Здоровьесберегающие технологии в доу по фгос. Педразвитие Здоровьесбережение детей в доу по фгос

Анна Лапина
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ

«Здоровье детей - здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Суть здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

проведение профилактической оздоровительной работы;

ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

мотивация детей на здоровый образ жизни;

формирование полезных привычек;

формирование валеологических навыков;

формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);

физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)

валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

смене вида деятельности;

предупреждении утомляемости;

снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

активизации кровообращения;

активизации мышления;

повышении интереса детей к ходу занятия;

создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

улучшить работу внутренних органов;

активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

тренировать дыхательный аппарата;

осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

восстановить душевное равновесие, успокоиться;

развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика - это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

осязательных ощущений;

координации движений пальцев и рук;

творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

действия с предметами или материалами;

пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

снятия напряжения;

предупреждения утомления;

тренировки глазных мышц;

укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

проведение психофизической разрядки;

развитие познавательных психических процессов;

нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

этюдов с использованием мимики и пантомимы;

этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

восполнение «двигательного дефицита»;

развитие двигательной сферы детей;

укрепление мышечного корсета;

совершенствование познавательных процессов;

формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

проявить эмоции, переживания, фантазию;

самовыразиться;

снять психоэмоциональное напряжение;

избавиться от страхов;

стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

улучшение самочувствия и настроения детей;

профилактика простудных заболеваний;

решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

фитотерапию;

цветотерапию;

музыкотерапию;

витаминотерапию;

физиотерапию;

гелиотерапию;

песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС - сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Введение:

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы, утверждённых и введённых в действие Приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655. Данный документ является первым в истории российского образования, который на федеральном уровне предъявляет требования к разделам обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования. Само их введение подчёркивает необходимость изменения системы работы с учётом общих требований общества к качеству дошкольного образования. Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. В настоящее время вопрос оздоровления детей дошкольного возраста является очень актуальным. К сожалению, в сегодняшних условиях общество сталкивается с существенным ухудшением состояния здоровья детей.

Перед дошкольным образованием стоят несколько задач: активное участие педагогов дошкольных образовательных учреждений в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий, разнообразие форм работы по формированию у дошкольников культур в сохранения собственного здоровья, использование оздоровительных видов деятельности в режиме дня. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Применительно к ребёнку – обеспечение здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его и т.д. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ГБДОУ и валеологическому просвещению родителей.

По степени влияния на здоровье детей здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий.

Их можно выделить в три подгруппы:

Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

Учебно-воспитательные технологии, включающие формирование культуры здоровья детей и заботы и нём.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги в дошкольном образовательном учреждении, конкретных условий ГБДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Ведущим принципом таких технологий является учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальности в развитии, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Наш ГБДОУ детский сад № 3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Невского района СПб работает по:

общеобразовательной программе : «От рождения до школы» и дополнительные программы : «Здоровье»,

«Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Юный эколог».

В программе: «От рождения до школы» присутствуют несколько Образовательных областей, но нам конкретно нужна Образовательная область: «Физическое развитие».

Основные Цели и Задачи:

Формирование начальных представлений о ЗОЖ.

Формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ.

Физическая культура:

Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение переутомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценки при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса к любви и спорту.

В нашей второй младшей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:

Организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

Построение образовательного процесса в виде модели культуры;

Организация культурного творчества дошкольников.

Оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Вся эта работа осуществляется комплексно с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя.

Являясь участником этого общего процесса я уделяю внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам ЗОЖ, применяя на практике различные методы и приёмы для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы.

Подвижные и спортивные игры.

Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Дыхательная гимнастика.

Бодрящая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Беседы по валеологии.

Закаливание К-Г.Н.

Оздоровительная физкультура.

Ритмопластика.

Здоровьесберегающее образование технологии в нашей группе – это технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к ЗОЖ человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения беречь, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, не только имели высокий потенциал здоровья, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Технологии обучения ЗОЖ :

  • - Утренняя гимнастика.
  • - Физкультурные занятия.
  • - Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг).

Использование оздоровительной работы в детском саду

Использование вариативных режимов дня:

Типовой,

Щадящий,

Подгрупповой.

Психолого-педагогическое сопровождение развития:

Создание комфортных условий пребывания детей.

Создание психологического комфорта в группах.

Обеспечение педагогами и специалистами ГБДОУ положительно – эмоциональной мотивации педагогического процесса, проведение режимных моментов, индивидуальной работы и всех видов детской деятельности.

Личностно – ориентированный стиль взаимодействия педагога с детьми.

Психолого – медико – педагогическая поддержка ребёнка в адаптационный период.

Организация двигательной активности воспитанников:

Регламентированная деятельность: утренняя гимнастика, физкультурный досуг, бодрящая гимнастика.

