Роль загадок в развитии логического мышления и речи детей. Роль загадки в развитии дошкольника Роль загадки в развитии дошкольника

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету . На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

· воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

· стимуляция умственной активности;

· развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

· расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

· развитие сенсорной сферы.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы .

1. Описательные:

· загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
Рыжая, пушистаяНа ёлочке живёт.Крепкими зубкамиОрешки грызёт.(белка)

· загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.


Скачет по болотуЗелёная квакушка.Зелёненькие ножки,Зовут её ...(лягушка)

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

2. Загадки со сравнением:

· загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.


Чёрен,а не ворон,
Рогат,а не бык,
Скрыльями,а не птица.

Молода-похожана серп,
Поживёт-станет, как лепёшка.

(месяц, луна)


Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

З.Метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Посреди двора стоит копна

Спереди - вилы, сзади - метла.

Чтобы отгадывать такой вид загадок, необходимо уметь сравнивать предметы, находить признаки различия и сходства; познакомиться с многозначностью слов и способами олицетворения.

Используя загадку, следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников. Самое главное, не только научить отгадывать загадку, но и подтверждать отгадку, спрашивать ребёнка, по каким признакам он отгадал.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это описательные загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.) –не более 2-3. Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки. Обязательно показать на картинке объект, который был загадан.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды загадок - метафорические , которые требуют сравнения, исключения, сопоставления и др.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет . В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1. "Какой? - Что бывает таким же?".

Какой? Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели "Какой - Что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2. "Что делает? Что (кто) делает так же?"

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

Что делает ежик?

Пыхтит, собирает, семенит.

Пыхтит как кто или что?

Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").

Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").

Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").

Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").

Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Модель 3. "На что похоже? Чем отличается?"

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Протокол составления загадки про гриб:

На что похож гриб? - На мужичка.

А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

Еще на что похож? - На дом, но без окон.

А еще на что похож? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.

Практическое задание: составить конспект экскурсии и конспект по ознакомлению со свойствами и качествами материалов (возрастная группа и тема на выбор).

Основная литература

1. Алексеева М. М. Об осознании детьми фонетической стороны речи / Алексеева М. М. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 9-13.

2. Афонькина Ю. Правильно говорить и думать: развитие и коррекция речемыслительной деятельности старших дошкольников / Афонькина Ю., Белотелова Т., Борисова О. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 68-74.

3. Борисова Т. Н. Развитие фонематических представлений - основа обучения грамоте / Борисова Т. Н., Лебедева Н. В. // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 5. - С. 119-123.

4. Воронина Л. П. В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи? / Воронина Л. П. // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 7. - С. 57-69.

5. Галушина О. В. Использование активных форм обучения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста / Галушина О. В. // Методист. - 2010. - № 10. - С. 60-62.

6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада: планы занятий / Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 103, с.

7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: планы занятий / Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 80 с., с. цв. ил.

8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: планы занятий / Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 129, с.

9. Ковтун И. В. Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по развитию речи в детском саду / Ковтун И. В. // Современный детский сад: [методика и практика]. - 2012. - № 3. - С.47-52.

10. Кондрашова Н. Г. Занятия в речевом бассейне: подготовительная к школе группа: звуки, буквы и слова / Кондрашова Н. Г. // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 2. - С. 20-25.

11. Конина М. Некоторые вопросы обучения детей 3 - 5 лет грамматически правильной речи / Конина М. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 28-31.

12. Литературные конкурсы как форма работы по развитию речи / Кузнецова Н., Аушкина И., Иванова В., Купцова И., Нечаева Н. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 56-64.

13. Мартыненко Л. "Ученье - свет, а неученье - тьма" : как научить детей 5-6 лет понимать пословицы / Мартыненко Л., Постоева Л. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 86-91; № 10. - С. 78-83.

14. Матухно И. Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей / Матухно И. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 95-97.

15. Романович О. Назови слово: [развитие речи дошкольников] / Романович О. // Обруч. - 2010. - № 2. - С. 8-9.

16. Рычагова Е. С. Развитие речи и начал грамоты как основа успешного обучения в школе / Рычагова Е. С. // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 5. - С. 112-118.

17. Смирнова Е. Как помочь маленькому ребенку заговорить: особенности речевого развития ребенка раннего возраста. / Смирнова Е. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2012. - № 2. - С. 14-16.

18. Смирнова Е. Развиваем речь в игре / Смирнова Е. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2012. - № 2. - С. 17.

19. Справникова И. Н. Слово на ладошке: [родительское собрание] / Справникова И. Н. // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 4. - С. 82-85.

20. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 256 с.

21. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с.

