временем арабские благовония покорили всю планету. К началу позапрошлого века их можно было приобрести в Америке, России и западноевропейских странах.

Феромоны в духах

Весьма разнообразной является современная парфюмерия. Духи с феромонами - одно из доказательств этого факта. Такие средства особенно востребованы среди женщин. Феромоны - это летучие, душистые вещества, которые малыми порциями выделяются животными в период спаривания и ухаживания. В небольших количествах феромоны присутствуют почти во всех духах. Это ароматы амбры и мускуса. Их применяют для того, чтобы благовония как можно лучше гармонировали с природным амбре кожи.

Основная функция духов с феромонами заключается в том, чтобы повысить привлекательность их носителя для особ противоположного пола.

Разновидности духов

Существует различная парфюмерия. Духи можно поделить на следующие категории:

  • Цитрусовые - живые, энергичные ароматы с нотами апельсина, мандарина или лимона.
  • Зеленые - ароматы, в которых преобладают аккорды зелени.
  • Фруктовые - универсальные духи, исполняющие роль повседневного благоухающего средства.
  • Восточные - экзотический парфюм, ориентированный на любителя.
  • Водные - неуловимые, но вместе с этим природные, насыщенные и стойкие композиции.
  • Пряные - духи, главная особенность которых состоит в том, что лишь в прохладную погоду они раскрываются наилучшим образом.
  • Древесные - букеты, сочетающие в себе современность и классику.
  • Цветочные - легкие и летние ароматы.

В чем разница

Кстати, очень часто люди духи и парфюмированные воды отождествляют между собой и не знают, чем отличается парфюм от духов. Парфюм, он же парфюмированная вода, в отличие от духов, содержит не 40% ароматического сырья, а только 12-13%. Из-за этого в композиции уменьшена доза базового аромата, а середина выражена более ярко. Нередко парфюм именуют «дневными духами», так как в дневную пору он является успешной заменой классических духов.