Развивающие занятия с 8 месячным ребенком. Развивающие игры для детей в восемь месяцев. Когда начинать заниматься с малышом

На восьмом месяце жизни малютка динамично развивается в разных сферах: физической, эмоциональной, социальной. Это время самое важное в будущем формировании органов чувств, моторики, речевого и сенсорного аппаратов. Каждый грудничок индивидуален по уровню развития. Кто-то уже говорит первые слова, а кто-то только звуки. Давайте разберёмся в вопросе: если 8 месяцев ребёнку, какое развитие у него должно быть?

Физическое состояние малыша

В это время немного снижается темп роста младенца. Он набирает около 600 г в месяц и вырастает на 1,5−2 см. В основном к концу восьмого месяца жизни дети весят от 8 до 9 кг и их рост составляет от 67 до 71 см. У некоторых малышей уже выросло 4 зуба: по два снизу и сверху. Но отсутствие зубов также не представляет собой какую-то патологию, а вполне нормальное явление.

Физическое развитие ребёнка активно идёт вперёд . В восемь месяцев малыш должен уметь:

В это время родители должны особенно внимательно следить за грудничком, так как он цепляется практически за все. В попытке встать на ножки малыш может ухватиться за край скатерти и стянуть на себя предметы, которые находятся на столе. По возможности закрепите все вещи в доме, обеспечив тем самым безопасность вашего ребёнка.

Мелкая моторика то же не стоит на месте. Младенец умеет пользоваться большим и указательным пальцем при захвате мелких предметов. Он берёт их и перекладывает из ёмкости в ёмкость. Учить ребёнка этим действиям следует с седьмого по восьмой месяца жизни.

Во избежание неприятностей стоит убрать из зоны досягаемости грудничка мелкие и острые предметы, поставить заглушки на розетки и обеспечить их безопасную фиксацию, сделать мягкие накладки на углы мебели, установить фиксаторы на двери.

Психическое развитие

В этом возрасте ребёнок переживает кризис. Страх отдаления от мамы достигает своей критической отметки. Даже недолгое расставание болезненно переживается ребёнком. Все дело в том, что в восемь месяцев малыши начинают бояться незнакомых людей и отказываются идти на руке даже к родственникам. Не стоит игнорировать страхи младенца, если ему страшно - успокойте его.

Особенности развития в 8 месяцев ребёнка заключаются в повторении всего, что делают мама и папа. Использовать этот период жизни нужно с максимальной пользой. Вот чему можно научить младенца просто показывая ему на собственном примере:

  • Надевать и снимать шапку.
  • Есть ложкой и пить из кружки.
  • Хлопать в ладоши.
  • Махать ручкой на прощание.
  • Включать звук на музыкальной игрушке.

Ребёнок достаточно хорошо способен понимать смысл отдельных слов и реагировать на просьбы. Он показывает на игрушки, о которых его спрашивают и указывает на картинки в книжке. Понимает запреты и ограничения. Если он что-то хочет, но получает отказ, может выразить негодование, которое эмоционально похоже на капризы. В силу того, что малыш не умеет говорить, ему приходится сообщать о своих потребностях таким образом.

Психомоторика восьмимесячного грудничка напрямую зависит от физического развития кистей рук. Если обе руки малыша будут заняты предметами, а ему понадобиться ещё, то он положит один из них и возьмёт ту, которая нужнее.

В 8 месяцев малыш должен уметь собирать пирамидку и стаканчики-вкладыши. Он способен уверенно бросать различные предметы - это одно из любимых занятий в этом возрасте. Родители должны поднимать игрушки и возвращать их на место. Начинает понимать, что вещь обязательно вернётся к нему. С помощью этой игры есть вероятность преодолеть страх расставания и развивается навык просить поддержки.

Развитие речи

Восьмимесячные дети умеют соотносить свои действия с происходящими событиями. В этот период многие малыши произносят первые слова. Они знают как позвать маму или папу. Необходимо расширять его кругозор, рассказывая обо всём, что происходит вокруг него. В этом хорошими помощниками выступают книги с картинками. Придумайте небольшие рассказы к каждой иллюстрации.

Маленькие дети любят стихи. Им нравится их певучее звучание. Можно выучить несколько небольших произведений и рассказывать крохе на прогулке. Слушая знакомые слова, дети успокаиваются.

Если ваш малыш перешагнул рубеж семи месяцев и пошёл черёд восьмого, то его развитие должно стоять на первом месте у его родителей. Уделяйте занятиям как можно больше времени. Предлагаем несколько упражнений, которые помогут разобраться , как развивать ребёнка в 8 месяцев.

Восемь месяцев - самый важный период в развитии вашего младенца. Уделяйте ему как можно больше внимания. Играйте, прогуливайтесь, купайтесь - все делайте вместе. От такой заботы грудничок будет получать море положительных эмоций.

Малышу исполнилось 8 месяцев, и он уже крепко сидит и начал (или начинает) ползать. В это время занятия с детьми с 8 месяцев становятся более разнообразными. В статье мы расскажем о том, что должен сейчас уметь делать малыш и с помощью каких игр можно помочь ему развиваться.

Какими навыками должен обладать ребенок

Начинать заниматься развитием с малышом нужно с момента его рождения. Но сейчас это делать становится проще. Занятия с ребенком 8 месяцев дома помогут малышу развиваться во всех направлениях (движения, эмоции, речь).