Частично регламентированная деятельность:

  • Утренняя гимнастика.
  • Бодрящая гимнастика.
  • Динамические переменки.
  • Музыкально – ритмические движения под музыку.
  • Спортивные и подвижные игры.
  • Спортивные праздники и досуги.
  • Дни здоровья.
  • Ритмопластика.

Негламентированная деятельность .

Самостоятельная двигательная активность воспитанников: двигательная деятельность в помещении и на улице.

Дополнительные формы активного отдыха: вечера спортивных досугов и развлечений.

Воспитание у дошкольников потребности в ЗОЖ по следующим направлениям:

Формирование К-Г.Н.

Формирование представлений о деятельности человеческого организма.

Знакомство с правилами безопасного поведения, пожарной безопасности.

Формирование навыков бережного отношения к своему здоровью.

Оздоровительная и лечебно-профилактическая работа:

Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы.

Осуществляется мед. работниками, некоторые процедуры проводятся воспитателями.

Лечебно-профилактическая работа строится в нашем детском учреждении на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных состояния здоровья, уровня их физического развитии.

При проведении диагностических данных отмечается три периода повышения заболеваемости: осеннее и весеннее межсезонье и грипп зимой. На основе анализа заболеваемости за несколько лет позволяет определить приблизительное начало опасного периода и своевременно подготовить организм ребёнка к наступлению неблагоприятного сезона. Организм ребёнка не способен быстро приспособиться к внезапно меняющимся условиям, и поэтому дети часто болеют в этот период. Это одно из объективных причин, т.к многолетний опыт убедил нас, что несмотря на все принимаемые меры, заболеваемость на эти периоды выше. Диагностические данные помогают нам увидеть степень эффективности предпринимаемых профилактических мер.

Оздоровительная и лечебно-профилактическое сопровождение:

Кварцевание помещений.

Режим теплового комфорта.

Режим проветривания во время дневного сна.

Воздушные ванны.

Умывание холодной водой.

Солнечные и воздушные ванны.

Босохождение по массажным дорожкам.

Чеснокотерапия.

Витаминно–профилактические мероприятия.

Организация питания:

Сбалансированное питание воспитанников в соответствии с действующими нормами.

Организация индивидуального питания воспитанников на основании медицинских показаний.

Диагностика физического развития.

Проводится в конце года всеми службами детского учреждения. Оцениваются и сопоставляются с данными начало года заболеваемость, группа здоровья, уровень продвижения нервно – психического развития, воспитание полезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического развития и физических качеств. На каждого вновь поступающего ребёнка заводится карта здоровья, её ведение не затрудняет работу воспитателя, т.к. исходные данные определяются мед. работником, врачом, родителями. Воспитатели подводят итог в конце года.

Работа с родителями. Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского учреждения, а также на основе родительского договора. Ежеквартально персонал группы и мед.работники отчитываются о проделанной работе, указывают на трудности, корректируют планы дальнейшей работы. Работа планируется в целом на год с разбивкой по кварталам и конкретизацией по месяцам.

Проблемы социальной адаптации ребёнка – дошкольника к современным условиям жизни.

По окончании детского дошкольного учреждения ребёнок вступает в значительно более широкий мир и должен быть своевременно к нему подготовлен. Решение проблем адаптации ребёнка к условиям современной жизни – одна из специальных задач детского дошкольного учреждения. Она решается одновременно в нескольких направлениях:

Умение решать несложные бытовые проблемы и ориентироваться в окружающей обстановке.

Умение разбираться в человеческих взаимоотношениях.

Умение обратится за помощью.

Умение показать, проявить себя в различных ситуациях.

Знание своих прав, и обязанностей по взрослому и обществу.

Литература:

В.Г.Алямовская: «Здоровье», LINA PRESS, 1993 г.

К.Ю.Белая: «Формирование основ безопасности дошкольников».

Н.И.Крылова: «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ», Издательство: «Учитель», 2008 г.

Е.И.Подольская: «Формы оздоровления детей 4 -7 лет», Издательство: «Учитель», 2008 г.

Т.Г. Карепова: «Формирование ЗОЖ у дошкольников», Издательство: «Учитель», 2009 г.

К.Ю.Белая: «Инновационная деятельность в ДОУ», Методическое пособие – М.: Т.Ц. «Сфера», 2005 г.

М.А. Павлова, М.В.Лысогорская: «Здоровьесберегающая система ДОУ», Волгоград: «Учитель», 2009 г.

А.М.Сивцова: «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях», Методист – 2007 г.

М.: «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ», М.: 2016 г.

Зульфия Курбанова
Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в ДОУ

Здоровье – величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Проблема здоровья в любом обществе и при любых социально-экономических и политически ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна.

