Сказкотерапия в духовно нравственном воспитании школьников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средством сказкотерапии. Методы и приемы сказкотерапии для дошкольников

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Сказкотерапия как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Образовательные программы дошкольных учреждений, хотя и включают смысловой блок, обозначающий нравственные приоритеты, но они в большей степени связаны с ориентацией воспитателей на формирование знаний детей в нравственной сфере. Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практически осваивать и закреплять нравственноэтические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми через все виды деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, ФГОС закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

2 Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Документом, ориентирующим современного педагога в вопросах выбора содержания духовно-нравственного воспитания детей, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятая в сентябре 2009года. Её авторами являются А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» поставлены следующие задачи в сфере личностного развития обучающихся и воспитанников: формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. «Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования».

3 Актуальность данного вопроса обусловлена социальной значимостью духовно-нравственного развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовнонравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в контексте внедрения ФГОС в условиях муниципальной системы дошкольного образования. Проблема нравственного воспитания в дошкольном образовании является объектом научных исследований многих педагогов и психологов. Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, Е.О.Смирновой и др. Использование сказки в психотерапевтических целях изучалось зарубежными и российскими учеными (Д.Бретт, И.В.Добряков, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.Д.Короткова, И.М.Никольская и др.) Широко рассматривается исследуемая проблема и в научных публикациях ученых, педагогов - практиков в журналах «Дошкольное воспитание», «Современный детский сад», «Детский сад от А до Я», и др Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими "недугами". В психологии этот метод работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называется сказкотерапия. Различные авторы, использующие этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д. Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л. П. Стрелкова и др.) указывают, что

4 применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного возраста. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Кроме того, сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева является автором психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия». В практикуме по сказкотерапии Т.Д. Зинкевич Евстигнеевой выделены общие принципы работы со сказками: осознанность, множественность и связь с реальностью. Автор раскрывает приемы использования сказок в психологической, педагогической и воспитательной работе. Особый интерес вызывают рекомендации А.Ю.Капской и Т.Д.Мирончик по использованию сказкотерапии в работе с дошкольниками. Авторы выделяют три взаимосвязанные стороны нравственного развития ребенка: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств и формирование нравственного поведения. Первоначально дошкольники усваивают моральные представления («что такое хорошо» и «что такое плохо»). На основе литературных произведений, примеров из жизни у детей формируются нравственные суждения и оценки. Дети дошкольного возраста способны проявить симпатию (антипатию), сочувствие и переживание другому человеку. Выявленные особенности и приемы использования сказкотерапии в нравственном воспитании дошкольников были учтены при проведении работы со старшими дошкольниками. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает, что сказки всегда поучают, наставляют, они моральны, дидактичны. Учат молодое поколение нормам этики. Те герои сказок, которые не нарушают правил, побеждают, которые нарушают погибают.

5 Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Таким образом, в настоящее время весьма актуальным представляется проведение работы, направленной на разработку комплекса мероприятий с использованием сказкотерапии для нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.


Роль педагогов дошкольного образовательного учреждения в преодолении агрессивного поведения старших дошкольников Ковалева Л.В., старший воспитатель Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее

МАКЕТ «ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ» Данный макет представляет собой шаблон для разработки и написания «Программы воспитания и социализации обучающихся

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Санкт-Петербургский губернаторский физикоматематический лицей 30 «Рассмотрено» Методическим советом ГБОУ СПб ГФМЛ 30 Протокол от 201 г. «Принято»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ ДЕТСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ БЕЛАРУСИ Гуманизация дошкольного образования в республике Беларусь направлена на обновление его содержания и предполагает

Аннотация рабочей программы Основы православной культуры Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»

Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала.

«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Профессиональная компетентность педагогов (материал методического кабинета) В Федеральном

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Мамаева В. А. ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», факультет педагогики и психологии Махачкала, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ФГОС Наружных Е.И., воспитатель МБДОУ ДС 10 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 5» Семинар-практикум для педагогов «Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Социально-коммуникативное развитие дошкольников по ФГОС ДО. Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности: несмотря на изменения в мире, обществе и семье,

О влиянии чтения художественной литературы на развитие дошкольника Облогина О.В., педагог-психолог МБДОУ «Мишутка» «Чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 30» Центрального района г. Барнаула КОНСУЛЬТАТИВНО-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «Сказка как средство развития

Информационно-методический центр Педагогическая концепция воспитателя МДОУ д/с 6 г. Рассказово Медведевой Таисии Ивановны Тема: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста» Рассказово 2010г.

Факторы развития эмоциональной сферы дошкольника Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, детерминанты развития, деятельность. Эмоции играют важную роль в жизни человека. В дошкольном возрасте идет

ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Для чего нужны нам сказки?» Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка

Савинова Людмила Юрьевна ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Статья посвящена описанию основных акцентов в подготовке будущих педагогов начальной

Лушкова Оксана Николаевна воспитатель Д/С 19 «Зоренька» СП ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» магистрант Высшая школа психологии и педагогического образования

Консультация для родителей Источник: 1. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста./ - Ростов н/д: Феникс. 2005. 304с. 2. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого

Иванова Е. В. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и подростков // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Грушева О.А. Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета, г. Рубцовск В данной статье рассматриваются такие понятия как: самосознание,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Мастер-класс для педагогов Тема: «Развитие социального интеллекта посредством сюжетно-ролевой игры у дошкольников»

Гарант дисциплины: Файзуллина Л. Р., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования Сибайского института (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности обучающихся 5-7 классов МБУ СОШ 81 г.о. Тольятти на 2015-2016 учебный год В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Личностные результаты формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России,

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ Смирнова Виктория Викторовна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» г. Великие Луки, Псковская

Аннотации к рабочим программам педагогов МКДОУ «Детский сад 3 п.теплое». Рабочие программы нормативно управленческие документы МКДОУ «Детский сада 3 п. Теплое», характеризующие систему организации образовательной

Березникова Татьяна Васильевна, Воспитатель, МБДОУ 127, г. Мурманск МИНИ-МУЗЕЙ «РОДНОЙ КРАЙ» В ДЕТСКОМ САДУ (из опыта работы) В современном обществе музеи являются хранителями духовного опыта человечества.

Пояснительная записка Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно- нравственное направление) составлена в соответствии с требованием ФГОС НОО (от 6 октября 2009 г.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Филатова Татьяна Геннадьевна заместитель директора по УВР ГБСКОУ АО «СКОШИ 1 2 вида» г. Астрахань, Астраханская область РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Роль ДОУ в воспитание духовно- нравственного облика детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи средствами искусства. Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

УДК 159.92 АКТИВНАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ОДНА ИЗ МНОЖЕСТВА ВОЗМОЖНОСТЕЙ Евсеева М. Г., Донецкий областной институт последипломного образования педагогов, г. Донецк

ЧАСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» (ЧОО ВО СПИ) КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ АННОТАЦИЯ к рабочей программе модуля «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ

МКДОУ «Малиновский детский сад» Доклад на родительское собрание «Социальное развитие (социализация) детей дошкольного возраста» Приготовила: старший воспитатель З.В. Шмакова Ачинский район п. Малиновка

Духовно-нравственное воспитание методами сказкотерапии.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей интересовала меня еще во времена учебы в институте и даже стала темой дипломной работы. Почему эта тема меня волновала? В наше время, большее внимание уделяется развитию одной сферы - интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать детей, по существу принуждая их к интеллектуальным усилиям, к которым они, часто, не готовы ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития важнее всего питание эмоциональной сферы, развитие чувств, обретение самого себя. Искусственное «выращивание» и « ускоренное развитие» часто приводят к тем же результатам, что и разворачивание бутонов цветов. Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но и сердце и душа, для которых в погоне за знаниями не остается времени.
И педагоги и родители так увлеклись идеями просвещения, что совсем забыли о том, что большинству детей понадобится не сумма голых знаний, а умение создавать, созидать, творить, что в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребенка, без которого все накопленные знания могут оказаться ненужными. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка. Наша система образования, развивающая умение мыслить конкретно и точно, анализировать и выстраивать алгоритмы, стремится к развитию интеллектуальных способностей детей в ущерб развитию и обогащению их чувств. Поэтому, на мой взгляд, необходимы дополнительные занятия во внеурочное время для полноценного и всестороннего развития эмоциональной сферы ребенка, что станет залогом воспитания его чувств, его духовной сферы.
После учебы, устроившись на работу в школу- интернат для детей с отклонениями в развитии, я продолжила работу по этой теме, обогатив накопленный материал новыми знаниями, расширив их в соответствии со спецификой своей работы. Дети с отклонениями в развитии еще более нуждаются в развитии чувств и эмоций. Например, у детей с нарушениями зрения или полным его отсутствием, недостаточно сформированы представления об окружающем мире, и в этой ситуации, необходима параллельная работа по развитию предметных представлений, а также развитию чувств и эмоций, которые сопутствуют изучаемому предмету или явлению. Необходимо также научить незрячего ребенка находить верное телесное выражение различным чувствам, эмоциям, состояниям, правильно использовать выразительные средства общения для того, чтобы он мог полноценно общаться с другими людьми.
Вся моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы создать условия для полноценного развития личности. Обучая детей мыслить логически, давая им определенные знания и опыт, я оставляю время на то, чтобы дети могли погрузиться в мир красок, форм, образов, ощутить красоту и мелодичность музыки, увидеть совершенство природы, познать глубину истинных человеческих чувств. Как же научить детей « смотреть сердцем»? Ведь ребенок может понять другого человека, и тем более СОпереживать, СОстрадать, СОчувствовать ему только тогда, когда научится распознавать, называть свои собственные чувства и владеть ими. Как научить детей тонко чувствовать друг друга, накопить опыт взаимочувствования? В этом мне помогают занятия по сказкотерапии. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем, таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.
В сказках несложно найти простые общечеловеческие ценности – что добрым быть лучше, чем злым, щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце концов бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Может быть, многие из этих ценностей кто-то сочтет устаревшими для нашего мира, но как же сложно и грустно жить в мире обмана и зла. И тут сказки дают нам путеводную нить, лучик света, ведущий к надежде, что это – не навсегда, время трудностей пройдет, зло будет наказано. Сказка отражает культурное наследие человечества, веками отсеивая наносное, неважное и бережно храня крупицы истинно ценного, она способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребенка, помогает ему взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию, эмпатии. На своих занятиях я использую методы арттерапии, игротерапии, куклотерапии и др. В качестве примера привожу одно из моих занятий по сказкотерапии « В гостях у сказки».

Тема: « Милосердие и сострадание»
Цель: раскрыть понятия сострадания и милосердия, показать разницу между созерцательной добротой и активным, самоотверженно действующим добром.

Задачи:
-активизация самостоятельной познавательной активности детей;
- создание условий для улучшения выразительных средств общения детей: мимики, пластики, речи.
- дать возможность задуматься о природе человеческой привлекательности, научиться преодолевать барьеры в общении;
- продолжить формирование эмпатических реакций детей, а также оказать влияние на процесс развития эмоциональной сферы и творческих способностей школьников;
- создать условия психологического комфорта для снятия психического напряжения;

Оборудование:
- методическое пособие « Философия для детей в сказках и рассказах» М. А. Андрианов. Минск: Современная школа, 2010.
-Видео и аудио материал для использования на интерактивной доске (классическая музыка или музыкальная заставка « В гостях у сказки», видео- сюжеты « Сказки»)
- карандаши, фломастеры, альбомные листы;
- накидки серого и белого цвета, листочки из бумаги, волшебная палочка (для инсценирования)

Методы:
Педагогические: методы формирования и коррекции сознания личности в деятельности, методы стимулирования.
Психологические: методы эмоционального и рационального воздействия на ребенка.

Мероприятие рассчитано на 40 минут.

Подготовительный этап. Настрой на совместную работу. (4 минуты)
Методы: двигательные ритмы, подвижная игра.
-Добрый день ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказок. Но чтобы там оказаться, нам надо проделать путь, на котором будут встречаться разные препятствия. Их нужно преодолеть, а поможет нам Дружба! Вы готовы?(ответы детей)
Встаньте друг за другом. Сейчас вы « змейкой» пойдете по воображаемой тропинке. Итак, в путь! (звучит музыка, на интерактивной доске демонстрируются видео- сюжеты).Перед нами первое препятствие: тропинку залила вода и нам надо пройти по камням, чтобы не намочить ножки (дети изображают, как они прыгают с камня на камень). А теперь над тропинкой нависли ветви деревьев, и нужно низко нагнуться, чтобы пройти дальше (дети нагибаются, идут на корточках).Слышите шум? Это пролетает сказочный дракон, нам надо спрятаться, сделайте вот так: поставьте руки «домиком» над головой и присядьте (дети делают руками «домик» и приседают). А вот и сказочная страна! Произнесем волшебные слова (дети произносят: « В гости к сказке мы пришли! Сказка, мудрости нас научи!»). Ребята, мы оказались в сказочной стране. Садитесь на волшебные стульчики и слушайте сказку.
Основной этап.
Чтение сказки « Два облачка» из книги «Философия для детей в сказках и рассказах»
М. А. Андрианова. Минск: Современная школа, 2010.
Обсуждение сказки. (7- 8 минут)
Методы: проблемно-поисковый, убеждение (словесное воздействие на разум, чувства, эмоции);
Цель: раскрыть суть понятий милосердия и сострадания.
-Ребята, вам понравилась сказка? Почему? (ответы детей)
-Что можно сказать об облаках, какие они были, добрые или злые? (Добрые) Почему? (-Жалели, сострадали).
- Какое облако вам понравилось больше? Почему? (ответы детей)
- Вы верно заметили, что Белое облако, как и серое облако было добрым, т.к. оно жалело деревце, сострадало ему, но бывает одного сострадания мало для того, чтобы помочь. Вы со мной согласны?(ответы детей)
- А как поступило серое облако? (ответы)
- Такой поступок называют милосердным. Когда не только жалеют, но и оказывают помощь.
- Произнесите слово: СОСТРАДАНИЕ, из каких слов оно состоит? (совместное страдание) Что вы чувствуете? (боль)
- Произнесите слово: МИЛОСЕРДИЕ, из каких слов оно состоит? (милое сердце)
- Что вы почувствовали? (радость)
- Как вы думаете. Что труднее сострадать или поступать милосердно? Почему7
- Представьте: у вас беда, вы хотите чтобы вас только пожалели или чтобы вам помогли
исправить ситуацию, изменить все к лучшему? (ответы)
Рефлексия: Ребята, а у вас в жизни были ситуации, когда к вам, или вы, проявляли сострадание или милосердие? (ответы) Какие чувства вы испытывали?(ответы)

