Рефлексы новорожденных. Рефлексы новорожденных: какие бывают

После родов новорожденный начинает проходить процесс адаптации к новым для него условиям. Справиться с непростой задачей младенцу помогают особые умения, которые делятся на два вида - условные, безусловные. Первые даны малышу от рождения, вторые являются приобретенными. Степень развитости рефлексов у новорожденного свидетельствует о характере его развития и может говорить о наличии проблем.

Безусловными рефлексами малыши обладают с рождения. Они появляются как ответ ребенка на определенный раздражитель. Им характерно появление и исчезновение в определенный период развития. Условные или приобретенные реакции появляются у новорожденного в результате получения опыта, при котором происходят изменения в клетках головного мозга, наблюдаются физиологические изменения, и происходит психоэмоциональное развитие.

Виды рефлексов у малыша

До 28 дней новорожденные обладают исключительно безусловными видами рефлексов, которые обеспечивают процесс их приспособления к миру. У грудничка выделяют около 15 разновидностей безусловных реакций. По некоторым из них в момент рождения врачи оценивают состояние младенца. Малыш в этот период не умеет держать под контролем собственное тело и движения, так как мозг не способен еще выполнять подобные функции.

Появление таких рефлексов и их постепенное угасание имеет определенную закономерность и расписание по месяцам.

Оральные

Оральные рефлексы дают возможность малышам обеспечить себя питанием, именно они отвечают за правильный процесс сосания. Группа состоит из нескольких видов, каждый из них имеет свое предназначение.

Выделяют:

  • сосательный;
  • глотательный;
  • хоботковый;
  • искательный;
  • Бабкина.

Некоторыми из способностей могут наблюдаться уже у плода и визуализироваться при проведении УЗИ. Например, при обследовании матери можно видеть, как ребенок прикладывает пальчик ко рту и осуществляет сосательные движения. Подобная способность присутствует у младенцев с самого рождения, когда при попадании постороннего предмета в ротовую полость он обхватывает его губами и язычком, начинает интенсивное сосание.

Некоторые оральные реакции исчезают у деток к 3-4 месяцам. Другие способны сохраняться в течение 3 лет, например, сосательный.

Спинальные

Спинальные реакции представляют собой непроизвольные движения младенца, совершаемые телом, руками или ногами в ответ на воздействие внешнего раздражителя. К такой категории относится:

  • хватательный;
  • защитный;
  • подошвенный;
  • Бабинского и ряд других.

Подобные умения обеспечивают малышу безопасность и защищают его.

Позотонические

Позотонические виды реакций младенцев связаны с навыками удерживать голову, позу сидения и правильно стоять. Благодаря таким способностям малыш имеет возможность правильно распределять различные степени нагрузки на мышечные волокна, которая возникает и зависит от характера положения тела.

Как проявляются и чем характерны

Большинство врожденных реакций наблюдаются у детей до 1 года, после чего они исчезают. Большинство из них возникают на первых месяцах жизни, пропадая 4 месяцам. Время их угасания различно, что обусловлено периодом, который необходим малышу для полной адаптации к новым условиям. Среди них присутствуют и те, которые способствуют появлению новых навыков или наблюдаются в течение всей жизни.

Хоботковый

При прикосновении к губкам младенца они сворачиваются и образуют форму «хоботка». Такой сосательный рефлекс связан с автоматическим сокращением круговой мышцы, находящейся в области ротовой полости.

Поисковый

Рефлекс Куссмауля свойственен только новорожденным детям. При выполнении прикосновения и легком поглаживании пальцем по губкам ребенок активно пытается найти материнскую грудь, что выражается в опускании нижней губки и параллельном движении языка крохи в сторону нахождения раздражителя.

Сосательный

Важнейший из рефлексов младенцев появляется еще в утробе матери. Он выражается в осуществлении младенцем ритмичных сосательных движений сразу после попадания предмета в его рот, в качестве которого часто выступает соска. По выраженности такой способности педиатры оценивают степень зрелости у недоношенных детей.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Умеренное выполнение надавливания пальцами на ладони младенца приводит к открытию ребенком рта и выполнению движения головкой вперед. Подобный рефлекс обусловлен стремлением новорожденного искать себе пропитание.

Хватательный

Хватательная реакция выражается в способности младенца крепко удерживать предмет. При попадании в район ладони пальца взрослого или иного предмета малыш бессознательно производит сжатие пальцев ладони. Захват может быть такой силы, что младенца можно при этом поднять.

Рефлекс Моро

Реакция малыша на воздействие раздражителя протекает в два этапа. Сначала младенец делает разведение рук в стороны, после чего раскрывает ладони, выполняя движение, которое имитирует объятие. Вызвать подобную реакцию у новорожденного можно различными способами:

  • одновременно хлопнуть по плоскости поверхности, на которой расположен младенец, приблизительно в 15 см от малыша;
  • внезапно разогнуть ножки лежащего ребенка;
  • приподнять за вытянутые ноги нижнюю часть туловища.

Подобная реакция проявляется у младенцев в первые месяцы жизни и по мере его взросления пропадает.

Ландау

Реакция Ландау может быть верхней иди нижней, она появляется у младенцев к 4 месяцам. Первый появляется у ребенка, когда он лежит на поверхности. Он упирается руками, пытается приподнять голову и корпус. Нижний эффект Ландау можно наблюдать при нахождении ребенка в позе «пловца». При приподнимании его и обращении лицом к полу можно наблюдать выгиб спины, поднятие головы и разгибание конечностей.

Кернинга

У лежащего на спине ребенка проводят сгибание ноги в тазобедренном суставе или колене. При нормальной реакции Кернинга сразу выпрямить конечность младенца не получится.

Бабинского

Реакция проявляется при легком движении и соприкосновении пальца с наружным краем подошвы ног по направлению от стопы к пятке.

Малыш отреагирует веерным раскрытием пальцев ног, сгибанием всех суставов с тыльной стороны стопы.

