Выжившая узница: Прощение освободило от Освенцима. Живые герои романа «Чужекровка Израиль не простил

Рождение близнецов всегда считалось фактом мистическим – и Библия, и античные мифы полны сюжетами о них. Людей завораживает как сходство, симметрия, почти двойничество, так и нерасторжимая, временами пугающая связь таких братьев или сестёр. К сожалению, феномен близнецов оказался интересен не только писателям и художникам, но и нацистским «исследователям», садистам-вивисекторам, самым страшным из которых был врач Освенцима Йозеф Менгеле, прозванный заключёнными Ангелом смерти. Интерес Менгеле к близнецам был сугубо практический. Его целью было добиться увеличения рождаемости «арийской расы», чтобы каждая немка могла рожать двух, а то и трёх младенцев за раз. Чтобы этого добиться, «на опыты» отправлялись вовсе не «арийские» близнецы, а еврейские и цыганские дети. Другая цель бесчеловечных экспериментов доктора, проводимых над близнецами, – выявить, как заболевания меняют человеческое тело изнутри. Для этого одному из близнецов прививался смертельный вирус, а после того как ребёнок умирал, вскрывали не только его тело, но и труп его убитого близнеца.

Впрочем, героиня романа Аффинити Конар «Mishling. Чужекровка», 13-летняя Перль Заморски, объясняет суть зверств, творимых над ней и над её близняшкой Стасей, по-своему, и её детский взгляд оказывается, пожалуй, самым верным. «…меня заточили в клетку потому, что я слишком сильно любила. У меня было невероятно мощное единение Кое-с-Кем, и наш тюремщик сгорал от зависти. Холодный и пустой, он был не способен к привязанности – ни сыновней, ни супружеской, ни отеческой. Им двигало одно лишь тщеславие, и этот пустозвон, как и многие другие, ему подобные, надумал прославиться. И вот как-то раз ему пришел в голову простейший способ оставить свой след в истории – установить, что получится, если разлучить близнецов, которые чересчур сильно друг друга любят».

Книга Аффинити Конар полна изящной и глубокой символики, автор не только рассказывает о судьбах своих героев на фоне исторических событий, но и рассуждает о природе человека и природе вообще. Доктор Менгеле уверен, что он поступает в согласии с законами природы – природа, мол, дала нам «арийские» образцы прекрасного и духовного, а всё остальное надо уничтожить. Ну, а в ходе уничтожения не грех и изуродовать жертв для пользы «высшей расы». Менгеле превращал людей в животных – не случайно зона, где располагались подопытные близнецы и узники с необычной внешностью, например, лилипуты или альбиносы, была прозвана в лагере Зверинцем и располагалась в бывших конюшнях. «Фигурки летели, ползли, крались в сторону ковчега. Ни одну живую тварь не прогнали за ее малость. Искала, куда бы присосаться, пиявка, степенно вышагивала сороконожка, пел сверчок. Обитатели болот, гор и пустынь ныряли, вертелись, искали пищу. А я их распознавала, пару за парой, и утешалась своими познаниями. Но шествие все длилось, пламя слабело, и тени поддавались недугам. На спинах вырастали горбы, отваливались конечности, хребты растворялись. Теряя свой облик, живые твари становились чудищами. И не узнавали самих себя. И все же, пока горел огонек, тени не умирали. А это уже кое-что, правда?»

Насильственному искажению природы, которым занимается доктор Менгеле, противопоставлены естественные законы эволюции. Члены семьи Заморски вспоминают о молитве в тяжёлые, переломные моменты, но они евреи светские и верят в законы Дарвина, а ещё больше – Ламарка. Отец Стаси и Перль – врач, а их любимый дедушка – профессор биологии. Он и придумал игру, которая помогает девочкам выжить. Изначально игра понадобилась, чтобы утешить девочек, которых из-за светлых волос принимают за людей смешанного национального происхождения, «чужекровок», а значит, по мнению нацистов, совсем уж противных природе «гибридов».

«С течением времени каждой из нас все чаще бросали в лицо это слово: “мишлинг”; потому-то зайде и придумал для нас игру в “живую природу”. Не думайте об этих дурацких Нюрнбергских законах, твердил он. Не слушайте досужие разговоры о чистоте расы, генетическом скрещивании, четвертьевреях и прочих неарийцах, о нелепых, омерзительных проверках, которые имеют целью разделить наше общество по принципу капли крови, в зависимости от того, с кем ты состоишь в браке и где молишься Б-гу. Как услышите такие слова, говорил зайде, вспоминайте о разнообразии живой природы. Благоговейте перед нею и крепитесь».

Играя в «живую природу», девочки воображают себя существами с разных ступеней эволюционной лестницы – от амёбы до высших млекопитающих. Эта игра – включение в естественную, не тронутую скальпелем доктора Менгеле картину мира. Дети метафорически меняются и всё же остаются собой. Во второй части романа Стася и её друг Феликс, раздобыв меховые шубы и ухитрившись сбежать из лагеря, преображаются в Шакала и Медведя, как в древнем мифе, где животные и люди не делятся на чистых и нечистых.

