Региональный компонент в доу эрс. Консультация "региональный компонент в доу". Значимость регионального компонента в дошкольном образовании


В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: -формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.


Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.


Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города. Задачи: - знакомить детей с особенностями и традициями города; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе города; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.


Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.


Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.


Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально- коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города в котором он живет. знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города,. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников. имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города


Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.


Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.)


Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК « ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ» Задачи Темы и формы работы Формировать знания о родном городе, его культурных и исторических ценностях Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала младший и средний дошкольный возраст тема «Где мы живем» Тема «Где мы живем» «Мой дом, моя улица» «Любимый детский сад» «Улицы родного города» «Жизнь города» Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы: вокруг детского сада, к зданиям, по улице города. Сюжетно-ролевые игры: Дом Семья Улица города Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы достопримечательности города» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии»


Расширять знания детей о родном городе, его культурных и исторических ценностях. Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города. Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала. Старший дошкольный возраст Тема «Где мы живем» Мой родной город, край Символика города Памятные места Путешествие в прошлое города Калининград - город будущего Экскурсии: Азбука пешехода В краеведческий музей К местам боевой славы Сюжетно-ролевые игры: Дом-семья Улица города Стройка Конкурсы: Рисунков «Калининград-город будущего» Изготовление макетов родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы свой город» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии» Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми Семейный проект «Семейные традиции»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА» Задачи Темы и формы работы Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ. Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу Младший и средний дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» «Деревья вокруг нас» «Труд в природе» «Как птицы в городе готовятся к зиме» «Подкормка птиц» «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо» Акции Трудовые прогулки-акции Покормим птиц Содружество с семьей Конкурс «Скворечники для птиц»


Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края. Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально- активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её Старший дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» Беседа о домашних и диких животных Доктора леса. Для чего человек сажает лес? «Живая, неживая природа Калининградской области» «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе» Конкурс. Акция. Выставка «Фантазия» /поделки из природного материала/ Акция «Вторая жизнь бросового материала» Выставка рисунков «Природа родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Что я знаю о природе родного края» Конкурс семейных традиций Туристические походы Субботник «Озеленение участков д/сада»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ» Задачи Темы и формы работы Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города. Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» Младший и средний дошкольный возраст Знакомство с фольклором Чудесный русский сундучок Ярмарка Лавка ремесел Бабушкины сказки Дедушкины золотые руки Старший дошкольный возраст Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа) Традиции русского народа Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников Культурные и спортивные центры города Спорт-это здоровье Традиции родного города


Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом. Формировать у детей навыки культурного поведения Экскурсии начиная со II полугодия средней группы: в художественную школу в музыкальную школу Календарно-обрядовые праздники Русские посиделки Коляда - открывай ворота Широкая масленица Пасха Городские традиции фестиваль детского творчества День города 1 июня – день защиты детей Содружество с семьей: совместные физкультурные и музыкальные досуги старинные семейные традиции конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми фотовыставка «Летний отдых»


При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. «Достопримечательности Калининграда», «Почему так улицу назвали», «Солнечный камень», «Мой микрорайон» «Птицы Калининградской области» «Балтийское море» «Животные Калининградской области» «Красная книга Калининградской области» и др.


Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.


Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок: приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;


Вывод: реализация регионального компонента в дошкольном учреждении, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.


Литература: 1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, – 80 с. 2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории».- Липецк: Центрально- Черноземное книжное издательство, А. Березен «Земля наша Липецкая».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Ли­ пецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник- хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.

Региональный компонент

5.2. Региональный компонент программы ОПДО ГБДОУ детский сад № 99 Калининского района Санкт-Петербурга, созданной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,З.А.Михайлова

Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры традиций через этнокалендарь.

Принципы работы:

· Системность и непрерывность.

· Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.

· Свобода индивидуального личностного развития.

· Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.

· Принцип регионализации (учет специфики региона)

Образовательная область

задачи

социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном городе в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям города, малой родины, стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

Приобщать детей к истории Санкт-Петербурга Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

Речевое развитие

Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой города

художественно-эстетическое

развитие

Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы русских народных игр.

