Рожденные 7 июля ивана купала. Иван купала. вода, огонь и травы. июля: приметы и поверья


Этот праздник появился на Руси еще в языческие времена, но его изначальное название неизвестно. Нынешнее название - Иван Купала - имеет уже христианское происхождение и восходит к имени Иоанна Крестителя, которого поминают в этот день. Другие названия праздника: «Иванов день», «Купала», «Купальская ночь», «Колосок», «Травник», «Ярилин день». Ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит сам день Ивана Купалы.

По преданию, Иоанн Креститель был ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавшим пришествие Спасителя, а позже крестившим его в водах Иордана. Само прозвище Иоанна - Креститель - в переводе с греческого означает «тот, кто купает», ведь обряд крещения представлял собой именно погружение в воду. На Руси это прозвище переосмыслили и связали с традицией купаться в этот день в водоемах.

Купания начинались накануне - вечером дня Аграфены Купальницы. Зайти в водоём необходимо было обязательно до захода солнца. Большая часть действ праздника проходила в тёмное время суток. Девушки собирали цветы и травы, из которых плели венки. Парни готовили чучело Ивана Купалы из соломы, вербы или веток деревьев. Конструкцию украшали лентами и одеждой. Затем устраивали хороводы и пели песни на темы любви.

На берегах или возвышениях разжигали большие костры. Молодые люди совершали прыжки над огнём в парах или по одному. Считалось, что огонь обладает сверхъестественной, очищающей силой. Если влюблённые, держась за руки, преодолевали горящую преграду, то их брак будет крепким. В сам же день Ивана Купалы окунаться в реку или озеро нужно было непременно между утреней и обедней - считалось, что после этого проходят все болезни.

Символами праздника стали два цветка. Один из них - не существующий в природе цветок папоротника. По легенде, он распускается один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и может одарять человека даром предвидения, а также способностью находить клады. Другой цветок - Иван-да-Марья. Его желто-голубые лепестки олицетворяли сочетание не только мужского и женского, но также двух стихий - воды и огня.

Существовало предание о том, что в ночь на Ивана Купалу ведьмы летают над землей на метлах и собираются на Лысой горе. Это время принадлежит всей нечисти, которую только можно представить: ведьмам, колдунам, водяным, русалкам, лешим. Чтобы ведьмы не «отобрали» у коров молоко русские втыкали освящённую вербу на пастбищах, а в Украине хозяин втыкал осиновые колышки во дворе. С этой же целью в Полесье вешали в хлеву на ворота крапиву, рваные мужские штаны или зеркало.

У дня было и ещё одно название - Травник. Так день звался потому, что, во-первых, в ночь перед праздником нужно было собирать лечебные травы, которые приобретали особенные свойства - при условии, что сборщик выполнял все необходимые обряды. Этими травами окуривали больных, боролись с нечистью, а также использовали для других обрядов. Во-вторых, на Купалу крестьяне открывали большой покос.

Поговорки и приметы:

Если в Иванову ночь небо звездное - будет много грибов.
- Если утром выпала сильная роса - это предвещает хороший урожай огурцов.
- На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколоситься.
- Родившиеся 7 июля редко бывают счастливы.

Многие народы делили год на две половины - светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в , и . Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля - в Рождество Иоанна Крестителя.

Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-» , обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.

В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других - заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.

Сохранилось множество купальских . Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других - долгую жизнь.

Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда - славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених - это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.

Иван-да-марью принято собрать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» .

В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие . Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.

Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же - в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».

С 6 на 7 июля по новому стилю наступает самая волшебная ночь в году — ночь на Ивана Купала. Согласно древним поверьям, дошедшим до нас еще с языческой Руси, в Купальскую ночь природа отдает людям часть своей великой силы. В это время растения набирают свою целебную силу, а огонь и вода получают уникальные свойства, способные очистить каждого из нас от любого негатива.

Древний славянский праздник Купала отмечался в период летнего солнцеворота. Наши предки верили, что в самую короткую ночь в году природные стихии обладали особой силой. В эту чудесную ночь славяне поклонялись Купале — богу плодородия, покровителю любви, брака и продолжения рода. Парни и девушки разжигали костры, пели специальные ритуальные песни, водили вокруг огня хороводы.

