Что делать когда ребенок начала слова заикается. Как вылечить заикание у ребенка в домашних условиях. Ребенок начал резко заикаться

Формирование речи у детей - очень сложный процесс, в котором участвуют дыхательные пути, лёгкие, голосовая щель, мягкое небо, зубы, язык, губы, головной мозг. Если наблюдается сбой в работе любого из этих органов, а тем более - структур мозга, могут диагностироваться проблемы с речью. Среди них самое распространённое - заикание, которое определяется как периодический спазм верхних дыхательных путей, приводящий к нарушению выговаривания слов. Часть врачей приравнивают его к неврозам.

Это явление мешает социальной адаптации ребёнка, а в запущенной форме будет сказываться на его дальнейших успехах в обучении. Очень важно помочь заикающимся на раннем этапе формирования речи, чтобы справиться с этим недугом к школе.

Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

Патологии головного мозга

Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

  • наследственность;
  • внутриутробные инфекции во время беременности;
  • недоношенность;
  • темперамент холерика.

В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

Внешние воздействия

Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

  • инфекции ЦНС: , энцефалит;
  • травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
  • функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
  • инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
  • заболевания, провоцирующие ослабление организма: , рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
  • сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
  • психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
  • неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
  • проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
  • подражание взрослым.

Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.

По страницам истории. Первое подробное описание заикания можно найти в трудах Гиппократа, а это IV век до н. э.

Симптомы

Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.

Если причина - патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:

  • вынужденная пауза в определённом месте слова: соб...ака;
  • повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
  • сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.

Добавочными симптомами к заиканию становятся:

  • напряжённость, нервозность ребёнка;
  • гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
  • замкнутость, которая может развиться в социофобию;
  • психологический дискомфорт во время общения;
  • неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, .

Заикание формирует у ребёнка логофобию - это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.

Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.

С миру - по нитке. Самые известные заики - пророк Моисей, оратор Демосфен, физик Исаак Ньютон, писатель Льюис Кэрролл, красавица Мэрилин Монро, политик Уинстон Черчилль, актёр Брюс Уиллис и многие другие.

Виды

Существуют различные виды заикания, каждый из которых характеризуется своими особенностями и требует определённой схемы коррекции. На данный момент времени существует несколько классификаций этого речевого нарушения.

В зависимости от причины:

  • патологическое / генетическое заикание обусловлено нарушениями в работе головного мозга;
  • нервозное объясняется проблемами с нервной системой.

В зависимости от речи:

  • тоническое заикание, когда ребёнок делает вынужденную паузу в определённом месте слова;
  • клоническое, когда происходит повторение одного и того же звука, слога или слова;
  • смешанное, когда диагностируется сочетание тонического и клонического заиканий.

В зависимости от формы протекания заболевания:

  • постоянная форма, при которой заикание является неизменным спутником ребёнка в любой ситуации;
  • волнообразная форма, когда оно временами усиливается или уменьшается, но совсем не проходит;
  • рецидивирующая форма - это появление заикания после какого-то периода его отсутствия.

Логопед при обследовании ребёнка выявляет вид его заикания и уже после этого назначает ту или иную методику коррекции, каждая из которых подбирается индивидуально. Главное - вовремя отвести малыша к специалисту и пройти до конца весь путь лечения. А начать придётся с обычной диагностики.

Любопытный факт. Согласно историческим источникам, в Древнем Риме заикание лечили подрезанием языка.

Диагностика

Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:

  • логопеда;
  • педиатра;
  • невролога;
  • психолога;
  • психиатра.

С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:

  • анамнез заболевания;
  • наследственность;
  • сведения о раннем развитии ребёнка - психоречевом и моторном;
  • обстоятельства и время возникновения заикания;
  • локализацию, форму, частоту речевых судорог;
  • особенности темпа речи, голоса, дыхания;
  • сопутствующие нарушения (двигательные или речевые);
  • логофобию.

У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.

Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:

  • реоэнцефалографию;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭхоЭГ.

Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.

Согласно статистике. Заикание диагностируется у 4% детей и только у 2% взрослых.

Лечение

Что значит комплексное лечение заикания у детей? Оно предполагает коррекцию нарушений речи сразу по нескольким направлениям. С ребёнком должны работать не только профессионалы в специализированных условиях. Многое зависит от домашних занятий, которые должны организовывать сами родители. Только так можно навсегда избавиться от этой патологии и отправить малыша в школу уже без комплексов.

