Родословное дерево по биологии с признаками. Исследовательская работа по биологии «Родословная моей семьи. Что такое генеалогическое древо

Задача 1
Болезнь наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Пробанд болен, и его родословная имеет следующий вид:

Рис. 1. Графическое изображение родословной по аутосомно-рецессивному типу наследования признака.

Жена пробанда здорова и не содержит в своем генотипе патологических аллелей. Чему равна вероятность рождения у пробанда здорового ребенка?
Решение:

Генная запись скрещивания:

Вероятность рождения здорового ребенка (генотип Аа):
Р = 1/1 = 1 (100%).
Ответ:
Вероятность рождения у пробанда здорового ребенка равна 1 (100%).

Задача 2


Рис. 2. Графическое изображение родословной по голандрическому типу наследования признака.

Решение:
Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну, при этом все мальчики рождаются с этим признаком, то можно думать, что изучаемый ген находится в Y-хромосоме (голандрическое наследование).





У женщин данная аномалия отсутствует.

Задача 3
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по аутосомно-доминантному типу наследования.
Решение:
Аутосомно-доминантное наследование:

2. признак встречается у детей, у которых хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак;
3. мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой.

Рис. 3. Графическое изображение родословной по аутосомно-доминантному типу наследованию признака, состоящей из пяти поколений.

Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; чело-век, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным. В родословной 7 женщин и 6 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого при-знака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.









Задача 4
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по аутосомно-рецессивному типу наследования.
Решение:
Аутосомно-рецессивное наследование:
1. признак встречается относительно редко, не в каждом поколении;
2. если признак имеется у обоих родителей, то этот признак имеют все их дети;
3. признак встречается и у детей, родители которых не имеют изучаемого признака;
4. мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой.

Рис. 4. Графическое изображение родословной по аутосомно-рецессивному типу наследованию признака, состоящей из пяти поколений.

Признак встречается у детей, родители которых не имеют данный признак. Признак встречается относительно редко не в каждом поколении. Мужчины и женщины имеют этот признак в равной степени, что указывает на то, что ген этого признака локализован в аутосоме и передаётся по аутосомно-рецессивному типу.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
- особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
- особь женского пола, имеющая изучаемый признак;


- дети одной родительской пары (сибсы);

Задача 5
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

Рис. 5. Графическое изображение родословной по рецессивному сцепленному с Х-хромосомой типу наследования признака.

Решение:
Признак встречается относительно редко. Признак проявляется у детей, родители которых не имеют этого признака. Изучаемый признак, встречаются у представителей мужского пола примерно в равной степени и очень редко у представителей женского пола (в родословной 5 мужчин и 1 женщина), поэтому можно думать, что изучаемый признак рецессивен и сцеплен с по-лом: обусловливающий его ген расположен в половой Х- хромосоме. Тип наследования: рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование.
Возможные генотипы всех членов родословной:
Наличие признака - Х a ;
Отсутствие признака – Х A ;
Генотип представителей мужского пола с данным признаком – Х a Y. Генотип мужчин с отсутствием данного признака - Х A Y. Генотип женщины с наличием данного признака - Х a Х a . Возможные генотипы женщин, у которых отсутствует признак - Х A Х A или Х A Х a . Генотипы основателей рода:
Х A Х a ; Х A Y.
Генотип пробанда - Х A Y.

Задача 6
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по доминантному, сцепленному с Х-хромосомой типу наследования.
Решение:
Доминантное сцепленное с Х-хромосомой наследование:

Рис. 6. Графическое изображение родословной по доминантному признаку, сцеплённому с Х-хромосой.

