Что бывает если подросток. Что делать если у подростка депрессия. Продумайте от чего дома можно избавиться, а что, наоборот, приобрести

Статью подготовил:

Пубертатный период связан с множеством изменений в организме подростка. Нарушение функциональности кишечника – одно из последствий перестройки системы гормонов, а также изменений физиологического характера. Наиболее часто дети в 13-15 лет страдают от задержки стула. Лечение запора у подростков должно начинаться с выявления причин. Терапия включает комплекс мероприятий по восстановлению стула и профилактики повторного нарушения.


Подростковый период связан с гормональной перестройкой, что влияет на все системы организма

В этой статье вы узнаете:

Причины отклонения

В подростковый период часто наблюдается задержка стула. Причины могут быть разные. Специалисты выделяют два условных вида запоров у подростков:

  • физиологические;
  • патологические.

В зависимости от причины патологии, врач определяет характер заболевания и схему лечения.

Физиологические причины

Данный вид запора может спровоцировать:

  • дисбаланс гормонального фона – ряд гормонов, количество которых увеличивается во время полового созревания, способен вызвать задержку кала;
  • гиподинамия – сниженная физическая активность влечет ослабление мышц всего организма, в том числе и мышечной ткани кишечника;
  • неправильный рацион – в большинстве подростки питаются не по режиму и часто употребляют фастфуд, следствием чего становится воспаление ЖКТ;
  • стресс – эмоциональный фон подростка нестабилен, сильная восприимчивость к ситуациям оказывает влияние на работу кишечного тракта;

Вызвать запор может любовь к фастфуду
  • плохие привычки – подростки в возрасте 13-14 лет проявляют интерес к сигаретам и алкоголю, пагубные привычки также приводят к отклонениям в функциональности ЖКТ;
  • начало менструации – в период первого менструального цикла происходят изменения в половых органах девочек, одно из которых – естественное расслабление мышц таза и кишечника.

Изменения в организме ребенка в пубертатный период и нездоровый образ жизни – наиболее частая причина запоров у детей-подростков.

Возможные патологии

Длительная задержка стула у ребенка в возрасте от 13 до 15 лет может являться не следствием естественных изменений, а симптомом серьезного заболевания.


Также запор может появиться при аномальном строении толстой кишки

Патологические причины запоров у подростков:

  • язва желудка или гастрит;
  • раздражение кишечника;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • или энтерит.

Наибольшую опасность представляет опухоль кишечника, которая также может возникнуть у детей под влиянием провоцирующих факторов (пагубные привычки, неправильное питание и т. д.).

Симптоматика

Оценивая причины задержки выведения каловых масс у подростков, можно сделать выводы, которые подтверждены специалистами, – запор является следствием естественных и патологических изменений в организме, а не отдельным заболеванием. Поэтому признаки нарушения часто имеют сопутствующую симптоматику.


Говорить о запоре можно, если ребенок жалуется на боли в животе и невозможность сходить в туалет

Симптомы запора у подростков:

  • отсутствие стула более 2-3 дней;
  • твердая (иногда каменная) консистенция кала;
  • снижение объема выделяемых масс;
  • необходимость сильных потуг;
  • рвота, вызванная интоксикацией организма;
  • частые спазматические боли внизу живота.

При запорах ребенок ощущает постоянный дискомфорт, связанный с ложными позывами в туалет и чувством присутствия инородного предмета в прямой кишке (формирование каловых камней).

Способы лечения

Терапия при запорах у детей в пубертатный период начинается с посещения врача-гастроэнтеролога и прохождения диагностики с целью выявления причин патологического состояния.


Справиться с запором поможет врач-гастроэнтеролог

Лечение задержки стула у подростков осуществляется комплексом терапевтических мер:

  • увеличение физической активности;
  • соблюдение диеты;
  • прием медикаментозных средств.

Дополнить терапию можно народными средствами, однако данный метод лечения носит второстепенный характер и не может заменить медикаментозные препараты.

Физическая активность

Для восстановления стула большую роль играет физическая активность подростка. Специалисты рекомендуют делать упражнения, которые будут воздействовать на брюшные стенки.


Очень полезны упражнения для пресса

Подходящими упражнениями станут:

  • «велосипед»;
  • перекаты с прижатыми к груди ногами;
  • приседания;
  • повороты туловища;
  • наклоны.