Профессиональная коррекция

Вполне логично родители интересуются, какой врач лечит заикание у детей: невропатолог и психолог определяют только его причины, психотерапевт при необходимости может назначить медикаментозные препараты. Но только дефектолог-логопед устраняет первичные и вторичные нарушения речевой функции с помощью конкретных коррекционных программ, подбираемых индивидуально.

Есть специальные логопедические упражнения, которые позволяют работать над плавностью детской речи и развивать дыхание при разговоре. В результате ребёнок преодолевает барьер заикания и начинает говорить в нужном темпе. Занятия будут эффективными лишь в том случае, если атмосфера окружающей обстановки благоприятная.

  • Смешные карусели

Логопед вместе с ребёнком неторопливо, размеренно ходят по кругу и на каждый шаг произносят фразу: «Мы смешные карусели - опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».

  • Дирижёр

Логопед ритмично машет руками. На каждый его взмах ребёнок произносит нараспев гласные, слоги, слова - всё, что ему захочется.

  • Весёлые цыплята

Ребёнок попеременно прыгает то на одной, то на другой ножке, изображая цыплёнка и каждый раз меняя при этом дежурную фразу: «Хлоп-топ-хлоп! Ап-цап-тап! Уф-ив-аф! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».

  • Медвежонок

Логопед произносит различные слова нараспев, очень медленно. На каждый гласный звук ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Постепенно упражнение усложняется: вместе с прихлопом он должен ещё и ногой топнуть.

  • Артисты

Предложить ребёнку прочитать наизусть любое коротенькое стихотворение, но нараспев, под спокойную музыку (лучше взять классику или инструментальную мелодию). Задача - попасть в такт. Если маленький пациент хорошо выполнит задание, можно взять более длинное стихотворение.

Однако коррекция заикания у детей дошкольного возраста не ограничивается только лишь логопедическими весёлыми упражнениями. Так как это не только психологическая и речевая проблема, но и физиологическая, она требует вмешательства и других специалистов в процесс лечения. Например, массажиста.

Массаж

Чтобы устранить заикание у ребёнка, запишите его на массаж к специалисту. Проводить его самостоятельно в домашних условиях не рекомендуется, потому что нечаянно можно повредить мышцу или гортань. Только опытный детский массажист, специализирующийся именно на лечении речевых нарушений, может гарантировать эффективность процедуры.

Основные правила для её проведения таковы:

  • медленный и неторопливый темп;
  • создание для маленького пациента атмосферы спокойствия, комфорта и тепла;
  • звучание успокаивающей музыки;
  • тёплые руки массажиста.

Процедура проводится последовательно по зонам:

  1. верхний плечевой пояс;
  2. мимическая мускулатура;
  3. губы;
  4. гортань.

Основная цель такого массажа - расслабление мышц, которые у заикающегося находятся в постоянном тонусе. Полный курс составляет 12 процедур. При необходимости он повторяется через 2 недели.

Чтобы логопедическая коррекция заикания у детей и массаж были наиболее эффективны, при расстройствах нервной системы врачи могут посоветовать медикаментозную терапию.

Медикаментозные препараты

Медикаментозные препараты от заикания назначаются только при тяжёлых расстройствах психики, нервной системы. По большей части, это противосудорожные, успокоительные средства или транквилизаторы (в крайних случаях). Это могут быть:

  • Фенибут;
  • Галопер;
  • Галоперидол в разных вариациях: деканоат, акри, апо, ратиофарм;
  • Глицин;
  • Гопантам;
  • Пантогам;
  • Пентокальцин;
  • Сенорм;
  • Тенотен;
  • Магне В6;
  • Цитраль;
  • Феназепам;
  • Тазепам;
  • Сибазон;
  • Элениум.

Можно найти и гомеопатическое лекарство от заикания для детей, которое тоже буде отличаться мощным успокаивающим эффектом. Выбор большой:

  • Нотта;
  • Беби-Сед;
  • Нервохель;
  • Валерианахель;
  • Зайчонок;
  • Леовит;
  • Эдас;
  • Шалун;
  • Дормикинд.

