Развитие речи для детей 1 мл группы. Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Пальчиковая гимнастика «Семья»

расширять и активизировать пассивный по теме, формировать умение произносить звукоподражание гласных «А», «У» с разной громкостью; продолжать формировать представления о диких животных; содействовать развитию артикуляционного аппарата. Развивать умение употреблять в речи предлог «под» в составе разного типа синтаксической конструкции. Развивать слуховое и зрительное внимание, дыхание, голос.

Словарная работа: заяц, ёж, лиса, волк.

Материал: игрушечные колобок, заяц, ёж, лиса, елка; 2 корзинки с муляжами грибов и морковок.

Ход проведения конспекта занятия:

Организационный момент:

Воспитатель (В.). Доброе утро! Доброго дня мы пожелаем друг другу, друзья! Сегодня хороший осенний денёк. И, хотя солнышко ещё не выглянуло из-за тучек, и на улице холодно, давайте сейчас возьмёмся за ручки, посмотрим друг дружке в глазки и улыбнемся. Как тепло, радостно и светло стало от ваших улыбок. Ребята, посмотрите, кто это на пенечке сидит и грустит? (ответы детей).

В. В самом деле, это колобок. Как вы думаете, почему колобок такой грустный? (ответы детей). Колобок такой грустный потому, что он катился и заблудился, потерял своих друзей - лесных зверей. Поможем их ему отыскать? (ответы детей). А где живут лесные звери? (ответы детей). Давайте отправимся в лес. Но запомните, чтобы не напугать лесных зверей, в лесу нужно соблюдать правила поведения:

— не шуметь!

— не сорить!

— не обижать лесных зверей!

— не причинять вред деревьям и кустам!

В. Вы готовы выполнять правила поведения в лесу? (ответы детей). Тогда нам пора в путь (дети становится за воспитателем).

В.

По камушкам, по камушкам,

(широким шагом)

По кочкам, по кочкам,

(прыжки на двух ногах)

По маленьким листочкам

(мелкими шажками)

И в ямку-бух!

(приседают на корточки).

В. Вот мы и в лесу. Давайте позовём лесных зверей, вдруг кто-нибудь найдется. Позовём громко, все вместе: Ау-ау-ау! (2-3 раза). А сейчас тихо, а то вдруг испугаем кого-нибудь: Ау-ау-ау!

В. Посмотрите, кто под елочкой сидит и испуганно глядит? (заяц).

В. Где спрятался зайка? (ответы детей: под ёлкой).

В. Иди, зайка, к нам, не бойся! Погладьте зайку, какой он? (ответы детей: мягкий, пушистый…).

В. Давайте посмотрим что у зайчика есть? (голова, уши, лапки, хвостик…).

В. Что зайчик любит кушать? (ответы детей: морковку…).

В. Что умеет делать зайка? (ответы детей: прыгать, бегать, бояться, прятаться).

В. А еще зайка умеет играть и предлагает поиграть вместе с ним.

Физкультминутка:

В. Серые зайки скачут на полянке!

Вот так, вот так скачут на полянке (прыгают).

Зайки серые сидят, ушки длинные торчат (приседают, имитируя ушки зайчика).

Вот какие ушки, ушки на макушке!

Серые зайки скачут на полянке (прыгают),

Любят морковку, прячут ловко (гладят животики).

Прыг (присели, обхватили себя ручками — спрятались).

В. Молодцы, дети, помогли найти колобку его друга – зайчика. А кто же там такой колючий, под кустом сидит и молчит? (ответы детей: ёж, ёжик).

В. Конечно, это ёжик. Где он спрятался? (ответы детей: под кустом).

В. Какой ёжик? (ответы детей: колючий, маленький…).

В. Что любит собирать ёжик? (ответы детей: грибы, яблоки, корешки…)

Ёжик с зайчиком играли и все свои вкусные припасы потеряли. Давайте поможем им собрать грибы и морковку.

Игра «Собери угощение» (в одну корзину собирают грибы, в другую — морковку).

