Внеклассное занятие по гражданско патриотическому воспитанию. Открытое занятие по гражданско-патриотическому воспитанию на тему "мы россияне". Торжественный марш под песню «Служить России»

Программное содержание:

  1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, городу, детскому саду.
  2. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

3) Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ и родного города, её назначении, символическом значении цвета и образов в ней.

4)Продолжать работу по обогащению и уточнению словаря.

Предварительная работа:

  1. Чтение и заучивание стихотворений о Родине.
  2. Рассматривание флага и герба РФ и города Сергиева Посада.
  3. Прослушивание гимнов РФ, г. Сергиева Посада, песен о России.
  4. Беседа и занятие о Государственной символике РФ, о Родине, городе, детском саде.
  5. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый-синий-красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Материалы к занятию:

1 .Ребус (Хлебосольная)

  1. Дидактическая игра «Собери флаг России»
  2. Аудиозаписи: гимн РФ и гимн Сергиева Посада, песня «С чего начинается Родина».
  3. Изображения государственных символов России и Сергиева Посада.
  4. Фотографии с изображением достопримечательностей города Сергиева Посада.

Ход занятия:

Дети и воспитатель заходят в зал и встают полукругом, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, садитесь, пожалуйста на стулья и послушайте меня внимательно. Я вам прочитаю очень красивое стихотворение Я. Абидова «Мать Земля».

Скажи мне, как правильно Землю называть?

Земля дорогая?

Земля Золотая?

Земля - наша милая,

Добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее.

Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею - И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И дождик и ты...

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительно красивое звучное имя. В какой стране мы живём?

Дети: Мы живём в Росси.

Воспитатель: Страна наша называется Россия. А как называют людей живущих в нашей стране?

Дети: Их называют россияне.

Воспитатель: Россия необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

Дети: Родина - значит родная, как мать и отец.

Родина - место где мы родились.

Родина - страна в которой мы живём.

Воспитатель: Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите нашу Родину?

Дети: За то, что тут мы родились.

За то, что она красивая и т.д.

Воспитатель: Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. И одно из них зашифровано на этой картинке.

Воспитатель выставляет картинку на мольберт.

Воспитатель: Как вы думаете, какое слово спряталось?

Дети: Здесь спряталось слово «Хлебосольная».

Воспитатель: А как вы понимаете слово «хлебосольная»?

Дети: Есть такой обычай встречать дорогих гостей с хлебом и солью.

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети: Нет земли краше, чем Родина наша.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кто за Родину горой - тот истинный герой!

Одна у человека мать - одна и Родина.

Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы?

Дети: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите рассказать стихотворение о нашей Родине?

Дети: Звучит аудиозапись «С чего начинается Родина»

Дети читают стихи:

З.Александрова

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот

У реки берёза - скромница

И ромашковый бугор

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор

Или степь от маков красная, золотая целина

Родина бывает разная

Но у всех она одна.

С чего начинается Родина?

С улыбок и слёз матерей;

С тропинки, ребятами пройденной,

От дома до школьных дверей.

С берёзок, стоящих веками На взгорье в отцовском краю,

С желанья потрогать руками Любимую землю свою.

Так что же такое ты, Родина?

Поля в перелесках зари.

Всё очень знакомое вроде бы,

А глянешь - и сердце горит.

И кажется: можешь с разбега Взлететь, не боясь вышины,

И синюю звёздочку с неба Достать для родимой страны.

Воспитатель: Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы. Что это за символы?

Дети: Это герб, флаг и гимн.

Воспитатель: Правильно ребята, давайте сейчас встанем и посмотрим наш Российский герб.

Дети подходят к стене с изображением герба и встают полукругом.

Герб - это отличительный знак нашего государства.

Где мы сможем увидеть изображение герба?

Дети: Мы можем увидеть герб: на флагах, монетах, печатях, кораблях, документах...

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?

Дети: На гербе изображены: Двуглавый орёл золотого цвета на темнокрасном щите.

Воспитатель: А почему изображен орёл, а не другая птица?

Дети: Орёл - это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг.