Самостоятельно подбирать медикаментозное лечение заикания для ребёнка нельзя. Если природа речевого нарушения вовсе не в проблемах нервной системы, такая терапия усугубит состояние больного. Только невропатолог или психотерапевт могут проконсультировать вас в данном вопросе. Даже фитотерапия не всегда показана.

Народные средства

Иногда врачи могут посоветовать лечение заикания у детей народными средствами, т. е. успокаивающими травами. Можно собирать их самостоятельно, а можно покупать готовые аптечные сборы и заваривать в дозировках, рекомендованных специалистом.

Снять напряжение помогут:

  • валериана;
  • пустырник;
  • травяной сбор из сухой мяты, валерианы, крапивы, ромашки;
  • полоскание горла отваром из белого ясенца или душистой руты;
  • сок крапивы;
  • гусиная лапчатка;
  • хмель и вереск;
  • ягоды калины.
  • мёд (в любом виде).

Если ребёнок заикается, родители должны понимать, что просто полоскания отварами трав и медовые компрессы на язычок не смогут устранить столь тяжёлое речевое нарушение. Они лишь помогут основному курсу терапии, но самостоятельным и полноценным направлением в лечении детского заикания не являются. Гораздо более эффективными окажутся игровые занятия.

Игры

Для поддержки логопедических упражнений и усиления их эффективности родители могут проводить игры для детей с заиканием в домашних условиях.

Подбирать их самостоятельно не стоит: лучше проконсультироваться со специалистом, который уже занимается с ребёнком. Учитывая его индивидуальное речевое развитие (о нормах и отклонениях развития речи для детей 3-4 лет, читайте ), дефектолог подберёт наиболее оптимальные варианты. Вот самые популярные из них.

  • Незадачливый художник

Ребёнок рассматривает картинки и называет несоответствия с действительностью: например, изображена осень, а листья на деревьях зелёные. Здесь важен соревновательный аспект: он должен сделать это как можно быстрее.

  • Ферма

Ребёнок должен повторять вслед за взрослым звуки, которые произносят различные домашние животные. Сначала он делает это медленно, нараспев, стараясь не заикаться. Как только у него начнёт получаться, темп нужно ускорить.

  • Творчество

Если малыш хорошо рисует, предложите ему что-нибудь нарисовать и параллельно с этим давать комментарии, рассказывать, что он изображает. Обычно в творческом порыве напряжение снимается и речь становится более плавной. Вместо рисования это может быть лепка, пение и другие увлечения.

Игровые занятия с заикающимися детьми в домашних условиях тренируют и закрепляют правильные навыки речи и поведения в усложнённых условиях. Это своеобразный, но очень необходимый мостик для переноса приобретённых навыков из игровых условий в обычные. А самое главное - ребёнок учится правильно вести себя в разных речевых ситуациях, что воспитывает в нём нужное отношение к окружающим и коллективу.

Дыхательная гимнастика

Поможет избавить ребёнка от заикания дыхательная гимнастика, которая проводится сначала - со специалистом, затем - с родителями в домашних условиях. Особенно популярна методика А. Н. Стрельниковой.

Её задача - развитие правильного дыхания при нарушенных речевых функциях. Она идеальна для занятий с детками и в 3 года, и в 6 лет, т. е. возрастных ограничений нет. Включает в себя дыхательные упражнения, сочетающие короткий и резкий вдох с движениями. Активность различных частей тела провоцирует прилив кислорода к тканям.

  • Насос

Ребёнок принимает вертикальное положение. Руки опущены. Он делает короткий и резкий вдох, одновременно наклоняясь вперёд. Спина округляется, голова опускается вниз. Затем он слегка приподнимается, при этом делая выдох (любой - можно через нос, можно через рот).

Целиком упражнение должно состоять из 8 вдохов, 12 повторов с интервалом в 5 секунд. Но ребёнок может сразу не справиться с таким объёмом. Приходите к нему постепенно. Если малыш пожаловался на головокружение или боль в пояснице, пусть попробует в следующий раз выполнить «насос» из положения сидя.

Так как данное дыхательное упражнение даёт колоссальную нагрузку на различные органы, для его выполнения есть несколько противопоказаний: травмы головы, проблемы с позвоночником, повышенное давление (причём любое - артериальное, внутриглазное или внутричерепное), камни, миопия, плохое самочувствие, обострение любых заболеваний.