Рефлекс опоры

При нахождении младенца в вертикальном положении и соприкосновении поверхности стопы с опорой происходит выпрямление нижних конечностей и имитация позы стояния с обеспечением поддержки взрослого. Реакция характерна для младенцев первого года, при достижении возраста 8-12 месяцев дети начинают стоять на ровной поверхности самостоятельно.

Рефлекс автоматической ходьбы

Реакция также известна как шаговый, что выделяет главную реакцию младенца. Если обеспечить малышу соприкосновение стоп с поверхностью и немного отклонить его корпус вперед, то можно наблюдать имитацию ходьбы. Такое переступание ножками и называют эффектом шагания.

Некоторые дети при этом делают своеобразное перекрещивание на уровне голени. Такая ситуация является нормальной и связана с повышенным тонусом мышц бедра у малышей в возрасте 1,5 месяца.

Бауэра

Рефлекс ползания появляется у младенцев сразу после рождения. Ребенок в положении лежа на животе при ощущении прикосновения ладоней к подошвам его ступней начинает отталкиваться, используя руки взрослого как опору. В некоторых случаях ребенок способен продвинуться немного вперед, поэтому даже самых маленьких детей нельзя оставлять без наблюдения.

Галанта

При штриховом проведении пальцем вдоль позвоночника малыш изгибается в виде дуги, а голова делает поворот в сторону раздражающего воздействия. Нормой считается также отведение ноги в сторону.

Переса

Реакция проявляется при нажатии легким движением над остистым отростком позвоночника. При этом ребенок разгибает корпус, производит сгибание конечностей и начинает плакать. В связи с негативной окраской эмоций младенца к проверке работы нервной системы при помощи такого способа прибегают только в самую последнюю очередь.

Робинзона

Такое название можно встретить, когда речь идет о хватательном рефлексе. При попадании в зону ладошки младенца какого-либо предмета малыш сразу же вцепляется в него. Даже в первый месяц жизни ребенок может настолько сильно ухватиться за пеленку, что разомкнуть кулачки бывает достаточно сложно. По мере взросления такая реакция становится менее выраженной, и в итоге на ее смену приходят осознанные удержания.

Рвотный

Новорожденные дети не обладают умением правильно глотать. Когда малыш давится, то автоматически происходит рвотный рефлекс, при этом у младенца неосознанно высовывается язык, что и вызывает защитную реакцию.

Защитный

Способность обеспечивать себе защиту у здорового ребенка появляется с первых часов жизни. Положенный на живот младенец сразу делает рефлекторно поворот головы, что помогает ему избежать блокирования поступления кислорода.

Глотательный

При попадании в рот младенца какого-либо предмета он делает глотательное движение. Такой рефлекс помогает ребенку научиться координировать свои движения. Малыш с каждым днем приобретает навык осуществлять дыхание и глотание. Пока он учится приспосабливаться к новым условиям, можно наблюдать, что он ритмично осуществляет вдох и медленно выдыхает, пытаясь между этим проглотить пищу при кормлении.

Спонтанный

Спонтанным рефлексом называют реакцию Моро или испуга. Он наблюдается при неожиданном ударе по поверхности с двух сторон от лежащего на поверхности младенца. В ответ на него конечности ребенка раскрываются и тут же смыкаются, производя движение «объятия».

Таблица начала и угасания рефлексов

Оценка состояния здоровья ребенка, работы его нервной системы проводится на основании наличия и выраженности различных условных и безусловных реакций. Отсутствие некоторых из них может говорить о нарушениях внутриутробного развития или родовых травм. Большинство из них появляется сразу после рождения. Некоторые наблюдаются через несколько дней жизни. Например, реакция Бауэра появляется на 3-4-й день, Галанта на 5-6-е сутки. До какого возраста должны исчезнуть рефлексы, можно увидеть в таблице.

Рефлекс Время исчезновения, месяц
Сосательный 3-4
Защитный До 1,5
Хватательный 3-6
Опоры 1-2
Шаговый 1-2
Поисковый 3-4
Хоботковый 2-3
Бабкина 2-3
Бауэра 4
Моро 4
Бабинского До 2 лет
Галанта 3-4
Переса 3-4

Особенности развития рефлексов у недоношенных детей

По характеру врожденных автоматизмов, наличию рефлексов и их живости после рождения оценивают состояние нервной системы детей. У недоношенных малышей значительная часть врожденных способностей отсутствует, так как процесс созревания мозга не был завершен до конца. Наиболее рано проявляющиеся ротовые реакции у них присутствуют, но затрагивают не все рецепторы. Малыши обладают уникальным потенциалом, поэтому способны восстанавливаться и догонять своих сверстников в развитии за короткое время.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка

Для самостоятельной проверки наличия рефлекса у ребенка достаточно повторить действия, вызывающие подобную реакцию. Не стоит расстраиваться при отсутствии желаемого результата. Возможно, малыш устал, или время для проверки было выбрано неудачно. Например, отсутствие сосательного рефлекса может быть вызвано тем, что малыш попросту не голоден.

Проверять реакции младенца на раздражители необходимо в теплом помещении, при этом он должен быть сухим и не ощущать чувство голода. Прикосновения к малышу должны быть аккуратными, в противном случае рефлексы могут погашаться реакцией на дискомфорт.

Причины и признаки слабого развития рефлексов

Изучить информацию о том, какие должны быть у новорожденного рефлексы желательно, в некоторых случаях они могут проявляться в недостаточной степени.

Причинами такой ситуации могут быть следующие обстоятельства:

  • полученные родовые травмы;
  • нарушения функционирования нервной системы;
  • преждевременное рождение ребенка;
  • патологии позвоночника;
  • предшествующая асфиксия.

Признаком ослабления является недостаточная выраженность или одностороннее проявление симметричных рефлексов. В некоторых случаях малыш не готов реагировать на раздражитель, например, при отсутствии у ребенка желания есть сосательный рефлекс не будет ярко выражен.