«Зверинцу» доктора Менгеле противопоставлен зоопарк – место, где природа и просвещение идут рука об руку, а люди заботятся о сохранении редких видов, не посягая на искажение естества. «В зоопарках, о которых читал нам дедушка, радеют о сохранении видов и показывают огромное разнообразие живой природы. А здесь радеют только о составлении зловещей коллекции». Не случайно после войны оставшиеся в живых члены семьи Заморски встречаются в Варшавском зоопарке.

Роману Аффинити Конар свойственна не только связанная с природой символика. Иносказательно она пишет о «синдроме выжившего» – чувстве вины, которым мучились оставшиеся в живых узники концлагерей. Совершенно необоснованно эти люди, на самом деле – герои, считали, что выжили только за счёт погибших близких. Доктор Менгеле обманывает Стасю, что делает ей особый укол бессмертия. Сначала наивная девочка радуется, потом печалится, что ей предстоит пережить друзей и, может быть, даже сестру, потом воображает, что становится бессмертной от того, что в её жилы и дыхание вливается жизнь тех, кто её покидает. «…за мою вечную жизнь поплатились своей жизнью другие. Кровь у меня загустела от чужих смертей; в ней растворились невысказанные слова, непознанные влюбленности, несочиненные стихи. Она вобрала в себя цвета ненаписанных картин и несбывшийся детский смех. Существовать с этой кровью в жилах было настолько тяжело, что иногда я уже начинала думать: может, оно и к лучшему, что Перль не грозит бессмертие. Сполна прочувствовав свой выбор, я бы не пожелала сестре такой судьбы: коротать свой век в одиночестве, половинкой без пары, под вечным бременем отнятого у других будущего».

Перль и Стася Заморски похожи во всём. Они читают мысли друг друга и видят общие сны. Иногда они садятся спиной к спине и рисуют, а потом оказывается, что рисунки их абсолютно одинаковы. И всё-таки, немного повзрослев, они выбирают для себя разные пути изживания травмы. Путь Стаси понятен – это путь мести, она клянётся себе выследить и убить доктора Менгеле. А Перль выбирает путь прощения, и сначала такое решение вызывает гнев и отторжение читателя. Как такое можно простить?!

Но в основе выбора Перль лежит реальная человеческая загадка, и Аффинити Конар на примере выбора героини подсказывает одно из возможных решений. «Mishling. Чужекровка» – роман, написанный на основе документов и материалов исследований. У многих его героев есть прототипы. Прототипами сестёр Заморски были Ева и Мириам Мозес. Еве Мозес, десятилетней девочке из Трансильвании, в Освенциме была сделана инъекция смертоносного вируса. Предполагалось, что когда девочка умрёт, будет убита и вскрыта и её близняшка Мириам, но Ева чудом выжила, а тем самым спасла и сестру. После смерти Мириам в 1993 году Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, по завершении которого сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний, перечеркнуть их.

И даже такое объяснение оставляет решение Евы Мозес-Кор загадочным, непонятным для нас, не переживших её страданий, но не готовых их прощать. Сама автор романа «Mishling. Чужекровка» неявно, но постоянно подчёркивает, что право такого прощения есть у жертв, чьё страдание оно способно уменьшить, но никак не у остального человечества, не у цивилизации как таковой.

Прощение, которое дарует мучителям Перль, не стирает страданий девочки и её потерь, но перечёркивает действия палачей. Она осталась жива, она способна испытывать счастье, а значит, всё, что творили над ней, не имело смысла. Жестокое и победоносное прощение девочки отменяет само существование доктора Менгеле и его подручных, делает их жизнь абсолютно бессмысленной.

«Прощение не вернуло мне родных, не утолило боли, не притупило ночных кошмаров, не ознаменовало ничего нового, но и не положило конец старому. Прощение позволяло повторять и признавать тот факт, что я все еще живу, доказывать, что их опыты, номера, пробы – все было впустую, ведь меня не уничтожили, а значит, недооценили детскую выносливость. Благодаря прощению стало ясно, что им не удалось стереть меня с лица земли».

Аффинити Конар. Mishling. Чужекровка. Перевод с английского Елены Петровой. М., Азбука, 2017.

Только прощая своих злейших врагов, мы обретаем подлинную свободу, уверена бывшая узница Освенцима Ева Мозес-Кор.

Спустя 70 лет после Катастрофы она стала названой бабушкой Райнера Хёсса, внука коменданта концлагеря Рудольфа Хёсса.

В 1944 году десятилетние Ева Мозес-Кор и ее сестра-близнец Мириам из Румынии оказались в Освенциме, где стали жертвами бесчеловечных экспериментов доктора Йозефа Менгеле, главного врача концлагеря, прозванного заключенными Ангелом смерти. Менгеле испытывал особый интерес к однояйцевым близнецам: он мог заразить одного из близнецов тифом или другой тяжелой инфекционной болезнью, а затем - в целях эксперимента - перелить его кровь другому близнецу. За время своей деятельности в Освенциме он подверг подобным опытам около 1,5 тысяч пар близнецов, из которых выжили не более 200 пар.

