Учим время с детьми по часам. Как научить ребенка определять время

Родители – это проводники ребенка в этот сложный и разнообразный мир. В природе любые родители учат детеныша необходимым жизненным навыкам. Животные непременно учат кроху терпению, показывают, как добывать себе пищу, как защититься от опасности. Задача человека тоже не проста. Сегодня недостаточно научить малыша ходить, держать ложку, самостоятельно одеваться и ухаживать за собой. Современный мир диктует свои условия — чтобы малыш вырос полноценным и конкурентоспособным, он с раннего детства должен многое узнавать. И один из самых необходимых навыков – это умение определять время по часам, ориентироваться во времени, знать о временных промежутках и т.д. В этой статье поговорим о том, когда учить ребенка распознавать время, а также рассмотрим самые простые, но эффективные методики обучения.

Когда учить ребенка определять время по часам

Для ребенка время – это непонятное и абстрактное понятие, которое в большинстве случаев ни о чем не говорит. То есть, когда мама говорит «нет времени» – это понятно, но откуда его взять и где раздобыть – совершенно неясно. Знакомство со временем начинается уже после двух лет, когда ребенок начинает осваивать такие простые понятия, как Сегодня, Завтра, Вечер, Утро. Очень важно объяснить малышу, что такое прошлое, настоящее и будущее. Вчера мы построили снеговика – это время прошло и в прошлом ничего не изменить. Сейчас мы строим пирамиду – это то, чем мы занимаемся непосредственно в данный момент. Завтра мы пойдем в театр – это будущее, которое наступит через один день. Имея эти базовые понятия, малыш будет хоть немного ориентироваться во временном пространстве.

Но часы – это гораздо более серьезный механизм, знакомство с которым должно состояться примерно в 5-7 лет. Желательно научить ребенка ориентироваться по часам до того, как он пойдет в школу. Ведь при посещении учебного заведения знание часов крайне необходимо. Но перед тем, как приступить к изучению часов, обязательно убедитесь в том, что малыш знает цифры и числа. Вот что должен знать ребенок, чтобы быть готовым к определению времени по часам.

Ребенок должен визуально знать цифры – как минимум, от одного до 12. Он должен без проблем сразу же называть число, которое он видит перед собой.

Ребенок должен уметь писать эти числа (1-12), знать их последовательность.

Желательно научить малыша считать через каждые 5 единиц – то есть, 5, 10, 15, 20 и т.д.

Ребенок должен знать такие пространственные понятия, как «до» и «после». То есть, нужно объяснять ему, что до того, как он пойдет на улицу, ему нужно одеться, а после того как он закончит прогулку, он будет обедать.

Обучение будет гораздо более простым и легким, если малыш будет знаком с такими понятиями, как половина и четверть. Это довольно просто объяснить на примере яблока – просто разрежьте его пополам, а одну половинку разделите еще на две части. Чтобы малышу было впоследствии проще изучать принцип работы часов, можно вырезать половинки и четвертинки из круга.

Если вы решите приступить к обучению ребенка, помните о том, что дети достаточно плохо воспринимают информацию на слух, им нужно потрогать, пощупать, проверить. Для этого обязательно купите или сделайте макет циферблата с двумя стрелками и цифрами на нем. Можно сделать двойной циферблат – на нижнем обозначить минуты, а на верхнем — часы. Разрежьте отрезки так, чтобы верхние значения можно было отогнуть и посмотреть количество минут.

Занятия не должны быть сложными, тягостными и длинными. Но они в обязательном порядке должны быть регулярными. Дети быстро все забывают и без повторений ваши усилия станут бесполезными. Занимайтесь каждый день по 10-15 минут, этого будет достаточно, чтобы уже через пару недель ребенок полностью ориентировался во времени и часах. Не заставляйте малыша – насилие только отторгнет его, желания учиться не будет, а значит, все ваши старания также останутся тщетными. Кстати, можно заинтересовать ребенка, купив ему красивые и модные наручные часы. Это прекрасный стимул для того чтобы разобраться, как они работают.

Как подготовиться к изучению часов

Чтобы малыш более четко представлял часы, нужно иметь прекрасное понимание других временных промежутков.

Ребенок должен свободно разбираться во временах года, безошибочно знать их характеристики. То есть, зима – снег, Новый Год, катание на лыжах, игра в снежки и построение снеговика. Весна – деревья цветут, вырастают подснежники, сосульки тают. Лето – это бассейн, ягоды и фрукты, мороженое, походы в лес. Осень – опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.

