Технология запоминания. Методы быстрого запоминания: феномен памяти. Критерии методов мнемотехники

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!

Ученые уверены: умение качественно запоминать информацию никак не связано с интеллектом человека. Если он быстро забывает прочитанное, это ни в коем случае не характеризует его умственные способности. Тут дело в другом: человек использует неэффективные способы запоминания. Но как выбрать подходящий метод, чтобы помнить все? Это не так-то просто: мы получаем много противоречивых советов не только от знакомых и родных, но и от преподавателей в школе и вузе.

К счастью, недавно авторитетное издание по психологии опубликовало список пяти самых распространенных ошибок, которые допускают люди, стремясь запомнить ту или иную информацию. Также учеными были приведены и эффективные советы, которые помогут действенно тренировать память.

Ошибка № 1: перечитывание

Что мы делаем для того, чтобы запомнить, к примеру, определение из словаря? Все верно, перечитываем несколько раз, зазубриваем информацию. Вы читаете один текст снова и снова до тех пор, пока не сможете повторить его так, как написано в учебнике. Интересно, но при этом даже можно и не до конца понимать смысл утверждения.

Поэтому психологи считают эту методику неэффективной. До вас не дошла суть фразы. А значит, она недолго будет держаться в вашей памяти.

Систематическое перечитывание

Как же улучшить память, запоминать правильно? Ученые советуют обратиться к тому же перечитыванию! Но по совершенно иной схеме:

  • Если вы понимаете, что не можете точь-в-точь воспроизвести требуемую информацию, то все же стоит обратиться к перечитыванию, но к систематическому.
  • Прочитайте текст. Отвлекитесь на другие дела. Снова перечитайте его через равный промежуток времени. Несколько таких сеансов достаточно, чтобы информация осталось в голове.
  • Таким способом можно и хорошо улучшить память. Периодически перечитывайте важные для вас данные через неделю, месяц и т. д.
  • Старайтесь не только зазубрить, но и понять текст, выделить его суть. Это поможет запомнить его на долгое время.

Ошибка № 2: подчеркивание

В школах и вузах учеников и студентов преподаватели учат с первых занятий выделять основное понятие, главную мысль каждого пункта, абзаца, параграфа. И это кажется многим эффективным: вы не просто перечитываете текст, а анализируете его на предмет главной мысли, ключевого слова. А при последующем повторении подчеркнутые слова помогают сконцентрироваться сразу на основном.

Очень эффективно для запоминания, не правда ли? Но многие студенты при этом отмечают, что методика не работает! Дело в том, что большинство учеников просто бездумно подчеркивает практически каждый абзац. Как же сделать этот метод более эффективным?

Сделайте паузу и повторите

Метод не работает от того, что с первого прочтения порой сложно понять смысл текста, а уж тем более выделить его главную мысль. Поэтому психологи советуют вдумчиво прочесть отрывок, сделать паузу, "переварить" информацию. А уже при повторном прочтении выделить в тексте то, что показалось вам самым важным.

Так ваш мозг более активно обрабатывает информацию. Что в конечном счете способствует лучшему запоминанию.

Ошибка № 3: примечания

В студенческих библиотеках весьма стандартная картина: молодой человек читает книгу и делает соответствующие пометки в своем блокноте. Кто-то пишет основную мысль, кто-то - ключевые фразы, кто-то набрасывает план прочтенного, кто-то - конспект с вопросами, отражающими суть текста. Чем-то этот метод похож на предыдущий. Придерживаются его и преподаватели - наверняка на уроках вам давали задание составить конспект параграфа.

Но, увы, порой и такой распространенный способ безуспешен! В чем же дело? В большинстве случаев в чрезмерности. Студенты помещают в свои конспекты множество второстепенной информации, которая отвлекает от запоминания главных идей текста.

Будьте краткими!

Современные ученые также уверены, что конспектирование помогает запомнить важную информацию. Но только краткое и лаконичное. Чем меньше учащийся оставил слов в своих заметках, тем больше шанс, что информация задержится в его голове надолго.

С чем же это связано? Психологи объясняют так: краткость написанного заставляет мозг дополнять, перефразировать текст, чтобы сделать его связным, логичным. А это дополнительно заставляет задуматься над главной мыслью, стимулирует более активную работу мозга.

Из-за всего вышесказанного специалисты также советуют отказаться от ноутбука или планшета. Если вы хотите запомнить информацию, то обязательно пишите ее ручкой или карандашом на бумаге. Дело в том, что так вы заносите данные медленнее, что позволяет им крепче задержаться в вашей памяти. Молниеносное внесение информации этому не способствует.

