Что смотрит невролог у детей. Осмотр невролога для грудничка — важные моменты Невропатолог в 1 месяц что смотрит

Через руки окулиста проходят все малыши, чтобы исключить врожденную глаукому, заворот или опущение век (птоз) либо инфекционный конъюнктивит.

Малыш рождается с незрелым органом зрения и еще не умеет им пользоваться, например фокусировать взгляд и фиксировать его на предмете. К тому же окружающий мир в соответствии с оптическими законами проецируется на сетчатку в перевернутом вверх ногами виде. Ближе к месяцу кроха начинает разбираться в этой зрительной путанице, различая предметы и провожая их глазами, и учится правильно воспринимать информацию - зрительные доли коры головного мозга ребенка «переворачивают» зрительные образы, исходя из накопленного малышом к этому времени практического опыта. Поначалу ребенку приходится существовать в условиях полнейшего зрительного хаоса, напоминающего слепоту. Да, малыш смотрит, но по настоящему еще не видит. Сложный процесс функционального прозрения продлится как минимум до 3 месяцев. Если даже радужка, одинаково серо-голубая у всех новорожденных, приобретает окончательную окраску только во 2-м полугодии жизни, что уж говорить о внутренних структурах глазного яблока!

Круг вопросов

  1. Расскажите врачу о наследственности по зрению: имеются ли у кого-нибудь в вашей семье ранняя дальнозоркость (бабушкина не в счет - это возрастное), близорукость, астигматизм, косоглазие, слепота и другие проблемы зрения.
  2. Если у вас мальчик, расспросите близких - нет ли среди родственников дальтоников? Нарушения цветового зрения встречаются только у сильного пола и передаются от дедушки с маминой стороны к внуку. Кстати, в первые месяцы жизни дети лучше всего воспринимают желтый и зеленый цвета.
  3. Врач обязательно поинтересуется, когда кроха начал фиксировать взгляд на игрушках и следить за ними - это первостепенный показатель для оценки темпов развития зрительного аппарата и нервной системы.
  4. Поведайте окулисту обо всем, что вас волнует: может быть, у крохи припухает и слезится внутренний уголок глаза. Или же реснички растут как-то не так - попадают под веко и натирают роговицу. Это не только причиняет боль ребенку, но и может привести к формированию бельма. Врач покажет, как закреплять веко пластырем, чтобы оно не подворачивалось внутрь.
  5. Спросите, в каком состоянии, по мнению доктора, находятся детские глазки. Сейчас еще сложно понять, близорук ребенок, дальнозорок или у него 100%-ное зрение, но опытный специалист может ориентировочно судить об этом по косвенным признакам, а при необходимости и проверить рефракцию малыша (преломляющую способность его глазок) на специальном приборе - рефрактометре.
  6. Не переживайте, если выяснится, что у крохи дальнозоркость. В раннем возрасте так и должно быть. А вот нормальное зрение - повод для волнений. По мере роста глаза оно грозит перейти в близорукость.
  7. Поинтересуйтесь у врача, как свести к минимуму этот риск. Кстати, если это уже не первый специалист, которого вы сегодня посещаете, малыш устал, разнервничался, плачет, лучше перенести визит к окулисту. Расстроенного кроху не заставишь следить взглядом за игрушкой и выполнять другие зрительные тесты, а вены глазного дна у него расширены из-за слез, как это бывает при повышении внутриглазного или внутричерепного давления.

Что сделает доктор?

Выяснит, хорошо ли ребенок фиксирует взгляд, не ограничены ли движения глазных яблок? Проверит, нет ли у косоглазия, конъюнктивита, а когда речь идет о новорожденном - дакриоцистита (воспаления слезного мешочка) и других проблем, которые обнаруживаются при внешнем осмотре.? Посветит в глазки малышу фонариком, чтобы оценить реакцию зрачков на свет. Сужаются - значит, ребенок зрячий. Этот тест особенно значим для новорожденных, которые еще не умеют фиксировать взгляд.? Оценит цвет зрачков: он тоже имеет огромное значение. Если они серые или белые, а не черные, речь идет о врожденной катаракте. Поспешите с операцией - мутный хрусталик не пропускает свет к сетчатке, а в темноте она не развивается: кроха может ослепнуть!? Осмотрит глазное дно. Информация о его состоянии важна и для невролога, поэтому сначала лучше показать ребенка окулисту. Иногда при таком осмотре в хрусталике крохи обнаруживаются следы нерассосавшихся сосудиков.

