В каком году отметили первый новый год. Как и когда появился Новый год? Новый Год: история праздника. Когда начали отмечать Новый год

Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января..

Языческое эхо

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

Колядование дошло до нас из языческих времен. Фото: Commons.wikimedia.org

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Зима близко

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Фрагмент указа Петра I от 1699 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

Пугающая перемена

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр - необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили... Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда...»

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

Новый год… Один из самых любимых наших праздников с пушистым белым снегом за окном, запахом елочной хвои, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и очаровательной Снегурочкой. Мы долго ждем его, а когда 31 декабря в полночь бьют часы, радуемся наступившему году, надеясь на лучшие времена, и грустим, провожая уходящий.
До 10 века Новый год на Руси начинался в дни, близкие к весеннему равноденствию. В конце 10 века Древняя Русь приняла христианство (988 – 989 гг.), византийское летоисчисление и юлианский календарь. Год разделили на 12 месяцев и дали им названия, связанные с явлениями природы. Началом нового летоисчисления, вплоть до конца 14 века, считали 1 марта 1 г.
В 14 веке наши предки стали отмечать новый год по православному церковному календарю и почти 200 лет праздновали его приход 1 сентября. В Древней Руси это был День Симеона Летопроводца, или Семенов день, как его стали называть позднее. 1 сентября собирался оброк, подати, вершился личный суд. Царь Иван III всем жалобщикам велел являться в Москву на судный срок именно 1 сентября, а царь Иван IV в день Симеона Летопроводца определил срочный оброк.
В Успенском и Благовещенском соборах московского Кремля проходили праздничные службы, — крестный ход, чтение Евангелия и Апостола, освящение воды, омовение икон. В церемонии участвовали патриарх и царь, приглашались бояре и воеводы, думные дворяне и дьяки. Иностранные послы преподносили различные заморские дары. Чаще всего это были часы, — большая редкость на Руси в те времена. В первый день нового года отличившихся подданных цари жаловали чинами и наградами, деньгами и собольими шубами, золотыми и серебряными кубками, сыпали в толпу мелкие деньги. Богатые люди раздавали по приютам милостыню, или посылали еду, – пироги, калачи, пряники, а также одежду.
В царских палатах Московского Кремля устраивался праздничный пир, который, по традиции, открывал приготовленный целиком жареный лебедь. На стол, как предписывал “Домострой”, подавались также говядина и свинина, утки и куры, стерлядь и лососина. Языки, потроха лебяжьи, цапель, журавлей и уток, а также “заицы сковородные, заицы в репе, заицы рассольные” и другие, не менее вкусные продукты, радовали своим разнообразием приглашенных. Обязательными блюдами на столе были кутья, взвар, блины, толокно и кисель. Традиционно подавалось большое количество разнообразных пирогов и пирожков, а также блины, оладьи, хворосты, караваи. Среди напитков наиболее популярными были мед, ягодный морс, квас и настоянная на различных травах водка. Без приглашения в гости не ходили, — “незваный гость хуже татарина”, гласила русская поговорка.
Новая реформа календаря пришлась на царствование Петра I (1672 –1725). 20 декабря 1699 года глашатаи, под барабанный бой, объявили москвичам царский указ “О праздновании Нового года” в котором, в частности, говорилось: “…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и мозжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветве на вороты или под храминою своею поставить”. Эти украшения должны были стоять уже в первый день января, но не в помещении, а снаружи: на воротах, улицах и дорогах, крышах трактиров. Всем горожанам предписывалось учинять стрельбу из пушек или из ружей (у кого они были), пускать ракеты, по ночам зажигать огни из хвороста или соломы.
Петровский указ предписывал вести летоисчисление от Рождества Христова и день новолетия, который ранее отмечался 1 сентября, отмечать 1 января “по примеру всех христианских народов” живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому, поэтому он ограничился только переходом на январское новолетие. Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты – от Сотворения мира и от Рождества Христова.
В Кремле, по случаю наступления Нового года, проходили пышные празднества. После молебна в Успенском соборе, на Красной площади проходил парад войск, которые шли с барабанным боем, распущенными знаменами и музыкой. Под колокольный звон, пушечную и ружейную пальбу “его величество с приятною ласкою поздравлял всех с Новым годом и взаимно от всех принимал поздравления”. Давался “великий стол” для знатных особ, на котором присутствовало не только “ренское вино” и другие заморские диковины. По-прежнему варили и подавали: “пиво приказное, хмельное, мартовское, ячное, легкое”, “брагу пряную”, “квас овсяный, ячный”, “мед приказной, с гвоздцы, паточный, вареной, цыженый, с кардамоном, малиновый, обарной”. У построенных в Москве трех триумфальных арок выставлялись яства и чаны с вином и пивом для простого люда. Вечером пускались фейерверки, потешные огни, звучали пушечные выстрелы. Во дворце давались бал и ужин. Современники Петра I отмечали, что во время новогодних торжеств в Москве пальба не умолкала в течение недели.
После смерти Петра I, созданные им традиции встречи нового года сохранились и при преемниках. В “женский век” к парадам и фейерверкам, прославляющим военные победы, добавились музыкальные вечера, более красочными стали балы. На придворных маскарадах, все должны были быть в “маскерадных платьях: доминах, венецианах, капуцинах…”, ибо главной интригой на маскараде было не быть узнанным. Бал открывал менуэт, этикетный символ 18 века, полонез или “польский” танец. На новогоднем столе, кроме традиционных для России напитков, появились кофе, шоколад, лимонад и др.