Родители должны объяснять ребенку о необходимости посещения уроков физической культуры и регулярного выполнения зарядки.

Соблюдение диеты

Нарушение функций кишечного тракта требует коррекции питания. Диета при запорах нестрогая, ее основной задачей является исключение из рациона продуктов, вызывающих раздражение кишечника и формирование твердых каловых масс.


Придется отказаться от сладостей, в частности от шоколада
  • выпечки из белой муки;
  • жирных блюд;
  • бобовых культур;
  • копченостей;
  • сухариков, чипсов и т. д;
  • газировки.

Значительное внимание следует уделять потреблению жидкости. Это может быть простая вода, чай, негазированная минералка, соки, компоты и другие напитки. Большие объемы жидкости будут способствовать размягчению кала и достаточной увлажненности перестилки кишечника.


Справиться с запором поможет слабительное, например, Норгалакс

Прием медикаментозных средств

Фармацевтические компании производят большое количество препаратов, предназначенных для устранения запора. Однако ряд медикаментозных средств противопоказан в детском возрасте. Поэтому перед применением лекарства подростком обязательно изучают инструкцию.

Слабительные препараты от запоров:

  • Нормазе;
  • Сорбитол;
  • Дюфалак;
  • Хилак Форте.

Препарат должен назначать врач, который будет оценивать общую клиническую картину. Самолечение нежелательно, поскольку неправильный прием медикамента может способствовать усугублению ситуации.

Народные средства

Рецепты народной медицины могут оказать положительный эффект при запорах у детей. Но для исключения побочной реакции и возникновения сопутствующих нарушений перед началом народной терапии лучше посоветоваться с врачом.


В домашних условиях можно приготовить настой семян льна от запора

Народные рецепты для детей от запора:

  • вазелиновое масло – на ночь дают 2 ч. л. средства;
  • семена льна – 1 ч. л. льняных семян заливается кипятком в стакане, получившуюся слизистую жидкость пьют по 1 ч. л. перед приемом пищи;
  • овсяные зерна – в ночь заливают 1/3 ст. зерен 1 ст. кипятка в термосе, пьют утром;
  • чернослив – в день следует съедать по 5-10 ягод сухофрукта.

Народных рецептов достаточно много, но следует опасаться аллергической реакции. Для ее предупреждения перед приемом средства нужно провести тест на аллерген или же внимательно наблюдать за реакцией ребенка после приема лекарства.

По статистике запоры у подростков довольно распространенная патология, которой страдают 15% детского населения. Однако установить реальный процент запоров затруднительно, поскольку дети не всегда говорят родителям о проблемах со стулом. Нарушение дефекации в пубертатном периоде проявляется в возрасте 13-14 лет и характеризуется замедленным или затрудненным прохождением каловых масс по кишечнику.

В большинстве случаев нарушение стула выступает не как самостоятельное заболевание, а как симптом патологических процессов в организме. На частоту стула у подростка влияет образ жизни, качество продуктов питания, количество употребляемой жидкости.

Признаки запора у подростка:

  • Отсутствие дефекации на протяжении 3 дней;
  • Консистенция каловых масс твердая;
  • Уменьшение объема кишечного содержимого;
  • Во время акта дефекации нужно сильно тужиться;
  • Боли в нижней части живота.

Если родители обнаружили признаки сбоя работы желудочно-кишечного тракта у своего чада необходимо срочно принимать меры для их устранения, чтобы избежать осложнений.

Причины состояния

В пубертатном периоде можно выделить следующие основные причины запора:

  • Изменение гормонального фона. Продукция некоторых гормонов, которые в период полового созревания активно действуют в организме, способствуют развитию запора;
  • Нерациональное питание. Большинство школьников употребляют вредные продукты в больших количествах, что вызывает снижение секреции желчи;
  • Гиподинамия. Недостаточная физическая активность негативно сказывается на состоянии тонуса мышц, в том числе мускулатуры кишечника;
  • Стрессовые ситуации. Возрастные изменения, связанные, с эмоциональным состоянием подростка приводят к конфликтам в школе и дома, что приводит к расстройству функций пищеварения.