В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

Национально-культурные особенности города

Санкт-Петербург - четвертый город в Европе по численности населения. Санкт-Петербург - город многонациональный, поэтому одно из приоритетных направлений педагогического процесса - воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, знакомство с мировой и национальной культурой нашей Родины.

Петербург - это город музеев, архитектурных ансамблей. Символическое название города - культурная столица, т. к. в городе работают более 70 театров и творческих коллективов.

Климатические особенности города

Климат Санкт-Петербурга характеризуется умеренно-теплым влажным летом и умеренно-холодной зимой, поэтому в зимний период в детском саду используются разные виды закаливания детей с учетом регионального компонента. Наиболее любимый жителями города период года - «белые ночи» (с 25 мая по 16 июля), когда солнце лишь ненадолго заходит за

горизонт. В связи с этим режим пребывания детей в учреждении гибкий. При организации педагогического процесса учитывается состояние здоровья детей, используется индивидуальный подход.

Демографические особенности города

В связи с увеличением рождаемости в Санкт-Петербурге дошкольное учреждение переполнено детьми, наблюдается дефицит педагогических кадров. Поэтому в соответствии с ФГОС совместная деятельность взрослых и детей организуется с учетом интегративных особенностей образовательных областей, используется комплексно- тематический принцип и проектная деятельность в планировании воспитательно-образовательного процесса.

Социальные особенности города

Социальный статус родителей воспитанников разнообразный. При планировании педагогического процесса учитывается образование и место работы родителей, статус семьи, наличие старшего поколения (бабушек, дедушек), учитывается уровень взаимоотношений ребенка и взрослых. В условиях современного «кризиса семьи» в образовательную программу включены совместные проекты с родителями воспитанников.

Низкий уровень доходов некоторых семей воспитанников способствует тому, что они не могут выделить средства своим детям на посещение театра, цирка или музея. Образовательная программа учитывает это и предусматривает мероприятия социальных партнеров на территории ДОУ.

Экологические особенности города

Основной экологической особенностью является городская среда Санкт-Петербурга, высокий уровень техногенного загрязнения, из-за огромного количества предприятий города. Такая экологическая обстановка влияет на здоровье всех жителей города. В образовательную программу детского сада включены оздоровительные мероприятия по снижению экологических рисков для здоровья детей: дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки на занятиях по физической кульутре, обширное умывание, витаминотерапия, профилактика ОРВИ.

В связи с вышеизложенным, образовательный процесс в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Педагогический коллектив в первую очередь направляет свою работу на охрану и укрепление здоровья воспитанников, создание условий для их всестороннего развития.

В частности, при отборе содержания дошкольного образования и формирование Образовательной программы дошкольного учреждения необходимо иметь следующее:

  1. Для современного ребенка окружающий мир более открыт, границы его раздвигаются; дети знакомятся с большим количеством элементов окружающего мира, получают больше информации из самых разнообразных источников, становящихся более доступными. К таким источникам информации относятся: телевиденье, Интернет, значительное число игр и игрушек.
  2. Окружающий мир характеризуется также определенной культурной неустойчивостью, вызванной смешиванием культур, стиранием культурных границ. Данный фактор воздействия сочетания с многоязычностью окружающей ребенка среды.
  3. Окружающая ребенка среда непрерывно изменяется и усложняется с технологической точки зрения. Нередко ребенок воспринимает технологические новшества быстрее и органичнее, чем взрослые. Это нарушает устоявшуюся традиционную схему передачи знаний и опыта от взрослых к детям.
  4. Изменения окружающего мира, постоянное развитие, совершенствование и усложнение технологической его составляющей, развитие новых культурных традиций определяют новую методологию познания окружающего мира, основанною на над предметных и меж предметных методах.
  5. При отборе содержания для Образовательной программы необходимо понимать, что изменения окружающей действительности происходят постоянно, и темп этих изменений возрастает. У детей становится все меньше времени для освоения нового опыта. С точки зрения возрастает роль и формируется первостепенное значение нравственной, моральной составляющей детского развития, позволяющей сформировать духовную основу его личности, создавать у него нравственные образцы поведения.
  6. Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов негативно сказываются на состояние здоровья детей - как физического, так и психического.

