Ребенок все ломает и портит что делать. Что делать, если ребенок швыряет и ломает игрушки? Предоставьте ребенку самому заботиться о своих вещах

Разбирает и рвет на части все, что попадется ему под руку, любит разрушать башенки из конструктора, давить куличики из песка и воевать со слепленными другими детьми снеговиками?

Такое поведение маленького ребенка – еще не повод для паники родителей насчет «проявления и склонности к разрушению». Что же это такое, и как с этим справиться?

Чаще всего маленькие дети ведут себя таким образом вовсе не потому, что хотят досадить или сделать назло взрослым.

Попавший в мир окружающих нас вещей ребенок становится исследователем, и единственный его способ понять, как все устроено, и что это такое – это попытаться разобрать каждую вещь и посмотреть, что у нее внутри. Малыш еще не понимает, что такое «хорошо» и «плохо», зато ему нравится экспериментировать с вещами.

Для того, чтобы ребенок мог познавать мир и испытавать от этого радость, однако не разрушил весь и выучил принятые нормы поведения, нужно, с одной стороны, обеспечить ему достаточное поле для «исследований», а с другой, убрать ценные и хрупкие предметы подальше от малыша.

Предлагаем вам несколько простых советов, как можно вести себя с ребенком, склонным все разбирать и ломать:

1. Как и что запрещать?

Конечно, маленький ребенок еще не понимает не только, что такое «плохо» и «хорошо», но и того, что поломанную вещь не всегда можно починить. Однако малыш вполне способено уловить и понять реакцию родителей на его поведение, ведь ему очень важно, как вы относитесь к его поступкам.

Здесь главное – ваше терпение, готовность вести диалог с ребенком и, при всей твердости, иногда идти на компромиссы. Запрещая что-то, обязательно объясните ребенку, почему ту или иную вещь нельзя трогать или ломать: например, потому что она слишком хрупкая или чужая, или она – не для игры, или вещь очень дорога вам, и вы огорчитесь, если она сломается.

Однако очень важно не переборщить с количеством http://www.lady.ru/magia/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8B/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%BD%D0%B8-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B , иначе, постоянно натыкаясь на запреты, ребенок больше не сможет себя сдерживать и взбунтуется, начнет ломать и портить все подряд уже вам назло.

Поэтому пусть у малыша будет свободная от запретов территория – например, со своими игрушками пусть делает, что хочет. Тогда ему будет где проявить тягу к иссследованию мира, любознательность и здоровые разрушительные импульсы, которые для детей являются частью созидательного процесса.

2. Что разрешать?

Несмотря на то, что вам может быть жалко портить новую или дорогую игрушку, разрешите ребенку ее изменить по его собственному желанию. Подстричь http://www.lady.ru/moda/%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D1%8B-%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B8-%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%D0%B0%D1%85/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2 , разобрать машинку и так далее.

Конечно, у более взрослых детей надо следить, чтобы отношение к игрушкам не переросло в сознательно-нездоровое, выражающее садистские или иные наклонности. С определенного возраста можно воспитывать в детях гуманное отношение и к игрушкам, как будто они живые.

Следует помнить, что власть над игрушками, возможность поступать с ними по собственному желанию часто помогает ребенку почувствовать себя хозяином вещи, более взрослым и ответственным, менее зависимым и подчиненным взрослым.

Итак, в разумных пределах не следует подавлять разрушительные импульсы ребенка в обращении с игрушками, позволяя ему выражать свои http://www.lady.ru/career/%D0%94%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4-%D1%83%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81 в игровом пространстве. При этом даже с разобранными и поломанными игрушками малыш часто охотно играет, так что их не нужно сразу выбрасывать.

К тому же, натыкаясь на обломки игрушек, ребенок начинает понимать меру своей ответственности за содеянное и иногда даже жалеет, что что-то поломал или разрушил.

3. Ребенок просит внимания?

Нередко, громко ломая и разбирая вещи, малыш хочет http://www.lady.ru/mama/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81-%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BC-%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F к себе и своим проблемам. Если взрослых раздражает это поведение, то ребенок сочтет его наиболее действенным способом потребовать внимания.

