Агрессия у детей 2 лет что делать. Агрессивный ребенок – почему и что делать. Почему важно раннее воспитание

Молодые мамы, наблюдая проявления агрессии у своих малышей, часто не знают как на это реагировать. В большинстве случаев все заканчивается продолжительной истерикой ребенка после «заслуженного» наказания. Мы собрали информацию, которая поможет родителям детей-драчунов 3-5 лет выявить причины агрессии и правильно реагировать на ее проявление у детей.

Почему дети дерутся: причины агрессии у детей 3-5 лет

Принято считать, что агрессивное поведение является реакцией ребенка на внешние раздражители. В большинстве случаев трудно с этим не согласиться. В те моменты, когда ребенок только учится взаимодействию с окружающим миром и людьми, агрессия служит определенным защитным механизмом. Поэтому ее проявления закономерны, но должны сойти на «нет» в течение небольшого периода времени. Если же приступы неконтролируемой ярости учащаются и длятся неоправданно долго, то специалисты диагностируют патологию в социальном развитии ребенка.

Причины агрессии у деток 3-5 лет:

  • Своеобразное исследование мира. Малыш именно при помощи ударов или толкания сверстников узнает реакцию родителей, просто взрослых, находящихся рядом и самих «испытуемых» на такое поведение. Он определяет границы дозволенного и называть эти проявления агрессией не стоит. Обычно у самого ребенка при таких экспериментах не меняется настроение, то есть он остается спокоен.
  • Проявление агрессии и злости. Часто агрессия у ребенка появляется в случае, если желаемое для карапуза не достижимо. Выясните потребность, возникшую у ребенка в данный момент, и объясните, почему ее нельзя удовлетворить или, наоборот, удовлетворите ее, по возможности. Предложите замену, подобный обмен может успокоить ребенка и покажет, что родителям важно его мнение. Дети легко соглашаются на компромиссы, предлагаемые авторитетными для них взрослыми. Не пытайтесь отвечать на проявляемую агрессивность собственным раздражением, поскольку это перерастет в выяснение «кто главней», и подавленная эмоция сослужит ребенку плохую службу в дальнейшей жизни.
  • В возрасте 3-5 лет, высказывая свое мнение, ребенок очень эгоцентричен. То есть согласиться со сверстником еще не может, да вообще нуждается в четких руководствах со стороны старших. Планирование ситуации и видение перспективы не отработаны, грань между фантазией и реальностью стерта. Ребенок видя по телевизору, как взрослый защищает свою территорию, считает, что и ему следует поступать так же. Агрессия в этом случае — просто подсмотренный навык. Далее мы расскажем, какие методы разъяснительных работ будут эффективны в этом случае.
  • Неправильное поведение родителей и взрослых , которые находятся возле ребенка. Негативно может повлиять на ребенка неадекватное поведение родителей в быту, на глазах у малыша, нелюбовь, выражаемая родителями чересчур явно, обиды, возникающие по вине родителей или обстоятельств, оскорбления со стороны старших или угрозы.

Маленький ребенок дерется: что делать родителям?

Чтобы помочь ребенку преодолеть агрессию родителям придется научиться быть терпеливыми и правильно разговаривать с чадом, выслушивать его до конца и пользоваться нехитрыми способами отвлечения внимания. Практические советы, которые представлены ниже, разработаны специалистами по работе с агрессивными детьми. Все они прошли проверку временем и признаны наиболее эффективными для решения подобных вопросов.

Для предотвращения агрессивного поведения у ребенка 3-5 лет специалисты советуют:

  1. Научить ребенка выражать раздражение , выбирая для этого приемлемую форму (работаем с проявлениями агрессии).
  2. Показать малышу, как распознавать собственный гнев и контролировать себя.
  3. В игровой форме развивать сопереживание и сострадательность к другим людям.

Эти общие рекомендации претворяются в жизнь разными способами. Разговоры и игры, моделирование похожих ситуаций с использованием любимых игрушек или сказочных персонажей, спортивные игры и переключение внимания – каждый из этих способов эффективен для борьбы с агрессией у малыша.

Примеры эффективных методов для устранения агрессии у детей:

  • Когда ребенок чувствует раздражение, гнев, обиду, предложите ему нарисовать или то, что он чувствует. Но при этом обязательно просите рассказать, что он делает и чувствует при этом. Скорее всего, что рассказ будет именно о настоящих причинах агрессии у ребенка. Заостряйте внимание малыша на чувствах, чтобы потом помочь ему их идентифицировать и контролировать самостоятельно. Отвлекая его внимание, вы не дадите разгореться скандалу и истерике.
  • Сшейте подушечку и объявите, что это «мешок для злости». Попросите малыша бить ее, как только он будет раздражен, то есть складывать плохое в мешочек. Это обезопасит его от травматизма во время истерики, не даст бить и кидать посуду или вещи.
  • Объясните, что в перспективе драчливость не выгодна ему лично . Если он побил сверстника, то тот не будет больше с ним играть. Если бьет взрослых, то они не захотят общаться с тем, кто делает им больно. В итоге, одному будет намного скучнее, чем в компании. Можно подойти к ребенку, которого обижает ваш малыш, обнять и поцеловать его. Таким образом внимание уделяется не драчуну, и он быстро сообразит, что может остаться один.
  • Обязательно донести до ребенка правила поведения в доме и на улице. Например, «когда мы не деремся, с нами тоже не дерутся», «если мы не обижаем, то и нас не обидят», «игрушки можно брать, когда они свободны». Дети стремятся к порядку и указаниям, потому что самим им сложно. Так что используйте убеждение словом и правилами.
  • Хвалите чадо, если он прислушался к вашим наставлениям , но не используйте слово «хороший» (по наблюдениям психологов малыши на него не реагируют). Акцентируйте внимание на том, сколько удовольствия он вам доставил своей сдержанностью.
  • Придумывайте совместные сказки, где он главный герой . Это поможет лучше понять чувства, как при рисовании и лепке. Применяя эффективные методы , вы поможете ребенку понять, как нужно и ненужно себя вести.
  • Почаще участвуйте в соревнованиях и устраивайте спортивные игры, физическая усталость не оставляет места психическому раздражению.
  • Оставляйте для ребенка в доступном месте бумагу или старые газеты, чтобы он мог их рвать. Предварительно объясните, что так вы узнаете о его гневе, а он ничего не поломает. Подобным по силе предложением считается топанье ногами или сильные вдохи-выдохи в момент приступа агрессии, а также боксирование с диванными подушками и резиновыми игрушечными молоточками.
  • Распознавать гнев можно научить с помощью плакатов или рисунков, которые сам малыш нарисует. Попросите изобразить разные эмоции и не убирайте рисунок. Договоритесь, что малыш может показывать вам на плакате то, что он чувствует. Это поможет предотвратить вспышки агрессии.
  • Сострадать и сопереживать малыша научат инсценировки, которые он будет проводить вместе с родителями. Подойдут любые игрушки и предметы, поскольку воображение у детей развито намного сильнее, чем у взрослых. Просите, чтобы он сам придумывал и рассказывал о выдуманных героях. Рассуждайте с ребенкам, кто прав и виноват в придуманных им ситуациях. Во время игры информация воспринимается лучше, чем во время лекции о неправильном поведении.