Симптомы

При выявлении аномалий в развитии ребенка анализируется несколько параметров проявления рефлекса. Оценке подлежат следующие моменты:

  • выраженность;
  • симметричность;
  • равномерность проявления с каждой из сторон для симметричных реакций;
  • быстрота получения ответа;
  • длительность проявления.

При этом окончательный вердикт должен делать врач.

Полное отсутствие

Полное отсутствие рефлекса, особенно спинальных, является нехорошим признаком. Отсутствие «автоматического шага» наблюдается при парезах, снижении тонуса мышц и ДЦП.

Недоразвитость

При осмотре младенца врач анализирует симметричность некоторых рефлексов. Например, если хватательная реакция наблюдается у малыша только одной рукой, то это может сигнализировать о возможном ДЦП, кровоизлияниях в мозг или парезах. Если при проверке рефлекса Моро разведение рук ребенок проводит только одной конечностью, то это может говорить о проблемах с ключицей или парезах.

Лечение

Классификация и методика исследования рефлексов у новорожденных предполагает анализ общей клинической картины.

При полном отсутствии

Полное отсутствие рефлексов часто является следствием родовых травм или внутриутробных аномалий. В этом случае содержание терапии определяется в индивидуальном порядке и зависит от причин отсутствия реакций и характера патологий. В большинстве случаев лечение требует стационарного наблюдения и длительной терапии.

При частичной несформированности

При частичной несформированности рефлексов назначается наблюдение профильных специалистов. Часто такая ситуация наблюдается у детей с синдромом угнетения работы нервной системы. Они имеют низкий мышечный тонус и двигательную активность. В тяжелых случаях наблюдаются проблемы в области сосательных движений, поэтому таких малышей кормят через зонд. Таких новорожденных нельзя оставлять в лежачем положении на животе, что связано с недостаточностью выраженности защитного рефлекса. Лечение младенцев при частичной несформированности рефлексов предполагает медикаментозную терапию, массажи и физиопроцедуры.

Прогнозы

Детский организм обладает большими резервами, которые помогают ему восстанавливаться даже в самых сложных ситуациях. При недостаточной развитости рефлексов хороший результат показывает комплексный подход, предполагающий назначение фармакологических препаратов, массажей и специальных физиопроцедур. При этом важна регулярность и постоянное наблюдение у узкого специалиста с выполнением выданных рекомендаций.

При рождении каждый младенец попадает из комфортной и привычной среды в неизвестный и такой пугающий для него мир. Приспособиться к новым условиям и выжить вне организма мамы малышу помогают врожденные рефлексы, которые должны иметься у всех новорожденных. Отсутствие какого-либо физиологического рефлекса обычно считается патологией и свидетельствует о различных отклонениях в развитии.

Краткая справка

Еще в роддоме врачи-неонатологи проверяют главные рефлексы новорожденного ребенка и оценивают, правильно ли развита нервная система крохи. Здоровый малыш имеет целый набор врожденных (безусловных) рефлексов, которые часто называют автоматизмами. Они нужны младенцу для того, чтобы пережить процесс родов, быстрее адаптироваться в послеродовой период и полноценно развиваться в дальнейшем. Некоторые безусловные, имеющиеся с рождения рефлексы новорожденного со временем исчезают, другие – сопровождают человека до конца жизни.

А вот условных рефлексов у только что появившегося на свет малыша быть не может. Такие реакции ребенок приобретает по мере своего развития, осваивая окружающий мир и накапливая бесценный опыт.

Виды и нормы

Все основные рефлексы здорового новорожденного можно разделить на два вида: оральные (обусловленные работой сегментов мозгового ствола) и спинальные (обусловленные работой спинного мозга). Такая классификация считается общепринятой в мировой педиатрии.

Оральные рефлексы младенцев в свою очередь делятся на следующие разновидности:

  1. Сосательный. Эта реакция появляется у новорождённых в момент рождения и исчезает примерно к году. Малыш должен делать ритмичные сосательные движения, захватывая губами сосок маминой груди, пустышку, палец, бутылочку с едой и пр.
  2. Глотательный. Кроха должен не только сосать молочко, но и проглатывать его. Данное умение остается с человеком на всю оставшуюся жизнь.
  3. Хоботковый. Если легко прикоснуться ко рту ребёнка, он вытянет свои губки в трубочку (хоботок). Такой врожденный автоматизм сохраняется до 2-3 месяцев.
  4. Рефлекс Бабкина. Этот ладонно-ротовой автоматизм особенно ярко проявляет себя в первые два месяца жизни младенца. Если надавить одновременно на обе ладони крохи, он обязательно приоткроет свой рот.
  5. Рефлекс Куссмауля. Данный автоматизм направлен на то, чтобы ребенок смог найти еду. Если дотронуться до уголка рта малыша, он автоматически повернет головку в сторону раздражителя. Такой поисковый автоматизм обычно исчезает к 3-4 месяцам. После этого кроха способен искать пищу глазами.