22. Уварова Т. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств / Уварова Т. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 50-53.

23. Устюжанина Л. В. Ничего никому не скажу: [развитие речи ребенка] / Устюжанина Л. В. // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 3. - С. 85-89.

24. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.

25. Фримучкова Г. В. Методика формирования связной речи старших дошкольников / Фримучкова Г. В., Щербик Л. Г. // Детский сад от А до Я. - 2012. - № 4. - С. 108-113.

26. Фролова И. А. Автоматизация звуков на занятиях по развитию речи: подготовительная к школе группа / Фролова И. А. // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 4. - С. 15-18.

27. Фролова И. А. Автоматизация звуков на занятиях по развитию речи: подготовительная к школе группа / Фролова И. А. // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 4. - С. 15-18.

28. Чиндилова О. В. Приемы развития литературной речи детей дошкольного возраста / Чиндилова О. В. // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 6. - С. 24-28.

29. Чумакова И. Развитие речи на первом году жизни ребенка / Чумакова И. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 52-55.

Дополнительная литература

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. - 400 с. - (Педагогическое образование).

2. Артемова, Л.А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] Л.А. Артемова. - М.: Просвещение, 1992.

3. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. -1993. - №9.

4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /А.К.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991.

5. Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст] /А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981.

6. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать – М.: Знания, 1994.-160 с.

7. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] /Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1992.

8. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. т -. 2. с. 386-413-М.. 1982.

9. Генинг М.Г., Герман.Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. -Чебоксары. 1980.

10. Гурович Л.М. Ребенок и книга [Текст] / Л.М. Гурович, Л.Б.Береговая, В.И. Логинова. - М.1992.

11. Жигулев А. Пословица в развитии речи дошкольника // Дошкольное воспитание.-1975. - №7-10.

12. Журова, Л.Е. Обучение грамоте в детском саду [Текст] / Л.Е. Журова.- М. Педагогика, 1978.

13. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения.// Избранные психологические труды. в 2 т.- М: Педагогика, 1986.

14. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста [Текст] /Э.П. Короткова. - М., 1977.

15. Кравцов, Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника [Текст] /Е.Е. Кравцов. – М.: Просвещение, 1996.-160 с.

16. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М: Педагогика 1972.

17. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] . – М: Педагогика, 1986.

18. Лосева Л. М. Как строится текст. Под ред. Г. Я. Солганика – М: Просвещение, 1980.

19. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя [Текст] . - М., Просвещение, 1983.

20. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] .- М., Просвещение, 2009.

21. Негневицкая Е.И., Шахнарович А. М. Язык и дети. - М.. Наука, 1981.

22. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи [Текст] . - Улан-Удэ, 1974.

23. Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и не читающих детей [Текст] . – Самара, 1993-109 с.

24. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М: 2005.

25. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / Под ред. М.И.Лисиной – М: Педагогика, 1985.

26. Обучение дошкольников грамоте/ Под. Ред. Н.В.Дуровой. – М.: Школа-Пресс, 2000 -144с.

27. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников [Текст] / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 2007.-192 с.

28. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.-144 с.

29. Развитие речи дошкольника. / Под ред. О. С. Ушаковой - М., 1990.

30. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А. Г. Рузской. - М: Педагогика, 1989.

31. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. //Эмоциональное развитие дошкольника.- М., 1985.

32. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. - М., Просвещение, 1984.

33. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего возраста [Текст] / Е.И. Тихеева. – М: Просвещение, 1981.

34. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом [Текст] / Г.А. Тумакова. - М.,1991.

35. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.-224 с.

36. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова; Ин-т дошк. воспитания и семейного образования РАО. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. - 240 с. - ISBN 5-89939-033-6: 71-00.

37. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. высш. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 560 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0438-2

Я очень люблю загадки. Ведь они помогают развивать ум, смекалку, остроумие. Поэтому мне стало интересно: как и когда появились загадки, для чего, какими они бывают, кто их придумывает. На эти вопросы мне помогли ответить родители, учителя, книги.

Что такое загадка?

Загадка – это иносказательные(содержащие скрытый смысл) изображения предметов или явлений, которые предлагается отгадать.

Бывают загадки-иносказания:

Колобок, колобок,

Зашнурованный бок,

Убегает от ног.

МЯЧ загадки-описания:

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком.

Загадки- вопросы:

Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают?

БЛИН и даже загадки- задачи:

Шёл охотник.

Увидел на дереве трёх ворон.

Выстрелил. Одну убил.

Сколько осталось?

Кто придумывает загадки?

Народные загадки появились очень давно. Они относятся к устному народному творчеству. Часто используются в народных сказках.