Что же должен уметь малыш:

  • Ребенок уже понимает, что от него требуют взрослые, и может выполнять несложные просьбы. Например, показать, где у него ручка, подать игрушку, обнять маму, поиграть в ладушки и так далее.
  • Малыш в этом возрасте уже пытается произносить первые слоги и слова ("мама, баба, папа, дай"). Иногда звук бывает первым слогом от того слова, что ребенок пытается сказать. Например, слог «пи» означает "хочу пописать".
  • Узнает людей, которые находятся в его окружении, и боится чужих. Откликается на свое имя. Находит взглядом свою любимую игрушку.
  • Активно развивается двигательная активность. Ребенок учится сам вставать из положения сидя. Может пробовать делать первые шаги, держась за руку мамы или диван (иную мебель). Может стоя притопывать в такт музыке. Передвигаются дети также и на четвереньках. Хотя встречаются такие малыши, которым ползать неинтересно, они стараются передвигаться, держась за маму. Тем самым не отпускают от себя ее ни на шаг.
  • Развиты и Ребенок может пробовать держать кружку и ложку. Обычно до рта доносится лишь малая часть содержимого, остальное все выливается на пол и на малыша. Здесь следует запасаться терпением и не перебить желание ребенка обучаться. Выходом из ситуации может быть простой пример. Ребенок хочет кушать ложкой сам. Хорошо. Можно дать ему маленькую ложечку. Но пока он ею возится в тарелке и пытается донести до рта, кормить самостоятельно, второй ложечкой.

  • В этом же возрасте ребенка нужно приучать к горшку, если это еще не было сделано ранее.
  • Малыш реагирует на громкие звуки, боится их. А вот под ритмичную музыку может и пытаться пританцовывать. Спокойная музыка успокаивает и усыпляет малыша.
  • Показывает свои эмоции при новой игрушке, смеется вместе с мамой. Может пугаться, если остался ненадолго один. Улыбаться в ответ на яркие и красивые картинки.

Именно все названные навыки и следует развивать у ребенка. И лучше это делать при помощи игр, а не в приказном порядке. Все новые его умения должны вызывать интерес у малыша и желание достигнуть конечного результата.

Также не следует слишком наседать на ребенка. Обучающим играм нужно уделять понемногу времени. Достаточно и 15-ти минут. Иначе малыш устанет, может и невзлюбить этот вид игры (обучения).

Определить, устал ребенок или нет, несложно. Если он перестает выполнять просьбы или делает это вяло, начинает капризничать, то это значит, что занятия пора прекратить. А вот если ребенок активный, смеется и ему еще пока игра в радость, можно смело продолжать занятие, даже если и прошло уже более 20 минут.

Еще нередко мамы сталкиваются с таким поведением малыша: он начинает разбрасывать свои игрушки. А родители его за это ругают. В основном таким поведением ребенок пытается пригласить родителей поиграть с ним. Или же показывает, что он чем-то недоволен.

Проводить занятия с детьми с 8 месяцев - это довольно кропотливая работа. Маме нужно учиться полностью понимать своего малыша и научиться находить к нему подход. Не помешает в это время почитать обучающую литературу.

Когда начинать заниматься с малышом?

А вот перед сном заниматься с ребенком не советуют. Новая информация нагружает мозг ребенка, а если еще обучающие игры были и ритмичными, то ему будет сложно быстро успокоиться и уснуть.

Сколько времени нужно уделять занятиям?

В среднем игры и занятия для ребенка 8 месяцев не должны длиться более 10-15 минут за один раз. Но когда малышу интересно и он сам продолжает заниматься, следует продолжать игры, не стоит их прерывать.

Для занятий можно создать специальную атмосферу. Например, включить любимую музыку, лучше ритмичную. Пусть в игровом процессе будут задействованы любимые игрушки. Можно для этого использовать специальный коврик или освещение. Игры и занятия должны проводиться в уютной и комфортной обстановке.

Контактные игры и приветствие

Давайте рассмотрим развивающие занятия для детей 8-9 месяцев. Отметим, что существует много классических обучающих игр для детей.

В этом возрасте дети обожают контактные игры. Например, мама трогает малыша и называет, что это ножка, животик или ушко. Делает массаж, сопровождая стихотворением «Рельсы, рельсы…». Можно игры подбадривать поцелуями, поглаживанием или легким щекотанием ребенка. Именно контакт с мамой помогает развивать здоровую и устойчивую психику у ребенка. Такие занятия с ребенком 7-8 месяцев рекомендуют сами врачи.

Уже в этом возрасте можно учить ребенка знакам приветствия и прощания. При встрече можно держаться за руку, здороваться, а при прощании махать ручкой. Обязательно комментировать: "Здравствуй", "До свидания". Проводить игры с загибанием пальчиков.

Активные занятия

Для развития двигательной активности необходимо подготовить площадку для ползания или ходьбы. Если малыш ползает, то пол нужно покрыть одеялом или любым мягким ковриком. Расположить на определенных расстояниях игрушки. Малыш должен ползать и собирать их. Можно делать небольшие препятствия на пути у ребенка, он должен пытаться преодолеть их, выбрав наиболее удачный для прокладывания себе пути дальше.

А если ребенок передвигается в ходунках, то нужно убрать все мешающие предметы с его возможного пути движения. Можно попросить дойти его до дивана, кресла или до кухни. При выполнении задания ребенка следует наградить поцелуем и ласковыми хвалебными словами.

Нужно учить ребенка постепенно вставать на ножки, если он этого не умеет. И помогать делать первые шаги с помощью предметов, а потом и самостоятельно. Учить переступать небольшие преграды, например, поднять ножку над игрушкой и переступить ее.

