Тема самообразования «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры. Самообразование на тему "подвижная игра" Тема по самообразованию подвижные игры в доу

Совершеннова Елена Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №20 "Ромашка" станицы Урухской"
Населённый пункт: Станица Урухская, Георгиевский район, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Дата публикации: 26.06.2017
Раздел: дошкольное образование

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

СОВЕРШЕННОВОЙ ЕЛЕНЫ СЕРГЕЕВНЫ,

ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МБДОУ

«ДЕТСКИЙ САД № 20 «РОМАШКА» СТ. УРУХСКОЙ»

ТЕМА: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ст. Урухская

2016 – 2017 учебный год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Ромашка» станицы Урухской»

«Тренировка должна быть похожа на игру, даже если она

проводится

интересными

разнообразными тренировки не были, в конечном итоге

надоедают,

утомляют.

Самообразование по теме: «Подвижные игры как средство развития

физических качеств детей дошкольного возраста»

Цель

работы: Повышение

педагогического

профессиональной

компетентности

Задачи:

русские народные подвижные игры, подвижные игры XX

Овладение моделями обучения детей подвижным играм прошлых лет

Овладение

знаниями,

умениями,

навыками

подвижных игр, углубление и совершенствование имеющихся знаний по

теме самообразования.

Актуальность

выбранной

темы :

Наблюдая

родителями, наблюдая за взаимоотношениями детей и родителей, я сделала

выводы, что родители недооценивают важность двигательной активности для

формирования физического здоровья детей. Дома родители предпочитают

спокойными

рисованием,

интеллектуальными

настольными

просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на компьютере. Лишают

самостоятельности

самообслуживании,

ограничивают

движении: дети очень мало ходят (родители пользуются автотранспортом

даже на короткие расстояния).

Огромную

потребность

движении,

стремятся

удовлетворить в играх. Играть для них – это двигаться, действовать. Во время

подвижных

совершенствуются

движения,

развиваются

качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

приучаются

согласовывать

действия

соблюдать

е правила.

Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что

она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно

реагировать

действия

соперника

партнера.

Развивая

привычку

волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне

деятельности

развитию

способности

элементарной

самоорганизации, самоконтролю.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую

существования

исключения

жизнедеятельности

коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом

руководстве

воспитательным

процессом.

приносит

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Ромашка» станицы Урухской»

только тогда, когда воспитатель хорошо владеет педагогическими задачами,

которые решаются во время игры.

Учитывая все вышесказанное и стремясь к совершенствованию и развитию

собственных профессиональных качеств, я обратилась к теме подвижных

План работы на год

Формы работы

Самореализация

С педагогами

С родителями

1 этап – организационно-ознакомительный

документацией,

создание плана

работы. Подбор

литературы по теме

самообразования.

Разработка

программы

дополнительного

образования.

Наблюдение за

деятельностью

Посещение

прогулок

возрастных

групп. Изучение

воспитателей

Анкетирование

родителей на

тему: «Игры

детства»

Работа с личной

библиотекой,

интернетом.

Изучение теории по

Работа с детьми

по программе

дополнительног

о образования

«Нескучай - ка»

Посещение

прогулок

возрастных

групп. Обмен

опытом по

проблеме.

Посещение

групповых

родительских

собраний с

сообщением

самообразован

2 этап – основной

Составление

картотеки

подвижных игр

Составление

картотеки русских

народных

подвижных игр;

картотеки

подвижных игр

педагогам

Оформление

наглядной

информации:

передвижка

«Подвижные

игры летом»,

памятка «Игры

с мячом для

родителей с

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Ромашка» станицы Урухской»

3 этап – заключительный

Выступление на

итоговом педсовете.

Презентация опыта

работы по теме на

сайте ДОУ.

Развлечение

занимался»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Ромашка» станицы Урухской»

Индивидуальный план на меж аттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Милэшкэй» села Бикмуразово Буинского муниципального района»

Мусиной Лилии Фаритовны

План

самообразования воспитателя

старшей группы

Тема:

Подвижные игры в дошкольном образовательном учреждении.