5.4. Взаимодействие ДОУ и социума

В реализации образовательной программы с использованием сетевой формы наряду
с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют научные, медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой

Использование сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется
на основании договора между организациями

Наименование общественных организаций, учреждений

Формы сотрудничества

дичность

Образование

ЛОИРО, Аничков мост, РГПУ им. А.И.Герцена

Курсы повышения квалификации, участие в смотрах, семинарах, конференциях, обмен опытом, посещение выставок

По мере заинтересованности

Дошкольные учреждения района

Проведение методических объединений, консультации, методические встречи, обмен опытом

По плану ИМЦ, по мере необх-ти

«Детская библиотека »

Лекторий для дошкольника

По мере необходимости

Медицина

Детская поликлиника

Проведение медицинского обследования;

Связь медицинских работников по вопросам заболеваемости и профилактики (консультирование)

1 раз в год

По мере необходимости

Физкультура и спорт

МО МО Академическое

Участие в спортивных мероприятиях (День здоровья, «Весёлые старты»,

Стадион школы № 150

Экскурсии, проведение занятий с детьми, соревнования

Детская библиотека

Коллективные посещения, литературные вечера, встречи с библиотекарем, познавательные викторины на базе библиотеки для родителей и детей, создание семейной библиотеки, организация встреч с поэтами и писателями.

Безопасность

Пожарная часть(музей города)

Экскурсии, встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ, консультации, инструктажи.

По желанию

воспитательно-профилактическая работа с семьями детей, находящимися в социально опасном положении

По мере необход-ти

(федеральный уровень)

журналы «Методист», электронные педагогические издания: написание статей из опыта работы, публикация методических разработок педагогов

По мере необходимости

Социальной защиты населения

МО МО Академическое

Помощь в подготовке и проведении праздников и изготовлении сувениров и подарков, поздравление ветеранов войны и труда со знаменательными датами, концерты.

По просьбе

6. Способы направления поддержки детской инициативы

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Психолого-педагогические условия реализации программы:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

Непосредственное общение с каждым ребенком;

Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

Развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

Создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

Поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

Оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Региональный компонент в ДОУ

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

Духовно – нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие» , с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Мордовского края, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.

Ведущей идеей этой области является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного города - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.

Целью является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.

Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.

1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.3. Формировать общие представления о своеобразии природы Мордовии, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.

Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном городе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свой город и его жителей.

В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего города, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;

Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.

Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.

Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей – это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории города, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.

Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со младшего возраста, в группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом, Мордовией и родной страной. Но наибольшую ценность имеет мини – музей: «Родной край» . В его создании принимают участие все: сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.

Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми - предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта: в играх, знакомящих детей с родным городом.

Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству города, нашего детского сада, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, участвуем в выставках детских рисунков.

Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.

Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины

Воспитание любви к своей Родине, своему городу, краю – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу, краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Организация: МБДОУ детский сад «Светлячок»

Населенный пункт: Хабаровский край, п. Солнечный

Концептуальные основы педагогической деятельности

Поселок наш чудесный,

и жить в нем интересно

Здесь чистый воздух, горы и уют…

Посёлок наш чудесный

и жить в нём интересно,

Не зря его «Швейцарией» зовут…

Эти строчки о нашем посёлке, написал наш земляк Валерий Печимских. И на самом деле, посёлок Солнечный, Хабаровского края, находящийся на самом краешке земли, очень чудесный, несмотря на суровый климат. И для нас взрослых, важно, чтобы дети как можно раньше начинали узнавать историю своего поселка, берегли природу, любили свою малую родину.

В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Вторая часть программы, определяется образовательным учреждением самостоятельно, с учётом парциальных или разработанных самостоятельно программ. При этом в этой части программы рассматриваются региональные особенности территории, инновационную деятельность, сетевое взаимодействие. Все эти требования учитывались нами при разработке образовательной программы, в том числе, в части, отвечающей за .

Изменились требования и к профессиональным качествам воспитателя. Очень важным на данном этапе для педагогов стало то, что их деятельность носит опережающий, проектный характер.