Как с древних времён в народе проверяли ум и смекалку человека? Конечно же загадывали ему загадку!

Во многих русских сказках самыми мудрыми людьми оказывались те, кто легко и быстро разгадывал загадки. И за это им воздавалось сполна: девица умело справилась со всеми загадками царя – и царь женился на ней. А солдат, отгадавший труднейшую загадку, получил кучу денег в награду. Тот же, кто не разгадал загадки, в лучшем случае оказывался в дураках.

Русские народные загадки очень интересны. Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное. Поэтому такие загадки – образцы фольклорного искусства слова.

Косой бес

Поскакал в лес. – ЗАЯЦ

Катится бочка

Нет на ней ни сучочка – ЯЙЦО

Маленький мужичок

Оказывается, их писали и пишут очень известные писатели и поэты. Такие как Корней Чуковский, Михаил Шварц, Генрих Сапгир, Сергей Михалков и многие, многие другие.

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная!

К. Чуковский

Летом небо

Очень гладко,

Как спортивная

Площадка.

Футбольный мяч.

Где была ты?

Тут и там.

Где летала?

По цветам.

Что домой ты принесла?

Мёд,- ответила ПЧЕЛА

Г. Сапгир

Когда появились первые загадки?

Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – не известно. Однако первые упоминания о них относятся к началу семнадцатого века. Точно одно. Что загадка появилась не раньше самого предмета, о котором говорится в этой загадке.

Например, загадка о проруби:

В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено

Относится к восемнадцатому веку. Именно тогда стекло стали много использовать.

А загадка о радио –

Не человек, а разговаривает- возникла в двадцатом веке, когда появилось радио радио.

Почему возникли загадки?

Считается, что в древности люди часто пользовались иносказательной тайной речью. Она нужна была военным, священникам и простому народу. С помощью загадок древние обучали молодёжь иносказательной речи. Умение разгадывать загадки было, по мнению древних, необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным и мудрым человеком. Эти знания приносили человеку счастье.

О чём загадывают загадки?

За много веков народ придумал множество загадок обо всём на свете. Тут и загадки о явлениях природы, о растениях, о животных, о самих людях и их жизни.

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На дереве живёт

И орешки грызёт.

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл

Красну шапочку нашёл.

Есть ли загадки в других странах?

Конечно, есть!

Каждый народ имеет свои загадки. Многие из них переведены на русский язык и понятны нам. Часто в загадках говорится о знакомых всем людям предметах(солнце, звёзды и пр.), а иногда загадку трудно отгадать, так как отгадкой становится предмет, знакомый определённому народу.

Якутские загадки:

Серебряная чаша

Посреди моря лежит

Без колёс, а двигается.

Эвенкийские загадки:

Старушка встанет –

До неба достанет.

ДЫМ ОТ КОСТРА

Кипит котёл в тайге.

МУРАВЕЙНИК

Карельские загадки:

Кипит в лесу котёл

Без дров – головешек,

Без поваров – поваришек,

Без кашеварок – стряпушек.

МУРАВЕЙНИК

Не кушает, а пухленькая,

Не умыта, а чистенькая.

Алтайские загадки:

На вершине золотого дерева

Золотая кукушка крылья распустила.

КЕДР И ШИШИКИ.

Страшный хан живёт в горах,

На людей наводит страх.

Загадки народов Северного Кавказа:

В тёмный ров страшный барс залез.

САБЛЯ В НОЖНАХ

Никто не кормил, а толстой стала.

Загадки народов Южного Урала:

Плащ не больше чаши, а весь народ греет.

Под горбатым мостом

Четыре горбика.

НОГИ ВЕРБЛЮДА

Зачем нужны загадки?

Загадки интересны, познавательны, они развивают логику, речь, мышление и фантазию. Поэтому взрослые так любят загадывать загадки детям, а дети любят их отгадывать.

Долго ли будут существовать загадки?

Загадки будут жить вечно. Только одни загадки уходят, но на их место приходят другие. Так происходит потому, что многие предметы быта, события уходят из нашей жизни и мы не можем отгадать их, не понимаем их смысл. Но новое время приносит с собой новые современные загадки. Некоторые из них основываются на старинных загадках.

Летит птица крылата:

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьёт.

В древности отгадкой была СТРЕЛА.

А теперь мы скажем, что это ПУЛЯ. И по-своему будем правы.

Можно ли сочинять загадки самим?

Я решила проверить – можно ли самим сочинять загадки? Я постаралась и вот что у меня вышло:

Белый, ароматный

Очень, очень сладкий

Красная одёжка

Чёрная застёжка

Все «Коровкой»

Называют и на

Небо отправляют.