На приеме у невролога

От состояния нервной системы и ее развития зависит и здоровье крохи в целом. Ведь головной мозг вырабатывает важнейшие гормоны, в том числе и управляющие ростом, контролирует функционирование детских органов и систем. Самое неприятное состояние, с которым на первом году сталкиваются 8-9 детей из 10, - это перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Она развивается в результате неблагоприятных воздействий на формирующуюся нервную систему во время беременности, родов и в первую неделю после появления малыша на свет и проявляется нарушениями мышечного тонуса и сна, заторможенностью или повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью, повышением внутричерепного давления, задержкой психомоторного развития. Если вовремя заметить намечающиеся проблемы и устранить их с помощью лекарств, фитопрепаратов, массажа и физиотерапии, то ПЭП может пройти уже к 4-6 месяцам, максимум - к году. В идеале - вообще без последствий. Но неврологические проблемы младенческого периода нередко выливаются в так называемую минимальную мозговую дисфункцию (ММД). Это тоже не так уж плохо: диагноз свидетельствует: нервная система малыша ослаблена, ее нужно продолжать укреплять, но главная опасность - угроза формирования детского церебрального паралича (ДЦП) - обошла кроху стороной. Вот почему так важно в положенные сроки показывать ребенка неврологу. Если такого специалиста в детской поликлинике нет, попросите у педиатра направление в районный консультативно-диагностический центр - там вас обязательно примут!

Еще один важный вопрос, который должен решить невролог: закончился у крохи период младенчества или нет? Официально он завершается, когда малышу исполняется год. Однако темпы индивидуального развития в календарные сроки не всегда укладываются. Одни дети преодолевают этот рубеж с опережением - уже в 11 месяцев ходят, произносят положенные 10-12 слов и справляются с другими неврологическими тестами на зрелость. А некоторые малыши делают это с опозданием на несколько месяцев. Ничего страшного тут нет, просто нужно понаблюдать за таким крохой и подтолкнуть его к преодолению очередной ступеньки психомоторного развития.

Круг вопросов

  1. Изложите врачу самое существенное о своей беременности и родах, причем коротко, ведь время приема ограничено. От того, что происходило с крохой во внутриутробном периоде, а также обстоятельств появления на свет, зависит его неврологический статус.
  2. Расскажите доктору о наследственности малыша. Скажем, окружность головы у него больше нормы. Невролог расценит это как проявление водянки мозга - гидроцефалии, а на самом деле причина в генах - папа носит шапку 64-го размера, дедушка - 66-го… Или, допустим, у мамочки вегетососудистая дистония. Тогда ясно, почему у крохи ладошки и стопы влажные и холодные. Вот если бы у вас все было в порядке, врач связал бы подобные явления с ПЭП.
  3. Охарактеризуйте ребенка в двух словах: какой он - спокойный, общительный, ласковый, активный или возбудимый, нервный, пугливый, вялый?
  4. Опишите, как кроха спит, засыпает и просыпается. Скрытые неврологические проблемы заявляют о себе во сне.
  5. Возьмите дневник развития, где отмечено, когда малыш впервые улыбнулся, сосредоточил взгляд на игрушке, проследил за ней, начал гулить, повернулся на бочок, сделал свой первый шаг.

Внеочередной визит

  1. Если ребенок вздрагивает среди ночи, причем такие вздрагивания идут сериями (2-3 и даже 5-6 раз подряд), немедленно покажите его неврологу! Вздрагивание в момент засыпания и при пробуждении - не в счет.
  2. Обратитесь к неврологу, не дожидаясь планового осмотра, если у малыша дрожат ручки и подбородок, мышцы чересчур зажаты (пальчики даже во сне сжаты в кулачки) или их тонус (напряжение) неодинаков слева и справа.
  3. Не оставляйте без внимания и такое явление: во время бодрствования кроха широко распахивает глазки, так что над радужкой появляется полоска белка.