После крещения Руси в 988 году церковь старалась изжить аз народной культуры языческие традиции. Именно поэтому праздник Купалы стал постепенно ассоциироваться с христианским праздником Рождества Иоанна Крестителя, который приходился на это же время. С течением столетий образ Иоанна Предтечи, который крестил первых христиан в реке Иордан, смешался в народной культуре с Купалой. Так древний бог славян получил имя Ивана (Иоанна) — одного из главных христианских святых.

Огонь и костры в Купальскую ночь.

Славяне-язычники считали, что весь наш мир произошел из союза двух стихий — огня и воды. Стихия огня, мужское начало, соединилось со стихией воды — силой жизни и продолжения рода.

В ночь на Ивана Купала в каждом селе обязательно разжигали костры. Первый костер разводил всегда самый старший мужчина в селение — отец рода. Разводили его на самой высокой точке в округе — «чтобы огонь до неба доставал». А в середине костра ставили колесо, закрепленное на шесте. Горящий круг был символом Солнца, которое в эту ночь, согласно поверьям, играет свадьбу с Зарей-зарницей. После этого самые сильные юноши разносили пламя от центрального костра к остальным.

С наступлением сумерек все село собиралось у купальских огней. Не придти на гуляние в эту ночь было плохой приметой — считалось, что Купала отвернется от человека, который не проявил к нему своего уважения и оставит его без урожая.

Костры в ночь на Ивана Купала были не просто атрибутом праздника — считалось, что они обладают очистительной силой. С купальскими кострами связано множество обрядов, главным из которых были прыжки через огонь. Через костры прыгали все — и дети, недавно научившиеся ходить, и люди в возрасте, для которых такой прыжок становился непростой задачей.

Каждый перед прыжком загадывал самое желание. И чем выше человек прыгнет, тем скорее оно исполнится. Загадывали, как правило, здоровье, удачу, счастье себе и своим близким. Влюбленные пары прыгали через костер обязательно взявшись за руки. Считалось, что если удастся не разомкнуть руки, то они будут жить вместе долго и счастливо.

У Купалы, как покровителя продолжения рода, просили себе детей бездетные пары. А женщины, у которых уже были дети, сжигали в купальских кострах рубашку своего ребенка — таким образом сила огня должна была оберегать детей от болезней на протяжение всего года.

Древние славяне верили, что в ночь с 6 на 7 июля стираются границы между миром людей и миром духов. В ночь на Ивана Купала люди могли слышать и понимать голоса животных. Эта ночь также считалась временем шабашей для ведьм и колдунов. Нечистая сила пыталась навредить людям разными способами — уничтожала посевы, забирала молоко у коров и коз, насылала ссоры и неприятности в семьи. Селяне для того чтобы защитить себя и свое хозяйство рассыпали пепел от костров по полям, чертили золой обережные знаки на окнах и дверях домов.

Вода в ночь на Ивана Купала, также как и огонь, обладала магической силой.

В славянской культуре она неразрывно была связана с огнем и почиталась как мать всего живого. После прихода христианства языческие поверья о Солнце-отце и Матери-воде перемешались с евангельским преданием а крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей и легли в основу обрядов, связанных с водой, в ночь на Ивана Купала.

По народным традициям сразу после прыжка через костер, надо было незамедлительно нырнуть в воду — стихии огня и воды очищали тело от всех болезней, а душу от грехов. Незамужние девушки старались так прыгнуть в воду, чтобы венок с головы поплыл по воде. Если венок не тонул, а плыл, это считалось хорошей приметой и девушка начинала готовиться к приему сватов.

Купание в ночь на Ивана Купала — одна из основных традиций праздника. Вода смывала с человека болезни, сглаз, порчу, а дарила девушкам красоту и здоровье. С этого дня и до праздника Ильи 2 августа можно было купаться не опасаясь русалок и водяных — вся нечисть в этот период покидала реки и озера.

Рано утром 7 июля, до восхода Солнца, женщины выходили в поле собирать росу. Они расстилали полотнища на траву, после чего собирали ее в кувшин. Росой собранной на Ивана Купала на протяжении года лечили болезни, изгоняли нечисть, использовали для приворотов и разных магических обрядов.

Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки.

Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Магия трав, цветок папоротника и разрыв-трава.

В ночь на Иванов день особую целебную силу получали и травы. Знахарки и ведуньи старались в это время собрать запас лечебных и волшебных трав на весь будущий год. Девушки в купальскую ночь плели себе венки из цветов, а мужчины подпоясывались травами. Венки использовали для гаданий и в качестве оберегов.

Вы тоже можете прикоснуться к купальской магии и собрать в эту ночь или рано утром букетик-оберег. Так, букет из васильков и ромашек помогает в любовных делах, связанные зеленой нитью листья папоротника и чертополоха охраняют сон и уберегают от ночных кошмаров, а букет из цветов мака и листьев мяты привлечет в ваш дом достаток и богатство.

Кроме того согласно легендам один раз в год в ночь на Ивана Купала расцветают волшебные цветы папоротника и разрыв-травы. Разрыв-траву пытались найти кузнецы и воры, ведь от ее прикосновения, как гласит поверье, рассыпается любой металл и открываются любые замки. Для того чтобы стать обладателем этого колдовского растения шли в одиночку на дикий луг и косили траву до тех пор, пока не сломается лезвие коса. Там, где металл переломился, собирали всю траву и бросали ее в реку. Те травинки, которые станут плыть против течения и есть волшебная разрыв-трава.

А самые смелые и отважные мужчины пытались в ночь на Ивана Купала найти цветок папоротника. Это считалось крайне опасным занятием, потому что многие, кто уходили за колдовским цветком теряли рассудок или вовсе не возвращались. По поверьям они становились жертвами лесной нечисти, которая в эту ночь выходила охранят волшебный цветок папоротника. Но меньше желающих найти его не становилось, ведь легенда говорит, что тот, кто сорвет цветок папоротника до первых петухов, сможет видеть находящиеся под землей клады и станет понимать язык животных.

Христианская церковь постоянно пыталась запретить народные празднества в ночь на Купалу. И вера людей в нечистую силу была не главной причиной нелюбви попов к главному летнему празднику славян. Одной из особенностей празднования купальской ночи было снятие запретов близкие отношения. Это единственное время в году, когда парни и девушки, мужчины и женщины могли уединиться не со своими избранниками, а просто с понравившимися людьми.

В ночь на Ивана Купалу силы природы достигают пика — магией становится пропитано все вокруг нас. Смысл праздника заключается в том, чтобы каждый человек ощутил красоту окружающего мира, взял у природы то, что ему необходимо и максимально ее поблагодарил.

Народные поверья и обычаи:

— В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

— В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.

— В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

— Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

— В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

— Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание сбудется.

Приметы на Ивана Купала:

Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой. Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.

А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.

В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! (Девушки, прежде чем исполнить этот обряд, стоит поэкспериментировать с различным горючим материалом и выбрать что-нибудь наиболее долгогорящее:).

В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! (Где наши лошадки и где та Лысая гора:).

В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов. (Интересно, что понимается под муравьиным маслом? Может быть, муравьиная кислота?).

В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. (Страшно оказаться в таком лесу, где деревья могут вспомнить обо всем зле, причиненном человеком?)

В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь.

Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая:

«Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

(Эта примета подходит биологам. Кто, кроме них, сумеет отличить одну травинку от другой?).

На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет. (Возможно, так и произойдет, если скотина благополучно переживет нервный стресс от вида и запаха медвежьей головы).

Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется. (Все исполнится, особенно если вовремя сумеете убежать от разгневанных садоводов-огородников).

В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.

После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.

Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.

Гадания на Ивана Купала.

Проверено временем: гадания в ночь на Ивана Купалу — самые точные! Если девушка хочет узнать, скоро ли она выйдет замуж и будет ли ее брак счастливым, она прыгает через один из костров, которые принято разжигать в ночь с 6 на 7 июля. Если пламя девушки не коснется, значит, скоро ей идти под венец по любви и согласию. Парень, также удачно прыгнувший через костер, будет удачлив в любви и делах.