Воспитатель: Скажите ребята, а почему у орла две головы?

Дети: Орёл смотрит во все стороны, а значит он не пропустит ни одного врага.

Воспитатель: Что у орла на голове и в лапах?

Дети: На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой - державу. Это символы царской власти.

Воспитатель: На что похожи крылья орла?

Дети: Крылья похожи на солнце.

Воспитатель: А солнце - это символ добра и справедливости.

Что расположено на груди у орла?

Дети: На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея.

Воспитатель: Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей - символ зла.

А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом!

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте поговорим еще об одном символе нашей России - флаге.

Дети подходят к стене с изображением Российского флага.

Воспитатель: Какие цвета присутствуют на флаге России?

Дети: На флаге России присутствуют цвета: белый, синий, красный.

Воспитатель: Люди придают большое значение цветам флага. Какая полоса на флаге первая (наверху)?

Дети: Белая полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам белая полоса флага?

Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки.

Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под белой?

Дети: Синяя полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам синяя полоса флага?

Дети: Она напоминает нам синее небо, синее море, озёра.

Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под синей?

Дети: Красная полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам красная полоса флага?

Дети: Она напоминает нам огонь, солнце, тепло, радость.

Воспитатель: Белый цвет - это мир и чистота. Синий - небо и верность. Красный - огонь и отвага.

Воспитатель: Ребята садитесь, пожалуйста, на свои места. Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Что это за песня?

Дети: Это гимн России.

Воспитатель: Правильно, ребята! Гимн страны - это тоже государственный символ. А что такое гимн?

Дети: Гимн России - самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, учёным - вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности.

Воспитатель: Гимн России очень красивый и величавый. А как надо слушать государственный гимн?

Дети: Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать.

Воспитатель: Граждане каждой страны гордятся своим гимном, проявляют уважение к своей стране, давайте сейчас послушаем гимн России.

Звучит аудиозапись гимна.

Дети слушают стоя.

Дети садятся.

Воспитатель: В нашей стране живут мужественные и честные люди, которые относятся друг к другу по-доброму. Радуются мирному небу, яркому солнцу. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра-танец: «Я , ты, он. она!»

Дети садятся на места.

Воспитатель: Мы сейчас с вами много говорили о символах нашей страны.

У каждого города тоже есть свои символы. А в каком городе мы с вами живём?

Дети: Мы живём в городе Сергиев Посад.

Воспитатель: У нашего города тоже есть свой герб, флаг и гимн.

Воспитатель выставляет на фланелеграф изображение герба и флага города Сергиев Посад.

Ребята, что изображено на этих символах?

Дети: На них изображена главная достопримечательность нашего города Троице - Сергиева Лавра.

Воспитатель: В лазуревом щите серебряная монастырская стена с лазуревыми швами и открытыми чёрными воротами, за которыми возникает

серебряная башня с золотыми куполами, увенчанными таким же русским

крестом.

Посмотрите на цветовую гамму:

Золотой (желтый) цвет символизирует: чистоту, мир, взаимопонимание. Синий цвет: честь, благородство, чистое небо и водные просторы.

Чёрный цвет: символ мудрости, скромности.

А сейчас я хочу предложить вам послушать гимн Сергиева Посада.

Дети слушают стоя, затем садятся.

Воспитатель: В нашем городе есть много интересных, знаменитых мест. Посмотрите на эти фотографии и попробуйте узнать, что на них изображено. " т

Воспитатель по очереди показывает фотографии, выставляет га на фланелеграф.

  1. Троице - Сергиева Лавра.
  2. Часовня - храм А. Меня.
  3. Памя тник С. И. Мамонтов у.
  4. Водоп ад « Гре мячий».

Воспитатель: Страна - это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.

Детский сад - это тоже большая дружная семья. Какие сюда ходят люди?

Дети: Сюда ходят дружные, весёлые, трудолюбивые люди и дети.

Воспитатель: На одном из занятий, мы с вами ребята, придумали эмблему нашей группы. А вы хотели бы показать нашу работу гостям?

Воспитатель: Эмблема у нас получилась вот такая.