Что сделает доктор?

Внимательно осмотрит личико крохи, проверит состояние мышечного тонуса и рефлексы, оценит психическое и двигательное развитие малыша, измерит окружность головы, груди, а также роднички и черепные швы и даст родителям необходимые и очень важные рекомендации.

На приеме у ЛОРа

Строение ушек, носа и его придаточных пазух, а также гортани и трахеи у крохи имеют свои особенности, на которые обратит внимание отоларинголог. Кроме того, при первом же осмотре он обязательно даст оценку слуху малыша.

Круг вопросов

Присмотритесь к ребенку, чтобы понять, хорошо ли кроха слышит.

  • На первом месяце он обычно перестает плакать и замирает, слыша голос мамы. И, напротив, вздрагивает, плачет, беспорядочно двигает ручками и ножками, когда звонит телефон, хлопает дверь.
  • Младенец 1,5-2 месяцев уже активно ищет глазами источник звука, бросает сосать, если кто-то2-3 месяцев от роду уже следит взглядом за звучащим предметом, просыпается, если кто-то позвонил в дверь. Он эмоционально реагирует на голоса близких, копирует вашу мимику и пытается что-то произносить в ответ.
  • В 3-4 месяца ребенок с удовольствием прислушивается к своему гулению и всегда знает, где находится звучащая игрушка и откуда доносится голос.
  • В 4-5 месяцев малыш различает голоса близких, реагирует на оттенки интонации и беспокоится во сне при шуме.
  • В 6-8 месяцев разговаривает с мамой.

А еще дети недвусмысленно дают понять, что громкий шум им неприятен: начинают часто моргать, морщат лобик, широко раскрывают ротик… Это значит, что со слухом у крохи все в порядке! Дитя карапуз уже пытается произносить такие слоги, как «ба», «па», «ма», копируя речь. А после 9 месяцев уже демонстрирует понимание обращенной к нему речи и выполняет просьбы - «принеси», «дай», «покажи, где кукла».

Внеочередной визит

Если ребенок не освоил положенные по возрасту слуховые навыки, покажите его ЛОР-врачу и неврологу.

  1. Посоветуйтесь с отоларингологом, если кроха шумно дышит - сопит или похрапывает во сне. Это может быть связано с западением хрящей гортани из-за их чрезмерной мягкости.
  2. У младенца болит ушко? Ему срочно нужна консультация ЛОР-врача!

Что сделает доктор?

Осмотрит носик, ротик, горлышко вашего крохи. После этого он оценит слух с помощью погремушки, а если понадобится, то воспользуется специальным камертоном.

На приеме в ортопеда

Пока малыш лежит в пеленках, ортопедические проблемы практически незаметны - обнаружить их под силу лишь специалисту. В первые месяцы еще можно все исправить, а вот ближе к году помочь ему будет значительно сложнее.

Имейте в виду: у новорожденных актуальны одни ортопедические проблемы (например, кривошея или дисплазия тазобедренных суставов), а у годовалых детей - совсем другие (плоско-вальгусная установка стоп, деформация ножек в форме буквы «О» или «Х»). Так что не пропускайте ни одного планового ортопедического осмотра: если какие-то отклонения не выявить своевременно, время для лечения будет упущено. Важно регулярно показывать ортопеду малыша, который состоит на учете у невролога в связи с ПЭП или попал на заметку к педиатру из-за рахита. Опорно-двигательный аппарат у таких детей ослаблен - в опасности позвоночник, суставы, связки, косточки младенца.