  • Обними плечи

Данное упражнение выполняется из вертикального положения. Руки согнуты, кисти подняты на уровне плеч. Ребёнок должен свести их друг другу навстречу, одновременно делая короткий шумный вдох. Он должен словно обнять себя за плечи, локти при этом сходятся на груди.

При правильном выполнении упражнения руки должны находиться параллельно друг другу, а не как это часто случается - крест-накрест. На момент выдоха (его можно делать через рот или через нос) руки расходятся, образовывая квадрат. Общее количество вдохов - 8. Всего упражнение нужно сделать 12 раз с небольшими интервалами. Противопоказания - сердечная недостаточность и другие тяжёлые заболевания.

Данные дыхательные упражнения помогут вылечить заикание у детей дошкольного возраста, чтобы не возникло проблем с обучением. За два месяца, при правильной технике их выполнения, появляется глубокое и плавное дыхание, которого раньше не было. А очередное обследование покажет, что голосовые связки стали гибкими и подвижными.

Родители должны понимать, что нельзя проводить лечение заикания у детей в домашних условиях без привлечения специалистов. Для устранения этого серьёзного речевого недостатка нужны и массаж, и логопедические упражнения, и терапия медикаментами. Только комплекс мероприятий даст нужный результат.

Это интересно! В 1841 году Диффенбах, немецкий хирург, предложил лечить заикание удалением части мышц языка.

Прогнозы

Естественно, каждый родитель беспокоится о том, можно ли вылечить заикание у ребёнка. Прогнозы зависят от многих факторов (возраста пациента и формы заболевания), и в каждом случае они индивидуальны:

  • если лечение было проведено своевременно, избавиться от патологии будет гораздо легче;
  • если имеются врождённые патологии речевого аппарата, прогноз обещает быть уже не таким благоприятным;
  • выздоровление зависит ещё и от формы заикания: дыхательные судороги поддаются лечению легче и быстрее, чем тонические;
  • наибольшего эффекта можно добиться, если ребёнку всего 3-5 лет: начиная с 12 лет, расстройство уже не так легко поддается коррекции;
  • под действием психологических факторов при заикании может произойти рецидив заболевания.

Главное - родители должны понимать, что делать, если ребёнок заикается: оказать ему помощь любыми способами, привлечь специалистов, создать благоприятную психологическую атмосферу. А ещё лучше - предпринять всё возможное, чтобы данной проблемы вообще не возникло, т. е. заниматься профилактикой.

А Вы знали, что... существует международная ассоциация заикания, у которой есть собственный Устав о правах и обязанностях всех заикающихся?

Профилактика

Заикания у детей можно избежать с помощью соответствующих профилактических мероприятий:

  1. Создание в семье дружественной, благоприятной атмосферы.
  2. Отсутствие конфликтов между родителями.
  3. Исключить страшные истории и фильмы из поля зрения ребёнка.
  4. Если малыш боится темноты, нужно обязательно оставлять ему на ночь включенный светильник.
  5. Дарить ему больше любви и заботы, но при этом не баловать и не слишком завышать требования к нему.
  6. Нужно оберегать его от психологических травм.
  7. Бережное отношение мамы к своему здоровью во время беременности.

Как показывает практика, спокойные дети, выросшие в благоприятной атмосфере и не испытывающие нехватки родительской любви и заботы, редко страдают от заикания, если проблема не в наследстве и не в генетике.

Если же это всё-таки случилось, не нужно считать своего ребёнка особенным и не таким, как все. Данное речевое расстройство - обычное заболевание, которое можно вылечить. Это должно давать надежду на выздоровление и полную социальную адаптацию.

Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!». На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды. И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.

Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

  1. При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
  2. Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

3.Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры. Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

  • Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.
  • Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа.
  • Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.

При коррекции заикания делаем так:

  • Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.
  • Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.
  • Занимаемся с психологом.

Советы родителям на каждый день.

Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

  • Следите, как — быстро или медленно — вы говорите с ребенком и как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.
  • Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.
  • Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день.
  • Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.
  • Если ваш малыш стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.
  • Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет.
  • При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.

Если ребёнок в разговоре проглатывает целые слова или слоги, запинается на некоторых звуках или «застревает» на месте, не в силах закончить фразу, можно говорить о заикании. Согласно статистическим данным, это речевое расстройство наблюдается у 1% жителей Земли.