Воспитатель выставляет на фланелеграф эмблему.

Воспитатель: Почему вы выбрали солнце?

Дети: Солнце - потому что в группе тепло и светло.

Воспитатель: Почему - голуби?

Дети: Голуби - нам здесь свободно, как птицам в небе.

Воспитатель: Почему - цветы?

Дети: Цветы - здесь красиво, уютно.

Воспитатель: Почему - детские лица?

Дети: Детские лица - мы здесь счастливы.

Воспитатель: А почему - книга?

Дети: Книга - мы в детском саду получаем знания.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня очень много говорили о России, о нашем городе, о символах. Мне хочется, что бы вы всегда оставались дружными, добрыми и весёлыми. Но самое главное, вы должны беречь свою Родину.

Наша заведующая Елена Геннадьевна тоже очень любит нашу Родину и написала много красивых стихотворений о ней. Я хочу вам прочитать отрывок из её стихотворения «Возродим Россию вместе».

Воспитатель читает стихотворение.

Я родилась в России

И гордость в сердце моём

Без приукрас красивой

Мы Родину нашу зовём.

В какое бы время года

Мы не прошли по ней,

Нет милее природы

Наших лесов и полей.

Без неё нам не будет жизни!

С малых лет она отчий дом.

Давай же родной

Отчизне Долг возвращать добром.

Возрождение в наших силах!

И не забудем о том.

Мы родились в России!

Будем беречь свой дом.

Воспитатель: Ребята, а как мы должны беречь свой дом - свою Родину?

Дети: Не мусорить на улице, не ломать кусты, любить своих близких, дружить с ребятами...

Воспитатель: Правильно ребята, вы ещё очень малы, но даже сейчас можете много сделать для того, что бы наша Родина стала ещё краше.

Воспитатель: Вы так много сегодня рассказали о нашей Родине, я горжусь вами, вы настоящие россияне.

Мы жители огромной планеты, наш народ умеет не только хорошо трудиться, но и хорошо отдыхать. Давайте подарим нашим гостям небольшой подарок.

Песня - танец: «Московская».

Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети уходят в группу.

Литература:

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. М., ЦТЛ, 2005.

2. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников, изд. Скрипторий 2003, 2008

3.Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать... (Нетрадиционные

формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). М., изд. Скрипторий 2003,2008


анна поваляева
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию «Есть такая профессия-Родину защищать»

Образовательная цель : гражданско – патриотическое воспитание детей .

Развивающая цель : развивать творческие способности детей, их самостоятельность, инициативность.

Воспитательная цель : приобщение к традициям страны, школы.

Формирование УУД :

Личностные действия : формировать чувство патриотизма, любви к Родине.

Регулятивные действия : развивать правильное восприятие понятия назначения и роли мальчиков как защитников своего Отечества .

Познавательные действия : учить анализировать полученную информацию.

Коммуникативные действия : развивать связную речь, высказывать свою мысль.

Материалы и оборудование : иллюстрации, альбомы, краски, карандаши.

Ход мероприятия:

1 часть. Введение в тему занятия .

Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок который я вам прочитаю и подумайте о чем он.

Первый удар врага приняла на себя Брестская крепость.

Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий, бросали бомбы. Жгли огнеметами, стены рушились, казармы горели. Не было пищи, воды. Не хватало патронов. Фашисты ждали что над крепостью взовьется белый флаг. Но над черными от копоти стенами реял красный флаг. Крепость не сдавалась. Каждый бился до последнего вздоха. Защитники крепости были крепче камня.

Вопросы :

Семен, какая крепость приняла на себя первый удар?

Саша, как фашисты наступали на крепость?

Артем, в каком положении оказались защитники крепости ?

Матвей, в каком положении оказались защитники крепости ?

2 часть. Основная. Этап открытия новых знаний.

Скоро мы будем отмечать праздник День Защитника Отечества . Этот праздник напоминает нам о том, что все самое дорогое что у нас есть , может подвергнуться опасности. И дом каждого из нас. Еще в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою Родину. Если вы считаете, что 23 февраля – это праздник военнослужащих, то вы ошибаетесь. 23 февраля – это праздник настоящего мужчины и неважно служит он в армии или нет. У этого праздника было несколько названий.