Девушки обычно гадают во время этой волшебной ночи не единожды. Днем плетут венок из полевых трав и цветов, а когда солнышко начинает клониться за горизонт, загадывают желание и опускают венок в озеро или речку. Поплыл венок — желание сбудется, прибился к берегу или утонул — увы…

Еще есть хорошее гадание, для которого нужны разные цветы — и полевые, и садовые, — чем больше, тем лучше. Вечером 6 июля девушки собираются в кружок, в середине которого кладут цветы. Одна из девушек поворачивается к кругу спиной, а другая берет по очереди цветы и спрашивает: «Кому?» Та, что отвернулась, называет имя одной из гадальщиц. Дело в том, что у каждого цветка имеется значение, зная их, можно гадать на парней.

Василек- кто-то в тебя влюбится.
Гвоздика белая — к грусти.
Гвоздика красная — сильная любовь.
Гвоздика желтая — холодность.
Жасмин — пустые хлопоты.
Колокольчик — обман.
Маргаритка — приглянувшийся парень не слишком смел, боится признаться в чувствах.
Мята — тебя сильно любят.
Незабудка — кто-то боится тебя потерять. Ноготки — скорое расставание.
Георгин — добрые чувства, но не более того.
Ромашка — парень тебе не верит.
Роза красная — кто-то по тебе тоскует.
Роза белая — сильно любит, но виду не подает.

Еще можно погадать с помощью трав. Сорвите несколько веточек медвежьих ушек (толокнянки). Пусть каждая веточка соответствует кому- то из членов вашей семьи. Тот, чья веточка простоит дольше всех, будет целый год настоящим любимчиком судьбы. Если вы решили в ночь на Ивана Купалу просто лечь спать, соберите на закате семь разных цветков или трав, положите их под подушку, и вы обяза- тельно увидите вещий сон.

Одним из самых распространенных гаданий в Иванов день — было гадание на венке. Девушки зажигали свечи и вставляли их в венок, после чего опускали их в реку. Если венок не утонул и свеча не погасла, то в этом году девушка обязательно выйдет замуж. Если же венок все-таки утонул или уплыл далеко, то в этом году не быть ей невестой.

Также девушки гадали и на ромашках. Для этого они брали два цветка, один из них символизировал определенного парня, а другой её саму. Интерпретация этого гадания достаточно проста — если цветы тянутся друг к другу, то это её суженный и вскоре они поженятся, если нет, то не судьба ей быть вместе с этим молодым человеком и лучше его забыть.

В ночь с 6 на 7 июля выйдите к водоему, прошепчите над водой заветное желание. После киньте в воду небольшой камушек. Четное количество образовавшихся кругов будет означать, что желание исполнится, а нечетное — что сбыться ему не суждено. Если водоема поблизости нет, найдите белый одуванчик. Аккуратно нашепчите ему о своей мечте. Затем — дуньте на крону. Удалось сдуть всю шапочку — мечта непременно осуществится, улетела; лишь половина — случится загаданное нескоро. А если большая часть парашютиков осталась на месте — задумайтесь, не разумнее ли мечтать о чем-то более реальном?

Чтобы узнать ответ на интересующий вопрос, девушки задавали его прям перед ритуальным огнем. Затем внимательно следили за пламенем — если оно ровное, спокойное и яркое, то желание сбудется, если прерывистое, то нет.

Во время гуляний молодежь из сена создавала куклу, которая являлась символом бога Купала. Когда водили хоровод и пели песни, по сценарию один из участников должен был зацепить куклу так, чтобы она упала. После чего все сбегались, чтобы посмотреть умер ли «Купала». Когда же объявляют, что он не дышит, девушки начинали оплакивать его посредством песен. Пока девушки поют, парни берут куклу и несут к заранее подготовленному погребальному костру, где его и сжигают. После этого ритуала и начинался настоящий пир.

Чтобы сжечь в буквальном смысле все болезни и несчастья своих детей, женщины собирали вещи своих сыновей и дочерей, в которых они переболели и бросали в огонь. Так, согласно их верованиям, дети будут здоровые и сильные.