Признак встречается в каждом поколении. Признак встречается у детей, у которых хотя бы один из родителей имеет данный признак. Признак встречается и у мужчин и у женщин, но у женщин приблизительно в два раза больше, чем у мужчин. Если изучаемый признак имеет мужчина, то все его дочери будут иметь этот признак, а у всех его сыновей этот признак будет отсутствовать.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
- особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
- особь женского пола, имеющая изучаемый признак;


- дети одной родительской пары (сибсы);

Задача 7
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

Решение:

Люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, значит,данный признак рецессивный. При близкородственном скрещивании наблюдается рождение большого количества детей с данным признаком. Признак встречается приблизительно одинаково редко у мужчин и у женщин (у женщин - 3, у мужчин - 2), то можно предположить, что изучаемый признак является аутосомным, т. е. обусловливающий его ген расположен в аутосоме.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-рецессивному типу . Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Возможные генотипы всех членов родословной:
А – аллель доминантного гена;
а – аллель рецессивного гена.
Генотипы особей, имеющих данный признак: (аа).
Генотипы основателей рода (особь №1 и особь №2) –Аа.
Генотипы остальных особей можно представить так: (А_).

Задача 8
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по рецессивному, сцепленному с Х-хромосомой типу наследования.
Решение:
Рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование:
1) признак встречается относительно редко, не в каждом поколении;
2) признак встречается преимущественно у мужчин, причем у их отцов при-знак, обычно отсутствует, но имеется у дедов (прадедов) по материнской ли-нии;
3) у женщин признак встречается только тогда, когда он имеется и у их отца.

Рис. 8. Графическое изображение родословной с рецессивным сцепленным с Х-хромосомой типом наследования признака.

Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
- особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
- особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
- особь женского пола, имеющая изучаемый признак;


- дети одной родительской пары (сибсы);

Задача 9
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

Рис. 9. Графическое изображение родословной с аутосомно-рецессивным типом ядерного наследования признака.

Решение:
Определение типа наследования признака:
Признак встречается относительно редко, не в каждом поколении; признак встречается и у детей, родители которых не имеют изучаемого признака; мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой (2 женщины и 3 мужчины). Если люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, и если признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным. Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются приблизительно с одинаковой частотой, например, одинаково часто или одинаково редко, то можно думать, что изучаемый признак является аутосомным, то есть обусловливающий его ген расположен в аутосоме.
Таким образом, можно предположить, что данное графическое изображение родословной принадлежит к аутосомно-рецессивному типу ядерного наследования признака.
Возможные генотипы всех членов родословной:
А – аллель доминантного гена;
а – аллель рецессивного гена.
Генотипа особей, имеющих данный признак (особь №3, №7, №9): (аа).
Геноипы основателей рода: особь №1(аа) и особь №2 (А.).
Генотипы особей: особи №3, №4, №6 (АА).
Генотип особи №5 (Аа).
Генотипы остальных особей можно представить так: (А.).

Задача 10

Решение:
Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну (если отец болен, то все сыновья тоже страдают данным заболеванием), то можно думать, что изучаемый ген находится в У-хромосоме. У женщин данный признак отсутствует, так как по родословной видно, что признак по женской линии не передаётся. Поэтому тип наследования признака: сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование признака. Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое, наследование характеризуется следующими признаками:
1. признак встречается часто, в каждом поколении;
2. признак встречается только у мужчин;
3. признак передается по мужской линии: от отца к сыну и т.д.
Возможные генотипы всех членов родословной:
Y a – наличие данной аномалии;
Y B – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии).
Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XY a ;
Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XY B .
Ответ:
Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование.
Генотип прбанда: XY a .

Задача 11
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:

Решение:
Люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении (только в четвёртом поколении), признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным. В родословной 1 женщина и 1 мужчина имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным. А – доминантный ген (организм здоров); а – рецессивный ген (организм болен). Генотип пробанда (женский организм) будет иметь вид: «аа». Все организмы, страдающие данной аномалией, имеют генотип «аа», все организмы, у которых отсутствует аномальный признак, имеют генотип «А_».
Ответ:
Аутосомно-рецессивный тип наследования признака.
Генотип прбанда: аа.