Круг вопросов

  1. Расскажите ортопеду, если заметили, что ребенок предпочитает смотреть в одну сторону, а в другую головку практически не поворачивает. Так бывает при кривошее.
  2. Возможно, вас волнует вопрос: почему на левом бедре у малыша две складочки, а на правом - одна? Нужно проверить тазобедренные суставы: правильно ли они сформированы?
  3. Если невролог обнаружил у ребенка разницу в мышечном тонусе с двух сторон, непременно обратите на это внимание ортопеда.
  4. Во время первого визита задайте вопрос, нужно ли делать ребенку широкое пеленание, а также на какой подушечке должен спать малыш. Еще один важный вопрос: есть ли необходимость в специальном массаже, лечебной физкультуре, а также в ортопедических укладках?
  5. Правильно обувайте малыша, когда он учится ходить. Нужны кожаные ботиночки, подобранные строго по размеру, с супинатором и жесткой пяткой, на небольшом каблучке и липучках (со шнурками замучаетесь!). В такой обуви можно не опасаться за формирование свода стопы, ножки и позвоночник крохи.

Что сделает доктор?

Осмотрит и ощупает шейку, позвоночник и ножки крохи - одинаковой ли они длины, хорошо ли разводятся в тазобедренных суставах, не возникает ли при этом характерный щелчок. А еще проверит форму и положение стоп малыша.

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» - прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Самое первое знакомство новорожденного с врачом происходит сразу же после появления на свет, при осмотре неонатолога. Встречи же с другими специалистами в белых халатах, при отсутствии иных показаний, происходят согласно календарю осмотра. И одним из первых в нем значится невролог (невропатолог).

Детский невролог (или врач-невропатолог) - специалист, который тщательно следит за развитием и созреванием нервной системы малыша. Состояние нервной системы человека - один из главных показателей состояния всего организма. И если с раннего возраста не уделять нервной системе и патологическим проявлениям с ее стороны должного внимания, то это может привести к задержке психомоторного развития малыша, нарушениям его поведения и многим другим «болезням от нервов».

Осмотр врача: когда, зачем и почему?

Каждый ребенок, даже абсолютно здоровый, должен наблюдаться неврологом. Врач вместе с родителями будет следить за соответствием психомоторного развития малыша возрастной норме, отмечать его новые успехи и достижения и давать мамам и папам индивидуальные рекомендации по воспитанию и уходу за ребенком. Неврологический статус малыша изменяется в течение первого года жизни (примерно каждые три месяца), поэтому профилактический осмотр (плановая диспансеризация) обычно проводится в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год. На втором году жизни привести ребенка к неврологу необходимо два раза - в 1,5 и 2 года, а далее осмотр необходимо проходить ежегодно. По определенным симптомам специалист во время каждого осмотра определяет, нет ли задержки в развитии ребенка, и при необходимости назначает дополнительные обследования или консультации других специалистов.

Визит к врачу

Осмотр малыша специалистом обычно состоит из нескольких этапов. Прежде всего, каждая мама поделится с врачом жалобами, расскажет об общем самочувствии ребенка и перенесенных им заболеваниях. На основании жалоб невролог составит детальный план обследования и приступит к осмотру малыша.

Исследование функций черепных нервов
Положение глаз в покое, определение размера зрачков, асимметрия лица, наблюдение реакции на звук, громкость голоса, положение языка во рту -все это позволяет специалисту оценить состояние каждой из пар черепных нервов.

Исследование двигательной сферы
Наличие и выраженность рефлексов - важный индикатор психомоторного развития. Исследование двигательной сферы включает в себя оценку:

  • мышечного тонуса (дистония - гипертонус или гипотония);
  • сухожильных рефлексов;
  • выявление патологических и постуральных (значение их состоит в создании статической позы, при этом происходит «обучение» мышц удерживать позу активно), а также безусловных рефлексов.

Исследование чувствительности
У детей грудного возраста эти исследования провести крайне трудно. Здесь врач обращается за помощью к родителям и их наблюдениям за малышом. Например, периодические жалобы родителей на беспокойство ребенка при надевании шапочки неврологи расценивают гиперестезию -повышенную чувствительность кожи на раздражение.

Оценка когнитивных функций
Это неотъемлемая часть неврологического осмотра. У детей до 6 месяцев патологическими проявлениями могут быть нарушения общения, которые определяются способностью фокусировать взор, следить за предметом и выделять взглядом знакомые лица. Различные проявления эмоциональной сферы (разнообразие проявлений мимики, улыбка, смех, лепет) - также вый показатель зрелости и состояния нервной системы ребенка.

