Темы кружков в подготовительной группе. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей. Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Дополнительная общеобразовательная программа летнег

Материалы этого тематического раздела помогут в разработке и оформлении рабочих программ в системе дополнительного образования детей. На этих страницах собраны готовые программы кружков различной направленности. Эти материалы часто снабжены комментариями педагогов, о непосредственном их применении на практике. Каждая из публикаций представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс какого-либо определённого направления. В том числе: опытно-экспериментального, художественно-эстетического, краеведческого и экологического, физкультурного и валеологического.

Составляйте только отличные рабочие программы, используя позитивный опыт коллег.

Содержится в разделах:
  • Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования

Показаны публикации 1-10 из 2096 .
Все разделы | Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа по акробатике Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность. В системе физического воспитания детей акробатика занимает особое место и является одним из основных средств формирования здорового образа жизни , физического развития, закаливания организма, двигательных умений и...

Дополнительная общеразвивающая программа по изучению родного края «Мой край родной» Введение В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Методическая разработка дополнительной образовательной программы по тестопластике

Публикация «Методическая разработка дополнительной образовательной программы по...» Дополнительная образовательная программа по тестопластике «Тили – тили - тесто» для детей 4 - 6 лет Срок реализации 2 года «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский Пояснительная...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» (художественно-эстетической направленности) на 2019–2020 учебный год Рабочая программа кружка «Умелые ручки» (художественно-эстетической направленности) На 2019 – 2020 учебный год. Составитель: воспитатель средней группы. Тортумашева А.А. Принято с учётом мнения Педагогического совета От 30.08.2019г. Протокол№ Абаза - 2019г. «…чем больше...

Программа кружка по развитию мелкой моторики ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. Пояснительная записка. Современный мир заполнили различные гаджеты: мобильный телефоны, планшеты, ноутбуки и т. д. У каждого ребенка на улице можно заметить подобную технологию. Теперь электрические устройства заменили им все...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста по развивающим играм «Плюс 6» Рабочая программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста по развивающим играм « ПЛЮС 6 » на 2015 /март, апрель, май/ учебный год составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова,М.А.Васильева,...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Дополнительная общеобразовательная программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания

Актуальность
Программа способствует всестороннему развитию личности ребенка, его эстетическому воспитанию.
Новизна
В программе систематизированы средства и методы изобразительного искусства, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе занятия изобразительной деятельностью.
Гипотеза
Программа основана на следующем научном предположении: эмоциональная сфера личности – основной канал, через который осуществляется воздействие воспитателя на своих питомцев. Искусствознание как комплекс разноплановых занятий достаточно сложно из-за условий организации художественно-эстетической деятельности воспитанников.
Цели программы:
Приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них увлеченности, интереса и любви к изобразительному искусству, развитие у них художественно-творческих способностей, способности к эстетическому восприятию окружающей действительности и искусства, образного мышления, воображения, фантазии и наблюдательности.
Основные задачи
1.владение техникой работы разными материалами.
2. отбор для композиции объекта, отвечающего замыслу
3. вырабатывание умения сохранять гармоничность композиции
Структура программы
В программе выделены две задачи. Первая – это воспитательная задача, которая направлена на общий эстетический кругозор детей. Вторая – это образовательная задача, которая связана с интересом к тем или иным видам искусства, побуждения к самостоятельным поискам путей удовлетворения любознательности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно эстетическом освоении окружающего мира.
Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я- концепции — творца».
Развитие фантазии, чувства цветовой гармонии, ритма, композиции.
Умения оценивать роль взаимного расположения элементов, их согласованности по цвету, по величине, по форме
Знакомство детей с репродукциями картин известных художников
Знакомство с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.
Знакомство с музыкальными произведениями известных композиторов.









Планируемые результаты:

— ребенок ориентируется на поверхности листа в двух измерениях: верх-низ, слева-справа, середина листа;
-использует всю поверхность листа бумаги, компоновать крупное изображение на листе; гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;
-знает и умеет использовать основные и составные цвета и их оттенки;
-передает характерные особенности и соразмерности фигуры человека.
-знает, как и для чего работают художники в разных видах изобразительного искусства;
-соблюдает правила работы с художественными материалами и принадлежностями;

Литература

1. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте, и в машине времени». Конспекты занятий в ИЗО-студии. – М,: Издательский дом «Карапуз», 2009.
2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Цветной мир, 2011.
3. Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. СКАЗКА – М.: Издательский дом «Карапуз» — Творческий центр «Сфера», 2009.
4. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий/ авт.-сост. В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева, — Волгоград: Учитель, 2010
5. Иванова Л.И. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребенка. –СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009

Планирование кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина - Россия»

План кружковой работы раскрывает основные аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, патриотов своего отечества. Материал может быть использован воспитателями и педагогами дошкольных учреждений.