В дошкольном возрасте у ребенка воспитывается привычка к здоровому образу жизни как необходимость для дальнейшего формирования гармонически развитой личности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также одна из приоритетных задач – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в системе дошкольного образования необходимо развивать здоровьесберегающие педагогические технологии , способствующие сохранению здоровья и профилактике заболеваний детей.

По определению Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся », который включает в себя «психолого-педагогические технологии , программы, методы, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья , личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности , мотивацию на ведение здорового образажизни ».

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников .

Цель – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личности ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии , направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения , поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов, родителей.

Цель здоровьесберегающей технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры здоровья , т. е. совокупность осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , сохранять и поддерживать его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные соказанием элементарной медицинской, психической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья здоровья воспитателей ДОУ , и валеологическому просвещению родителей.

Задачи данных технологий :

Обеспечивать возможность сохранения здоровья детей ;

Формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни ;

Учить использовать полученные знания в повседневной жизни;

Объединить усилия сотрудников ДОУ и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы .

Медико-профилактические технологии в детском саду

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинским средств. Компоненты данной деятельности : - организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья ; - организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; - организация профилактических мероприятий; - контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов; - здоровьесберегающей среды в ДОУ .

Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии в детском саду

Цель : развитие физических качеств, двигательной активности, становление физической культуры, укрепление здоровья дошкольников . К данному виду относятся следующие технологии :

Утренняя гимнастика;

Физкультурные занятия;

Ритмопластика;

- оздоровительный бег ;

Подвижные и спортивные игры;

Динамические паузы (физкультминутки) : гимнастика для глаз, пальчиковая, бодрящая после сна, артикуляционная; игры и упражнения для развития органов дыхания; упражнения для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Форма взаимодействия всех участников образовательного процесса :

Спортивные праздники;

Физкультурные досуги и развлечения;

Недели и дни здоровья ;

Беседы и игры;

Прогулки – походы.

Технология обеспечения социально-психологического

благополучия ребенка в детском саду

Цель : обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

К данному виду технологий относятся :

- технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ ;

Психогимнастика;

Релаксация;

Коммуникативные игры;

Арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия, бумажная пластика, куклотерапия и т. д.

Технология здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Цель : развитие культуры здоровья педагогов , в том числе культуры профессионального здоровья , развитие потребности к здоровому образу жизни .

Педагог дошкольного образовательного учреждения должен :

Уметь анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления ;

Владеть основами здорового образа жизни ;

Устанавливать контакт с детьми и их родителями;

Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

Прогнозировать развитие своих воспитанников;

Моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления ;

Личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей .

Формы организации деятельности :

Интерактивные формы деятельности (деловые игры, тренинги и т. д.) ;

Семинары-практикумы;

Мастер-классы;

Консультации для педагогов;

Проведение и посещение занятий, направленных на здоровьесбережение ;

Посещение научно-практических конференций;

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия .

Технология валеологического просвещения родителей

Цель : привлечение родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Форма организации деятельности :

Личный пример педагога;

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе;

Папки-передвижки;

Консультации;

Дискуссии;

Тематические встречи с участием специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания;

Семинары-практикумы, мастер-классы;

Интерактивные формы сотрудничества : деловые игры, тренинги;

- «дни открытых дверей» для родителей с просмотром разнообразных занятий ;

Совместные физкультурные досуги и праздники;

Анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка ;

Родительские клубы;

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС». Мы живём в непростое время, которое предъявляет нам высокие.

Цель: Знакомство педагогов с функциональными возможностями современного интерактивного средства образовательного пространства детского сада.

Консультация Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС Ольга Русанова Консультация Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Знакомство.

Основные подходы к квест-технологии и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС «Основные подходы к Квест - технологии и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО». ЦЕЛЬ: оказание.

Семинар-практикум: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается.

Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный.

«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного.

Технология «Коллекционирование» в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС до. Презентация нашей Коллекции «Магниты. Основание – спорт»Ведущий: Здравствуйте, представляем вашему вниманию коллекцию магнитов старшей группы.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются.

Задачи: Формировать представление дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.

Библиотека изображений:

Ругачева Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 83 "Звездочка"
Населённый пункт: Республика Карелия, г. Петрозаводск
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Дата публикации: 16.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Введение

1. Понятие здоровьесбережения в педагогике

2. Программы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей

3. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в

условиях ФГОС»

Заключение

Список литературы

Введение

Сегодня слова «здоровьесбережение», «здоровьесберегающие» технологии и

методики и другие схожие понятия стали активно внедряться в научно-

исследовательский оборот при осмыслении проблем образования,

воспитания, медицинского обеспечения детей образовательных учреждений,

в том числе и дошкольных.

Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания

здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой

дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического

воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные

социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового

образа жизни детей.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-

экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и

достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации,

научный и экономический потенциал общества.

В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем,

которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и

укрепления здоровья детей: несовершенство деятельности медико-психолого-

педагогической службы дошкольного учреждения; недостаточно продумана

здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание

аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима

дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп); отсутствие

должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей

направленности воспитательно-образовательного процесса.

Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия:

подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье

детей; уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу;

недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры

воспитателей и родителей.

Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной

необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно-

образовательного процесса и жизнедеятельности детей по вопросам

сохранения и укрепления здоровья и отсутствием научно-методического

обеспечения, а также недостаточной разработанностью рассматриваемых

проблем в педагогической науке и практике.

1. Понятие здоровьесбережения в педагогике

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

была всегда актуальной. История отечественного и зарубежного образования

свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла

с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его

развития рассматривалась по-разному.

В Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и

афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной

аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-

физический характер. Идеалом был выносливый и мужественный воин.

Яркую картину спартанского воспитания нарисовал Плутарх в биографии

спартанского законодателя Ликурга. Воспитание в Афинах предполагало

интеллектуальное развитие и развитие культуры тела. В трудах Сократа и

Аристотеля содержатся воззрения на необходимость формирования

физической культуры тела.

В полном соответствии с античным идеалом человека педагоги эпохи

Возрождения проявляли заботу о здоровье детей, разрабатывали методику

физического воспитания - Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор,

Мишель Монтень.

В педагогической теории XVII века руководящим принципом воспитания

считался принцип полезности. Педагоги того времени уделяли большое

внимание заботе об укреплении здоровья детей. Джон Локк в своем главном

труде "Мысли о воспитании" предлагает тщательно разработанную систему

физического воспитания будущего джентльмена, провозглашая его основное

правило: "Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание

счастливого состояния в этом мире..." . Локк подробно описывает приемы

закаливания, обосновывает значение строгого режима в жизни ребенка, дает

советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.

Впервые в истории русской педагогической мысли российский деятель

просвещения Епифаний Славинецкий в педагогическом сочинении

"Гражданство обычаев детских" попытался дать свод правил, которыми

должны были руководствоваться дети в своем поведении. Здесь сказано, как

относиться к своей одежде, внешности, как соблюдать правила гигиены.

Идеи физического развития ребенка через труд, упражнения, военные игры,

походы выдвигали Иоганн Генрих Песталоцци и Адольф Дистервег.

В России над преобразованием дела воспитания работали прогрессивные

общественные деятели и педагоги И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, Ф. И.

Янкович. Н. И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей"

отмечает, что "...первой главной частью воспитания является попечение о

теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование

не имеет еще места..." .

В конце XIX - начале XX века в России нарастает общественное движение в

области народного образования. В это время работает П. Ф. Лесгафт -

крупный ученый, организатор педагогического движения за введение

физического воспитания в школах и детских учреждениях. В труде

"Руководство к физическому образованию детей школьного возраста"

Лесгафт предлагает оригинальную систему физического воспитания на

основе закона постепенности и последовательности развития и закона

гармонии.

В период становления советской педагогики основное внимание уделялось

трудовому воспитанию подрастающего поколения в органичной связи с

умственным, физическим и эстетическим. Здоровье ребенка рассматривалось

в его развитии через выполнение физического труда (Н. К. Крупская, П. П.

Блонский, С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая, А. С. Макаренко и др.). Была создана

широкая сеть детских учреждений нового типа, оздоровительные площадки,

школы на открытом воздухе - лесные, степные, приморские, санаторные .

В 1980 году И. И. Брехманом был предложен термин "валеология", который

обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием

здоровья, выявлением методов активного формирования его. На стыке наук о

человеке развивается новое направление в педагогической науке -

педагогическая валеология как наука о включении человека в процесс

формирования своего здоровья (Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, Л. Г.

Татарникова) .

Концепция дошкольного воспитания (1989) определила приоритетным

направлением формирование, а не только сохранение и укрепление здоровья

детей раннего и дошкольного возраста.

Законом РФ от 10.07.1992 № 32661 «Об образовании», а также

Федеральными законами от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения» и от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об

утверждении федеральной программы развития образования» на

образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье

обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.

Закон об образовании в п.1 ст.2 в числе основных принципов

государственной политики в области образования провозглашает

«приоритет... здоровья человека» (п.1 ст.2), а в п. 3.3. ст.32 устанавливает, что

образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье

обучающихся во время образовательного процесса (п. 3.3. ст.32). В указанных

нормах акцент делается на охрану здоровья детей. В п. 1 ст. 51 Закона об

образовании в дополнение к указанным положениям требуется от

образовательного учреждения «создавать условия, гарантирующие охрану и

укрепление здоровья обучающихся».