Мамам на заметку
Во время визита к специалисту малыш должен находиться в состоянии максимального комфорта. Для этого в кабинете врача созданы все необходимые условия - здесь оптимальные освещение и температура воздуха и удобный пеленальный столик. Однако и мамы должны позаботиться о том, чтобы малышу было комфортно и спокойно. Для этого ребенку необходимо дать отдохнуть за пару часов до визита к неврологу, а за час до посещения врача не забудьте его покормить.

Что умеет наш малыш
Перед тем как отправиться на прием к врачу невропатологу, вы сами можете попробовать оценить психомоторное развитие своего ребенка. В этом вам помогут следующие подсказки:

  • В 1 месяц малыш сохраняет во сне утробное положение, но с 3-й недели при пробуждении потягивается. В вертикальном положении голову не удерживает. Кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете и прослеживает за его движением в горизонтальном направлении. С 3,5–5 недель возникает первая улыбка в ответ на обращенный к нему ласковый голос, появляются горловые звуки. Движения нецеленаправленны, хаотичны.
  • В 2 месяца ребенок может повернуться со спины на бок, повторяет улыбку матери и реагирует неумелой подражательной мимикой на выражение ее лица. Отмечаются первые проявления комплекса оживления.
  • С 3 месяцев, лежа на животе, малыш опирается на предплечья и хорошо поднимает и удерживает голову. Фиксирует взгляд на подносимом к лицу предмете, гулит. У крохи отчетливо выражен комплекс оживления, как на взрослого, так и на любой оптический раздражитель. Малыш играет со своими руками, ощупывает пальчики, тянет их в рот. Впервые появляется смех.
  • В возрасте 4 месяцев ребенок уверенно переворачивается со спины на живот, при подтягивании за руки садится, помогая движениями головы и плеч. Удерживает в руке погремушку, размахивает ею. Улыбка переходит в голосистый звонкий смех. Придерживает грудь матери или бутылочку во время кормления обеими руками.
  • В 5 месяцев ребенок долго лежит на животе, поднимая голову и плечевой пояс, опираясь на ладони выпрямленных рук, ползает на животе вбок и назад, реже вперед. Улыбается своему изображению в зеркале, узнает маму и по-разному реагирует на чужих.
  • В 6 месяцев активно переворачивается с живота на спину, передвигается по-пластунски. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Предпочитает некоторые игрушки другим. Появляется лепет.
  • С 7 месяцев малыш встает на четвереньки, пытается ползать. При появлении чужих людей возникают признаки страха, плач. Ищет и находит взором предмет, о котором спрашивает взрослый, протягивает руку своему отражению в зеркале.
  • В 8 месяцев кроха садится и ложится сам, уверенно сидит без поддержки. Ползает на четвереньках. Придерживаясь рукой, сам встает, стоит, опускается. По просьбе взрослого выполняет разученные движения («ладушки», «до свидания», «дай ручку»). Знает свое имя.
  • В 9 месяцев ходит при поддержке за руки или держась руками за опору. Сидя нагибается и поворачивается. Пьет из чашки. Ищет спрятанную или упавшую на пол игрушку.
  • В 10 месяцев делает шаги вперед, держась руками за подвижную опору. Совершает различные действия с предметами. Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. Рвет бумагу, газету, следит за движениями бросаемых предметов.
  • В 11 месяцев ребенок может недолго простоять без опоры. Ходит, держась за руку взрослого. При поддержке, приседая и наклоняясь, наги¬бается за игрушкой. Накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамиды на стержень. Может опустить мелкий предмет в кружку. Появляются первые осмысленные упрощенные слова.
  • К 12 месяцам малыш самостоятельно встает, стоит и ходит. Произносит до 10 слов. Начинает помогать, когда его одевают. Иногда использует горшок по назначению. Знает значение слова «нельзя». Появляются зачатки манипуляционных игр.