Такой подход вызывает необходимость усилить методическую работу с педагогическими кадрами, призванными осуществлять учебно - воспитательную деятельность в изменяющихся условиях. На этом основана актуальность моего опыта и его практическая значимость.

Цель моего опыта

Разработать и провести систему методических мероприятий, направленных на совершенствование образовательной деятельности ДОУ по реализации регионального компонента.

Задачи

  • провести анализ использования педагогами регионального компонента в образовательной деятельности, выявить образовательные потребности и профессиональные затруднения педагогов, в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;
  • разработать систему мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в деятельность по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность;
  • систематизировать работу с дошкольниками по изучению регионального компонента.

Теоретическое обоснование проблемы

Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов.

Проблемами регионального характера в настоящий период занимаются Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова. В разных источниках понятия «регион» и «региональный» рассматриваются по - разному.

В толковом словаре «Регион – большая область, группа соседствующих стран или территорий, района, объединенные по каким-либо общим признакам. Экономический регион, географический». Понятие «региональный» в литературе трактуется по разному.

В Словаре есть такое определение: «региональный – местный, областной – относящийся к какой-либо определенной территории, району (региону), области, стране, группе стран, построенный по территориальным признакам». Автор В. Буданова утверждает – «региональный – это относящийся к конкретному региону (части страны, отдельные территории)».

Использование регионального компонента в образовательной деятельности с дошкольниками, в соответствии с ФГОС ДО направлено на изучение природы родного края, традиций, развитие толерантности, социальную адаптацию.

Проанализировав теоретические аспекты данной проблемы в работе с дошкольниками, установила, что в современных психолого – педагогических исследованиях эта проблема широко освещена, но программ и учебно – методических пособий очень мало.

В учебно – методических пособиях «Познаю мир», Т. И. Гризик прослеживается системная работа с детьми по познавательному развитию, программа «Юный эколог», С.Н. Николаевой ориентирована на развитие экологической культуры детей. В учебно – методическом пособии «Мы живем в России» Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е., отражено гражданско - патриотическое воспитание дошкольников подготовительной к школе группы, программа Оверчук «Мой родной дом», направлена на воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к родному месту.

Исходя из анализа, можно сделать вывод, что по данной проблеме в основном рассматриваются отдельные аспекты, целостная система по изучению регионального компонента в работе с дошкольниками отсутствует.

Технологии

Определение уровня готовности педагогов к реализации регионального компонента образовательной программы

Содержание образовательной деятельности, направленной на реализацию регионального компонента , сейчас каждое образовательное учреждение определяет и разрабатывает самостоятельно.

В соответствии с годовым планом работы детского сада в октябре 2014 учебного года был проведен тематический контроль «Состояние работы МБДОУ по использованию регионального компонента в работе с дошкольниками» (средней, старшей и подготовительной к школе групп). Целью данного контроля являлся анализ состояния работы по данному направлению.

В ходе тематической проверки был проведен анализ планирования образовательной деятельности, уровень профессионального мастерства воспитателей, предметно – пространственная развивающая среда для реализации регионального компонента.

Для проведения тематического контроля разработала:

Анкету, на определение отношения педагогов к данной проблеме, затруднений; (Приложение 1)

Критерии индивидуальных достижений старших дошкольников по региональному компоненту; (Приложение 2)

Карту анализа предметно – пространственной развивающей среды в группах, с учетом регионализации образовательной деятельности. (Приложение 3)

Анализ перспективных и календарных планов показал, что, соединяют обязательный программный материал с, частью, формируемой участниками образовательных отношений, а в данном случае с региональным компонентом систематически - 45% педагогов. 55 % педагогов, используют региональный компонент от случая к случаю, часто не связывая его с обязательной частью образовательной программы.

Установлено, что с ближайшим природным окружением детей знакомят чаще, чем с творчеством дальневосточных поэтов, писателей и художников. Знакомство с малочисленными народностями Дальнего Востока в планах прослеживается только в чтении произведений и бесед с детьми, объясняя это тем, что мало информации.

Анализ образовательной деятельности , позволил установить, что воспитатели в образовательной деятельности предлагают детям ситуации проблемного характера, учат рассуждать, выдвигать гипотезы, но не всегда интегрируют материал обязательной части программы с особенностями региона.