Пояснительная записка.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

1. Обоснование актуальности кружковой работы.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, областью, а затем и со страной, ее столицей и символикой.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, своими новинками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

2. Цель и задачи кружковой работы
Цель: Создание благоприятных условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания духовно – нравственной личности, патриотов своего Отечества.

Задачи:
1. Способствовать формированию чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
2. Способствовать формированию у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
3. Содействовать формированию представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
4. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России, средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
5. Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества;
6. Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

3. Педагогические принципы кружковой работы.
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образования призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов кружковой работы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Принцип последовательности. Этот принцип предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
5. Принцип тематического планирования материала. Этот принцип предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, малая родина, родная страна.
6. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

4.Законодательно – нормативное обеспечение кружковой работы.
- Закон РФ «Об образовании».
- государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
- Национальной доктриной образования Российской Федерации
- Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детский сад №346 г.Новосибирска, разработанная на основе программы воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-М.: Мозаика-Синтез, 2015 г..

5.Содержание тематического планирования материала.
«Семья и детский сад». Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о семейных историях, традициях, о профессии своих родителей, знакомятся с историей детского сада и профессиями сотрудников.
«Родной город». Дети получают краеведческие сведения о родной улице, о районе, месторасположение города, знакомятся с символикой родного города, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, с первопроходцами родного города, героям
труда, и ветеранами ВОВ. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
«Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с природой дети получают сначала сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе своей области и наконец общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
«Родная культура». Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
«Родная страна» В этом блоке дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представления о значении государственных символах России.. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия-многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

6. Ожидаемые результаты.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально- экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Целевые ориентиры
К 5-6 годам ребенок.
- Знает свой домашний адрес, адрес детского сада, название района, города, округа.
- Имеет представление о символике города.
- Знает название близлежащих улиц.
- Имеет представление о жизни и быте народа населявших Новосибирскую область.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности района и города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей, имена отчества родителей, традиции своей семьи.
- Знать о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат).
- Иметь представление о символике России.
- Иметь представление о подвигах русских богатырей.
6-7 лет:
- Знать краткие сведения об истории города, области.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, имена и отчество родителей, домашний адрес, адрес детского сада.
- Узнавать герб, флаг, гимн г.Новосибирска.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах – защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д. о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете, государственных праздниках, школе, библиотеки и т.д..
- Знать подвиги знаменитых земляков.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

7.Механизм сопровождения кружковой работы.
1. Планирование и подготовка.
- Изучение методической литературы.
- Составление и утверждение плана работы на год.
- Приобретение методического материала.
- Изготовление игрового материала.
- Консультации для родителей.

2.Методическое сопровождение
- Организация и проведение семинара по изучению кружковой работы.
- Консультации.
- Проведение мастер – классов, круглых столов.
- Самообразование.

3.Использование результатов работы
- Подготовка и проведение методических мероприятий (пед.чтений, открытых просмотров).
Обобщение опыта работы.
- Написание творческих работ, проектов.
- Выступление на районном семинаре Кировского района г.Новосибирска.

4.Итоговый анализ.
- Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
- Оформление результатов работы.
- Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках кружковой деятельности.

Календарно-тематическое планирование для детей старшего возраста 5-6 лет.


Сентябрь
Дата Тема недели
Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я неделя;
2-я неделя. «Моя семья» Формировать чувство любви к своим близким. Дать представление о том, что взрослые работают, чтобы содержать свой дом, детей. Рассматривание семейных альбомов; беседы с детьми о членах их семьи, профессии родителей, об их обязанностях по дому. Сюжетно – ролевые игры.
Выставка генеалогического древа. Изготовление генеалогического древа.

3-я неделя;
4-я недели. «История моего детского сада» Познакомить детей с историей детского сада «Солнечный мир»; дать представление о том, что в строительстве детского сада принимали люди разных профессий; воспитывать чувство гордости за свой детский сад. Рассматривание видео слайдов строительство детского сада провести экскурсию по детскому саду;

Составление фотоальбома: «История моего детского сада». Консультация: сбор информации о детском саде.