В течение первого года жизни невролог осматривает малыша несколько раз. И даже если во время осмотра врач обнаружит какие-либо «недостатки» в формировании нервной системы, не стоит пугаться: большинство из них при ранней диагностике поддаются коррекции. Вот почему откладывать визит к неврологу нельзя ни в коем случае.

Л.А. Козловская, врач-невролог Клиники «9+»
(Группа компаний «Мать и дитя»)

Первое посещение невролога всегда волнительно для новоиспечённых родителей, бабушек и дедушек. Понять это довольно просто – зачем кому-то дотошно изучать ребёнка и подвергать сомнению здоровье самой любимой в мире крохи? И, тем не менее, это действительно важно – придётся собраться с силами и доверить карапуза неврологу. Квалифицированное и своевременное медицинское обследование зачастую является залогом хорошего здоровья вашего ребёнка.

Если нет срочной рекомендации педиатра, то первое посещение невролога обычно происходит в месячном возрасте. Также в 1 месяц осмотр ребёнка должны провести травматолог-ортопед и окулист. Желательно хорошенько подготовиться к визиту, чтобы предоставить специалисту как можно больше информации о ребёнке. Будьте готовы рассказать о том, как протекала беременность и сами роды, какую оценку получил новорождённый по шкале Апгар . Возьмите с собой амбулаторную карту малыша и всё, что у него есть из медицинских документов – результаты обследований, анализы и т.д.

Внимательно понаблюдайте за ребёнком в течение пары дней, чтобы суметь ответить на несколько важных вопросов:

  • Насколько активен ребёнок в периоды бодрствования?
  • Легко ли малыш засыпает и насколько беспокойно спит?
  • Как выглядит кожа малыша – насколько она чиста и чувствительна?
  • Насколько часто потеет ребёнок – какие места наиболее этому подвержены?
  • Не наблюдается ли дисбаланса активности правой и левой руки и ноги?
  • Умеет ли кроха поворачивать голову в обе стороны или предпочитает как-либо одно направление?
  • Есть ли у ребёнка выраженная мимика лица, не дрожит ли подбородок?
  • Какую предпочитает ребёнок и как ведёт себя в процессе?
  • Сколько съедает ребёнок, выдерживает ли график кормления?
  • Как часто и насколько обильно малыш срыгивает после еды?

Обратите внимание, что ваша подготовка заключается исключительно в сборе информации, не делайте никаких выводов самостоятельно – предоставьте это специалисту.

Для многих новоиспечённых родителей первое посещение невролога становится первым же достаточно длительным путешествием – приходится везти кроху в автомобиле, а потому насущной необходимостью становятся детские автокресла, гарантирующие комфортные условия в пути. Обязательно возьмите с собой сменный памперс и влажные салфетки – вполне возможно, вам придётся переодевать ребёнка вне дома.

В первое посещение невролог определит, правильно ли проходят адаптационные процессы, нет ли предпосылок для развития неврологических заболеваний. В случае если у малыша имеется какая-либо патология, ранняя диагностика существенно упростит и ускорит её лечение, купировав развитие заболевания.

Осмотр ребёнка включает проверку наличия у него основных рефлексов.

  • Сосательного – при попадании в рот любого предмета малыш должен начать совершать ритмичные сосательные движения.
  • Хоботкового – в ответ на отрывистое быстрое прикосновение к своим губам малыш должен выпячивать губки «хоботком».
  • Защитного – при выкладывании малыша на животик, он должен «автоматически» повернуть в сторону головку.
  • Хватательный – в ответ на прикосновение к раскрытой ладошке малыша он делает попытку схватить предмет.

Также при первом посещении невролога проводится визуальный осмотр ребёнка: врач изучает форму и размер его черепа, положение головки, тела, глаз, выражение лица, движение конечностей и состояние кожи младенца .

Помните о том, что первое посещение невролога – отличная возможность получить консультацию специалиста. Не стесняйтесь спрашивать врача обо всём, что вас волнует – получив больше информации, вы обретёте ясность и покой, который, несомненно, важен для любого малыша и его окружения.