Частой причиной нарушений стула у девушки является первая менструация, после которой начинает вырабатываться гормон прогестерон. Он способствует расслаблению мышц тазового дна, что замедляет и ослабляет перистальтические сокращения толстого кишечника, отчего замедляется прохождение каловых масс.

В пубертатном периоде наблюдается изменения лабильности нервной системы. Нарушение иннервации нервных сплетений кишечника приводит к расстройству моторики. Для предотвращения психологического дискомфорта, девочке важно объяснить, что задержка стула во время месячных носит временный характер.

Возникновение нарушений стула может быть спровоцировано следующими патологическими состояниями у детей:

  • Дисфункция двигательной активности кишечника;
  • Толстая кишка не соответствует объему кала;
  • Механические препятствия на пути кишечного содержимого;
  • Ослабление естественных позывов к дефекации.

На формирования запора у подростка также влияют вредные привычки, так употребление алкоголя и курение снижает секрецию желудочного сока, что негативно сказывается на двигательной активности пищеварительного тракта.

Характерные симптомы

Констипация у подростка проявляется главным симптомом, таким как, удлинение промежутков между дефекациями, ребенок может опорожнять кишечник реже 3 раз в неделю.

Симптомы, указывающие на развитие запора:

  • Каловые массы в виде «овечьего» кала;
  • Повышенное газообразование;
  • Отсутствие аппетита;
  • Тошнота, рвота;
  • Болезненность живота;
  • Ухудшение общего самочувствия.

Длительные запоры в таком возрасте могут растянуть задний проход, что приводит к образованию трещин. Состояние может усугубиться, если в открытую раневую поверхность трещины попадет инфекция, поскольку это чревато воспалительным процессом.

При появлении неприятных симптомов родителям необходимо знать, что делать в сложившейся ситуации, поскольку игнорирование первых симптомов патологического состояния может спровоцировать формирование различных заболеваний пищеварительного тракта, которые могут нарушить функционирование всего организма.

Срочную первую помощь необходимо оказывать при первых признаках интоксикации каловыми массами, когда токсины всасываются в кровоток и разносятся по всему организму. У ребенка это проявляется резким повышением температуры тела, вздутием живота, метеоризмом, слабостью.

Принципы лечения

Перед началом терапии запора необходимо посетить гастроэнтеролога. Врач проведет необходимые лабораторные и инструментальные методы исследования, затем назначит индивидуальную терапию.

Лечение запора в пубертатном периоде должно быть комплексным и направлено на размягчение и выведение каловых масс, а также предотвращение развития состояния в дальнейшем.

Диета, как залог выздоровления

Коррекция рациона включает изменение характера и режима питания подростка. В рационе должны преобладать овощи и фрукты с высоким содержанием пищевых волокон для стимуляции моторной функции кишечника. Продукты, поступающие в желудочно-кишечный тракт, рекомендуется поддавать термической и механической обработке. Уменьшить нагрузку на кишечник поможет и частота питания, ее следует увеличить до 5-6 раз в сутки.

Продукты, способствующие усилению моторики кишечника:

  • Хлеб грубого помола с отрубями;
  • Кисломолочная продукция;
  • Овощи и фрукты в сыром виде;
  • Рассыпчатые каши;
  • Морская капуста;
  • Зелень, особенно укроп;
  • Холодный фруктовый сок.

Продукты, снижающие активность моторики:

  • Хлеб и другая выпечка из белой муки;
  • Шоколадные изделия;
  • Жирные сорта мяса;
  • Бобовые;
  • Копченые изделия;
  • Консервы;
  • Фастфуд;
  • Чипсы, сухарики;
  • Газированные напитки с красителями.

Для предотвращения формирования сухого кала нужно употреблять достаточное количество жидкости в виде щелочных минеральных вод без газа в холодном виде.

Физическая активность

Для улучшения работы пищеварительного тракта, необходимо увеличить физические нагрузки. Упражнения направлены на укрепление мышц брюшной стенки. Оптимальными для усиления моторики являются:

  • Поднятие туловища из положения лежа;
  • Упражнение «велосипед», при котором поднимаются только ноги;
  • В положении на спине прижать ноги к груди, совершая перекаты;
  • Поочередное выпрямление ног стоя на коленях;
  • Приседания с параллельно расставленными ногами.