Нужно научить ребенка всем названиям месяцев – он должен знать, к какому времени года относится тот или иной месяц.
Объясните малышу, что месяц может состоять из 31, 30, 28 или 29 дней, расскажите ребенку про это.

Обучите его такому понятию, как неделя. Расскажите, что в неделе 7 дней, в каждый из которых мы делаем что-то запланированное. Например, с понедельника по пятницу ребенок ходит в детский сад, суббота и воскресенье – выходные дни, которые мы проводим вместе с семьей.

Расскажите ребенку, что такое сутки, сколько в них часов, сколько минут в каждом часе. Стоит заметить, что на начальном этапе лучше не заострять время на секундах, чтобы малыш не запутался в слишком больших объемах информации. Когда он начнет хорошо разбираться с часовой и минутной стрелкой, можно познакомить его и с секундной.

В процессе обучения важно понимать, что действовать нужно последовательно – от простого к сложному.

Покажите ребенку циферблат, который вы подготовили. Расскажите, что минутная стрелка движется быстрее часовой, потому что минута проходит гораздо быстрее часа. Покажите, что когда минутная стрелка проходит один полный оборот, часовая сдвигается лишь на промежуточное деление.

Расскажите ребенку о простых часах. То есть, когда он будет ложиться спать, обратите внимание на время – большая стрелка стоит на цифре 12, это значит, что минуты в часе кончились. Значит, нужно обратить внимание на часовую стрелку – она указывает на цифру 9. Это значит, что спать мы ложимся в 9 часов. На первом этапе указывайте только целые значения часов.

Когда ребенок спросит, во сколько он будет смотреть мультики, скажите ему точное время, например, семь часов. Пусть он попробует выставить на своих макетных часах указанное вами время.

Чтобы малыш не терял интереса, можно показать ему, сколько разных часов существует в мире – солнечные, песочные, часы с кукушкой и т.д. Можно выучить различные стишки про часы.

Акцентируйте внимание на том времени, в которое ежедневно повторяются одни и те же действия. Например, утром мы уходим из дома в садик и на работу в 8 часов, папа приходит вечером в 6 часов, обед начинается в 1 час дня, на сон уходит два часа и т.д.

Можно нарисовать на бумаге три положения часов – например, 7 часов, 4 часа и 10 часов. Подпишите под каждым циферблатом: 7 часов – подъем, 4 часа – спортивная секция, 10 часов – отход ко сну. Это заставит ребенка больше внимания уделять часам и времени, к тому же, сон не станет для малыша неожиданностью, он будет морально подготовлен к нему. Вообще, такие эксперименты и соблюдение определенного режима делают ребенка более организованным, собранным и ответственным.

Когда ребенок будет четко понимать смысл целых часов, можно объяснить ему минуты и рассказать, что значит «половина третьего». То есть, часовая стрелка находится между цифрами 2 и 3, значит, уже не два часа, но еще не три. Если минутная стрелка находится на 30 минутах (а 30 минут – это полчаса), значит, время звучит, как половина третьего. Если ребенок первое время говорит «без тридцати минут три» — ничего в этом страшного нет, он просто так воспринял информацию, не исправляйте его, ведь это тоже правильно. Потом, постепенно он научится применять слова – половина, без четверти и т.д.

Когда кроха хорошо поймет значение часа и минуты, можно познакомить его с секундной стрелкой. Объясните ребенку, что секундная стрелка предназначена для коротких промежутков времени. Это можно показать на примере. Спросите ребенка, сможет ли он за минуту сбегать до кухни и обратно, успеет ли причесаться или собрать игрушки? Засеките время и попробуйте выполнить приготовленное задание. Обязательно обратите внимание на то, как сдвинулась минутная и часовая стрелка, пока секундная сделала один полный оборот на циферблате.

Впоследствии, когда малыш хорошо освоит механические часы, можно познакомить его с электронными, рассказать, как они действуют и почему на них есть цифры больше 12. Непременно потренируйтесь со своим чадом – вы называете «четверть второго», а он должен выставить цифры 1:15. Так же и наоборот – вы называете цифры, а он выставляет это время на обычном циферблате.

Так, постепенно и поэтапно, вы сможете вовлечь ребенка в увлекательный мир часов и времени. Помните, что лучшее обучение – это игра, в которой новая информация принимается с интересом и воодушевлением. Обучайте ребенка цифрам и часам не только в определенное время занятий. Занимайтесь этим постоянно, регулярно возвращайтесь к этой теме – ведь к вопросу времени мы прибегаем десятки раз в день.