Спинальные рефлексы у здорового новорожденного бывают следующими:

  1. Защитный. Если родители уложат младенца на животик, он сразу же начнет поворачивать головку в одну или другую сторону и будет пытаться приподняться. Защитный рефлекс новорожденного необходим для того, чтобы малыш мог защитить себя от нарушений дыхания (поворачивая голову, кроха обеспечивает себе доступ кислорода). У грудных детей защитный автоматизм наблюдается до полутора месяцев.
  2. Верхний хватательный (рефлекс Янишевского). Если коснуться пальцем ладошки малыша, он должен сжать пальчики в кулачок. Сильнее всего верхний хватательный рефлекс у новорожденных выражен в моменты кормления или тогда, когда дети голодны. Сохраняется данный автоматизм до 3-4 месяцев.
  3. Нижний хватательный (рефлекс Бабинского). Если провести большим пальцем по стопе ребенка, кроха начнет разгибать пальчики ног и сгибать ножку в суставе. Данный автоматизм обычно исчезает после года.
  4. Рефлекс Моро. Этот автоматизм, который часто называют рефлексом объятий, состоит из двух фаз: если малыш услышит резкий громкий звук (например, хлопок по пеленальному столику, где он лежит), то сначала он раскинет ручки в сторону, распрямит пальчики и вытянет ножки, а уже спустя несколько секунд вернет конечности в прежнее положение. Рефлекс Моро у новорожденных начинает угасать приблизительно к 4-5 месяцам.
  5. Рефлекс опоры. Если кроху взять за подмышки и приподнять, он начнет сгибать ножки в коленях и бедрах. Когда его ножки коснуться горизонтальной поверхности (например, пола), он автоматически распрямит стопу и упрется ею в поверхность. При нормальном развитии исчезнет такая реакция примерно в полтора месяца.
  6. Рефлекс ползания Бауэра. Положив малыша на живот и приставив к его пяточкам руки, родители должны видеть, что их ребеночек пытается отталкиваться и ползать, помогая себе руками. Данный автоматизм проходит на 4-5 месяц жизни.
  7. Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника крохи, он выгнет спинку и выпрямит ножку с той стороны, где находится раздражитель. Такая реакция у деток сохраняется до 3-4 месяцев.
  8. Рефлекс Переса. Ребенок, лежащий вниз животом на ладони мамы, при надавливании на отростки позвоночника от копчика к шее должен закричать, согнуть конечности, приподнять головку. Такое действие родителей вызывает негативную реакцию у младенца. Окончательно исчезает данный автоматизм к 3-4 месяцу жизни.
  9. Рефлекс автоматической ходьбы. Если кроху поднять, поставить на ноги и немного наклонить вперед, он начнет автоматически передвигать ножки, как будто бы делая шаги. Перебирать ножками на уровне автоматизма здоровый малыш должен до 1-1,5 месяцев.
  10. Рефлекс Ландау. Если поднять младенца в воздух личиком вниз, придерживая его ладонями за живот, он приподнимет головку и верхнюю часть туловища, выгнет спинку, выпрямит ноги и руки. Этот автоматизм чаще всего проявляется не сразу после рождения, а к 3-4 месяцам. Исчезает такая реакция после года.

Отклонения от норм

Многие родители начинают беспокоиться, если видят, что у их малыша отсутствуют или сильно ослаблены те или иные врождённые рефлексы. Действительно, такая патология может свидетельствовать о том, что в развитии ребенка имеются проблемы. Чаще всего автоматизмов нет у тех детей, которые родились раньше срока, перенесли тяжелые роды, имеют родовые травмы или внутриутробные пороки развития, страдали во время беременности от асфиксии (удушья пуповиной) или гипоксии (нехватки кислорода). В подобных ситуациях мамам и папам нужно показать младенца неврологу, который выявит отклонения и назначит лечение.

В некоторых случаях физиологические рефлексы новорожденного могут наоборот значительно усиливаться (обычно это бывает с двигательными автоматизмами – автоматическая ходьба, ползание и пр.) и не исчезать к определенному возрасту. Причиной таких отклонений может стать мышечный тонус, нарушения работы нервной системы, перенесенные заболевания и пр. Ребенок, имеющий усиление автоматизмов, также должен быть обследован врачом. Родители при этом должны приложить максимум усилий, чтобы поскорее начать проводить лечебные манипуляции (массажи, медикаментозная терапия и пр.).

Рефлекс Моро Рефлекс выпрямления и рефлекс опоры Рефлекс автоматической ходьбы Рефлекс Бауэра Рефлекс Таланта Рефлекс Переса Оценка развития новорожденного Все страницы

При исследовании безусловно-рефлекторной деятельности ребенок должен находиться в состоянии бодрствования, не быть мокрым и голодным, чтобы рефлекторные реакции не подавлялись реакцией на дискомфорт. Исследуя безусловные рефлексы, необходимо следить за тем, чтобы наносимые раздражения не причиняли боли ребенку. Безусловные рефлексы и движения исследуют в трех положениях: на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания. Оценивая результаты обследования, необходимо учитывать не только наличие, но и степень выраженности того или иного рефлекса (ярко, умеренно, слабо, отсутствует), равномерность и время его появления с момента нанесения раздражения (быстро, запаздывает), полноту, силу ответа и быстроту угасания.

У здорового доношенного и даже недоношенного с массой тела не менее 2100 г безусловные рефлексы могут быть выражены в различной степени, что определяется типом нервной деятельности ребенка, временем суток, когда определяются рефлексы, и физиологическим состоянием. Если, несмотря на неоднократные попытки, вызвать рефлекс не удается, можно констатировать его угнетение. Вместе с тем безусловные рефлексы, особенно рефлексы орального автоматизма (поисковый, сосательный, хоботковый), а также рефлекс Бабкина и рефлекс Моро могут возникать при малейшем раздражении, что иногда создает впечатление спонтанного рефлекса. В таких случаях обычно расширена зона рефлекса, укорочен латентный период и при повторных раздражениях не наблюдается тенденции к его угасанию. Тогда говорят о патологическом усилении рефлекса.

Угнетение безусловных рефлексов или их чрезмерная выраженность свидетельствуют о поражении нервной системы. В ранний период новорожденности угнетение безусловных рефлексов наиболее часто обусловлено:

  • внутриутробной гипоксией;
  • асфиксией в родах;
  • внутричерепной родовой травмой;
  • аномалиями развития мозга;
  • наследственными заболеваниями обмена веществ;
  • токсико-инфекционными заболеваниями.