В. Какие вы молодцы! Ёжик и зайчик очень рады и благодарят за помощь. А вот и лисичка, рыжая сестричка. Услыхала шум и гам, прибежала сразу к нам.

В. Посмотрите дети, какая лисичка? (ответы детей: рыжая, пушистая, хитрая…)

В. Что умеет делать лисичка? (ответы детей: бегать, прыгать…) А охотиться она умеет?

В. Зайка и колобок, вы не бойтесь, наша лисичка добрая и не тронет вас. Мы её сейчас угостим вкусной сметаной (имитация угощения). Посмотрите, как лисичка любит лакомиться сметаной (воспитатель показывает гимнастику для языка: облизывает губы, высовывает и прячет язык). Попробуйте и вы так (повторяют 2-3 раза).

В. Молодцы. Лисичка хочет у вас узнать, не видели ли вы волка? А не слышали ли вы его песенку? Давайте вспомним, как воет волк.

— У-у-у! У-у-у! (громко – тихо: повторить 2-3 раза).

Молодцы ребята! Мы помогли найти колобку всех его друзей — лесных зверей. Он вам очень благодарен за помощь, посмотрите какой колобок стал радостный. А нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с колобком и лесными зверями и отправимся в путь.

В. Шагают наши ножки, шагают наши ножки

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

(шагают высоко поднимая колени)

По камушкам, по камушкам,

(широким шагом)

По кочкам, по кочкам,

(прыжки на двух ногах)

По маленьким листочкам

(мелкими шажками)

И в ямку-бух!

(приседают на корточки).

В. Вот мы и в нашей группе. Где мы сегодня были? Кого мы повстречали в лесу? Понравилось вам играть с лесными зверями? Мы обязательно ещё навестим наших лесных друзей.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе подготовила Н. Прохор

Конспект по « Развитию речи » в первой младшей группе на тему :

« Подари петушку перышко »

Воспитатель : Виноградова Гелена Юрьевна

МБДОУ детский сад №1

2017 год.

Цель : Способствовать развитию речи как средства общения, а так же развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Задачи:

Речевое развитие:

1. Развивать понимание речи

2. Активизировать и обогащать словарь детей глаголами; (поет, клюет, пьет), прилагательными; (красивый, яркий, добрый, голосистый)

3. Упражнять детей в звукоподражании; (ку-ка-ре-ку)

4. Побуждать детей повторять не сложные фразы; (Петя-петушок)

5. Поощрять инициативу, отвечать на вопросы; (Кто это? Что делает? Для чего?)

Социально-коммуникативное развитие:

1.Воспитывать культуру поведения, навыков вежливого общения с окружающими (здороваться, прощаться)

2.Воспитывать чувство коллективизма и совместной деятельности.

3.Развивать у детей эмоциональную отзывчивость.

Познавательное развитие:

1.Расширять опыт ориентировки в окружающем мире, представление об окружающем.

2.Развивать внимание, воображение, восприятие, память.

3.Формировать доброжелательное отношение к животным.

Художественно-эстетическое развитие:

1.Развивать удовлетворение потребностей детей в самовыражении.

2.Раскрывать творческий потенциал.

3.Учить детей узнавать основные цвета.

Физическое развитие:

1.Развивать интерес к участию в подвижных играх.

2.Формировать правильную осанку.

3.Совершенствовать навыки основных видов движения

4.Воспитывать красоту, выразительность движений.

Планируемые результаты : дети с интересом слушают потешки, принимают участие в игре, отвечают на вопросы, владеют основными движениями при выполнении упражнения физкультминутки.

Материалы и оборудование : игрушка петушка , фигурка петушка, вылепленная из пластилина, перья основных цветов.

Предварительная работа : Рассматривание картинок по теме, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Организационный момент :

Игра приветствие:

Воспитатель :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться :

Доброе утро!

Дети, давайте все вместе дружно скажем нашим гостям «Доброе утро!» .

Ответ детей: «Доброе утро!»