Октябрь
1-я и 2-я недели «Моя улица, мой дом родной». Познакомить детей с названием улицы и в честь кого она так названа на которой расположен детский сад, закрепить знание детей домашнего адреса; познакомить с разными видами городских зданий, жилых домов их назначением; пополнить словарь: школа, библиотека, аптека, Банк Экскурсия по улице, на которой расположен детский сад;
Защита мини проекта: «Моя улица, мой дом родной». Подборка информации по теме: «История моей улицы».
Детско- родительские проекты по теме: «Моя улица, мой дом родной».
3-я и 4-я недели «Мой район- Кировский». Познакомить детей с историей возникновения Кировского района города Новосибирска; познакомить с картой Кировского района; систематизировать знания детей об архитектурных зданиях и памятниках родного района; воспитывать чувство любви к своей малой Родине. Беседы о своей малой Роди не, просмотр слайдов: «Значимые места Кировского района»; фотовыставка: «Мое любимое место в Кировском районе». Полезная информация: оформление газеты по теме: «Моя Кировка».
Ноябрь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Улицы Кировского района». Закрепить представления детей об особенностях расположения Кировского района г.Новосибирска; познакомить детей с известными фамилиями людей в честь которых названы улицы Кировского района; формировать интерес к своей малой Родине, развивать патриотические чувства. Просмотр на слайдах знакомых детям улиц;
Составление детьми маршрутов от своего дома до детского сада. Подборка информации о людях, в честь которых названы улицы Кировского района.
3-я и 4-я недели.
"Памятники и стелы Кировского района». Познакомить детей с памятниками и стелами Кировского района г.Новосибирска; уточнить представление детей о назначении этих памятниках; воспитывать патриотические чувства. Просмотр фотоальбома: «Памятники и стелы Кировского района г.Новосибирска»; Просмотр видео –слайдов: «Когда стою у вечного огня…»; Экскурсия к памятнику М.В.Аникину;
Лепка: «Памятник защитникам Отечества». Экскурсия к памятнику Монументу Славы

Декабрь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели «Путешествие с городовичком по столице Сибири». Познакомить детей с историей возникновения города Новосибирска; закрепить название родного города, познакомить с символами родного города (герб, флаг), прослушать гимн города Новосибирска, рассмотреть карту города Новосибирска, уточнить представления детей о том, что город расположен на правом и левом берегу реки Обь. Воспитывать уважительное отношение к родному городу. Беседа; рассматривание открыток, старых фотографий города. Просмотр видео - слайдов: «Мой Новосибирск»; Просмотр видеоролика «Алмас - Город -54»;
С/ролевая игра: «Экскурсия по родному городу на автобусе». Изготовление альбома о родном городе: рассказы, фотографии, рисунки.
3-я и 4-я недели. Тайны прошлого:
«Сибирь: по следу мамонта». Познакомить с историей возникновения сибирского края, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать интерес к истории сибирского края. Беседа, рассматривание энциклопедий, открыток.
Рисование рисунков: «Древний мир Сибири».
Составление рассказов: «Что я видел в краеведческом музеи». Совместное посещение краеведческого музея.

Январь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. Мир природы Новосибирской области.
«Животный и растительный мир Новосибирской области.» Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире сибирского края; побуждать детей восхищаться красотой родного края; воспитывать патриотические чувства. Рассматривание карты Сибирского края; беседы о жизни диких животных родного края, рассматривание иллюстраций с травами и ягодами, выделить их целебные свойства. Познакомить детей с назначением «Красной книги»; составление «Красной книги» Сибирского края.
Д/игра «С какого дерева листок», «Зеленая аптека», Вовлечение родителей в изготовление «Красной книги» Сибирского края.
Рисование на тему: «Красная книга Сибирского края».
3-я и 4-я недели. «Водные объекты Сибирского края». Познакомить с названием реки протекающей в городе Новосибирск; обсудить с детьми чем богаты водные ресурсы Сибирского края, что такое ГЭС и ее назначение; формировать понимание значения воды для жизни всего живого; побуждать детей бережно относиться к природным богатствам своей Родины. Беседы о водных ресурсах Сибирского края, река Обь города Новосибирска, ее начало и протяженность; рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей;
Итоговое рисование: «Природа Новосибирской области». Рекомендации:
Помочь ребенку составить рассказ: «Чем меня привлекает подводный мир».

Февраль
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Богатыри земли русской» Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. Беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд; слушание песни «Богатырская наша сила» муз. А.Пахмутовой, сл.Н.Добронравова;
Просмотр мультфильма «Три богатыря». Выставка рисунков: «Богатыри земли русской Консультация: рисование по пословицам и поговоркам о богатырях русских.
3-я и 4-я недели. «День защитников Отечества». Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. Просмотр видео –слайдов: «Улицы героев г.Новосибирска»; оформление стенгазеты «Мы гордимся нашими защитниками!»; составление рассказов о близких, служивших в армии или воевавших на ВОВ; Изготовление подарков для пап и дедушек к празднику «День защитников Отечества». Подборка фотографий дедушек и пап, служивших в войсках Советской армии».

Март
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я неделя. «Мама- первое слово» Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека; побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье; воспитывать духовно-нравственные чувства. Разучивание стихов, инсценировок, изготовление подарков для мам и бабушек;
Фотовыставка «Вот какие наши мамы!» Утренник для мам и бабушек.
3-я и 4-я недели. «Труд взрослых в родном городе» Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города, формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города, формировать первичное понимание слова «Родина». Беседы о труде взрослых в родном городе; составление рассказов о труде родителей; фотовыставка «Мама и папа на работе»; рассматривание видео -слайдов с изображением людей разных профессий: учитель, врач, кондитер, строитель, полицейский и т.д. Подборка фотографий и составление рассказа по теме: «Мама и папа на работе».