«В течение недели мне сделали не менее пяти инъекций в руку, после чего я тяжело заболела. Но, возвращаясь в лагерь обессиленная, периодически теряя сознание, думала только о том, что должна выжить», - рассказала Ева Мозес-Кор, выступая перед американскими школьниками. Ева и ее сестра понимали, что, если одна из них умрет, вторая вскоре разделит ее участь, поэтому изо всех сил боролись за жизнь. Им обеим посчастливилось выжить. Мириам, сестра Евы, скончалась несколько лет назад от редкой формы рака, сообщает The Times of Israel.

Двадцать лет назад Ева Мозес-Кор основала музей Холокоста и образовательный центр в небольшом городке Терре-Хот в американском штате Индиана - с целью рассказать о том, что ей довелось пережить в Освенциме.

В 2013 году Ева Мозес-Кор познакомилась с Райнером Хёссом, внуком Рудольфа Хёсса, с мая 1940-го по ноябрь 1943 года служившего комендантом Освенцима. Хёсс экспериментировал с различными способами эффективного массового уничтожения заключенных и в конце концов остановился на газе «Циклон-Б», который стали применять для умерщвления людей в газовых камерах.

Потомки нацистских преступников, как правило, избегают разговоров о прошлом своих семей: одни стремятся стереть из памяти болезненные воспоминания, другие активно отрицают причастность своих родственников к страшным преступлениям против человечества. Райнер Хёсс - редкое исключение. Узнав страшную правду о своем деде, он занялся изучением истории нацизма и деятельности Рудольфа Хёсса в годы войны. Не найдя одобрения и поддержки у родственников, он прекратил с ними все контакты. Последние годы 49-летний Райнер Хёсс занимается тем, что рассказывает немецким школьникам об опасности правого экстремизма. Он лично встречался со многими пережившими Холокост евреями и даже побывал в Израиле.

Узнав о просветительской деятельности Евы Мозес-Кор, Райнер Хёсс встретился с ней и попросил стать его приемной бабушкой, на что сразу же получил согласие. «Я горжусь тем, что стала “бабушкой” Райнера, - признается Ева Мозес-Кор. - Я восхищаюсь им. Он нуждается в любви семьи, которой у него никогда не было».

Ева убеждает Райнера найти в себе силы простить деда и других членов своей семьи, считая, что лишь таким образом можно обрести настоящую внутреннюю свободу. «У меня есть способность прощать. Никто мне ее не давал, и никто ее у меня не отнимет. Я отказалась считать себя жертвой, и теперь я свободна», - заявила она в одном из недавних интервью.

В 1940–1945 годах в Освенциме погибло более миллиона евреев, десятки тысяч польских партизан, участников Сопротивления, советских военнопленных, цыган и гомосексуалистов. После капитуляции Германии Рудольф Хёсс был вынужден скрываться в сельской местности на севере страны, выдавая себя за боцмана Фрица Ланга. 11 марта 1946 года он был арестован британской военной полицией на ферме возле Фленсбурга, в качестве свидетеля выступал на Нюрнбергском процессе.

23 мая 1946 года бывший комендант Освенцима был выдан польским властям. 11-29 марта 1947 года в Варшаве состоялся процесс по делу Хёсса, польский верховный национальный трибунал приговорил его к смертной казни через повешение. В направленном прокурору письме Рудольф Хёсс признал, что причинил страшные страдания людям, и просил Б-га и польский народ о прощении. Виселица, на которой он был повешен, была установлена рядом с крематорием в Освенциме.

Материал подготовил Роберт Берг

Дебютный роман «Mischling. Чужекровка», созданный современной американской писательницей Аффинити Конар, принес ей ошеломляющий успех в среде интеллектуалов. Автор, имеющая польско-еврейское происхождение, родилась и выросла в Калифорнии. Воспоминания деда о Второй мировой, тема Холокоста – это то, с чем росла Аффинити. В 16 лет она прочла книгу Лусетт Маталон Ланьядо и Шейлы кон Дикель под названием «Дети пламени» о близнецах, над которыми проводил свои опыты доктор-смерть Йозеф Менгеле. Впечатления от этой книги стали стимулом для написания собственного произведения «Чужекровка».

Реальные близнецы Ева и Мириам Мозес были «подопытными кроликами» для экспериментов доктора Менгеле в Освенциме. Согласно его плану он должен был ввести одной из девочек опаснейший вирус. А после, дождавшись ее смерти, вскрыть тело второй сестры для сравнения. Вот только вирус не подействовал, и дети остались живы.