Основная часть :

Воспитатель : Дети посмотрите, кто к нам в гости пришел? (показывает игрушку петушок )

Ответ детей: «Петушок!»

Воспитатель: Правильно ребята – это Петя- петушок пришел к нам в гости.

Воспитатель : (рассказывает потешку)

Петушок , петушок ,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь!

Воспитатель: Дети, как по утрам поет петушок ?

Ответ детей: «Ку-ка-ре-ку!»

Воспитатель: Правильно ребята, петушок кричит ку-ка-ре-ку! Молодцы! Ребята, а скажите, какой петушок?

Ответ детей: Большой, красивый.

Воспитатель: Правильно дети, петушок красивый, большой, еще он яркий, добрый и голосистый, гордый.

Воспитатель: Скажите ребята, а что есть у петушка?

Ответ детей: Тело, ноги, крылья, хвост, голова, глаза, гребешок, бородка, клюв.

Воспитатель : Да, правильно, ребята. Петушок - это домашняя птица. Петушок живет рядом с человеком. У него есть семья: курочка с цыплятами. Живут они в доме, который называется - курятник. У петушка есть тело, ноги, крылья, хвост и голова. На голове у петушка красный гребешок и красная бородка, глазки есть и клюв. Скажите дети, а для чего петушку клюв?

Ответ детей: Клевать зернышки, пить воду, чистить перышки.

Воспитатель : Правильно, чтобы клевать зернышки. Пить водичку, и чистить перышки. Ребята у меня в тарелочке есть зернышки, давайте позовем петушка и угостим его зернышками.

Ответ детей: Петя-петушок, иди к нам!

Воспитатель : Дети, посмотрите, что делает петушок ?

Ответ детей: Клюет зернышки.

Воспитатель: Да, правильно, клюет с удовольствием, ему понравилось угощенье. Вот наш петушок наелся и просит, чтобы вы поиграли. Ребятки, давайте поиграем.

Ответ детей: Давайте!

Физкультминутка «Веселые петушки »

Воспитатель : Идите скорее ко мне. Я буду бабушкой, а вы моими веселыми петушками . (Надеваю платок на голову) Жила-была бабушка. У нее были веселые петушки .

Ах, ты Петя петушок, (Вытянуться и задрать носик кверху)

На макушке гребешок, (Сложить ладони и приставить к голове)

А под клювом то бородка, (Сложить ладони и приставить к подбородку)

Очень гордая походка. (Ходьба с высоким подниманием ног)

Рано- рано поутру он кричит ку-ка-ре-ку. (Похлопать руками по бедрам)

Воспитатель : Вот какие у меня хорошие и веселые маленькие петушки. Ребятки подойдите сюда, я вам, что то покажу. Тело у петушка покрыто перышками . Вот посмотрите (показываем перышки ) . Они мягкие и легкие. Дети, скажите, какие перышки у петушка ?

Ответ детей: Мягкие, легкие.

Воспитатель : Молодцы ребята! Правильно перышки мягкие, легкие, а еще разноцветные.

(Показывает красивого петушка, слепленного из пластилина ) Посмотрите, ребята этот петушок очень любит красивые пёрышки. И мы сегодня с вами будем их ему дарить. Давайте сядем на стульчики.

Дети рассаживаются на стулья вокруг стола.

Дидактическая игра : « Подари петушку пёрышко »

Воспитатель : Я хочу подарить петушку красное пёрышко . (Крепит перышко )

Воспитатель спрашивает ребё нка : А ты, какое хочешь подарить петушку пёрышко ?

Дети по очереди дарят петушку пёрышки , рассказывая, какого оно цвета.

Воспитатель : Все ребята молодцы, подарили петушку пёрышки , посмотрите какой красивый петушок !

Воспитатель:

Перья яркие горят!

Как красив его наряд!

(еще раз вместе с детьми повторить)

Воспитатель: Ребятки, петушок доволен новыми перышками. Он сразу повеселел и захотел танцевать. А вы хотите потанцевать?

Ответ детей: Да!