Ошибка № 4: обобщение

Многие преподаватели проводят в конце изучения большого раздела темы обобщающее занятие. Тут ученикам предлагается с "высоты птичьего полета" посмотреть на весь ранее изученный материал, выделить ключевые моменты пройденного, структурировать свои знания, выстроить между ними логические связи. И специалисты соглашаются, что такие занятия действительно позволяют закрепить в памяти изученное.

Но если учитель не проводит подобных уроков, то редкие ученики делают их самостоятельно. И ленятся они здесь абсолютно зря.

"Скелет" темы

Современные психологи уверены: систематизация имеющихся знаний - один из главных ключей для качественного запоминания. Если в вашей голове разрозненная, несвязанная информация, эдакий хаос, то очень просто упустить из виду, забыть важное. То ли дело, когда знания "разложены по полочкам", вы четко прослеживаете в своей голове их связь, взаимовытекаемость.

Поэтому очень важно после прохождения большого раздела на уроке или самостоятельно дома выделить время на то, чтобы систематизировать полученные знания, составить их "скелет".

Некоторые преподаватели советуют следовать и немного другой стратегии. Надо с начала изучения новой темы составлять ее "скелет": главные мысли, формулы, ключевые выражения, что вы узнали на занятии. Таким образом, к окончанию курса вам останется только повторить составленный заблаговременно полный, но лаконичный план темы.

Ошибка № 5: быстрое запоминание

Многие студенты игнорируют все вышесказанное, оставляя изучение материала на последнюю ночь перед экзаменом. Кому-то это может показаться весьма опасной самоуверенностью, но все же факт остается фактом: учащиеся, вызубрившие материал за одну ночь, действительно в некоторых случаях весьма успешно сдают экзамен!

Значит, предварительная подготовка и все вышесказанное - миф? Зачем терять время в библиотеках и над своими конспектами?

Остерегайтесь чрезмерной самоуверенности

Психологи же отвечают так: действительно, для отдельной категории людей самый эффективный - это быстрый метод запоминания. Немало тут играет и настрой человека: если он уверен, что знает тему, что его знаний хватит для хорошей оценки, реальность его не разочарует.

Но вместе с тем можно и легко переоценить свои знания и возможности памяти. Тут одного "Я все сдам!" мало. Психологам давно известен факт: "быстрые" знания живут только до экзамена. После того как вы ответили экзаменатору, они улетучиваются из вашей головы.

Если же вы учитесь не из-за хороших оценок, а желаете качественно запомнить все важное, что вам дают на занятиях, то стоит отказаться от быстрого заучивания. А предпочесть ему систематическое изучение материала на всем протяжении курса.

Успешные методики запоминания информации уже известны вам. Но не все их правильно применяют. Статья же показала, как исправить распространенные ошибки.

Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:

Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи» .

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку , немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека - представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Память есть у всех без исключения. Но у кого-то она развита лучше, а у кого-то – хуже. Если второй вариант вам ближе, не стоит расстраиваться – все исправимо. Существует много способов, методов запоминания. Почему бы не воспользоваться ими? Мы расскажем, как можно запомнить самую сложную информацию.

Память с точки зрения физиологии.

Процесс запоминания – одна из главных функций памяти. Без него невозможно дальнейшее ее функционирование. Запоминание позволяет человеку воспроизводить ранее увиденную или услышанную информацию, корректировать ее, использовать в дальнейшей жизни.

Иногда человек с трудом воспроизводит материал. Происходит обратный процесс – забывание. Такая ситуация естественна для людей любого возраста. Происходит это потому, что мозг отсеивает ненужную ему информацию, либо ту, которая давно не задействована. Зато механизм помогает концентрироваться на новом материале, запомнить его лучше.

Процесс запоминания (как и забывания) сугубо индивидуален, зависит от особенностей мозга.

Запоминание в психологии.

Запомнить - значит выстроить воображаемую связь чего-то с чем-то: например, имя человека с его стилем одежды, дату события с его содержанием и т.д. В это называется «ассоциативные связи».

Выстраивание подобных связей обеспечивает поэтапное запоминание информации со всеми деталями. Множество методик основываются на ассоциациях.

Важно: определяем свой тип памяти.

5. Способ отбрасывания слов.

Нужный материал для изучения переписывается вручную, с отбрасыванием некоторых слов (оставлять нужно только первую букву). После – читать текст, восстанавливая пропущенные моменты по памяти. Существуют специально созданные программы, которые после загрузки текста перекрывают части слов. Такой способ выручает при заучивании стихотворений.

6.Рифма.

Методика часто используется, чтобы запомнить правила. Может, словосочетание «правила в стихах» звучит по-детски, но зато можно надолго запомнить, что «Ударение в слове катало г падает на третий сло г !».

7. Цифры.

Существует техника связывания слов с цифрами. Это разновидность техники ассоциаций. Например, 0-бублик, 2- лебедь, 8-очки … Такой прием можно применять при изучении слов с ребёнком, приводя подобные примеры для простого запоминания.

Метод Цицерона заключается в представлении предметов в знакомой обстановке. Техника действенна во время изучения языков. Когда возникает потребность вспомнить слово, ассоциация происходит со знакомой обстановкой: cat лежит на кровати, а wardrobe стоит в углу.

Как запомнить все без особых проблем: 8 секретов.

Эти детали помогут сконцентрироваться на нужной информации, сделают процесс запоминания интересным.

  • Важные мысли должны фиксироваться . Записывая нужный материал, мы развиваем механическую память. Очень полезным окажется ведение письменного дневника. Ученые утверждают, что мозг способен прочно концентрироваться на отрицательных мыслях. «Выплескивание» плохих мыслей на бумагу перед началом заучивания хорошо повлияет на результат.
  • Природа помогает . Заучивание материала на природе повышает концентрацию внимания на 20%. Если выбраться на свежий воздух не получается, можно просто посвятить время себе и немного .
  • Уровень громкости имеет значение. Произношение слов вслух и громко увеличивает эффективность запоминания на 10%. Особенно это касается заучивания иностранных слов.
  • Использование диктофона для записи своего голоса задействует сразу несколько .
  • Смена обстановки поможет, когда мозг совсем не хочет работать, а слова «не лезут» в голову. Это говорит об общем переутомлении, а значит не стоит забывать давать организму отдых, менять окружение.
  • Здоровье – в первую очередь . Делая постоянные умственные нагрузки, нужно помнить о правильном , занятиях спортом и крепком сне.
  • Стимулируйте себя приятным вознаграждением за пройдённый и выученный материал.
  • Повторение – неотъемлемая часть изучения любой информации. Особенно полезно повторение перед сном.

Закончить хочется словами американского писателя Джека Керуака: «Доверьтесь своей памяти, результаты вас удивят». Используйте наши рекомендации и поделитесь ими с друзьями. Работая над собой, запомнить можно всё.

Полезные советы

Необходимо в короткие сроки запомнить большой объем информации? Готовитесь к экзамену? Хотите улучшить память, повысить уровень IQ и снизить риск развития старческой деменции? Тренируйте мозг, не давайте ему скучать и лениться, нагружайте полезной информацией , причем, чем больше ее будет, тем лучше!

Мы же расскажем о методиках и небольших хитростях, которые помогут надолго запоминать максимум информации за минимум времени.


1. Вникание в суть

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил "кривую забывания", демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

2. Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

3. Эффект края

Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.

Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.

Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?

А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.

Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!

Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.

Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.

4. Метод Фейнмана

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком , облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем "пробелы" в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа "белые пятна", которые необходимо снова проработать.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

5. Метод массированного запоминания

Этот метод знаком нам со школьной скамьи. Он максимально прост, понятен и приносит свои плоды.

Конспектируйте материал, который необходимо выучить. Выписывайте основные тезисы от руки, перефразируйте их более понятным языком, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только вникнуть в материал и надолго его запомнить, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.

Но это не все, ведь мы говорим о массированном запоминании, а, следовательно, задействуем все органы чувств. Поэтому не только переписываем и просматриваем материал, но еще проговариваем и прослушиваем его.

6. Интерференция

Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.

Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.

Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.

И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.

7. Дворец памяти (чертоги разума)

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

  1. Выберите место "строительства" замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может "строить" в своем воображении настоящие дворцы.
  2. Прикрепите новые образы к предметам интерьера , которые принято называть "опорными пунктами". Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
  3. Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

  • бублик;
  • сахар;
  • молоко;
  • бананы;
  • картофель;
  • куриное филе;
  • яйца;
  • зеленый лук;
  • печенье;
  • кофе.

Представим наш "дворец памяти", вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Проверьте на себе эффективность техники и поделитесь своим результатом в комментариях.

8. Использование мнемотехник



Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:

  1. Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".
  2. Рифмуйте информацию , которую Вам тяжело запомнить.
  3. Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой "ABC song". И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
  4. Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.