В поместьях основной частью праздника было застолье. Первыми подавались холодные кушанья: ветчина и буженина, прошпигованная чесноком, затем шло горячее – зеленые щи, раковый суп с пирожками и слоеным паштетом. Свежепросольная осетрина, чищенные раковые шейки, соленые перепелки, фаршированные утки так и манили попробовать их на вкус.
Следует, однако, отметить, что предписания Петра об украшениях домов сохранились к этому времени только в убранстве питейных заведений. Перед Новым годом у ворот кабаков или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным “фирменным” знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Этот обычай продержался в течение 18 и 19 веков.
Когда появилась на Руси первая елка, точно не известно. В мемуарной литературе имеются упоминания о том, что обычай ставить на праздник елку, был ввезен в Россию будущей женой Николая I (1796 – 1855), прусской принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной). По другим свидетельствам, первую елку поставили в 40-е годы 19 века немцы, проживающие в Петербурге. Живя на чужбине, они не забыли своих традиций и привычек, обрядов и ритуалов, и первые рождественские елки появились именно в домах петербургских немцев. В канун праздника Рождества Христова, елки, украшенные фонариками и игрушками, конфетами, фруктами и орехами, ставились только для детей. Подростки получали книги, одежду, серебро. Девушкам дарили букеты, альбомы, шали. Со временем и дети стали дарить родителям подарки, — вещи собственного изготовления: предметы рукоделия, поделки из дерева и других материалов, рисунки, стихи.
Следом за немцами в русских домах петербургской знати также начали ставить для детей елки. Лесные красавицы украшались восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками, конфетами. Первоначально елка стояла один день, затем эти сроки все более удлинялись: два дня, три, до Крещения или до конца святок.
Повсеместно распространилась немецкая традиция только в середине 40-х годов, когда перед Рождеством елки стали продаваться. Они засверкали своими огнями не только в великосветских салонах, но и в домах бедных чиновников.
Елки продавались на елочных базарах: у Гостиного двора, куда их привозили крестьяне из окрестных лесов, на Петровской площади, Васильевском острове и др. местах. Уже в середине 19-го века елка становится обычным явлением для жителей Петербурга и начинает проникать в губернские и уездные города, дворянские усадьбы. К концу столетия она уже прочно входит в быт города и владельцев поместий.
Первая публичная елка, по свидетельству современников, была установлена в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале. Позднее стали устраиваться благотворительные елки для бедных детей, которые организовывались различными обществами и отдельными благотворителями, — многие дамы из дворянских фамилий давали деньги, шили для детей одежду, покупали конфеты и игрушки. Деньги, собранные за билеты, шли в пользу бедных. Проводились елки в детских приютах и народных домах. Ежегодно устраивали елки для детей рабочих окраин столицы братья Альфред и Людвиг Нобели – шведские изобретатели и промышленники, имевшие свои интересы в России. В некоторых знатных домах проводились елки специально для прислуги с семьями.
Если на журнальных иллюстрациях конца 19-го века нарядная елка уже прочно заняла свое место, то Деда Мороза и Снегурочки под ней еще нет, они пока не стали героями новогоднего праздника. Дед Мороз, как старик в шубе, лохматой шапке, с белыми кудрями и седой большой бородой, с елкой в руке, мешком с игрушками за спиной, присутствует только в святочных рассказах.
Новогодние торжества по поводу вступления в новый, 20-й век, Россия встретила традиционно, никто не считал это большим юбилеем. Только предприниматели использовали эту дату в коммерческих целях. На рынке появилось французское шампанское “Новый век” и “Конец века”. Московская парфюмерная фабрика А.М. Остроумова предложила покупателям под названием “Новый век” серию: духи, пудру, мыло и одеколон. В 1900 году впервые вышел журнал “Новый век”, издательство П.П. Сойкина порадовало ценителей роскошным изданием с картами и таблицами “На рубеже столетий” и т.д.
В Москве, в здании Манежа, с 26 декабря по 7 января 1901 проходили празднества. Были поставлены огромные картины-диорамы изображающие наиболее значительные события уходящего века, играли три оркестра, вниманию публики была представлена пьеса “Мировое обозрение”. Вечером в Манеже торжественно проезжали на колесницах крупнейшие державы мира: Россия, Германия, Англия, Франция. Все сверкало, и переливалось. В канун Нового года, в 12 часов ночи, во всех соборах и храмах города совершались молебны. После службы многие горожане продолжали празднование в ресторанах и клубах, на балах или танцевальных вечерах, в Манеже.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял “Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря”. Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: “…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день – считать 15-м и т. д.” Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
С 1925 года в нашей стране началась плановая борьба с религией и, как следствие, с православными праздниками. Окончательная отмена Рождества произошла в 1929 году. С ней отменялась и елка, которая стала называться “поповским” обычаем. Однако, в конце 1935 года в газете “Правда” появилась статья Павла Петровича Постышева (1887 –1940; сов., парт. деятель, репрессирован) “Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!”. Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником “радостного и счастливого детства в нашей стране”, — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
Счастливого Нового Года!