Апрель
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели «Наша страна-Россия» Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». Рассматривание карты России, ее просторы и границы; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России; чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине; прослушивание песен о Родине;
Выставка коллекций магнитов: «Моя Россия». Консультация: составление магнитов по теме: «Моя Россия».
3-я и 4-я недели. «Государственные символы России» Познакомить детей с государственными символами России –флаге, гербе, гимн. Формировать уважительное отношение к флагу РФ, знать назначение государственного флага. Рассматривание иллюстраций государственного флага и герба РФ; рассматривание герба на монетах, на документах;
Прослушивание гимна РФ, объяснить, в каких случаях исполняется государственный гимн. Рекомендации: сбор информации о древней России

Май
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели «9-мая – День Победы» Закрепить знания детей о том, что 9-мая День Победы, что страну защищали не только армия, но и партизаны среди которых были и дети. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ. Беседы, рассматривание иллюстраций из книг о ВОВ, чтение книг о подвигах русских людей; Рассматривание альбома: «Памятники города Новосибирска воинам ВОВ»;
рисование «День Победы» Подбор материала о ВОВ. Рассказы о близких родственниках, воевавших на войне.
Экскурсия к памятнику Монументу Славы.
3-я и 4-я недели. «Конкурс знатоков своей малой Родины» Закрепить знания детей об истории Кировского района, и своего города,
Достопримечательностях; воспитывать гордость за свой народ. Беседа о достопримечательностях города Новосибирска и Кировского района;
Разгадывание кроссвордов и загадок по теме: «Мой Новосибирск»;
Рисование по теме: «Моя малая родина».
Консультация:
Составление кроссворда по теме: «Мой Новосибирск».

Календарно-тематическое планирование для детей подготовительного возраста от 6 до 7 лет.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Сентябрь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Мир вокруг нас». Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России;
Воспитывать в детях гражданско –патриотические чувства. Работа с глобусом, беседы о разных странах и их жителях; чтение стихов, сказок авторов разных стран;
Выставка коллекций магнитов разных стран;
Д/игра «Кто в какой стране живет». Консультация:
Составление магнитов разных стран.

3-я и 4-я недели «Разные национальности». Формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей, расширять представления об окружающем мире и разных стран. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности. Беседы о детях разных национальностей; просмотр видео- слайдов «Разноцветные люди»;
чтение литературных произведений;
Подвижные игры детей разных стран. Вовлечение родителей в подборке мультфильмов по теме: «Все мы жители одной планеты».

Октябрь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1 –я и 2-я недели. «Наша Родина - Россия». Формировать в воображении детей образ Родины, представление о Росси как о родной стране, закрепить символику России, воспитывать чувство любви к своей Родине. Беседы о Родине, чтение стихотворений, пословицы и поговорки; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России; прослушивание музыкальных произведений о Родине; изготовление коллективной аппликации «Российский флаг»; Д/игра «Узнай наш флаг». Рекомендации в
подборке фотографий, открыток с изображением разных городов России.

3-я и 4-я недели. «Главный город нашей страны». Уточнить знания детей о столицы РФ; формировать представления о Москве как о главном городе России; познакомить детей с достопримечательностями столицы России; побуждать детей восхищаться ее красотой; воспитывать гражданско- патриотические чувства. Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы; просмотр видеофильмов;
Рисование по теме: «Москва – главный город!» Консультация:
Сбор информации по теме: «Истрия Московского Кремля».

Ноябрь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Голубые реки России». Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. Беседы о реках России, озеро Байкал; Рассматривание карты России;
Рассматривание иллюстраций; чтение рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей; защита мини проекта «Отдых у реки»;
Рисование «Озеро - сказка». Детско- родительский проект по теме: «Отдых у реки».
3-я и 4-я недели. «Русский лес- чудесный лес!» Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства. Беседы о жизни животных в лесу, рассматривание карты России по климатическим зонам;
Экскурсия в Бугринскую рощу;
Д/игры: «С какого дерева листок», «Чьи припасы», «Зеленая аптека», «У кого какой домик» и т.д. Вовлечение родителей в оформление фотовыставки: «Прогулки по лесу».
Декабрь
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1 – я и 2-я недели. «Русские народные промыслы». Закреплять интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковской игрушкой, с русской матрешкой, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов. Беседы о русских народных промыслах; рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д. русские народные подвижные игры;
Выставка в группе народных игрушек.
Лепка: «Козлик» - дымковская игрушка;
Рисование: «кувшин» -хохломская роспись. Подбор материала о народно – прикладном искусстве.
3-я и 4-я недели. «Многонациональная родина». Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей; воспитывать уважительное отношение детей к людям разных национальностей. Беседы о многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов; чтение стихотворений, литературных произведений;
Настольно- печатная игра: «Собери костюм». Пошив русского костюма для куклы.