Отсутствие или резкое угнетение безусловных рефлексов может быть связано также непосредственно с нарушением мышечного тонуса - его резким повышением (некоторые пороки развития мозга, асфиксия в родах) или с его выраженным снижением (спинальная амиотрофия, врожденная миопатия и др.). При этом может быть неравномерное снижение безусловных рефлексов. Так, при спинальной амиотрофии на фоне общего снижения активности безусловных рефлексов относительно сохранными остаются рефлексы орального автоматизма. Активация рефлексов орального автоматизма характерна для псевдо-бульбарных нарушений.


Выраженная асимметрия рефлексов (нормально вызываются с одной стороны и отсутствуют или угнетены - с другой) связана, как правило, с периферическим поражением нервов, корешков, клеток передних рогов спинного мозга. Реже асимметрия рефлексов обусловлена центральными гемипарезами. При акушерском парезе руки могут отсутствовать рефлекс Бабкина и рефлекс Робинсона. Паретичная рука не принимает участия в рефлексе Моро. При парезе лицевого нерва поисковый рефлекс на пораженной стороне выражен не полностью - угол рта не принимает участия в рефлекторном ответе. Асимметрия рефлекса Таланта наблюдается при одностороннем поражении спинного мозга, при гемигипоплазиях. При поперечном повреждении спинного мозга ниже уровня повреждения будут отсутствовать ответная реакция, характерная для этого рефлекса, а также перекрестный рефлекс экстензоров и рефлекс одергивания.

Среди многих физиологических рефлексов наибольшее диагностическое значение имеют следующие.


Рефлекс сосательный. Если вложить в рот ребенка соску, то он начинает совершать активные сосательные движения. Исчезает к концу первого года.

Рефлекс сосательный отсутствует: парез лицевых нервов, глубокая умственная отсталость, тяжелое состояние.


Рефлекс Куссмауля (поисковый рефлекс) - при штриховом раздражении кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходит опускание угла рта, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя (поиск груди матери). Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Угасает в 6-7 недель, исчезает к концу первого года.

Асимметрия рефлекса Куссмауля: односторонний парез лицевого нерва.

Рефлекс Куссмауля отсутствует: двухсторонний парез лицевого нерва, поражение центральной нервной системы.


Рефлекс хоботковый. Вызывается легким постукиванием пальцем по щеке в области угла рта. Происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающей вытягивание губ хоботком.


Рефлекс Бабкина (рефлекс ладонно-рото-головной, руко-ротовой). Вызывается надавливанием пальцем на ладонную поверхность в области тенора (возвышение большого пальца) новорожденного. В ответ новорожденный производит хватательное движение, открывает рот и пригибает голову с поворотом ее в сторону раздражителя. Исчезает рефлекс Бабкина к 3-4 месяцам. При гидроцефалии, ДЦП с недостаточностью психического развития и становления речи может вызываться в возрасте старше 5 месяцев.

Асимметрия рефлекса Бабкина: акушерский парез руки.

Рефлекс Бабкина отсутствует или снижен: повреждение плечевого сплетения, асфиксия, кровоизлияние в мозг, поражения ствола мозга (спонтанный нистагм, отсутствие реакции зрачков на свет, симптом плавающего взора, нарушение глотания), парез сгибателей пальцев.


Рефлекс асимметричный шейно-тонический . Вызывается у новорожденного, лежащего на спине, поворотом головы в сторону. При этом тонус разгибателей верхних и нижних конечностей повышается на стороне, обращенной к лицу, и снижается на другой стороне ("поза фехтовальщика").

Рефлекс запаздывает: внутриутробные и родовые нарушения.


Рефлекс Робинсона (хватательный рефлекс, тонический хватательный рефлекс) - продолжение рефлекса Бабкина. Ребенок должен захватить пальцы врача так, чтобы его можно было бы приподнять. Можно вызвать рефлекс и с нижних конечностей, если надавливать пальцем на подошву у основания II-III пальцев - это вызывает подошвенное сгибание пальцев.

Рефлекс Робинсона ослабевает к 3-4 месяцам жизни и к году полностью исчезает.

Асимметрия рефлекса Робинсона: акушерский парез руки.

Рефлекс Робинсона отсутствует: тяжелая родовая травма, ДЦП, поражение периферических нервов (парез обеих рук).


Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы у ребенка первых месяцев жизни вызывает разгибание и веерообразное расхождение пальцев. Физиологический рефлекс Бабинского сопровождается сгибанием бедра, голени и тыльным сгибанием стопы.


Рефлекс Моро вызывается различными способами:

  1. ребенка, находящегося на руках врача, резко опускают вниз на расстояние 20-30 см, а затем поднимают вверх до исходного уровня;
  2. быстро распрямляют нижние конечности;
  3. резко ударяют по столу, на котором лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см от головы с двух сторон.

В ответ на эти действия ребенок откидывается назад, у него разгибаются плечи и разводятся в стороны руки (первая фаза рефлекса). Во второй фазе рефлекса (рефлекс объятия) руки возвращаются в исходное положение. В норме сохраняется до 4-х месяцев. Ослабевает к 2-3 месяцам.

Асимметрия рефлекса Моро: акушерский парез руки, перелом ключицы.

Рефлекс Моро ослаблен: кровоизлияния в мозг.

Рефлекс Моро отсутствует: парез обеих рук, церебральные повреждения, отек мозга.


Рефлекс выпрямления и рефлекс опоры. Ребенок, поднятый за подмышки, сгибает ноги во всех суставах. Поставленный же на опору, разгибает ноги, выпрямляет туловище, шею и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе.

Рефлекс отсутствует: гипертонус, детский церебральный паралич (ДЦП).


Рефлекс автоматической ходьбы. Является продолжением рефлексов выпрямления и опоры. Если ребенка, стоящего на столе, слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения, не сопровождающиеся движением рук. Иногда при ходьбе ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней или стоп.

Рефлекс автоматической ходьбы отсутствует: (скрещивание ног и стояние на пальцах - "поза балерины"): гипертонус, спастический парез, ДЦП.