Однако чаще всего заикаются дети 2-5 лет, то есть в том возрастном периоде, когда происходит активное развитие фразовой речи. Помочь заикающемуся ребёнку можно, но при условии комплексного медико-психолого-педагогического подхода и выявлении точной причины речевой патологии.

Заиканием называют нарушение ритмической стороны речи, которое обусловлено судорожным состоянием мускулатуры речевого аппарата. Учёные выделяют две основные группы факторов развития подобного состояния: предрасполагающие и провоцирующие.

К первой группе причин относят:

  1. Повреждения головного мозга у плода. Речевые центры коры больших полушарий у ребёнка в мамином животе могут пострадать из-за гипоксии, различных инфекционных заболеваний. Стремительные или, наоборот, затяжные роды также негативно влияют на речевые функции малыша.
  2. Перенесённые в младенчестве инфекции. Заикание может стать осложнением вирусного или бактериального инфекционного заболевания. Например, корь, дифтерия, коклюш или скарлатина при неправильно выбранной терапии приводят к повреждению нервной системы.
  3. Черепно-мозговые травмы . При механических повреждениях головного мозга заикание обычно сочетается с прочими речевыми патологиями разной степени тяжести.
  4. Наследственная отягощённость . Малыш, у которого один из близких родственников в детстве страдал от заикания, с большой долей вероятности также начнёт заикаться.

К провоцирующим факторам развития речевой патологии в раннем и дошкольном возрасте относят:

  • психическую и эмоциональную депривацию (недостаток различных впечатлений, ощущений);
  • сильное эмоциональное потрясение (испуг);
  • изучение нескольких языков (билингвизм);
  • подражание значимому человеку.

Таким образом, вышеперечисленные провоцирующие факторы становятся катализатором речевых нарушений у ребятишек, имеющих явную предрасположенность. Поэтому сложно говорить, что причиной заикания у малыша стала огромная злая собака. Внезапно перенесённое эмоциональное потрясение – это своего рода спусковой крючок, запустивший патологический процесс.

Классификация недуга

В медицинской и логопедической практике существует несколько типологий заикания. В их основу положены различные факторы – причина недуга, ведущие симптомы и их выраженность.

Читайте также: Артикуляционная гимнастика для разных звуков

  1. Клинические проявления. В зависимости от клинической картины различают следующие формы речевой патологии:
  1. Клоническая. Малыш испытывает трудности при произношении сложных слов из-за прерывистых судорожных движений органов дыхания и речевого аппарата. В речи это проявляется повторением слогов, чаще всего – первых. К примеру: «Ка-ка-ка-русель».
  2. Тоническая. Ребёнок во время разговора растягивает некоторые звуки, а другие «проглатывает». Речь сбивчивая, возникают незначительные паузы, во время которых отмечаются непроизвольное напряжение мышц ротового аппарата и языка. Например: «П…палас».
  3. Смешанная. Как следует из названия, эта форма сочетает признаки двух предыдущих. Ребёнок одновременно растягивает звуки и повторяет слоги при разговоре. Например: «П…пппо-бе-да».

Клонический тип недуга считается более лёгким, поскольку повторы речевых фрагментов более ритмичные, а непроизвольное напряжение речевого аппарата не столь продолжительное и интенсивное, как при других формах заикания.

  1. Особенности протекания. По характеру протекания речевое нарушение бывает:
  • волнообразным – признаки периодически усиливаются и ослабевают, но не исчезают полностью;
  • постоянным – отмечается стабильность клинических проявлений без существенных колебаний в ту или иную сторону;
  • рецидивирующим – симптомы заикания возникают после относительного речевого благополучия.
  1. Этиологические факторы. В зависимости от причин возникновения недуга выделяют две основные формы речевой патологии:
  1. Невротическая (или логоневроз). Основная причина развития заикания – какая-либо острая психологическая травма (сильнейший испуг) или хроническая психотравмирующая ситуация (разлука с родителями, жестокие методы воспитания). Не исключается и наследственная отягощённость. Логоневроз характеризуется усилением симптомов во время волнения и беспокойства.
  2. Неврозоподобная. Заикание является следствием органического поражения коры головного мозга, вызванного инфекционным заболеванием, черепно-мозговой травмой или кислородным голоданием. Кроме того, не исключён и фактор наследственной предрасположенности. Судорожные реакции обычно не зависят от внешних факторов и не усиливаются из-за тревожности ребёнка. Нарастание симптомов возможно при переутомлении малыша или чрезмерном психомоторном возбуждении.