День Красной Армии.

День Советской Армии.

День рождение ВС и ВМФ.

Сейчас этот праздник называется День защитника Отечества . 23 февраля поздравляют пап, дедушек, братьев. Всех тех кто служил или служит в рядах РА. Почему же именно 23 февраля считается Днем Защитника Отечества ? Изначально 23 февраля праздновали д. р. Красной Армии в честь победы над немецкими войсками. День первой победы стал днем рождением армии. Это как бы обозначило на будущее ее судьбу. Начав с той победы, она с той поры не раз громила врагов нашей Родины. Не было ни одного захватчика, который бы не почувствовал ее силу. Армия стала называться Советской., а затем Российской, а 23 февраля стал ежегодно отмечаться в СССР как всенародный праздник. Постепенно праздник превратился в праздник мужчин и мужского пола в целом.

Физминутка.

3 Закрепляющая.

На столе разложены изображения родов войск. По очереди дети, выходят к столу. Я загадываю загадки, ребенок должен угадать род войск, найти иллюстрацию и прикрепить ее к доске.

4 Заключительная : рисование на тему «День Защитника Отечества

5 Итоговая : чтение стихотворений по теме.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Мой город» в старшей группе

Программное содержание:
- Формировать представления о родном городе Кумертау
- Закреплять знания о флаге,гербе России и Республики Башкортостан
- Познакомить с флагом и гербом города
- Воспитывать чувство патриотизма,любви к родному городу
- Познакомить детей с достопримечательностями города
- Развивать воображение и стремление изобразить в рисунках свой двор
- Формировать умение работать в коллективе
Оборудование: мультимедийная система, слайд шоу с достопримечательностями города, аудиозапись со звуками города, рисунки детей.
Раздаточный материал: клей, ватман; изображения машин, дворов, деревьев.
Предварительная работа: рисунки детей и родителей на тему «Мой двор».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель : Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.Дети рассаживаются за столы.
Ребята для вас приготовила вопросы.
Итак первый вопрос.
1.Как называется наш детский сад?
Дети: "Золотая рыбка"
2. В каком пасёлке мы живём?
Дети: п. Пятки
3. Наша страна называется...
Дети: Россия
4. Мы живем в городе….
Дети: Кумертау
5. Какие улицы нашего города вы знаете…
Дети: ул.Ленина, ул.К.Маркса,ул.Гафури.
6. На какой улице находится наш детский сад?
Дети: ул.Молодёжная
7. Я живу на улице…..
Дети: ул.Ватутина,ул.Шоссейная.
Послушайте, кто-то стучится к нам.Кто бы это мог быть?
Дети: кукла,почтальон.
Воспитатель открывает дверь,а там Степаша.
- Ребята, посмотрите, это же Степаша. Он пришел к нам в гости из своего города. Давайте с ним познакомимся (дети по очереди называют свое фамилию, имя) .
Воспитатель: Молодцы! Ребята Степаша нам предлагает сыграть в игру «Что? Где? Когда? ». Согласны?
Дети: да!
Воспитатель: - Уважаемые игроки, позвольте представить вам вашего соперника – это Степаша, который будет задавать вам вопросы.
Первый конкурс «Разминка».
- Сейчас вам нужно прочитать стихотворение о родном городе громко и выразительно.
1 ребенок.
Люблю я город свой,
Люблю я край родной,
И рада,что живу я тут,
Где новых все открытий ждут.
Наш город расцветает,
Как будто он живой.
И каждый гость пусть знает,
Про город наш родной.
2 ребенок.
Мы живем, мы растем
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет!