Иногда разрешайте ребенку пошуметь, побегать, попрыгать и повопить. Лучше пусть малыш выплеснет энергию под вашим присмотром, чем в драке с другими детьми.

Нужно показать ребенка психологу в том случае, если драки, проявления агрессии продолжаются регулярно в течении полугода.

Как отучить ребенка драться: мнения психологов

Анна Бердникова, психолог:

Прежде, чем Вы каким-либо образом отреагируете на агрессивное поведение Вашего ребенка, прислушайтесь к своим чувствам: что Вы испытываете? Это важно, потому что по чувству, которое Вы испытываете, будете определять, что происходит на самом деле и как реагировать на происходящее.
Во время очередной вспышки агрессивного поведения ребенка прислушайтесь к своим ощущениям. Что вы чувствуете? Горечь и обиду? Или злость и желание победить этого маленького злыдня, показать ему, кто здесь главный? Если второе, то вы прочно попали в ловушку борьбы за власть.
Что делать в этой ситуации? Самый первый шаг — постараться, насколько это возможно, уклониться от борьбы. Потому что, продолжая бороться, вы запускаете ситуацию по кругу.
Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Детский психолог Т. Малютина:

Если (ребенок) кусает или бьет вас, взрослого — прекратите это. Не терпите! Покажите, что вам больно, вкрикните, заплачьте. А потом объясняйте. Если малыш 2-3 лет ударил ребенка в песочнице, возьмите его за руку, извинитесь перед мамой пострадавшего, уведите малыша. Но не забывайте хвалить, когда ребенок спокойно играет, делится игрушками. Покажите, что чувства можно выразить словами. Пока малыш сам не научился объяснять, что с ним происходит, делайте это за него. «Мне не нравится, что ты меня бьешь, мне больно, но я понимаю, что ты сердишься, потому что я тебе запретила…» Когда чадо подрастет, просто спрашивайте: «Не нужно меня бить, лучше скажи, что тебе не нравится?» До 4-х лет, пока ребенок не осознает своих чувств, проговаривайте за него, а потом он сам сможет выражать недовольство словами, а не кулаками.

Психолог Ольга Цейтлин о драках между детьми в одной семье:

Часто родители защищают одного из детей, обычно самого слабого или младшего и просят детей делать, как он хочет. У старших это вызывает обиду и желание отомстить младшему. Они могут делать это незаметно для взрослых. Если родители защищают младшего, он чувствует себя победителем, а сам продолжает допекать своего брата или сестру. Родители не понимают, что такими действиями они только подпитывают соперничество между детьми. Родители часто не замечают провокаций «хорошего» ребенка, который провоцирует своего брата или сестру, когда пинает его под столом или нашептывает оскорбительные слова.

Е. Комаровский по поводу агрессии малышей по отношению к своим родителям:

Опять-таки мое отношение к тому, как исправлять подобное поведение, не соответствует тому, что рекомендуют психологи. Мое мнение: если ребенок проявляет агрессию по отношению к взрослым, то это реализация неких инстинктов, но у него есть и другой инстинкт: ребенок уступает, если видит, что тот, против кого он применяет физическое воздействие, сильнее. Поэтому всегда, когда ребенок поднимает руку (или ногу) на маму, надо позволить себе ответную контролируемую агрессию. Ни одно агрессивное физическое действие ребенка по отношению к взрослым не должно остаться безнаказанным. У взрослых имеется огромное количество способов контролировать поведение детей, ибо вся жизнь ребенка зависит от взрослого. Это вы даете дочке сладости-вкусности, покупаете игрушки, возможно, включаете мультфильмы – и во всем этом вы можете ребенка ограничить, если он ведет себя не так, как вам хочется. В любом случае, поднятая тема не педиатрическая, а однозначно психологическая. Это я к тому, что все вами сейчас прочитанное - это не советы специалиста, а мнение вашего знакомого доктора, который не является экспертом в детской психологии.

ЗЛОСТЬ И АГРЕССИЯ.


взято на сайте АНО Психологический центр «Ресурсы»

Вспышки гнева у ребёнка 2 -3 лет могут быть довольно сильными и буквально застать его родителей врасплох. Чаще всего первой реакцией родителей на эти негативные чувства будет запрет и обвинение ребёнка в том, что он их испытывает.

Как лучше действовать родителям? Какая позиция наиболее оправдана с точки зрения детской психологии?

Почти всем заботливым родителям кажется, что ребенок, окруженный любовью и вниманием родных, просто не имеет причин злиться . И эта «беспочвенная», по их мнению, злость заставляет задуматься о том, все ли в порядке с их ребенком: «Может, это мы виноваты? Разбаловали?» Закономерно возникает и вопрос: «Как следует к этому относиться?» Не обращать внимания - не будет ли это поощрением агрессии? Объяснять и наказывать? Но как объяснишь такие сложные вещи малышу? А если он не понимает, то за что же его наказывать?