Пол должен быть мягким. Не стоит постоянно ловить малыша, он должен учиться правильно падать. И правильно опускаться.

Хоть и есть мнение, что если ребенок устал и уснул при ползании или в ходунках, то его не стоит беспокоить и нужно дать ему так поспать, желательно малыша перенести на кроватку. Ребенок должен знать, что для сна есть специально отведенное место.

Зрительное внимание

Обязательно развивать и зрительное внимание. Для этого можно отложить погремушку и попросить ребенка ее найти. Показывать и называть вещи своими именами на прогулке. Например: вот зеленый листочек, желтый цветочек, белое облачко и так далее. Эти занятия с детьми с 8 месяцев рекомендованы офтальмологами.

Тактильные ощущения

Хоть многие мамы и боятся давать ребенку что-то поднимать с земли, но ему будет только на пользу, если он поднимет камушек, чтобы его рассмотреть, или подберет листочек. Главное - следить, чтобы это он не потянул в рот. При себе нужно иметь влажные платочки (специальные для детей).

Разрешать ребенку поиграть в песочнице, попробовать полепить снежок, потопать по лужице. Это доставляет ему столько положительных эмоций. И при этом можно преподать ребенку урок. Говорить: «снежок холодный», «камушек маленький или большой», «песочек просыпается» и многое другое.

Песенки и правильная речь

Можно начинать разучивать с ребенком песенки, но не словами, а звуками (тра-та-та, ля-ля-ля). Музыка должна быть без резких звуков. Можно купить музыкальные игрушки, но опять же, чтобы звуки не пугали малыша.

При прогулках и в играх как можно больше общаться с малышом, при этом не стоит коверкать слова ("бибика", "гав-гав пробежала"). Ребенок должен с детства учиться говорить правильно. Конечно, он не сможет сразу говорить слово "электричка". И можно, как и ребенок, иногда говорить «чух-чух проехал». Но на подсознательном уровне у него будет откладываться, что правильное слово - "электричка".

Яркие картинки и рисование

Ребенку интересны яркие картинки. Можно купить такую книжку и придумывать рассказ по картинкам. При этом показывать на нарисованный предмет, о котором идет речь. Потом можно просить находить на картинке цветочек, мячик и так далее.

Разрешать ребенку рисовать пальчиками (ручку, карандаш или фломастер он пока удержать не сможет). Это положительно сказывается на развитии ребенка. И в это время можно озвучивать цвета. При таком обучении он их запомнит быстрее.

Игрушки для мелкой моторики

Обязательно должны быть игрушки, развивающие мелкую моторику. Нужно давать их подержать в руках. Помять их. Они помогают развитию речи. И считаются самыми полезными игрушками для ребенка в таком возрасте.

Копировать взрослых

Нужно разрешать ребенку копировать взрослых. То есть давать ему подержать расческу и расчесаться, как это делают родители. Мама гладит себя по голове, ребенок должен тоже себя погладить. При сборе игрушек малыш может ползать рядом и подавать их маме. Родители могут сами играть в мячик и просить повторить малыша движения. Таких обучающих игр из повседневной жизни много.

Во время купания

Очень важно озвучивать данную процедуру. "Утенок плавает" (показывать в это время на плавающую игрушку). "Машинка (или другая игрушка) ушла на дно". Умывать лицо, мыть животик и при этом можно говорить: "Сейчас помоем глазки, потом щечки", - и так далее.

Пирамидки

Как развивать ребенка в 8 месяцев? Занятия можно начинать со знакомства с пирамидками. Самим построить из них фигурку и дать ребенку сломать ее. Подержать детали в руках.

Занятия с ребенком 1-8 месяцев. Какие игрушки выбрать?

В этом возрасте подойдут только простые игрушки, сделанные из безопасного материала. Без острых углов. Если в игрушке имеются батарейки, то они должны быть вне доступа для ребенка. Крепко закрытые или завинченные. Если игрушка мягкая, то она должна подвергаться стирке.

Какие игрушки подойдут ребенку:

  • мячик - ярких, но не ядовитых цветов, чтобы хорошо лежал в руке ребенка;
  • кубики (желательно сделанные из пластмассы и с закругленными углами);
  • простая пирамидка из колец или сшитая из ткани;
  • мягкие игрушки, не небольшого размера, лучше в форме реальных животных;
  • набор для песочницы;
  • машинки с прочно зафиксированными колесами;
  • детская посуда;
  • неваляшка;
  • игрушки для ванной;
  • иллюстрированные книжки, выпускаются даже для чтения в ванной;
  • краски и мелки для рисования;
  • куклы (пупсы).

Но не нужно заваливать малыша игрушками. Нужно, чтобы ребенок знал каждой вещи цену. И не терял быстро к ней интереса.

Нельзя ребенка ругать, если он испачкал или сломал игрушку. В таком возрасте он еще не понимает, что сделал что-то не так и игрушка испортилась.

Для чего нужны ребенку игры?

Каждая игра с малышом для мам имеет свою цель. Например, 8 месяцев помогают сформировать правильную осанку, развивают практически все мышцы, если все делается правильно.

Игры помогают:

  • развивать ребенка физически;
  • изучать звуки, например, как говорят животные;
  • развивать память и внимание;
  • выполнять несложные просьбы;
  • поддерживать духовный контакт с родителями (важно для крепкой психики ребенка).

Правила

Проводя занятия с детьми с 8 месяцев, мама также должна соблюдать ряд правил:

  1. Ребенок не должен оставаться сам по себе. Он может выпасть из кроватки, случайно травмироваться игрушкой, испугаться.
  2. В детской должна проводиться ежедневная уборка.
  3. Разрешать ребенку играть посудой (это его самые любимые игрушки). Но безопасными приборами.
  4. Правильно подбирать время для игр.

Мнение Комаровского

Что говорит Комаровский про занятия с ребенком в 8 месяцев? Они должны проходить в игровой форме. Вертикальные нагрузки нужно давать аккуратно. Не стоит заставлять садиться. Необходимо, чтобы ребенок сам сел. Очень полезно ползать. Такое занятие укрепляет мышцы спины.

Заключение

Теперь вы знаете, как развивать ребенка в 8 месяцев. Занятия мама может придумать и сама. Так как только она знает своего ребенка и может заинтересовать его той игрой, которая ему интересна. Есть дети, которые уже в этом возрасте просто обожают играть с пирамидкой, а есть те, которым эта игра не приносит радости даже в год.

Важно: если ребенок пока не проявляет к предложенным играм никакого интереса, не стоит настаивать. Возможно, ему еще рано. Не стоит сравнивать ребенка с другими. У каждого свой талант и свой темп развития.

Малыш, которому исполнилось 8 месяцев, невероятно активен и любопытен.

Он старается познать интересный мир вокруг себя всеми возможными способами – ползает по полу на четвереньках или по-пластунски, тянет пальчики во всевозможные места, хватает, кидает предметы, проявляет интерес ко всему новому и неизведанному.

Задача родителей заключается в том, чтобы грамотно организовать ребенку всестороннее развитие, научить основополагающим моментам, простым азам рисования, занять досуг интересными играми.

Учитывая нормы развития крохи, на данном этапе он может легко осваивать пространство вокруг, начинает учиться руководить собственным телом и подчинять себе свои движения, а также взаимодействовать с различными предметами обихода и другими членами семьи.

Помимо этого, маленький человек может справиться со следующими вариантами действий:

  • Под музыку может пританцовывать, держась за опору, своеобразно петь, при этом может похлопать в ладошки, поднимать руки и ноги.
  • Уверенно сидит на поверхности, может перевернуться с боку на бок без посторонней помощи.
  • Берет в руку небольшие игрушки и предметы, долго их изучает и рассматривает.
  • Может поиграть с мамой в прятки. Если она накроется одеялом, станет его стягивать и радоваться, когда найдет ее.
  • При кормлении пытается держать ложку самостоятельно, пробует сам пить из кружки, держит в руках печенье и умеет его откусывать, прожевывать.
  • Лепечет слоги на своем языке, повторяя за взрослыми, может сказать свое первое слово.
  • Понимает запреты, когда ему говорят слово «нельзя», но не всегда их исполняет.

Каждый кроха развивается индивидуально, поэтому не стоит слишком переживать, если что-то из списка ему пока не удается. Если вы будете заниматься и поддерживать интерес к окружающему, то у малыша обязательно все получится со временем.

Чему можно научить восьмимесячного ребенка: общие рекомендации

При проведении дел по хозяйству маме обязательно следует комментировать свои действия, рассказывать о происходящем, держать в руке разные вещи и произносить их наименования. Так вы учите быстрее адаптироваться и понимать окружающий мир, налаживаете связь друг меж другом.

Кроме этого, вы можете научить делать следующие вещи:

  • Показать, как нужно держать телефон, прикладывать его к уху, имитировать разговор, говорить слово «алло». Для этих целей подойдет игрушечный телефон, на котором можно нажимать кнопочки и повторять слова за взрослыми.
  • Использовать все предметы согласно их назначению, например катать по полу каталку и машинку, бить в барабан, нажимать клавиши на игрушечном пианино, мешать ложкой в кастрюле, закрывать и открывать крышку.
  • В ванне можно показать, как хлопать ручками по воде, опускать под воду резиновую уточку, которая вынырнет, переливать жидкость из одной емкости в другую.
  • Научить махать ручкой при слове «пока» и «привет», при слове «дай» научить отдавать игрушку, если что-то падает, говорить «бу-бух».
  • Изучать картинки в книжках, учить листать страницы, показывать животных и озвучивать названия зверушек, а также звуки, которые они издают – мяу, мууу, гав-гав и т. д.

Как развивать малыша с помощью игр

Процесс – самый доступный и понятный маленьким исследователям из всех других вариантов. Даже при нехватке времени следует выделить по 10-15 минут 2 раза в день, чтобы уделить внимание своему чаду. Существует несколько популярных игр, которые обязательно понравятся ребенку, он будет в восторге от них.

Катание мячика

Для данной игры следует подобрать мячик размером около 10 см в диаметре.

Желательно, чтобы он был ярким и привлекал внимание, вызывая живой интерес.

Взрослый садится на полу напротив ребенка, на доступном расстоянии.

Если толкнуть мяч у крохи не получится, ему следует показать, как это делается, и он с радостью будет имитировать ваши движения.

Данная игра помогает установить эмоциональный контакт, развить двигательную и зрительную координацию движений, улучшает социальную адаптацию.

Игра с веревочкой

Для проведения понадобится небольшой шнурок или веревочка, на которую с одной стороны можно привязать игрушки, некрупные предметы.

Она подойдет тем детям, у которых есть интерес к выкидыванию игрушек из своего манежика. Дайте свободный конец в руки, а другой кончик с предметом положите на пол.

Покажите, как можно притянуть к себе предметы таким образом, и это занятие на некоторое время увлечет малыша.

Игра с кубиками и пирамидками

Простые игрушки, самые первые помощники в развитии – пирамидка и цветные кубики.

Сядьте вместе на пол, разложите пирамидку и покажите, как ее собирать, начиная с большого круга и заканчивая маленьким.

Малыш научится различать размеры предметов и ориентироваться в построении несложной системы.

С помощью кубиков можно научить построению башенки, сначала из двух элементов, потом из трех и более.

Здесь вы даете понимание о равновесии предметов и их устойчивости, учите пониманию построения ряда. Также, можно поиграть игрушкой – сортировщиком, в выемки которой нужно подобрать подходящую форму предмета.

Занимательная пальчиковая гимнастика для восьмимесячных детей

Развитие координации движений нужно начинать с самого раннего возраста.

В 8 месяцев малышам будет интересно повторять за взрослыми несложные махи руками, прихлопы, движения пальцев.

Такие занятия следует сопровождать считалочками, полюбившимися стишками и присказками, например, поиграть в «сороку-белобоку», «ладушки-ладушки», «шла коза рогатая» и др.

Регулярное проведение пальчиковых игр положительно скажется на интеллекте и поможет в развитии.

Гимнастика и оздоровительный массаж для ребенка

в данном возрасте представляет собой комплекс массажных действий и несложных гимнастических упражнений.

Для этого выполняются скрещивания рук на груди младенца, попеременное поднятие выпрямленных ножек с вашей помощью, перевороты с одной стороны в другую, для которых используются любимые игрушки.

Для стимуляции ползания можно положить интересную вещь на расстоянии 40-50 см, малыш должен будет до нее доползти.

Отличным вариантом станут движущиеся игрушки, за которыми будет интересно следовать.

Массаж делается аккуратно, плавными движениями, направленными по току сосудов. Массируя спинку, делайте легкие прихлопы, растирания, поглаживания. Далее можно размять ручки и ножки.

Следите, чтобы ваши действия доставляли удовольствие и улыбку, а не дискомфорт. Если кроха капризничает или противится вашим манипуляциям, лучше на время отложить процедуру.

Выводы

Наблюдать за тем, как растут и развиваются дети, очень интересно. Важно обязательно находить время для занятий с ребенком, чтобы открыть ему мир, научить самым простым вещам, которые ему пригодятся в дальнейшем, а также нужно общаться, вести диалог с помощью простых фраз, чтобы маленький человек чувствовал себя нужным и любимым.

Ежедневные игры и занятия сближают родителей и их чад, делают семью крепче, а детство, которое бывает раз в жизни, счастливее и радостнее.

Видео на тему

Вот уже восемь месяцев драгоценной жизни малыша!

Это чудо, появившееся всего лишь некоторое время назад, стремительно познаёт реальность.

Важно помочь новому человеку в освоении условий и правил мира, в котором ему предстоит жить, расти, развиваться.

Развивающие игры для детей 8 месяцев можно легко организовать дома.

Конечно же, этот процесс должен быть не только интересным и увлекательным, но и качественным, полезным.

Правильное кормление, режим дня – эти условия создадут прочную базу для здоровья ребёнка, обеспечат правильное развитие организма.

Для физического становления необходимо играть с малышом в подвижные игры.

Для гармоничного развития его психоэмоциональной сферы также не обойтись без игры.

Она же обеспечивает подготовку сознания ребёнка к усваиванию интеллектуальной информации, которое будет происходить в дальнейшем.

Идёт первичная закладка навыков работы с информацией, усвоения данных о мире.

Раскрываются первые зачатки мышления. Ставятся базовые алгоритмы, с помощью которых в дальнейшем будут надстраиваться здания знаний о мире и система восприятия реальности.

Процессы поистине глобальны. Не забывайте, что эта кроха – не просто милое беспомощное существо, это полноценный гражданин нашего мира. В малыше таятся мощные силы развития и творческие импульсы, которые надо привести в движение или, как минимум, не тормозить их природное раскрытие.

Итак, игра!

Это единственный способ продуктивного взаимодействия с ребёнком с целью развития свойств его тела и ума, раскрытия мира его чувств.

В восьмимесячном возрасте ребёнок уже на многое способен. Раскрывается целый ряд новых навыков, которые необходимо утвердить и развить, задействовав в игровом процессе.

  • Существенно развился речевой навык. Малыш непрерывно лопочет, пытается выдавать разнообразные слоги и звучания.
  • Он уже различает смысл некоторых элементарных слов, в особенности простых словосочетаний побудительного характера вроде «где куколка», «дай ручку», «покажи, где бабушка».
  • Ребёнок начинает разделять людей на своих и чужаков. Может испугаться незнакомца. На этой почве возникает большая потребность малыша быть на руках именно у мамы.
  • Ребёнок сам может садиться из любого положения.
  • Появляются первые навыки ходьбы, пока с поддержкой взрослого или опираясь на стенку, держась за что-либо. Большей частью же малыш активно ползает, отталкиваясь коленочками или пяточками. Передвигается вперёд либо пятится назад.
  • Овладевает бытовыми навыками, осваивая умение садиться на горшок, держать кружку.
  • Уже хорошо открывает рот при кормлении из ложечки.

В восемь месяцев ребёнок успешно отличает результат своих действий от обычного течения событий. Он начинает осознавать производимые им изменения, ощущает, что его действия имеют определённые последствия. Видит, слышит и осязает это.

Появляется вдохновение и устремлённость воспроизводить движение и вновь достигать результата, создавать изменение.

Правила игры с ребёнком

Как играть с ребенком в 8 месяцев:

  • Для взрослого главное правило в играх с малышом в его обучении бытовым движениям – терпение.
  • Повторяйте вновь и вновь, пока ребёнок не освоит движение, не сердитесь, если не получается. Ни в коем случае не выказывайте раздражения или недовольства, а тем более не ругайте кроху.
  • Это очень непросто – овладеть своим телом, научиться им управлять, выработать правильные настройки движений. Каждый день малыш совершает просто гигантские объёмы такой непростой работы. Ему нужно помочь, создав атмосферу полного доверия, приятия и любви.
  • Движущий фактор любой игры – это природный активный интерес ребёнка к общению со взрослым.
  • Стремление ребёнка подражать вовсю проявляется к этому возрасту, оно также есть залог интереса к игре и её основа.
  • Игру надо прекратить сразу, как только ребёнок устал.
  • Недопустимо в игре использовать мелкие детали, либо стеклянные или острые предметы.

Многие родители думают, что при ветрянке ребенка купать нельзя. Так ли это на самом деле? Читайте .

О том, какие игры подойдут для восьмимесячного ребёнка

Игры для физического развития

Наиболее предпочтительны следующие варианты:

  • Расстелите по всему полу одеяла и пледы, лучше брать плотные и тяжёлые ткани, которые бы минимально ёрзали. Любимые игрушки малыша разложите на расстоянии, создав для него стимул к движению, к ползанию.
  • Отойдите на небольшое расстояние и позовите ребёнка ласковым голосом. Когда малыш преодолеет расстояние, поощрите его объятиями, поцелуйте.
  • Ползайте с малышом сами, притворяясь, будто бы догоняете его, побуждая к большей скорости, более интенсивному движению. Чтобы оживить процесс, догнав малыша, подбросьте несколько раз на руках, покружите его. Сопровождайте игру шуточными возгласами вроде «догоню» или «а, попался!».
  • Из подушек и мягких игрушек набросайте горки, из картонных коробок и одеяла сымитируйте пещеру. Создавайте сюжет игры, провоцируя ребёнка на преодоление препятствующих линий. Таким образом малыш осваивает знание о величинах предметов, о положении своего тела в пространстве комнаты, о расстоянии. Нарабатывает координацию движений.
  • Возьмите маленький стульчик и, наклонив его спинку к ползающей крохе, предложите схватиться и медленно тяните к себе, поднимая ребёнка на ножки. Это должно быть постепенно, сначала малыш встанет на коленочки, а уже из этого положения подтягивайте, чтобы встал. Лучше, чтобы участвовали оба родителя, так как одновременно надо учить ребёнка прижимать ступни к поверхности пола. С такой целью родитель делает это посредством лёгкого надавливания на стопы ножек. Впоследствии малыш сам осваивает данное положение.
  • Встаньте перед ребёнком на колени или присядьте на корточки либо склонитесь к нему из положения стоя. Протяните сидящему ребёнку пальцы рук, большие или указательные. Он ухватится за пальцы, и нужно поставить его на ноги таким способом. Ведите малыша, подтягивая его за ручки вверх и чуть вперёд. Следите, чтобы не переутомился, и своевременно давайте отдых.
  • Поставьте ребёнка около дивана так, чтобы он ухватился за него. Когда малыш приобретёт устойчивое положение, немного отойдите и с помощью игрушки и разговора стимулируйте к движению вперёд. Ходьба будет осуществляться с опорой на диван. Начните с минимума, постепенно наращивайте расстояние. Осваивается навык переступания.
  • Научите малыша опускаться из положения стоя на коленки и четвереньки. Позовите, чтобы шёл вдоль опоры, заинтересовав игрушкой. Когда подойдёт, положите игрушку около него. В процессе присаживания на четвереньки помогайте ребёнку сгибать ноги в коленях, не одновременно, а по очереди – одну, а потом другую.

Игры для сенсорного развития

Развитие тактильных ощущений очень важно в этот период:

  • В таких играх в ход идёт всё, что попадается под руку.
  • Во время прогулок ребёнок получает наибольшее количество информации сенсорного плана. Он ощупывает веточки, играет с листиками и песочком, рассматривает людей и животных, цветы и деревья, изучая цветовую гамму, размеры, фактуру.
  • Для этого надо чаще позволять малышу играть вне коляски. Сопровождайте действия ребёнка разговорами, присказками, вместе с ним щупайте листики и цветочки, играйте. Это сделает игру более осознанной и эффективной для его развития.
  • Возьмите пластмассовые баночки с винтовыми крышками, например от кремов или пищевых изделий. И игрушки разных величин, чтобы какие-то входили в баночки, а какие-то нет. Важно, чтобы баночки были разного размера. Задача – развинтить все крышки и потом подобрать к каждой баночке нужную, проверить, куда влезает мячик, а куда нет. Покажите ребёнку манипуляции с предметами, заинтересуйте и предоставьте возможность самостоятельно действовать, эмоционально похваливая его и вдохновляя к получению результата. Это нужно, чтобы задать сюжет игры на смекалку. Будет происходить освоение знания о соотношении размеров.
  • Устройте поиск «клада». Спрячьте в шкатулке разнофактурные предметы. Мягкий и пушистый мех, твёрдый камешек обтекаемой формы, шершавый с выемками камень, колокольчик, игрушку-пищалку и любые другие интересности. Главное, чтобы предметы были отличны друг от друга. Обыграйте с малышом неожиданность находки. Вместе поочерёдно вынимайте предметы и изучайте их, сопровождая удивлёнными и восторженными возгласами. Прикоснитесь разными предметами к коже ребёнка, дайте ему в ручки, сделайте краткий рассказ о предмете в самой простейшей форме вроде такого: «шишка растёт на ёлке, а ёлка растёт в лесу».