Перед выполнением лечебного комплекса необходимо проконсультироваться с врачом для определения индивидуальной нагрузки, поскольку при сердечно-сосудистых заболеваниях противопоказаны интенсивные занятия спортом.

Лечебные клизмы

Для укрепления естественного позыва к дефекации рекомендуют провести курс тренировочных клизм, но только после консультации с врачом. Ребенку перед приемом завтраком дают выпить прохладную жидкость, затем он принимает пищу. После еды делается очистительная клизма с водой комнатной температуры. Объем вводимой жидкости составляет до 150 мл. Глицериновые свечи также применяют для быстрого очищения кишечника.

Медикаментозное лечение

Применение слабительных средств необходимо, в случае если нет эффекта от диетотерапии. При подборе слабительного средства учитывают индивидуальные особенности организма подростка, поскольку неадекватный подбор медикаментов может оказать негативное воздействие на органы желудочно-кишечного тракта.

В терапии запора используют средства, усиливающие моторику и перистальтику кишечника. В первую очередь применяют слабительные препараты, которые способствуют опорожнению кишечника благодаря усилению сокращения его стенок.

Наиболее назначаемыми лекарствами являются следующие группы препаратов:

  • Солевое слабительное. Задерживают жидкость в кишечнике, увеличивая осмотическое давление. Механизм действия заключается в размягчении каловых масс. (Глауберовая соль, «Магния сульфат», «Нормазе»);
  • Увеличение объема кала. Действуют в тонком кишечнике, повышая активность полезных микроорганизмов. («Лактулоза», «Сорбитол», «Макроголь»);
  • Смягчающие средства. Стимулируют транзит кишечного содержимого благодаря усилению перистальтических сокращений. (Вазелиновое масло, «Норгалакс», «Проктоседил»).

Запор в пубертатном возрасте довольно деликатная проблема, потому родителям нужно приложить усилия, чтобы помочь нормализовать работу пищеварительного тракта своего чада.

Подросток – это то, что вы с ним делаете… А поведение в подростковый период, когда ребенок становится просто невыносимым, вредным и неуправляемым, провоцируем именно мы, dphjckst. Пора разобраться, что мама и папа делают не так, и тогда не придется после родительских собраний пить корвалол и рвать волосы на голове.

Итак, вы долгое время растили своего малыша. Сначала этот маленький комочек прижимался к вам каждую минуту. На тот период ему это было нужно. Физически и энергетически. Папа и мама – герои, главные защитники, развлекатели, покупатели, заменители всего и вся.

В старшей группе детсада стали появляться новые герои: папа Мити – он мотоциклист, Человек-паук – он крутой, Иван Петрович – он мой тренер. Вы уже постепенно стали героями на одну десятую меньше. Не заметили? Ладно.

Идем дальше – начальная школа. Теперь главные – учительница, друг Сережка, подруга Машка! Мама и папа не знают, как пройти уровень в «Майнкрафт» и как смеется котенок в телефоне. Мама и папа хотят лишь хороших отметок и строго это контролируют. А вот смеяться вместе стало уже не так важно. Не так трепетно проходят обнимашки. И не так часто этого хочется, как в три года. Вы, родители, герои лишь наполовину.

Фото GettyImages

А потом наступает 5−6-й класс, 10−11 лет. Ребенок начинает понимать, что мир огромный и неизведанный. Тут появляется лишь один герой «наполовину»: мама или папа. Это нормально. На двоих мира не хватает. И невидимая пуповина, связывающая вас и ребенка, становится все длиннее и прозрачнее. Возникает желание показать или спрятать свой мир: кричать о себе или замкнуться.

Но вы, дорогие родители, к этому еще не готовы. Это они медленно растут для вас, а для себя-то они вырастают быстро. И тут наступает гадкий, противный и военный пубертат.

Никитка стал огрызаться, не могу ничего заставить сделать.

Вчера Сашка сорвал урок!

Сонечка была таким славным ребенком, теперь спорит до хрипоты.

Не могу загнать купаться и почистить зубы, просто с боем!

Данил мне сказал, что он меня ненавидит, это кошмар!

А теперь давайте последовательно разберемся, почему это происходит и почему подросток – это отражение наших действий.

Если у ребенка не было так называемого сложного, подросткового периода, значит, вы правильно сложили с ним отношения.