Задача 12
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:

Решение:
Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; чело-век, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным.
В родословной 5 женщин и 5 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Определение генотипа пробанда:
А – доминантный ген (аномалия организма);
а – рецессивный ген (нормальное развитие организма).
Для изучаемого признака характерен аутосомно-доминантный тип наследования. Мальчик имеет изучаемый признак, признак имеется у сестры и у матери, а отсутствует у отца и у второй сестры, значит, мальчик гетерозиготен по данному признаку, ген «А» он получил от отца, а ген «а» - от матери. Генотип пробанда: «Аа».
Ответ:
Аутосомно-доминантный тип наследования признака.
Генотип прбанда: Aа.

Евгения Смирнова

Посылать свет в глубину человеческого сердца - вот назначение художника

Содержание

Перебирая детские фотографии или слушая истории родителей, вы невольно можете заинтересоваться своей родословной. Еще в древние времена ее составляли в виде семейного дерева: это удобный вариант представления информации. Составление родословной даже задают в школе к уроку Окружающий мир или садике, потому нужно знать, как создать генеалогическое дерево своими руками.

Что такое генеалогическое древо

Само понятие «генеалогическое древо» представляет собой список людей, которые связаны между собой родством. Перечисление происходит по иерархии, основанной на годах жизни людей и том, кем они приходятся друг другу. На стволе дерева указывают супружескую пару, стоящую во главе рода. Затем располагают их детей, внуков и двоюродных братьев, сестер. Поколения при этом находятся на одном уровне. Этот вариант является классическим, когда построение идет от предков к потомкам.

Помимо основного варианта, как нарисовать семейное дерево, существует еще несколько:

  1. Лично от себя . В качестве ветвей выступают родители, бабушки и дедушки, другие родственники. Это удобно тем, что указывается вся семья по линии только одного человека. Дополнить же такое дерево будет уже сложно.
  2. Фамильное дерево . В этом случае отдельно могут указываться родственники по отцовской или материнской линии, ведь фамилии супругов до женитьбы были разными.

Как нарисовать дерево по шаблону

В интернете существует множество сайтов на русском и английском языках, где вы можете найти специальные шаблоны семейного дерева. Скачав и распечатав их, нужно просто заполнить пустые места фотографиями родственников согласно указанному расположению. Более аккуратно будет смотреться, если воспользоваться фотошопом. Для этого нужно открыть шаблон в этой программе и уже там вставить фотографии. Рекомендуемый формат макета – png. Это расширение для картинок, с которыми в фотошопе очень удобно работать.

Как составить генеалогическое древо семьи

Как же нарисовать семейное дерево? Для этого лучше разделить работу на несколько этапов. Первый шаг – узнать про всех генетических родственников. Это самый ответственный этап, ведь от количества сведений зависит то, насколько полным будет готовая база данных. Если вдруг вы кого-то пропустите, то смысл древа будет частично утрачен. Если сбор информации прошел успешно, то остается выбрать вариант построения схемы – лично от себя, от основателя рода или же сразу несколько фамилий.

Как сделать родовое дерево

Перед тем, как составить свое генеалогическое древо, стоит сделать предварительную схему всех родственников, распределив их по степени родства. Главное – определитесь с тем, на сколько поколений назад планируете зайти. Для обладателей большой семьи лучше ограничиться ближайшими родственниками и не вписывать двоюродных дедушек и бабушек, в противном случае можно расширить родовое древо и сделать в нем боковые ветви. Они будут служить для записи более отдаленных родственников – двоюродных братьев, сестер, бабушек и дедушек.

Понятий родства очень много: помимо кровного, они отображают брачное или же духовную связь. В первом случае у людей есть общий предок, во втором – они женаты, к третьему же относят такие формы родства как, кумовство и побратимство. Основным является кровное – в нем выделяется несколько степеней родства. Одна из них представляет собой поколение, цепь которых уже составляет линию.

Такая цепочка включает столько степеней, сколько рождений было в семье, т.е. сын или дочь – первая степень, внук или внучка – вторая и т.д. Каждая из них должна следовать друг за другом по порядку. Получается, что построение идет по поколениям – от старшего к младшему или же наоборот, в случае выполнения схемы лично от себя. На основной ветви должны указываться все родные братья или сестры, бабушки и дедушки, а уже на боковых – двоюродные или троюродные. Так расстояние между родственниками будет отражать дальность их родства.