Просмотр прогулок показал, что воспитатели очень эффективно используют ее для закрепления знаний, полученных в образовательной деятельности. На прогулках прослеживается системная регионализация , организуемая педагогами во время наблюдения детей за явлениями природы, труде в природе, ведении дневника наблюдений.

Анализ предметно – пространственной развивающей среды в группах показал умение воспитателей создать познавательно – исследовательскую среду, соответствующую возрасту, уровню развития детей и программным задачам, наличие в группах природных уголков, оснащенных адекватно возрасту детей.

В методическом кабинете в наличие имеется разнообразный материал для ознакомления детей с флорой и фауной, в виде картинок, карточек, репродукций, тематических альбомов. Есть материал для исследовательской деятельности, микроскоп, глобусы, лупы, весы с гирями, мензурки разного объема.

Обобщая результаты проведенного тематического контроля, по реализации регионального компонента на начальном этапе выявились положительные моменты, заключающиеся в умении создать по - настоящему развивающую среду, с учетом интересов и возможностей детей.

важные проблемы:

  • профессиональные затруднения педагогов, заключающиеся в самостоятельном, зачастую бессистемном отборе содержания регионального компонента образования, определении объема, выборе тематики, для изучения особенностей региона;
  • осуществление образовательной деятельности без интеграции с региональным компонентом;
  • недостаточное научно-методическое обеспечение по данной проблеме.

Внедрение системы методических мероприятий

Установив, что эффективность реализации регионального компонента образования во многом зависит от компетентности воспитателей и научно-методического обеспечения по проблеме:

1.разработан план методических мероприятий, направленных на совершенствование мастерства педагогов;

2.создана творческая группа, работающая над отбором содержания материала по реализации регионального компонента в соответствии с возрастом, темой.

Внедрение регионального компонента в работу с детьми дошкольного возраста, без педагога, профессионально подготовленного к ней на современном этапе трудно представить. Осуществляя обязательную часть образовательной программы, воспитатель должен уметь в базовый компонент включить содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений с особенностями региона, что является одной из ценностей образования. Поэтому организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента является важнейшей задачей.

В рамках реализации годовой задачи «Познавательное развитие дошкольников посредством внедрения регионального компонента в образовательную деятельность» проведен 1.теоретический семинар.

При проведении теоретического семинара, ставилась задача не только обобщить представления и систематизировать знания об использовании регионального компонента в образовательной деятельности, сколько заинтересовать педагогов, помочь найти в литературе ответы.

Другой задачей , которую мы ставили при проведении теоретического семинара – понять важность планирования и проведения системной работы по использованию регионального компонента в работе с дошкольниками.

Следует отметить, что лекционный материал педагоги воспринимали с интересом. Их активность проявлялась в обсуждении наиболее интересующих вопросов:

  • раньше не придавали данной проблеме большого значения;
  • очень много читали по данной теме материала, но на практике использовали не всегда.

К следующему заседанию, проводимому в 2. форме «круглого стола» воспитателям было предложено подготовиться.

Изучить и проанализировать учебно – методические пособия и программы, направленные на реализацию образовательной области «познавательное развитие», выделить темы, в которых есть возможность связать обязательный компонент содержания образования с особенностями региона. Самостоятельно, найти определения терминов «регион», «региональный компонент», выделить главные принципы реализации регионального компонента содержания образования, провести самоанализ своей работы по предложенному направлению.

«Круглый стол» был направлен на обсуждение актуальной проблемы, требующей всестороннего анализа. Участники были ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Важно отметить подготовленность и заинтересованность каждого участника.

Педагогам предлагалось обсудить такие вопросы:

  1. Что входит в содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений в соответствие с ФГОС ДО.
  2. Почему использование регионального компонента определено ФГОС ДО.

Воспитатели обсуждали вопросы очень активно, с большим интересом, приводили много примеров из практики, делились эффективными формами, методами и приемами реализации регионального компонента.

При обсуждении системного использования регионального компонента не все воспитатели соглашались с тем, что его обязательно нужно планировать, потому что, изучая тему обязательной части программы, они и без этого, знакомят детей и региональными особенностями.

Рассмотрев и сопоставив требования ФГОС ДО к разработке ООП ДО, организации образовательной деятельности на принципах индивидуализации, и «деятельностного» подхода, пришли к тому, что новый нормативный документ требует переосмысления содержания регионального компонента в дошкольном образовании.

Учитывая, что использовать региональный компонент в образовательной деятельности, может только педагог, знающий культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, следующим этапом методической работы с педагогами стало проведение 3. деловой игры «Что я знаю о родном крае?» (Приложение 4)

Целью данного мероприятия являлась актуализация знаний и повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения регионального компонента в соответствии с ФГОС ДО. Педагоги работали в командах, первые задания для команд были направлены на постепенное включение в предстоящую деятельность. Педагогам было предложено задание продолжить фразу «Я мечтаю, чтобы в нашем поселке …». Затем педагоги рисовали эмблему, наиболее точно отражающую понятие «региональный компонент». К выполнению домашнего задания команды подошли творчески, готовили интересную педагогическую находку. Первая команда представила дидактическую игру под названием «Экологический сектор», изготовленную из пластинки большого размера и набора карточек, вторая – оригинальный дневник наблюдений за птицами в зимнее время года. Представляя свою педагогическую находку, капитаны команд показывали ее научную и практическую значимость, простоту использования, результативность. Другой команде представлялась возможность, проанализировать идею, обосновать свои критические замечания, если они были. Оценивалась идея, реклама, аналитическая деятельность оппонентов. Следующим этапом конкурса, стало выявление знаний педагогов по теме «Все я знаю, о Хабаровском крае ». Воспитателям предлагались задания, направленные на знание названий рек и озер края, уникальных цветков и наскальных рисунков, предлагалось объяснить, что и для чего изображено на гербе Хабаровского края, символике Солнечного района. Проведенное мероприятие вызвало у воспитателей интерес, знание особенностей региона, в котором они проживают.

Очень важным моментом на этапе внедрения системной работы по реализации регионального компонента, стала активная работа с использованием проектной технологии , которая позволяет решить основную задачу – изучая проблему всестороннее, педагоги с детьми используют для исследования «ближайшее» окружение, тем самым реализуют задачи регионального компонента. Воспитатели, активно внедряющие проектную технологию в работу с детьми, стали больше взаимодействовать с родителями. Они утверждают, что участие в проекте дает ребенку возможность больше экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять самостоятельность.

Я же считаю, что использование технологии проектов, как технологии развивающего обучения способствует развитию творчества педагогов, повышению их профессиональной компетентности и как следствие, повышение качества образовательной деятельности в целом и реализации регионального компонента в частности.

Изучив научно – методические пособия, воспитатели объединились в проблемные творческие группы, по наработке материала для создания программы. Мною осуществлялась координация работы творческих групп. Совместно была разработана пояснительная записка, определены цели и задачи. Каждый член творческой группы сначала самостоятельно «накапливал» материал по проблеме, затем на заседаниях творческих групп излагал материал коллегам. Дополняли, обменивались мнениями, обсуждали наработки. Совместными усилиями распределили материал по ознакомлению детей с творчеством поэтов поселка Солнечный, поэтов и писателей дальневосточников. (Приложение 5)

С районным краеведческим музеем поселка Солнечный мы очень плодотворно сотрудничаем на протяжении нескольких лет, в силу того, что расположен он вблизи нашего детского сада. Поэтому, когда мы обратились к ним с конкретными предложениями по оказанию помощи в ознакомлении с культурой народов, проживающих на Дальнем Востоке, они согласились нам помочь. Проведение интерактивных занятий в музее способствует углубленному ознакомлению с бытом и традициями нанайцев, искусством «Нани», дети получают знания об орнаментальном искусстве коренных народов Приамурья, и сами учатся искусству изготовления куклы «Акоан» и рукавички.

Мы понимали, что правильное распределение материала на учебный год, умелое сочетание тематики регионального компонента с содержанием обязательной части образовательной программы, поможет воспитателям сделать образовательный процесс интересным и насыщенным, будет способствовать решению программных задач на учебный год. (Приложение 6, 7) В 2015 учебном году программа представлена на педагогическом совете. Программа рассчитана на реализацию предложенного материала с детьми от трех до семи лет. Образовательная деятельность по «Краеведению», проводится один раз в неделю, а также в процессе интеграции образовательных областей, в режимных моментах.