Там её детки кушают конфетки

Божья коровка

Очень вкусная подружка

Ароматная ПЕТРУШКА

Открываю белый короб

Там всегда продуктов ворох.

Все полезны и нужны

Ну, конечно, ХОЛОДИЛЬНИК

Эти штучки любят детки

Только это не конфетки.

Мы сосали их и сами,

А теперь большими стали

И давно их не видали

СОСКА, БУТЫЛКИ С СОСОКОЙ

Кто ночью работает,

А днём отдыхает?

Итак, узнав многое из истории загадок, я полюбила их ещё больше. Теперь для меня загадки не только смешные и забавные вопросы. Но, прежде всего, это исторические литературные памятники русского фольклора и прекрасные миниатюрные произведения известных авторов. Я узнала, что загадки есть у каждого народа, что пришли они к нам из древности и что они продолжают жить и обновляться, появляются новые уже авторские загадки. Я попробовала и сама сочинила несколько забавных загадок и мне это понравилось.

Закончить свою работу я хотела бы стихотворением Владимира Даля – известного собирателя фольклора, писателя, автора толкового словаря и великого знатока русского языка.

«Загадка»

Как по мосту, по мосточку

Шла девица-семилетка,

За девицей –молодец:

Стой, девица – семилетка,

Загадаю три загадки,

Ты изволь же отгадать их:

А что растёт без кореньев?

А что цветёт без алого цвету?

А что шумит без буйного ветру?

Растёт камень без кореньев,

Цветёт сосна без алого цвету,

Шумит вода без буйного ветру.

Введение

загадка поэтический педагогический

Кто в детстве не любил загадки? Все любили, и, повзрослев, продолжают отгадывать загадки на праздниках, торжествах, конкурсах. Как-то раз мы попробовали сами придумать загадку, но, увы, не получилось. Мы задумались! Наверное, есть специальные правила составления загадок. Мы решили в этом разобраться.

Оказывается, человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. И составление загадки, ее разгадывание требовали пристального наблюдения действительности, выявления в ней типичного, характерного. Загадка помогала совершенствовать человеческую мысль, развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно, образно.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудие труда и прочие.

К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками.

Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека.

Отсюда и понятна многовековая жизненность и популярность загадки, как среди взрослых, так и детей.

Мы поставили перед собой цель: изучить способы доказательства отгадок и правиласоставления загадок и научиться сочинять загадки.

Объект исследования : загадки.

Предмет исследования : правила отгадывания и составления загадок.

Задачи:

1.Изучить теоретические основы исследования.

2.Изучить способы доказательства отгадок.

.Выявить правила составления загадок.

.Научиться сочинять загадки.

Гипотеза: если изучить правила отгадывания и составления загадок, то можно овладеть способами доказательства отгадок и научиться самостоятельно, составлять загадки.

Методы исследования : анализ загадок, изучение композиционных и языковых особенностей загадок, изучение правил составления загадок, эксперимент, сочинение загадок.


1. Теоретическая часть


.1 Загадка - поэтическое описание предмета


Существует множество определений загадки.

Загадка - замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.

По определению В.И. Чичерова, «загадка - это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

По определению фольклориста В.П. Аникина, загадка - это «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, короткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».

В основе всех определений лежат одни и те же признаки:

-описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

-как правило, описание лаконично;

-загадке часто присущ ритм.

Учитывая эти признаки, загадку можно определить так:

Загадка - это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и
богатство окружающего мира, развивая тем самым речь. Основой загадок служат обычно свойства, качества, функции предмета, его внешний вид. Излюбленный прием загадки - игра в несообразность, замещение одного предмета другим.

Пока они незрелые,

На привязи лежат.

Как только поспевают,

Арканы обрывают.

В некоторых загадках просто сообразуются качества неназванного предмета, способ его применения:

В этом доме нет угла.

Вот уж рай для неслуха!

И такое вот жилище

Ты всегда в степи отыщешь.

Многие загадки содержат сведения об окружающем мире и деятельности человека:

Зимою она и крепка, и тверда.

Поскольку недаром она изо льда.

Но только немного ослабнет мороз!

Как тут же она изведется от слез!

Поэтическая природа загадки отражает реальный предметный мир не
ради него самого, а ради эстетических целей. В отличие от пословиц, поговорок и прочих малых жанров фольклора загадка открывает полный
простор для творческой фантазии ребенка и развития его речи. Загадки обогащают словарь младших школьников за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Итак, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».


1.2 Композиционные и языковые особенности загадок


Как жанр народного творчества загадка давно привлекает внимание писателей и поэтов, которые создают литературные загадки. Литературная загадка продолжает традиции народной загадки: она основывается на том же образном представлении о предмете, сравнении и сопоставлении.