Тогда разрушительное поведение ребенка – всего лишь его способ сказать вам, что он скучает, ревнует, страдает, хотел бы с вами поиграть, что ему плохо или грустно. Не ругайте его за это сильно и не вызывайте чувства вины – он выражал свои чувства тем способом, какой в его возрасте кажется наиболее подходящим.

Покажите малышу, что вы понимаете его и готовы уделить ему внимание, как только сможете, попытайтесь решить его проблемы, но дайте ему понять, что недовольны способом, который он выбрал, чтобы привлечь ваше внимание. Пусть учится, что для того, чтобы мама поиграла с ним или выслушала его, не обязательно ломать вещи.

Дети и аккуратность, к сожалению, понятия несовместимые. Можно научить малыша этикету, самообслуживанию, но когда речь заходит об игрушках, все правила о порядке тут же улетучиваются. Как расценивать ситуацию, когда ребенок ломает игрушки? Это агрессия, любопытство или простая небрежность?

Причины

  • Дети не всегда намеренно портят вещи. Бывает, что это получается у него случайно . Обычно мама не обращает на это внимание, ведь она понимает, что пальчики крохи еще достаточно малы, движения его неумелые, да и силу рук кроха еще не умеет достаточно четко контролировать. Однако в этой ситуации есть чему поучиться. Понаблюдайте за реакцией сына или дочки: малыш расстроен, сердится или не проявляет никаких чувств? Если ребенок плачет и в гневе отбрасывает в сторону поломанную игрушку, значит, он пытается выразить свои чувства. Расскажите, что поломка произошла случайно, и в следующий раз надо быть аккуратным. Гнев не поможет вернуть любимую машинку, а только расстроит маму.

  • Протест против невнимания со стороны взрослого. Мало купить малышу игрушку – ему надо показать, что с ней делать. Что же происходит в жизни: мама приносит домой дорогую куклу, дает ее ребенку, а через день обнаруживает ее сломанной. Сразу же находится виновник – производитель, выпустивший некачественный товар. А ведь причина такого поведения кроется в другом: с детьми надо играть, участвовать в совместных экспериментах, заранее пресекать попытки поломать игрушку.
  • Любопытство . Очень часто дети даже не подозревают, что пытаясь изучить, как устроена машинка или почему у куклы поворачивается голова, они портят игрушку безвозвратно. Если ваше чадо проявляет любопытство, отдайте ему на «растерзание» старые вещи: поломанные часы, телефон, клавиатуру. Эти вещи устроены сложнее, чем игрушки, поэтому разбирать их будет гораздо интереснее.
  • Особенность темперамента . Агрессивное поведение, вспыльчивость, проявление гнева присуще холерикам. Они все делают на бегу, часто переключают внимание от одного к другому. Такие малыш портят все вокруг. Для деток-холериков игрушка не только средство познания окружающего мира, но и та вещь, с которой можно научиться контролировать свои чувства.

  • Узнать, почему ребенок все ломает, поможет ревизия в детской. Возможно, сыну или дочке просто скучно с игрушкой , чадо не знает, что с ней делать, поэтому играет, как может.

Игры, которые научат малыша аккуратности

Строим дом

Возьмите обычный конструктор или кубики. Стройте домики, собирайте фигурки, затем ломайте и придумывайте что-то новое. Цель такой игры – удовлетворить любопытство крохи.

Башни из песка

Стройте башенки, пасочки, фигурки из песка и разрешайте их ломать. Ребенок будет топтать песок, разгребать его лопаткой, подбрасывать вверх – все это даст маленькому непоседе возможность выплеснуть свою энергию. Даже зимой вам будут доступны такие игры: песок легко можно заменить снегом или использовать наборы для творчества под названием .