Читайте также: Буллинг в школе: как прекратить насмешки и издевательства?


Как развивается заикание?

С физиологической точки зрения процесс произношения выглядит как согласованная работа двух групп мышц, одни из которых сокращаются, а другие остаются расслабленными. Однако это происходит в норме. У ребёнка, страдающего заиканием, блокируется особый регулятор этих мышц из-за повреждения или эмоционального перевозбуждения. В результате наблюдаются или клонические повторения, или тонические спазмы.

При отсутствии качественной помощи нарушение закрепляется и переходит в условный рефлекс. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания, каждая из которых отличается выраженностью основных признаков недуга.

Первая фаза

Ребёнок заикается эпизодически, однако со временем промежутки плавной речи становятся всё короче. Основными признаками начальной фазы судорожных речевых нарушений являются следующие проявления:

  • трудности с произнесением обычно появляются в начальных словах фраз;
  • малыш заикается при произношении коротких частей речи – междометий, союзов и предлогов;
  • заикание усиливается при высоких речевых нагрузках;
  • ребёнок практически не обращает внимания на собственные проблемы, общается без стеснения, не испытывает страха и тревожности.

Вторая фаза

На данном этапе дети начинают испытывать определённые коммуникационные трудности. Малыш ещё не избегает ситуаций общения, однако не всегда проявляет инициативу во время разговора. Для этой фазы характерны следующие симптомы:

  • заикание становится хроническим, то есть эпизоды плавной речи практически отсутствуют;
  • ребёнок «застревает» на многосложных словах, особенно когда говорит очень быстро;
  • маленький заика не придаёт большого значения своей особенности, поэтому охотно отвечает на вопросы, впрочем, не являясь инициатором общения.


Третья фаза

Судорожный синдром закрепляется, но маленькие дети по-прежнему не ощущают неловкости. Они охотно общаются со сверстниками, особенно если те нормально реагируют на их манеру разговора. Характерными признаками этой фазы являются следующие симптомы:

  • ребёнок начинает понимать, что его речь отличается от произношения других детей;
  • трудности с произношением определённых слогов и звуков ярко выражены;
  • заика пытается заменить «сложные» слова другими или начинает обходиться жестами.
Если вас и вашего ребёнка коснулась такая неприятная проблема как заикание, то рекомендуем прочесть данную статью, в которой мы расскажем о том, что делать, если ребёнок начал заикаться.

В первую очередь, эксперты сайта сайт хотят отметить, что не стоит ждать того, что с возрастом заикание ребёнка пройдёт само по себе - как можно скорее обратитесь к логопеду. Досадное запинание на каждом слове встречается у деток в возрасте от 2-ух до 5-ти лет. Если мама вовремя обратится за помощью к логопеду, то проблему заикания можно искоренить раз и навсегда, причём за короткий промежуток времени.

Почему ребенок заикается?

Медицинский термин заикания называется – логоневроз. Врачи утверждают, что данный дефект речи возникает по причине зажимов в разнообразных частях речевого аппарата. В группе риска все детки, у которых наблюдается врождённая слабость речевого аппарата или разнообразные особенности в нервной системе, такие как: тревога, нестабильность и сверхэмоциональность. Подвержены заиканию ещё те малыши, которые перенесли какие-либо родовые травмы, к примеру, асфиксию. Но есть и другие причины появления логоневроза. О них мы расскажем чуть подробнее.

У заикания есть физиологические факторы. Это могут быть последствия органических поражений центральной нервной системы, к примеру, черепно-мозговая травма или нейроинфекция. Общее ослабление нервной системы и всего организма в целом, может произойти по причине интоксикации или таких болезней как коклюш, скарлатины и корь.

Что касается социальных (психологических) факторов заикания, то вих ряды входят такие распространённые причины, как: психическая травма, к примеру, нападение собаки или сильный испуг. Неблагоприятная домашняя обстановка, это шлепки, грубость, резкий окрик или, ещё хуже, угрозы со стороны родителей. Причиной детского заикания может быть просто недопонимание в отношениях родителей.

Заиканием малыш начинает страдать по причине больших умственных нагрузок в самом раннем, ведь часто родители мечтают о ребёнке-гении. Также стоит учесть что, к примеру переучивание «леворукости» на «праворукость» так же для малыша может окончиться заиканием.