Пусть растет!
Городок наш скромный!
- Молодцы! Все справились с первым конкурсом.
2.
Перед вами лежат конвертики вам необходимо из предложенных символик выбрать герб г. Кумертау (в конверте различные гербы и флаги городов Республики Башкортостан) .
Воспитатель : А теперь посмотрите на экран и сравните, правильно ли вы выбрали герб.
(слайд с гербом Кумертау)
Воспитатель : Что означает треугольники в гербе?
Дети: бурый уголь.
Воспитатель : Какая птица нарисована на гербе и что она символизирует?
Дети: Сокол-сапсан,означает башкирскую степь в которой построен наш город.
Физминутка
Утром рано мы встаём,
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
- Молодцы. Отдохнули хорошо. Продолжаем игру.
3. «Загадочная викторина».
- Уважаемые игроки, вам выпал счастливый сектор «Загадочная викторина». У вас появилась возможность отгадать мои загадки.
1. Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов. Того мы приглашаем в зал,
Что называется… (вокзал)

2. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- … (почта)

3. Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (больницу)

4. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад
Что же это... (детский сад)

5. Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем… (магазине)
- Молодцы. Все загадки отгадали.
4. Конкурс «Угадай что изображено»
Просмотр слайд шоу, рассказы детей о знакомых местах (рассказы детей дополняются рассказом воспитателя) :
1 слайд
Воспитатель: что нарисовано ребята?
Дети: парк Гагарина,в котором мы любим гулять и зимой и летом.Здесь проводят праздники.Есть разные карусели и качели.
2 слайд- вечный огонь.
Дети: вечный огонь.Его установили в память о победе в Великой Отечественной Войне.Перед Вечным огнём отмечают День Победы.
3 слайд- площадь советов.
Дети: городская площадь.Здесь стоит здание администрации.В самом центре стоит памятник Ленину В.И. На площади проводятся праздники: новый год, первомайское демонстрация,бал выпускников.
4 слайд- памятная стелла вертолетостроению.
Дети: стелла вертолету. Посвещен строителям крылатых машин.
5 слайд- стадион "Шахтёр"
Дети: стадион Шахтер.Назвали в честь шахтеров.
- Молодцы. Вы очень хорошо рассказали о своем городе.
5.Игра «Можно - нельзя».
Дети встают в круг.
- Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Хлопок- правильно, руки вниз - нет.
Переходить улицу на красный свет.
Рвать цветы на клумбе.
Любоваться цветущей клумбой.
Сажать деревья и цветы.
Бросать фантики от конфет.
Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
Кричать, шуметь в общественных местах.
Разговаривать в спокойном вежливом тоне.
6.Проблемная ситуация.
Воспитатель: Дети, Степаша плачет. Что случилось?
Ребята, он мне сказал, что плачет из-за того, что в его городе нет таких красивых мест, дворов, площадок. В городе, где живет он с друзьями, ему скучно. Как вы думаете, мы сможем ему помочь?
Дети: да.
Воспитатель : Посмотрите на город Степаши. (Вывешивается ватман с изображением дороги и солнца). Как вы думаете, чего здесь не хватает, чтобы наш гость был счастлив?
Дети: домов,машин, детских площадок.
Воспитатель: Мы сможем ему помочь?
Дети: да сможем.
7. Коллективная работа . Город для Степаши.
Дети берут готовые шаблоны (фонтаны, здания, детские площадки, деревья,машины) и наклеивают на ватман.
8.Итог занятия.
Воспитатель: Степаша, посмотри, ребята нарисовали свой любимый двор, где они живут.
Степаша благодарит детей и интересуется, что им понравилось сегодня больше всего.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу вы знаете и любите свой город, в котором вы живете. Я поздравляю вас с победой и вручаю всем игрокам вот такие эмблемы нашего города.(Детям одеваются эмблемы «Кумертау»).

Тема: «Мы – россияне»

Цель:

    способствовать формированию у учащихся убеждённости и гордости за страну, в которой они живут.

Задачи:

    обобщить и систематизировать знания детей о России;

    формировать уважительное отношение к государственным символам;

    закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов;

    воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства;

    коррекция и развитие мыслительных процессов (анализ, синтез), внимания и связной речи.

Оборудование: атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, салфетки, ручки, экран, проектор.

Ход занятия.

    Вводная часть.

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.

    КРУ

Ребята обратите внимание на доску, здесь спрятаны слова, расшифруйте их:

Анидор, авксом, ацилотс, тоиртап, анзичто.