Первое: ребенок не бунтует, он просит вас отказаться от санкций

Представьте, ваша Маша, Даша, Аришка или Егорка – это новая огромная республика. В голове – правительство, молодое, неопытное, но ужасное смышленое. И эта республика входит в состав вашей страны. Да-да, вы гипотетическая ПАПАМАМАЛАНДИЯ. Все, что было до этого, не считается. Вы сами вырастили республику и дали ей права и законы. Законы общие. Вы-то еще думаете, что прав у дитяти нет, а есть только обязанности. Ребенок уже сам наделил себя правами. И ничего уже не поделать. Вы его защищали, вы вслух говорили: «Да учитель не имеет права так говорить, кто это придумал так издеваться над детьми, ребенок – это личность!» Мы не обсуждаем сейчас, что правильно, а что нет. Права получены. Самостоятельно. Потому, что это важно для ребенка 12−15 лет.

И что происходит в этой новой республике в огромной стране? Республика пробует жить. Как умеет, как научили перед этим, и что-то делает вопреки, по-другому, придумывает новые законы и кричит о правах. Что делают небожители (т.е. родители)? Они жизнь прожили, они много знают, они всегда правы.

  • В большой стране все построено, а вы еще строите.
  • В большой стране есть закон, а вы нарушаете.
  • В большой стране все успокоились: не надо недосыпать ночами и рвать все силы на рисование стенгазет в школу, не надо соперничать, как в начальной школе.

Фото GettyImages

А тут бунт! И главные вводят жесткие санкции: республика еще маленькая, а у нее столько всего развивается, она не успевает, у нее не получится, надо отгородить, отнять, запретить. Историю мы все учили. Что будет дальше? Революция.

Как надо (следует): принять новое правительство с его огромным потенциалом. Открою вам секрет: большинство взрослых не разумнее подростков, ибо наработанные внутренние преграды зачастую мешают жить им самим. И эти гештальты автоматически переходят и на детей. Да, мы ограничены, смиритесь. Опыт – это не всегда залог мудрости. У вашей же республики ромашковые поля возможностей! Еще нет этого «Я знаю, чем это кончится!», есть «Интересно, как это может закончиться?», а вариантов всегда миллионы.

Хочу пояснить, что мы не говорим о потенциально опасных вещах в жизни подростка (с этим строго и сразу ограничиваем). Пусть придет осознание, что пятилетки, целующей вас каждую минуту, больше нет. А раз нет, надо менять себя, а не ребенка! Это не мы изменились. Это он изменился. Ему трудно, ему непонятно, ему подчас больно. И, как бы он ни кричал и ни ссорился с вами, не вводите санкции, расширяйте его республику внутри себя.

Второе: если подросток психует, конфликтует с вами… значит, ему не хватает вашей любви!

Большинство родителей считают, что для ребенка важно, чтобы его понимали. Подросток же кричит: «Да не надо меня понимать, любите меня таким, какой я есть, я и сам себя не понимаю».

Роли уже поменялись, а вы и не заметили.

  • Теперь он общается с вами как взрослый. И пусть отец кричит в сердцах, что что-то выросло, а мозги нет. Все выросло. От ребенка осталось мало.
  • Пересмотрите ваши роли в семье. Если что-то можно было позволить с десятилеткой, теперь нельзя! Вы помните, как лет шесть назад вы приседали на корточки, чтобы поговорить с заплаканной дочкой? Сейчас вы должны делать то же самое, только общайтесь в роли «взрослый – взрослый».
  • Когда ребенок психует, он пытается крикнуть: «Я поменялся, любите меня по-новому!» Это значит, что

Во время учебы (и не только) подростки часто забрасывают учебу, категорически не хотят пробуждаться по утрам, разводят канитель на пустом месте и опаздывают на занятия. Родителей огорчают записи в дневнике – жалобы учителей на неподобающее поведение. Прибавьте к этому вероятные отставания по дисциплинам, драки на переменках, возвращения домой по ночам позже обычного. Исправить подростка при помощи криков, угроз не получится. Это подтвердит каждый психолог. Как вернуть сына или дочку, которые буквально год назад вызывали зависть у родителей других детей? Об этом вы узнаете ниже.

1. Ребенок вам не враг и не издеватель.