Не забывайте о том, что время – эта величина, которую нельзя возвратить, и только от вас будет зависеть, как ребенок будет относиться к этому ценному ресурсу.

Видео: учимся понимать время по часам

Время - деньги. Время - сущность бытия. Время имеет важное значение. Вы взрослеете, у вас появляется больше дел - настала пора научиться определять время. Эта статья для тех, кто хочет знать, как определять время по часам. Прочтите некоторые полезные советы и подсказки.

Шаги

Основные навыки

    Найдите исправные часы. На этих часах вы заметите много цифр и три стрелки.

    • Одна стрелка очень тонкая и движется очень быстро. Она называется секундной. С каждым ее движением проходит секунда.
    • Другая стрелка более широкая и длинная, как секундная, она называется минутной. Каждый раз, когда она передвигается на одно маленькое деление, проходит минута. Каждые 60 раз, когда она проходит целый круг, проходит час.
    • Последняя стрелка тоже широкая, но она меньше минутной. Она называется часовой. Каждый раз, когда она проходит одно большое деление, проходит час. Каждые 24 раза, когда она проходит полный круг, проходят сутки.
  1. Знайте соотношение между секундами, минутами и часами. Секунды, минуты и часы - это все мера измерения одного и того же: времени. Они не то же самое, но они измеряют одно и то же.

    • Каждые 60 секунд считаются одной минутой. 60 секунд, или 1 минута, - это время, которое требуется секундной стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12.
    • Каждые 60 минут считаются одним часом. 60 минут, или 1 час, - это время, которое требуется минутной стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12.
    • Каждые 24 часа считаются одними сутками. 24 часа, или сутки, - это время, которое требуется часовой стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12, а затем еще один круг.
  2. Посмотрите на цифры на часах. Вы заметите, что на часах есть много цифр, расположенных по кругу. Они расположены в порядке возрастания, то есть увеличиваются по мере движения по кругу. Цифры увеличиваются от 1 до 12.

    Знайте, что каждая стрелка на часах движется по кругу в одном и том же направлении. Мы называем это направление «по часовой стрелке». Оно идет в порядке возрастания цифр от 1 до 12. Стрелки на часах всегда движутся в этом направлении, когда часы работают должным образом.

    Как определить, который час

    1. Посмотрите на число, на которое показывает часовая стрелка (маленькая широкая стрелка). Так можно определить, который сейчас час. Часовая стрелка всегда указывает на большие числа на часах.

      Знайте, что часто часовая стрелка будет находиться между двумя числами. Когда она показывает между двумя числами, текущим часом является меньшее число.

      • Если часовая стрелка показывает между 5 и 6, это значит, что сейчас около 5, потому что 5 является меньшим числом.
    2. Знайте, что, если часовая стрелка показывает точно на число, то именно столько сейчас часов. Например, если маленькая широкая стрелка направлена непосредственно на цифру 9, сейчас ровно 9 часов.

      Когда часовая стрелка находится ближе к большему из двух чисел, минутная стрелка приближается к числу 12. Когда минутная стрелка показывает на 12, начинается следующий час.

    Как определить, сколько минут

      Посмотрите на число, на которое указывает минутная стрелка (длинная толстая стрелка). Она показывает, сколько сейчас минут. Обратите внимание на маленькие деления между большими числами. Они обозначают минуты. Чтобы определить, сколько сейчас минут, надо посчитать каждое маленькое деление как одну минуту, начиная с числа 12.

    1. Используйте числа, кратные пяти. Когда минутная стрелка указывает на большое число на часах - используйте кратные пяти числа, чтобы сказать, сколько сейчас минут.

      • Например, если минутная стрелка указывает непосредственно на 3, умножьте 3 на 5, получится 15. «15» - именно столько минут сейчас.
    2. Определите, сколько минут с помощью чисел, кратных пяти, и количеством маленьких делений между большими цифрами. Когда минутная стрелка указывает между большими цифрами на часах, найдите ближайшую большую цифру, которую она прошла, умножьте это число на 5 и добавьте число оставшихся маленьких делений. Между каждым большим числом есть четыре маленьких деления.

      • Например, если минутная стрелка указывает прямо между 2 и 3, сначала выберите меньшую цифру. Это цифра «2». Умножьте 2 на 5, что дает нам 10. Затем отсчитайте количество делений от 10 минут до того места, где сейчас находится минутная стрелка: получаем два, то есть еще 2 минуты.