В романе близняшек зовут Стася и Перль Заморски. Двенадцатилетние сестры вместе с мамой и дедушкой в 1944 оказываются Освенциме. Девочек отделяют от родных и помещают в специальном блоке концлагеря, именуемом «Зверинцем». В нем дети попадают в руки Дяди Доктора, проявляющего особый интерес к близнецам. Девочки проявляют незаурядное мужество, испытывая ужасы, неведомые другим. Но они готовы на любые мучения ради своих близких, которым пообещали сохранить жизнь.

События романа читатели видят глазами сестер. Это и жизнь в лагере, и необыкновенная родственная связь Стаси и Перль, и их переживания в лаборатории. С одной стороны, тяжело читать о тех мучениях, которые испытывают дети. Но с другой, в их несчастной жизни есть место фантазиям, выдумкам, играм, что несколько смягчает восприятие. Перль Заморска в романе отвечает за прошлое, хорошее, грустное, а ее сестра Стася – за будущее, плохое, смешное. В лагерном аду девчонки находят спасение в секретных играх, тайном языке, но котором они общаются. Близнецы имеют удивительный запас внутренних сил.

Писательница акцентирует внимание на близких отношениях между сестрами, которые помогали им не сойти с ума в тяжелейшей атмосфере концлагеря. Перль и Стася настолько похожи, что видят общие сны, читают мысли друг друга, даже, отвернувшись, рисуют абсолютно одинаковые картинки. Перль Заморски по-своему объясняет суть жестоких мучений, причиняемых ей и сестре. Она считает, что их тюремщик сгорал от зависти. Ведь будучи холодным и пустым, не способным к привязанности, он хотел лишь прославиться. Вот и пришел к нему в голову самый простой способ – разлучить близнецов, сильно любящих друг друга, и установить, что же тогда случится.

«Чужекровка» наполнена изящной и глубокой символикой. Писательница не просто повествует о своих героях на фоне исторических событий, но и размышляет о природе и человеке в целом. У страшного доктора свое извращенное понимание законов природы. Он уверен, что существуют «арийские» образцы прекрасного. Все остальное необходимо уничтожить. Поэтому изуродование жертв для пользы «высшей» расы не является грехом. Дядя Доктор трансформировал людей в животных, собирая людей с необычными внешними данными: лилипутов, альбиносов, близнецов. Даже лагерную зону, где он работал, прозвали «Зверинцем». Да и находилась она в бывших конюшнях.

Доктору, который насильственно искажает природу, противопоставлены два юных существа, в которых воплощены естественные законы эволюции. Девочки, хотя и молились в трудные моменты своей жизни, верили в законы Дарвина и Ламарка. Ведь их папа – врач, а любимый дедушка – профессор биологии, в свое время придумавший игру в «живую природу», которая помогла девочкам выжить и в условиях концлагеря.

Играя, Стася и Перль воображали себя существами, находящимися на разных ступенях эволюции, – от низших одноклеточных до высших млекопитающих. Эта игра включала их в настоящую картину мира. Ведь дети изменялись метафорически, оставаясь собой. Символичным является и то, что Стася со своим другом Феликсом ухитрились сбежать из лагеря в раздобытых меховых шубах, преобразившись в Медведя и Шакала.

«Зверинцу» жестокого доктора противопоставляется и настоящий зоопарк, в котором процветает просветительское начало, где сохраняются редкие виды животных без посягательств на искажение естества. Девочки помнят, что в зоопарках, о которых рассказывал дедушка, существует огромное разнообразие живой природы. В лагере же доктор составляет свою зловещую коллекцию. Не случаен и эпизод встречи членов семьи Заморски, которые остались в живых, в Варшавском зоопарке.

В романе «Чужекровка» иносказательно говорится и о «синдроме выжившего» – том особом чувстве вины, которое мучило оставшихся в живых узников концлагерей, необоснованно считавших, что выжили за счет погибших близких. Менгеле вводит в заблуждение Стасю, сказав, что сделает ей укол бессмертия. Наивный ребенок поначалу радовался, затем огорчался, что переживет друзей и сестру, а далее начинал считать, что за ее вечную жизнь кто-то поплатился своей. Она думала, что ее кровь загустела от чужих смертей, а в ней самой растворились несочиненные стихи, непознанные влюбленности, несбывшийся детский смех. От этого Стасе становилось невыносимо тяжело.

Писательница, несмотря на родство душ сестер-близнецов, показывает, как, немного повзрослев, они идут по разным путям изживания нанесенных травм. Стася выбирает месть, желая убить ненавистного доктора, а Перль – прощение, что поначалу вызывает даже читательский гнев и непонимание, как такие зверства можно простить.