Январь
дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
2-я неделя. «Что значит быть гражданином России?» Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско- патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин». Беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России.
Д/ игра «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн». Консультация:
Рисование по теме: «Я гражданин России!»
3-я и 4-я недели. «Знаменитые россияне». Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну; сформировать понимание значимости их деятельности для страны. Беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание музыкальных произведений известных композиторов, просмотр мультфильма: «Щелкунчик»; организована коллекция книг российских авторов: «Моя любима книга» Вовлечение родителей: подборка портретов знаменитых российских писателей, поэтов, музыкантов.
Февраль
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Знаменитые спортсмены». Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта, формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям; подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот». Беседы о российском спорте, рассматривание фотографий знаменитых спортсменов, фотовыставка; рассказывание детей по теме: «Мой любимый вид спорта»;
Подвижные спортивные игры на улице. Консультация: составление рассказов по теме: «Мой любимый вид спорта».
3-я и 4-я недели. «Наши защитники в мирные дни». Продолжать формировать знания детей о подвигах людей, совершающих в наши дни; закреплять знания о службе в армии; познакомить с качествами личности героев; воспитывать желание приходить на помощь людям. Просмотр альбома с изображением разных родов войск РФ;
Праздник «День защитников Отечества»;
Изготовление подарков для пап и дедушек;
Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время ВОВ, а также в наши дни.
Консультация:
Составление рассказа о своем папе или дедушки служившем в армии.

Март
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Мамин праздник». Воспитывать добрые и нежные чувства к своим мамам; познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, спорта, космонавтики. Рассматривание фотографий знаменитых россиянок;
Изготовление подарков для мам и бабушек;
Рисование портретов «Вот какая моя мама!». Утренник для мам и бабушек.
3-я и 4-я недели. «Масленица». Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы; познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора. Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы;
Рисование: «Встреча весны в родном городе». Посещение праздника «Масленица» в Бугринской рощи. Подготовить рассказ: «Традиции моей семьи».

Апрель
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1-я и 2-я недели. «Малая родина. За что мы любим свой город». Уточнить представления детей о родном городе; закрепить и обобщить знания детей о символике города; формировать понимание выражения «малая родина». Рассматривание карты г.Новосибирска; рассматривание фотоальбома «Мой Новосибирск»;
Фотовыставка: «Я в родном городе»;
Сюжетно – ролевая игра: «Экскурсия по родному городу».
Консультация:
Подборка материала

МБДОУ № 79 «Мальчиш-Кибальчиш» д/с комбинированного вида»

г. Северодвинск Архангельской области

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ № 79

_________ Харитонова И.И.

Рабочая программа кружка

« Развивай-ка »

для детей подготовительной к школе группе

Лушина Елена Николаевна

МБДОУ «Детский сад № 79

«Мальчиш-Кибальчиш»

комбинированного вида»

воспитатель 1 кв. категории

Северодвинск 2015г.

Пояснительная записка

Предлагаемый курс кружка определяет содержание работы по математической подготовке детей 6 лет к обучению в школе и задает основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.

Главные цели курса кружка математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.

Основная идея курса кружка заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления, пространственного воображения и речи ребенка.

Развитие познавательных процессов - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовке к школе.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:

Арифметическая (числа от 0 до 9, число 10, счет десятками, основные свойства чисел натурального ряда и др.),

Геометрическая (пространственные отношения, простейшие геометрические фигуры и их прообразы геометрических фигур в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги и др.);

Содержательно-логическая (эта линия построена на основе математического материала двух первых линий и создает условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей).

Основными методами, используемых в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения на действиях с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д.

На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания, окружающего мира - методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов).

Кроме того, более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержание позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой - способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.

Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести общее развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе.

Содержание кружка «Развивай-ка»

Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма):

Сравнение трех и более предметов (фигур):

по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше - ниже, шире - уже и др.);

по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.);

по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).

Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.

Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже и др., его использование при выполнение заданий.

Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.

Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь)

Пространственные отношения :

Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)

Временные представления: раньше – позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность.

Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц).

Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.).

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10:

Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличия от счета количественного.

Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.).

Десяток. Счет десятками.

Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»).

Целое и часть.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.

Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).

Простейшие геометрические фигуры:

Отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.

Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.

Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие:

Внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры, игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.);

Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);

Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);

Мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).

Планируемые результаты:

Ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);

Определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);

Сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;

Называть числа от1 до 10 (20) в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;

Сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);

Определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;

Объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;

Различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;

Воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;

Проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические умозаключения и др.).