Самый умелый

Ломать – не строить! Это знают все взрослые, а вот дети считают, что все вещи берутся из ниоткуда. Захотел игрушку – мама купила, сломал – нашлась замена. Устройте дома соревнование: кто быстрее и лучше соберет домик из конструктора. Возможно, у ребенка получится не так красиво, как у вас, но возведенная конструкция будет результатом кропотливой работы. Малыш с особым усердием будет оберегать то, что он сделал своими руками. Это позволит ему осознать ценность труда других.

Ребенок сломал подаренную вами игрушку, как только взял ее в руки? Не надо его стыдить или ругать, не разобравшись, в чем дело. Скорее всего, маленький человечек просто не поймет, что именно вызвало ваше недовольство. А раз не поймет - значит, для него это будет психологической травмой. Он может замкнуться, обозлиться, взбунтоваться или просто возненавидеть вас. И все - из-за каких-то игрушек? Да, и тогда ребенок будет ломать игрушки с еще большим упорством. Не удивляйтесь - объяснений такому поведению и впрямь может быть немало.

Детские психологи предоставляют несколько наиболее распространенных причин подобного. На первом месте стоит, конечно, родителей. Как правило, в таких случаях у ребенка нет другой возможности выразить свое огорчение или протест. Но также ощутимы и другие, более «мирные» причины.

Увлечение игрой

Дети отождествляют себя с игровыми персонажами, что вызывает желание сделать что-либо «по-настоящему». Например, «убить» плохого монстра - физически его уничтожив. Не путайте такое погружение в игровой процесс с проявлением жестокости. Любознательность

В отличие от взрослого, ребенок еще только начинает познавать мир, что вызывает у него интерес к внутреннему устройству окружающих его вещей. Так что он вполне может разобрать игрушку на части, чтобы увидеть, что там внутри. Особенно часто это случается с технически сложными игрушками: машинками на радиоуправлении, двигающимися фигурками и другими.

Проявление агрессии

Дети подсознательно переносят в игровой процесс то, что они видят и слышат в семье. Если взрослые от злости или других негативных эмоций повышают голос на ребенка, то вполне ожидаемо, что ребенок будет проявлять свою агрессию, крича на игрушки и ломая их.

Привлечение внимания

В своем стремлении обеспечить ребенка всем необходимым в материальном плане родители зачастую забывают о том, что их чаду необходимо общение с мамой и папой. Никакие игрушки, даже самые дорогие, не могут заменить ребенку родителей, если те сутками пропадают на работе.

Однажды сломав игрушку, ребенок быстро понимает, что это действие сразу привлечет внимание родителей. Несмотря на то, что это внимание проявится хотя бы в том, что его будут ругать или накажут, ребенок все равно будет стремиться даже к такому общению с взрослыми, если его так не хватает в жизни.

В раннем возрасте детей практически невозможно научить бережному отношению к своим игрушкам, но повлиять на его поведение - можно. Во-первых, нужно уделять малышу достаточно внимания, чтобы он не ощущал себя покинутым, и не страдал от нехватки общения с родителями.

Во-вторых, уже примерно с четырехлетнего возраста дети способны осознавать заботу и понимать любовь. Поэтому нужно дарить ему такие игрушки, в отношении которых он сможет проявлять эти чувства.

Каждый родитель хочет, чтобы у его малыша были полезные, многофункциональные и интересные игрушки. Однако стремления родителей не всегда оцениваются детьми, и от необыкновенных, а в ряде случаев ещё и дорогих игрушек остаются лишь детали. Почему ребенок ломает игрушки? Причины кроются в его возрастных особенностях, типе темперамента и окружающих людях.

В попытке заменить внимание

На первое место в списке причин психологи ставят недостаток родительского внимания. В силу своей занятости родители стараются с помощью игрушек компенсировать ребенку свое внимание. Помните, что дорогие подарки и самые инновационные развлечения неспособны заменить родительского общения и внимания. Ломая игрушки, малыш хочет привлечь ваше внимание, даже если его поступок вам будет не по душе.

