«План по самообразованию педагога»
Липовцевой Евгении Викторовны
Тема: «Сказкотерапия как средство развития детей
дошкольного возраста»
учебный год.
Тема самообразования воспитателя МБДОУ № 350
«Сказкотерапия как средство развития детей
Онлайн семинар «Сказкотерапия в работе с детьми» Института психотерапии и клинической психологии, г.Мосвка
Просмотр видео тренинга «Обыкновенное Чудо Сказкотерапии»
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. - М. Генезис. 2011 г.
Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
Тема моего плана самообразования « Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников.
Над этой темой я работаю первый год. Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем. В настоящее время у детей заметно снизился интерес к чтению художественной литературы, интерес к книге заменяется просмотром телевизора и компьютерными играми, непонимания родителями значения чтения сказок для воспитания ребенка. Родители испытывают затруднения в создании условий для приобщения ребенка к книге.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений. Чем больше мы читаем ребенку сказок, обсуждаем происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться художественная литература, тем больше он начинает любить книгу. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.
Выбор темы обусловил постановку следующей цели:
Создать условия для развития связной речи детей посредствам сказкотерапии.
По данной теме я изучаю литературу.
Сказкотерапия -это метод, направленный на решение каких-либо проблем используя ресурсы сказки
Суть сказкотерапии
Суть метода состоит в том, что ребенок пытается анализировать ситуацию, полученную из той или иной сказки . Он как бы ставит себя на место главного героя, рассуждает, как поступил бы в похожем случае. Сказкотерапия помогает детям увидеть свои собственные проблемы и найти способы их решения. Она помогает организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций.
В чем отличие сказкотерапии от обычных сказок?
В данном случае используются не просто всем известные литературные сказки, а подбираются они или сочиняются для конкретного ребенка и для решения одной конкретной проблемы.
- Она может быть любой: ребенок боится темноты, разбрасывает игрушки, дерется, ругается с родителями, не хочет ходить в садик, обижает кошку т.д. (Мы с детьми придумывали такие сказки как «О брошенной игрушке», «Анфиска-капризка»
Впрочем, помочь скоректировать поведение ребенка могут и всем известные народные и авторские художественные сказки.
Например:
- ребенку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун»;
- легкомысленному и шаловливому – «Приключения Незнайки»;
С детьми были проведены развлечение «В гости к сказке мы пойдем»,» Зайка -зазнайка», «В стране доброты» в ходе которых дети отгадывали сказочные загадки, возвращали героев в свою сказку, угадывали из какой сказки герои по иллюстрациям, изображали героев сказки и.т.д.
Использую пальчиковый,настольный театр для развития мелкой моторики,инсценировки стихотворения и сказок..У детей развивается воображение,речь,мышление.
Например:Обыгрывая сказку «Кот,петух и лиса»,поговорили не только о безопасной жизнедеятельности (не впускать в дом незнакомца,но и о том какие должны быть друзья. -драматизация сказок с передачей в мимике и движениях эмоциональных состояний: радость, горе, просьба, утешение;
За время работы у нас в группе приобретены немало дидактических игр на тему «Сказки» , в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр : закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.
В конце октября у нас проходил проект «Книжкина неделя». И мы в нашей группе оформляли выставку «Моя любимая книга»,дети нас знакомили с любимыми книгами.
В познавательном развитии проводилось много бесед о сказках. Проведена деятельность «Путешествие в страну сказок» , «Путешествие по сказке» , «Наши добрые сказки» . Лепили : «Мой любимый сказочный герой» , рисовали «Нарисуем сказку» :Изготовляли маски для игр –драматизаций.
Артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке» ….
Разучивали физкультминутки : «Буратино потянулся» ,
«Иван –Царевич» , «Шёл король по лесу» , «Заячья зарядка»
Имитировали упражнения : «Изобрази героя сказки» .
Также, дети совместно с родителями участвовали в выставке рисунков на тему: «Моя любимая сказка»,
Слайд 6 .Дети принимали участие в конкурсе чтецов «Как хорошо здоровым быть», где Вероника А. Заняла 3 место в нашем саду.
В конкурсе чтецов посвященных юбилею Э.Успенского, Алиса М.Заняла 3 место в нашем саду и участвовала в муниципальном конкурсе в детском саду «Чебурашка» где заняла 3 место среди детских садов.