Изучите систему деления циферблата. Циферблат аналоговых часов разделен на 12 секторов. Сверху на циферблате должна стоять цифра "12". Справа от "12" вы увидите цифру "1". Если продолжать дальше двигаться по кругу или по часовой стрелке, то вы дойдете до "12" и снова вернетесь к цифре "1".

  • Цифры, обозначающие каждый сектор, являются часами.
  • Маленькие секторы между соседними часовыми отметками разделены на пять минутных делений. Порой они отмечаются едва заметными черточками, которые делят циферблат на минуты (либо не отмечаются совсем).

Используйте короткую стрелку часов, чтобы узнавать часы. У часов есть две основные стрелки: короткая и длинная. Положение короткой стрелки определяет часы. На какое число она указывает, такой сейчас и час.

  • Например, стрелка может показывать на цифру "1". Это означает, что сейчас один час.
  • Используйте длинную стрелку часов, чтобы узнавать минуты. Длинная стрелка отмеряет уже не часы, а минуты. Используйте ее для того, чтобы понять, сколько минут уже прошло с момента наступления последнего часа.

    • Когда длинная минутная стрелка указывает на "12", это говорит о том, что сейчас на часах круглый час. Например, Если короткая часовая стрелка стоит на "1", а длинная минутная - на "12", то текущее время ровно "один час".
    • В ином случае в качестве ориентира можно умножать число, на которое указывает минутная стрелка, на пять, чтобы получить минуты. Например, если минутная стрелка указывает на "3", это говорит о том, что сейчас пятнадцать минут с момента наступления конкретного часа. Если у вас трудности с умножением чисел, попробуйте просто прибавлять по пять минут с каждой часовой отметкой, которую прошла минутная стрелка от двенадцатичасовой отметки. Если длинная стрелка указывает на единицу, то это пять минут. Если часовая стрелка смотрит на двойку, то это уже десять минут, и так далее.
    • Если минутная стрелка расположена между отметками часов, оцените примерное количество минут. Например, когда длинная стрелка находится где-то посередине между тройкой и четверкой, то она указывает на 17 или 18 минут, которые прошли с момента наступления последнего часа.
  • Соедините полученную информацию воедино. Как только определите час и количество минут, можно будет назвать точное время. Например, если часовая стрелка указывает на единицу, а минутная - на тройку, то сейчас один час пятнадцать минут (или в цифровом формате 1:15).

    Умейте различать время до обеда и после обеда. По аналоговым часам нельзя узнать, какое время они показывают (до полудня или после него). Вам нужно самостоятельно знать время дня. При этом в цифровых часах время от полуночи до полудня обозначается "AM" (лат. ante meridiem дословно - "до полудня"). Время от полудня до полуночи обозначается "PM" (лат. post meridiem дословно - "после полудня").

    Снова здравствуйте! Продолжаем развиваться, идя «впереди планеты всей». Не каждый первоклассник может похвастаться, что умеет пользоваться часами и без помощи посторонних умеет определять, когда начнётся урок, когда придёт время обеда и когда уже пора домой.

    Если ваш ребёнок ещё не подружился с часовыми стрелками, не расстраивайтесь и не отчаивайтесь. Как говорят педагоги, учить будущих первоклашек определять время по часам в 3 года совсем не обязательно. Гораздо проще даются эти уроки, когда ребёнку уже 6-7 лет. При этом есть несколько довольно эффективных приёмов, как научить ребенка определять время. Порой достаточно всего около пяти занятий, чтобы малыш уверенно ориентировался в часах, минутах и секундах.

    План урока:

    С чего начать?

    Прежде чем взахлёб рассказывать своему чаду о двух стрелках на циферблате, тыкая пальцем в часовое стекло, да раздражаться от того, что он пучит на вас свои изумлённые глаза, нужно понимать, что объяснить ребёнку про то, что ни потрогать, ни пощупать, ни увидеть, ни услышать, довольно трудно.

    Мы-то, взрослые порой не можем прочувствовать на себе течение времени: оно то со скоростью света летит, отщёлкивая нещадно приятные моменты и унося месяцы и годы, то бесконечно долго тянется, как бы его не торопил. При этом не останавливается ни на миг и не поворачивается вспять. Как это рассказать малышу, который всё привык пробовать «на зуб»?

    Поэтому сначала ребёнка знакомят не с часовым механизмом, а с составляющими суток, то есть объясняют, что есть утро, день, вечер и ночь.