Воспитатель: Ну, тогда идите ко мне. Давайте покажем петушку, как мы умеем танцевать.

Дети: Давайте!

Музыкальная игра: « Курочка и цыплята».

Воспитатель: Молодцы ребятки, вы все похожи на маленьких цыпляток. Вы порадовали и повеселили Петю-петушка. Он говорит вам большое спасибо, за перышки и хочет угостить вас конфетками. А теперь ему пора возвращаться домой к курочке с цыплятами. Давайте скажем петушку и нашим гостям «До свидания» , приходите к нам еще в гости.


Айгуль Мухамедзянова
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кошка в гостях»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе

Тема : «Кошка в гостях » .

Программное содержание : учить детей узнавать и называть домашнее животное. Формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть и т. д.) . Развивать память и внимание . Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, интерес к русскому фольклору.

Материал : игрушка – кошка , корзина, картина «Кошка с котятами » .

Методические приемы : сюрпризный момент, художественное слово, рассматривание игрушки, вопросы к детям, физкультминутка, просмотр картины «Кошка с котятами » .

Предшествующая работа : чтение потешек («Кисонька – мурысонька» , «Пошел котик на торжок» ); дидактическая игра «Домашние животные» ; наблюдение за кошкой .

Словарная работа : шерстка, пушистая, мордочка, лакает.

Ход НОД:

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей . Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются и присаживаются на стульчики) .

Воспитатель :- Ребята, я вчера оставила здесь корзину с клубочками. Да вот она. Ой, посмотрите, кто-то запутал все мои клубочки (воспитатель показывает запутанные клубочки) . Кажется, я знаю, кто это сделал. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать. Кто же это такой :

У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет.

Угадали, ребята?

Дети : - кошка .

Воспитатель : -Правильно, с чем же любит играть наша кошка ? (воспитатель показывает клубочки)

Дети : - c клубочками.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях (воспитатель достает корзину с кошкой ) . А давайте поздороваемся с кошкой .

Дети : здороваются.

Воспитатель : - Я хочу познакомить вас с кошкой . Ее зовут Мурка. (Катя, скажи, как зовут кошку ) - индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, какая Мурка красивая. У нее мягкая шерсть, пушистый хвост. Посмотрите на кошку и скажите , что вы у нее здесь видите? (воспитатель показывает голову кошки ) .

Дети : - голова.

Воспитатель : -Правильно. А, что у кошки на голове ?

Дети : - ушки, мордочка.

Воспитатель : - А на мордочке, что у нее есть?

Дети : - глаза, нос, рот, усы.

Воспитатель : - Молодцы! Кошки очень хорошо видят , слышат. Погладьте кошку Мурку и скажите , какая она? (воспитатель подходит к детям и предлагает погладить кошку ).

Дети : - мягкая, пушистая.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, это у кошки шерстка мягкая , пушистая. Шерстка, какого цвета? Давайте вместе скажем …шерстка (словарная работа) .

Воспитатель : - Саша, расскажи какая шубка у нашей кошки .

Как у нашего кота

Шубка очень хороша!

Как у котика усы

Удивительной красы

Глазки смелые, зубки белые!

Воспитатель : -Молодец! Присаживайся на стульчик.

Ребята, мы сказали, что у кошки есть мягкая и пушистая

шерстка. На голове ушки, на мордочке – глаза, нос, рот, усы.

А, что еще у нашей Мурки есть?

Дети : - хвост и лапки.

Воспитатель : - Правильно, а в лапках есть коготки. Только в лапках есть коготки цап-царапки. Кошка может царапаться , если ей что-то не нравится. А, если ее ласково погладить, она не поцарапает. Когда кошка ходит , она прячет коготки и поэтому ходит тихо-тихо. Коготками кошка царапается и ловит мышей (дети показывают и называют) .

Даша расскажи, как киска на дорожке сидела.

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Воспитатель : - Молодец! Присаживайся на стульчик.

Ребята, Мурка хочет с вами поиграть.

Физкультминутка.