Новый год - праздник, отмечаемый во всех странах мира. В древности каждый народ использовал его собственную датировку, приуроченную к какому-либо важному событию истории или мифологии. Обычай отмечать новый год существовал уже в третьем тысячелетии до н.э. Отсчет новых лет с 1 января был официально установлен в 46 году до н.э. Юлием Цезарем. Эта дата была посвящена божеству всех начал, входов и выходов - Янусу.

Известно ли вам, что история празднования нового года в нашей стране насчитывает более трехсот лет? Давайте обратимся к истории и сравним, как отмечают новый год в России сегодня с тем, как происходило его празднование несколько сотен лет назад.

Любимый всеми детьми мира праздник был привезен в Россию из Европы Петром Первым. На Руси празднование нового года было испокон веков приурочено к первому осеннему дню. С 1700 года в Москве его стали отмечать 1 января, постепенно традиция распространилась на всю территорию страны. Празднества, как правило, начинались в ночь на 26 декабря по

Новый год в России всегда отмечался бурно, шумно и весело. Центральные улицы городов и дома украшались ветками можжевельника, сосны и ели. В молельнях и храмах страны проводились праздничные богослужения. Традиционный новогодний набор - дед Мороз, оливье и шампанское, появился несколько позднее. А вот фейерверки и праздничные петарды - любимые забавы Петра Первого, стали привычным явлением для москвичей уже в начале 18 века. Великолепные зрелища с огромным количеством разноцветных взрывающихся в небе звезд проводились на главных и самых больших площадях, особая роль в оформлении этих площадей отводилась специальным декорациям в виде беседок, статуй, бассейнов и обелисков. О наступлении нового года извещали многократные пушечные залпы.

Новый год в России петровских времен стал более светским, чем Как нам известно, Петр любил веселиться с широким размахом, что приводило в ужас и отчаяние многих священнослужителей тех времен. Именно молодой, посмотревший европейскую жизнь император положил начало проведению на Руси увеселительных мероприятий с танцами и большим количеством алкоголя. маскарады и ассамблеи стали традиционным способом времяпрепровождения. На них впервые была дана свобода женщинам в одежде и манере поведения. Теперь знатная дама могла появляться на публике в совершенно «зазорном платье» и не стыдиться этого. Каждый новый год в России при Петре Первом приобретал особый смысл, а его празднование всегда было посвящено военным победам, либо подписаниям мирных договоров.

На протяжении двух столетий празднование нового года оставалось неизменным. Революция 1917 года принесла людям много страданий и горя, это был тот период, когда веселья никому не хотелось. Только в 1935 году, оправившись от потрясений, люди нашей страны снова заговорили о новом годе как о празднике, а не о дне смены календаря. Новый год в России советских времен не обходился без наряженной стеклянными игрушками и мишурой ели и без возвышающейся над ее макушкой красной звезды, символизирующей кремль. С года к нам пришел западный однако все православные продолжали следовать традициям своих предшественников. Поэтому сегодня мы отмечаем новый год аж два раза: по «старому» и «новому» стилю.

Как празднуют новый год в России сегодня, знает каждый. Ни в одном городе праздник не обходится без установления на радость детворе центральной елки и строительства боя часов в полночь и поздравлений президента. Возможно, современному человеку празднование нового года в эпоху Петра покажется скучноватым, однако была же и в том времени особая прелесть!