Материально-техническое обеспечение:

Счётные палочки, кубики Никитина, блоки Дьенеша и пр.

Геометрический материал (наглядный и раздаточный).

Игрушки из разных материалов и размеров.

Числовые карточки.

Цветные шнуры.

Цветные и простые карандаши.

Тетрадь в клетку.

Различные задачи, головоломки, лабиринты на развитие логического мышления.

Календарно-тематическое планирование.

Количество часов 30 в год. В неделю 1 занятие.

Календарно – тематическое планирование

кружковой работы по ФЭМП в подготовительной группе

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1ч «Веселые цифры»

2ч «Задание на сложение»

«Лабиринт»

«Дорисуй узор»

3ч «Найди два одинаковых предмета»

Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать, сообразительность

Развивать мышцы пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги, проходить лабиринт

1ч «Молчанка»

2ч Электронная дидактическая игра «Кто, где находится? »

3ч «Кто к какому дереву идет?

Развивать навыки счета, умение устанавливать закономерность, ориентироваться в пространстве,

1ч «Счет с хлопками»

2ч «Напиши нужную цифру»

«Найди похожие листья»

«Закончи рисунок»

3ч «Найди лишний предмет»

Развивать: умение обобщать и классифицировать, внимание, быстроту мышления, самоконтроль

Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги.

1ч «Назови соседей»

2ч «Найди одинаковые домики»

«Дорисуй домики»

3ч. Игры со счетными палочками

Развивать умение видеть закономерности, дорисовывать недостающие фигуры, глазомер, мышцы рук, сообразительность

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1ч «Счет с хлопками»

2ч «Танграм»

3ч «Продолжи узор»

Развивать умение играть в игры – головоломки, логическое мышление, умение видеть закономерность, внимание, самоконтроль

1ч «Устный счет прямой и обратный»

2ч «Танграм»

3ч «Дорисуй узор»

Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение концентрировать внимание, мышцы рук, координацию

1ч «Хлопки»

2ч «Рассели жильцов»

«Кто получился? »

3ч «Помоги самолету пролететь через облака»

Закрепить состав чисел 5, 6, 7 из двух меньших

Развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, умение видеть закономерность, глазомер

1ч «День и ночь» (какая цифра исчезла)

2ч Электронное дидактическое пособие «Забавная арифметика»

3ч Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»

Закрепить умение решать математические задачи, счет в пределах 10

Развивать быстроту мышления, концентрацию внимания

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1ч «Веселый счет»

2ч «Определи время по часам»

3ч «Найди одинаковые снежинки»

«Нарисуй снежинку»

Закрепить счет в пределах 10, решать задачки – шутки, определять время по циферблату

Развивать наблюдательность, точность движений, умение концентрировать внимание

1ч «Счет по цепочке»

2ч «Нарисуй стрелки на часах»

«Сосчитай треугольники и квадраты»

3ч «Повтори узор»

Закрепить умение ориентироваться на часовом циферблате

Развивать сообразительность, умение сопоставлять рисунки, видеть закономерность, точность движений

1ч «Живые цифры»

2ч «Пифагор»

3ч Электронное дидактическое пособие «Что лишнее? »

Закрепить счет и цифры в пределах 20, умение играть в игру – головоломку

Развивать сообразительность, логическое мышление, речь

1ч «Веселый счет»

2ч «Пифагор»

«Нарисуй так же»

3ч Лабиринт «Проводи Крошку крота к клумбе»

Закрепить счет в пределах 20

Развивать умение видеть, сопоставлять, ориентироваться на листе бумаги в клетку, находить закономерность, точность движений, зрительную память

Я

Н

В

А

Р

Ь

1ч «Считай не ошибись»

2ч «Веселый счет»

«Что сначала, что потом? »

3ч «Сложи вместе»

Закрепить счет в пределах 20, умение решать задачи – шутки, головоломки

Развивать умение понимать причинно – следственные связи, умение видеть закономерности, логическое мышление

Математический КВН

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1ч «День и ночь»

2ч «Рассели жильцов»

Электронное дидактическое пособие «Незнайка и геометрические фигуры»

3ч «Нарисуй: что получится? »

Закрепить цифры и счет в пределах 20, геометрические фигуры

Развивать образное восприятие, внимание, глазомер, мышцы рук

1ч «Молчанка»

2ч «Колумбово яйцо»

3ч «Напиши так же»

Упражнять в умении играть в игры – головоломки.

Развивать сообразительность, зрительную память, сопоставлять, концентрировать внимание, точность движений

1ч «Я задумала число»

2ч «Покажи одинаковые цифры»

«Сложи вместе»

«Дорисуй картинку»

3ч «Помоги жирафу сорвать кокос»

Закрепить цифры и счет в пределах 20.