Все котятки моют лапки : - Изображают мытье рук

Вот так, вот так!

Моют ушки, моют брюшко : - Имитируют все указанные

Вот так, вот так! В стихотворении движения

А потом они устали

Вот так, вот так!

И немножечко поспали

Вот так, вот так!

Игра проводится 1 – 2раза.

Воспитатель : - Ой, ребята, что-то Мурка загрустила. Кажется, я знаю, она хочет есть. А, как вы думаете, что любит, есть кошка ?

Дети : - молоко, рыбу

Воспитатель : - Ребята, давайте покормим нашу кошку . Сделайте из ваших ладошек блюдце :

Киска к деткам подошла

Молочка просила.

«Мяу» - говорила

Мяу – мяу – мяу.

Кисонька поела,

Песенку запела

«Мур – мур- мур» .

Воспитатель : - Молодцы, накормили кошку . Скажите, как Мурка просила молока (мяу – мяу) .Какую песенку пела кисонька -индивидуальные ответы детей.

Софья расскажи, куда кот ходил и что он нашел :

Кот на печку пошел

Горшок каши нашел

На печи калачи

Как огонь горячи

Пряники пекутся

Коту в лапы не даются.

Воспитатель : - Молодец! Проходи на стульчик.

Воспитатель : - Ребята, вы Мурку согрели, накормили и поиграли с ней. Мурка очень устала и хочет спать. Я положу ее в корзину, и мы погладим ее :

Мур – мур – мур,

Мурлычет кошка

Ты погладь ее немножко!

От тепла и ласки

Кошка зажмурит глазки !

Воспитатель : - Молодцы! Мурка заснула.

Воспитатель : - Пока наша кошка спит , давайте посмотрим картинки.

Воспитатель показывает картину «Кошка с котятами » .

У кошки Мурки есть … котята . Она лежит на коврике и смотрит на них. Рыжий котенок лакает молоко из тарелки, серый котенок спит. Черный котенок катает клубок. Кошка смотрит на котят и мурлычет мур – мур.

Воспитатель : - Вы такие молодцы, я думаю, Мурке вы очень понравились. А она вам понравилась? Хотите оставить ее у нас в группе ?

Пусть Мурка остается у нас. Давайте расскажем, что мы узнали о кошке .

Воспитатель : - Молодцы! Животных нужно беречь, любить и заботиться о них. На этом у меня все.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «В гостях у сказок» в первой младшей группе Цель: Уточнение и расширение представления у детей о сказках. Задачи: 1. Развивающая: - развивать и активизировать речь детей; - узнавать.

Конспект занятия по развитию речи (средняя группа) Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами». Задачи. Учить детей составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; учить подбирать слова, близкие по значению (они.

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе «Домашние животные. Кошка с котятами» Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе. Выполнила: Мельникова Наталья Александровна, воспитатель первой квалификационной.

Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Цель: 1. Познакомить детей (2-3 года) со сказкой, помочь.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Цель: - Связная речь: учить.

Тема: «Поможем Петушку позвать солнышко».

СКАЧАТЬ (мнемотаблица)

Цель: развитие речи детей посредством малых жанров устного народного творчества.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с закличкой.

Развивающая: способствовать формированию интонационно - выразительной речи детей, развивать внимание, память.

Воспитательная: воспитывать отзывчивость (желание помогать герою занятия).

Оборудование и наглядность:

игрушка би-ба-бо Петушок, зёрнышки, блюдце, ширма, мнемотаблица для разучивания заклички, магнитофон, аудиозапись слов Петушка, стикеры «Солнышко», жёлтый обруч.

Ход занятия

  1. 1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребятки! Давайте с вами поздороваемся.

(Проговариваю стихотворные строки и показываю движения, дети повторяют)

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки,

Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки,

Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки,

Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик,

Здравствуйте, гости! (разводят руки, здороваются с гостями ).

2 . Постановка цели.

Ой, ребята, посмотрите, что это такое? (на полу несколько зёрен). Давайте соберём зёрнышки. Интересно, кто же к нам пришёл?

А ещё и записка с загадкой. Слушайте внимательно, постарайтесь её отгадать.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Беленькие пёрышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке? (Петушок.)

Как кричит Петушок? Давайте его позовём.

(Из-за ширмы появляется Петушок.)

Давайте поздороваемся с Петушком.

Здравствуй, Петя-петушок! (дети повторяют, Петушок кукурекует)

Посмотрите, какой красивый Петушок.

Что это у Петушка? (показываю на голову, гребешок, бородку, клюв).

Давайте расскажем Петушку потешку про него.

Петушок, петушок (руки опущены).

Золотой гребешок (руки вверх скрестить).

Масляная головушка (показывают головку).

Шелковая бородушка (показывают бородку).

Деткам спать не даешь (руки в ладошки).

Петушок, почему деткам спать не даёшь?

Петушок: - А это я солнышко бужу, чтобы детки в детский сад не проспали.

А почему же ты грустный?

Петушок: - Я забыл песенку, которой бужу солнышко.

Что же делать? Неужели сегодня солнышко не проснётся? Может мы сможем помочь Петушку? Только вот как?... А давайте мы познакомим Петушка с новой песенкой о солнышке.

3. Физминутка.

Дети, а вы знаете какое солнышко? Покажите. (большое, тёплое)

Давайте встанем в круг и покажем, как солнышко встаёт.

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше. (руки вверх, тянемся)

К ночи солнышко зайдёт,

Ниже, ниже, ниже. (садимся на корточки)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеётся. (хлопаем в ладоши, улыбаемся)

А под солнышком нам

Весело живётся.(прыгаем, руки на пояс)

4. Объяснение нового материала.

А теперь послушайте потешку:

Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка!

- Сейчас мы повторим потешку. А помогут нам чудо-картинки. Посмотрите. Что вы видите? Послушайте ещё раз, как я буду рассказывать.

Теперь вместе дружно будем повторять.

1. Солнышко, солнце, выгляни в оконце.

2. Посвети немножко, дам тебе горошка!

3. Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка!

Готовы рассказать Петушку? Давайте попробуем.

5. Закрепление нового материал.

Петушок, теперь ты попробуй. (звучит фонограмма без последней строчки).

Правильно Петушок прочёл потешку?

Кто ему поможет?

Ну что, Петушок, теперь справишься?

Петушок: - Попробую. (звучит фонограмма всей потешки).

(Появляется солнышко.)

Похлопайте, дети!

6. Подведение итогов.

Получилось у нас помочь Петушку?

А как мы помогли ему?

А вам понравилась новая песенка Петушка?

Петушок: - Спасибо вам, ребята, и мне очень понравилась потешка. Я обещаю, что её не забуду. До свидания, мои друзья! (дети прощаются)

Ребята, а солнышко хочет с вами поиграть. А вы?

Проводится русская народная игра «Карусель».

"Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!"

Молодцы! Солнышко дарит вам свою улыбку! (стикеры)

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки (например: «Это паркет», – объясняет воспитателю мальчик 2 лет 6 месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю. Его сверстник уверен, что на картинке – «часики такие» (очки)).

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «Это растет на грядке. Это морковочка».)

Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев – 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000–1200 слов. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет. Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя. (Вследствие недостаточно эффективной педагогической работы наречия и прилагательные, с помощью которых выражаются дифференцированные отношения и качества, могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.)

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь ноготки»);

3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3–4 раза, в дальнейшем же его пополнение протекает медленнее и относительно равномерно) речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (без предлогов и с предлогами), различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей еще очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, например, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» – ребенок отвечает: «Виталя нет»).

На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. В ряде случаев малыши улавливают неправильное произнесение слов сверстниками. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово пароход как пахот , другой исправил его – паахот , но сам был исправлен третьим ребенком, который указал такой образец: палахот.

Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка – кошка – мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрема – кулема, бим – убим, дуреха – люлеха и т. п. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед, весипед, спасибо как сипибо и т. п.).