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это

состояние полного физического, психического и социального благополучия, а

не просто отсутствие болезни или физических дефектов .

Социологическое понятие здоровья включает :

1. Состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений

человека;

2. Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а

не только отсутствие болезней или физических дефектов;

3. Естественное состояние организма, характеризующееся его

уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо

болезненных изменений;

4. Состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и

социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и

долговременной активности в сферах социальной практики;

5. Количественно-качественную характеристику состояния

жизнедеятельности человека и социальной общности .

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов)

здоровья:

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма

человека, - основу которого составляет биологическая программа

индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями,

доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти

потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека,

а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма,

Основу которого составляют морфофизиологические и функциональные

резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого

составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее

адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как

биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями

их удовлетворения.

Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и

потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого

определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в

обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так

как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты .

Таким образом, понятие здоровья отражает качество приспособления

организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса

взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья

формируется в результате взаимодействия внешних (природных и

социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В педагогической науке понятие «здоровьесбережение» стало использоваться

с 90-х годов XX в. и отражало специфику отношений к сохранению здоровья

детей через особенности организации учебно-воспитательного процесса в

различные периоды: «беречь здоровье» – «не обременять» – «забота о

здоровье» – «укрепление здоровья» – «охрана здоровья» – «валеология» –

«здоровьесбережение».

В настоящее время в понятии «здоровьесбережение» учёными выделяются

различные аспекты: самоактуализация и самоосуществление, физическое

саморазвитие и самовоспитание, интеграция физкультурного образования. В

соответствии с вышесказанным, здоровьесбережение будет рассматривается

как процесс, включающий в себя совокупность специально организованных

физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических,

лечебно-профилактических и т. п. мероприятий человека для полноценно

здоровой жизни на каждом этапе его возрастного развития.

Здоровьесбережение в личностном аспекте – это способ выражения

индивидуальности человека в жизнедеятельности, реализуемый через

физкультурно-оздоровительную деятельность, которую в образовательном

учреждении обеспечивает процесс физического воспитания. Основное место

в здоровьесбережении отводится физкультурно-оздоровительной

деятельности, потому что использование средств физического воспитания

получило первенствующее место в системе профилактических мероприятий,

направленных на коррекцию здоровья.

Здоровьесбережение как система характеризует собственно

здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения

соответствующего уровня и профиля. Любая такая система состоит из

следующих взаимосвязанных компонентов:

1. Целей здоровьесберегающей деятельности;

учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах,

разнообразных видео, информационных, телекоммуникационных и т. п.

средствах);

3. Методов сбережения здоровья (процессуально понимаемой технологии

здоровьесберегающей деятельности);

4. Средств, используемых в процессе здоровьесбережения;

5. Организационных норм, в которых здоровьесберегающая деятельность

реализуется с тем или иным эффектом .

Таким образом, под здоровьесбережением понимается процесс, включающий

в себя совокупность специально организованных физкультурно-

оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-

профилактических и других мероприятий человека для полноценно здоровой

жизни на каждом этапе его возрастного развития.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле

слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме

здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на

обеспечение физического, психического и социального благополучия

ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия

организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное,

развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной

системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение

целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования,

воспитания и обучения.Система здоровьесберегающего образования наряду с

обеспечением необходимых условий для полноценного естественного

развития ребенка способствует формированию у него осознанной

потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни,

обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления

физического и психического здоровья.

2. Программы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей.

На современном этапе развития образования существует несколько

концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе

философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на

ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание

условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его

самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника.

Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их

приобщения к физической культуре как естественной составляющей

общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

Немаловажную роль в работе детского сада по сохранению и формированию

здоровья ребенка играют такие программы, как:

Программа воспитания и обучения в детском саду (авторский коллектив: М.

А.Васильева, В. В.Гербова, Т. С.Комарова);

Программа для дошкольных образовательных учреждений и методический

комплект «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторский

коллектив: H. H.Авдеева, О. Л.Князева, Р. Б.Стеркина);

Комплексная программа и методическое руководство для педагогов

Н.Доронова, Т. И.Гризик);

Здоровьесберегающая технология раздельного обучения (автор В.

Ф.Базарный) и другие.

Т. Н.Доронова - кандидат педагогических наук в своей программе «Радуга»

обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным

компонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету

воспитания - физической культуре. «От того, как будет организована работа с

детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в

дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить

движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в

движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни».