Загадки, будучи разнообразны по тематике и содержанию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности. Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

В исследованиях Ю.Г. Илларионовой были выделены различные способы построения логических задач в загадках:

Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления.

В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и нужно найти отгадку.

Например: Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку

Здесь перечислены четыре признака, свойственные кролику; признаки внешнего вида и действия животного.

Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон.

Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке.

Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.

Например: Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку.

Метафорические загадки.

Разгадывание представляет собой расшифровывание метафор.

Например: Красненьки сапожки в земельке лежат. (Свекла)

Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.

Необходимо выделить композиционные и языковые особенности загадок.

Загадка, как мы отметили, всегда вопрос, но оформляется он по-разному. Загадка может быть представлена в виде вопросительного предложения: Кто на себе домик носит? (Улитка.) Но чаще загадка состоит из одного или нескольких повествовательных предложений, обозначающих признаки, а вопрос возникает в сознании слушателя, потому что содержание этих предложений непонятное, необычное. Сама непонятность загадки оказывается, таким образом, ее скрытым вопросом, оформление которого становится заботой отгадывающего: Зубасты, а не кусаются. - «Что это?» (Грабли).

Богаты и разнообразны изобразительно-выразительные средства загадок. Это объясняется самой природой загадки, требующей сопоставления, иносказания, красок, точности в употреблении языковых средств.

Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.

Употребление слова в ином, переносном значении - наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще всего оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: или их общего вида и общего назначения, или только их частных признаков - формы, окраски, действий. Так, в загадке - У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет - гвоздь упадет - по принципу внешнего сходства сосулька названа белым гвоздем.

Итак, композиционные и языковые особенности загадки обусловлены своеобразием жанра. Они делают загадку выразительной, а логическую задачу занимательной.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей младшего школьного возраста. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего особенно вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Они помогают ребенку увидеть вторичные значения слов. Загадки позволяют развивать детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова.

Таким образом, под влиянием загадок у младшего школьника складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.

Загадки полны познавательного смысла. Загадка ставит перед ребенком вопросы:

Что откуда?

-Что из чего делается?

Что чему служит?

Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Каждая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Все, что раньше было для ребенка предметом знакомства и стороннего наблюдения, что составляло пространство его жизни, теперь - предмет загадывания.

Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях является базой для логически правильного рассуждения и умозаключения.

Подводя итог сказанному, отметим, что с древнейших времен загадки были своего рода поэтическим окошком, открывавшим ребенку окружающий мир с таких сторон, которые невидимы при поверхностном наблюдении. Загадки учили «смотреть в корень», видеть взаимосвязь всего сущего, находить схожее в различном и отличия в одинаковом. В загадках мир поэтизирован, предстает необычным, удивительным, наделенным душой, чувствующим, действующим, говорящим с человеком. Как литературное произведение, вводит младших школьников в целый мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами языка.


2. Практическая часть


.1 Исследование умений отгадывать и самостоятельно конструировать загадки


В начале эксперимента проводилась диагностика детей старшего дошкольного возраста и выяснялось:

  1. как дети умеют выделять признаки и свойства предметов и явлений;
  2. как дети понимают сравнение в качестве художественного приема загадки;
  3. какими способами доказательства дети владеют.

Детям было дано задание:

Отгадайте загадки. Слушайте внимательно, запомните, как говорится в загадке о предмете; отгадайте и докажите, что вы правильно отгадали.

Для того чтобы дети по-разному и самостоятельно строили доказательство, предлагалось несколько загадок об одном и том же предмете. Так, о часах было предложено четыре загадки:


Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим. (Часы)

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце -

Тихо так,

Что всегда идет,

А с места не сойдет? (Часы)


По тому, как дети объясняли отгадку, можно было судить об их понимании сравнений и способах доказательств при отгадывании.


На графике 1 показаны результаты исследования умений учащихся 4 класса отгадывать загадки.


График 1. Результаты исследования умений отгадывать загадки


Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:

-дети не привыкли вслушиваться в загадку и размышлять над включенной в нее проблемной задачей;

-невнимательно слушали, не учитывали все названные признаки, торопились дать ответ, учитывая один из признаков;

-выделив один признак из целого описания, дети не связывали его с другими признаками, давали неправильную отгадку.

График 2. Результаты исследования умений самостоятельно конструировать загадки


По результатам исследования можно отметить, что большинство младших школьников не имеют самостоятельно конструировать нерифмованные и рифмованные загадки, но хотят научиться, так как загадка развивает догадливость, сообразительность; открывает поэтическую сторону в вещах, предметах и явлениях; развивает творческую фантазию; обогащает словарный запас; формирует представления о переносном значении слова.