На Ивана Купала молодые люди присматривались друг к другу и искали себе пару. Когда же выбор сделан, то девушка и парень перепрыгивали вместе через костер, держась за руки. Таким образом они пытались проверить свои чувства и заглянуть в будущее. Если пара перепрыгнула, не разжимая рук, то их брак будет крепкий и счастливый, если же наоборот, то лучше и не сходиться им.

Также в этот праздник раньше хозяйки на порог стелили крапиву. По их мнению, таким образом можно было спастись от злых духов и ведьм.

В эту ночь, когда девушки водили хороводы вокруг срубленного дерева, парни совершали набеги, пытаясь тем самым украсть Марену. Тот счастливчик, которому это удалось, убегал подальше к реке, а за ним уже все остальные. Все срывали по одно ветке, которая считалось приносит плодородие. Дальше дерево пускали по реке.

Чтобы уберечь скотину от болезней, хозяева проводили животных между купальских костров.

Купальский денежный ритуал.

Ночь с 6 на 7 июля считается особой, денежной ночью. Перед тем, как ложиться спать, соберите все наличные деньги, которые есть в вашем доме и положите их под подушку.Засыпая, помечтайте о богатстве и процветании и о том, как вскоре вам станет гораздо легче жить.

Проснувшись утром, не вставая с постели, достаньте деньги и быстро-быстро помахайте ими перед глазами, у вас должно быть ощущение, что их очень много. Затем начинайте пересчитывать деньги, делайте это тоже быстро, считайте, сбивайтесь, потом снова считайте. Купюры должны хорошо помелькать в ваших руках. Как только почувствуете, что достаточно, вставайте с кровати и, положив деньги обратно туда, где они у вас лежали до этого, идите заниматься своими обычными делами

Денежный заговор в ночь Ивана Купала.

Читается заговор в полночь. До этого вам надо приготовить горсть монет, три горсти земли и немного воды. Как только наступит 12 ночи, высыпьте землю и монетки в таз, а затем разбавьте водой до состояния густой грязи. Вымешивайте землю, при этом говоря:

«Иванской ночкой не сплю, не почиваю, золоты ключи беру, землю отмыкаю, росу отпускаю, злато прибавляю».

Вымойте руки и поставьте таз на восточное окно (оно должно быть открытым). Можете вынести таз на балкон, если он выходит на восток. Там он должен простоять сутки, то есть до следующей ночи. Затем возьмите таз, вынесите его на улицу и вытряхните содержимое на перекресток. Теперь весь следующий год вам будет очень везти с деньгами.

Ритуал для избавления от ненужного и очищения.

Ну какая же купальская ночь без купальского огня! Ритуальный огонь – это непременный компонент этой волшебной ночи. Наши предки для такого костра приносили и свозили из домов всякий старый хлам, также существовал обычай бросать в костер сорочку больного ребенка, вместе с которой сгорала и болезнь.

Купальский огонь не разводится на земле, поэтому весь ненужный хлам можно побросать в старую бочку (на каждой даче и в своем доме обычно такие бочки есть). Бросайте в костер все то, от чего хотите избавиться (справки с диагнозами, неоплаченные счета, сигареты и пивные банки).

Вы можете просто придумать какую-то ритуальную вещь, дать ей имя вашей проблемы и кинуть в костер. Например, это может быть платье большого размера, если вы желаете похудеть или старый пустой кошелек, если хотите избавиться от проблем с деньгами.

Если же дачи и бочки у вас нет, то проявите фантазию (например, можно купить одноразовый мангал).

Главное – приготовьте заранее все атрибуты.

Не относитесь ко всему слишком серьезно, проведите эти простые ритуалы с юмором и с верой в свою счастливую звезду! Все, что пришло к нам от наших предков заслуживает внимания, так почему бы не воспользоваться их знаниями, умениями и опытом.

(частично позаимствовано из Главреда)

В ночь с 6 июля на 7 июля, отмечается языческий праздник Иван Купала.
В эту ночь принято прыгать через костер - считается, что даже один такой прыжок, излечивает от сглаза и болезней, а заодно делает человека счастливее и удачливее. Девушки таким способом "добывали" себе красоту.
А если через костер прыгала пара и им удавалось не разжать в прыжке рук, то считалось, что отныне влюбленные будут неразлучны.