Как лечить и что делать, если ребенок заикается

Для лечения заикания требуется комплексный подход, и в первую очередь, это объединённые усилия психолога, невролога и логопеда. И чем раньше взяться за эту проблему, тем быстрее придёт положительный результат.

Помощь специалистов

Итак, каково будет лечение и к каким специалистам стоит обратиться:

  • Психотерапевт . Этот специалист раскроет причину заикания, с которой и надо будет бороться.

  • Невролог . Этот врач назначит ребёнку курс успокаивающих препаратов. Они укрепят хрупкую нервную систему малыша.

  • Логопед . Он скорректирует ритм и темп речи, при помощи специализированных упражнений. Проводя регулярно эти упражнения, малыш будет тренировать мышцы речевого аппарата. Надо будет проводить и специальную . Полезны малышу будут музыкальные игры, к примеру, ритмика логопедическая.

Работа родителей с малышом

Родители также не должны оставаться в стороне. Дома они могут многое сделать для того, чтобы лечение продвигалось быстрее и эффективнее. Необходимо создать комфортные условия для малыша. В эти условия входят: правильный режим дня, полноценный сон, прогулки по городу и отдых на даче (где свежий воздух). А ещё, спокойная обстановка дома, тоже как нельзя лучше поможет избавиться от заикания.

Однако при этом надо исключить:

  • шумные игры;

  • ограничить время компьютерных игр;

  • ограничить время просмотра телевизора;

  • поменьше шумных компаний;

  • старайтесь не сориться (как с ребенком, так и с мужем).

Правильное общение с ребёнком

Говорите спокойно и дружелюбно. Хочется сказать родителям, что во время разговора, малыша нельзя перебивать или подгонять – его надо выслушивать. Если логопед посоветовал, то раз в неделю, надо устраивать «день молчанки», то есть, меньше говорить, а на все вопросы малыша отвечать коротко, лаконично и ясно. Такое лечение необходимо деткам для того, чтобы речевой аппарат чуточку расслабился. А после некоторой паузы, этот самый речевой аппарат может начать работать в совершенно новом ритме, без заикания.

И ещё, заподозрив у крохи заикание, не стоит впадать в отчаяние. Этот дефект в речи излечим. К тому же, люди, которые раньше сильно заикались, в будущем вполне могут стать выдающимися ораторами. Истории известны такие случаи: к примеру, Демосфен – древнегреческий оратор, в детстве сильно страдал заиканием.

Игры для лечения заикания

  1. Попробуйте ребёнка научить правильному дыханию. Это очень важно! Так как от этого зависит плавность речи. Помогут такие игры, как надувание мыльных пузырей или воздушных шариков.

  2. Снять страх перед общением помогут так же дыхательные упражнения, которые к тому же, помогут малышу расслабиться. Например, попробуйте вместе сымитировать шум ветра или шелест деревьев, звук спущенного колеса или звук поезда.

  3. Трудные слова можно напевать. Пойте песенку вместе – это придаёт ребёнку уверенности.

Малыш заикается, можно ли его отдавать в детсад?

Для начала родителям надо пройти консультацию с двумя специалистами: с логопедом и с психоневрологом (услышать их мнение в данном конкретном случаи). Детсад, безусловно, полезен всем деткам, без исключения. Ведь именно там, они «проходят путь» социального развития. Но, если ребёнок страдает сложным логоневрозом, то садик надо выбирать специализированный, а именно - логопедический.

Некоторые из молодых родителей сталкиваются с тем, что их ребенок начал заикаться. Вы только представьте: обычный день, не предвещающий ничего плохого, и вдруг ваш малыш, запинаясь, выговаривает: «Ма-ма-мама, я не буду суп!», как будто что-то мешает ему начать фразу. Сердце наполняет тревога – а вдруг он будет заикаться и дальше! Сайт для мам сайт попытается выяснить причины заикания у маленьких детей и что предпринять в этой ситуации.

Заикание или по-научному логоневроз – это речевой дефект, проявляющийся нарушением темпа, ритма речи и дыхания во время выговаривания слов. Данные нарушения речи развиваются на фоне пережатия различных частей речевого аппарата.

Если вы сталкивались с заикающимся человеком, то можете представить, насколько сильно ограничивает данное заболевание его нормальное общение с другими людьми. Заикание наиболее часто наблюдается у детей в возрастной категории от 2 до 5 лет, когда фиксируется пик речевого развития.