Цель: Развивать ловкость, внимание, находчивость, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе, правильное ориентирование в пространстве, самостоятельное распределение ролей и товарищескую взаимопомощь.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

Подвижные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре.

По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игры требуют внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

«Гуси – лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да-да-да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры: Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

«Большой мяч»

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются лицом к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом к друг другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Правила игры: Играющие не берут в руки мяч в течении всей игры. Они перекатывают его только ногами.

Октябрь

«Молчанка»

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Перевенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе, по чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Правила игры: ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

«Липкие пеньки»

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходит близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснутся пробегающих мимо детей. Осаленые становятся пеньками.

Правила игры: Пеньки не должны вставать с мест.

Ноябрь

«Иголка, нитка и узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то это группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры: Иголка, нитка, узелок держаться за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

«Совушка»

Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.

Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила игры: Запрещается «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.

Декабрь

«Кот и мышь»

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом к друг другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши.

Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры: Коту нельзя забегать в нору. Кот и мышь не должны убегать далеко от норы.

Рыбак и рыбки

Воспитатель стоит в центре круга, держит скакалку за один конец – это удочка, дети – рыбки. Проводя скакалкой по полу, кружась, - «ловит» рыбку. Чтобы не быть пойманными, рыбки подпрыгивают, когда приближается скакалка. Кто не успел подпрыгнуть, тот пойман и выходит из игры.

Январь

«Заморожу»

Все дети стоят в 2 круга. Маленький внутри большого. В середине – Дед Мороз. Дети, взявшись за руки, идет по кругу, - круги идут в разные стороны – под любую хороводную музыку. С окончанием музыкальной фразы дети большого круга останавливаются, поднимают вверх руки, образуя воротики, а дети малого круга пробегают в эти воротики, спасаясь от Деда Мороза, который старается их «заморозить».

«Летает- не летает»

Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

Февраль

«Стоп»

На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» пока водящий произносит эти слова, все играющие становятся как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успел оглянуться. После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

«Бездомный заяц»

Среди играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником

Март

«Горелки»

Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2 – 3 шагов от играющих проводится линия. Один из играющих – ловящий - становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слова беги дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны один справа, другой слева, стремясь схватиться за руки впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается поймать кого – нибудь из пары, он остается в той же роли.

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Число участвующих не должно превышать 15 – 17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.

«Мячик кверху»

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: “Мячик кверху! Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: “Стой! ” Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

Апрель

«Хитрая лиса»

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится “хитрой лисой”. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса – не выдает ли она себя чем–нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) - сначала тихо, а затем громче: Где ты, хитрая лиса? При этом все смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят, хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.

После того как лиса поймала 2 – 3 детей, воспитатель говорит: «В круг». Играющие снова образуют круг, и игра повторяется.

«С кочки на кочку»

На площадке нужно начертить небольшие кружки, диаметр которых 30-35 см. Расстояние между кружками примерно 25-30см. Это «кочки» на «болоте», по которым ребенок должен перебраться на другую сторону. Выигрывает тот, кто быстрее переберется.

Май

«Удочка»

Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их.

Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

«Найди свой цвет»

Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета.

Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

Июнь

«Самолеты »

Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

«У кого мяч?»

Играющие образуют круг. Выбирается водящий, который стоит в центре. Остальные игроки плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Воспитатель дает кому-нибудь мяч, и дети за спинами передают его друг другу. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Он говорит «Руки!» и тот к кому обращаются должен выставить обе руки. Если водящий угадал, он берет в руки мяч и становится в круг. Игрок у которого забрали мяч становится водящим.

Список литературы

1. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осакиной. – М.: Просвещение, 1988.

2. Картотека русских народных подвижных игр.

Русские народные подвижные игры. М.Ф.Литвинова. – М.: Айрис-пресс, 2003г.

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня

на межаттестационный период

Гимадиева Гульназ Масгутовны

воспитателя

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида №37»

Нижнекамского муниципального района

г.Нижнекамск РТ

(с 2015 по 2020г.)