Прежде всего, стоит понять одну простую истину – ребенок не специально издевается над родителями, не желает заниматься школьными уроками, ставит нас в неудобное положение перед классной руководительницей, учителями, директором и родителями. Все связано с нашими реакциями на то, что происходит вокруг. События сами по себе нейтральны, эмоциональную окраску тому, что происходит, придаем мы сами.

Это нормально – не выучить урок и получить двойку. По возрасту драться с мальчишками, разбить окно, одеть спортивный костюм, а не школьную форму… Таким образом проходит социализация, ребенок вписывается в социум, пробует границы дозволенного, увиливает от ответственности за свои поступки, набивает шишки и учится на своих же ошибках. Давайте позволим детям взрослеть, пока они учатся в школе. Не приспособленный к жизни тридцатилетний переросток – это и смешное и жалкое зрелище, не так ли?


2. Будьте на стороне подростка.

Не вступайте с учителями в «коалицию» против собственного ребенка, будьте всегда на стороне сына или дочери. Поговорите с тинейджером, покажите, что вы «за него», попробуйте вместе обсудить сложившуюся ситуацию и наметить пути выхода.

Вспомните, ведь наверняка в школе у вас было хотя бы пару эпизодов, когда учителя были неправы, давили, требовали, ставили плохие отметки. Если школьник попадает в такую круговерть, то ему нужна поддержка родителей, а не их неприятие. Если подросток остается без опоры, то он чувствует себя брошенным, подавленным, а плохое поведение и невыученные предметы – все это лишь усугубляется. Обвинения домашних еще больше унижают ребенка. Родитель всегда может прийти на помощь, выслушать, понять. Это вовсе не значит, что надо пускать учебу на самотек или лояльно относиться к возмутительному поведению, но ребенок должен твердо знать, что его дом – это и его тыл, и крепость, а мать и отец – друзья, а не «палачи».

3. Подумайте о физическом состоянии своего ребенка.

В школьном возрасте происходит быстрый рост, тело подростка стремительно меняется, могут возникнуть проблемы с эндокринной системой, сердцем, суставами, опорно-двигательным аппаратом, зрением, пищеварительной системой. Обязательно сдайте все анализы, отведите школьника к терапевту и возьмите направления к узким специалистам. Ведь такие проблемы, как утомляемость, постоянная усталость, возбудимость, плохое настроение, головные боли, сонливость можно решить именно с помощью врачей, здорового питания и правильного распорядка дня. Если понадобится, то можно отвести тинейджера к неврологу, подростковому психологу или психотерапевту. Не надо бояться или стесняться врачей, мы живем в современном обществе, где обращения к различным специалистам – это норма.

4. Попробуйте поговорить с ребенком по душам.

Причин нежелания учиться и плохого поведения в школе может быть десятки: проблемы с одноклассниками, невыносимая обстановка в школе, несчастная любовь, какая-то трагедия, которая случилась с ребенком, и о которой школьник умалчивает. Нежелание ходить в школу может быть обусловлено такими причинами, о которых родители могут даже не догадываться: неприятие своей внешности, отсутствие друзей, стыд перед своей «бедностью», поношенной немодной одеждой, отсутствием современных гаджетов. Постарайтесь поддержать сына или дочь, обнять, утешить, поговорить о чувствах, которые испытывает ребенок. Слова родного человека значат иногда гораздо больше, чем новый смартфон или идеальная внешность, к которой стремится четырнадцатилетний школьник.

Так ли все благополучно в вашем доме? Нет ли того, что негативно влияет на подростка? Чувствует ли себя ребенок дома в безопасности? Не проживают ли на одной территории со школьником тираны, зависимые люди, гиперконт-ролирующие родственники, которые могут буквально разрушать жизнь ребенка? Может ли подросток дома расслабиться, отдохнуть, быть самим собой и говорить правду? Если что-то вызывает ваши сомнения, то постарайтесь проработать ситуацию в этом направлении.

6. Наметьте план выхождения из кризиса.

Попытайтесь набросать примерный распорядок дня ребенка и подстройте свои планы под его день, не ущемляя своих интересов, конечно. Продумайте различные мелочи, питание, занятия спортом, время, отведенное на кружки, секции и подготовку домашних заданий. Возможно, что-то придется убрать, а что-то (например, репетиторов) – добавить. Советуйтесь со школьником, дайте понять, что его мнение очень важно, что вы цените его, как взрослую и ответственную личность.