Конар на примере выбора своей героини наводит на мысль об одном из возможных решений. Как известно роман «Чужекровка» в своей основе имеет реальные документы и материалы исследований. У многих персонажей произведения имеются прототипы. Как уже говорилось, прототипами сестер-близнецов, румынок еврейского происхождения стали Ева и Мириам Мозес. Еве, десятилетней девочке из Трансильвании, был сделан смертоносный. После ее гибели должна была для исследований вскрыта ее сестра. Но Ева практически чудом осталась в живых, что спасло и Мириам. В 1993 Ева после смерти сестры собрала свидетельские показания врачей, работавших в Освенциме, в числе которых был и доктор Менгеле. После этого она сказала, что прощает всех, включая и самого главного мучителя. По словам Евы Мозес-Кор, умение прощать делало ее сильнее нацистов, а в дальнейшем помогло ей отстраниться от тяжелых воспоминаний, не зацикливаясь на них. Конечно, для многих людей, не испытавших ее страданий и не готовых к прощению, такое решение Евы непонятно и загадочно.

Перль в романе тоже подарила своим мучителям прощение. Оно не стерло страданий ребенка, не притупило ночных кошмаров, не заставило забыть о невозвратимых потерях, но, по сути, перечеркнуло действия палачей. Девочка осталась в живых, доказав, что все их опыты были впустую. Следовательно, то, что творили эти нелюди не имело никакого смысла. Ведь они недооценили детскую выносливость. Такое победоносное прощение жестоко для ее врагов. Оно делает жизнь Менгеле и подобных ему существ абсолютно бессмысленной.

Однако сама писательница «Чужекровки» неявно, но регулярно подчеркивает, что право на прощение есть у жертв, которым оно приносит облегчение, но не у остального человечества.

Роман «Mischling. Чужекровка» стал одним из наиболее ярких художественных произведений 2016 года. Он был назван по версии New York Times «Книгой года». По лиричности и исторической масштабности его можно сравнить с произведением американского писателя, обладателя Пулитцеровской премии Энтони Дорра «Весь невидимый нам свет», а по психологическому и эмоциональному накалу – с «Комнатой» успешной ирландской писательницы Эммы Донохью. «Чужекровка» может шокировать впечатлительных читателей. Ведь без жестоких анатомических подробностей изуверств здесь не обошлось. Но, конечно же, тяжелее всего осознавать, что все, что написано в романе – не фантазии автора, а самая настоящая правда, которая документально подтверждена в материалах о Холокосте. А Дядя Доктор – это реальное лицо. Йозеф Мергеле – немецкий врач, который проводил жестокие опыты на узниками концлагеря Освенцим. Он лично отбирал людей для своих экспериментов, жертвами которых стали десятки тысяч заключенных. За 21 месяц своих преступных деяний заработал репутацию опаснейшего нациста под кличкой «Ангел Смерти».

Феномен близнецов давно рассматривается как имеющий жизненно важное значение для изучения генетики и поведения, а также широкого спектра в других областях, таких как наследственные заболевания, генетика ожирения, генетическая основа распространенных заболеваний и многих других.

Но на фоне всех самых обычных современных исследований близнецов всегда будет стоять тень жестокого нацистского врача Йозефа Менгеле , проводившего на близнецах самые извращенные и изуверские эксперименты во славу науки Третьего рейха.

Менгеле работал в польском концлагере Освенцим (Аушвиц) , построенном в 1940 году и в котором также проводились эксперименты над гомосексуалистами, инвалидами, умственно неполноценными людьми, цыганами и военнопленными. За время своей работы в Освенциме Менгеле произвел эксперименты над более чем 1500 парами близнецов, из которых только около 300 остались живы.

Менгеле был одержим близнецами, он считал их ключом к спасению арийской расы и мечтал о том, чтобы голубоглазые женщины-блондинки рожали за раз по несколько таких же голубоглазых и светловолосых младенцев. Каждый раз, когда в концлагерь поступала новая партия заключенных, Менгеле с горящими глазами тщательно выискивал среди них близнецов и находя их, отправлял в особый барак, где близнецов классифицировали по их возрасту и полу.

Многим из этих близнецов, прошедших в этом бараке все круги ада, было не более 5-6 лет. Поначалу казалось, что тут для них может быть спасение, так как тут неплохо кормили, по сравнению с другими бараками, и не убивали (сразу).

Кроме того Менгеле нередко появлялся тут чтобы осмотреть тех или иных близнецов и с собой приносил конфетки, которыми угощал детей. Для измученных дорогой, голодом и лишениями детей он казался добрым и заботливыми дядей, который шутил с ними и даже играл.

Пара девочек- близнецов из Освенцима

Детям-близнецам также не брили головы и часто позволяли оставить у себя свою собственную одежду. Их также не отправляли на принудительные работы, не били и даже разрешали выходить на улицу чтобы погулять. Поначалу их также не особо мучили, в основном ограничиваясь анализами крови.

Однако, все это был лишь фасад, чтобы до поры держать детей в спокойном и максимально естественном состоянии ради чистоты экспериментов. В будущем детей ждали настоящие ужасы.

Эксперименты включали в себя инъекции различных химических препаратов в глаза близнецов, чтобы проверить, возможно ли изменить цвет глаз. Эти эксперименты часто заканчивались сильной болью, заражением глаз и временной или постоянной слепотой.