Статистика такова, что реже с проблемой целенаправленной порчи игрушек сталкиваются в семьях, где родители играют вместе со своими чадами и в случае поломки проводят ремонт совместно. Такой подход к воспитанию позволяет привить ребенку бережливость на собственном опыте. Даже если поломка безнадежно испортила вещь, не торопитесь от нее избавляться, покрутите её немного в попытке придумать способ ремонта. Когда ребенок воочию увидит результат своих действий, он расстроится и поймет, что не все можно починить и исправить.

Возрастные ограничения

Неслучайно на игрушках производители указывают рекомендованный возраст и ограничения. Выбирайте игрушки так, чтобы они соответствовали интересам и развитию малыша. Если вы ребенку до года подарили конструктивно сложный автомобиль, не удивляйтесь отломанным дверцам и колесам. В этом возрасте детям интереснее кубики, мячики и различного рода коробочки с простым открывающимся механизмом. Их можно бросать, грызть и разбирать.

О полноценных игрушках стоит задумываться тогда, когда ребенок начинает примерять на себя социальные роли: неумело убаюкивать куклу или перевозить кубики в кузове игрушечного грузовичка. Чуть позже малыш будет представлять себя мамой, доктором, водителем или папой-милиционером.

Познавательный интерес и любопытство


Как устроено все! Эта мысль движет ребенком, когда он отламывает детали игрушки. Предложите юному исследователю разобрать вместе с вами старые часы или иной механизм, поверьте, детскому счастью не будет предела. Таким испытателям, непременно, придутся по душе разборные, трансформирующиеся роботы, конструкторы и другие игрушки, которые способны не только создать интересную игру, но и удовлетворить любопытство.

Маленькие холерики

Агрессивное поведение и желание сломать игрушки, которые попадают под «горячую руку», присуще маленьким холерикам. У активных и легко раздражаемых детей всё быстро ломается и бьется, они «выпускают пар» удобным для них способом и во многом копируют поведение взрослых. Если у них не получается играть по правилам с предметом (собрать пирамидку, сложить дом из конструктора), в сердцах они способны разметать его по всей комнате, для них такое поведение становится способом выражения эмоций, которые они в большинстве случаев таят в себе.

Три простые правила

  1. Позвольте ребенку наблюдать результат своих действий, не меняйте сразу сломанную игрушку на новую.
  2. Обеспечьте ребенка игрушками, которые бы он мог разбирать без плачевных последствий и потерь.
  3. Контролируйте свои эмоции и способы их выражения, вы - пример для малыша, как в хорошем, так и в плохом.
Видео

«С самого раннего детства до сегодняшнего дня мой сын ломает все: мебель, игрушки, рвет книги. Стоит нам что-то купить, сразу же эта вещь приходит в непригодность! Вещи не ценятся, все разбрасывает по комнате…! Швыряет с особой агрессивностью по всей квартире все, что можно бросить. Стремится портить предметы: ножницами режет мягкую мебель, царапает подоконники, двери, столы. Наши просьбы, уговоры, беседы о ценности и дороговизне вещей - все без толку! …» Такие жалобы часто слышишь от родителей. Такое поведение определяет слово «АГРЕССИЯ».

В психологической литературе часто агрессивное поведение характеризуется как «немотивированное нанесение ущерба людям, животным или предметам». Такое поведение проявляется в попытках ссориться с окружающими, выявлять физическое насилие, ломать предметы, портить вещи. Такие проявления говорят, в первую очередь, об эмоциональной нестабильности ребенка, которая сложилась под влиянием семейного воспитания, особенно, с жестокими, физическими мерами наказания. Но нестабильность эмоциональной системы может говорить и о проблемах в социуме.

Давайте разберемся в причинах агрессивности ребенка дошкольного возраста.