7. Продумайте от чего дома можно избавиться, а что, наоборот, приобрести.

У школьника вряд ли круглые сутки должен быть включен телевизор и компьютер, не стоит ребенку постоянно иметь доступ в Интернет. Просмотр телепередач и компьютер должны стать лишь стимулами к выполнению домашних заданий и обязательств, а не простой обыденностью, которая заменяет ребенку реальный мир. Сделайте доступ к различным гаджетам, компьютерным игрушкам и Интернету призами за своевременно сделанные дела и выученные уроки.

8. Обратитесь к своим родным и близким с просьбами о помощи.

Поговорите с отцом ребенка, старшими братом или сестрой, дядей или бабушкой. Возможно, кто-то из них добровольно возьмет на себя обязательства заниматься со школьником какими-либо предметами. Отец вполне может объяснить физику или химию, а племянница позаниматься раз в неделю английским.

9. В трудных случаях придется нанимать репетиторов.

«Наемные учителя» очень благотворно действуют на детей. Это профессионалы, чужие люди, которых школьник уважает, и не будет с ними капризничать или пререкаться. Еще занятия с профессиональными преподавателями дисциплинируют и прививают навыки самостоятельной работы над собой.

10. Введите систему поощрений и уберите (по возможности) наказания.

За хорошие отметки, поведение и участие в жизни школы ребенку можно покупать подарки, водить в парки, кафе, кино, отпускать гулять с друзьями.

А самое главное, что может сделать родитель для своего ребенка – это просто любить его, таким, какой он есть!

Как помочь ребёнку в этой ситуации?

1. Психологически поддержите ребёнка. Поощряйте ребёнка говорить о своих переживаниях, внимательно слушайте его, не оценивайте, не давайте советов. Постарайтесь общаться с подростком по-дружески (т.к. подростковый возраст характеризуется тем, что родители теряют свой авторитет, а мнение сверстников становится более значимым). Выражайте своё сочувствие и понимание, озвучьте чувства ребёнка (например, «Я понимаю, как тебе обидно», «Тебе хочется, чтобы ребята дружили с тобой» и т.д.). Проявляйте своё внимание и неравнодушие. В то же время, не показывайте своей излишней обеспокоенности проблемой ребёнка, чтобы не усугублять ситуацию. Говорить с ребёнком о проблеме начинайте тогда, когда видите, что он к этому готов, когда он сам затрагивает эту тему (не используйте слово «проблема»).

2. Постарайтесь понять причины отвержения ребёнка сверстниками. С помощью наблюдения за ребёнком, беседы с учителями, со школьным психологом и с самим ребёнком можно выяснить, что именно мешает ему находить друзей и успешно общаться со сверстниками. Это может быть:

Низкая самооценка, неуверенность в себе, застенчивость. Застенчивость, скромность – это, в общем-то, положительные черты характера. Скромные люди у многих вызывают уважение и симпатию, с ними приятно общаться. Но всё хорошо в меру. Плохо, когда эти черты мешают человеку строить взаимоотношения с другими людьми. Слишком скромный и застенчивый человек испытывает большие трудности в общении, ему трудно адаптироваться в новой обстановке. Застенчивые подростки боятся неудач в общении и часто сами отказываются участвовать в совместных играх, каких-то общественных делах. Они закрыты для общения.

Ребёнок с низкой самооценкой считает себя недостойным внимания и уважения, ведёт себя соответствующе. Считая себя недостаточно хорошим, умным, красивым, он вызывает такое же отношение сверстников к себе и не пользуется популярностью, не вызывает интереса и желания с ним общаться.

Неуверенность проявляется в постоянных сомнениях и нерешительности ребёнка. Неуверенный в себе ребёнок редко проявляет активность, не делает первых шагов к взаимодействию с другими детьми. На инициативу сверстников ему тоже трудно откликнуться.

Агрессивность, неумение общаться и налаживать контакт.