Рефлекс Бауэра (рефлекс ползания). Вызывается при положении ребенка на животе и создании опоры для его подошв с помощью ладони. Ребенок, отталкиваясь от опоры, начинает ползти.


Рефлекс Галанта (околопозвоночный рефлекс) - при штриховом раздражении кожи около и вдоль позвоночника происходит дугообразное сгибание туловища и поворот головы в сторону раздражителя. Иногда разгибается и отводится нога.

Асимметрия рефлекса Галанта: одностороннее поражение спинного мозга, гемигипоплазии.

Рефлекс Галанта отсутствует: парез мышц спины, тяжелая родовая травма.


Рефлекс Переса вызывается легким надавливанием пальцем на остистые позвонки от копчика до шеи. Проявляется громким криком, подниманием головы, выгибанием туловища (поясничный лордоз), подниманием таза, сгибанием нижних и верхних конечностей, общей мышечной гипертонией. Иногда отмечается мочеиспускание и дефекация. Этот рефлекс следует исследовать последним, так как ребенок на него реагирует отрицательно (плач).

Ослабевает и исчезает рефлекс Переса к 2-3 месяцам жизни.

Рефлекс Переса отсутствует: тяжелое поражение центральной нервной системы.


Оценивая результаты исследования безусловных рефлексов у новорожденных, необходимо учитывать, что они имеют диагностическое значение лишь в комплексе с другими симптомами. Изменение одного какого-либо рефлекса при отсутствии других неврологических нарушений не имеет самостоятельного диагностического значения.

Умеренное усиление основных врожденных рефлексов может отмечаться при легкой форме перинатальной энцефалопатии (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости).

Значительное снижение основных врожденных рефлексов может быть проявлением:

  • гипертензионно-гидроцефального синдрома;
  • синдрома угнетения центральной нервной системы.

Результаты проведенного исследования состояния нервной системы у ребенка на первом месяце жизни дают только качественную характеристику. Количественная же характеристика выявленных нарушений нервно-психического развития с помощью балльных оценок дает возможность участковому врачу рано прогнозировать вероятность отклонений в деятельности центральной нервной системы и в дальнейшем развитии ребенка. Кроме того, количественная оценка помогает дифференцировать причины отклонения в развитии, так как позволяетболее четко установить, развитие каких именно функций страдает в первую очередь и в наибольшей степени (Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова).

По предлагаемой методике, количественная оценка проводится на основе показателей, которые оцениваются по четырехбалльной системе (оптимальное развитие функции - 3 балла, ее отсутствие - 0 баллов) с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам.

Оценку в 27-29 баллов можно рассматривать как вариант возрастной нормы, но необходимо учитывать, что если ребенок теряет 3 балла по показателям какой-либо одной функции или из-за наличия факторов риска, его следует отнести к категории риска в отношении нарушений дальнейшего развития или возможности выявления локальных нарушений (зрения, слуха и др.). Такой ребенок нуждается в обязательном динамическом наблюдении невропатолога.

При оценке 23-26 баллов ребенка относят к группе риска.

Оценка 13-22 балла четко свидетельствует о задержке развития.

Ребенок с оценкой ниже 13 баллов имеет тяжелую общую задержку развития в результате органического поражения центральной нервной системы.

Для большей достоверности полученной оценки при первом патронаже необходимо повторить исследование при повторных патронажах.

Количественная оценка возрастного развития новорожденного по всем параметрам в комбинации с клиническими данными позволит, если это необходимо, рано проконсультировать ребенка у невропатолога, а значит, и подойти к постановке нозологического диагноза и назначить не только адекватную реабилитационную терапию, но и определиться со сроками динамического наблюдения невропатологом. В тех случаях, когда это необходимо, ребенок госпитализируется.

Количественная оценка развития новорожденного (1-я неделя)

(Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова)

Показатель Оценка ответа, баллы
3 2 1 0
Динамические функции
1 Соотношение сна и бодрствования (коммуникабельность) Спит спокойно, просыпается только для кормления или когда мокрый, быстро засыпает Спит спокойно, не просыпается мокрый и для кормления или сытый и сухой не засыпает Не просыпается голодный и мокрый, а сытый и сухой не засыпает или часто беспричинно кричит Очень трудно разбудить или мало спит, но и не кричит, или кричит постоянно
2 Голосовые реакции Крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом Крик тихий, слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом Крик болезненный, пронзительный или отдельные всхлипывания на вдохе Крик отсутствует или отдельные вскрикивания, или крик афоничный
3 Безусловные рефлексы Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны Требуют более длительной стимуляции или быстро истощаются, или непостоянно асимметричны Вызываются не все или после длительного латентного периода и повторной стимуляции, быстро истощаются, или стойко асимметричны Не вызывается большинство рефлексов
4 Мышечный тонус Симметричный флексорный тонус, преодолеваемый при пассивных движениях Легкая асимметрия или тенденция к гипоили гипертонии, не влияющие на позу и движения Постоянные асимметрии, гипо- или гипертония, ограничивающие спонтанные движения Позы опистотонуса или эмбриона, или лягушки
5 Асимметричный шейный тонический рефлекс При повороте головы в сторону непостоянно разгибает "лицевую" руку - Постоянные разгибания или отсутствие разгибания руки при повороте головы в сторону Поза фехтовальщика
6 Цепной симметричный рефлекс Отсутствует - - -
7 Сенсорные реакции Жмурится и беспокоится при ярком свете; поворачивает глаза к источнику света; вздрагивает при громком звуке Одна из реакций сомнительна Одна из реакций оценки 3 отсутствует или две-три реакции сомнительны Все реакции из оценки 3 отсутствуют
Факторы риска
8 Стигмы Отсутствуют Не более 5-6 Более 6 и расположены главным образом в области лица Более 8 или наличие грубых пороков развития
9 Черепные нервы Патологии нет или непостоянное легкое сходящееся косоглазие, или непостоянный легкий
симптом Грефе
Сочетание 2 признаков из оценки 3 или легкая асимметрия лица, или непостоянный горизонтальный нистагм Постоянное косоглазие или выраженный нистагм, или постоянный симптом Грефе, или бульбарный, или псевдобульбарный синдром Сочетание симптомов, перечисленных в оценке 1
10 Патологические движения Отсутствуют или единичные редкие атетоидные движения пальцами, или редкий высокочастотный тремор подбородка, рук при крике, кормлении, пассивных движениях Частые атетоидные движения пальцами или мелкоразмашистый высокочастотный тремор, не связанный с беспокойством Сочетание 2 симптомов, перечисленных в оценке 2, или крупноразмашистый спонтанный тремор, или единичные подергивания мышц лица Судороги