Так же работа проведена с родителями :
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании детей» .
Буклет для родителей «Сказка в жизни ребенка» . В январе планирую провести встречу с родителями на тему «Сказка ложь -да в ней намек».
В работе с педагогами я раздала консультации «Роль сказки в воспитании детей», »Использование сказкотерапии в развитии связной речи дошкольников»
В нашей группе так же ведется кружок «Юный книголюб»
Целью которого является :
Развитие литературного интереса и связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Развиваем речь детей с помощью:
Пересказывания сказок; Заучивание ситихов наизусть,
Рассказывания сказок по кругу;
Сказка на новый лад;
Изменение сказок (Жила-была в лесу злая коза и было у нее семеро козлят)
Смешивание сюжетов;
Новое название;
Новый персонаж (Не колобка испекла бабка,а другого героя).Использую такие нетрадиционные методы развития речи как сказкотерапия, синквейн.
Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята учатся вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творчеству.
Развитие речи дошкольников через сказкотерапию в средней группе.
Составила: воспитатель Удодова М.В
План по самообразованию.
Тема: Развитие речи дошкольников через сказкотерапию.
Цел
ь: Формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, повышение уверенности в себе и формирование адекватной личностной самооценки, формирование благоприятных межличностных отношений, развитие разнообразных форм коммуникации, развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Сентябрь.
1.Работа с детьми.
Диагностика. «Давай познакомимся».
Выявить знания и умения детей по развитию речи в начале учебного года.
2.Работа с родителями.
Познакомить родителей с задачей на учебный год «Развитие речи дошкольников через сказкотерапию».
Октябрь.
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 1. «Корова Буренка»
Знакомить с уменьшительно – ласкательными названиями животных (мышка, котик);
Знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);
Подводить к умению выразительно имитировать голоса животных (мяу – мяу, пи – пи, му - му) с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот).
Довести до детей замысел сказки (друзья помогают в беде);
Активизировать в речи детей уменьшительно – ласкательные названия животных (мышка, котик) и формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);
Учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (дети будят Буренку)
2. Работа с родителями.
В помощь родителям статья «Сказка – это серьезно» - о роли сказки в развитии ребенка.
3.Пособия.
А) Собрать папку по сказкотерапии.
Б) Подготовить наглядный материал (игрушки корова Буренка, котик, мышка, тучка.)
Ноябрь.
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 2. «Добрая темнота»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
Знакомить с оттеночными характеристиками слов (добрые – предобрые, страшно – престрашно);
Знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (спи, почивай, глаз не открывай)
Подводить к умению выразительно имитировать звон колокольчиков, голос злого, доброго гнома с разной силой голоса (шепотом, умеренно,громко)
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций .
Довести до детей замысел сказки (у страха глаза велики);
Активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (добрые – предобрые, страшно – престрашно);
Учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.
В) Выражение замещающей потребности.
Учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Ребята помогают папе с мамой убаюкивать Машу: «Спи, Маша, почивай, глаз своих не открывай»)
2. Работа с родителями.
В помощь родителям «Расскажи мне, мама, сказку» - статья о том, что такое сказкотерапия.
3. Пособия.
А) Пополнить папку по сказкотерапии сказками для гиперактивных детей «Котенок Мур – Мур», «Догадливый комарик», «Голубая Искорка»
Б) Подобрать сказочных героев (Маша, злой гном, добрые гномики)
Декабрь.
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 3. «Цыпленок – хвастунишка»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
Знакомить с признаками и действиями предметов (теплая, бежит, машет, таращит, поучает);
Знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (не ходите, не хвались,лучше плавать научись, помоги, спаси);
Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (хвастовство, забота, спасение, поучение);
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
Довести до детей замысел сказки (не хвались, а делай; не умеешь – учись);
Активизировать в речи детей признаки (теплая, маленький, удаленький), действия предметов (бежит, машет, таращит, поучает), глаголы повелительного наклонения (не ходите, не хвались, научись, помоги, спаси);
Учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.
В) Выражение замещающей потребности.
Учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Цыплята у курочки все хвастунишками были и громко кричали: «Не страшна мне река, не страшна мне глубина»)
2.Работа с родителями
Привлечь к изготовлению оборудования к сказке.
3.Пособия.
Оформить настольный театр «Цыпленок – хвастунишка»
Январь.