На помосте устанавливали три аналоя - два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца . Перед аналоями ставили большие свечи, стол с серебряной чашей для освящения воды. Напротив аналоев ставили два места : слева для патриарха , справа для царя .

Царь прикладывался к Евангелию и иконам, его благословлял патриарх. Патриарх в специальной речи спрашивал о здоровье у царя. Царь ответную речь заканчивал словами «…дал Бог, жив».

Преобразования Петра I

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю.

7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.

Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь , поэтому Россия отпраздновала наступление 1700 года на 10 дней позже, чем в европейских странах, наступление 1701-1800 годов - на 11 дней позже, 1801-1900 - годов на 12 дней, а 1901-1918 годов - на 13 дней позже. 14 февраля 1918 года в Советской России был введён григорианский календарь, и празднование наступления 1919 года состоялось уже по новому стилю.

Новый стиль

В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.

Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.

Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны.

Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком.

Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!

До 1947 года 1 января в СССР продолжал оставаться рабочим днём. 23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём. По закону от 25 сентября 1992 года в России и 2 января стало выходным. С 2005 года в России с по 5 января установлены новогодние каникулы (ранее - только 1 и 2), и эти дни объявлены нерабочими, а с учётом выходных дней и Рождества - официального праздничного дня, выходные длятся 10 дней. С 2013 года в России новогодние каникулы уменьшились до 8 дней (с 1 по 8 января).

Новогодние традиции

В советское время также появились собственные атрибуты Нового года: мандарины , салат оливье , бой курантов, во время которого нужно обязательно загадать желание, торжественное обращение государственного лидера к гражданам страны. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы , в советское время на смену им пришли, как и в ряде других стран, новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни, такие как «В лесу родилась ёлочка » и «Пять минут».

В 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны - Кремлёвская. Впоследствии репатрианты из СССР превратили празднование Нового года в «этнический праздник» русских евреев с новогодними подарками, ёлками, дедами морозами , «полуночным шампанским » .

Новый год в кинофильмах СССР.

Советская традиция празднования Нового года является одним из основных сюжетов в следующих фильмах:

Новые веяния.

С конца 1970-х годов в Советском Союзе и других странах Европы появилось модное веяние связывать приход Нового года с одним из животных китайского гороскопа (крыса , бык , свинья и другие), даже несмотря на то, что китайский Новый год наступает позже.

С конца 1980-х годов всё более популярной становится зарубежная (в первую очередь американская) символика нового года: олени в упряжке Санты Клауса, сочетания красного с зелёным в декоративных элементах, открытки с изображениями венков, которые в России обычно не приняты.

С 1992 года в России нерабочими днями были только 1 и 2 января. С середины 2000-х годов с 1 по 5 января были установлены новогодние каникулы; позднее, благодаря переносам выходных дней и Рождеству 7 января, продолжительность доходила до 10 дней. С 2013 года к новогодним каникулам добавились 6 и 8 января, а Рождество утратило статус государственного праздника, официально считаясь лишь как один из дней новогодних каникул, что однако не мешает его празднованию.

С конца 1980-х годов в продажу начали поступать бытовые фейерверки и постепенно вошло в традицию сразу после полуночи зажигать их, как организованно, так и экспромтом, просто жителями населённого пункта, района, квартала, дома или отдельной компанией празднующих. [ ]

Новогодние приметы

С Новым годом в России традиционно связано большое количество народных примет (часть из них перешла к нему от Рождества, которое долгое время не отмечалось). В Новогоднюю ночь принято одеваться в новую и лучшую одежду, так как если войти в новый год с обновкой, то целый год будешь ходить в обновках. Также считается, что нельзя отдавать деньги в канун Нового года, иначе весь год придется их отдавать. Поэтому перед Новым годом заранее отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться. До сих пор также верят, что брать взаймы под Новый Год нельзя, а то весь год придется просидеть в долгах . Спать в новогоднюю ночь тоже нельзя, иначе весь год пройдёт вяло и неинтересно (исключение - дети в возрасте до 7 лет). Новогодний стол должен ломиться от яств и вин, чтобы весь год жилось богато и весело. Перед Новым годом также рекомендуется выбросить из дома всю битую посуду, перемыть окна и зеркала. Те, кто верит в приметы, связанные с принадлежностью наступающего года тому или иному животному по китайскому (буддийскому) календарю, стараются обогатить праздничный стол блюдами, как считается, угодными этому животному (например, сыр для года Мыши, бананы для года Обезьяны) и воздержаться от неугодных (говядина для года Быка).