Метод: театрализованная игра. (5 минут)
Цель: улучшить и активизировать выразительные средства общения: мимику, пластику, речь; научить находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Ребята, а сейчас давайте попробуем превратиться в наших героев.
- Превращаемся в засыхающее деревце, которому очень нужна помощь. Какой у вас будет голос? Выражение лица? Движения ваших рук- ветвей? Изобразите мимикой, жестами, голосом, как оно засыхает. Что вы чувствуете? (боль, страдание, усталость)
- Превращаемся в белое облачко, проявим сострадание и пожалеем деревце. Какое у нас будет выражение лица? Голос? Движения? Изобразите.
Что вы почувствовали? (жалость, печаль, слезы дрожат в голосе).
А теперь превратимся в серое облачко, проявим милосердие и пожалеем засыхающее деревце. Что вы ему скажете? Каким голосом? Изобразите.
- Какие чувства вы испытали? (жалость и радость от возможности помочь).
- Ребята, вспомните сказку о горячем и холодном сердце и скажите, какое сердце было у белого облака? (теплое).
- А у серого облачка? (горячее)
- Ребята, а с каким облачком вы хотели бы подружиться? Почему? (ответы)

Метод: моделирование ситуации и инсценирование сказки. (8 минут)
Цель: развитие творческих способностей детей, умения адекватно выражать свои чувства и эмоции, учиться тонко чувствовать друг друга.

Ребята, давайте проиграем нашу сказку и попробуем изменить ее конец. Вы согласны?
- Вспомните, что нам надо сделать, чтобы жалостливое, сострадательное белое облако проявило милосердие? Кто помнит волшебный способ? (Ответы)
- Вы правы, надо чтобы КРАСОТА милосердного поступка серого облака ЗАЖГЛА СЕРДЦЕ белого облака и тогда они ВМЕСТЕ ПОМОГУТ засыхающему деревцу.
Распределим роли и проиграем сказку.
- Кто будет исполнять роли облаков? Дерева? Красоты?
Инсценирование сказки.
- Облака, что вы почувствовали проявляя милосердие? (радость) Почему? (деревце ожило)
- Дерево, что ты почувствовало, когда к тебе проявили милосердие и спасли тебя?(радость и счастье)
- Красота, что ты чувствовала, когда зажигала сердце белого облака? (радость от своего могущества)

Тренинг.(4 минуты)
Методы: упражнение, поощрение.
Цель: формирование эмпатических реакций ребенка, развитие умений преодолевать барьеры в общении.

Ребята, а сейчас мы узнаем, как в повседневной жизни вы можете проявить сострадание и милосердие. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать.
- Ваш друг получил плохую отметку, как поступите вы? (ответы)

- Ваша мама пришла домой очень усталая, а дома много дел, как поступите вы? (ответы)
- Это поступок милосердный? Почему?(ответы)
- Ваш маленький братик или сестричка очень хочет гулять, но не может сам одеться, как поступите вы? (ответы)
- Это поступок милосердный? Почему?(ответы)
- Ваш одноклассник потерял карандаши, а он очень любит рисовать, как поступите вы?
(ответы)
- Это поступок милосердный? Почему?(ответы)
- Придя в лес вы увидели, что кто-то оставил мусор, как поступите вы? (ответы)
- Это поступок милосердный? Почему?(ответы)
Молодцы, вы хорошо справились с заданием, это говорит о том, что у вас сострадательные и милосердные сердца.

Метод: иллюстрирование. (5-6 минут)
Цель: закрепить полученный эмоциональный опыт в образах, различных цветовых решениях, сюжетах.

Ребята, а сейчас возьмите карандаши и бумагу и нарисуйте рисунок- иллюстрацию к этой сказке. Какие цвета вы выберете? Кого из персонажей изобразите? Почему? (ответы)
Какие красивые получились рисунки!

Итог. Рефлексия. Ритуал выхода из сказки.(5 минут)
- Чему же нас научила сказка? (ответы)
- Кого называют сострадательным человеком? (человека, который в трудную минуту может пожалеть и посочувствовать другому. Сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с тем, кому плохо, старается его утешить, успокоить.)
- Кого называют милосердным человеком? (человека, который не только жалеет, но и готов прийти на помощь, может многое простить другому, старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто попал в беду.)
- Ребята, как вы думаете, эти качества нам пригодятся в жизни? (ответы)
- Что вам понравилось больше: проявлять сострадание или милосердие? Почему? (ответы)
Ребята, наше сказочное время истекло, нам надо возвращаться домой.
Встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза, представьте, что мы летим на сказочном ковре- самолете (звучит музыка) Скажем волшебные слова: « Сказка, сказка нам пора! Мы возьмем с собой все самое важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились! До встречи, сказка!» Откройте глаза, вот мы и дома.
- Вам понравилось наше путешествие? Что особенно понравилось? Почему? (ответы)
До свидания.

Развивайте в детях « душевные дары»: душевную щедрость, умение откликаться на нужды людей, дар чуткости, дар внимания, умение заботиться о своих близких, а поможет вам опыт тысячелетий, накопленный в сказках, которые помогают детям усвоить жизненные правила: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом", что «безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать». А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества.

Хижняк Надежда Николаевна
Воспитатель школы- интерната 3-4 вида
г. Армавира.

Наталья Дергунова
Проект «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Современное общество требует появления нового человека как гражданина, что неизбежно влечет за собой изменение духовно- нравственных ориентиров, идеалов содержания всех форм общественного сознания.

Нравственность человека - это освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.

В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

Нравственное воспитание должно занимать важное место в формировании здоровой, целостной, гармоничной личности, основы которой начинают формироваться уже с самого малого возраста. Ребенок не является пассивным объектом формирования условиями окружающей действительности и ее влиянием. Он способен делать свой собственный выбор, соглашаться с тем, что нравится и отвергать то, что ему чуждо.

Ребенок рождается не моральным и не нравственным существом, находится некоторое время по ту сторону добра и зла, проявляется естественно, спокойно и непосредственно. Но следует отметить, что в дошкольном возрасте у детей появляется способность к оценке поступков своих и чужих. Он совершает, особенно под влиянием взрослых и сверстников, как неосознанное добро, так и столь же неосознанное, бездумное, иногда жестокое зло. В отношении к праву дошкольники не являются сознательными нарушителями, находятся по ту сторону правовых отношений. Поэтому первая задача педагога заключается в помощи ребенку в дифференциации понятий добро и зло, правильно и неправильно.

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

Исходя из этого, нравственное воспитание в старшем дошкольном возрасте предполагает следующие задачи:

Воспитание любви к Родине;

Воспитание чувства коллективизма;

Воспитание дисциплинированности, культуры поведения;

Воспитание воли и характера;

Воспитание трудолюбия, активности, инициативности, творчества, честности, справедливости, организованности;

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям.

Одним из возможных путей контролируемого и целенаправленного нравственного развития и коррекции является сказка, где за внешней простотой построения стоит глубокий символический смысл. Как считает Яничев П. И. : «Сказка содержит в себе психологические механизмы сопровождения перехода от детского состояния к взрослому».

Сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.

А. С. Пушкин писал о сказке: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

Добрые и злые герои живут в сказочном мире, взаимодействуют друг с другом, при этом они не говорят ребенку - делай как я или, наоборот, - не делай. Ребенок эмоционально сживается с любимыми героями и видит и начинает понимать, что такое добро и зло, хорошо и плохо. Таким образом, сказка воздействует на подсознание ребенка и учит его выбирать благородные чувства, хочет он этого или нет.

Цель данной работы – создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

Задачи:

1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда и т. п.

Работу со сказкой можно по праву назвать самым детским направлением в педагогике и психологии. Язык образов и символов понятен всем. Именно поэтому сказку использовали наши мудрые предки в целях ненавязчивого обучения нравственным нормам.

Вот и наши дети вслед за предками осваивают, что такое хорошо и что такое плохо. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого.

Сказки подсказывают, как себя вести в трудных ситуациях или как не надо себя вести. В ряде народных сказок можно встретиться с определенными педагогическими идеями (понятиями, выводами, рассуждениями).

Какие нравственные качества воспитывает сказка в ребенке?

Можно долго перечислять, т. к. сколько сказок, столько и поучений. Сказка восхваливает доброту, смелость, остроумие, трудолюбие и осуждает хвастовство, зазнайство, наивность; сказка учит уважительному отношению к родителям, семье, учит быть щедрым, упорным, честным, сильным, мудрым и осуждает лень, глупость, жадность, жестокость, ложь.

Таким образом, именно сказка в простой и доступной форме формирует нравственные нормы поведения людей, отношений между ними.

Наш детский сад знакомит дошкольников с лучшими сказками для детей, и на этой основе решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Методы и приемы работы со сказкой

Самое главное в работе со сказками – это то, что сказка обязательно должна подходить ребенку по возрасту.

Основные методы работы со сказкой следующие:

- чтение сказки , т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, мы рассказываем детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми.

- рассказывание , т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

- инсценировка педагогом.

- беседа, обсуждение. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных.

Рисование сказки - это еще одна возможность присвоить сказочную информацию в виде наглядного материала;

- сочинение окончания сказки – это и способ выражения проблем ребенка и пути преодоления;

- постановка или проигрывание сказки – В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

- применение дидактических игр на материале знакомых сказок .

Примерами дидактических игр могут служить игры: "Отгадай мою сказку", "Один начинает - другой продолжает", "Откуда я?" (описание героев, "Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие, "Хорошо - плохо" (оценка поступков героев, "Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков).

Таким образом, рассмотрев вопрос гуманного воспитания дошкольников, мы можем сделать следующие выводы.

У сказки есть несколько положительных сторон.

Во-первых, сказку знают все: «от мала до велика».

Вырастая ребенок не перестает интересоваться сказкой и поэтому он даже не заметит, что взрослые воздействуют на него через сказку.

Во-вторых , читая или слушая сказку, ребенок сам переживает все предполагаемые ситуации, делая для себя выводы, решая вопросы.

В-третьих, сказка представляет собой мощнейшее средство нравственного воспитания. Ребенок учится видеть не только примеры «плохого» и «хорошего» поведения, но и учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, а также учится моделировать ситуации, подвергая анализу личную активность через самоанализ в контексте сказочного сюжета.

Помимо коррекционного воздействия сказка помогает в развитии эмоциональной сферы. «Здоровые» эмоции помогают развиваться «здоровой» личности.

И, конечно же , сказка соответствует детским запросам в волшебстве, тайне и приключениям. А там, где есть интерес, обязательно будет и положительный результат.

Список использованной литературы.

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотреапии (ч. 1)// Школьный психолог. – 2001. - №25. – С. 5-12.

2. Сидорова Л. А. Влияние русских, чувашских и английских народных сказок на нравственное воспитание детей дошкольного возраста// Вестник ЧГПУ. – 2001. – 518. – С. 76-80.

3. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психолгические техники: сказкотерапия. – СПб. :издательство ДНК, 2001. – 152.

4. Круглов Ю. Г. Русские народные сказки. – М. : Просвещение, 1983. – 320с.

Педагогический проект по сказкотерапии «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки») для детей старшей группы.

Тема: «Нравственное воспитание дошкольников сказкой»
Тип проекта: творческий, игровой
Возрастная группа : 5-6 лет
Участники проекта : дети группы, воспитатель группы Селукова Светлана Аркадьевна, родители.
Место реализации: МАДОУ ЦРР - Октябрьский детский сад
Длительность : 1 год
Вид проекта : групповой
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Актуальность.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Цели:
- Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка
- Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
- Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
- Организовывать в семье совместную творческую деятельность.
Задачи.
- Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
Предполагаемый результат:
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственное отношение за свои дела и поступки.

План работы на 2015-2016.

Сентябрь. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое доброта»
2. Сказка «Кто помог Сереже»
3. Русская народная сказка Царевна-лягушка». Просмотр мультфильма.
4. Викторина по сказкам, герои которого обладают данными качествами.
Другие формы работы.
1. Создание многогранного кристалла доброты.
2. Пословица: «Умей обождать»
«Мир не без добрых людей»
3. Беседа «Как мы можем позаботится о старших», «Что значит быть добрым? »,«Дарите людям доброту», «Добро не умрёт, а зло пропадёт».
4. Просмотр мультфильмов «Добро пожаловать», «Как ослик счастье искал», «Сказка про доброго носорога».
5. Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Солнце», «Школа вежливости».
С родителями.
1. Познакомить с целью проектной работы «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»
2.Папка-передвижка «Что такое сказкотерапия»
3. Рисунки добрых дел и создание из них альбома «Поделись добротой своей».

Октябрь. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое гостеприимство»
2. Сказка «Гостеприимная Клава»
3. Инсценировка сказки «Лиса и журавль»
4. Аудиосказка «Как Андрюша гостей встречал»
Другие формы работы.
1. Чтение «Сказка про медведя, который обладал Добродетелями» Захаровская Л.Е. (творческое задание: придумать другой конец сказки), индийской сказки «Два дерева», стихотворений А. Усачева «Если вы собрались в гости», Незваная компания», «Главное правило вежливости», «Приглашение улитке» (рисование по стихотворению) «Если вам не нравится подарок», С.Я. Маршака «Урок вежливости».
2. Знакомство с пословицами «Много гостей - много новостей» «Делай добро и жди добро», «Гость доволен - хозяин рад».
3. Просмотр мультфильмов «Малыш и Карлсон», «Приезжайте в гости», «Муха-цокотуха».

4. С/р игры «Мы идем в гости», «К нам пришли гости».
5. Творческий коллективный коллаж « Мы ждем гостей».
С родителями.
1. День рождения группы. Прием гостей-родителей.

Ноябрь. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое милосердие»
2. Сказка «Феи милосердии»
3. Сказка: «Цветик – семицветик»
4. Мультфильм по сказке Сутеева «Мешок яблок».
Другие формы работы
1. Пословица: «Для милого дружка и сережка из ушка», «Доброе дело век не забудется», «Без друга в жизни туго»
2. Поделка из соленого теста «Сердечко для любимой мамочки» (Ко дню Матери)
3. Драматизация сказки «Дюймовочка».
4. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», «Настоящий друг», Э Шим «Брат и младшая сестра», «Умей обождать», Я. Аким «Жадина», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Е. Серов «Добрый великан», «В царстве великанов», В. Осеева «Плохо», «Волшебное слово», Т. Пономарёва «Хитрое яблоко», Юсупов «Простите», А. Кузнецова «Подружка», Е. Благинина «Подарок, А. Барто «Вовка - добрая душа», Б.Н.Сергуненков «Солнечный луч»
5. Рассказ ребёнка о добром поступке, который совершил ребёнок или члены семьи.
6. Беседы «Кто настоящий друг» (детям предлагаются ситуации, они должны их проиграть и проанализировать), «О жадности».
7. Мультфильм «Самый большой друг»
8. Занятие о милосердии (приложение)
9. Слушание песен «Настоящий друг», «Если добрый ты».
С родителями.
1. Сочинение сказки совместно с родителями «Доброе дело век не забудется».
(оформление на формате А4 и создание общего альбома)

Декабрь. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое верность»
2. Сказка «Кнопка»
3. Сказка В. Осеевой «Добрая хозяюшка»
4. Сказка Хухлаевой «Особенное растение»
Другие формы работы.
1. Пословица «Верному другу цены нет»,«Нет друга-ищи, а нашел- береги», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Человек без друзей, что дерево без корней».
2. Создание домика-мирилки в психологический уголок и картотеки «мирилок» в стихах и песенках.
3. Рисование «Мои друзья» «Как мой друг мне помог».
4. Чтение и обсуждение произведений «Ласковое слово» Воронкова; «Друг детства» Драгунский, сказки Хухлаевой «Верь в себя»
5. Просмотр мультфильмов: «Малыш и Карлсон», «Приключения поросенка Фунтика», «Крошка Енот», «По дороге с облаками».
С родителями.
1. Консультация «Что и как читать ребенку дома»

Январь. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое правда и ложь»
2. Сказка «В гостях у царя»
3. Аудиосказка «Дворец врулей»
4. Сказка «Лиса и козел».
Другие формы работы.
1. Пословица «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят», (сочинение продолжения сказки в соответствие с пословицей), «Шило в мешке не утаишь», «Кто сам врет, тот другим не верит»
2. Упражнение «Нарисуй ложь». Дети рисуют ложь на бумаге, о потом ее рвут на кусочки.
3. Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Что легче», «Почему», Л. Толстого «Косточка».
4. Д/и «Правда или нет» (приложение)
5. Открытое НОД «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка» (по рассказу В. Осеевой «Почему»)
С родителями.
1. Родительское собрание в старшей группе «Нравственное воспитание детей через сказку»

Февраль. С детьми (НОД)
1. «Что такое равнодушие и отзывчивость»
2. Сказка «Федя и Петя»
3. Сказка «Кукушка»
4. Чтение и беседа по сказке «Ушки-несушки» Г. Браиловской.
Другие формы работы
1. Пословица: «Все купишь, а отца и матери не купишь».
2. Чтение стихотворения П. Образцовой «Лечу куклу», рисование по прочитанному.
3. Игровые упражнения «Подружились», «Комплимент», Волшебный цветок».
С родителями
1. Консультация «Сказка помогает помогает прививать нравственные ценности в ребенке»

Март. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое любовь и ласка»
2. Сказка «Добрый волшебник»
3. Русская народная сказка «Финист - ясный сокол»
4. Чтение сказки «Две подружки»
Другие формы работы
1. Пословица «Где нет любви, там нет и радости», «Сядем рядком да поговорим ладком», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка».
2. Беседы на темы: «Мамина мама – кто это? », «Как я помогаю маме», «Я буду мамой … », «Моя дружная семья».
3. Стихотворение «Моя мама» В. Руссу; Емельянов «Мамины руки»; Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить», Сказки: «Кукушка» (ненецкая) обр. К. Шарова, «Айога» (нанайская), «Сказки о глупом мышонке» С. Маршак, Стихотворения: А. Барто «Разлука», «Разговор с мамой», «Мама ходит на работу», М. Пляцковский «Мамина песенка»,
Е. Благинина «Вот, какая мама! », Д. Габе «Маме».
4. Изготовление цветка для мамы.
С родителями.
1. Фотовернисаж «Мамочка моя - лучшая на свете»

Апрель. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
2. Сказка «Ленточка дружбы»
3. Сказка «Сивка – Бурка»
Пословица: «За добро добром платят», «Храброму смерть не страшна»
4. Сказка «Баба Яга и ягоды»
Другие формы работы.
1. Пословица «Всех сластей не переешь, нарядов не переносишь».
2. Чтение книг: «Хорошие манеры» Катерина Нефедова, «Правила поведения для воспитанных детей» Сазонова, Шалаева, Журавлева, «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковский.
3. Сделать вместе с детьми «зернышки добра». За каждый хороший поступок ребенок получает «зернышко». К концу месяца подводится итог: у кого больше зернышек.
4. Игра «Что такое хорошо, и что такое плохо?» (обыгрывание ситуаций)
С родителями.
1. Создание творческих альбомов «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. «Мастерская Самоделкина» - ремонт игрушек и книг детей совместно с родителями.
3. Памятки для родителей «Как вести себя на утреннике в детском саду»

Май. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое терпение и терпимость»
2. Сказка «Трудолюбивый Пуфик»
3. Русская народная сказка «Хаврошечка» (Пословица:
«Терпение и труд все перетрут»)
4. Сказка о двух братьях и сильной воле.(О.Хухлаева)
Другие формы работы.
1. Пословицы «Было бы терпенье - будет и уменье», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
2. Познавательное занятие по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».
С родителями.
1. Конкурс рисунков по сказке «Хаврошечка». Создание альбома конкурсных рисунков.

В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.