Тема: «Роль подвижных игр»

Дата начало работы над темой: с 01.09.2015.

В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Роль подвижных игр».

Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного детского сада является развитие моторной (двигательной) деятельности дошкольников.

Во время изучения данной темы я выяснила, что важно не только удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, но и предусмотреть ее рациональное насыщенное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов игр и физических упражнений и отдыха. Двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать их интересам, двигательным и функциональным возможностям.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития детского организма, которая влияет на формирование психофизиологического статуса ребенка. Кроме того, существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка. Дети, имеющие большой объем двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дети запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые решались мною при помощи разнообразных игровых заданий в течение всего учебного года.

в 2015-2016 учебном году

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Поставлена цель работы по самообразованию:

повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных и дидактических игр.

2.Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

Изучение методической литературы;

Работа с детьми;

Работа с семьёй;

Самореализация.

3.Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез, Москва, 2008

2. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003.

3. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Учитель, 2005.

3. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.

4. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, Москва, 2014

4.Практическая деятельность

День здоровья

Досуг «Вечер подвижных игр»

Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры».

Открытый показ образовательной деятельности «Путешествие в Зелёную страну»

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»

Краткосрочный проект «Необычный мяч», в рамках которого было проведено развлечение с участием родителей «Школа мяча».

Выступление на педсовете с отчётом по теме самообразования.

План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный период

Тема: «Роль подвижных игр ».

Цель: Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через использование подвижных игр.

Задачи: 1. Создать условия для развития физических качеств воспитанников; 2. Обогатить детский опыт для развития физических качеств при организации и проведении подвижных игр с детьми дошкольного возраста. 3. Воспитывать у детей желание самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры со сверстниками, проявляя двигательное творчество. Срок Самообразование (персональный уровень) Работа в профессиональном сообществе - взаимодействие с коллегами (командный уровень) Содержание деятельности Результат. Формы презентации Формы взаимодействия Темы, выносимые на обсуждение педагогов

Сентябрь 1. Информационно- аналитическая деятельности по теме; 2. Мониторинг физических качеств. 1. Консультация для педагогов; 2. Анализ результатов мониторинга. Городское методическое объединение (ГМО) инструкторов по физической культуре. Консультация для педагогов «Осуществление организационно- методического сопровождения реализации проекта Л. А. Семёнова, Н. И. Синявского «Информационно- технологическое обеспечение реализации образовательной программы в образовательной области «Физическое развитие» в ОУ города Сургута»». «Роль воспитателя на занятиях по физической культуре».

Октябрь 1. Подбор подвижных игр, согласно классификации по физическим качествам для детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет); 1. Картотека подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет);

Ноябрь 1. Подбор подвижных игр, согласно классификации по физическим качествам для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет); 1. Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет); Научно-практическая конференция Консультация для педагогов «Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения». «Проведение физкультминуток на занятиях с умственной нагрузкой».

Декабрь 1. Подбор подвижных игр, согласно классификации по физическим качествам для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет); 1. Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет); Городское методическое объединение (ГМО) инструкторов по физической культуре «Реализация образовательных и здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Январь 1. Организация работы с педагогами. 1. Консультация для педагогов «Игра – это здорово!» Семинар-практикум (ЦРО) «Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста и повышение мотивации к его сохранению. Отличительные особенности занятий физической культурой от занятий спортом»

Февраль 1. Организация работы с родителями. 1. Консультация для родителей «Подвижные игры – залог здоровья малышей». Мастер-класс Интерактивный кейс для педагогов «Проведение утренней гимнастики под музыку». Картотеки: «Релаксационные упражнения», «гимнастика для глаз», «дыхательная гимнастика», и др.

Март 1. Подбор материала для 1. Фотоотчет «Вот как мы фотовыставки. Играем!»

Апрель 1. Разработка сценария к спортивному празднику. 1. Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья!»;

Май 1. Организация работы с родителями. 1. Информационный лист для родителей «Подвижные игры в семье».