Также проводились попытки "сшить" близнецов, чтобы искусственно создать сиамских близнецов.

Менгеле также использовал метод заражения инфекциями одного из близнецов с последующим вскрытием обоих подопытных, с целью исследования и сравнения пораженных органов. Есть факты того, что Менгеле вводил детям некоторые вещества, природу которых так и не определили, у которых было множество побочных эффектов, от потери сознания до сильной боли или мгновенной смерти. Эти вещества получал лишь один из близнецов.

Иногда близнецов держали отдельно друг от друга и одного из них подвергали физическим или умственным пыткам, а за состоянием второго близнеца в эти моменты тщательно наблюдали и записывали малейшие проявления тревоги. Делалось это для исследования загадочной психической связи между близнецами, про которую всегда было много баек.

Близнецам делали полное переливание крови от одного к другому, проводили хирургические операции без анестезии по кастрации или стерилизации (оперировали одного близнеца, а второго оставляли как контрольный образец).

Если при фатальных экспериментах на двух близнецах, один каким-то образом выживал, его все равно убивали, так как он больше не представлял ценности живым.

Очень много информации о жестоких экспериментах Менгеле известно лишь от тех около 300 выживших близнецов. Например в интервью журналистам Вера Кригель, которая содержалась в бараке со своей сестрой-близнецом, рассказывала, что однажды ее привели в кабинет, на котором во всю стену стояли банки с изъятыми глазами детей.

"Я смотрела на эту стену из человеческих глаз. Они были разного цвета - голубые, зеленые, карие. Эти глаза смотрели на меня, как коллекция бабочек, и я упала на пол от шока".

Кригель и ее сестру подвергали следующим экспериментам - сестер держали в двух деревянных ящиках и делали им болезненные инъекции в глаза, чтобы изменить их цвет. Кригель также рассказывала, что параллельно с ними делался эксперимент на другой паре близнецов и их заразили ужасной болезнью Нома (водяной рак), от которой у них лицо и половые органы покрылись болезненными нарывами.

Ева Мозес Кор

Другая выжившая девочка Ева Мозес Кор содержалась в Освенциме со своей сестрой-близняшкой Мириам с 10-летнего возраста с 1944 по 1945 год, пока их не освободили советские солдаты. Всех родных девочек (родителей, теть, дядь, двоюродных братьев и сестер) убили сразу же, когда их привезли в концлагерь, а девочек отделили от них.

"Когда двери нашего вагона для коров открылась, я услышала крики солдат СС "Schnell! Schnell!" и нас начали выкидывать наружу. Моя мама схватила Мириам и меня за руку, она всегда пыталась защитить нас, потому что мы были самым маленькими в семье. Люди выходили очень быстро и вот я заметила, что мой отец и две мои старшие сестры пропали.

Потом была наша очередь и солдат заорал "Близнецы! Близнецы!". Он остановился, чтобы посмотреть на нас. Мириам и я были очень похожи друг на друга, это было сразу заметно. "Они близнецы?", - спросил солдат мою маму. "А это хорошо"?, - спросила мама. Солдат утвердительно кивнул головой. "Они близнецы",- сказала тогда мама.

После этого охранник СС забрал меня и Мириам от нашей матери без какого-либо предупреждения или объяснения. Мы очень громко кричали, когда нас уносили. Я помню, что оглядывалась назад и видела руки мамы, вытянутые в нашу сторону в отчаянии".

Ева Мозес Кор поведала много об экспериментах в бараке. Она рассказывала про цыганских близнецов, которые были сшиты вместе спина к спине и их органы и кровеносные сосуды были соединены с друг другом. После чего они кричали в мучениях без остановок, пока их крики не замолкли из-за гангрены и смерти через три дня.

Кор также вспоминает странный эксперимент, который длился 6 дней и во время которого сестрам нужно было просто сидеть без одежды по 8 часов. После чего их осматривали и что-то записывали. Но им пришлось пройти и через эксперименты пострашнее, во время которым им делали непонятные болезненные инъекции. При этом отчаяние и страх девочек казалось вызывали большое удовольствие у Менгеле.

"Однажды нас привели в лабораторию, которую я называю лабораторией крови. Там забрали много крови из левой руки и дали мне несколько инъекций в правую руку. Некоторые из них были очень опасными, хотя мы не знали всех названий и не знаем и сегодня.

После одной из этих инъекций мне было очень плохо и сильно повысилась температура. Мои руки и ноги сильно опухли, а по всему телу пошли красные пятна. Может быть это был сыпной тиф, я не знаю. Никто никогда не говорил нам, что с нами делают.

Всего я тогда получила пять инъекций. Из-за высокой температуры я сильно дрожала. На утро пришел Менгеле и доктор Кониг и еще три врача. Они посмотрели на мою лихорадку и Менгеле сказал, посмеиваясь "Жаль, что она так молода. У нее осталось всего две недели жизни". "

Невероятным образом Еве и Мириам удалось дожить до того дня, когда Советская Армия освободила узников Освенцима. Koр говорит, что в то время она была еще слишком молода, чтобы в полной мере понимать, что с ними делали. Но годами позже Кор основала программу CANDLES (Children of Auschwitz Nazi Deadly Lab Experiments Survivors) и с ее помощью начала искать других выживших близнецов из барака Освенцима.