Развивать сообразительность, мышцы рук, точность движений, умение концентрировать внимание.

1ч «Я задумала число»

2ч «Числовые домики»

«Чего не хватает? »

3ч «Покажи одинаковые чашки»

Закрепить состав чисел 8. 9, 10 из двух меньших

Развивать умение обобщать, сопоставлять, внимание, наблюдательность

1ч «Веселый счет»

2ч Эксперименты «В каком сосуде больше воды? », «Что легче, что тяжелее? », «Что тонет, что плавает? »

Выводы

Развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения

М

А

Р

Т

1ч «Веселые цифры»

2ч «Разложи по клеточкам»

«Что останется? »

«Повтори рисунок»

3ч «Найди похожие предметы»

Развивать сообразительность. Логическое мышление, умение делать умозаключения, передавать точность форм, глазомер

1ч «Измени число»

2ч Электронное дидактическое пособие «Реши примеры»

«Найди похожие кораблики»

3ч «Помоги щенку пройти к домику»

Развивать умение решать примеры в пределах 20, умение сопоставлять, наблюдательность, концентрацию внимания, пространственное представление

1ч «Не ошибись»

2ч Перфокарты «Неделька», «Времена года»

3ч «Соедини точки по порядку»

Закрепить временные представления: неделя, год, счет двойками, тройками в пределах 20

Развивать сообразительность, глазомер, концентрацию внимания, логическое мышление

1ч «Назови пропущенное слово»

2ч Проблемная ситуация «Что будет, если мерить разными мерками? » Выводы

Развивать умение сравнивать объём, количество сыпучих тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения

А

П

Р

Е

Л

Ь

1ч Логическая задача

2ч Трафареты – «Обведи фигуры», «Составь изображение»

3ч Лабиринт «Найди самую короткую дорогу»

Развивать умение пользоваться линейкой, трафаретами, лекалом, воображение,

1ч Логическая задача

2ч «Найди две одинаковые фигуры»

«Найди нестандартную фигуру»

3ч Игры со сетными палочками

Развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения, логическое мышление

1ч Задачи в стихах

2ч «Найди лишнее»

«Найди два зонтика»

«Нарисуй так же»

3ч Лабиринт «Помоги червяку съесть грушу»

Развивать сообразительность, наблюдательность, умение делать умозаключения, повторять закономерность, тренировать точность движений

М

А

Й

1ч «Волшебная палочка»

2ч Решение задач

2 «Исправь ошибку художника»

3ч Работа с перфокартами – «Дни недели»

Закрепить сет в пределах 20, умение отгадывать математические задачи, знание последовательности дней недели.

Развивать смекалку, сообразительность, быстроту реакции

1ч «Подбери пару»

2ч Решение задач

Решение примеров

Задачи на смекалку

3ч Графический диктант

1ч «Молчанка»

2ч «Назови соседей»

Электронное дидактическое пособие «Учимся определять время по часам»

3ч «Геометрическая мозаика»

Закрепление пройденного материала

Математическая олимпиада

Выявление уровня развития за год

Краткое описание

В кружковой деятельности у детей будут вырабатываться умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка, формироваться фонематические процессы. Специально подобранные творческие и дидактические игры, упражнения и задания позволяют расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять своё творчество, одним словом, развивают грамотность ребёнка.

Описание

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №27» Г.АЧИНСК ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КРУЖОК «ГРАМОТЕЙКА»
Воспитатель: Митрохина Людмила Владимировна
Пояснительная записка В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоте будет затруднён. В кружковой деятельности у детей будут вырабатываться умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка, формироваться фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; звуковая сторона речи, т.е. ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров). Специально подобранные творческие и дидактические игры, упражнения и задания позволяют расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять своё творчество, одним словом, развивают грамотность ребёнка. Курс подготовки к обучению грамоте рассчитан на один год.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут. Цель программы – сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте. Основные задачи образовательной программы кружка «Грамотейка»: Ø формирование направленности на звуковую сторону речи: - развитие умения вслушиваться в слово; - владеть звуками; - выделять звуки; - различать звуки близкие по звучанию; - делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Ø развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова: - последовательно выделять звуки; - устанавливать их место в слове. Результативность данной программы к концу года:
1. дети хорошо ориентируются в звуковой стороне речи;
2. владеют действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 звуков;
3. характеризуют звуки, дифференцируя их на гласные и согласные
(твёрдые и мягкие);
4. сравнивают слова различных звуковых структур, используя
действие моделирования; 5. подбирают слова по заданной модели;
6. анализируют речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их.
дети должны знать:
- различия звука и буквы; - различия гласных и согласных звуков.
дети должны уметь: - определять отдельные звуки в словах;
- определять количество звуков в словах и их последовательность;
- различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие
согласные звуки;
- определять количество слогов в слове;
- определять место ударения в слове;
- определять количество слов в предложении и количество предложений
в тексте.