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 4 «Ласковый цветок и сердитые тучки»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
Знакомить с образными выражениями (тучки – хмурки, росинка – слезинка, цветок – лепесток, темнота – темнотища, дует – подует);
Знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (покажись, появись);
Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (страх, удивление)
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
Активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (тучки – хмурки, росинка – слезинка, цветок – лепесток, темнота – темнотища, дует – подует
В) Выражение замещающей потребности.
Учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (ребята помогают цветку звать на помощь: «Солнышко, покажись! Ясное, появись!»).
2.Работа с родителями
А) В помощь родителям «Как сделать сказку другом для вашего ребенка» - статья о пользе рассказывания сказок, которые помогают детям преодолеть тревогу и конфликты.
Б) Привлечь родителей к изготовлению оборудования к сказке.
3.Пособия.
Изготовление Цветка – лепестка, бабочки, солнышка и тучек для сказки.
Февраль.
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 5. «Жадный великан»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
Знакомить с образными выражениями (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать);
Подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (угощение, жадность, прощение).
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
Довести до детей замысел сказки (с тем, кто жадничает, никто не хочет дружить);
Активизировать в речи детей образные выражения (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать)
В) Выражение замещающей потребности.
Учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (гномики прячутся от великана).
2.Работа с родителями
А) Познакомить с несколькими сказками.
3.Пособия.
А) Пополнить папку по сказкотерапии упражнениями на произвольное напряжение и расслабление мышц.
Б) Подбор оборудования для сказки «Жадный великан»
Март.
1.Работа с детьми.
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
Знакомить с образными выражениями, антонимами (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а веселая);
Подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (капризы, знакомство, ссора).
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
Довести до детей замысел сказки (капризы доставляют только неприятности);
Активизировать в речи детей образные выражения, антонимы (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а веселая);
В) Выражение замещающей потребности.
Учить детей совместно составлять 2 – 3 предложения, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Каприза прилетела в детский сад и подговаривает ребят капризничать).
2.Работа с родителями
Консультация «Ребенок – Каприза - это серьезно…»
3.Пособия.
Оформить настольный театр «Капризуля»
Апрель
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 7. «Непослушный Ваня»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
Знакомить с фразеологизмами и образными выражениями (насилу ноги унесли, травушка – муравушка);
Подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (уговаривание, отказ, раскаяние).
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
Довести до детей замысел сказки (непослушный ребенок всегда попадает в беду);
Активизировать в речи детей образные выражения и фразеологизмы (насилу ноги унесли, травушка – муравушка);
В) Выражение замещающей потребности.
2.Работа с родителями
А) Конкурс рисунков «Непослушные дети – это плохо» - Совместная деятельность детей и родителей.
Б) Оформить альбом из конкурсных работ.
3.Пособия.
Оформить настольный театр «Непослушный Ваня»
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 8. «Доброе превращение»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;
Знакомить с фразеологизмом «душа в пятки ушла» и образными выражениями (три раза моргнуть)
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
Довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло);
Активизировать в речи детей образные выражения (душа в пятки ушла, красна – девица, три раза моргнуть, пригорюнилась, живут поживают, горя не знают).
В) Выражение замещающей потребности.
Учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих состояниях.
2.Работа с родителями
Открытое занятие «Доброе превращение»
3.Пособия.
А) Изучение проблемы данной темы в трудах отечественных и зарубежных ученых.
План самообразования
На 2017 -18 год
«Сказкотерапия»
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Цель: повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми.
Задачи:
изучить методическую литературу;
провести цикл мероприятий по заявленной тематике. Задачи сказкотерапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
2. Получить материал для психодиагностики.
4. Проработать подавленные мысли и чувства.
5. Установить контакт с ребенком.
6. Развить самоконтроль.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить творческие способности и повысить самооценку
Изучение методической литературы.
Название литературысроки
Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. –
Сентябрь Октябрь
Владос, 2001.
Киселева М.В. «Арт-терапия в работе в детьми», 2007
ноябрь
Огненко Н. «Волшебная сила сказки. Осуществление мечты и
Декабрь
полцарства впридачу», 2008
Январь
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. «Лабиринт души: терапевтические
Февраль
сказки», 2003
Оклендер В.«Окна в мир ребенка», 2005
Март
Апрель Майпридумывания историй. – М., 1978
Создание предметно-развивающей среды
срокиПополнить «У голок искусств» новыми пособиями по теме
Сентябрь, октябрь
«Сказка» .