Как построить генеалогическое дерево

Если примерная схема со списком родственников готова, нужно определиться, как лучше нарисовать семейное дерево. Здесь есть несколько вариантов:

  1. Классический , когда внизу ствола указывается основной носитель фамилии. В большинстве случаев это супружеская пара, например, бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка (можно зайти и еще дальше). Далее указываются все их дети, внуки и остальные родственники по порядку. На основной ветви лучше поместить свою линию, т.е. ту, по которой вы придете к вашим родителям и конкретно себе. В боковых разветвлениях будут располагаться двоюродные и троюродные родственники.
  2. Личное дерево . В этом варианте основой выступаете вы сами, т.е. составитель семейного древа. Далее идут родители, бабушка с дедушкой по обеим линиям и т.д. Это будет основная ветка. На боковых же стоит отразить родных сестер или братьев родителей, их детей, внуков и т.д.
  3. Дерево семьи . Этот вариант более объемный из всех. Здесь можно отразить сразу несколько фамилий. Интересным для самого составителя является отслеживание линии отца и матери. До брака они носили разные фамилии, но по отношению к своим детям они имеют одинаковую степень родства. По этой причине и интересно составить дерево так, чтобы одна половина веток отражала родственников отца, а другая – матери.

Как сделать семейное дерево на компьютере

Существуют специальные программы для составления фамильного древа. Одни из них представляют собой онлайн-сервисы, где можно заказать или самостоятельно бесплатно оформить незаполненный образец с местами под фотографии. Остается только добавить картинки, скачать и при необходимости распечатать. Другой вариант – это скачать графический редактор на компьютер и поработать в нем. Среди таких программ выделяются SimTree, RootsMagic, GenoPro, Family Tree Builder, GRAMPS. Российским аналогом выступает «Древо жизни».

Каждая из программ обладает набором определенных функций, помогающих нарисовать, а затем и распечатать дерево. В большинстве из них уже есть примеры шаблонов, которые нужно заполнить. Они представляют собой таблицу с ячейками или же картинку. Некоторые приложения даже предлагают прикрепить не только фото, но и аудио- или видеозаписи. Для каждого члена семьи предлагается заполнение анкеты, где указываются основные данные о нем вплоть до описания внешности или интересных фактов биографии.

Как нарисовать генеалогическое дерево семьи

Начинать нужно с того, сколько и какие поколения планируется нарисовать. Это необходимо, чтобы заранее знать количество веточек у дерева. После этого этапа воспользуйтесь инструкцией, как нарисовать семейное дерево:

  1. Нарисуйте толстый ствол, используя при этом мягкий простой карандаш, чтобы была возможность стереть лишнее.
  2. В зависимости от вида дерева делайте надпись у основания ствола, где укажите полное имя одного или нескольких человек. Это могут быть родители, бабушка с дедушкой либо же ваш ребенок или вы сами.
  3. Далее чуть выше нарисуйте веточки для остальных родственников. Правильно расположите их – так, чтобы каждое следующее поколение было чуть выше предыдущего.
  4. Дорисуйте столько веток, сколько еще вы знаете родственников. Учитывайте при этом размер вашего листа, чтобы поместились все родственные связи, которые вы хотите указать.
  5. После окончания размещения всех родных сотрите лишние линии, а нужные обведите пожирнее. В конце оформления воспользуйтесь цветными карандашами, чтобы сделать рисунок ярче.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Моногенные заболевания характеризуются определенным типом передачи в семьях. Для того чтобы установить тип передачи, обычно первым шагом получают информацию о семейной истории пациента и суммируют детали в форме родословной - графическом представлении родословного дерева, с использованием стандартных символов. Расширенная семья, изображенная на таких схемах, называется родом.

Член , через которого семья с генетическим заболеванием впервые попадает в поле зрения генетика (т.е. для выснения) - пробанд, если он или она болен. Человек, который обращает внимание врача на семью, советуясь с генетиком, называется консультирующийся; консультирующийся может быть больным или здоровым родственником пробанда. Родословная может иметь более чем одного пробанда, если ее учитывают более чем через один источник.

Братья и сестры называются сибсами , и семья сибсов формирует сибство. Родственников классифицируют по степеням: первая степень (родители, сибсы и потомство пробанда), вторая степень (дед, бабушка и внуки, дяди и тети, племянники и племянницы и полусибсы), третья степень (например, двоюродные братья), и так далее, в зависимости от числа членов родословной между двумя родственниками. Потомство двоюродных братьев - троюродные кузены и ребенок - двоюродный племянник кузенов его родителей.


Пары, которые имеют одного или более общих предков , считают кровнородственными. Если есть только один больной в семье, то он (или она) - изолированный или, если определено, что имеется новая мутация, - спорадический случай. Когда есть явное сходство фенотипа среди разных семей с одним и тем же дефектом, может быть использован хорошо установленный тип наследования в других семьях с тем же заболеванием как основа для диагностики и консультирования, даже если пациент представляет изолированный случай в семье. Таким образом, хотя множество пациентов с генетическими заболеваниями не имеют аналогично больных родственников, возможно признать заболевание генетическим.


При многих заболеваниях семейная передача зависит от способности больных к репродукции. Генетики используют термин «приспособляемость» как меру влияния болезни на способность к репродукции. Приспособляемость определяется как количество потомков больного с данным заболеванием, доживающих до репродуктивного возраста, в сравнении с подходящей контрольной группой. Приспособляемость - не мера физической или умственной нетрудоспособности.

Например, при некотором нарушении больной может иметь нормальные умственные возможности и здоровье, но приспособляемость будет равной О, поскольку заболевание создает помехи нормальной репродукции. В других случаях серьезное инвалидизирующее генетическое заболевание может иметь нормальную приспособляемость, поскольку начало болезни наступает позже обычного возраста репродукции.

- Вернуться в содержание раздела " " на нашем сайте

Слайд 2

Генеалогия – (с греч. Genealogia - родословная)

1. История происхождения одного рода, родословная. 2. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение, родственные связи исторических лиц, родов, фамилий. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково – словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.

Слайд 3

Из истории генеалогии

Генеалогия как знание родства появилась вместе с человеческим обществом. Расцвет генеалогии в Европе совпадает с периодом развития феодализма. В России родословные росписи появляются в конце XV века. В XVI веке появляются первые родословные книги. При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. В XVIII – XX веках вышли труды по генеалогии Феофана Прокоповича, М.М. Щербакова, А.Т. Князева, М.Г. Спиридова, П.В. Долгорукова, Ю. Воейкова, Л.М. Савелова и др.

Слайд 4

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка

Родство бывает: кровное – по общему предку; свойственное (сватовство) – по брачным союзам; духовное (крестные, кумовья) – по восприятию от купели

Слайд 5

Родство бывает: по мужскому колену; по женскому колену

Слайд 6

Родословная (родословие) –

последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них

Слайд 7

Виды родословных

родословное древо; родословная роспись; родословная книга; родословная таблица

Слайд 9

Древо семьи Граменицких

  • Слайд 10

    Из истории семьи Беневских

    Опыт создания родословной книги

    Слайд 11

    Слайд 12

    Опыт создания родословной таблицы

    Слайд 13

    Генеалогическое исследование можно разбить на несколько этапов:

    1. Сбор первичной информации о представителях Вашего рода. 2. Изучение круга документов, которые можно привлечь к генеалогическому исследованию (метрические книги, ревизские сказки, исповедальные ведомости и др.). 3. Составление родословной. 4. Изучение вспомогательных источников (рекрутские ведомости, послужные списки, клировые ведомости и др.). 5. Изучение истории населённого пункта, где жили представители рода. 6. Оформление результатов исследования (графическое оформление генеалогического древа, составление поколенной росписи).

    Слайд 14

    Начните с себя (имя и что оно означает, фамилия и что она означает, дата и место рождения, гороскоп и т.п.) Проведите линии от себя к родителям (отец: ФИО, дата и место рождения, образование, профессия, место работы; мать: ФИО (в том числе и девичья), дата и место рождения, образование, профессия, место работы Далее – к бабушкам и дедушкам и т.д. Заведите тетрадь или карточку на каждого члена семьи

    Слайд 15

    Родословное древо

    строится по: нисходящей (от предков к потомкам); восходящей (от сына к отцу, деду и т.д.)

    Слайд 16

    Методы работы

    Опрос близких, переписка (имена, место рождения, даты жизни, занятия, внешний вид, сословие, образование, семейное положение, имеет ли детей, участвовал ли в войнах, имеет ли награды, какие, служба, работа, отношение к жизни, интересные случаи, семейные легенды и т.п.) Работа с архивами (семейные, частные, государственные) Работа в библиотеке (историческая, краеведческая литература, периодика)

    Слайд 17

    Алексеев В.П. Гранный дуб. Историко-краеведческий очерк. – Брянск: Придесенье, 1994.-446с. История и генеалогия. – М., Наука, 1977. – 288 с. Онучин А.Н. Твоё родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. – Пермь: Издательство Ассоциации генеалогов-любителей, 1992. – 40 с. О родственниках – близких и не очень // Наука и жизнь. – 1996. - № 6. Суслова А.В., Суперанская А. В. О русских именах. – Л., Лениздат, 1991. – 220 с. Суслова А.В. Поиск архивных документов. – Л., Лениздат, 1987. – 80 с. Унбегаун Б.О. Русские фамилии.– М., Прогресс, 1989. – 443 с. Хронологический справочник (XIX и XX века).– Л., Наука, 1984. – 37 с.

    Слайд 18

    Архивные документы

    Метрические книги; Исповедальные росписи; Ревизские сказки (1719, 1743, 1762, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850, 1958 гг.); Всеобщая перепись населения 1897 года; Городская обывательская книга (к. XVIII- н. XIX вв.); Адрес – календарь губернии (ежегодные); Памятная книга губернии (ежегодные); Всероссийская с/х перепись 1918 года; Местные губернские переписи; Кустарные и ремесленные переписи; Похозяйственные книги

    Слайд 19

    Архивы России

    Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ); Российский государственный архив социально-политической истории (бывший Партархив); Российский государственный военный архив (РГВА); Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД); Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД)

    Слайд 20

    Центральный военно-морской архив Министерства обороны РФ; Российский государственный архив Военно-морского флота; Центр хранения современной документации (ЦХСД); Центр хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО) ; Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)

    Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности.
    А.С. Пушкин

    Задачи урока: познакомить учащихся с генеалогическим методом изучения родословных; научить составлять родословную.

    Оборудование: таблицы «Символика, принятая при построении древа жизни человека», «Родословная царской семьи».

    I. Составление родословных

    Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные очень пригодились науке – помогли установить закономерности наследования многих заболеваний.

    «У нас большей частью о предках ничего не знают, преданий рода не уважают...» – это написал И.Аксаков в то время, когда при Сенате существовал целый геральдический отдел, занимавшийся родословными дворян, а гостиные каждого имения украшали портреты предков.

    Русский философ О.П. Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит«заданная» ему историческая задача, которую он «призван решать».

    Учитель знакомит ребят с правилами работы по составлению родословных.

    Правило первое

    Работа над родословной бесконечна, она может продлиться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому необходимо запастись терпением, старанием и аккуратностью.

    1. Очень быстро перед вами откроется огромное количество имен, поэтому нужно сразу завести толстую тетрадь с пронумерованными страницами и сделать в ней оглавление.
    2. Приготовьте несколько папок для бумаг. В них вы будете хранить письма, фотографии, записки, документы и т.д.
    3. Нужны цветные карандаши и фломастеры.
    4. Ваш архив постепенно будет разрастаться, поэтому желательно сразу определить место, где вы его разместите. Тот, кто не поленится, вскоре найдет первые экспонаты для семейного музея: фотографии, личные вещи.
    5. При возможности используйте фотоаппарат, видеокамеру, магнитофон.
    6. Приобретите фотоальбом.