Новый год в кругу других российских праздников

Новый Год в СССР стал главным государственным праздником , наряду с Первомаем и Днём Октябрьской революции . Этому отчасти способствовал светский характер праздника, а также то, что он был мало связан с коммунистической идеологией, несмотря на старания партии. В современной России, так же, как и в ряде постсоветских государств, он остаётся главным праздником.

Новогодняя ёлка

Кроме России, традиция устанавливать новогодние ёлки существуют и в других странах, где их не принято устанавливать на Рождество: например, в Турции и Вьетнаме.

Новогодний стол

Основная статья: Новогодний стол

При встрече Нового года близкие люди собираются за новогодним столом обычно вечером 31 декабря уходящего года. В полном варианте празднования Нового Года собравшиеся сначала «провожают» старый год - вспоминают, чем он запомнился или что в нём было главным для каждого из собравшихся; желают друг другу, чтобы всё лучшее из старого года перешло в новый.

Неизменными атрибутами новогоднего стола в России по традиции являются шампанское, Салат «Оливье » и «сельдь под шубой », мандарины.

После речи главы государства в 0 часов 0 минут 1 января бьют куранты. С началом перезвона, знаменующим приход нового года, принято чокаться бокалами с шампанским (и загадывать желание).

Дед Мороз

Дед Мороз - сказочный персонаж, символ Нового Года в России.

Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году , однако не приобрёл широкого распространения. В советское время был распространён новый образ: он приходил к детишкам под Новый год и оставлял под ёлкой подарки детям, которые хорошо себя вели в течение года. Работал он не один, ему помогала внучка Снегурочка .

Новогодние фильмы

В СССР перед каждым Новым годом по телевизору показывали набор «новогодних фильмов» [ ] , например:

  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
  • Сказка «Морозко »
  • Сказка «Три орешка для Золушки »

В наши дни традиция с успехом продолжается, однако к списку добавляются и современные новогодние фильмы.

  • Мужчина в моей голове

Новогодние мультфильмы

Мультфильмы «Когда зажигаются ёлки », «Дед Мороз и серый волк », «Новогоднее путешествие » и «Снеговик-почтовик » входят в детский сборник «Праздник новогодней ёлки», который вышел в 1991 году. В наши дни традиция показа мультфильмов продолжается, однако к списку добавляются и современные мультфильмы.

Новогодние песни

  • «Диалог у новогодней ёлки» - исп. Сергей Никитин , Валентина Толкунова и Леонид Серебренников
  • «Happy New Year » - исп. ABBA , Марина Капуро
  • «Последний час декабря» - исп. бит-квартет «Секрет»
  • «Новогодние игрушки » (А. Хоралов) - исп. дуэт Аркадий Хоралов и Аурика Ротару
  • «Песня о снежинке » (из к\ф «Чародеи » Е. Крылатов - Л. Дербенев) - исп. Ольга Рождественская и ВИА Добры молодцы
  • «Новый год» (Ю.Лоза) - исп. Юрий Лоза
  • «Пять минут» (из к\ф «Карнавальная ночь ») - исп. Людмила Гурченко
  • «Новогодние сны» - исп. Ирина Аллегрова и Михаил Шуфутинский
  • «С первого по тринадцатое» - исп. Александр Абдулов
  • «Смех звенит серебром» (из мюзикла «За двумя зайцами ») - исп. Алла Пугачева
  • «Новый год» (И. Саруханов) - исп. Лолита Милявская , Владимир Пресняков , Марина Хлебникова , Игорь Саруханов , Валерий Сюткин , Алена Свиридова , группы Старый приятель , Лицей , Любэ и Отпетые мошенники
  • «С новым годом» (Пушистый снег летит с небес, шампанским пенятся бокалы) - исп. группа На-на
  • «Под Новый год» - исп. Татьяна Буланова
  • «Новогодняя» (А. Макаревич - К. Хлебников) - исп. группа Лицей
  • «Новогодняя» («Новый Год к нам мчится…») - исп. Дискотека Авария
  • «С Новым годом, крошка» - исп. группа Мумий Тролль
  • «Как в сказку придет Новый год» («Last Christmas ») - исп. Стрелки
  • «Новогодняя» («Медленно шарик вертится») - исп. Гости из будущего
  • «Белая зима» - исп. София Ротару
  • «Это Новый год» («Новый год») - Группа Reflex
  • «Запах Нового года» - Группа Reflex
  • «Новогодняя» (Вы устали от забот… ) -

История возникновения праздника Нового года довольно интересная. Современное торжество по праву считается одним из наиболее любимых, всенародных. К тому же традиционные застолья и обязательные выходные, дающие возможность не только погулять, но и отдохнуть, способствуют популярности праздника. Еще задолго до приближения 1 января разноцветные гирлянды и украшения превращают привычное окружение в сказку, которая неизменно приносит радость и детям, и взрослым. Вот только что мы знаем о его происхождении, какова история Нового года в России? Этому вопросу и посвящена данная статья.