Хватательный рефлекс у новорожденных представляет собой филогенетически древний механизм. Как только ребенок научится держать предметы в ручках, он тут же окажется в удивительной вселенной детства.

Когда хватательный рефлекс у новорожденных станет осознанным, это будет свидетельствовать, что уже совсем скоро ребенок сможет самостоятельно употреблять пищу.

Общая информация

Хватательный рефлекс у новорожденных является врожденным механизмом. На двенадцатом месяце он трансформируется в осознанное действие, а движения малыша становятся более осмысленными и координированными.

Начиная примерно с третьего месяца жизни хватательный рефлекс становится все более интенсивным. С каждым месяцем жизни успехи малыша становятся более значительными.

Этапы развития

Существует четыре основных этапа развития хватательного рефлекса у новорожденных:

  1. Ноль-два месяца.
  2. Три месяца.
  3. Четыре-восемь месяцев.
  4. Девять-двенадцать месяцев.

Первый этап

Хватательный рефлекс у новорожденных на первом этапе выражается очень просто. Как только родитель или доктор нажмет на ладонь малыша, он тут же сомкнет ее вокруг пальца взрослого. На данном этапе это движение является пока неосознанным.

В течение длительного времени руки ребенка будут сжаты в кулачки, но немногим позже малыш, стремясь исследовать новый мир, будет разжимать и сжимать их.

В некоторых случаях уже на этом этапе ребенок пытается схватить то, что находится в поле его зрения.

Второй этап

На втором этапе, когда ребенок достигает трех месяцев, он еще не до конца осознает, что конкретно ему требуется. Тем не менее он проявляет оживление, когда в поле его зрения попадают первые игрушки. Стремясь завладеть предметом, который привлек его внимание, кроха развивает не только координацию верхних конечностей, но и органы зрения. На этом этапе родителям рекомендуется повесить над кроваткой малыша какую-нибудь интересную игрушку. Также с трехмесячным малышом уже можно играть в простейшие игры с закрыванием лица.

Третий этап

На этом этапе кроха научается самостоятельно и достаточно хорошо удерживать игрушки и предметы, привлекшие его внимание. Учитывая то, что, стремясь познать этот мир, он будет проявлять внимание к самым неожиданным деталям, целесообразно позаботиться о его безопасности.

Неплохо удерживать предметы ребенок научается на восьмом месяце жизни. Но на этом этапе ему еще не хватает некоторой ловкости.

Четвертый этап

Как только малыш приблизится к своему первому юбилею, вопрос хватательного рефлекса будет практически решен. Девятимесячная кроха уже не испытывает никаких проблем с хватанием предметов как правой, так и левой рукой.

В этом возрасте ребенок не видит никакой принципиальной разницы между правой и левой руками. Определить кроху как правшу или левшу будет возможно только тогда, когда он перешагнет двухлетний рубеж.

На этом этапе руки малыша приобрели силу и цепкость. Поэтому родителям приходится с некоторым усилием отнимать у него «опасный» предмет.

Как нужно действовать?

Основной задачей родителей является стимулирование хватательного рефлекса у малыша. Для этого следует играть с ребенком в простые игры. Например, рекомендуется расположить любимую игрушку крохи так, чтобы он видел ее, но мог достать, только приложив существенное усилие.

Как только малышу «стукнет» год, следует развивать мелкую моторику. Для разрабатывания пальчиков можно предложить ему кусочек пластилина, хлебную корочку, кусочек яблока или моркови. Таким образом, мамы и папы убивают двух зайцев: развивается не только мелкая моторика, но и речь малыша.

Информация к размышлению

У детей с задержкой в развитии наблюдается заторможенная, ослабленная реакция. У гиперактивных и легковозбудимых малышей реакция, наоборот, выражена очень ярко.

Если рефлекс присутствует после того, как ребенку исполнилось четыре месяца, можно заподозрить наличие поражения НС.

Аналогичный хватательный рефлекс у новорожденных может быть вызван и с ног. Это может произойти на фоне надавливания большим пальцем руки на подушечку нижней конечности. Ответной реакцией принято считать сгибание пальцев на подошве.

В случае нанесения штрихов-го раздражения на подошву при помощи пальца, стопа сгибается с тыльной стороны, а пальцы веерообразно расходятся.

Слабость реакции

Важно помнить о том, что слабый хватательный рефлекс у новорожденного может проявляться едва ли не с самого первого дня его появления на свет. Но как только ребенок достигает двух-трехмесячного возраста, он уверенно хватает за любой предмет, который предлагают им взрослые. Если хватательный рефлекс у новорожденных слабый в течение длительного времени, то не стоит торопиться бить тревогу. Может быть, что ребенку просто требуется помощь взрослого.

Когда реакция отсутствует

Некоторые родители сталкиваются с отсутствием хватательного рефлекса у новорожденных, что в большинстве случаев становится серьезным поводом для паники. Вместо того чтобы бить в набат тревоги и терроризировать врачей, следует постараться развить необходимую реакцию.