    Быстрее дети понимают, когда им приводишь примеры из их жизни. Так, утром мы встаём, собираемся в сад и на работу, днём играем-гуляем, вечером мамы и папы приходят за детьми, все вместе идут домой, а ночью мы все спим, чтобы на следующий день снова бодрыми встретить утро.

    С абстрактным понятием времени тесно связаны прошлое, настоящее и будущее, осваиваются которые тоже при помощи примеров. Так, вчера был выходной день, и мы катались на коньках; сегодня понедельник, и мы идём в сад;завтра у тебя будет день рождения, и ты будешь угощать своих друзей.

    На этом же этапе ребёнок знакомится с временами года, уже без труда определяя, что за зимой обязательно приходит весна.

    Так у дошкольника постепенно формируется общее представление о времени как о следующих друг за другом событиях. Не забывайте, что важнейшим элементом обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста является игра, посредством которой материал усваивается намного лучше.

    Знакомься: час, минута и секунда

    Ваш малыш уже освоил большие временные промежутки и не путается в рассказах, что вчера было, а завтра будет? Тогда, скорее всего, он уже готов познакомиться поближе с тем, из чего складывается время?

    Что для наших детей часы? Это некие цифры, которые взрослые определяют по циферблату. Наша задача объяснить, что часы – это прибор, который «меряет» время. Из чего состоит время? У него есть секунда, минута и час.

    Как показать, что есть секунда? Да очень просто! Хлопните в ладошки – раз секунда! Ещё хлопните в ладошки – два секунда! Прохлопайте вместе с ребёнком, сосчитав вслух 60 раз, пояснив, что вы получили минуту. Думаю, вам удалось показать что секунда – это самая маленькая величина времени, а минута длится намного длиннее. Что можно успеть за секунду? Да ровным счётом ничего!

    Наглядным примером, чтобы увидеть, сколько длится минута, может стать секундная стрелка. Если у вас дома есть такие часы, покажите ребёнку, как передвигается стрелка. Можно вместе с её ходом так же хлопать и отсчитывать 60 раз.Что успели за минуту? Ну, например, достали книжку с полки или помыли яблоко! Уже больше, чем ничего!

    Конечно, наблюдать за минутной стрелкой, чтобы наглядно показать, что прошёл целый час – дело затруднительное. Но выход есть в этой ситуации. Заострите детское внимание на том положении часов, когда большая стрелка стоит на 12, а часовая на каком-нибудь любом значении. Пригласите ребёнка ровно через час!

    Вы-то знаете, что произойдёт, а для ребёнка будет открытием, что большая стрелка там же, а вот маленькая часовая передвинулась на другую цифру! А сколько за это время он успел сделать: поиграть да мультик посмотреть. Вот сколько это много — один час!

    Что даст нам такое простое знакомство?

    1. Во-первых, ребёнок почувствует «на себе» интервалы времени и научится сравнивать, что больше, а что меньше, что из чего состоит, что минуты короче, нежели час.
    2. Во-вторых, в детской голове окончательно уложится, что время идёт только вперёд.
    3. В-третьих, у дошкольника появится возможность при помощи часов измерить то, что нельзя фактически увидеть и потрогать.

    Мастерим часы

    Закрепить пройденный материал поможет часовой механизм или его копия. Если вам не жалко настоящих настенных, то придётся с них снять стекло, чтобы руками свободно передвигать стрелки, как хочется. Но чаще родители вместе с детьми мастерят часовой тренажёр своими руками.

    1. Во-первых, творчество как элемент игры вносит свою лепту – делает процесс обучения более интересным.
    2. Во-вторых, даже если от усердия часы сломаются, не жалко выкинуть.
    3. В-третьих, на самодельных часиках можно что-нибудь отмечать разными цветами, дописывать и дорисовывать, чтобы было понятнее и нагляднее, что не особо сделаешь на настоящих.

    Что главное в часах? Цифры! Они должны быть большими. И конечно, стрелки! Их нужно как минимум две, а лучше три, чтобы полноценно освоить все части времени. И не забываем, что они отличаются по толщине и длине! Всё как по-настоящему!

    Вы хлопаете, а ребёнок двигает секундную стрелку. Сколько прошло? Тогда почему минутная стрелочка у нас застряла, пусть перепрыгивает вперёд!

    А теперь очередь двигать минутную стрелку. Если она пробежит весь циферблат с цифры 12 и встанет снова на цифру 12, сколько пройдёт? А почему ж часовая стрелочка не передвинулась никуда? Ну, вот так-то лучше!