Причины, почему ребенок начал заикаться

Наиболее часто встречающаяся причина возникновения заикания – это нарушение правильного взаимодействия между речевым центром и артикуляционными движениями. Проявляется оно судорогами. Они-то и вызывают речевые отклонения: повторы слогов и отдельных звуков, торможение при произношении и т.д. Обобщенно, мыслительная деятельность малыша иногда попросту опережает двигательный аппарат.

Существует еще несколько причин, почему ребенок начинает заикаться:

  1. Перенесенные в раннем возрасте болезни: корь, коклюш, тиф и заболевания органов речевого аппарата – гортани, носа, глотки.
  2. Травма или ушиб головы.
  3. Сильное эмоциональное перенапряжение вследствие сильного испуга, переживаний, тревог, страхов или наоборот, положительного всплеска эмоций.
  4. Предрасположенность к развитию недуга из-за родовой травмы либо перенесенного матерью в период беременности сильного стресса.
  5. Чрезмерная умственная активность: загруженность занятиями в кружках, изучение сразу нескольких языков.
  6. Сложная психоэмоциональная обстановка в семье.
  7. Неосознанное копирование речи других сверстников.

Что делать, если ребенок начинает заикаться?

Если ваш трехлетний малыш пытается вставлять в слова лишние звуки, ненужные слоги, выговаривает слова, растягивая и повторяя звуки – это нормально для его возраста. Он пробует новые звуки и незнакомые ему слова «на вкус».

Но если такие запинки стали частым явлением и понимать ребенка становится все труднее, тогда стоит сходить на прием к нескольким специалистам: невропатологу, психологу или к логопеду-дефектологу. И сайт сайт советует не медлить с этим – нормальную речь восстановить будет намного легче, если начать устранение дефектов на ранних этапах.

Если ребенок заикается не более двух месяцев – это начальный этап и лечится он быстрее, нежели закрепившееся заикание.

Что делать, если ребенок начал заикаться в 3 года?

  1. Ограничьте речевую активность – пусть ребенок говорит как можно меньше. Организуйте его ежедневный режим с наименьшей необходимостью в разговорах. Отвечайте на его вопросы, но без надобности не задавайте свои.
  2. На время оградите ребенка от просмотра мультфильмов, от походов по гостям, посещения шумных мест с большим скоплением людей. Скорее всего, даже придется на время отказаться от детского сада.
  3. Если ребенок начал заикаться, то ему будут полезны занятия на развитие мелкой моторики: настольные игры, рисование, игры с песком и водой. Можно также танцевать и петь под медленную музыку. Все эти меры способны успокоить и укрепить нервную систему малыша.
  4. Посещайте занятия с логопедом и не забывайте про визиты к невропатологу. Профессиональная помощь вашему ребенку сейчас нужна как нельзя кстати.
  5. Вы должны стать примером для подражания, поэтому разговаривайте при ребенке плавно и без речевых ошибок. И ни в коем случае не указывайте ребенку на его речевые нарушения – так вы только усугубите ситуацию.

Что делать, если ребенок начал заикаться в 4 года?

Программа раннего развития, которая практикуется на данный момент в дошкольных учреждениях, сильно нагружает и утомляет детей. Как итог, развиваются выраженные нарушения речи. С вашей стороны требуется:

  1. Регулярно гулять с ребенком на свежем воздухе.
  2. Минимум информационной нагрузки – уберите на время телевизор и другие гаджеты.
  3. На время отказаться от посещений детского сада.
  4. Следить за режимом дня: вовремя , не игнорировать дневной сон.
  5. Обратиться за помощью к логопеду и невропатологу. Заикание, даже вовремя вылеченное, может вернуться, особенно на фоне новой стрессовой ситуации.

Что делать, если ребенок начал резко заикаться?

Если недуг развился резко и остро, то это может указывать на то, что ребенок перегружен информацией, сильно напуган либо он получил психологическую травму. Если негатив исходит со стороны , то следует на время отказаться от его посещения либо вовсе перевести ребенка в другое учреждение.

Ко всему прочему стоит добавить, что нелишним будет научить ребенка дыхательным упражнениям для формирования плавной речи без перескоков, а также посетить несколько сеансов расслабляющего массажа.