Ею определены основные формы работы с детьми в главе «Растим здорового

ребенка» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно-

оздоровительной работе. Вся работа вынесена в разделы «Формируем

привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни»,

«Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем

культуру движений» .

Постепенно ребенок овладевает основными культурно-гигиеническими

навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной

двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе

вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей,

умению избегать или даже предварять их.

Т. Н.Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это

гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения.

Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная

направленность в подборе физических упражнений.

в которую заложены два теоретических положения: теория А. В.Запорожца о

само ценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного

понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию, и

концепция Л. А.Венгер о развитии способностей, которые понимаются как

универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью

специфических для дошкольника образных средств решения задач.

Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка. М.

Д.Маханева и доктор психологических наук О. М.Дьяченко в 2000 году

программе «Развитие». Они содержат в себе, с одной стороны, общую

характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические,

закаливание, физические упражнения) с другой - конкретные описания

физкультурных занятий, проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют

использовать их при планировании самых различных сторон организации

здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе «Развитие» и

ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных

мероприятий.

М. Д.Маханевой обращается большое внимание на правильное питание

детей. На необходимость его полноценности. Ею критикуется общепринятая

система физического воспитания, которая не может решить проблемы на

современном этапе, так как не учитывает конкретные условия детских

учреждений в разных регионах России, не предусматривает

дифференцированного подхода к детям в соответствии с их

индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности

детей в движении .

В. Т.Кудрявцев - доктор психологических наук, Б. Б.Егоров - кандидат

педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного

подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла

развивающая педагогика оздоровления в 2000 году. Их программно-

методическое пособие отражает две линии оздоровительно-развивающей

работы: 1) приобщение к физической культуре, 2) развивающая форма

телесный организм - посредник и преобразователь значимых для него

природно - и социально-экологических связей. Эффект образовательно-

оздоровительный усматривается в воспитании у ребенка способности

осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-

игровой деятельности .

Общая цель данной программно-методического материала состоит в

формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических

условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

В программе «Основы безопасности дошкольников» В. А.Ананьев в разделах

«Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни

человека» ставит задачи развития физической активности детей: их нужно

приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать

навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей

на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое

инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути

решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность,

прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры,

спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы,

использование эмоционально - привлекательных форм, работа с родителями

направленная на оздоровление детей и на развитие их физической

активности.

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного

возраста» разработана кандидатами психологических наук Н. Н.Авдеевой и Р.

Б.Стеркиной, кандидатом педагогических наук О. Л.Князевой. Авторы

отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма

усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных

различных ситуациях, в том числе и неожиданных.

Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития

поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого

зависят их здоровье и безопасность жизни. Основное содержание работы по

направлениям: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок

дома», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города»,

«Здоровье ребенка».

направляют на формирование у ребенка представлений о здоровье как одной

из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться

заботиться о нем, не вредить своему организму. Педагог, работающий по этой

программе, должен рассказать детям, как устроен организм человека, как

работают основные системы и органы (опорно-двигательная, мышечная,

пищеварительная, выделительная, кровообращение, дыхание, нервная

система, органы чувств). Важно при этом сформировать у ребенка умение

прислушиваться к своему организму, помогать ему ритмично работать,

вовремя реагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и

Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных

учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в

концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления

детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами

проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей

уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными

в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.

3. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в

условиях ФГОС»

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных

общемировая

тенденция. В

Российской

Федерации

происходит

модернизация

образования

повышения

качества

образования,

доступности,

поддержки

развития

сохранения

здоровья. В

настоящее

большинства

ступеней

образования,

включая дошкольное,

установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то

«Физическая культура» и «Здоровье» будут объединены в образовательную

область «Физическое развитие» по ФГОС.

В образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура»,

выделяется

направленная

достижение

целей гармоничного

развития у детей физического и психического здоровьячерез формирование

интереса

здоровьесбережению

ценностного

отношения

своему здоровью.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду

осуществляется в следующих формах :

Медико-профилактическая технология.

Физкультурно-оздоровительная технология.

Технологии обеспечения социально-психологического

благополучия ребенка.

Технологии

здоровьесбережения

здоровьеобогащения

педагогов.

Медико-профилактическая технологии.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и

приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала

соответствии

медицинскими

требованиями

использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

Организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по

оптимизации детского здоровья;

Организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

организация

профилактических

мероприятий,

способствующих

резистентности

детского

организма

(например,

иммунизация,

полоскание

противовоспалительными

адаптации и т.д.).

Организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-

эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2. Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на

физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

Развитие физических качеств;

Контроль двигательной активности и становление физической культуры

дошкольников,

формирование

правильной

профилактика

нарушений

двигательного аппарата;

Воспитание привычки повседневной физической активности;

Оздоровление средствами закаливания.