Как все начиналось

Какова же история происхождения праздника? Новый год своими корнями уходит еще во времена Священной Римской империи. В частности, римляне приурочили начало Нового года к марту и успешно отмечали его вплоть до 45 года до Рождества Христова. Было принято приносить жертвы Янусу, а также дарить друг другу различные подарки. Причем отдельное внимание уделялось презентам сильным мира сего - чиновникам и патрициям.

С первым весенним месяцем начинался отсчет нового времени и у иудеев, что прослеживается в Старом Завете (законы Моисея). Их праздник мало чем отличался от римского, видимо, по той причине, что евреи были завоеваны римлянами, долгое время находились под их властью и понемногу перенимали обычаи.

Новый год на Руси

На Руси - своя интересная история праздника. Новый год здесь отмечали согласно народным традициям. Жизненный цикл славян до принятия христианства был напрямую связан с природой и сменой времен года. Не удивительно, что история происхождения Нового года связана была с весенним равноденствием. Когда еще начинать отсчет дней, как не с приходом весны и пробуждением всего живого после зимнего сна.

В конце Х столетия вместе с христианством Киевская Русь приняла и новое летоисчисление - по юлианскому календарю. Отныне год стал делиться на 12 месяцев, которые получили свои имена соответственно погодным условиям. И еще 4 столетия новый год начинался с 1 марта.

С весны на осень

История Нового года в России имела еще один важный этап. К концу XIV столетия окончательно назрело решение отказаться от константинопольского календаря и перейти на византийский, созданный одновременно с крещением Киевской Руси. В 1492 году указом великого князя Иоанна Васильевича III было велено начинать праздновать сей важный день с 1 сентября. Также в это время собирался оброк, а царь принимал жалобщиков, причем как знатных, так и крестьян. В Кремле проводились торжественные мероприятия, а правитель в обязательном порядке прикладывался к иконам и Евангелию.

Впрочем, стоит отметить, что простой народ к нововведению относился равнодушно, а Новый год продолжали приурочивать к весеннему равноденствию. Таким образом, христианство причудливо переплеталось с языческими обрядами и действами, создавая особую картину праздников.

Гений Петра I

История современного Нового года в России началась с приходом Петра I. Без сомнения, первый император был выдающейся личностью и реформатором, в значительной мере преобразившим страну. Поэтому не удивительно, что европейские обычаи оказали влияние и на празднование Нового года. Поскольку в Англии, Франции, Германии год стартовал с 1 января, то новое столетие в России началось с того же дня. Ранее, в 1699 году, был обнародован указ о смещении даты празднования. А уже в ночь на 1 января 1700 года империя начала жить по-новому. Кстати, русский Новый год все равно с европейским не совпадал. Европа жила уже по григорианскому летоисчислению.

Однако раз император велел отныне справлять Новый год в январе, значит, так тому и быть. Ослушаться своенравного правителя было себе дороже, так что приходилось отмечать, запускать фейерверки и ставить украшенные на западный манер елки. Кстати, интересно, что лесных красавиц наряжали не в игрушки, а в сласти, орехи, яблоки. После смерти Петра елки ставить и вовсе перестали, оставив их лишь в трактирах. А символом праздника продолжали оставаться сосновые и березовые ветки.

Несколько лет Новый год принято было отмечать в старой первопрестольной столице, Москве. Однако в 1704 году официальная часть праздника переместилась в Санкт-Петербург, город императора.

Впрочем, история российского Нового года мало волновала крестьян, которые долгое время продолжали отмечать праздник в сентябре, в день святого Симеона Летопроводца. Зато имел место обрядовый ужин с традиционным зажаренным поросенком.

«В лесу родилась елочка…»

Когда же появилась на празднике елка? Новый год без нее мы сегодня себе даже не представляем. Появилась она сравнительно недавно - каких-то пару столетий назад. Как уже упоминалось выше, после смерти первого императора традиция ставить пушистую красавицу не прижилась, да и сам праздник во многом был популяризирован исключительно усилиями монархов. В частности, Екатерина Великая ввела бал-маскарад, ставший своеобразным залогом успешного отмечания.

Когда снова начали наряжать на праздник елку, достоверно не известно. По одной из версий этот обычай ввела прусская принцесса Шарлотта, супруга императора Николая I, принявшая православие под именем Александры Федоровны. С ее легкой руки в 1818 году елку устроили в московском дворце, а через год и в Петербурге.