Июнь 1. Совместное планирование использования подвижных игр в летний период. План 1. Информирование педагогов о методике проведения и классификации по физическим качествам подвижных игр. 2. Спортивное развлечение «Раз, два, три – беги!» с детьми среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет). 3. Соревнования между детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) – игра «Вышибалы». Июль Август Результатом проделанной работы стало: создание методического пособия «Подвижные игры для дошкольников». Перспектива: Внедрение методического пособия в помощь педагогам групп ДОУ:  Консультации: «Народные игры в семье»; «Воспитание игрой».  Беседы: «Роль игры в физкультурно-оздоровительной работе с детьми;  Фотоколлаж: «Игра – это здорово!»;  Презентация для детей старшего дошкольного (с 5 до 7 лет) – «Поиграем вместе!».

План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год

По теме «Роль подвижных игр»

Довольно часто приходится слышать выражение «Движение – это жизнь».

Что же это – движение – для маленького ребенка?

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение болезней, особенно тех, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это эффективное лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Ребенок рождается совершенно беспомощным. Первые познания о мире, вещах и явлениях приходят к нему через движения глаз, языка, рук. Как только ребенок овладеет способами перемещения, научится ползать, а затем ходить, он постоянно пребывает в движении и даже действует с предметами малыш на ходу, редко присаживаясь или останавливаясь. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится целенаправленно действовать в нем.

Подвижные игры способствуют не только развитию движений, но и уточнению у детей представлений об окружающей жизни, свойствах предметов. Многие игры содержат тексты, что способствует активизации речевого общения детей.

В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. В них дети приобретают опыт общения со взрослыми и друг с другом. Подвижные игры являются также средством развития личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности

ЦЕЛЬ:

Повысить уровень профессиональной компетенции в образовательной области «Физическое развитие»;

Развивать основные движения средством подвижной игры.

ЗАДАЧИ:

Изучение методической литературы по теме «Физическое воспитание детей раннего возраста»;

Создание картотеки подвижных игр по видам основных движений для детей раннего возраста;

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;

Изготовление пособий и атрибутов для подвижных игр, приобретение спортивного инвентаря;

Обучение детей подвижным играм;

Разработка перспективного плана подвижных игр для детей раннего возраста;

Посещение городских методических объединений;

Участие в методической работе ДУ.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Повышение профессионального уровня;

Овладение детьми видами основных движений;

Активное участие детей в подвижных играх.

ПЛАН РАБОТЫ.

месяц

Цель

Форма представления результатов

Сентябрь

2017г

Повысить свой профессиональный уровень в образовательной области «Физическое развитие»

Изучение методической литературы по теме «Физическое воспитание детей раннего возраста»

Анкетирование родителей

Октябрь

2017г

Консультация для родителей «Подвижные игры малышей»

Ноябрь

2017г

Выступление на педсовете «Развитие речи малышей в подвижных играх»

Декабрь

2017г

Оформить картотеку подвижных игр

Разработка и оформление картотеки подвижных игр

Картотека подвижных игр по видам основных движений

Январь

2018г

Пополнить предметную среду группы

Изготовление медальонов с изображением мордочек животных, флажков и ленточек

Приобретение мячей и обручей в группу

Февраль

2018г

Фотовыставка «Мы играем»

Март

2018г

Подготовить выступление на педсовет

Выступление на педсовете «Элементы театрализации в подвижных играх малышей»

Апрель

2018г

Разработать перспективный план подвижных игр для детей раннего возраста

Перспективный план подвижных игр

Май

2018г

мониторинг

Сентябрь - май

Регулярное проведение с детьми НОД по физическому воспитанию, разучивание подвижных игр (с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазаньем), включение их во все режимные моменты.

Посещение методических объединений по плану департамента образования.

План работы по самообразованию на 2018-2019


Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Физическое развитие по ФГОС включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
1) двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
2) формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
3) становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, я считаю, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста

Цель работы по самообразованию: повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных и дидактических игр.
Задачи:
- реализация общих образовательных задач по физическому воспитанию;
- развитие интереса к игре;
- воспитание самооценки и самоконтроля;
- формирование представлений о здоровом образе жизни.