2.2 Методика развития умений отгадывать и самостоятельно конструировать загадки


В ходе работы над проектом был выделен алгоритм отгадывания загадок. Чтобы отгадать загадку, нужно:

1.Выделить признаки предмета, указанные в загадке.

2.Сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи.

.На основе установления связей и объединения признаков делается вывод, т.е. правильная отгадка.

Основой отгадывания является понимание вопроса загадки - в нем всегда содержится своеобразная задача, которую надо решить: что надо искать? Надо также уяснить, как искать отгадку, т.е. найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как именно они являются ключом к отгадке.

Отгадать загадку и доказать правильность отгадки - не одно и то же. Чтобы отгадать загадку, бывает порой достаточно одного признака, случайной ассоциации, внезапной параллели. А чтобы доказать отгадку, необходимо последовательно развернутое логическое рассуждение, строгая обоснованность каждого положения. Доказательство всегда основывается на точном анализе материала загадки.

Доказательство является логическим приемом самопроверки, самоконтроля при отгадывании и в то же время средством убеждения других.

Способ доказательства зависит от количества признаков и полноты связей, представленных в загадке, т.е. от сложности логической задачи, которую приходится решать.

Если в загадке перечислено несколько признаков, и они даны уже в готовых связях, например:

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! - то доказательство легче начать с тезиса (отгадки), а потом подтвердить его доводами (признаками). «Это собака» (тезис). Доводы: «Она ворчит, ляжет у двери и сторожит дом. Никого не пропустит».

Если в загадке названы только признаки, а связи не показаны, то доказательство может начинаться с установления связей, с рассуждения, а за ним следует вывод, отгадка:

Быстрый прыжок,

Теплый пушок,

Красный глазок.

Доводы: «Быстрые прыжки и теплая пуховая шубка - у кролика. И красный глазок - бывает у кролика. Значит, это кролик».

Существуют два различных способа доказательства отгадок (см. таблицу 1). Способ доказательства определяется содержанием, композицией загадки, своеобразием логической задачи.


Таблица 1. Способы доказательства отгадок

СпособДоказательствоОсновное назначениеПримерПервый способдоказательство начинается с объявления отгадки (тезиса), после чего следует подтверждение ее признаками (доводами)загадка заканчивается вопросомСнег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лед и вьюга завывает» (доводы).Второй способдоказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т.е. с рассуждения, доводов, а отгадка (тезис) является логическим выводом, итогом рассуждения.а) отгадывание загадок, в которых перечисляется ряд признаков и нет прямого вопроса. В этом случае отгадывающий рассуждает, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу-отгадкеДлинное ухо, Комочек пуха. Прыгает ловко, Любит морковку, Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика; зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают - (доводы). Значит, это кролик» (тезис).б) отгадывание загадок, построенных на отрицательном сравнении Круглая, да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышь. Ребята рассуждают: «Круглыми бывают помидор, редиска, репа. Только помидор красного цвета, редиска розового, а репа желтого. Она и сладкая. А хвостик - это корешок. Значит, это репа» (тезис)

Таким образом, когда овладеешь различными способами доказательства, то и отгадывать загадки будет легче и точнее. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном совпадении, а на четком анализе материала загадки.

Параллельно с работой по отгадыванию загадок шла работа по составлению загадок.

Работа велась поэтапно:

1. Нахождение сходных предметов по какому-либо признаку в окружающей обстановке.

С помощью набора картинок учить детей анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения.

Введение модели, с помощью которой дети учатся загадывать -
отгадывать загадки. 4.Коллективное и индивидуальное составление загадок.

Рассмотрим каждый из этапов работы.

Исходя из того, что наблюдение и изучение предметов в их многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и умозаключения, с этой целью детям предлагались следующие задания:

Задание 1.

«Назовите все деревянные предметы в группе».

Цель: учить детей находить сходные предметы в окружающей обстановке по одному общему признаку - по материалу, сравнивать и обобщать их; развивать наблюдательность и внимание.

Задание 2.

«Назовите все предметы круглой формы».

Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по форме; продолжать развивать наблюдательность и внимание.

Задание 3.

«Какие предметы бывают только желтыми (зелеными, оранжевыми)?».

Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по цвету; продолжать развивать наблюдательность и внимание.

Задание 4.

«Ребята, назовите предметы, которыми можно есть, копать?».

Цель: учить детей находить предметы-заместители, обращаясь к личному опыту; развивать воображение, абстрактное и логическое мышление.