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и

позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со

сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-

эмоционального

благополучия

дошкольника,

эмоциональный

психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их

здоровья.

взаимодействуют

диагно стиче ское,

консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и

социальное направления.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий

культуру

здоровья

родителей

валеологические

переутомлен

уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с

профессиональной

деятельностью,

составить

необходимой

самокоррекции и приступить к его реализации.

Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как

правильно

организован

внимание

родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического

комфорта.

Здоровый

которому

приучают

образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку

дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация

будет лишней и тягостной для ребенка.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической

культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у

осознанное

отношение

здоровью

накопление

знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и

дошкольниками

необходимости

соблюдения

важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его

укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети

приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил

безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

В практику работы нашего ДОУ внедряется оздоровительная работа

по физическому развитию и здоровью дошкольников, реализуется проект

«Тропа здоровья» по профилактике и коррекции плоскостопия.

развиваются

дополнительного

образования

области физического развития дошкольников. Создан банк консультативного

материала

педагогов

родителей

физическому

развитию

дошкольного возраста.

Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления

воспитанников,

осуществляется

оздоровительно-профилактическая

(полоскания

точечный

фитотерапия,

витаминотерапия, гипоаллергенная диета, индивидуальная диета с учетом

переносимости продуктов, физические упражнения после сна, Дни здоровья,

Недели здоровья).

В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: имеется

физиотерапевтическое

оборудование,

физкультурный

спортивным

оборудованием,

необходимым

реализации

программы,

оборудован

физкультурный

позволяющий

реализовывать потребность в движении.

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению

закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению

заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть

физической

культуры,

содействует

созданию

обязательных

привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний

предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи

с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния

здоровья детей.

Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя

прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной

Хождение босиком в группе, занятия босиком утренней гимнастикой

физкультурой.

хождения

заключается

закаливании

пониженных

температур,

осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли.

Именно данное действие и является определяющим, если не единственным,

в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния

других компонентов в научной литературе не имеется.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной

является прогулка. Для

прогулка

меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от

характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время

прогулка

начинается

пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и

музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-

дошкольника.

способствует

закреплению

совершенствованию

двигательных

предоставляет

возможность

развивать

познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей

действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного

Кроме подвижных игр, в нашем детском саду мы широко используем

разнообразные

упражнения в

основных

движений:

прыжки, метание, бросание и ловля, упражнения на полосе препятствий.

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют

функциональному совершенствованию детского организма, повышению его

работоспособности,

развитию

защитных

отношению

неблагоприятным факторам внешней среды.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем

дошкольном

учреждении

придаётся развитию

движений

физической

культуры на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде

физкультурные занятия имеют разную направленность:

Маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в

пространстве, приёмам элементарной страховки;

возрасте

развивают

физические

качества,

выносливость и силу;

формируют

потребность

движении,

развивают

двигательные способности и самостоятельность.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления

детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка,

направленного

поднятие

эмоционального

мышечного

является утренняя гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством

взрослого

способствует

проявлению

определённых

вырабатывает

полезную

привычку

начинать

утренней

гимнастики.

Утренняя

гимнастика

постепенно

вовлекает

организм

деятельное

состояние,

укрепляет

усиливает

кровообращение,

содействует

вызывает

потребность

кислороде,

помогает

развитию

правильной

предупредить

возникновение

плоскостопия,

предлагаются

упражнения

укрепления

свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах

детского сада, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить

развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе

умственной

нагрузкой,

способствует

быстрому

восприятию

программного

материала.

Двигательная

разминка

позволяет

активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической

позы, способствует увеличению двигательной активности детей.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с

длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного

внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем

уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в

дошкольном

учреждении

проводится

и гимнастика

дневного

сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус,

а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика

проводится

открытых

форточках

используются различные варианты гимнастики.

Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки

приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6

упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из

положений:

выполнения

упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений

(ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в

бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую

комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально –

ритмические или другие движения.

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит

здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные

упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких,

бронхиол,

улучшают

проходимость,

способствуют

выделению

тренируют

произвольно

управлять

дыханием,

формируют

правильную

биомеханику

осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему

организму.

Упражнения

точечного

сознательно

заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами

могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный

массаж является профилактикой простудных заболеваний.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно

рассматривать

перспективных

совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без

ущерба для их здоровья.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных

оздоровительных

мероприятий,

составляющих

здоровьесберегающую

технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и

грамотной

"встроенностью”

направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству

целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к

заявленной

составляет

технологии,

здоровьесберегающей!