В причинах детской агрессии нам и предстоит разобраться, равно как и выработать правильную так тику родительского поведения . Для начала только стоит определить, что мы будем понимать под словом «агрессия». В первую очередь агрессия будет означать аг рессивные действия, совершаемые ребенком по отно шению к другим людям. Это могут быть укусы, щипки, царапанья, попытки ударить и другие способы причинить им физическую боль. К агрессивным действиям можно отнести и намеренную порчу ребенком игрушек и других предметов в приступе злости и гнева. «Бранные» слова, которые произносит ребенок в адрес близких - «убью», «выброшу» и т.п., - это проявления вербальное (словесной) агрессии. Слова «злость» или «гнев» будем относить собственно к эмоциональному состоянию ребенка, переживаемым им отрицательным чувствам.

Ну а теперь давайте попробуем понять, что движет малышом, набрасывающимся с кулаками на свою любимую маму, бабушку и остальных.

Что происходит с ребенком к двум годам - возрасту, в котором чаще всего начинает проявляться агрессия против родителей? Ребенок взрослеет: он научился управлять своими ручками и ножками, овладел своим телом настолько, чтобы передвигаться самостоятельно и исследовать окружающий мир, научился с помощью простых слов обозначать для родителей свои желания. И понял, что до некоторой степени он управляет своими родителями. Он заплакал - мама подошла, описался - мама переодела, проголодался - мама накормила и т.п. По мере своего развития ребенок совершенствует способы привлечения к себе внимания, пребывая до поры до времени в счастливом заблуждении, что и впредь мама будет угадывать все его желания и удовлетворять все его потребности.

И вот однажды он сталкивается с ситуацией, в которой мама говорит ему «нет» . Рано или поздно маме становится тяжело подстраиваться под все возрастающие нужды ребенка. Ее отказ выполнить то или иное желание ребенка может вызвать довольно сильный гнев. По внутреннему ощущению ребенка и по предшествующему опыту его жизни мама «не имеет права» отказывать ему. Он привык получать то, чего хочет, и не понимает, почему должно быть иначе. Ребенок начинает протестовать, злиться, прибегая при этом к простейшей агрессии.

Нормально это? Абсолютно нормально! Злость - нормальная реакция здорового организма на преграду, мешающую получить желаемое. Однако ребенок еще не понимает того, что хорошо усвоили в детстве его родители. Далеко не всегда мы можем получить желаемое сразу . Порой нам приходится не только терпели во ждать, но и прикладывать значительные усилия для достижения желаемою, терпя при этом всяческие неудобства. Более того, иногда , несмотря на все усилия, мы не можем удовлетворить свое желание . И с отрицательными чувствами в этой связи надо тоже научиться справляться. Вот именно этого опыта смирения, откладывания своего желания «на потом» пока не хватает ребенку.

Наша общественная социальная жизнь подчинена многим ограничениям и запретам, которые пока неведомы ребенку. Хотя для родителей эти запреты уже давно стали нормой и действуют автоматически. И того же они ожидают от своего ребенка. «Как он не понимает, ведь этого же нельзя!» А он не понимает, вернее, еще не понял. Ребенок не рождается с умением «терпеть» и «ждать», этому ему надо будет научиться . И учиться он будет на всем протяжении дошкольного возраста (и дальше всю жизнь). Задача родителей - помочь ему в этом, не потворствуя, но и не торопя его и не осуждая.

Научиться ему предстоит и сдерживанию своей агрессии. Помимо запрета на агрессивные действия в адрес окружающих, в обществе действует еще более сильный запрет на проявления агрессии в отношении близких людей - родственников и членов семьи. Иногда родители готовы понять агрессию своего малыша, направленную на незнакомого человека, но «обижаются» на него, если эти действия касаются их самих. Иногда, наоборот, мама «не заметит» агрессивной выходки ребенка в свой адрес, но устыдится, если ребенок начнет делать то же самое в гостях или на улице в присутствии посторонних.

Кстати, выражая злость, ребенок может причинить вред не только окружающим, но и самому себе. Гнев ребенок может направить как на тех, кто вызвал его чувства - то есть на родителей, так и на «замещаю щие» объекты - игрушки, мебель и т.п. Но иногда нею свою злость и ярость ребенок направляет на... самого себя. Например, он может начать бить себя, дергать волосы и даже биться головой о стену. В детской психологии для этого поведения есть специальный термин - аутоагрессия, или агрессия, направленная на себя. Углубляться в эту тему сейчас мы не будем заметим только, что аутоагрессия получает свое развитие/подпитку, когда другие способы выражения агрессии находятся под строгим запретом. «Ты плохой, бьешь бабушку», - говорят ребенку родители. «Я плохой», - понимает про себя ребенок. А значит, мол нужно наказывать самого себя. Как мы видим, ребёнок ведет себя очень «логично». Однако очень быстро родителям становится его жалко. И не зря, аутоагрессия небезопасна для психики ребенка, и ее проявления должны быть сигналом для родителей о его внутреннем неблагополучии.

Итак, говоря об отношении взрослых к проявлениям детской агрессии, мы заметили, что в основе негодования чаще всего кроется представление, ребенок уже обладает способностью управлять c воим гневом, а значит, причиняет им боль нарочно, «осоз нанно». Вот почему первое, о чем должны напомнить себе родители, сталкиваясь с проявлением агрессии со стороны ребенка, так это о том, что он действительно «не осознает, что творит» и не владеет собой в доста точной мере, чтобы сдержать свой агрессивный пульс . Он пока не понимает, что совершает дурной поступок, как не понимает и того, что вам больно, всем еще малыш может не понимать (не помнить с ощущений), что такое боль вообще. Вот почему родителям очень важно обозначить происходящее - объя вить, что им больно, и спокойно объяснить ребенку, что «драться и бить людей нельзя». Этот запрет и объяснение нужно повторять снова и снова, препят ствуя ребенку в момент осуществления агрессивного действия - ловить его ручку, занесенную для удара, уворачиваться от укусов и т.д.. До тех пор, пока ребёнок не осознает происходящего и не научится по своей воле сдерживать себя.