  • Малоразвитость и нестабильность нервной системы, которая все еще активно развивается в этом возрасте, отсутствие ее саморегуляции.
  • Темперамент. Из 4 видов темперамента холерики наиболее вспыльчивы, импульсивны и агрессивны.
  • Слабый словарный запас ребенка. Для того, чтобы выразить свои эмоции, негодование, страхи, потребности, нужно уметь говорить. А дети, особенно в возрасте 1-3 лет, не могут похвастаться достаточным количеством слов, чтобы все это изъявить.
  • Потакание желаниям своего чада. И так, малыш заметил: стоит ему начать нервничать, капризничать, ударить оппонента, как ему уступают. И здесь речь идет уже о закрепленной модели поведения!
  • Агрессия, как психологическая защита. Часто взрослые ставят ребенка в жесткие рамки, «НЕЛЬЗЯ» - их любимое слово. Или очень опекают ребенка. Как следствие – желание разрушить эти запреты, вырваться из контроля.
  • Неуверенность в собственной безопасности. Всем известна пословица: «Лучшая защита – нападение!»
  • Злость, когда что-то не получается. Это довольно частая причина такого поведения.
  • Эмоциональная холодность родителей.
  • Агрессия, как единственное средство привлечение внимания родителей к себе.

Приведу пример: в гости пришла подруга мамы, и они на кухне пьют чай. Ребенок пришел на кухню, и пытается привлечь внимание к себе, например, показать рисунок маме. Но мама всячески игнорирует дитя. Тут ребенок подходит к младшему брату и ударяет его. Мать услышала крик младшего, и, наконец-то, уделила внимание старшему ребенку. Пусть не то, на которое он рассчитывал, но все-таки внимание!

  • Исследовательская активность ребенка. Например: «А что будет, если я ударю животное? А папу? А маму? И т.д.»
  • Насилие над ребенком. Иногда родители пытаются силой принудить ребенка что-либо делать, например, одеваться, а тот, в свою очередь, дает отпор, которое легко принять за агрессивность.
  • Несправедливое отношение родителей к поступкам детей.
  • Агрессия, как пример поведения. Агрессивное отношение родителей к старшему ребенку, грубость и физическое насилие в общении между родителями, средства массой информации.
  • Усталость ребенка тоже может вызвать приступы агрессии.
  • Инкубационный период болезни.
  • Повышенная тревожность и мнительность ребенка.

В школьном возрасте можно выделить еще несколько причин деструктивного (разрушающего) поведения детей:

  • борьба за лидерство;
  • стремление получить желанный результат, чего бы это не стоило;
  • месть, защита;
  • подчеркнуть свое превосходство, путем ущемления достоинства одноклассников.
  • неумение регулировать свои эмоции;
  • заниженная самооценка;
  • неумение налаживать отношения со сверстниками.
  • желание обратить на себя внимание сверстников;
  • проблемы с коммуникативными навыками, развитием интеллекта

Подумайте, как жить ребенку в окружении, где не услышишь ни похвалы, ни одобрения, ни доброго слова, ни поддерживающего жеста. Дети считают, что их недостаточно любят. Родители слишком заняты своими проблемами, они не замечают тревожных сигналов, и не предполагают, что их ребенок ощущает себя одиноким, никому ненужным. И тогда у него возникает единственное желание - обратить, хоть как-то, на себя внимание, если нужно - даже с помощью силы, грубости, гнева, разрушений.

Как бы ребенок себя ни вел: дрался, конфликтовал со всеми близкими и друзьями, мучил животных или крушил мебель - под этим скрывается чувство страха, недоверия окружающему миру, глубокой неуверенности в себе, бессилия перед сложившейся ситуацией. Что же делать, если вы заметили агрессию у ребенка?

  1. Обращайте внимание на нужды и потребности своих детей.
  2. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения своим примером.
  3. Будьте последовательные в наказаниях ребенка, если наказываете, то за конкретные поступки. При наказании не унижайте детей.
  4. Обучайте детей допустимым методам выражения гнева.
  5. Не запрещайте ребенку проявить гнев сразу после события, которое вызывало агрессию.
  6. Учите детей распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих людей.
  7. Воспитывайте способность к сопереживанию, симпатии к людям.
  8. Обучайте адекватным навыкам реагирования в конфликтных ситуациях.
  9. Учите брать ответственность за свои поступки на себя.

И так, вы прочитали внушительный список причин деструктивного, агрессивного поведения. А зная причину, легко можно предупредить и устранить последствия. Удачи вам!