Согласно второй версии первыми елку начали ставить в 40-х годах того же столетия обрусевшие немцы. Их тогда в Петербурге проживало достаточно много. Вскоре елки появились и в домах именитых и обеспеченных горожан.

В то время пушистых красавиц ставили в канун Рождества и украшали по немецкому образцу - с обязательной Вифлеемской звездой на верхушке. Кроме того, в роли украшений выступали яблоки, орехи, ленты, конфеты, свечи. Игрушки с рождественской символикой и стеклянные шары появились уже позже. Кроме того, в богатых семьях украсить дерево могли и драгоценностями, драпировать роскошной тканью. Ну а какой праздник без подарков? Дети получали сладости, подростки - книги и одежду, девушки - цветы, альбомы, шали.

В тех же 40-х годах елка, Новый год олицетворяющая, появилась в повсеместной продаже, став доступной не только избранному кругу власть имущих, но и небогатым чиновникам, которые также хотели радовать своих домочадцев. Благо постепенно удлинялось и время, отведенное на отмечание: от одного дня до нескольких, а то и до самого Крещения. Гулять так гулять! С длинными рождественскими и новогодними каникулами и сейчас ассоциируется приход января.

Первая публичная елка

Это в наше время уже стало традицией устраивать различные новогодние утренники и украшать живыми либо искусственными деревьями площади населенных пунктов, частные и муниципальные здания. Полтора столетия назад все обстояло иначе. Первая публичная елка появилась лишь в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала (Санкт-Петербург). Уже позднее русский Новый год обогатился благотворительными елками для бедных, причем активное участие в их организации принимали дамы из богатых и знатных семей. Кстати, праздники для детей петербургских рабочих устраивали и братья Альфред и Людвиг Нобели, у которых в империи были свои интересы.

Новогодние открытки

В 1897 году в издательстве «Община святой Евгении» (Санкт-Петербург) были выпущены первые иллюстрированные открытки, приуроченные к новогодним праздникам. К их созданию приложили руку такие известнейшие художники, как Васнецов, Репин, Бенуа, Билибин, Маковский. Причем рождественские открытки от новогодних отличались по своему сюжету. Темой первых стали сцены из Библии, связанные, соответственно, с рождением Иисуса. Вторые были исключительно светскими, с изображениями карнавалов, часов, влюбленных пар, танцев и т. д.

Самая популярная новогодняя песенка «В лесу родилась елочка» также появилась на свет еще в царской России - с легкой руки Раисы Кудашевой. Стихотворение было опубликовано в журнале «Малютка» в 1903 году, а музыку к нему написал композитор Леонид Бекман.

Когда появился Дед Мороз?

На Новый год этот сказочный персонаж, представляющий собой доброго старика с окладистой бородой и неизменным мешком подарков, впервые пришел в 1910 году. Однако окончательно он прижился лишь в Стране Советов. Это и не удивительно, если учесть, что прототипом доброго дедушки был вовсе не добрый дух холода Студенец (он же Трескун, Мороз). Суровый старец из мифологии восточных славян именно волшебным посохом наказывал непослушных детей. Причем было принято ублажать этот дух различными дарами или жертвами, прося не губить урожай.

А вот Снегурочка - персонаж исключительно литературный, возникший в одноименной пьесе Александра Островского в 1873 году. Вылепленная из снега девочка была дочерью Весны и Мороза.

Дед Мороз на Новый год«приезжает» из Великого Устюга, где якобы расположены его владения. Родиной же внучки Снегурочки считается село Щелково в Костромской области, где находится дом-музей А. Островского.

Праздник на рубеже веков

История Нового года в России на изломе XIX и ХХ столетий примечательна не шумными празднованиями, а умелыми ходами предприимчивых коммерсантов. Так, именно в 1900 году вышел из печати журнал «Новый век», появилось французское шампанское «Конец века», а также серия парфюмерных средств от московской фабрики имени Остроумова.

Шумно отмечали новогодние праздники в 1901 году. В московском Манеже играли сразу три оркестра, показывали пьесу «Мировое обозрение» и диорамы, изображающие наиболее важные события XIX века. Кроме того, во всех городских церквях велись праздничные молебны.

Таким образом, история возникновения праздника Нового года в Российской империи прошла через несколько этапов становления. Завершающим аккордом стал 1914 год, когда на волне антигерманских настроений, вызванных Первой мировой войной, Синод запретил устанавливать елку, назвав эту затею вражеской и чуждой народу русскому, православному.

Новый год и СССР

Практически до конца Первой мировой войны огромная империя продолжала жить по юлианскому календарю, упрямо игнорируя принятый всей Европой еще в 1582 году григорианский. Поэтому вопрос о переходе остро встал уже после Октябрьской революции 1917 года и вскоре был решен. С 1919 года для страны начался новый отсчет времени.