План работы на 2018-2019 г.

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников для детей от 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

П е н з у л а е в а Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Е.И. Гуменюк., Н.А. Слисенко Первые уроки здоровья

О.Н. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

Сентябрь-май

Обучение подвижным играм, соответствующим возрасту детей и развивающим физические качества – силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость, разные виды движений:

сила и выносливость – «Кто сильнее?», «Кто дальше?» и др.;

быстрота и ловкость – «Кошки-мышки», «Кто скорей?», «Ловишки», «Быстро в домик» и др.

гибкость: «Гонка мячей», «Уточка», «Медвежата»;

бег: «Спящая лиса», «Самолёты» и др.;

прыжки: «Зайцы и волк», «Лягушки и цапля» и т.д.;

ползание и лазание: «Обезьянки», «Котята и щенята» и др.

Досуг «Вечер подвижных игр» (январь).

Картотека подвижных игр

Декабрь

Проведение НОД с детьми старшего возраста «Путешествие в страну Спорта».

Январь-апрель

Знакомство с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Курочка», «Лошадки» и т.д.

Спортивный праздник «Русские народные подвижные игры» (апрель).

Февраль

Знакомство с новыми музыкально-подвижными играми: «Замри», «Танец на газетке», «Кошки-мышки».

Май

Отображение впечатлений, полученных во время подвижных игр, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Выставка работ детского творчество «Мои любимые игры».

Сентябрь-май

Просмотр презентаций: «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», «Витаминная кладовая», «Голубая капелька», «Растем здоровыми».

Работа с семьёй

Ноябрь

Консультация для родителей «Совместные занятия спортом детей и родителей

Буклеты

Декабрь

Анкетирование родителей «Физическое развитие детей»

Январь

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста».

Папка-передвижка

Самореализация

Февраль

Консультация для педагогов по теме самообразования.

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Тема: «Роль подвижных игр»

Тема: «Роль подвижных игр»

Цель: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.

Задачи:

Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

Освоить современные технологии и методы организации игры.

Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.

Актуальность темы: В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский) С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Сроки

Результат

Сентябрь

Круглый стол для родителей «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей»

Прохождения курсов повышения квалификации.

Анкетирование родителей:

Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?

Собрание с привлечением психолога «Игра у детей дома и в детском саду»

Консультация.

Для педагогов.

Анкеты; Итоги анкетирование.

Разработки психолога.

Октябрь

Оформление предметно- развивающей среды сюжетно-ролевыми играми

«Доктор Айболит», «Магазин», «Салон красоты», «Кухня».

2.Создать картотеку сюжетно-ролевых

3. Открытое занятие по теме «Семья».

1.Центры сюжетно-ролевых игр.

2.Картотека сюжетно-ролевых игр

Обогащение опыта по видам игровой деятельности.

Ноябрь

1.Масстер-класс «Умелые ручки»

2. Оформление папки передвижки по теме «Роль игры в развитии речи у детей»

4. Взаимодействие с библиотекой.

Научить детей и родителей обращаться с ИКТ доской.

Закреплять у детей пересказ сказки самостоятельно.

Развитие индивидуальных особенностей.

Декабрь

2. Круглый стол «Новогодняя игрушка»

3. Сказка «Морозка»

4. Новогодний утреник «Новогодний теремок»

5. Мониторинг детей.

2.Развивать интеллект детей.

3. Создать новогоднее настроение детей и родителям.

5. Аналитические справки по маниторенку.

Январь

1.Коляда «Коляда коляда открывай ворота» совместно с музыкальным работником.

2. Создать картотеку сюжетно-ролевых игр

3.Папка передвижка для родителей «Чем играет ребенок в 5 лет»

4. Посещение семинаров.

Развивать мировоззрение детей.

Повышать компетентность родителей.

В течении года(обогощения опытам).

Февраль

1. Изготовление фотоальбома по сюжетно-ролевым играм.