На первом этапе эксперимента можно было проследить, что дети сначала невнимательно слушали задание и неверно отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, они активизировались, начали искать, предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях, обращались к личному опыту детей.

В результате заданий удалось развить у младших дошкольников наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения.

Посредством применения загадок дети овладевали умением находить образные сравнения. С этой целью были разработаны задания:

Детям предлагается прослушать стихотворение и доказать, почему такие сравнения приводит автор стихотворения:

На свете все на все похоже:

Змея - на ремешок из кожи,

Луна - на круглый глаз огромный,

Журавль - на тощий кран подъемный,

Кот полосатый - на пижаму,

Я-на тебя, а ты - на маму. (Р. Сеф)


В результате выполнения задания, мы отметили, что дети, опираясь на образные сравнения, глубже и точнее анализировали предметы, рассуждали, делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого давали образное сравнение.

На этом этапе детям предлагалась модель, с помощью которой они учились выделять признаки и на этой основе составлять загадки.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств предмета. Основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно воспринимаемым свойствам, качествам вещей.

Например, модель - на листе бумаги изображены:

-человек - назначение и способы использования предмета;

-геометрические фигуры - форма предмета;

-цветовой спектр - цвет предмета;

-кусочки ткани - материал (гладкий, шероховатый).

Задание 1.

Детям было предложено для анализа и рассмотрения яблоко. Опираясь на модель, дети выделяли признаки данного предмета.

«Какой формы яблоко, есть ли эта форма на модели?»

«Какого цвета яблоко? Каких цветов бывает?»

«Какое яблоко на ощупь?»

«Как оно используется человеком?»

Ответы детей:

«Яблоко круглое, похоже на шар, круг».

«Оно зеленое, но бывают разные яблоки желтые, красные, смешанных цветов».

«Оно гладкое вот как здесь», ребенок показал на гладкий материал в модели.

какие-либо качества, свойства, признаки данного предмета не были названы в загадке.

Работая над загадками, мы составили правила конструирования загадок:

1.Найди сходные предметы с тем, о котором будешь составлять загадку.

2.Сравни эти предметы, найди общее, подбери образное сравнение.

3.Составь модель:

назначение и способы использования предмета;

форма предмета;

цвет предмета;

материал, из которого сделан предмет.

4.Составь загадку.

Итак, работа по развитию умений отгадывать и самостоятельно конструировать загадки дала положительные результаты.


.3 Анализ результатов экспериментальной работы


С целью выявления изменений в умениях отгадывать и самостоятельно конструировать загадки была проведена повторная диагностика аналогичная первой.

На графике 3 показаны результаты исследования умений отгадывать загадки на конец эксперимента.

График 3. Общие результаты исследования умений отгадывать загадки (конец эксперимента)


На графике 3 видно, что уровень умений выделять признаки и свойства предметов, понимать сравнения, владеть способами доказательств значительно возрос. Остались еще дети с низким уровнем умений отгадывать загадки в силу частых пропусков занятий по болезни и низкого уровня развития речи.

Проанализировав полученные данные на конец эксперимента, можно сделать следующие выводы:

-дети внимательно вслушиваются в загадку и размышляют над включенной в нее проблемной задачей;

-внимательно слушают загадку до конца, учитывают все названные признаки, не торопятся дать ответ;

-выделив признак или признаки, дети связывают его с другими признаками, дают правильную отгадку.

Затем дети самостоятельно сочиняли загадку. Результаты на конец эксперимента представлены на графике 4.


График 4. Общие результаты исследования умений самостоятельно конструировать загадки (конец эксперимента)


По результатам исследования можно отметить, что по сравнению с началом эксперимента большинство старших дошкольников умеют самостоятельно конструировать нерифмованные и рифмованные загадки, так как они научились находить сходные признаки предметов, проводить анализ, подбирать образные сравнения.


Заключение


Работая над этим проектом, мы изучили много материала о загадках. Выяснили и описали композиционные и языковые особенности загадок.

В ходе экспериментальной работы была составлена методика развития умений отгадывать и самостоятельно конструировать загадки. Нами были составлены правила конструирования загадок.

Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывалась привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствовало не только языковую подготовку ребенка, но и успешно развивало его мыслительные способности, расширяло представления о материальном и духовном мире.

Отгадывание загадок приучало детей к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивало способность к анализу, формировало умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.


Список использованных источников


1.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1990. - 156 с.

2.Львов М.Р. Методика развития речи. - М.: Просвещение, 1993. - 356 с.

.Казахский фольклор. Собрание В.Г. Потанина. - Алма-Ата,
1972. - 189 с. 4.Илларионова Ю.Г. Загадки для детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 1997. - 115 с.