В ответ на агрессивное действие ребенка мама в крайнем случае может прибегнуть к легкому телесному наказанию - шлепку по попе, сжиманию ручки ребенка в предплечье и т.п. Это наказание будет носить, так сказать, символический характер. Его цель - обозначить для ребенка серьезность его проступка. Этим средством не стоит злоупотреблять. Эффективно оно будет, если применять его изредка, когда кажется, что такое наказание уместно. Безусловно, 2-3-летний ребенок уже способен частично отдавать себе отчет в своих действиях, но очень часто он еще не может затормозить свою агрессию в момент, когда его охватывает чувство злости. Хотя позже он осознает содеянное и искренне раскаивается. Например, ребенок может делать замечания игрушкам: «Нельзя драться, нельзя обижать маму», хотя сам при этом может продолжать замахиваться и наносить матери удары.

В этом случае некоторые мамы начинают раздражаться на ребенка еще больше: «Как это - знает, что нельзя, а все равно делает. Значит, нарочно». Однако эти мамы просто торопятся с выводами. К подобной ситуации стоит отнестись не как к «педагогическому провалу», а как к промежуточному успеху своего воздействия. Поведение ребенка показывает, что он уже запомнил правило, знает, что от него ждут, но просто пока оказывается не в состоянии выполнить его всякий раз, когда это требуется. Пока эмоции сильнее его. И это тоже нормально. Любая учеба требует времени. И это время и себе, и ребенку надо дать.

Таким образом, можно сделать предварительный вывод. То, что ребенок сердится, ругается и может быть агрессивен - нормально . Это не признак испорченности или неправильного воспитания. Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как ра дость или грусть . Злость к тому же - энергетически заряженное чувство, которое во многих ситуациях помогает бороться с трудностями, преодолевать препят ствия. Злость может понадобиться для самозащиты, для отстаивания своих прав. Злость подает сигнал человеку о том, что какая-то важная его потребность не удовлетворена. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость вообще, а научиться выражать ее безопасным для себя и для других способом . В идеале нужно научиться не только выражать свой гнев цивилизованно, но и обращать эту негативную энергию в конструктивные действия по преодолению препятствия.

Запрещая ребенку гневаться и злиться вообще, наложив на это чувство «табу», родители могут сослужить своим детям плохую службу. Что чувствует ребенок, если родители стыдят его за то, что он злится? «Я плохой, со мной что-то не так». Поскольку злость возникает естественным образом снова и снова, ребенок может начать бояться, что его отвергнут за то, что он испытывает подобные «неправильные» чувства. На место злости, таким образом, приходят вина и ощущение собственной неполноценности.

При этом злость никуда не испаряется, а остается неосознаваемой, подавленной, что чревато неадекватными вспышками гнева в ситуациях, когда самоконтроль человека ослаблен, например, при болезни. Эта вспышка «запрещенного» гнева оставляет после себя очень тяжелое состояние вины, деморализуя человека еще сильнее и лишая его сил на борьбу со стрессом и нездоровьем. Вина и стыд могут быть еще менее конструктивны, чем злость . И в отличие от злости они не придают человеку сил, а, напротив, ослабляют его, зас тавляя сомневаться в себе и своих возможностях.

Чтобы научить ребенка контролировать свою злость и управлять ею, стоит разделить чувство злости и совершаемые ребенком агрессивные действия. Осуждая агрессивные действия ребенка, вы не осуждаете его при этом за его чувства. «Ты имеешь право злиться, быть недовольным, заявлять о своем несогласии, - сообщаете вы ему. - Но ты не должен причинять боль людям и всем живым существам».

Так вы накладываете запрет на агрессивные действия, а не на чувства. При этом хорошо, если вы указываете ребенку «разрешенное» действие, которое позволит ему избавиться от накопленного напряжения: поколотить боксерскую грушу (или специальную игрушку «для битья»), подраться подушками, устроить сражение на надувных мечах, порвать старые газеты, смять пластилин и т.п. Таким образом, вы, говоря научно, «канализируете» его злость, а значит, управляете ею.

Теперь несколько слов о ругательствах. Родители равным образом негативно относятся к проявлениям как физической, так и вербальной агрессии детей. Хотя с точки зрения детской психологии, как это ни странно, выражение вербальной агрессии предпочтительнее. Поскольку это более «цивилизованный» и более «взрослый» способ злиться. Согласитесь, сказать - не сделать. Вот почему родители на первых порах могут учить детей заменять свои агрессивные действия словами. Это будет уже первым шагом на пути совладания со своей агрессией.

Замечательно, если ребенок научится распознавать свою злость, когда он сам сможет понимать, что сейчас злится. А научиться этому он сможет, если сначала распознавать и обозначать для него его злость будете вы, его родители. Когда вы замечаете, что ребенок недоволен и злится, вам надо сообщить ему об этом (без осуждения, спокойно): «Я вижу, что ты злишься». И дальше следующий вопрос-предположение: «Ты разозлился из-за того, что... не получается/не можешь/я тебе не разрешаю и др.?».

Иными словами, вы обращаетесь к разуму ребенка, приглашаете его определить причину злости. Это ценнейший урок для маленького ребенка: он может ПОНЯТЬ, пусть не сразу, что для его переживаний есть конкретная причина. Со временем он сможет сам определять эту причину, переходя тем самым от выражения эмоций к их анализу, что, безусловно, позволит ему научиться сдерживать свои агрессивные порывы. Следующим шагом для него станет умение вступать с мамой в договорные отношения, то есть вести переговоры на предмет получения желаемого на определенных условиях.

Таким образом, схема по обучению ребенка уп равлению своей злостью выглядит так:

1) сначала вы обозначаете для ребенка его состояние - «ты злишься» - и называете возможную причину;

    постепенно ребенок учится понимать, что он злится, и связывает свои чувства с конкретной причиной;

    одновременно он учится выражать свои желания и потребности словами и добиваться, чтобы другие поняли, что ему нужно: «Мне хочется...», «Сейчас я хочу, чтобы вы...», «Я не хочу, чтоб ты...»;

Типичная ошибка родителей заключается в подавлении чувства злости у ребенка и наложении абсолютного запрета на проявления любых агрессивных действий с его стороны.