Следует отметить, что в ряде местностей считалось полезным умыться на восходе солнца стоит обязательно, или вообще искупаться в реке (озере) - чтобы очистить и вылечить тело.
А утренней росой окропляли стену, углы и полы, а также кровать в доме, если хотели избавиться от пауков, тараканов и других насекомых.

Однако в других регионах, как раз наоборот - считалось, что от воды надо держаться подальше, особенно беременным женщинам и детям; потому что, дескать, в эту ночь оживает всякая нечисть (русалки, водяные, и т.д...).

И в эту же ночь принято искать цветок папоротника - считается, что он помогает находить спрятанные сокровища, и кроме того, исполняет любые желания.
По легенде, распускается папоротник лишь раз в году - аккурат на Ивана Купала. Цветет он всего несколько мгновений, ярко-огненным цветком.

Раньше девушки плели венки на Ивана Купала, а также делали букеты или обереги из полевых цветов и трав: считалось, что те в Иванову ночь приобретают магическую силу. Их не только носили всю ночь, а также сушили, чтобы использовать потом в лечении и привлечении удачи.

Особый обряд на Ивана Купала для девушек - гадание на венках в эту ночь. Самолично сплетенные венки с зажженными лучинами пускали по реке.
Если венок уплывёт дальше всех, его обладательница до следующего праздника будет счастливее всех.
Дольше всех горящая лучина, предвещала долгую жизнь.
Если венок утонул - значит, на свадьбу в этом году рассчитывать не стоит.

Согласно легендам и народным поверьям, на Ивана Купала нельзя спать: наши предки верили, что в ночь Ивана Купала просыпается вся нечисть, поэтому следует быть настороже, а не дрыхнуть до утра.
На праздник Ивана Купала не принято занимать, а также что-либо отдавать или продавать - иначе можно накликать бедность на всю семью.
Ни в коем случае не подбирать на дороге деньги или дорогое украшение - по легенде, таким образом заманивает в свои сети доверчивый народ перелесник (мифическое существо, которое принимает облик любимого человека).
И наконец - нельзя бить корову палкой: в этом случае у той вымя высохнет.

**************************************** ********************************

Завтра, то есть 7 июля, Православная церковь празднует один из великих праздников - Рождество Иоанна Предтечи, последнего ветхозаветного пророка Израиля, который подготовил израильский народ к пришествию Мессии — Иисуса Христа - и крестил Его в реке Иордан.

Рождение самого пророка и Крестителя Господня было предсказано пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему".

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский Святой после Богородицы. Церковь чтит память Предтечи семь раз в году.

Сам Спаситель говорил о нем так: "Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя".

О чудесных обстоятельствах зачатия и рождения Святого Иоанна, повествует Евангелие от Луки.
Будущий пророк родился в семье иудейского священника около Хеврона (Эль-Халиль) южнее Иерусалима. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

Родители будущего пророка — праведные Захария и Елисавета, достигли старости не имея детей, так как Елисавета была бесплодна.
Бездетность в те времена в израильском народе считалась наказанием Божиим. Поэтому бездетные супруги часто подвергались осуждениям со стороны окружающих.

О рождении сына, Захарии возвестил в храме архангел Гавриил: "…не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн".
Захария усомнился в истинности пророчества, и за это на время был лишен дара речи.

Рождение долгожданного сына, для родителей явилось знамением всемогущества Божия и указанием на особую миссию новорожденного.

По милости Божией Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.
По преданию, слух о рождении Иоанна дошел до царя Ирода, и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом: "Где находится родившийся Царь Иудейский?" - Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город, где жили праведники...

С юных лет будущий праведник избрал необыкновенный образ жизни — он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте прожил там до 30-ти лет.

Одежду носил Предтеча самую простую, грубую, из верблюжьего волоса, препоясывая ее кожаным поясом. Пища его состояла только из корней и растений, дикого меда и акрид (род саранчи). Поэтому, часто его сравнивают с пророком Илией, который тоже жил в Иудейской пустыне, носил власяницу и кожаный пояс.

Будущий Святой, скрываясь в глубине пустыни и ища только общения с Богом, ждал, когда Сам Господь призовет его для пророческого служения.
Этот день настал в 28-29 году нашей эры, во время правления императора Тиберия.
Святой Иоанн начал проповедовать в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу Иордана. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия.