    Поставьте стрелочки на текущее время и пригласите ребёнка через пару-тройку часов, чтобы установить их в новое положение. Встаньте с утра, покажите ребёнку, как выглядит время на вашем самодельном тренажёре, когда вы садитесь завтракать. А как оно поменяется, когда вы готовы отправиться по делам в школу и на работу?

    Во так, день за днём ребёнок закрепляет интервалы и знакомится с измерителем времени.

    От половинки к половинке, от пяти до десяти…

    Педагоги говорят, что шести-семилетним дошколятам достаточно научиться определять время по часам в точности до половины часа. Но для этого они должны уметь считать до 60, хотя бы по десяткам.

    Если вы хотите научить своего ребёнка различать пятиминутные интервалы, то придётся вначале его обучить счёту через 5. Только ближе к годам десяти дети начинают уверенно оперировать четвертью часа и тем более такими, нам привычными, «без пяти», «без десяти». Так что «не спешите жить»!

    Итак, на нашем уже наполовину потрёпанном за время обучения тренажёре ставим минутную стрелку на цифру 12, а часовую – на любое число. Если предыдущий этап вы прошли успешно, то ребёнок в эту минуту без труда назовёт, сколько у вас сейчас времени.

    Что такое полчаса? Да это обычная половинка или 30 минут! Минутная стрелка бежит полкруга и останавливается! Дорогие родители! Будьте бдительны! Часовая-то стрелка тоже передвигается на половинку своего пути! А теперь тренируемся! Задаём часовой стрелкой часы, минутную оставляя на полпути. Отточили мастерство? Далее задача потруднее!

    По такому же принципу учимся определять уже более мелкие промежутки. А тут есть одна хитрость! Чтобы детям не путаться и наработать определение пяти-двадцатиминут до автоматизма, сделайте подсказки! Напишите около основных цифр значения минут: 5,10,15,20 и так далее. Будьте уверены, зрительная память и многократные повторения дадут о себе знать, и скоро эти подсказки можно преспокойно будет убрать!

    Ну, вот и всё! Закрепляйте результаты, как можно чаще смотря на часовой циферблат и спрашивая время у своего подопечного, и можно смело покупать на 1 сентября в подарок наручные часы, так как новоиспечённый первоклашка уже умеет ими пользоваться!

    А как у вас со временем? Знает ли ваш будущий школьник, во сколько начинаются его любимые мультики? Поделитесь секретом, трудно ль было научить считать время?

    И послушайте весёлую Фиксипелку про часики)

    Если подпишетесь на новости блога, то всегда будете в курсе событий! А если добавитесь в нашу группу ВКонтакте, то в вашей ленте ежедневно будут появляться интересные и веселые посты!

    Ждем вас!

    Время — абстрактное понятие, его не пощупаешь и не попробуешь на вкус. Расскажем, как научить детей понимать время по часам, осознавать протяженность времени и правильно пользоваться такими понятиями как «час», «минута», «секунда».

    childage.ru

    Глядя на часы взрослые называют какие-то цифры и добавляют иногда к ним слова вроде «начало пятого», «четверть третьего», «пол шестого», «без пяти десять». Как во всем этом разобраться ребенку?

    Когда знакомить ребенка с часами

    Что должен уметь ребенок, чтобы правильно определять время по часам:

    Пусть ребенок напишет на листе бумаги цифры от 1 до 60. Пока пишет, пусть проговаривает.

    • Если этот навык еще не отработан, повесьте этот лист бумаги на видное место и пусть ребенок регулярно повторяет.
    • При любой возможность показывайте малышу однозначные и двузначные числа и просите правильно их назвать.
    • Обязательно хвалите за успехи, поощряйте.

    Пусть ребенок напишет цифры, желательно при этом проговаривать: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60.

    • Сочините песенку «Считаем пятерками» на любой мотив. Главное, чтобы легко запоминалось. К песне можно добавить хлопки, притопы, прыжки и т.п. Например, на все цифры, заканчивающиеся на 5 — приседаем, на 0 — встаем.
    • Регулярно пойте эту песню, чтобы ребенок хорошо усвоил счет пятерками в прямом и обратном порядке.

    3. Иметь общее представление о времени.

    Ребенок должен понимать значение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь».

    • Пусть ребенок придумает и скажет, какие у него ассоциации с каждым временем суток.
    • Убедитесь, что ребенок понимает, что за ночью наступит утро, потом день и т д.
    • Можно спросить: «Что мы делаем по утрам?”, «Что происходит вечером?”, «Что ты будешь делать ночью?» и т.п.