По какой теме подобраны данные слова? К чему они относятся? (Родина, Россия)

Тема нашего сегодняшнего занятия «Мы – россияне».

    Основная часть.

Наша Родина – богатая страна. Россия богата традициями, полезными ископаемыми, памятниками природы и архитектуры, людьми, многонациональными культурами, народными промыслами.

Я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик о нашей великой державе.

Показ видеоролика «Россия» на песню Е. Росса

Сегодня у нас не обычное занятие, а викторина на тему «Мы – россияне». В игре участвуют две команды: команда «Васильки» и команда «Ромашки».

Оценивать игру будет жюри. Команды поприветствуйте жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Команды, представьтесь, пожалуйста.

Команда «Васильки»:

Василек – цветок России,

Он, как небо, синий, синий,

Любит русская душа

Васильковые глаза.

Команда «Ромашки»:

Мы – ромашковое поле,

Символ русского раздолья.

Но совсем не горячи

Ромашки белые лучи .

- Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Как вы думаете, что такое Родина? (Родина - значит родная сторона, место, где мы родились, где мы живем. Это Отчизна, Отечество. Родина у человека одна).

Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду говорить предложения, а вы их закончите.

К какой команде будет обращён мой вопрос та команда и отвечает.

Наша страна называется….. Россия.

Граждане России называются…. Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Санкт – Петербург основал.… Пётр I .

Самая известная река России…. Волга.

Кто является главой российского государства.… Президент.

Молодцы, начинаем нашу игру.

Конкурс 1. «Государственные символы»

Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)

Что такое государственный гимн? (главная песня страны, слушать её надо стоя, проявляя уважение)

Я предлагаю командам выбрать на листочках среди разных флагов российский флаг.

Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, школах, жилых домах в дни государственных праздников)

А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран.

Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея)

Конкурс №2 «Литературный»

А сейчас у нас литературный конкурс. Каждой команде было задано домашнее задание, выучить стихотворение о Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.

Песня В.Степанов

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Необъятная страна. В.Степанов

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Конкурс 3. «Города России»

Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сёл, деревень. Назовите города, сёла, посёлки, которые вы знаете. (команды поочерёдно называют)

А сейчас каждая команда получит карту России. Задание: поставьте точку приблизительно в том месте, где находится наше село.

Конкурс 4 «Собери правильно»

Родной край - сердцу рай.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Народное братство - дороже всякого богатства.

Жить – Родине служить.

Если дружба велика - будет Родина крепка.

Если народ един - он непобедим.

Физминутка.

Конкурс 5 «Народы России»

Упражнение “Салфетка”.

На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат? (потому что каждый по-разному оторвал кусочек, потому что мы все разные)

Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

В России живёт много разных народов. Каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним и назовем, какие народы живут в России. (дети по очереди называют: русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, евреи, якуты, украинцы, таджики, армяне, и пр.)

Конкурс 6 «Народные промыслы»

А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Внимательно слушаем и.

    Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая,

Необычная, смешная,

И чуть-чуть пузатая.

Подожди минуточку

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

Филимоновская я!

    Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница. (матрешка)

    Снежно – белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно, с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель.)

    Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют ….. Хохломой.

(дети отгадывают, а воспитатель показывает на слайде картинку)

Конкурс № 7. «Русские художники»

Ребята каких русских художников вы знаете? (Шишкин, Васнецов и т.д.)

А теперь среди представленных картин нужно найти картины русских художников.

На этом наша викторина заканчивается и жюри подсчитывает баллы.

IV . Итог.

Оглашение результатов викторины.

Победила дружба!

Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы говорили о государственных символах, о культуре русского народа. Я думаю, что сегодняшнее занятие оставило в каждом из вас определённые чувства к Родине.

Рефлексия.

Я предлагаю вам закончить предложения, которые вы видите на доске:

Для меня Россия – это:

1. Страна, в которой я живу, которой горжусь и должен суметь защитить её в трудную минуту.

2. Страна, в которой я родился, где живу я, моя семья и мои друзья.

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, все молодцы, всем спасибо!