Хотя, крещение Предтечи не было ещё благодатным таинством христианского крещения, смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Многие жители Иерусалима и страны Иудейской, зная о строгой и добродетельной жизни Иоанна, услышав о его учении, полном силы и величия, приходили к нему и крестились от него в Иордане.
Сила его проповеди была так велика, а число народа, желающего креститься с каждым днем становилось всё больше, что многие начали думать, что Святой Иоанн и есть всеми ожидаемый Мессия.

Но Иоанн на тайные мысли народа отвечал так: "Я крещу вас водою, но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем".

И этот день настал — Иисус Христос, Спаситель мира, пришел к Иоанну на Иордан креститься.
Крещение сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный…"

Получив откровение об Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нём: "Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грехи мира".
Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу.
То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона-Петра).

Крещением Спасителя, пророк Иоанн практически завершил своё пророческое служение.
Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего.
В частности, Креститель обвинял иудейского царя Ирода в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата — Иродиадой.
Ироду это не понравилось и он заключил пророка в темницу.

Однако ненависть Иродиады была ещё сильнее, и она искала повода убить праведника.

Во время одного из пиров, Соломея, дочь Иродиады, своим танцем угодила царю, и он пообещал дать ей всё, что она пожелает.

По наущению матери, Саломея потребовала отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде.
Царь исполнил ее желание.


А Соломея отдала голову своей матери.

Православная церковь вспоминает мученическую кончину пророка, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, который отмечает 11 сентября.
Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Но Иродиада не разрешила хоронить голову Иоанна Предтечи вместе с телом и держала ее в своем дворце. Главу тайно похоронила служанка царицы, Святая мироносица Иоанна, на Елеонской горе.

В православной церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников, хотя и не является двунадесятым. Он празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова.

В этот радостный день, из служб категорически исключается все заупокойное. Оно устраняется в этот день Церковным уставом.

Рождество Иоанна Предтечи всегда попадает на Петров пост, который заканчивается празднованием памяти Святых апостолов Петра и Павла - 12 июля.
На праздник Рождества Иоанна Предтечи по Уставу разрешается вкушать рыбу.

Через Святого Иоанна каждый приходит в церковь с покаянием - он покровитель всех верующих.

Как проповеднику покаяния, ему молятся о вразумлении грешников, даровании видения и понимания своих грехов и их причин, о приобщении к Церкви некрещеных людей, маловеров и сектантов и даровании покаянного чувства, о помощи заключённым.

К нему прибегают за духовной помощью во время длительных постов. Пророк Иоанн издревле особо почитался крестьянами и пчеловодами, поэтому его просят об изобилии земных плодов.

Молитва Крестителю Иоанну, читается так:

"Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь."

Праздник «Иван Купала» также еще часто называют Иванов день. Он пришел к нам из древних времен и праздновался раньше почти во всех европейских странах. До крещения данный праздник был приурочен ко дню летнего солнцестояния, который выпадает на 20-22 июня.

История праздника 7 июля «Иван Купала»

После принятия христианства его стали праздновать в день рождения Иоанна Крестителя, который приходился на 24-го июня по старому стилю. Затем произошел переход на новый стиль, благодаря чему дата праздника передвинулась на 7 июля. В результате, получилось так, что он потерял свою астрономическую связь с солнцестоянием.

Достаточно интересна история названия данного праздника. Изначально он был посвящен языческому богу Купале. А в процессе христинизации получил еще и название в честь Иоанна Крестителя (Предтечи). Он считается ближайшим предшественник Иисуса Христа, предсказавшим его пришествие. Иоанн жил в Иудейской пустыне аскетом, проповедовал крещение покаяния для иудеев. Именно он же в водах Иордана крестил и самого Иисуса Христа. Крещение совершалось погружением в воду или омовением. В христианских представлениях он является последним в ряду пророков. Иоанн Креститель стал самым чтимым святым христианства после Богородицы.

Традиции и обряды на праздник 7 июля «Иван Купала»

Иванов день всегда был наполнен различными обрядами, которые связаны с водой, огнём и травами. С утра в этот день принято было купаться в реках и озерах. Однако некоторые считали, что, наоборот, лучше не делать этого, иначе водяной утащит на дно.