2. Изготовление альбом раскраска-по сказкам.

1. Фотоальбом.

2.В течении года.

Март

1. Изготовить:

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Петрушка»


2. Родительское собрание: «Играют дети - играют вместе»

3. консультация: «Кукольный театр дома»,

5. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек

6. Открытое занятие

1. Пополнение в центр театра.

2. Знакомить с видами игровой деятельности в жизни ребенка.

Игровая деятельность

« Поиграем пальчиками»

Апрель

1. Совместное творчество детей и родителей

2. Беседа: «Эмоциональное благополучие ребёнка в семье»

3. Отгадывание детьми загадок

1. Совместный конкурс « Отгадай загадку-нарисуй отгадку»

3. Досуг « Вечер загадок»

Май

1. Отчёт о проделанной работе

МДОУ Кизильский детский сад комбинированного вида № 3 "Солнышко"

Тема проекта по самообразованию:

"Русские народные подвижные игры в старшей группе детского сада"

Выполнила: воспитатель

Плотникова Светлана Евгеньевна

Тип проекта: информационный, игровой.

По продолжительности: средней продолжительности (1 год).

По характеру контактов: внутригрупповой.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

Актуальность проблемы:

Тему считаю актуальной, т.к. русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Весёлые подвижные игры - это наше детство!

Этим проектом я стремлюсь к тому, чтобы русские народные подвижные игры были ценны для детей в педагогическом отношении, оказывали большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивали нравственные чувства, физически укрепляли ребёнка, создавали определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Цель проекта:

Знакомить детей с русскими народными подвижными играми, вызывать интерес к русским традициям;

Приобщать детей к традиционной культуре на основе активного использования устного народного творчества (считалки, зазывалки);

Воспитывать любовь к народным традициям, уважение друг к другу.

Задачи проекта: знакомить с русскими народными подвижными играми, развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу, воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, выполнять движения согласно с текстом, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к русской культуре, воспитывать любовь и интерес к русской народной игре.

Результаты проведённой работы:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, зазывалок.
  2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.

Методы проекта: игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.

Деятельность педагога:

Оценивает результаты проекта;

Составляет карточку русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.

Деятельность детей: выбирают, изучают, играют, участвуют в оценке проекта.

Предварительная работа:

Изготовление атрибутов, костюмов;

Разучивание считалок, скороговорок, игр с детьми;

Изготовление картотеки.

План реализации проекта:

(первый год 5-6 лет)

«Загони льдинку»

«Мороз красный нос»

«Охотники и звери»

«Ловишка с мячом»

«Тяни в круг»

«Скакалка»

«Медведи и пчёлы»

«Взятие снежной крепости»

« Горелки»

«Медвежата»

«Верба - вербочка»

«Солнышко - вёдрышко»

«Лиса и куры»

«Жмурки»

«Будь внимателен»

«Перелёт птиц»

«Ловля обезьян»

«Волк во рву»

«Перемена мест»

«Коршун и наседка»

«Чья колонна быстрей построится?»

«У медведя во бору»

«Лягушки и стадо»

«Не наступи»

«Перелёт птиц»

«Море волнуется»

«Сильный удар»

«Пингвины с мячом»

«Кружева»

сентябрь

«Прыжковая эстафета»

«Простые ловишки»

«Краски»

«Верёвочка»

«Волшебная скакалка»

«Бег в мешке»

«Волки и овцы»

«Лиса и куры»

«Пятнашки»

«Салки - не попади в болото»

«Жмурки»

«Капуста»

«Два Мороза»

«Летит-не летит»

«Совушка»

«Чурбан»

Используемая литература:

  1. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»: Пособие дл воспитателей детского сада/ Под ред. Л.В. Руссоковой. - М.:Просвещение, 1986. - 79с.
  2. О.Л. Князева, М.Д. Моханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре: Программа». Учебно-методическое пособие. СПБ.: Детство - Пресс. 2010г.
  3. Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1983г.
  4. Картотека русских народных подвижных игр.
  5. Ресурсы интернета