Время
проведения
Тема
Цели и задачи
Использование
игр

Сентябрь

Понятие о слове.
Развитие представлений о многообразии слов. Закрепление понятия «слово».
«Назови игрушку»
«Детский мир»

Сентябрь

Такие разные
слова
Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слово звучит по-разному и похоже); измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). «Назови вкусные слова»
«Слова-друзья»

Сентябрь

Слово, слог,
звук
Закрепить термины «слово», «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершен - ствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Сентябрь

Слог, звук
Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. «Назови слова»

Октябрь

Слог – часть
слова
Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов. «Телеграф»

Октябрь

Слово, звук
Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. «Живые звуки»
«Назови слова со звуками «д», «дь».


Октябрь

Звучащие слова
Освоение звукового анализа слова, сравнение слов по звуковому составу (умение находить одинаковые и различные звуки в словах). Знакомство со смыслораз -личительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. «Живые звуки»
«Назови слова со звуками «м» и «мь»

Октябрь

Звучащие слова
Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смысло – различительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. «Живые звуки»
«»Найди заблу - дившийся звук»

Ноябрь

Звучащие слова
Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершен- ствование умения подбирать слова с заданным звуком. «Назови пару»
«Живые звуки»

Ноябрь

Какой это звук?
«Какой звук заблудился»
«Назови слова»

Ноябрь

Слово, слог,
звук
Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. «Живые звуки»
«Построим дом»

Ноябрь

Гласные звуки
Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. «Назови слова»

Декабрь

Анализ слов. Гласные звуки
Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функ – цией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. «Живые звуки»»Найди гласный звук»

Декабрь

Слова и звуки
Продолжать учить детей слышать разные звуки, уметь их выделять; делить слова на части, изменять слова. «Измени слово»

Декабрь

Согласные звуки- твёрдые и мягкие
Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией сог - ласных звуков на твёрдые и мягкие. «Назови пару»

Декабрь

Гласные и согла - сные звуки
Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твёрдые и мягкие). «Живые звуки»
«Назови слова»

Январь

Ударный звук
Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характерис – тике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление пред - ставлений о протяжённости слов, смыслоразличитель – ной функции звука. «Какой звук заблудился?»
«Поищи слова»

Январь

Ударный слог и ударный звук в слове
Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова к заданным звукам. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. «Назови слова»

Январь

Звуковой анализ
слов
Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком. «Назови слова со звуком «ч»
Январь
В стране слов и слогов.
Ударение.
Развивать умение определять количество слогов в словах. Освоение умения выделять ударный звук в слове. «Раздели слова на части» «Молоточки»

Февраль

Слово и звук


«Назови слова со звуками г и гь»

Февраль

Звуковой анализ
слов
Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с ис -пользованием звукобуквен - ной модели. Развитие способности подбирать слова к схеме, состоящей из трёх звуков. «Назови слова»

Февраль

Звуковой анализ
слов
Развитие умения выполнять звуковой анализ слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. «Назови слова со звуком ш»

Февраль
Март

Подбери слово
Измени слово
Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности под – бирать слова к трёхзвуковой модели. «Назови слова»
«Назови пару»

Март

Ударный звук
Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно харак - теризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенство - вать умения подбирать слова с заданным звуком. «Живые слова» «Какой звук заблудился?»

Март

Назови слово
Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. «Найди свой домик»
«Назови слова»

Март

Предложение
Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составление его из слов. Обучение умению составлять графическую запись предложения. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели. «»Живые слова» «Назови слова»


Апрель

Предложение
«Живые слова» «Назови слова»

Апрель

Составь предложение
Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели. «Назови слова»

Апрель

Предложение и
слово
Совершенствовать умения анализировать предложение. Развитие способности называть слова с заданным звуком. «Телеграф»

Апрель

Предложение, слово, звук
Совершенствование умения детей анализировать предложение и составлять его графическую схему. Со – вершенствование умения составлять слова по звуковой модели. «Телеграф»
Игра-загадка
Май Предложение Совершенствовать умения составлять предложения из 2-3 слов; определять последовате - льность слов в предложе нии. «Слово-предло –жение»
Май Составь пред-ложение Упражнять в составле -нии предложения по схемам. Закрепление умения составлять графическую запись предложения. «Назови слово»
Май Звук, слово, предложение Учить детей самостоя -тельно подбирать слова со звуками «с», «ш». Закреплять умение детей делить слова на части; самостоятельно преобра-зовывать слова, состоящие из двух слогов. Закреплять знания детей о составе предложений (из двух-четырех слов). «Назови слово»
Май Умники и умницы Создать у детей радостное настроение от игры. Закрепить приобретённые навыки. «Живые слова» «Молоточки» «Поищи слова» «Какой звук заблудился?»