    4. Визуально распознавать числа от 1 до 12, уметь их писать.

    5. Знать, что такое «до», «после», «четверть», «половина».

    Если все это ваш ребенок уже знает и умеет, смело можете объяснять ему время на часах.

    Как объяснить ребенку, что такое время

    childage.ru

    Знакомьте ребенка с понятием времени на конкретных примерах.

    • Хлопайте с ребенком в такт секундной стрелке.

    Объясните, что сейчас вы хлопаете в такт со временем.

    • Обращайте внимание ребенка на то, сколько времени нужно для выполнения того или иного дела/действия. Обязательно озвучивайте это.

    Например, одна серия любимого мультфильма идет 25 минут. Засеките, сколько времени ребенок будет чистить зубы, переодеваться в пижаму и т.п.

    • Объяснить ребенку, что в сутках 24 часа.

    Примерно половину из них он отдыхает и спит. Еще половина уходит на какие-то дела: завтрак, обед и ужин; игры с друзьями, детский сад или школа и пр.

    • Обратите внимание ребенка, что время движется только вперед.

    Время невозможно вернуть назад. Его ход можно измерить при помощи часов.

    Как познакомить ребенка с часами и научить определять время

    heaclub.ru

    Ребенок знает, что время можно определить по часам, но не знает, как они работают и как определить, который час, глядя на стрелки и циферблат.

    1. Покажите большие настенные часы.

    Лучше всего, если для обучения вы найдете большие настенные часы с тремя стрелками и дополнительными делениями. Так ребенку будет легче усвоить, как определять время по часам.

    2. Обратите внимание, что стрелки неодинаковые.

    Спросите, чем они отличаются (одна длиннее, вторая короче, третья самая тонкая или отличается по цвету). Скажите, что короткая стрелка – часовая, длинная – минутная, самая тонкая — секундная (есть не во всех часах)

    3. Покажите, как двигаются стрелки.

    Объясните, что значит «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Установите обе стрелки на 12 и покажите, как они ходят.

    4. Объясните, что значит «ровно час».

    Скажите ребенку, что минутная (большая) стрелка главнее (она же больше!), она подталкивает маленькую. Когда большая стрелка на цифре 12, это значит «ровно час».

    • Оставьте большую стрелку на 12, а маленькую передвигайте на 1, 2, 3…, называя при этом время. «Сейчас ровно час», «Сейчас ровно два часа», «Сейчас ровно…» Попросите ребенка повторить это с другими значениями, переставляя маленькую стрелку.

    Дайте ребенку время, чтобы хорошо усвоить то, что вы ему рассказали. Закрепите это на простых упражнениях.

    • Придумайте вместе с ребенком ассоциации на каждую цифру. Например: «Сейчас ровно пять часов, папа закончил работы и собирается домой», «Сейчас шесть часов, можешь посмотреть свой любимый мультфильм», «Сейчас девять часов вечера, пока чистить зубки и готовиться ко сну».
    • Вместе с ребенком составьте режим дня. На каждый час придумайте определенное занятие. Можно нарисовать самодельные часики или вырезать соответствующие картинки. В нашем мастер-классе есть шаблон для распечатывания.
    • В течение дня обращайте внимание малыша на настенные часы, когда стрелки приближаются к нужным отметкам.

    childage.ru

    5. Объясните, что значит «час», «минута», «секунда».

    • Один час — это 60 минут.

    Покажите циферблат, разделенный на маленькие деления (см. картинку выше). Проходит ровно час, пока минутная стрелка сделает полный оборот по циферблату.

    • Секунда короче минуты. В одной минуте 60 секунд.

    Продемонстрируйте ребенку, что секундная стрелка за 1 минуту делает один оборот, пробегает весь циферблат.

    sonyaclub.ru

    Увидеть циферблат — это не значит понять и почувствовать время. Обязательно придумайте и выполните с малышом упражнения, чтобы он увидел на конкретном примере, что можно успеть сделать за одну минуту.

    • Предложить нарисовать как можно больше кружков на листе бумаги. Поставьте на телефоне секундомер или используйте песочные часы для контроля времени. Сравните, сколько кружочков малыш успел нарисовать за 1 минуту, за 2 минуты, за 3.
    • Понаблюдайте за секундной стрелкой. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка смещается только после того, как секундная сделает полный оборот на циферблате.
    • Отметьте вместе с ребенком, где на циферблате находится в данный момент минутная стрелка. Затем предложите порисовать, поиграть или посмотреть мультфильм. После этого снова вернитесь к часам и пусть ребенок сравнит, где сейчас находится минутная стрелка. Сколько времени прошло, пока он занимался своими делами?