    Правило второе

    Все записи, в том числе и черновые, нужно вести аккуратно и как можно подробнее. Педагог предлагает детям начертить родословное древо и объясняет как это делать.

    Возьмите карандаш, лист бумаги, нарисуйте квадратик (общепринятое символическое изображение: мужчины – квадрат, женщины – кружок). Справа внизу нарисуйте квадратик – это вы. Отметьте квадратик стрелкой и укажите свой возраст (например, 17 лет). Рядом нарисуйте символически вашего брата () и сестру (). Соедините себя, сестру и брата общей скобкой. Теперь обозначьте символами ваших родителей: отца, мать. Соедините их горизонтальной линией, символизирующей брак (рис. 1).

    У ваших родителей могут быть братья и сестры. Допустим, у вашей матери есть брат и две сестры, у отца – два брата. Это ваши дяди и тети, внесите их в родословную (рис. 2).

    Следующее старшее поколение – бабушки и дедушки по линии отца и матери. Они продолжают ваш чертеж вверх (рис. 3).

    Обозначим цифрой 1 поколение дедушек и бабушек, цифрой 2 – поколение отцов и матерей, себя и своих братьев и сестер – цифрой 3. Мы символически изобразили три поколения вашей семьи.

    Зная принцип построения родословной, вы можете теперь продолжить ее и по горизонтали, внося родственников своей будущей жены и вверх – по вертикали – прадедушек и прабабушек. Ну, а ниже линии, соединившей вас и вашу будущую жену, вы можете символически обозначить своих будущих детей (рис. 4).

    У вас получилось дерево с сильно ветвящейся кроной. Можно, конечно, рисунок перевернуть и крону превратить в корневую систему. Ведь не случайно мы употребляем выражение «своими корнями мой род уходит...», «корнями я происхожу...». Словом, это не принципиально, как вы нарисуете дерево.

    Правило третье

    Ветви (корни) дерева должны быть абсолютно симметричными, а количество ветвей –четным. Число предков с каждым восходящим поколением удваивается: два родителя, четыре деда, восемь прадедов и т.д. Если этот ряд продолжить, то число предков в каждом восходящем поколении будет равно 2n , где n – величина, обозначающая число поколений.

    Известный американский генетик Курт Штерн считал, что все люди на земле связаны между собой той или иной степенью родства. Особенно наглядной эта связь становится, если рассмотреть ряд генеалогических древ, которые стали классическими и широко используются в генетике. Причем наглядность этих родословных обеспечивается четким наследованием какого-либо характерного признака. В качестве примера можно привести родословную европейских царственных фамилий, ведущих род от королевы Виктории (рис. 5).

    Эта родословная демонстрирует передачу наследственного заболевания гемофилии (нарушения свертываемости крови). Гемофилией страдают только лица мужского пола, в то время как женщины являются лишь носителями этого гена. Королева Виктория «наделила» гемофилией многих мужчин в своем роду, в том числе и цесаревича Алексея – сына Николая II и царицы Александры Федоровны (Алисы), унаследовавшей ген гемофилии от своей бабушки – королевы Виктории.

    Правило четвертое

    При заполнении родословного древа старайтесь, чтобы каждая веточка содержала фамилию, имя, отчество. Вспомните состояние здоровья обозначенных в ней родственников, особенности характера, судьбы каждого. Расспросите об этом всех, кто знал их. Может быть, кто-то из них был долгожителем, а кто-то умер рано. Проставьте даты рождения и смерти и сделайте отметки о перенесенных заболеваниях.

    Надеюсь, что родители заинтересуются вашими исследованиями и помогут вам.

    На первом начальном этапе составления родословной идет установление личностей – имен, фамилий, дат рождения и смерти. Вместе с именами предков начинаем собирать материал о них: воспоминания родственников, письма, фотографии. И вся дальнейшая работа будет сводиться не просто к родословной, а к истории твоего рода.