В частности, Новый год, дата которого приходилась по старому стилю на Рождественский пост, наконец начал устраивать церковь. Ранее она была крайне недовольна шумными праздниками во время положенного воздержания. А с переходом добавился и дополнительный праздник, которому так часто удивляются иностранцы - старый Новый год. Дата празднования последнего - ночь с 13 на 14 января.

Кстати, что касается иностранцев, то они действительно очень удивляются этому «непонятному» празднику. Он им кажется загадочным и таинственным, как, впрочем, и русская душа. Хотя на популярных курортах все уже привыкли к тому, что мы празднуем Новый год 2 раза. В Турции, например, администраторы отелей пытаются на этом «сделать бизнес», устраивая вечеринки. Удивляются только другие посетители курортов, в частности европейцы.

Примечательно, что после Февральской революции Временному правительству было не до новогодних празднований, а вот уже Совет народных комиссаров признал праздник контрреволюционным. Правда, сразу ему придумали замену в виде «Красной вьюги», которая символизировала собой начало революции.

Впрочем, вскоре отменили и его. После смерти Ленина Иосиф Виссарионович Сталин вначале просто запретил ставить елки, посчитав их проявлением антисоветских настроений, а затем и вовсе оставил для большой страны лишь два праздника - 1 мая и 7 ноября. Кстати, сам вождь народ с Новым годом никогда не поздравлял, эта традиция появилась значительно позже.

Елка была реабилитирована в середине 30-х годов Постышевым. Уже в 1936-м в Колонном зале Дома Союзов установили праздничное дерево, а спустя два года даже специальный формуляр выпустили, в котором рассказывалось, как надлежит правильно украшать ель. В частности, Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную и обязательно красную. А традиционные игрушки щедро разбавили символами новой эпохи - фигурками пионеров, серпа и молота, даже членов Политбюро. В 1937 году появились и первые новогодние открытки, все с той же пятиконечной красной звездой.

После окончания Второй мировой войны, с 1947-го года, первое января наконец стало выходным днем, а население огромной страны пристрастилось к «Советскому шампанскому», появившемуся еще в 1928 году. Во время правления Никиты Сергеевича Хрущева праздник стал отмечаться более масштабно, зажглась и главная елка СССР - Кремлевская. В 1962 году на экраны впервые вышел «Голубой огонек».

Традицию выступать с новогодним обращением с телеэкранов ввел Леонид Брежнев в 1976 году, затем ее успешно перенял и Михаил Горбачев. Интересная история про Новый год связана с поздравлением от 31 декабря 1991 года. В первый (и пока единственный) раз с приветствием и напутственным словом выступил не глава государства, а Михаил Задорнов, известнейший писатель и сатирик. К тому же в отведенное время он не уложился, так что курантам пришлось подождать. Сатирик до сих пор часто вспоминает это событие и рассказывает о нем на своих концертах.

Что сейчас

Затем почетная миссия перешла к новому президенту - Борису Ельцину. А в 1999-м году он сделал россиянам неожиданный "подарок", в прямом эфире сообщив, что передает бразды правления В. Путину. С тех пор и до наших дней россиян поздравляет Владимир Владимирович, которого только один раз на 4 года сменил в президентском кресле Медведев.

Как видим, история происхождения Нового года за столетия своего существования преодолела множество этапов и перемен. Смещались даты отмечания и традиции, появлялись новые символы и персонажи, а старые уходили в безвестность. Такова история праздника. Новый год в нашей стране остается торжественным событием. И 31 декабря мы продолжаем ждать маленького чуда.

Традиции менялись, праздник отмечался в разные дни, но всегда оставался важным событием. Такова история Нового года в России. Сегодня каждый ребенок надеется, что добрый Дедушка Мороз положит для него под елку подарок. И бежит рано утром проверять, искренне радуясь тому, что обнаружил. Ну а взрослые понимают, что только они сами могут сделать близким приятное, подарив что-нибудь на праздник. Однако в глубине души и у них горит огонек надежды, что однажды в канун торжества случится что-то чудесное, особенное и долгожданное.

Друзья, давайте чаще радовать своих близких! Пускай маленькие, но приятные душе чудеса не только под Новый год посещают наши дома. Благодаря им наша жизнь станет светлее, теплее и приятнее. И улыбка будет чаще озарять наши лица, по-доброму играть на губах и светиться искорками в глазах. Сделайте прямо сейчас своим близким что-нибудь приятное, уделите им немного своего времени, особенно тем, кого вы видите нечасто. Ведь жизнь коротка, другого удобного случая может и не представиться.