5.Чичерина В.И. Загадки для младших школьников. - М.: Просвещение, 2000. - 124 с.

6.Муканов М.И. Обучение разгадыванию загадок. // Начальная школа. 1997. - №5. - С. 32.

7.Напольникова Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку - М.: Просвещение, 1988. - 134 с.

8.Тарнопольская О. Фольклор. Загадки. - М.: Просвещение, 2001. - 99 с.

9.Джежелей О.В. Развитие речи и обучение чтению. - М., 1994. - 89 с.

10.Ладыженская Т.А. Методика развития речи. - М.: Педагогика, 1993. - 144 с.

.Пирогова Л.И. Сборник словесных игр. - М.: Просвещение, 2003, - 103 с.

12.Ерофеева Т.И. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении младших школьников. // Школьное воспитание. - 1996. №2. С. 17-20.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.

1. О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

    воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

    стимуляция умственной активности;

    развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

    расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

    развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) , т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

Загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение) ;

Загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое) . Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

Загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

Загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д.)

Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания) . В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д.) . Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.

2. Методика обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3, 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1 (приложение1)

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар) . Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы) .

Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы) .

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

монета

Шипящий

вулкан

Круглый

арбуз

ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели "Какой - Что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета) .

Модель 2 (приложение 2)

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части) .

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

Что делает ежик?

Пыхтит, собирает, семенит.

Пыхтит как кто или что?

Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение") .

Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение") .

Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение") .

Собирает как жадина (сравнение на "занижение") .

Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение") .

Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение") .

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Пыхтит

Новенький паровозик

Собирает

Хорошая хозяйка

Семенит

Ребенок, который учится ходить

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Пыхтит

Сломанный чайник

Собирает

Жадина

Семенит

Старый гном

Модель 3 (приложение 3)

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

На что похож гриб? - На мужичка.

А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

Еще на что похож? - На дом, но без окон.

А еще на что похож? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

На что похоже?

Чем отличается?

Мужичок

Нет бороды

Дом

Нет окон

Зонтик

Тоненькая ручка

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.

Список литературы:

    Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000.

    Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М. : Академия, 1999.

    Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.

    Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.

    Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986. -№9. -С. 23-26.

    Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000.

    Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990. -№7

    Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . -М. : Просвещение, 1981.

    Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -1995. -№1. -С. 59-66.

    Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983. -№7

Роль загадки в развитии старших дошкольников

Воспитатель старшей группы «Сказка» Чумакова Ольга Владимировна

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.

Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.

Загадка:

Это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

Стимуляция умственной активности;

Развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

Развитие сенсорной сферы.

Виды загадок с примерами.

1. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.

Стихотворная форма:

Серая шейка,
Жёлтый носок,
Плавает в речке
Как поплавок.

Ответ: уточка.

2.Загадки-рифмовки . Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким "отгадывальщикам" — загадки попроще.

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

В реке большая драка: поссорились два… (рака)

Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)

Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)

3. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.

Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это...
( мишка, белка)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает...

( корова , обезьяна)

Ржёт на поле поутру
Длинногривый...

( кенгуру , конь)

Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее...

( заяц , лиса)

4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

У меня который год

ежик в комнате живет.

Если пол намазан воском,

Он натрет его до лоска. (Полотер)

Стучат, стучат — не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например:

Скоро 1 0 лет Сереже —

Диме нет еще шести.

Дима все никак не может

До Сережи дорасти.

А на сколько лет моложе

Мальчик Дима, чем Сережа?

(на 4 года)

Возле леса на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Машенька и три медведя).

Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно.

Они работают пером, пилою, ложкой, топором(пальцы).

Черен, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт.

Летит жужжит,

упадет - землю роет

(жук).

Принципы отбора загадок для детей старшего дошкольного возраста

При отборе загадок для работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний отображают содержание программы познавательно-речевого развития.

Загадки о явлениях природы , о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.

Зимнее стекло
Весной потекло.
Ответ: лед

Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит.
При солнце, при месяце
Серебром блестит.

Ответ: снег

Растут зеленеют

Упадут пожелтеют

Полежат почернеют

Ответ:(листья)

Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами , где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом
сидит всю жизнь рядом,
видят белый свет,
а друг - друга нет.

Ответ: глаза

В брюхе баня,
в носу решето,
пупок на голове,
рука на спине.

Ответ: чайник.

Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.

Ответ: иголка

Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей.
В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное - заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения - это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

Методика работы с загадками

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.

Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.

    Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.

    Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.

    Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Использовался интернет источник http://nsportal.ru/

Литература:

    Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.

    Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

    Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.

    Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7