Главной особенностью купальской ночи можно назвать прыжки через очищающий костер. Люди плясали вокруг костров и прыгали через них, иногда прогоняли через них домашнюю скотину, чтобы уберечь её от мора. Матери в огне этих костров сжигали сорочки больных детей, чтобы они скорее выздоравливали.

Молодёжь и дети играли также в горелки, бегали на перегонки и всячески веселились. Напомним, что эта ночь является самой короткой в году. Считалось, что в нее нельзя ложиться спать. В это мистическое время, согласно народным поверьям, просыпалась и активизировалась всякая нечистая сила.

Обычаи праздника «Иван Купала» с травами

Множество обычаев этого праздника связано и с травами. Было принято собирать цветы и травы и класть их под Иванову росу. Затем их сушили и берегли, считая их целебными. Этими травами окуривали больных, боролись с нечистью, а также использовали и для других обрядов.

Однако самой главной травой этого дня традиционно является папоротник. С ним связаны древние предания о кладах. Считается, что цвет папоротника появляется в полночь только на несколько секунд. С ним можно найти любые клады, даже те, что находятся очень глубоко под землей.

Нужно отметить, что в Латвии данный праздник и в настоящее время является самым почитаемым и всенародным, превосходя по популярности даже Рождество. 23-24 июня являются даже государственными выходными днями.

В царской России этот праздник являлся одним из важнейших в году. Это был праздник поклонения Солнцу, связанный с летом, земледелием и плодородием. Народ с этим праздником также связывал свои представления о богатствах природы.

Наши далекие предки опоясывались перевязями из трав и цветов, плели венки и надевали их на голову. Они водили хороводы, плясали и пели. При помощи трения сухих палочек добывали огонь и разводили костры. В середине костра устанавливался шест, на котором закреплялось горящее колесо, символизирующее солнце.

Современные люди воспринимают праздник 7 июля «Иван Купала» , в основном, как лишний повод выбраться на природу. А вот раньше люди относились к нему крайне серьезно, со страхом и уважением. Нужно отметить, что праздновать данный праздник начинали еще 6 июля. В этот день было принято обязательно сходить в баню. Там мытье проводилось со специальными обрядами, помогающими очистить не только тело, но и душу.

В этот день еще существует достаточно распространенная традиция обливать водой друг друга и прохожих. Однако существует и негласное правило – нельзя обливать беременных женщин, маленьких детей и пожилых людей.

Этот праздник всегда считался одним из самых мистических. С ним связано огромное количество древних поверий и обрядов. В эту ночь собирали траву богатенку на имя каждого члена семьи. Чей цветок раньше завянет, тот человек в этом году заболеет или даже умрет. Считается также, что, если в этот день перелезть через заборы 12 огородов, то обязательно сбудется любое желание.

У девиц в ночь накануне этого праздника было принято опускать на воду венки, в которые втыкали зажжённые лучинки или свечки. Если венок тонул, это означало, что девушка не выйдет замуж за своего суженого, т.к. он уже разлюбил ее. Самой счастливой будет та, у которой венок дольше всех продержался на воде.

Согласно обычаям, на пороге и на подоконниках клали крапиву, чтобы защитить свой дом от нападения ведьм. Всех лошадей надежно запирали, т.к. верили, что в эту ночь ведьмы могут забрать их на свой шабаш.

Народные поверья гласили, что деревья в эту волшебную ночь покидают свои места и общаются между собой при помощи шелеста листьев. Разговаривают также травы и животные.

Интересное поверье связано с цветком иван-да-марьи. Его нужно было сорвать в эту ночь и положить по углам избы. Эти цветки начнут разговаривать друг с другом, поэтому вор побоится залезть в этот дом, думая, что там хозяин с хозяйкой.

В полночь незамужней девушке нужно закрыть глаза и набрать цветов, а затем положить их под подушку. На утро смотрят, если набралось 12 трав, то в этом году девушка выйдет замуж.

На муравьиных кучах в эту таинственную ночь было принято собирать в сосуд масло. Оно считалось лекарством от разных болезней.