В образовательной программе МБДОУ детский сад «Светлячок», в части формируемой участниками образовательных отношений, определены задачи и содержание на все возрастные группы. Региональный компонент, в разделе «Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы», выделен отдельно, и находит отражение в содержании педагогической диагностики.

Дальнейшим этапом работы стала деятельность воспитателей по внедрению программы, направленной на реализацию регионального компонента.

В 2016 – 2017 учебном году в соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года, коллектив дошкольного учреждения, проанализировав имеющиеся ресурсы, выбрал одно из направлений инновационной деятельности: экологическое воспитание.

Направление было выбрано не случайно, потому что к тому моменту в дошкольном образовательном учреждении наработан материал по реализации регионального компонента, который взаимосвязан с экологическим воспитанием. (Приложение 8)

В течение прошлого года в соответствие с годовым планом проведены методические мероприятия по теме «Мини - музеи в детском саду как средство экологического воспитания», в рамках которых определена их актуальность и значимость, намечены цели и задачи мини – музея, рассмотрены вопросы размещения и оформления мини – музея. (Приложение 9, 10)

В начале текущего года в соответствии приказом управления образования администрации Солнечного муниципального района от 04.09. 2017 г. № 242 в целях выявления, развития и распространения инновационного педагогического опыта в дошкольном учреждении осуществляет деятельность муниципальная инновационная площадка по теме «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников».

Экспериментальную деятельность по данной проблеме осуществляет творческая группа педагогов. Разработан план экспериментальной площадки на три года, в который возможно будут вноситься изменения. В соответствии с планом в группах в ноябре планируется провести первый этап конкурса «Лучший экологический мини – музей». Творческой группой разработано положение о конкурсе.

Педагоги, совместно с родителями и детьми готовятся представить на конкурс пять мини – музеев: «Музей трав и цветов Дальнего Востока», мини – музей «Коры», птиц, насекомых Хабаровского края, мини – музей камня. Оригинальность и неповторимость уже сейчас проявляется во всем, в оформлении названия, в размещении мини – музеев, использовании вертикальных и горизонтальных поверхностей, оформлении экспонатов.

Следующим этапом инновационной деятельности планируется обогащение мини – музеев экспонатами, памятками, экологическими знаками, запрещающими или разрешающими трогать экспонаты музея. В мини – музеях планируется изготовить и разместить дидактические игры и другой материал, для самостоятельной и совместной деятельности детей.

На завершающем этапе планируется работа над экологическими проектами, тематикой и содержанием экскурсий по мини - музею, подготовка детей - экскурсоводов, способных провести экскурсию для детей других групп.

Результативность опыта

Анкетирование педагогов и анализ образовательной деятельности, на заключительном этапе работы позволили выявить положительные изменения в использовании регионального компонента, заключающиеся в умении педагогов интегрировать его в содержание тематики обязательной части образовательной программы, изучать материал с учетом особенностей нашего региона.

Заинтересованность педагогов с большим стажем работы, и начинающих специалистов доказывает актуальность проблемы по использованию регионального компонента в образовательной деятельности.

Используемые формы работы оказались очень действенными.

Теоретический материал позволил воспитателям обобщить и упорядочить знания, определить основные ориентиры работы на данный период. А проведение практических занятий способствовало совершенствованию профессионального мастерства, проявляющегося в умении планировать и реализовывать региональный компонент в работе с дошкольниками.

Реализация методических мероприятий способствовала разработке программы, по реализации регионального компонента, с дошкольниками.

Научно-методические публикации по проблеме представлены на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок. Первое сентября», в сборнике «Амурский научный Вестник» №1, 2017.

Список источников

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Н. А. Арапова-Пискарева. Программа «Мой родной дом» - «Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез)», 2013.
  3. Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Из опыта работы ДОУ №2 пос. Рамонь Воронежской области. –М., 2005.
  4. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования. – Педагогика, 1999.