    Задание № 1

    Начертите хронологическую шкалу основных событий в нашей стране по вертикали. Рядом выстройте другую таблицу, в которой значились бы ваши предки (или некоторые из них), ведь вы уже знаете в какое время они жили. Отныне изучение твоего рода начинается как бы с двух сторон.

    II. Источники (архивы)

    Все ваши устные источники реализованы, вы всех расспросили. Куда направиться дальше? Все данные о рождениях, бракосочетаниях, смертях следует искать в архивах. Здесь вам потребуется помощь взрослых.

    Задание № 2

    1. Обратись в районный архив с просьбой дать сведения о твоих предках. При этом необходимо назвать точное имя, отчество и фамилию родственника, желательно знать и год рождения.
    2. Постарайся побывать в местном музее на родине твоего родственника и получить какую-либо его касающуюся информацию.
    3. Напиши письмо в областной архив с просьбой выслать интересующие тебя сведения.

    Правило пятое

    При запросе данных в архивах, музее, в других учреждениях сообщите максимум сведений о своем родственнике и четко сформулируйте свой вопрос.

    III. О стволе

    Вернемся к исходной точке, т.е. к «подножию дерева», а, точнее, к тебе.

    Задание № 3

    1. Начни писать дневник. Во-первых, познакомься с дневниками Л.Толстого, Ф.Достоевского, М.Пришвина, других писателей, художников. Во-вторых, пиши ежедневно хотя бы несколько строк. Прочти записи А.Болотова.
    2. Постарайся писать не только о внешней, но и о внутренней жизни, отражай все, что тебя волнует. Не избегай записи о тех, кто рядом с тобой.
    3. Пиши только правду, даже если она тебе неприятна.

    IV. О первых двух ветвях

    Это о твоих родителях: папе и маме. При описании жизни рода часто совершается ошибка. Мы стараемся узнать как можно больше о тех, кого уже нет в живых, и совершенно забываем о тех, кто рядом. Тем временем дедушка, бабушка, мама и папа могут тебе помочь.

    Правило шестое

    При сборе информации не разделяй факты на существенные и кажущиеся тебе несущественными.

    Правило седьмое

    Не откладывай ни на один день задуманного в работе над родословной, особенно если это касается людей старшего возраста.

    Правило восьмое

    Пока ты не можешь определить значимость того или иного документа, материала, собирай все, что касается твоей семьи.

    V. О семейном архиве, музее

    Постепенно у тебя дома начинает формироваться семейный архив, который может перерасти в семейный музей: фотографии, личные вещи предков, посуда, книги, одежда, награды, грамоты, дипломы, документы, рукописи. Особенно ценны предметы, сделанные руками предков, – предметы быта, шитье, вышивка.

    Помимо документов о твоем роде может много рассказать фамилия твоих родственников. Изучи происхождение твоей фамилии.

    VI. Особенности некоторых семей

    При изучении русских семей выделяется целый ряд специфических особенностей, связанных с родом занятий. Эта специфика во многом определяет целенаправленный поиск по составлению родословной. Это относится к семьям священников, военных, казачества, и т.д. Особое место занимают дворянские семьи.

    Целый раздел в истории рода необходимо отвести культуре, образованию, особенностям ума, свойствам характера.

    VII. Историческое значение рода

    Мы упомянули далеко не все атрибуты, которые вы можете использовать в познании своего рода. Еще раз отмечу, что познание рода бесконечно, а поэтому в каждом случае многие вопросы решаются индивидуально и все решения по составлению родословной предсказать невозможно.

    Воссозданная родословная станет не только интереснейшей семейной реликвией, но и ценным медицинским документом, который будет просто необходим вам, вашим детям или внукам, если придется обратиться в медико-генетическую консультацию. Ведь дать новую жизнь - огромная ответственность!

    Литература

    Кислицина Т.Г. Этика и психология семейной жизни. - М.: Школа-Пресс, 1999.

    Барашнев Ю.И. Наследственность и здоровье. - М.: Знание, 1976.