Ребёнок, который ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям, вряд ли вызовет у них симпатию. Дети постараются держаться подальше от того, кто может причинить им какой-либо вред. Испытывая трудности в установлении контакта, ребёнок не знает как привлечь к себе внимание, как отреагировать на какие-либо действия и слова, и ведёт себя агрессивно и неадекватно, т.к. не умеет реагировать по-другому. Это может быть результатом авторитарного стиля воспитания родителями, из-за чего ребёнок становится озлобленным; либо наоборот вседозволенность приводит к формироованию эгоизма.

Особенности внешности, манеры одеваться, несоблюдение личной гигиены.

Подростки особенное значение придают внешнему виду. И если фигура или лицо человека кажутся им непривлекательными, то они не стараются оценить положительные качества его личности, не проявляют к этому человеку интереса. Подростки своих сверстников «встречают и судят по одёжке». Они обращают внимание, на сколько модно и опрятно одет человек.

Загруженность ребёнка учёбой и дополнительными занятиями.

Ребёнку может просто не хватать времени для каких-либо совместных занятий с друзьями. Открытый, дружелюбный подросток может испытывать дефицит общения из-за слишком плотного графика. Конечно, необходимо достаточно внимания уделять образованию, но простое человеческое общение не менее важно для развития личности, чем обучение. В дружбе у ребёнка развиваются такие качества характера, как верность, умение сопереживать, дипломатические навыки и т.д. Ребёнку легче адаптироваться к новым условиям и вообще переносить разные жизненные невзгоды с поддержкой друга.

3. Измените своё поведение, измените свой стиль общения с ребёнком.

Воспитание влияет на успешность ребёнка в общении. Не только врождённые качества характера определяют то, насколько общительным станет ребёнок, но и то, что он видит в своей семье – как члены семьи общаются между собой и с посторонними людьми, насколько они открыты общению, доверяют ли незнакомым людям, идут ли с ними на контакт. Ребёнок учится на примере своих родителей способам взаимодействия с окружающими. Если вы доброжелательны с окружающими, общительны, ребёнок видит, что вы легко заводите новые знакомства, гостеприимны, и вообще открыты общению, то и он станет вести себя так же. Если вы сами агрессивно, с недоверием относитесь к малознакомым людям, часто критикуете, обсуждаете кого-то, то ребёнок перенимает такой стиль поведения, учится осуждать и критиковать, у него формируется негативное отношение к другим людям. Ребёнок учится видеть в людях только отрицательные качества, подозревать.

Если вы часто критикуете и осуждаете ребёнка, то негативное отношение у него формируется к самому себе. Это сильно мешает общению, т.к. ребёнок считает себя просто недостойным внимания окружающих. Слыша постоянные замечания в свой адрес, ребёнок делает вывод, что он ничего из себя не представляет и не будет интересен окружающим, боится проявить инициативу в общении, боится быть отвергнутым. Не делайте замечаний подростку при других; не требуйте от других детей, чтобы они приняли его, этим вы только роняете авторитет ребёнка. Чаще хвалите ребёнка, обращайте внимание на его сильные стороны. Всячески поддерживайте веру ребёнка в собственные силы.

4. Поощряйте ребёнка постоянно тренировать свои коммуникативные навыки.

Создавайте как можно больше таких ситуаций, в которых ребёнку придётся общаться с другими детьми. Хорошо, если ребёнок занимается в кружке или спортивной секции, где он может найти друзей по интересам. Поддерживайте его всякий раз, когда он проявляет инициативу в общении и ведёт себя дружелюбно и открыто.

5. Помогите ребёнку взять на себя ответственность за свои успехи/неуспехи в общении.

Нужно помочь ребёнку понять, что отношение сверстников к нему зависит от того как он сам к ним относится, как себя ведёт. В этом вам может помочь психолог. Вы можете предложить ребёнку посетить тренинги общения.

Если у подростка нет друзей, сверстники не принимают его, значит у него есть какие–то психологические проблемы. И от неудач, от отвержения сверстников проблемы только усугубляются. Чтобы ребёнок был успешным, нужно, чтобы он был счастливым, ведь недаром говорят: «Пока ты будешь счастлив, у тебя будет много друзей». Дарите ребёнку как можно больше положительных впечатлений – путешествия, праздники, маленькие сюрпризы в будние дни. «Подружитесь» со своим подростком, станьте для него тем человеком, к которому он всегда сможет обратиться за советом и помощью.

Быковская Н.Ю., заведующий Центром по работе с родителями БОУ ДПО «ИРООО».