    6. Объясните, что значит «пол часа», «четверть часа».

    • Ребенок уже усвоил, что час — это 60 минут. Значит, пол часа — это половина этого времени, т.е. 30 минут.
    • Объясните ребенку, что минутная стрелка может показывать «четверть часа», т.е. 15 минут пройденного часа. Четыре раза по 15 минут — вот и целый час прошел.

    7. Объясните двойное значение цифр.

    • Расскажите, что минутная стрелка преодолевает отрезок от одной цифры к другой за 5 минут.
    • Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, цифра 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. Поставьте минутную стрелку на 4 и скажите: «Сейчас 20 минут». Затем покажите минутной стрелкой на 5 и скажите: «Теперь 25 минут».
    • Пройдитесь по всему циферблату, напевая песенку «Считаем пятерками».
    • Начните с простого: 12:30, 3:15, 4:45. Обратите внимание, где находится часовая и минутная стрелки. Проговорите, сколько сейчас времени.

    9. Научите определять минуты, не кратные пяти.

    • Если ребенок уяснил пятиминутные интервалы, добавьте между ними промежуточные метки. Точечками или маленькими циферками разделите расстояние между 12 и 1.Попросите ребенка заполнить остальные минуты, одновременно считая вслух.
    • Укажите минутной стрелкой на минуту, не кратную пяти, а часовой на час. Определите время вместе с ребенком. Повторяйте и тренируйтесь, пока он не поймет, как читать временные отметки на часах.

    Чтобы понять, насколько хорошо ребенок разобрался в принципе определения времени, попросите его передвинуть стрелки по вашему заданию. Например, «Покажи шесть минут третьего», «Сейчас ровно час дня. Через 13 минут нам нужно собираться на прогулку. Покажи на часах, где будут располагаться стрелки в этот момент» и т.п.

    Как объяснить ребенку время: игры с часами

    Превратите обучение в увлекательное занятие творчеством и поиграйте с часами. Когда ребенок сделает часы своими руками, он лучше и быстрее запомнит все, что вы ему рассказывали о стрелках, минутах и секундах, сможет тренироваться в любое время, когда у него будет желание.

    «Умные часики»

    Простое игровое пособие, которое можно сделать из бумаги вместе с ребенком. Ребенок быстро научится понимать время по часам и сможет без труда называть, сколько минут показывает стрелка, ведь самодельные часики ему в этом помогут подсказками.

    pinterest.com

    Вам понадобится:

    • цветная бумага 2-х цветов;
    • циркуль или любой предмет круглой формы, который можно обвести;
    • ножницы;
    • клепка для фиксации стрелок.

    1. Вырежьте из цветной бумаги два круга одинакового размера, но разного цвета. Это двойной циферблат.

    2. Верхний круг пронумеруйте 1, 2, 3… 12 (часы), а нижний 05, 10, 15, 20… 60 (минуты).

    3. Сделайте надрезы между цифрами на верхнем круге, чтобы можно было отогнуть бумагу и увидеть цифру, обозначающую минуты.

    4. Вырежьте стрелки. Минутная стрелка по цвету должна соответствовать нижнему кругу и быть длиннее, часовая стрелка — в цвет верхнего круга и чуть короче по размеру. Это ВАЖНО!

    5. Зафиксируйте стрелки так, чтобы их можно было двигать.

    Потренируйтесь, двигая стрелки. Если ребенок затрудняется ответить, сколько времени показывают часы, разрешите ему отогнуть бумажку и подсмотреть. Не стыдите, если он ошибся или задумался. Акцентируйте внимание на успехах, чаще хвалите.

    Полученные знания нужно закреплять на практике. Побуждайте ребенка озвучивать время как можно чаще. Например, «Через 5 минут приходи обедать», «Напомни мне через 10 минут, чтобы я выключила чайник», «Через полчаса начнется твой любимый мультфильм», «Через два часа вернется с работы папа» и т.п.

    Так ребенок научится быстро и точно определять время по часам и планировать свое личное время, придерживаться режима дня, никуда не опаздывать.

    Уважаемые читатели! Расскажите, как вы помогали своему ребенку подружиться со временем и познакомиться с часами. В каком возрасте ваш ребенок научился определять время по часам?