Еве Морзес Кор удалось обнаружить 122 пары, которые жили в десяти странах и на четырех континентах, а потом с помощью множества переговоров и больших усилий всем этим выжившим близнецам удалось встретиться в Иерусалиме в феврале 1985 года.

"Мы говорили со многими из них и я узнала, что там было много других экспериментов. Например, близнецов, которым было более 16 лет использовали в кросс-гендерном переливании крови. Это когда кровь мужчины переливают женщине и наоборот. При этом они не проверяли, конечно, была ли эта кровь совместима и большинство из этих близнецов умерли.

Есть близнецы с таким же опытом в Австралии Стефани и Аннет Хеллер и есть Джудит Малик из Израиля, у которой был брат Салливан. Джудит рассказала, что она была использована в данном эксперименте со своим братом. Она помнила, что лежала на столе во время эксперимента, а рядом лежал ее брат и его тело быстро остывало. Он умер. Она выжила, но потом у нее было много проблем со здоровьем".

Ева Мозес Кор и Мириам Мозес

Из-за экспериментов в бараке Менгеле у сестры Евы Мозес Кор Мириам на всю жизнь остались проблемы с почками. Менгеле проводил эксперименты на почках с близнецами в том числе из-за того, что сам страдал от почечных проблем с 16 лет. Он был глубоко заинтересован в том, чтобы понять как работают почки и как лечить почечные проблемы.

У Мириам были проблемы с ростом почек, а после рождения детей проблема почек у нее еще более осложнилась и никакие из антибиотиков ей не помогали. Ева в конце концов пожертвовала одну из собственных почек, чтобы спасти свою сестру в 1987 году, но Мириам умерла от осложнений с почками в 1993 году, и врачи до сих пор не уверены, какие именно вещества были введены в нее, чтобы вызвать все эти осложнения.

До сих пор остается загадкой и то какие именно результаты хотел достичь Менгеле с близнецами и удалось ли ему хоть что-то из задуманного. Большинство из лекарств и веществ, введенных им близнецам, так и остались неизвестными.

Когда советские солдаты освободили лагерь смерти, Менгеле удалось сбежать и укрыться, но вскоре он был взят в плен американскими солдатами. К сожалению, там его не опознали как нациста и ему удалось сбежать снова.

Он покинул Европу и спрятался в Аргентине в 1949 году, где он приложил множество усилий на то, чтобы его никто не нашел в течение многих десятилетий, прежде чем, наконец, утонул на курорте в Бразилии в 1979 г. Очень мало известно о том, чем именно Менгеле занимался во время этих десятилетий в изгнании и из-за этого существует множество спекуляций и слухов разной степени правдивости.

Менгеле (третий справа) в 1970-е годы где-то в Южной Америке

Одна из теорий заговора гласит, что Менгеле так и не перестал быть одержимым близнецами даже после бегства в Южную Америку. Об этом в своей книге "Менгеле: Ангел Смерти в Южной Америке" писал аргентинский историк Хорхе Камараса.

Проведя годы на исследовании деятельности Менгеле в этом регионе, историк обнаружил, что жители города Кандиду-Годой (Бразилия) заявляли, что Менгеле неоднократно посещал их город в течение 1960-х годов как ветеринарный врача, а затем предлагал различные медицинские услуги местным женщинам.

Вскоре после этих визитов в городе начался настоящий всплеск рождения близнецов и многие из них были со светлыми волосами и голубыми глазами. Вероятно, что в этом городе, ставшим новой лабораторией Менгеле, ему наконец удалось выполнить свои мечты о массовом рождении голубоглазых арийских близнецов.

Близнецы Кандиду-Годой

Жертвы доктора Менгеле… Среди них есть люди, готовые простить врача-садиста. И это не стокгольмский синдром. А что?

Анат МИДАН

«Если бы мне кто-нибудь сказал в молодости, что я через десятки лет прощу доктора Менгеле, я бы посоветовала ему обратиться к психиатру. Но с годами я изменилась. Это прощение помогло мне снова начать жить». С такой необычной речью выступила Эва Мозес-Кор перед участниками конференции по криминологии в Университете Бар-Илан. Только сидевшая в первом ряду Йона Лакс не смолчала. Выйдя на трибуну, она заявила: «Никто из погибших не давал вам права прощать кого-либо».

Обе женщины прошли Освенцим, потеряли семьи и были пациентками доктора Менгеле, который проводил над евреями садистские опыты. Израильтянке Лакс - 86 лет. 82-летняя Мозес-Кор специально прибыла для участия в конференции из США.

«В Израиле много переживших Катастрофу - и они не прощают нацистов», - сурово заявила израильтянка американке. «Но почему?! - восклицает Мозес-Кор. - Я тоже годами рыдала, но устала от этого».