Причиной тому служит страх родителей. Они боятся, что их ребенок вырастет «асоциальным типом» и не будет любить своих родителей. Более глубокая причина кроется в неумении родителей управлять своей собственной злостью, которую им в детстве точно так же «запретили» чувствовать.

Родителям не стоит стыдить и ругать малыша за его чувства и за то, что он пока не в состоянии справиться со своей агрессией. Плохо, если ребенок сделает вывод: «Я плохой, раз я злюсь; но поскольку не злиться иногда я не могу, то я злюсь еще сильнее, злюсь еще и на то, что мне запрещают злиться». В результате он не учится контролировать свою агрессию, учится ее только подавлять, что ослабляет его и лишает важного опыта - возможности научиться владеть собой.

Правильные действия родителей состоят в том, чтобы останавливать ребенка в момент совершения им агрессивных действий и сообщать ему о том, что вам неприятно и больно. Например, мама может физически препятствовать «атакам» грудного младенца: вынимать сосок у него изо рта при попытке укусить, останавливать его ручку, занесенную для шлепка, и т.п. В дальнейшем ребенка постарше надо учить заменять свои агрессивные действия словами, сообщая о том, из-за чего он злится. Ребенка можно также обучать иным способам выражения своей злости, способам безопасным для него и для других, - «канализировать» свою агрессию.

Если ребенок способен узнать свое чувство зло сти, определить и назвать причину, а также сказать об этом другим, это значит, что он прекрасно справляется со сложной задачей контроля над своими негативны ми чувствами, умеет управлять ими.

Нравится

С моим активным и темпераментным младшеньким я очень рано столкнулась с проблемой детской агрессивности. Когда Глеб выходит во двор, дети разбегаются, и их мамы тоже не слишком-то рады. Пережив непростое «дворовое» лето и трудности привыкания к детсадовскому коллективу по осени, мы вместе пришли к важным выводам, которые, надеюсь, помогут другим родителям.

1. Агрессивное поведение ребенка – это не свойство личности

Агрессия в три года – это не совсем агрессия. Малыши только учатся общаться, контролировать себя, различать добро и зло. Обиженный малыш может крикнуть: «Я тебя убью!», не понимая до конца смысла сказанных слов. Это не значит, что он плохой, просто он где-то успел услышать эти слова и пока не умеет контролировать свои импульсы. Более темпераментные дети громче кричат и сильнее толкаются, в то время как более тихие терпят, плачут или бегут жаловаться. Все дети разные, но все они хорошие и достойны любви.

2. Терпение – главное оружие мамы «кошмарного» ребенка

Если мы кричим, ребенок мотает на ус. Если мы бьем ребенка, он понимает, что ТАК МОЖНО. Криками и насилием нельзя добиться от малыша НИЧЕГО, кроме хорошего усвоения им этого нашего поведения. В самые тяжелые времена мы с мужем вообще перестали повышать голос и шлепать ребенка. Если дерется, просто молча отнимаем оружие и идем дальше по своим делам. Если распускает руки, слегка хлопаем ему по рукам в ответ и напоминаем, что бить других нельзя. Если скандалист уже охрип и устал от плача, предлагаем ему «помириться и пожалеть сыночка». Иногда приходится делать так по двадцать раз кряду. Рано или поздно (иногда через 10 минут, иногда через полтора часа) он идет на мировую.

3. Четкие правила

Вообще у нас в семье очень мало запретов для детей, но есть вещи, которые делать нельзя ни при каких обстоятельствах (обижать других, например), иначе наступят конкретные негативные последствия. Если ребенок устроил драку во дворе, немедленно уходим домой. Если вздумал расшвырять товар в магазине, уходим. Упирается и орет – закидываем на плечо и уходим. Укусил маму – игра в Лего отменяется. Швырнул чашку с чаем – знаешь, где тряпка. Снять в песочнице сандалии и закопать ножки в песок – можно. Бросаться песком в других - нельзя, иначе – домой.

4.Энергию – в мирное русло

Этот совет требует только одного – внимания родителей и готовности тратить, тратить, тратить время и силы на свое чадо. Уже понятно, что посидеть и поболтать с другими мамочками на скамейке, пока твое дитя выдирает игрушку у годовасика и пытается дать ему ведерком по голове, все равно не получится. Значит, садимся с детьми в песочницу и начинаем играть все вместе, организовывая взаимодействие и попутно гася начинающиеся конфликты. Вовремя разводим детей по разные стороны двора, отвлекаем, ищем жучков, собираем листочки, устраиваем игры и соревнования. Дома разрешаем малышу, к примеру, рисовать акварелью в ванне, готовить собственный омлет или катать пластилин на паркете (все отмоем). Ребенку, энергия которого перехлестывает через край, это очень нужно. Каждая копейка времени и сил, вложенная в него сейчас, в будущем превратится в рубль.

5. Утверждаем ценность добра и бесперспективность зла

Доказывать две эти вещи ребенку, склонному к проявлению агрессии, нужно постоянно, много раз в день, но без скучных нотаций. Читаем добрые сказки, моделируем игровые ситуации, где добро побеждает зло, спасаем и лечим игрушки, учимся говорить вежливые и добрые слова, жалеть, просить прощения. Злых персонажей ругаем, а потом прощаем, мы же добрые. Много разговариваем «за жизнь», про дела в детском садике, про хорошие и плохие поступки. Я пытаюсь анализировать его поведение, подсказывать, как поступить. Очень хорошо на сына влияют разговоры о том, что он уже большой и сильный, а сила нужна для того, чтобы помогать слабым.

6. Ситуация когда-нибудь изменится

Это чистая правда. Ребенок развивается, и в один прекрасный момент он становится немножко другим. Лучше или хуже – во многом зависит от того, как мы решали проблемы предыдущего периода. Если в два года сын в силу возрастных особенностей плохо понимал, что от него хотят, то сейчас, в три года, намного легче соглашается принять правила общества, а случаи драк, укусов и прочих ЧП постепенно сходят на нет. На радость родителям, воспитателям и всем окружающим.

Читайте в этой статье:

Проявление эмоций свойственно человеку разного возраста и считается вполне нормальным. Еще в утробе матери ребенок способен проявлять свой характер: капризничать, хмурить брови, кривиться, радоваться и улыбаться. Первые годы рождения — также довольно эмоциональный период. Дети малого возраста еще не могут словесно выразить свои мысли и желания, и поэтому пытаются донести информацию с помощью эмоций, зачастую не всегда позитивных. Ребенок двух лет вполне может сочетать слова в фразы, а фразы в предложения, поэтому вдобавок к эмоциям прибавляются и словесные аргументации его поведения. Малыш легко может выражать свою радость или недовольство, объяснив вам причину его реакции на какой-либо раздражитель. Но бывает так, что ребенок ведет себя слишком агрессивно и порой, как кажется родителям, неадекватно. Агрессивный ребенок постепенно увеличивает свою агрессию, а взрослые теряют контроль над малышом. В чем же причина такого поведения?

Первые проявления негативных эмоций

Ребенок до 2 лет, не имея четкой способности к вербальным коммуникациям, часто проявляет свое недовольство истериками, толчками, кусанием или щипанием. Среди ученых бытует мнение, что пока не наступит второй год жизни ребенка, его поведение не стоит расценивать как проявление открытой агрессии. Скорее всего, ваш малыш нервничает из-за того, что не может сказать то, что чувствует, и поэтому думает, что все его просьбы вы выполняете неверно специально, таким образом раздражая малыша. Такое поведение ребенка 2 лет можно считать нормальным, без каких-либо психических отклонений. Более того, любое проявление эмоций в этом возрасте закаляет характер малыша и делает его решительным и стойким.

Ошибкой родителей в этот период может быть как чрезмерное сюсюканье с ребенком, чтобы его успокоить, так и жесткие меры наказания и рукоприкладства. Так он будет еще более агрессивным и раздражительным. Дайте волю эмоциям малыша, и через некоторое время он сам успокоится и забудет, из-за чего он так переживал. Только в спокойном состоянии можно попытаться поговорить с малышом, разъяснить в игровой форме, что так вести себя нельзя, обнять и сказать малышу что-то приятное. В таком случае дети быстро успокаиваются, и уже с 2 лет они становятся способными оценить свое поведение и прислушаться к советам. Что же делать, если малышу уже исполнилось два года, а агрессия у ребенка только усиливается? Здесь, возможно, потребуется вмешательство специалиста.

Агрессия — ответ на раздражитель

Причины проявления агрессии у малыша имеют довольно разный характер. Такое поведение может проявляться вследствие какого-либо психоэмоционального напряжения. Так, если в семье, где живет малыш, имеют место частые, необоснованные скандалы или даже драки, малыш может реагировать на такие раздражители нервозностью, плаксивостью и агрессией. Более того, ребенок в возрасте четырех лет склонен моделировать ситуацию и подражать поведению взрослых. Таким образом, в общении со сверстниками он может, выражаясь фразами родителей, обижать других детей, толкать их, пинать, драться, царапаться, делать что-либо назло, считая свое поведение нормальным. Кроме того, агрессивный малыш может быть чрезвычайно капризным и вредным: отказываться есть, мыть руки, складывать игрушки. Как правило, он это делает не просто со словами «не хочу», «не буду», а с истериками и сопротивлениями.

В неблагополучных семьях, где родители попросту не оказывают должного внимания, малыш с помощью такого поведения пытается заслужить хоть какую-то реакцию и внимание на него со стороны взрослых. Даже если это внимание будет сопровождаться повышением голоса на него со стороны родителей или шлепком, малыш со временем успокоится, так как своеобразное внимание он все-таки заслужил, добился своей цели, психоэмоциональная разрядка произошла, и все встало на свои места. Здесь следует вовремя «очнуться» родителям, чтобы не упустить момент и не сделать так, чтобы агрессивный ребенок превратился в агрессивного взрослого, что в разы страшнее. Разумный ход родителей в этой ситуации — наладить отношение в семье, уделять малышу больше времени и внимания, интересоваться его увлечениями и слушать внимательно все, что он хочет вам рассказать. Если такая методика «умиротворения» в семье не помогает — следует обратиться к специалистам.

Основные признаки патологии поведения

Признаками патологического поведения и чрезмерного проявления агрессии можно считать:

  • постоянство неадекватной реакции на раздражители: агрессия проявляется при любых ситуациях и продолжается на протяжении месяца;
  • чрезмерная жестокость в поведении: драки, удары, укусы, порезы, поджоги и т.д.;
  • полная дезадаптация — потеря доверия со стороны близких, родителей, воспитателей, учителей и сверстников.

Если вы заметили стойкие проявления агрессии у вашего ребенка и хотите изменить состояние малыша самостоятельно — приготовьтесь к длительной, ответственной работе и максимально посвятите себя ребенку. Станьте одним сплошным ухом, глазом для него, внимайте все, что он вам рассказывает, и смотрите на то, что он вам показывает. Поверьте, ваше внимание для малыша в возрасте 3- 4 лет является необходимым, как воздух. Именно родители закладывают правильный фундамент в поведение ребенка, поэтому помните, что дети — отражение взрослых.

Типы агрессивного поведения

Ребенок, испытывающий агрессию, может по-разному вести себя с окружающими, но тем временем испытывать одни и те же эмоции. Просто еще в малом возрасте у малыша вырабатывается чувство уважения к одним людям и неуважения к другим. Попытайтесь стать для своего малыша авторитетом, чтобы он вами гордился и подражал лучшим вашим эмоциям, а не делал вам назло и ни во что вас не ставил. Ученые выделяют несколько типов проявления агрессии у детей, которые наиболее распространены в наше время. Первым типом является гиперактивно-агрессивное поведение. Такие дети, как правило, растут в чрезмерной любви, заботе и необоснованной похвале. Попадая в общество сверстников, дети начинают превозносить себя выше других, проявляя агрессию по отношению к слабым детям. Агрессивно-обидчивое поведение может проявляться вследствие некоторых физических недостатков ребенка: маленький рост, плохое зрение, картавость и т.д. Таким образом, агрессия является проявлением защитной реакции организма на обиду. Агрессивно-боязливое поведение может проявляться в связи с настороженностью и готовностью к мнимой угрозе нападения.

Как вывести ребенка из агрессивного состояния?

Если ребенок в возрасте от 3 до 5 лет ведет себя в меру агрессивно, то такое поведение не является опасным для него самого и для окружающих. Все, что нужно сделать родителям, как только они заметили раздражительное поведение — переключить внимание малыша на другой объект или ситуацию. Также может помочь игнорирование поведения или выражение понимания к чувствам ребенка. Если агрессивный ребенок не поддается уговорам и контролю родителей, то следует перейти к следующей ступени помощи со стороны близких. Прежде всего, родителям агрессивного малыша следует самим научиться сдерживать негативные эмоции, чтобы он брал с вас пример. Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, он подражает эмоциям и поведению тех, кто его окружает, в особенности родных. Контролируя свои негативные эмоции, родители показывают яркий пример совладения с собой и не подкрепляют своим негативом агрессию ребенка. Главная задача взрослых — уменьшить напряжение детской психики, но часто родители теряют над собой контроль и в ответ на раздражительность сами начинают проявлять агрессию. К неправильным действиям родителей относятся:

  • резкое повышение голоса, грубость;
  • крик, истерика;
  • агрессивные жесты;
  • насмешки;
  • применение физической силы;
  • чтение морали;
  • угрозы, шантаж;
  • жесткое давление;
  • неоправданная награда или подкуп.

Такое поведение лишь усилит агрессию малыша и расшатает вашу нервную систему. Поэтому следует научиться анализировать поведение вместе с ребенком, но делать это только тогда, когда малыш выйдет из негативного состояния и успокоится. Ребенок — очень ранимое существо, поэтому подход к серьезному разговору нужно совершать крайне осторожно и потихоньку смягчать ситуацию. Важную роль в завершении конфликта играет ваша реакция на поведение малыша, ваши слова, позы, жесты, тон и громкость голоса. Все это способно либо улучшить психологическую ситуацию, либо разжечь конфликт еще сильнее. Контролируйте свои эмоции, чтобы ваш малыш рос и воспитывался только на позитивных примерах.

Оксана (2 года 6 месяцев) растет в благополучной семье. Мама не работает, уделяет время домашнему хозяйству и много занимается с дочерью. Дома девочка ведет себя хорошо. Только вот излишне требовательна. Мама, не выдерживая ее «требовательности», часто уступает. А вот когда Оксана приходит в дом к бабушке, то «становится» просто агрессивной: кусает, даже бьет бабушку. Все взрослые в семье в недоумении, бабушка ругает и стыдит девочку, даже шлепает в наказание. Но, к сожалению, ничего не помогает - Оксана начинает кривляться и продолжает бить кого-то, воспринимая это как шутку.

Прежде всего, нужно сказать, что агрессия и агрессивность - это разные понятия. Агрессия - это иными словами активная форма выражения эмоции гнева, это быстрая реакция на какой-то негативный для ребенка «раздражитель», что, может проявляться в причинении ущерба человеку или предмету. Агрессивность же - это ставшее привычным поведение, даже можно сказать, качество личности.

Однако, сама эмоция гнева не всегда влечет агрессивные действия. Для этого должны совпасть многие факторы: культура, семья, индивидуальные особенности ребенка. С возрастом ребенок при помощи окружающих взрослых учится сдерживать свои порывы, более цивилизованно выражать свой гнев. Тем не менее, формированию агрессивности как устойчивой характеристики поведения может способствовать: отчуждение матери от ребенка, постоянная критика, равнодушие, проявление терпимости к проявлению агрессии других членов семьи, слишком суровая дисциплина и наличие наказаний и, опять же, индивидуальные особенности ребенка.
Все это говорит о том, что у агрессивных родителей вырастают агрессивные дети. И, чтобы воспитывать желательное поведение у своих детей полезно разобраться со своим собственным. Прежде всего, чтобы научить ребенка проявлять себя менее агрессивно, нужно понять, что только спокойствие воспитывает спокойствие.

Когда проявляется агрессия?

Обычно ребенок начинает драться в ситуации, когда не удается добиться своего, то разные дети добиваются этого разными способами: кто-то ноет, кто-то устраивает истерики , кто-то, надувшись, замыкается, именно так «наказывая» взрослых. А кто-то пытается отстаивать свои желания кулаками.

Но давайте проанализируем ситуацию. У каждого из нас когда-то было чувство, когда хотелось крикнуть, даже ударить кого-то, особенно если у нас «быстрый» темперамент. Но при этом мы, взрослые, способны выражать свой гнев цивилизованным образом, и при этом выбираем способ нашей реакции на то, что его вызвало. К сожалению, очень часто мы показываем свою агрессию нашим детям. Почему же в наших традициях воспитания есть табу на выражение чувств детей, но ничего не говорится, что делать со своей агрессией взрослым? Не потому ли часто возникает ситуация, когда ребенок, в общем-то повторяя наши действия, попадает в непонятную для себя ситуацию двойственности: родителям можно кричать и бить, а мне - нельзя?! И ситуация усугубляется тем, что на это новое «открытие» ребенок реагирует еще более агрессивно.
Если маленький ребенок замахивается, например, игрушкой на кого-либо из взрослых или кусает его, или произносит слова типа: "ты плохая", "ты плохой", т.е. пытается агрессивным поведением выразить свое отрицательное отношение к Вам, или другому человеку (объекту), он получает в ответ отрицательную оценку своих действий, запрет на подобное поведение или даже наказание.
Особенно часто подобную реакцию на поведение детей дают прародители (бабушки и дедушки): "как ты смеешь бить бабушку", "ты плохой, невоспитанный ребенок". По сути дела, в этой ситуации взрослые словесно повторяют то поведение ребенка, которое в то же время пытаются запретить. Это ситуация, требующая от взрослых внимательного и терпеливого отношения.
Но в процессе воспитания важно не столько ПОДАВИТЬ такое агрессивное поведение, сколько НАУЧИТЬ ребенка справляться с этим состоянием. Важно помочь ребенку в понимании того, какие чувства он испытывает, и какие формы их выражения приняты между людьми. Однако для каждого возраста есть свои особенности и подходы к тому, чтобы научить ребенка овладевать своим поведением и не быть агрессивным.

Как «растет» агрессия?

От рождения до года

«Он с самого рождения был агрессивным, - возражает одна из мам. - Извивался, злился, а потом кусался».

Ребенок изначально дружелюбное существо. Первое социальное проявление - это именно улыбка, в каких бы условиях ребенок ни рос. Если ребенок растет в атмосфере любви и взаимопонимания, среди доброжелательных и любящих людей, то очень мало предпосылок для возникновения стойкого агрессивного поведения. Также, как и эмоция страха, агрессивность возникает из-за несформировавшегося базового чувства доверия к окружающему миру. Страхом реагируют дети, склонные к оборонительной реакции, а агрессивно - те, кто может приспосабливаться.
Уже двухмесячный ребенок может дать понять, насколько он недоволен действиями взрослого: криком, выражением лица. Становясь старше и овладевая своим телом, младенцы сопровождают данную эмоцию действиями: движением рук, ног. Например, 6-7-месячный малыш, злясь из-за попыток матери закапать капли в нос, может оттолкнуть ее руку, вывернуться, при этом пронзительно крича. В дальнейшем добавляется бросание игрушек, их пинание и другие более демонстративные формы поведения.
Согласно Б.Споку, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему.
Причина агрессивной реакции на маму зависит от нее самой, ее отношения к малышу. Восприятие материнских обязанностей по отношению «к этому червячку» как к «грязным», «трате времени», ожидание, «когда же это все закончится» - ведет к повышенной раздраженности самой матери. Отсюда и повышенная агрессивность малыша. Младенцы очень чувствительны к эмоциям взрослых. Они «читают» их даже не по мимике - по степени интенсивности и плавности движений, по мелодичности голоса.
Страсть к кусанию ребенка до года может быть вызвана и прорезыванием зубов, а также попыткой просто установить контакт с матерью. Ваша дальнейшая реакция повлечет либо желание искать другие способы контакта, либо «наращивать» амплитуду кусания: если вы засмеетесь, то эта реакция подкрепит второе. Когда малыш кусает, нужно строго и серьезно (никаких улыбок!), но уверенно и спокойно (неизвестно, может бурная реакция недовольства с вашей стороны понравится малышу) дать понять крохе, что вы с таким «контактом» не согласны.
При общении с младенцем нужно помнить, что любое ограничение (не вылазить из коляски) вызывает естественную эмоцию гнева. Но малыш еще не умеет проявлять ее так, как нам бы хотелось. Зато мы уже умеем. Главная «психологическая пилюля» - это ваше терпение и спокойствие (вы же обучаете своим примером - так сами старайтесь реагировать цивилизованно на поведение ребенка). Несмотря на недостаточное развитие речи, уговаривайте малыша (это заодно разовьет его пассивный словарь, а убедят больше ваш тон, выражение лица): «Вылезать из коляски не нужно, скоро мы уже приедем». Можно легко отвлечь малыша от процесса одевания, переключить его внимание на что-то другое.

Нам год!

До года ребенок в основном изучает окружающий мир. На втором году жизни возрастает активность ребенка. Теперь же его больше начинают интересовать люди. Как правило, ребенок уже начинает ходить, возможности для исследовательских способностей увеличиваются. И потому агрессия проявляется именно в сфере обучения общения и освоения основных правил поведения.
Проявление агрессии ребенка в этом возрасте связана с непоследовательностью родителей. Обучение правилам поведения «в зависимости от настроения» или попустительство, разрешение делать все, что угодно, приводит к тому, что у ребенка не формируются основные «нельзя», и потому он бурно реагирует, когда они «вдруг» появляются.
Хорошо помогает в этой проблеме «самовоспитание» родителей: самим выполнять всего два правила:

  1. Этих «нельзя» должно быть немного (не больше пяти основных, из разряда того, что опасно для жизни и здоровья малыша)
  2. Эти «нельзя» должны выполняться всегда, независимо от настроения родителей.

Но что же делать с остальными «нельзя»? - Заменяйте их на «можно». Например, ребенок увлеченно рвет книжные страницы, наслаждаясь звуком и своими «возможностями преображать предметы» - дайте старую газету, и скажите, что ЭТО рвать МОЖНО.
Чтобы добиться правильного реагирования на слово «нельзя», нужно немного: терпение, согласованность взрослых (чтобы не было: то, что запрещает папа, то разрешает мама). По мере взросления ребенка «нельзя» подменяются другими, и это уже произойдет менее болезненно.

От двух до трех

С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости - знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей.
Дети пока не понимают, не чувствуют чужой боли. Они не могут поставить себя на место другого. В этом и заключается причина детской агрессии и даже жестокости. Но пугаться этого не надо. Милосердие в ребенке надо воспитывать.
К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети часто попадают в детские сады, где начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.
В этом возрасте агрессия носит «инструментальный» характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.
В этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшее разочарование, он воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.

И старше...

В три-четыре года возникает феномен «переноса», суть которого состоит в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и отца (прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом) и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект.
Дети, которые, подрастая, не научатся подавлять свою агрессивность и общаться с окружающими с помощью устной речи, часто превращаются в настоящих драчунов. С помощью драк дети могут добыть себе вещи, к которым они стремятся, но это сделает их изгоями в детской компании и другие дети будут их бояться. Чтобы приблизить момент «взросления агрессии» (и помочь защитить других детей!), вы можете воспользоваться советами, которые помогут вашему ребенку избавиться от агрессивных привычек.