Дидактическая игра «Узнай сказку»
В течении года
Папка презентаций по сказкам.
В течении года
Трафареты сказочных героев для рисования
декабрь
январь
Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для
Февраль
раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по
теме «Сказка»
март
Работа с детьми
1«Домики» - групповое арт-терапевтическое занятие.
сентябрь
«Страшилки»
октябрь
Выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно
прорисовать. Заранее
готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного
персонажа: ведьма,чудовище, скелет, вампир.
«Страшная маска»
Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи,
ноябрь
выразить их в виде
лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.
«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение
эмоций. Во время
занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои
и чужие интересы,
учиться быть активными или уступать.
«Продолжи рисунок» - коллективное занятие
Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий
следит за тем, чтобы
дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок
должен быть примерноравным.
«Мандала» или рисунок в круге– это символ колеса жизни. Его
можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и
внешних факторов,
оказывающих на него влияние.
«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие.
В зависимости от выбираемых ребенком красок, их
сочетаний,создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих
работ, можно продиагностировать
состояние своего ребенка.
Песочная терапия
Упражнение «Песочный круг»
Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его
различными предметами
(камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т.д.). После этого
ребенок должен дать
название своему кругу.
Упражнение «Победитель злости»
декабрь
январь
февраль
Март
Апрель
май
Работа с родителями
темасроки
Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение
сентябрь
души». Оказать помощь родителям в воспитании детей
искусством.
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».
октябрь
Привлечь родителей к участию в жизни детского сада.
Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.
Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованнойноябрь
деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание
участвовать в жизни детского сада.
Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу» .
декабрь
Привлечь родителей к созданию книжного уголка.
Фото -Конкурс «Я похож на литературного героя».
январь
Подбор иллюстраций"Книжные иллюстрации к сказкам"
февраль
Подготовить консультацию "Каждому возрасту своя
март
сказка"
Показать слайдовую презентацию «Влияние сказок на
апрель
психическое развитие ребенка»
Отчет по самообразованию - презентация.
май
Работа с педагогами
квартал2. Привлечь педагогов других групп к подготовке
атрибутов к занятиям.
1. Оформление буклетов, памяток для педагогов по
2
квартал
теме: "Каждому возрасту своя сказка
2.Мастер –класс «Лечение сказкой»
1. Подготовка консультации для педагогов
3 квартал
"Настольный театр»
Предполагаемый результат:
Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку , какие бывают сказки ; o Знать сказки народов ;
o Выразительно передавать содержание сказок , замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
o Уметь передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок .
Актуальность "Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Задачи 1. Изучить теоретические подходы к методу сказкотерапии, познакомиться с практическим опытом использования сказкотерапии в работе с дошкольниками. 2. Корректировать агрессивное поведение детей методами сказкотерапии. 3. Создать в группе предметно-развивающую среду, необходимую для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с использованием метода сказкотерапии. 4. Пропагандировать среди родителей педагогические знания о роли сказок в воспитании и развитии детей; привлекать родителей воспитанников к созданию предметно-развивающей среды.
Этапы работы - Подготовительный (подбор и изучение методической литературы, составление перспективного плана, конспектов занятий) - Основной (проведение занятий, диагностики, консультаций, составление памяток, обогащение предметно – развивающей среды) - Заключительный (открытый просмотр, презентация)
Работа с родителями 1.Консультации - Сказкотерапия для детей дошкольного возраста - Сказка – это серьезно - Использование сказкотерапии в работе с агрессивными детьми 2. Памятки - Сочиняем сказку - Агрессивный ребёнок - Сказки для агрессивных детей 3.Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра 4.Привлечение родителей к совместному с детьми сочинению сказок и созданию иллюстраций к ним
Приёмы сказкотерапии (проигрывание проблемных ситуаций, психогимнастика, тренинг эмоций, драматизация, рисование и другие) позволяют ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дают ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их..
Для проведения коррекционно – развивающей работы по сказкотерапии необходима соответствующая предметно – развивающая среда. Куда входят различные виды театров (настольный, Би –ба – бо, пальчиковый, теневой и другие), ширмы, костюмы, шапочки – маски, наборы дисков для прослушивания сказок и другое.