Список литературы

1. Алямовская, В. Г. Материалы курса «Современные подходы к

оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 1-

3 / Э. Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое

сентября», 2005. - 80 с.

2. Антонов, Ю. Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник»

/ А. Ю. Антонов, Е. Ю. Иванова // Обруч. - 1996. - №1. - С.5-6.

3. Береснева, З. И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в

ДОУ / З. И. Береснева. - М.: Сфера, 2005. – 32 с.

4. Ввозная, В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в

ДОУ / В. И. Ввозная, И. Т. Коновалова. - М.: Сфера, 2006. – 128 с.

5. Доронова, Т. Право на охрану здоровья / Т. Доронова // Дошкольное

воспитание. - 2001. - №9. - С.5-8.

6. Ерофеева, Т. И. Современные образовательные программы для

дошкольных учреждений / Т. И. Ерофеева. – М.: Академия, 2001. - 324с.

7. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1

М.: АРКТИ, 2000. - 88 с.

8. Змановский, Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных

учреждениях. Концептуальные положения / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное

воспитание. - 1999. - №9. - С. 23-26.

9. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка / М. Д. Маханева. - М.:

Академия, 2000. - 326 с.

10. Пастухова, И. О. Структурная модель оздоровительной работы в ДОУ / И.

О. Пастухова // Управление ДОУ. – 2004. - №4. – С.33-35.

11. Репин, С. А. Документационное обеспечение здоровьесбережения в

образовательных учреждениях / С. А. Репин, С. Г. Сериков. - Челябинск: Изд-

во ИИУМЦ «Образование», 1999. - 230 с.

12. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие

для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов

и колледжей / М. А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 255 с.

13. Сериков, Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г. Н.

Сериков, С. Г. Сериков. - Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242

14. Федоровская, О. М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая

работа в ДОУ / О. М. Федоровская // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1.

15. Щебеко, В. Н. Формирование личности дошкольника средствами

физической культуры / В. Н. Щебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – №3

Юлия Ананьева
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС .

По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы , в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ .

Суть

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий , которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Образовательные

Сформировать представления о полезной пище;

рассказать о работе медсестёр и врачей;

сформировать представления о том, что такое здоровье ;

пополнять словарный запас

Развивающие

Развивать координацию движений и двигательные навыки;

развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;

развивать внимание и умение повторять показываемые действия;

формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки

Воспитательные

Воспитывать аккуратность и опрятность;

создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников , требуемого по ФГОС , в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий :

медико-профилактические - укрепление иммунитета, коррекция здоровья , профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;

Мониторинг здоровья воспитанников - Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу.

Закаливание - Формы закаливания в детском саду : постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет, сон с открытой форточкой (круглый год, воздушные и солнечные ванны на прогулках, обтирание, реже - контрастное обливание, ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором

физкультурно-оздоровительные - созидание здоровья через различные формы двигательной активности;

Физкультминутки - динамические паузы на занятиях с дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика - упражнения и игры для кистей и пальцев рук.

Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья

Дыхательная гимнастика - комплекс упражнений для насыщения организма кислородом.

социально-психологические - поддержка эмоционального благополучия;

Музыкотерапия - игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.

Сказкотерапия - коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.

Песочная терапия - рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком.

Цветотерапия - просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей - с пальчиковыми красками)

образовательные - просвещение детей на тему здорового образа жизни

Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа

Занятия по валеологии - непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников .

Картотека здоровьесберегающих технологий

Физкультминутки

Их еще называют динамичными паузами.

Цель таких физкультминуток заключается в :

предупреждении утомляемости;

снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

активизации мышления;

повышении интереса детей к ходу занятия;

создании положительного эмоционального фона.

Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, и т. п.) . Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку. Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты.

Дыхательная гимнастика

Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка .

Использование дыхательной гимнастики помогает :

улучшить работу внутренних органов;

активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика - это вид здоровьесберегающих технологий , который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев.

Гимнастика для глаз

Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для :

снятия напряжения;

предупреждения утомления;

тренировки глазных мышц;

укрепления глазного аппарата.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер . Цель ритмопластики :

восполнение «двигательного дефицита» ;

развитие двигательной сферы детей;

укрепление мышечного корсета;

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе

Игротерапия

В ФГОС указывается , что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность :

проявить эмоции, переживания, фантазию;

самовыразиться;

снять психоэмоциональное напряжение;

избавиться от страхов;

стать увереннее в себе.

Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС - сохранение и укрепление здоровья детей , что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС МБДОУ «Детский сад ст. Новый-Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Доклад На научно-практическую конференцию.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках ФГОС ДО» «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО» Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального.

Методические рекомендации «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Методические рекомендации «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС» Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного.