Советы психолога для детей 4 5 лет. Советы психолога родителям пятилетних малышей. Выход из кризиса

Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье - огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить - вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.

Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов

Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности. Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы. Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.

Проверка родителей на крепость

В возрасте трех и четырех лет маленький человечек - это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят - перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.

Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением

Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае. И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки. В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет. Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от развития.

Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис

В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание. После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание. Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.

Так же, как взрослый

Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.

Терпение - залог успеха

В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают. Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь. Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.

Воспитание детей 3-4 лет

Психология поведения - целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.

  1. Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
  2. Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей - просто любите и не требуйте ничего взамен. ребенка 3-4 лет - это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
  3. Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
  4. Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
  5. Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё - нужно подчиняться общим правилам. Основные детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
  6. Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
  7. Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода - так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.

Будьте готовы к экспериментам

Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов - это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу. В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально. Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.

Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно

Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе. Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости. Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод - уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять аналогично - спрячьте. На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).

Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.

Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.

Пополняйте запасы знаний

Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.

Воспитать ребенка - важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них. Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь. И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума - это в ваших руках.

Психика ребенка в таком раннем периоде достаточно уязвима. Ведь он умеет воспринимать эмоции окружающих, обижаться, стыдить, разочаровываться, это именно то, что он осознает в этом возрасте.

Многие думают, что если малыш подрос и находит самостоятельно себе занятия, то не стоит ему уделять особого внимания для его воспитания. Родители тратят много времени на свои дела, забывая о нем, о том, что он всегда хочет, чтобы на него обращали внимание, хочет знать, что его любят.

Очень важно в таком возрасте придерживаться методов психологии проводить совместные игры, читать книги, выполнять занятия, дела по дому, ведь поведение строится на подражании взрослого, именно совместное времяпровождение является наиболее важным.

Малыш должен чувствовать свою ответственность в отведенном для него деле, также необходимо хвалить его, если у него получилось что-то сделать. Если он старался, но не смог сделать, все равно похвалить нужно и сказать « в следующий раз обязательно получиться».

Задачи воспитания и обучения ребенка

Основные задачи воспитания и обучения мальчиков и девочек в 4-5 и 6 лет, зависят от родителей и гармонии в семье, прежде всего – это:

  • научить их общаться в обществе;
  • дать как можно больше информации и знаний;
  • благодарить за оказанную помощь и презенты;
  • уважать старших и не перебивать их во время разговора.

Психология показывает, что в этом возрасте выявляется любовь выступать перед окружающими, желание рассказывать стихи, танцевать, петь, поэтому задачей родителей является помощь и развитие талантов своих детей.

Поведение и воспитание

Правильное воспитание и поведение в период 4-5 лет хорошо развивает познавательную деятельность. Необходимо выполнять задания, которые рекомендует психология стараться придерживаться некоторых методов, находить время как можно чаще общаться с ребенком, давать ему полезную информацию, учить всему новому.

Сейчас именно тот период, когда им все интересно, возникает много вопросов, поэтому папа для мальчика, девочки может стать настоящим «учителем жизни» . Мужчины много чего знают и могут доступно дать ответ на заданный вопрос ребенка.

Начинаются формироваться нравственные качества : проявляется чуткость, понимание, доброта, чувство дружбы. Нужно поддерживать и научить мальчика и девочку положительно относиться к окружающим.

Родители должны знать психологию поведения мальчиков и девочек в этом возрасте и на своем примере научить их освоить правила культуры поведения со сверстниками, старшими, выполнять поставленные задачи, учить как правильно вести себя в общественных местах, как делиться игрушками, где уступить, а где стоять на своем.

Пятилетнему малышу свойственны перепады настроения, непредсказуемость поведения, дети становятся физически и психологически выносливыми, могут выполнять поставленные задачи родителя.

Теперь с ними легко договориться, родители должны стать с ними лучшими друзьями. Хорошее воспитание закладывается на любви, которая должна чувствоваться в любых ситуациях, даже когда сделал плохое, не нужно чтобы родителей боялись.

Всегда будьте на стороне своего ребенка , доверяйте ему, помогайте решать проблемы, будьте для него опорой в жизни. Умейте всегда находить альтернативу, проявлять понимание, не нарушая индивидуальность маленького человека.

Воспитание должно быть правильным, ведь это для них важный возрастной период. Закрепляются черты личности и формируется характер. Ребенок копирует в своей жизни поведение собственных родителей, ведь взрослые для него образец подражания.

В этот период главное уделять много внимания, развивать познавательные процессы. Психология предлагает давать малышу занимательные задания, много рассказывать, ему это интересно и хорошо запоминается.

Разработать некоторые правила в семье и четко следить за их выполнением, например ребенок должен уметь убирать за собой, складывать игрушки, выбрасывать мусор в ведро т.п. Но желательно не забывать хвалить, награждать поцелуем за выполненное дело.

Особенности воспитания

Особенности воспитания ребенка 4 и 5 лет заключаются в том, что должны придерживаться установленных правил в семье, которых следует четко придерживаться.

Если мама запретила, то отец тоже должен быть заодно с мамой. Не должно быть исключение сегодня можно, а завтра нет.

При воспитании родители должны быть наблюдательными и внимательными, чтобы вовремя реагировать на причины непослушания.

Отношения родителей с детьми строятся непрерывно, ежедневно. Особенностью воспитания считается правильно определенный тип темперамента, поэтому учитывая его можно уверенно сказать, что общение и воспитание будет проходить, намного легче, правильно.

Именно данное правило поможет сформировать гармоничную личность. Нужно всегда стараться строить доверительные отношения, развивать их личность, не ограничивать воображение, уметь слушать, чаще смеяться с детьми, научить общаться, уметь правильно реагировать на истерики, позволять совершать ошибки и учиться на них.

Нравственное воспитание ребенка

Ребенок начинает по своей воле следовать нормам морали, он может правильно сделать правильный моральный выбор на деле.

Психология показывает , что у него в этот период складываются моральные ценности жизни и доверительные отношения к людям, проявляется сочувствие, проявляется чувство вины, становится доверчивым.

Для всех нравственных норм закрепляются социальный способ поведения, например: «Нельзя врать взрослым», «нельзя брать чужое» и т.д. Они умеют разделять, что можно делать, а что — нельзя.

Нравственное развитие детей в 4-5 лет признаки :

у них формируются первые моральные суждения и оценки;
начинают понимать смысл нравственной нормы;
возрастает действенность нравственных представлений;
возникает сознательная нравственность, то есть его поведение начинает придерживаться нравственной нормы.
Правильное воспитание советы психолога

1. Не нужно задавать вопросы, которые провоцируют на плохое;
2. Говорить позитивные просьбы;
3. Не нужно объяснять ребенку то, что он уже знает;
4. Не нужно читать часовые нотации;
5. Не нужно манипулировать ребенком
6. уметь находить компромисс, учить преодолевать трудности в жизни;

Трудности в воспитании в 4 5 и 6 лет

Трудности в воспитании возникают тогда, когда родители не знают особенности детского поведения и постоянно требуют от ребенка определенных действий, достижений, не учитывают его личное мнение, не позволяют самостоятельно принимать решение, не слушают, постоянно критикуют, ругают и унижают.

В таком случае девочка или мальчик полностью закрываются, перестают доверять родителям, делают все наперекор и показывают свой характер, плохо учатся в школе, дальше проблемы во взрослой жизни.

Чтобы избежать трудностей в воспитании, нужно начинать применять методы психологии, прежде всего, стоит научиться вежливо просить, а не приказывать и требовать, правильно реагировать на истерики, развивать личность.

Подросший малыш стал таким любознательным, без конца задает разнообразные вопросы, интересуется окружающим миром и впитывает, как губка, все, что видит и слышит дома. Именно поэтому нельзя недооценивать важность родительских поступков и слов, ведь ребенок прекрасно все понимает. Более того, однажды невзначай сказанное слово может надолго отпечататься в сознании крохи, и его поведение способно круто измениться не в лучшую сторону. Давайте обсудим.

Как воспитывать ребенка в 4 года

В первую очередь, следует понять, что малыш вырос, и давно имеет право на собственное мнение. Не следует постоянно указывать ребенку, что и как делать: есть риск получить негативную обратную связь. Даже если вы уверены, что знаете, как лучше, позвольте сыну или дочери высказать свою точку зрения или сделать так, как им кажется правильным (безусловно, если это не угрожает их безопасности). Именно так вы подаете сигнал, что доверяете им, уважаете, воспринимаете как равных. Впоследствии, вы поймете, что таким образом воспитываете в ребенке самостоятельность и ответственность за свои поступки. К слову, дети очень чувствительны к позиции «свысока», и всеми силами стараются изменить ситуацию

Как правильно вести себя с ребенком 4 лет

  • не стесняйтесь показывать, что любите и не зависимо ни от чего принимаете его. Безусловное принятие означает отсутствие оценок типа «я буду любить тебя, если ты будешь послушным/хорошим/поможешь мне и т.д.». Любовь - независимое чувство, и не должно базироваться на получении чего-то взамен. Транслируя подобное поведение, вы показываете ребенку, что он должен заслужить вашу любовь, и его самооценка и уверенность в себе падают;
  • дайте свободу выбора своему крохе, постепенно расширяя границы его возможностей. Согласно открытию Л.С. Выготского, это расширение происходит за счет первоначального взаимодействия со взрослым, который показывает, как надо («зона ближайшего развития»). Постепенно передавайте ведущую роль малышу, и очень скоро он справится с новым делом самостоятельно;
  • не забывайте интересоваться мнением ребенка по вопросам, к которым он имеет непосредственное отношение. Спрашивайте, что он хочет на завтрак, в какой одежде планирует отправиться на прогулку, чем хочет заняться. При этом сами предлагайте выбор, так ему будет легче сориентироваться в своих желаниях;
  • хвалите за каждое доброе дело или намерение. Не бойтесь избаловать крошку, он так нуждается в вашем одобрении для укрепления собственного «я»;
  • устраивать совместные игры и в процессе передавать малышу новые знания и навыки;
  • если случается проступок, осуждайте именно его, а не самого ребенка («Я так огорчена, что ты не хочешь убирать свои игрушки, обычно ты такой аккуратный»);
  • сравнивайте своих детей только с ними самими, но в более раннем возрасте. Воздержитесь от критики и сравнения с другими, это не способствует формированию позитивной самооценки;
  • обнимайте, целуйте и не отказывайте в ласке, в особенности, когда малыш этого просит. Так он убеждается, что он в безопасности, его любят и он хороший.

Как заставить четырехлетнего ребенка слушаться?

Часто родители задают этот вопрос, и здесь тоже есть несколько советов:

  • подойдите к ребенку;
  • присядьте рядом или возьмите малыша на руки. Не ведите разговор свысока, так вы не получите желаемого контакта;
  • прикоснитесь к ребенку: положите руку на плечо, погладьте по голове. Это будет своеобразным сигналом, что пора отвлечься от своих дел и послушать маму или папу;
  • теперь ребенок готов слушать, можете произнести свою просьбу. Сделайте это примерно в так: «Я вижу, ты очень занят, тебе так интересно играть! Но время обедать, давай ты ненадолго прервешься. Я понимаю, тебе хочется продолжить игру. Ты обязательно к ней вернешься после обеда, и я могу составить тебе компанию, если захочешь». Ключевая фраза - «я тебя понимаю». Ребенок должен чувствовать, что вы на его стороне и знаете, что он испытывает. Этот прием располагает к себе и рождает доверие.

Если вы регулярно не можете найти общий язык со своим чадом, возможно, стоит поработать над родительским авторитетом. Это значит, что ваши слова и действия не должны противоречить друг другу и вызывать у ребенка сомнений. Вы - лучший ориентир и пример для своего малыша.

Как воспитывать четырехлетнего мальчика

Отдельное внимание стоит уделить вопросу воспитания мальчиков 4 лет. В это время важное место в их жизни занимает отец. Именно он знакомит сына с мужской ролью и показывает, как вести себя в обществе. Чтобы маленький мальчик развивался гармонично, папе следует регулярно проводить с ним время. Найдите совместное увлечение, выбирайтесь на прогулки только вдвоем, учите малыша настоящим мужским делам (что-то чините, стройте, затевайте ролевые игры и смело защищайте слабых). Даже при минимальном, но систематическом мужском общении проблема, как воспитывать мальчика в 4 года, не появится.

Распорядок дня ребенка в 4 года

Режим дня в большей степени зависит от того, ходит ли малыш в детский сад. Если да, то здесь все понятно и четко. Давайте рассмотрим пример правильного распорядка дня для ребенка 4 лет дома:

  • 7-8 утра - крошка просыпается, одевается и идет умываться
  • 9:00 - завтрак
  • до 11:00 -игры
  • с 11 до 13 часов - прогулка
  • 13:30 - обед
  • 14-15:30 - дневной сон
  • 16:00 - полдник
  • до 19:00 - игры
  • 19:00 - ужин
  • до 20:00 - игры
  • 20-21 - вечерние ритуалы (банные процедуры, тихие игры, чтение книги, легкий перекус)
  • 21:30 - спокойной ночи, малыши!

Естественно, в каждой семье вопрос, как приучить ребенка четырех лет к режиму, решается индивидуально, и время занятий может варьироваться, но четкий график обязателен. Так ребенок чувствует себя спокойно и уверенно, потому что знает, что его ждет в тот или иной момент дня.
Надеемся, наши рекомендации помогут вам в воспитании счастливого и жизнерадостного малыша!

Данный период возрастного развития является очень важным. Именно сейчас закладываются основы характера малыша. Следовательно, правильное воспитание имеет свои особенности, которыми не надо пренебрегать. Очень важно найти правильный подход к ребенку. Психология воспитания мальчика в 4 года рекомендует не отдавать его в детский сад, не искать ему няню. Заниматься ребенком в этом возрасте должны сами родители.

Как правильно воспитывать мальчиков 4 лет?

Правильно воспитывать ребенка в 4 года надо смещая равновесие в сторону умственной активности. Прыгать, бегать становится уже не интересно, хочется заняться чем – то более спокойным. В этом возрасте детей привлекает рисование, изготовление поделок из различного природного материала. Такой интерес следует поощрять. Подобные занятия развивают усидчивость.

Кружки. В плане физического воспитания подошло время, когда можно отдавать малыша в спортивную секцию. Обязательны также ежедневные прогулки. Они способствуют развитию крупной моторики, укреплению иммунитета.

Чтение. Показывайте ребенку буквы, учите его читать. Делать это лучше в форме игры. Для развития простых математических действий можно использовать игрушки. Развивайте любовь к книгам, полезно чтение сказок для развития воображения. Рекомендуется организовывать мини театр: бумажные или тряпочные куклы из носков - отличное решение.

Знания. Воспитание мальчика в 4-5 лет отмечает пробуждение любознательности. Постоянно звучат бесконечные «почему». Взрослые не должны терять терпение. Надо спокойно отвечать на все вопросы, объяснять непонятное. Лишние подробности, при этом, можно опускать.

Детский сад. Если у мальчика появляются проблемы с адаптацией в детском коллективе, помогите. Найдите сначала причины, затем аккуратно их устраняйте. Учите сына общению с детьми.

Эмоции. Воспитывать мальчика 4-5 лет сложно за счет появления новых эмоций. Малыш начинает обижаться, раздражаться, испытывать стыд, печаль. Он не всегда умеет справляться с новыми чувствами. Не знает, как себя вести. Объясняйте ребенку, что в таких ситуациях лучше использовать слова, а не действия.

Хвалите, ругайте, наказывайте. Малыш нуждается в одобрении его поступков. Он еще больше будет проявлять старания, если видит, что за него радуются родители. Ругайте только по делу. Делайте замечания в понятной для крохи форме. Говорите малышу, что любите, даже когда его поведение оставляет желать лучшего.

Воспитание играми

Когда сыну исполняется 4 года, мама с папой задумываются над выбором игрушек. Они должны развивать любознательность, формироваться личные предпочтения.

Воспитывать 4 летнего мальчика можно, прибегая к ролевым играм.

Учите сына играть «в стройку», «в пожарника». Это даст ему базовое представление, чем занимаются мужчины. Именно их роль он будет исполнять в играх.