В этой связи, духовно-нравственное развитие и воспитание является в современной образовательной ситуации одним из важнейших направлений, а понятие "духовность" в современной философии трактуется как активность человеческого духа, который несводим ни к сознанию, ни к психике (М.С. Коган). Духовность (бездуховность) как качество личности проявляется во всех сферах его жизнедеятельности: познавательной, трудовой, игровой, досуговой, в общении, в сфере его ценностей, поступков, поведения.

В психологической науке духовность рассматривается как высшая подструктура человека, регулирующая его поведение, деятельность и взаимоотношения с другими людьми, важнейшими психологическими характеристиками которой являются: ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения.

В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творческим созидательным характером его жизнедеятельности, с включением человека в мир культуры.

Р.Л. Лившиц делает выводы о том, что духовность - "это такая жизненная позиция личности в мире, в которой реализуется её внутренняя свобода и творческое начало. Открытость личности навстречу миру - такова сущность духовности".

И.В. Силуянова рассматривает духовность как способ жизнедеятельности человека и даёт следующее определение: "Духовность - способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность".

Н.Г. Дмитриева считает, что "духовность личности - система её ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся и от чего грустим. Это наш духовный мир".

В традиционном философском понимании духовность включает в себя три начала - познавательное, нравственное, эстетическое. Сердцевиной духовности является нравственность.

В словаре Ожегова С.И. "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".

Большинство учений нравственность отождествляют с моралью, нравственность рассматривается как русский вариант латинского термина "мораль".

В словаре по философии "мораль" (латинское "mores" - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)".

Н.П. Шитякова обращает внимание на то, что "мораль относится к сфере должного, идеального и выступает совокупностью требований к поведению человека. Нравственность же относится к сфере реального и отражает суть его поступков в реальном опыте жизни семьи, народа, государства", подчеркивая, что "духовность приносит смысл в нормы морали, а нравственность является одной из ступеней восхождения человека к духовности".

Если рассматривать трактовку понятий "духовность" и "нравственность" в словаре педагогического обихода, то "нравственность - личная форма этического сознания; область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро", а "духовность - понимается как нравственно ориентированные воля и сознание и как ценностное содержание сознания".

Таким образом, проанализировав литературу по данной проблеме, мы сформулировали следующие определения.

Мораль - это комплекс норм, принципов и правил, определяемых обществом и регулирующих поведение людей в процессе совместной деятельности и общения.

Нравственность - способность самостоятельно осуществлять правильный моральный выбор, подчинять ему свои поступки и поведение, осознавая ответственность перед людьми.

Духовность - внутреннее состояние, гуманные чувства и эмоции, побуждающие человека к нравственным поступкам.

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения составляют сущность духовно - нравственного развития и воспитания.

В.А. Сухомлинский считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает".

Нравственность формируется в процессе воспитания через развитие у ребенка нравственного сознания, определяющего внутреннюю позицию по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям и принципам; через формирование нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения.

Моральные мотивы руководят нравственными поступками ребенка, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий, поступка, способствуют становлению нравственного cамосознания.

Воспитание выступает как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.

В этой связи, нравственное воспитание личности должно начинаться с принятием растущим человеком нравственных ценностей, связанных с такими понятиями, как совесть, доброжелательность, доброта, честность, ответственность, любовь, милосердие, сострадание, терпимость и т.п., становлением нравственного сознания ребенка.

Внешние психолого-педагогические воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они стимулируют у детей их собственное стремление к духовно-нравственному развитию.

Под развитием понимается "процесс качественного изменения личности, предполагающий изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции" ..

Поэтому не случайно в современном образовании такие понятия, как "духовность", "нравственность", "развитие" и "воспитание" приобретают единое звучание.

Законодательное утверждение понятия "духовно-нравственное развитие" в качестве важнейшего приоритета воспитания непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию, поскольку содержанием духовно - нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

В "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" духовно-нравственное развитие гражданина России представлено как "педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий; российской гражданской нации, мирового сообщества" .

Базовые ценности (патриотизм, гражданственность, традиционные российские религии, природа, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука, человечество) представляют собой ориентиры национального воспитательного идеала и раскрываются авторами Концепции в системе нравственных представлений.

Для нашего исследования, связанного с осмыслением духовно - нравственного развития дошкольника наибольший интерес имеет описание ступеней духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где:

  • · первая ступень - духовно-нравственное развитие и воспитание личности в семье, освоение ребенком ценностей семейной жизни. Авторы указывают на то, что "взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека";
  • · вторая ступень - "это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни" его "малой Родины";
  • · третья ступень - принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. "Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации";
  • · четвертая ступень - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания, что открывает нам возможность организации процесса духовно - нравственного развития дошкольника с учетом первой и второй ступеней, в "зоне ближайшего развития ребенка".

Таким образом, духовно-нравственное развитие личности рассматривается нами как процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов. Приоритетными для рассмотрения проблемы духовно - нравственного развития дошкольника в учреждении дополнительного образования детей оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственного самосознания у детей старшего дошкольного возраста.