Прожить еще день

В Освенцим их привезли примерно в одно время, они жили в разных бараках, но потом их объединили в бараке номер 10. Там Менгеле по прозвищу Доктор Смерть начинал свои опыты, а потом переводил «пациентов» в лагерную больницу.

Эва родилась в румынской Трансильвании и попала с семьей в Освенцим в 10-летнем возрасте. «Нацисты увидели, что мы с сестрой близнецы, и сразу отогнали в сторону. Больше я не видела ни родителей, ни двух старших сестер. До сих пор помню, как нас загоняли в барак, стригли, раздевали, как татуировали номера на левой руке. Мне - А7063, Мирьям - В7064. Нас было десять пар близнецов от 3 до 16 лет, голодных и бесправных. Нас каждый день таскали на опыты, обмеряли голыми, что-то вкалывали, брали анализы крови. Однажды у меня поднялась температура, и меня забрали в больницу. Там были уверены, что я не выживу. Но я выжила, и меня вернули в блок в Биркенау, где я снова увидела Мирьям. 27 января 1945 года, за четыре дня до моего 14-го дня рождения, Красная армия освободила Освенцим, и пытки закончились. Солдаты раздавали нам шоколад, принесли кровати и матрасы. Я к тому времени уже разучилась спать на матрасе».

Эва и Мирьям, 1940 г.

Йозеф Менгеле

В восьмидесятые Мозес-Кор организовала поиски других «близнецов Менгеле» и нашла 122 выживших. В 1984 году она создала организацию с целью помогать пациентам нацистского доктора. «Мы пережили ужасные вещи, вплоть до того, что нам впрыскивали краску в глаза. Мирьям страдала болезнями почек. В 1987 году я отдала ей свою почку, и она дожила до 1993 года».

У Йоны Лакс тоже была сестра-близнец и тоже Мирьям. Они попали в Освенцим в 1944 году, после ликвидации гетто Лодзи, где убили их родителей. В результате селекции Мирьям отправили в газовую камеру, Йону же отдали Менгеле. Она плакала и просила офицера, стоявшего рядом с ней, не разлучать их с сестрой. Оказалось, что это и был сам Менгеле. «Когда он услышал, что мы близнецы и что сестру отправили в газовую камеру, он послал солдата вернуть ее. Так Доктор Смерть спас Мирьям».

Йона и Мирьям, 1941 г.

Ночные кошмары

После войны сестры Лакс приехали в Израиль, вышли замуж. Йона возглавляет общество «Близнецы Менгеле»: «Менгеле - олицетворение Освенцима. Лагерем управляли садисты, и никак иначе я их не назову». «А я решила все забыть, - возражает Мозес-Кор. - 71 год я страдала, но однажды спросила себя, готова ли я мучить себя воспоминаниями те немногие годы, что мне остались. И решила, что нет. Я простила своих мучителей, создала в своем городе музей Катастрофы и читаю там лекции. Время от времени вожу группы в Освенцим. После создания музея меня перестали терзать ночные кошмары».

Несмотря на общее трагическое прошлое, Лакс обращается к собеседнице не по имени, а «госпожа Кор». «Простив, вы делаете то, чего добивались нацисты: стереть память о евреях», - сухо говорит она американке.

Мозес-Кор теряет хладнокровие: «Мне не нужны ваши уроки еврейской истории. Израиль для меня важен, я несколько лет отслужила в армии. При чем тут это?».

«Мне кажется, покой можно обеспечить другим способом, например принимать таблетки или сходить к психологу, а не прощать нацистов», - возражает Йона Лакс.

Несмотря на идеологические разногласия, женщины поговорили друг с другом о семьях, о жизни после войны, рассказали, как тяжело работали, но все-таки смогли получить образование. Мозес-Кор поступила в университет лишь тогда, когда вырастила детей, и училась в нем вместе с дочерью: «Дети спрашивали, почему у них нет бабушек и дедушек, и я объясняла, что их убили нацисты. В итоге пожилая американская пара вызвалась стать моим детям бабушкой и дедушкой. Живем мы в маленьком городе, евреев там мало, поэтому мы настояли, чтобы сын с дочерью изучали иудаизм. По субботам я возила их в синагогу. Мне было тяжелее, чем вам, Йона».

Израиль не простил

Мозес-Кор рассказала, что «близнецы Менгеле» не хотят с ней встречаться. «Думаю, они завидуют. Они хотели бы, чтобы я страдала, как Йона, чтобы переживала все то, что постоянно переживают другие „близнецы Менгеле“. Они могут продолжать страдать, но их страдание не приносит никому пользы».

«Вы в США можете говорить все, что заблагорассудится, и у вас там наверняка есть слушатели-неевреи, но здесь, в Израиле, прощению нет места», - говорит Лакс. И женщины расстаются, не попрощавшись…

Отрывок из статьи в газете «Вести Израиля»