В данном возрасте важно уделять внимание развитию мелкой моторики:

  • придумайте игры с карандашами, пластилином, ножницами;
  • расскажите малышу сказку, где надо разложить зернышки по тарелочкам. Пусть ребенок исполнит эту роль;
  • можно устроить соревнование между членами семьи. Это будет способствовать развитию лидерских задатков у малыша.

Летом чаще выходите играть в песочницу. Стройте замки. У мальчика будет развиваться фантазия, воображение, образное мышление. Мастерите с ним фигурки, наделяйте их именами, разными качествами, придумывайте вместе истории с их участием.

Воспитывать 4-х летнего мальчика надо, формируя его логическое мышление. Используйте для этих целей детское домино, разные головоломки. В любом магазине в отделе детских игрушек сегодня достаточно материала.

Главным участником игры должен выступать малыш. Он обязан принимать решение, думать, искать выход из сложившейся ситуации.

Выбор игрушек для мальчиков

Во что бы ни играл малыш, игрушка, по-прежнему, будет занимать лидирующие позиции. Вопрос заключается в правильности ее выбора.

Как правило, родители считают, что воспитывать мальчика четырех лет надо, покупая ему пистолеты, самолеты, машинки. Мамы и папы отметают всякую идею кукол. Когда заметили, что сын играет с куклой, наступает немой шок. Такой испуг совершенно напрасен.

В данном возрасте у малыша появляется интерес к другим детям, он учится с ними общаться. Живым примером тому является кукла. Вначале это может быть неваляшка, затем пожарник, летчик, водитель, полицейский. Кукла не может помешать развитию мужественности, смелости. Скорее наоборот. Вспомните любимых всеми поколениями детей роботов. Их подвиги восхищали малышей, развивали храбрость, отвагу.

Когда игрушка исчерпывает свой интерес, мальчик ставит ее на полку. Он идет дальше в своем развитии. В его жизни появляются разные конструкторы. Пытливый ум ищет что – то новое.

Правильно воспитывать мальчика 4 лет означает:

  • не устраивать ему необоснованных запретов;
  • участвовать вместе с ним в выборе игрушек;
  • незаметно подсказывать, не навязывая своего мнения.

Основная задача родителей в воспитании четырехлетнего сына заключается в расширении его кругозора. Не препятствуйте познанию нового. Учите общению с детьми, благодарению за помощь, подарки.

Помогайте развитию артистических способностей. Малыши в этом возрасте с удовольствием поют песни, танцуют, читают стихи на публику. Воспитание мальчика 4-х лет предполагает большее участие папы в этом процессе, однако, маме не надо самоустраняться.

Психологи отмечают в этом возрасте рост желания познать все. У детей расширяется воображение, коммуникация становится активнее. Развитие малыша происходит быстро, и задачей родителей считается придать ему правильное направление.

  1. развивайте ребенка, как личность. Объясняйте ему, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, можно и нельзя;
  2. поощряйте проявление эмоций, объясните, как правильно их выражать;
  3. имейте терпение и снисходительность к шумным поступкам. Не стоит сдерживать поведение ребенка (в границах разумного), но и учить быть сдержанным;
  4. воспитание ребенка в 4 года предполагает обучение его сочувствию. Малыш должен понимать чувства других детей, правильно на них реагировать;
  5. соблюдайте последовательность. Когда сказали «нет», придерживайтесь этого запрета, не меняйте его быстро на согласие. В противном случае попадете под влияние малыша;
  6. повторяйте наставления по несколько раз. Дети в этом возрасте не отличаются внимательностью. Они могут услышать, тут же забыть. В таких случаях нужны многократные повторения;
  7. ограничивать воображение нельзя. Малыш придумывает разные истории, фантазирует. Порой его выдумки кажутся глупыми. Можете вносить свои коррективы, но не убивайте просыпающееся воображение;
  8. чаще смейтесь вместе. Читайте малышу смешные истории, сказки;
  9. учите ребенка быть общительным. Знакомьте его со сверстниками. Организовывайте их совместные игры. В процессе игры они удовлетворяют жажду познания, растут их коммуникативные навыки;
  10. не настаивайте на длительном выполнении чего – либо. Ребенок не обладает в этом возрасте большой усидчивостью.

Истерики. Проявляйте правильную реакцию на истерику малыша. Воспитывать мальчика 4 лет трудно, он начинает экспериментировать над родителями, закатывая ложные истерики. Малыш наблюдает за реакцией взрослых. Подождите, пока он успокоится, затем побеседуйте с ним.


У трёхлетнего ребёнка уже начинает формироваться личность. Особенности поведения детей и их психология в этот период обозначается термином «кризис трёхлетнего возраста». Воспитание трёхлетки требует от родителей особого терпения и внимания. Специфика его воспитания не предполагает использование излишней строгости и обилия запретов, иначе и сам ребёнок, повзрослев, станет слишком капризным, требовательным и педантичным. Малыша нельзя унижать и бить, но следует давать ему почувствовать равенство со взрослыми.

Почему в три года дети не слушаются?

Для выбора правильной тактики воспитания нужно понять, что стоит за дурным поведением малыша. При этом стоит отмести любые гендерные отличия в поведении, поскольку их в этом возрасте просто не существует, а причины непослушания примерно одни и те же. Психологи используют понятие «фрустрация», обозначающее такое психическое состояние, когда все желания человека в полном объёме не могут быть удовлетворены. Ребёнок постепенно понимает, что не всё может получаться по его желанию, многое ему недоступно, чему-то он вынужден подчиняться, и так постепенно взрослеет.
Каждый чуткий, наблюдательный родитель прекрасно понимает своё чадо и знает, когда малыш капризничает просто потому, что хочет добиться удовлетворения своего желания, а когда причиной непослушания является нечто другое: проблемы в детском саду, которые малыш боится раскрыть перед родителями, недомогание и т. д.
Вот основные причины, по которым 3-4 годовалые дети себя плохо ведут:

  • Борьба за родительское внимание.
  • Попытка малыша самоутвердиться, как противодействие слишком плотной родительской опеке. Уже двухлетние малыши стремятся к самостоятельности, о чём свидетельствует их беспрерывный лепет «я сам». Родители из лучших чувств пытаются ему навязать собственную точку зрения. Эту критику ребёнок воспринимает «в штыки» и стремится противодействовать ей своим непослушанием.
  • Желание отомстить . Встречаются такие ситуации, когда родители, часто даже не желая того, причиняют малышу страдания (мама заставила доедать нелюбимую кашу, да ещё спрятала любимую игрушку малыша).
  • Утрата веры в собственные силы. Когда малыш в чём-то отчаивается или разочаровывается, то его поведение может стать неадекватным.

Что кроется за родительскими запретами?

Запрет можно сравнить со своеобразной границей, устанавливаемой перед малышом для его же защиты. Запреты играют важную воспитательную роль, помогая формированию у детей восприятия действительности. Они должны научиться понимать, что есть моменты, когда нужно прекратить капризничать, что можно и нельзя делать, и как достойно вести себя среди людей. Понятно, что запреты родителей все дети не слишком-то любят, реагируют на них раздражением, протестом, обидой, злостью. Однако нужно проявлять твёрдость, зная, что психологически они важны для верного воспитания. Парадокс, но и благодаря запретам ребёнок ощущает родительскую заботу, что его успокаивает и дисциплинирует.
В современном обществе часто встречаются ситуации, когда воспитанные при большом числе запретов родители, воспитывая своих детей, пытаются абсолютно всё им разрешать. Другой распространённой ошибкой является противоположное явление, когда родители запрещают малышам слишком многое, чуть ли не всё. В этих условиях вырастает нерешительный, робкий, несмелый ребёнок, поскольку у него сформировался поведенческий стереотип - получать одобрение родителей на любой «чих». Чтобы при воспитании малыша избежать подобных проблем, родителям следует самим усвоить, что каждый запрет должен иметь причину и мотивировку. Ведь ребёнку должно быть понятно, почему нельзя поступать так в определённой ситуации, и какие последствия его поступок может вызвать.
Исходя из причин, все запреты можно поделить на неосознанные и осознанные.

«Человек»… Слово не только звучит гордо, но и для общества, коллектива имеет большое значение. Воспитательная роль отводится (по до...

Осознанные запреты

  • К осознанным можно причислить те запреты, которыми старшие стремятся защитить от чего-либо ребёнка. Например, чтобы не было ангины, мама запретила есть мороженое.
  • Сюда же относятся запреты, развивающие, по мнению родителей, у детей дисциплину, поскольку без них форма воспитания оказывается незавершённой (возникает баловство, вседозволенность, капризы и т. д.).

Неосознанные запреты

У неосознанных запретов первопричины часто кроются в прошлом и более сложны. Привычка также может быть причиной неосознанных запретов.

  • Многие мамы и папы продолжают использовать те же методы воспитания, что и их родители, которые в своё время многое им запрещали. Поэтому и теперь они по инерции запрещают то же своим детям.
  • К этому может примешиваться доля зависти к молодому поколению: если это было недоступно нам в нашем детстве, то и вам это незачем иметь.
  • Часто за запретами скрываются переживания и эмоции родителей, их раздражения и обиды. Тогда запрет выступает как наказание: «Раз ты не сделал, как я велел, то тогда и новой игрушки не получишь!».
  • К запретам может приводить и тревога родителей, особенно когда они стремятся окружить ребёнка излишней заботой, только бы с ним ничего не случилось!

Но запрещая 3-4-летнему малышу что-либо осуждающим тоном, родители делают большую ошибку, поскольку в это время ребёнок чувствует только досаду, стыд, чувство вины. Такие эмоции лишь негативно скажутся на его воспитании.

Психология воспитания 3-4-летних детей

Для выбора правильного вектора воспитания трех-четырехлеток нужно учесть ключевые моменты их развития в этот период. В это время пробуждается любознательность, и сыплются бесконечные «почему?», способные вывести из себя любого взрослого. Но на все его вопросы нужно отвечать конкретно, не вдаваясь в подробности. Если взрослый сам не знает ответа, то можно не стесняясь так об этом и сказать малышу, пообещав в скором времени отыскать ответ.
Если ребёнок пошёл в детский сад, и там у него возникли трудности с адаптацией, то взрослые должны помочь ему преодолеть их. Вначале нужно выяснить причину (стеснение, застенчивость, ревность), после чего выбрать тактику правильного общения со сверстниками - делиться ли с ними игрушками или, наоборот, постоять за себя. Если проблему решить не удаётся, и она становится глубже, то следует обратиться к детскому психологу.
Психология семейного воспитания трех-четырехлеток должна учитывать те изменения, которые претерпевает детская психика в процессе взросления. У ребёнка появляются новые чувства: стыд, обида, раздражение, печаль, с которыми он не может самостоятельно справиться, отчего и случается, что он плохо себя ведёт. В такие моменты малыша важно поддержать, объясняя ему, что все его переживания абсолютно нормальны. До малыша нужно донести, что свои чувства уместнее выражать словами, а не дурным поведением. Ребёнка нужно чаще хвалить, поскольку он остро ощущает недостаток похвалы. Наказывать же его следует только по делу и так, чтобы он знал за что. Похвалить его можно за большое усердие и достижения в каком-либо деле. Даже если поведение ребёнка не радует, ему всегда нужно говорить о том, что он любим.

Детская и подростковая психология - это не только удел специалистов. Это волшебный ключик к замку, он приоткрывает двери в мир детской души &nda ...

Особенности воспитания детей по их темпераменту

Родители в какой-то момент иногда замечают, что на одни и те же события дети могут по-разному отреагировать: одни замечания выслушивают спокойно, другие начинают ещё больше баловаться и шалить, а есть и такие, которые устраивают настоящие истерики и бурю непослушания. Поэтому ко всем детям нельзя механически применять один и тот же воспитательный подход, поскольку у каждого малыша свой темперамент. С учётом типа темперамента можно подобрать ключик к любому, даже самому непослушному малышу. Если 3-4-летнего малыша воспитывать неправильно, не учитывать его темперамент, то можно не только встретить непослушание и проблемы, но в будущем его личность может полностью деградировать.
Когда ребёнка часто ругают и даже бьют, то вырастая и становясь взрослым, он часто оказывается подверженным нехорошим зависимостям (никотиновой, алкогольной, наркотической). Такие люди имеют проблемы общения как со сверстниками, так и с людьми других возрастов.
Психологи различают 4 типа темперамента характера:

  • холерики;
  • сангвиники;
  • флегматики;
  • меланхолики.

Практически ни один реальный характер не подпадает исключительно под какой-либо тип темперамента, гораздо чаще встречаются их сочетания в разных пропорциях. Доминирование того или иного типа темперамента определяется вариантом родительского общения с ребёнком. Малыши с различным темпераментом по-разному реагируют на сходные ситуации, что особенно ярко проявляется в случаях каких-либо отказов.

Дети-сангвиники

Проще всего воспитывать сангвиников, у которых чаще всего хорошее настроение. У детей-сангвиников можно отметить следующие черты:

  • отсутствуют перепады настроения, и даже расстроенный малыш не повалится на пол, не будет реветь и колотить ногами;
  • сангвиники подвижны, всегда нацелены с чем-то взаимодействовать, куда-то бежать;
  • у них высокая самооценка и крепкая нервная система;
  • они быстро засыпают, а просыпаются легко, что также характеризует работу их нервной системы.

Но и эти, казалось бы, идеальные дети не лишены недостатков. Так, сангвиники любят схитрить, и если они не хотят чего-то делать, то их почти невозможно заставить.
Родители детей-сангвиников делают ошибку, когда верят своим чадам на слово - так они только будут идти у них на поводу. Если на эти моменты не обращать достаточного внимания, то из ребёнка вполне может вырасти аферист и врун. Чтобы не иметь подобных последствий, родители должны выдерживать линию воспитания, где ребёнок должен выполнять родительские требования. Это следует делать без нотаций и крика, а спокойно. Другая распространённая ошибка родителей юных сангвиников - чрезмерность похвалы . Если избыточно хвалить даже столь уравновешенных детей, имеющих хорошую самооценку, то они могут «схватить звёздочку».

Дети-меланхолики

Меланхолический тип темперамента относится к таким, которые требуют к себе наибольшего внимания. Таких необычайно восприимчивых детей очень легко обидеть и расстроить, а накричать на них - то же самое, что устроить физическую экзекуцию . Для этого типа характерны следующие особенности:

10 1

Что делать, если ребенок дерется с родителями? Как родителям справляться с такой ситуацией? Каковы причины такого поведения? Ответы на эти вопросы вы...

  • быстрая утомляемость;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • повышенная чувствительность.

При воспитании меланхолика грубыми ошибками является публичное порицание и наказание за плохую успеваемость. Для меланхолика само обучение в большом коллективе уже создаёт стрессовую ситуацию, поэтому его главной задачей в детском саду и младших классах школы становится адаптация к своей группе или классу, и только потом идут успехи в освоении учебных дисциплин.

Дети-флегматики

Спокойны и уравновешены флегматики, чьими отличительными чертами являются:

  • медлительность;
  • безэмоциональность;
  • готовность проспать в день 10-12 часов.

При воспитании флегматика ошибками являются пассивное времяпрепровождение вместе с ним и донесение до него требований словесно. Ему лучше всё показывать на собственном примере. Если же его развитием не заниматься активно, то он так и останется «камнем, под который вода не течёт».

Дети-холерики

Холериков можно назвать двигателями прогресса, которым постоянно нужно что-то делать, куда-то бежать, хотя они легко бросают любое дело, не доведя его до конца. Основные черты холериков:

  • подвижность, активность, шумность;
  • эмоциональность;
  • беспокойный сон.

Холерика очень важно правильно воспитать, чтобы он не вырос излишне эмоциональным и даже агрессивным, откуда недалеко и до асоциального поведения. При воспитании детей-холериков, родители часто делают ошибки, проявляя к ним излишнюю опеку и заботу, а также агрессию. Напротив, с холериком нужно себя вести уравновешено, даже, несмотря на то, что он кричит и шалит. Его невозможно подавить, а эффективнее на его капризы реагировать спокойным тоном. Нельзя и потакать его требованиям, а следует навязывать свои жизненные принципы, придерживаться разумных запретов и долгосрочных договорённостей.

4 0