  • показать малышу красивую яркую игрушку;
  • подвесить ее над его головой;
  • поддержать стремление крохи добраться до вожделенного предмета.

Еще одной причиной отсутствия хватательного рефлекса у новорожденных является мышечный тонус. Решить эту проблему можно при помощи специальных массажных процедур. Их можно выполнить самостоятельно или доверить опытным рукам квалифицированного специалиста.

Лечение не будет длительным. Скомбинировав массаж с выполнением специальных упражнений, можно достаточно быстро добиться решения тревожащей проблемы.

Нужен доктор!

В некоторых случаях наблюдается абсолютное отсутствие хватательного рефлекса у новорожденных. Если, несмотря на все манипуляции, ситуация остается неизменной, следует проконсультироваться с доктором.

В некоторых случаях врач принимает решение относительно медикаментозной терапии. Иногда крохе назначаются специальные процедуры, при помощи которых малыш может научиться управлять собственным телом и развить необходимые для комфортного существования навыки.

Восстановительный процесс будет быстрым и успешным только в том случае, если лечение начнется своевременно.

После этого ребенок развивается в соответствии с возрастными нормами.

Напоследок

К доктору нужно обратиться и в том случае, если девятимесячный малыш так и не научился самостоятельно удерживать предметы.

Перед походом к педиатру необходимо учитывать и тот факт, что недоношенные дети развиваются не так, как обычные ребятишки. Этапы развития необходимой реакции в этом случае оказываются несколько смещенными.

Все новорождённые должны определённым образом реагировать на внешние раздражители - это называется врожденные рефлексы. Какие рефлексы должны быть у малыша в разном возрасте, и о чём говорит их отсутствие?

Рефлексы делятся на безусловные (врождённые) и условные. Рефлексы первой группы - в целом одинаковые для всех новорождённых и грудных детей, рефлексы второй группы зависят от личного опыта каждого малыша.

Экспертное мнение

Кирилл Грабовский , детский невролог, клиника для детей и подростков «СМ-Доктор» : Проверка безусловных рефлексов новорождённого является важной частью оценки психомоторного развития ребёнка в первые месяцы его жизни, а также его соответствия возрастным нормам. Кроме того, проверка рефлексов имеет особое значение для своевременного выявления возможных отклонений и позволяет прогнозировать дальнейшую динамику развития малыша. Вот почему во время каждого приёма педиатры и детские неврологи уделяют особое внимание этому вопросу. К безусловным (врождённым) рефлексам новорожденного относят поисковый и сосательные рефлексы, рефлекс Моро, рефлексы ползания, опоры и автоматической ходьбы и другие. В норме каждый ребенок уже к моменту появления на свет имеет стандартный набор автоматических реакций на внешние раздражители - рефлексов, часть из которых перестает функционировать к определенному возрасту.

В роддоме врачи обязательно осмотрят новорождённого на предмет безусловных рефлексов. И уже после педиатры и неврологи при каждом осмотре будут проверять наличие рефлексов.

Проверять рефлексы нужно, когда ребенок бодрствует, не голодный, сухой.

Таблица значений рефлексов новорождённого

Название рефлекса Описание Как проверить? Когда исчезает? Что важно?

Сосательный рефлекс

Формируется внутриутробно, проявляется в первые минуты жизни, один из самых наглядных и жизненно важных рефлексов.

Погладить щечку ребёнка, если сосательный рефлекс выражен у новорожденного, ребёнок откроет ротик и начнет двигать языком.

К году жизни малыша рефлекс ослабевает, исчезает окончательно к 3-4 годам.

Ослабленных и недоношенных детей выписывают из больницы только, если сосательный рефлекс хорошо выражен.

Хоботковый рефлекс

Возникает в первые часы жизни, хоботковый рефлекс - это компонент сосательного рефлекса новорожденного.

Если слегка стукнуть по губам малыша пальцем, он вытянет их в трубочку, напоминающую хобот слонёнка.

В 2-3 месяца. Долгое сохранение хоботкового рефлекса новорождённого может говорить о поражении центральной нервной системы.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

Возникает в первые часы жизни, нацелен на поиск еды.

Погладить уголок рта, при этом ребёнок должен открыть рот, опустить язык и повернуть голову в сторону раздражителя.

В 3-4 месяца.

Если поисковый рефлекс ассиметричный, это может говорить о парезе лицевого нерва. Если рефлекс полностью отсутствует - о поражении ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Смешанная разновидность реакции ребёнка.

Надавить большими пальцами на обе ладони новорождённого в районе большого пальца, при этом малыш должен открыть рот, а голову и плечи приподнять.

Угасает к 2 месяцам, пропадает к 3 месяцам.

Плохо выраженный рефлекс Бабкина может говорить о поражении ЦНС.

Верхний защитный рефлекс

Благодаря этому рефлексу малыш восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Если положить новорождённого на живот, он повернёт голову набок, чтобы дышать спокойно. К 1,5 месяцам.
Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных Способность новорождённого к опорной реакции.

Рефлекс опоры проверяют так: нужно приподнять малыша, держа за подмышки. Малыш сначала должен согнуть ноги в суставах, а затем выпрямить их и встать на полусогнутых ножках на полную стопу. Если ребёнка из этого положения наклонить вперед, он сделает шаговые движения.

Рефлекс опоры угасает к 3 месяцам. Рефлекс автоматической походки сохраняется до 1,5 месяцев.

Если при вызове рефлекса опоры малыш опирается не на полную стопу, а только на пальчики, это может говорить о проблемах с ЦНС.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра)

Становится выраженным на 3-4 день жизни.

Если новорождённого положить на живот, он начнёт совершать ползающие движения. Если к подошвам малыша подставить руку или ладонь, он оттолкнётся от неё.

К 4 месяцам. Плохо выраженный рефлекс может говорить о поражении ЦНС.

Рефлекс объятий (рефлекс Моро)

Сущность рефлекса в реагировании на громкий резкий раздражитель.