Игры со звуками

  • Дайте ребёнку маракасы или погремушку, пусть он создаёт спонтанное звучание, а вы введите ритмическую линию. Предложите ребёнку повторять именно ритмические движения музыкальным инструментом.
  • Разложите напротив простейшие музыкальные инструменты и разные предметы, из которых возможно извлечь любые звуки.
  • Изучайте и исследуйте совместно, что и как звучит. По кастрюле, например, можно постучать ложкой, лист шуршащей бумаги при сминании тоже издаёт занимательный шум и т. д.
  • Пойте с малышом детские песенки, сопровождая показом соответствующих сюжету игрушек или картинок.
  • Танцуйте с ним, делая упор на хлопки и притоптывания, можно петь специальные песенки-танцевалки, в которых комментируются в стихотворной форме те движения, которые нужно делать.

Игры для детей, направленные на развитие речи

  • Ежедневное чтение стихов и сказок с предельно простым сюжетом и изобилием глаголов. Читать нужно с выражением и рассматриванием картинок в книге, рассказывая, что ощущают персонажи.
  • Любая игра, сопровождаемая беседой, направленная на то, чтобы включить инициативу малыша к произнесению слов, к речевому контакту, считается речевой.
  • Попросите ребёнка показать, где тот или иной предмет, человек, животное, какая-то часть тела. Когда малыш правильно говорит, хвалите его, а если ошибся – поправляйте.
  • Расширяйте диапазон слов. Рассказывайте о каком-то новом предмете, изучайте его, пусть название и вид запомнятся.

Игры для развития социальных навыков

Можно выбрать из следующих вариантов игр с восьмимесячным малышом:
  • В основном это ролевые игры. Например, вы лисичка, а он медведь. Лучше использовать сюжет любимой сказки. Имитируйте движения и звуки. Начав со знакомых малышу сюжетов и убедившись, что он освоил принцип игры, переходите к большей свободе и импровизации.
  • Пальчиковые игры в ладушки, сороку-воровку и прочие будут развивать не только мелкую моторику, но и память, мышление ребёнка.
  • Также в данном направлении нужно выделить для ребёнка специальное игровое пространство. То есть не стоит ограничивать его, но важно, чтобы малыш различал общее место, где все взаимодействуют, и место, предназначенное для игры. Там нужно расположить ящик с игрушками и обустроить игровой уголок согласно потребностям малыша. Занимайтесь обустройством и уборкой игрушек совместно.

Играя с ребёнком в разнообразные игры, вы создадите идеальные условия для его эмоционального, умственного и физического развития.

Игра – это неотъемлемая часть становления любого живого существа. Играют и медвежата, и рысята, и зайчата. В этих играх не последнее значение имеют родители. Мама-кошка учит котёнка охотиться, скворцы учат птенцов летать.

Задача родителя-человека гораздо шире, она простирается в масштабах мышления и нравственности. Восемь месяцев – ещё очень малый возраст для обсуждения таких вещей, но именно здесь формируется тот холст, на котором в дальнейшем будет написана картина.

Предложенные в статье игры помогут родителям вырастить малыша здоровым умственно, духовно и физически.

Видео на тему

Время от времени всем нужно снова побыть детьми. Возможно, эта статья подскажет вам, как правильно общаться с малышом 8 месяцев от роду, как с ним заниматься и чем его можно занять, не выходя из дома. Для этого нужно определиться с умениями, которые вам хотелось бы развить у ребенка.

Восьмимесячный малыш готов бесконечно играть и исследовать окружающий мир, поэтому задача родителей - помочь ему в этом

Учимся взаимодействовать с предметами

Дайте малышу 8-ми месяцев возможность по-всякому манипулировать с предметами, изучая их качества. Нужно проводить такие занятия:

  • Развитие мелкой моторики.

Продолжаем работу с пальчиками, выбирая для манипуляций предметы разной формы размером 2-3 см. Это могут быть кубики, колокольчики, шарики и другие. Старайтесь подбирать учебные предметы так, чтобы они имели разную плотность, массу, фактуру и были изготовлены из различных материалов. Это поможет развить осязание 8-ми месячного малыша, тактильную чувствительность его ладошек и пальчиков.

  • Работаем с игрушками.

Стимулируем копирование действий взрослого (достать кубики из коробки, сложить их в линию, аккуратно прикрыть коробку, положить туда что-то). Обучаемся копированию двух связанных между собой действий: подойти и взять, открыть коробку и достать что-либо.

  • Башня из кубиков.

Постройте башенку из мягких кубиков большого размера - малыш разрушит ее ударом руки. Повторите эти действия многократно, и это доставит ребенку большую радость от совместной игры. При этом, когда вы снова и снова будете отстраивать башню, он будет отслеживать очередность выполняемых вами действий, понимать взаимосвязь предметов, анализировать результат своего действия.

  • Чудесные бутылочки.

Поместите в прозрачные ПЭТ бутылки небольшого размера различные мелкие предметы (пуговицы, монетки, яркие бусины, горошины и др.). 8-ми месячный малыш с неподдельным интересом будет рассматривать такую игрушку, наклонять и трясти ее, разглядывая, как перемещаются находящиеся внутри предметы.

  • Игрушки на шнурке.

Привяжите к кроватке игрушку на шнурке или на бельевой резинке. Ребенок будет перемещать ее по кровати, просовывать сквозь прутья и пытаться выбросить. Но игрушка повиснет на шнурочке и не упадет, ее снова можно будет подтянуть и бросить.

Развитие слухового внимания

  • Игра «Что спрятано?».

Прикройте салфеткой звучащий предмет (колокольчик, погремушку, игрушку-пищалку). Не показывая предмет ребенку, приподнимите край салфетки и воспроизведите звук. После небольшого перерыва вновь проделайте эти действия, привлекая тем самым внимание малыша и стимулируя его к самостоятельным действиям.

  • Игра «Потяни за шнурочек».

Возьмите неваляшку и привяжите к ней шнурочек. Покажите малышу, что за него можно потянуть и подергать. Накройте эту игрушку салфеткой и снова повторите действия. Подражая вашим действиям, малыш будет обучаться соотношению выполненных действий и полученному результату, а также извлекать звук разными способами и правильно определять его источник.

Слуховое внимание играет значительную роль для адаптации малыша в окружающем его мире, а также напрямую связано с развитием активных зон мозга. Именно поэтому родителям рекомендуется не забывать об этом важном и полезном навыке.

Развитие речевого внимания

  • Игра «Найди мишку».

Это упражнение направлено на обучение малыша находить в разных местах комнаты одну и ту же игрушку. Для начала перемещайте ее так, чтобы ребенок это видел, а затем меняйте ее местонахождение, чтобы кроха не видел этого. Учим находить 2-3 знакомых игрушки в разных местах комнаты.

  • Игра «Ку-ку».

Любимая всеми детьми игра. Знакомая игрушка прячется под платочек (коробку, салфетку), при этом мама тревожно спрашивает: «А где мишка?», а потом радостно восклицает: «А вот же он!», сбрасывая платочек с игрушки. Так же можно прятать и членов семьи, набрасывая платочек им на лицо: «А где папа? А вот он!», «А где Коля? Вот!».

  • Вербальные игры.

Развиваем понимание элементарных движений и их копирование: «привет», «дай ручку», «ладушки».

Развитие активной речи

  • Произносим лепетные слоги.

Стимулируем ребенка произносить слоги и звуки, которые он произносил самостоятельно в течении прошлых месяцев, а также разучиваем новые звукосочетания, произносимые родителями. Дополняем перечень этих слогов: ля-ля-ля, ко-ко, та-та-та, ба-ба-ба.

  • Настраиваем на подражание.

Начинать упражнения по развитию речи следует с настраивания крохи на вербальную активность. Ее нарастание происходит достаточно медленно, поэтому важно, чтобы ребенок имел немного времени на подготовку артикуляционного аппарата к произнесению некоторых сочетаний звуков - для этого необходимо произнести эти звуки немного заранее.



Развитие речи - одно из приоритетных направлений развития малыша. Маме стоит как можно чаще разговаривать с ребенком и стимулировать его к запоминанию отдельных понятий

Чтобы малыш в течении 60-90 секунд сосредоточил свое внимание на артикуляции и мимике, старайтесь сделать произнесение слов и звуков более разнообразным: говорите то громким, то тихим, то нормальным, то почти беззвучным голосом, интонируйте звуки различными способами, но каждый раз подчеркивайте артикуляцию. В начале упражнения повторяйте уже знакомые ребенку звуки, а после добавляйте к ним новые сочетания.

  • Первые подражания звукам.

Последовательно показывайте малышу разные игрушки, упрощая их название или заменяя его ассоциативно схожим: машина (би-би), кошечка (мяу), кукла (ляля).

Воспользуйтесь при показе эффектом неожиданности: внезапного появления (из-под стола или одеяла, из-за спины) и исчезновения. Полезным будет выполнять с игрушкой какие-то действия: ляля ходит (топ-топ), машина едет и сигналит (би-би), птичка клюет крошечки (клю-клю) и поет песенку (чив-чив).

Сюжетные игры

Сюжетные игры для детей 8-9 месяцев носят пока сугубо ознакомительных характер. Вы знакомите ребенка с игрушкой, рассказываете о ее действиях, издаваемых звуках, обучаете примитивным навыкам игры.

Показывайте указательным пальчиком малыша, взяв его руку в свою, приговаривая: «Где котик? Вот. А где у котика хвостик, ушки, лапки, глазки?» Пускай ребенок сам попробует воспроизводить слова и сочетания звуков при произнесении названий игрушек и определении их действий (ляля топ-топ, собачка ав-ав).

Главное, чтобы родители произносили не только упрощенные названия и действия, но и полные: «мур-мяу кошечка», «би-бип машинка».

  • Учите ребенка словам, которые раскрывают действия : подойди, открой, возьми, закрой. Привлекайте его играть вместе с вами.
  • Комментируйте все действия , когда играете с сюжетной игрушкой. Рассказывайте малышу: машина приехала, развернулась, посигналила «би-би!», уехала. А тут птичка прилетела «чив-чив» и стала клевать крошечки «клю-клю, клю-клю».
  • Расширяйте знания об игрушках , которые изображают реальных существ: собачка, свинка, мишка, кукла. Уделяйте больше внимания общим деталям - таким, как носик, ушки, глазки.

И не забывайте делать побольше фото ваших замечательных 8-ми месячных деток. Они так быстро меняются!

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог