Рассказ по картине таня не боится мороза. Конспект ООД в средней группе на тему: Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза. Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Текущая страница: 5 (всего у книги 8 страниц)

Занятие 1. Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

Цель. Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).

Ход занятия

Воспитатель просит детей назвать русские народные сказки.

Затем проводит мини-викторину:

– показывает обложки (или иллюстрации) сказок «Колобок», «Гуси-лебеди» и просит угадать названия произведений;

– зачитывает отрывок из сказки «Лиса и заяц» и предлагает назвать произведение: «Лисе зимою все было хорошо, а как пришла весна по зиму, да стала снег сгонять, землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору сбежал»;

– поет песенку лисы из сказки «Кот, петух и лиса»:


Петушок, петушок ,
Золотой гребешок ,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку .

«Как много слов со звуком ш в этой песенке, – говорит воспитатель. – Спойте песенку вместе со мной, а потом назовите четыре слова, в которых есть звук ш ».

Педагог ставит на свой стол четыре подсказки – пирамидки, грибки и т.п. Ребенок (дети) называют слово, воспитатель убирает предмет и повторяет песенку.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они познакомятся с новой сказкой – «Зимовье». Педагог уточняет, что такое зимовье. Выслушивает ответы детей, но пока ничего им не объясняет.

Затем читает сказку.

Воспитатель просит ребят подумать, почему семь очень-очень голодных волков, которые запросто могли съесть хозяев зимовья, ушли ни с чем и что же это за зимовье такое.

Примечание. Вне занятий, помогая детям вспомнить сказку, следует выяснить, из чего звери зимовье строили, чем крышу крыли, из чего печь сложили, что между бревен прокладывали.

Педагог объясняет, что такое бревно, щепа, кирпич и мох.

Эту работу легче осуществить, если рассмотреть с детьми рисунки к сказке.

Занятие 2. Звуковая культуры речи: звук ж

Цель. Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж .

Ход занятия

«Сидел Язычок в домике, – начинает занятие педагог. – Слышит: кто-то поет песенку: „Ж-ж-ж-ж“. – „Я не умею так петь, – огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: „Ж-ж-ж-ж“.

Ж-ж-ж – это песня жука, – объясняет педагог. – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш) , но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: „Ж-ж-ж“. Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) A теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло?

Давайте поучимся петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: „Ж-ж-ж-ж“».

Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

Далее педагог проводит подвижную игру «Жуки». Ребята берутся за руки и образуют круг. Воспитатель выводит за его пределы 6–7 детей. Они изображают жуков. (Желательно, чтобы среди них были те дети, которые нечетко произносят звук ж .)

«Круг – это большая комната со множеством окон, – объясняет педагог. – Люди ушли, а окна в комнате не закрыли. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: „Ж-ж-ж“. Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают».

Игра повторяется.

«А сейчас, – говорит педагог, – я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?»


Жук в рубашке полосатой
Прилетел играть к ребятам,
На цветок лиловый сел -
Песню звонкую запел,
Сока сладкого хлебнул,
В колокольчике заснул,
Да попал в букет к Маринке
И жужжит, жужжит в корзинке!
А Марина не поймет:
Почему букет поет?

Н. Головина

«Почему же пел букет? – спрашивает педагог. – Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте».

Воспитатель читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:

...

Летел жук по своим делам, жужжал: «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (Хоровой и индивидуальные ответы.))

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» – запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

«Вы хорошо сегодня работали, и я порадую вас новыми загадками, – завершает занятие педагог.


Лежал, лежал, да в речку побежал.
(Снег)

Есть в загадке слова со звуком ж ? Назовите их.


Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
(Дорога)

Запомните загадки и загадайте их дома родителям».

Занятие 3. Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

Цель. Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что очень хочет познакомить их с Таней, которая вышла на прогулку: «Хотите посмотреть на девочку, которая мне нравится?»

«Можно рассказать о том, чем занята девочка, а также о том, как красиво вокруг. С чего начнем? – интересуется педагог. – Давайте начнем рассказ с описания одежды. Зимой холодно, и Таня тепло одета. На ней… (пальто, валенки, шапка, шарф, варежки). Вам нравится Танино зимнее пальто? Оно… (зеленое, с коричневым воротником). Отделано ли пальто мехом? (На карманах, рукавах пальто отделка из меха.) А из чего сшита Танина шапка? (Она тоже сшита из коричневого меха.) Кто хочет рассказать, в какой одежде Таня вышла гулять? (1–2 ответа).

Дети, что делает Таня? (Выслушивает ответы, обобщает их.) Да, Таня синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко.

Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! На них… (снег) . На березе маленьких веточек даже не видно – спрятались в снежинках. И на зеленой елочке тоже снег. Посмотрите, как лежит снег на этой елочке, будто белые платочки разбросаны по веткам. Что разбросано по веткам? (Платочки. Вот платочек и вот. Вот еще один.)

Кто еще хочет рассказать о том, как красиво вокруг? Может быть, мы чего-нибудь не заметили? (На березе сидит ворона, за деревьями – дома и т. д.)

Хотите, я расскажу вам про эту картину? Слушайте. На улице зима. Таня взяла санки и пошла гулять. Зимой морозно, но Танюше не холодно. На ней зимнее пальто и меховая шапка. Пальто теплое и красивое. Оно зеленое с коричневым меховым воротником. На рукавах и карманах пальто – отделка из меха. Танюша в черных валенках. Она не забыла надеть шарф и варежки.

Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко.

А кругом белым-бело. Всюду снег: на земле, на скамейке, на деревьях. У березы и веток не видно – снежинками укрылись. Только елка зеленеет. Но и на ней лежит снег. Будто кто-то белые платочки на зеленые иголки повесил».

Педагог просит ребенка рассказать о содержании картины. Оценивает рассказ (обо всем ли рассказал в определенной последовательности).

Затем воспитатель предлагает детям назвать картину. Отмечает наиболее удачные названия. Сообщает авторское название: «Таня не боится мороза».

Занятие 4. Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

Цель. Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.

Предварительная работа. Подготовить прозрачные пластиковые пластины зеленого цвета. Дать детям возможность увидеть окружающий мир в зеленом цвете. Попросить ребят прочитать любимые стихотворения.

Ход занятия

Воспитатель напоминает, что накануне (уточняет значение этого слова) дети читали свои любимые стихи и очень его порадовали. «Со всеми пообщаться я не успела, – говорит педагог, – поэтому обязательно послушаю ваши любимые стихи сегодня».

Дети (3–4 человека) читают стихи, в том числе «Почему медведь спит зимой» В. Орлова, «Не ветер бушует над бором…» Н. Некрасова, «Тень-тень-потетень».

Педагог читает первые строчки стихотворений А. Барто (2–3 стихотворения из цикла «Игрушки»), интересуется, знают ли дети произведения и кто их написал.

Воспитатель рассказывает о том, что у А. Барто много замечательных стихов для маленьких детей и детей постарше. «А вы себя к каким детям относите? – интересуется педагог. Коль вы уже большие, придется вам и серьезное стихотворение Агнии Барто прочитать. – Но сначала ответьте, по лету соскучились? Агния Барто нашла способ, как порадовать себя, как зимой лето вернуть. Ее совет мне очень понравился. Послушайте».

Воспитатель читает стихотворение несколько раз. Затем вместе с детьми негромко проговаривает первую часть стихотворения, а вторую часть читает ребенок, который смотрит на окружающих через пластину зеленого цвета.


Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.

«А ты знаешь? – спрашивает педагог у ребенка. (Знаю.)


Смотрю я в стекляшку
Зеленого цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.

Чтение в лицах повторяется.

Занятие 1. Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»

Цель. Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».

Ход занятия

Воспитатель показывает обложки книг или иллюстрации к сказкам К. Чуковского, читает отрывки из произведений и помогает вспомнить, как называется та или иная сказка и чем она завершается. Например:


Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют
косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка,
за солнышко».
(Краденое солнце)


Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили…
(Путаница)


Прибегали светляки,
Зажигали огоньки -
То-то стало весело,
То-то хорошо!
(Муха-Цокотуха)

Воспитатель напоминает детям, что все эти замечательные сказки написал Корней Иванович Чуковский. И сказку «Федорино горе» тоже написал дедушка Корней.

Педагог читает сказку. Дает детям возможность обменяться впечатлениями. Затем спрашивает, кому что в этой сказке показалось особенно смешным. Воспитатель зачитывает детям понравившиеся отрывки, в том числе эпизод, который приглянулся самому педагогу.

Примечание. Вне занятий целесообразно послушать сказки К. Чуковского в записи.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук ч

Цель. Объяснить детям, как правильно произносится звук ч , упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

Ход занятия

«Сегодня, – говорит педагог, – мы будем учиться петь новую песенку. Что это за песенка, вы должны догадаться сами. Слушайте.

Пошел Язычок погулять и пришел к железной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел: „Ч-ч-ч“. Язычок стал учить песню паровоза. Он поднял кончик языка, будто собрался запеть: „Ш-ш-ш“, но сделал шаг назад в своем домике. Покажите, как Язычок сделал шаг назад. Закройте рот, дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь пусть язычки снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат ими в потолок: „Ть-ть-ть“.

А теперь постучите кончиком языка в потолок, пустите на ладонь (сделайте заборчик перед ртом) теплый ветерок и спойте: „Ч-ч-ч“. (Дети повторяют упражнение несколько раз.) Какую песню мы сегодня узнали? Чья это песня?

Язычку очень понравилось играть в паровоз. Паровоз шел быстро: „Ч-ч-ч-ч“, потом еще быстрее… Когда паровоз шел медленнее, его песня затихала. Послушайте теперь, как поет песню Олин паровоз. (Спрашивает 3–4 детей, которые нечетко произносят звук ч .)

Стал Язычок сочинять и петь, – продолжает занятие воспитатель, – разные песни, похожие на песню паровоза:


Чу-чу-чу – стоять не хочу,
Стоять не хочу – чу-чу-чу ;
Ча-ча-ча, чи-чи-чи, чо-чо-чо.
Ач-ач-ач – испекли калач.
Оч-оч-оч – наступила ночь.
Чок-чок – каблучок.

Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем. Педагог читает детям стихотворение «Трое гуляк» (из французской народной поэзии, перевод Н. Гернет и С. Гиппиус):


В поле гуляли трое гуляк,
После прогулки делали так:
Апчхи!
Апчхи!
Чхи!

Воспитатель читает первые две строчки, а «трое гуляк», которые выбраны педагогом, поочередно чихают.

Чтение в лицах повторяется.

Затем педагог предлагает поиграть: «Я буду произносить слова. Когда услышите слова со звуком ч , хлопните в ладоши. Будьте внимательны. Работайте самостоятельно.

Чай… чародей… волшебник… чаща… чертенок… озорной… чижик… воробей… кашлять… чихать ».

В конце игры воспитатель отмечает, кто допустил ошибки.

Заканчивая занятие, педагог дарит детям новую загадку:


Белая бочка,
Нет в ней ни сучочка.
(Яйцо)

Примечание. Вне занятий для индивидуальной работы с детьми целесообразно использовать рабочую тетрадь.

Занятие 3. Составление рассказов по картине «На полянке»

Цель. Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.

Ход занятия

«Когда на улице холодно, хмуро или слякотно, так хочется, чтобы скорее наступило лето, – начинает занятие воспитатель. – Так хочется оказаться на опушке леса у реки, как вот эта семья».

Педагог показывает детям картину, дает возможность обменяться впечатлениями. Затем напоминает: чтобы составить красивый рассказ по картине, надо рассматривать ее… (в определенной последовательности) .

«Сначала давайте рассмотрим, что происходит около палатки. Симпатичная мама в синей кепочке и ее очаровательная дочка, сидя на чурбачках, чистят картошку.

Горит костер. В казане – вот он как выглядит – закипает вода. За спиной у мамы лежат собранные сухие ветки. Еще охапку веток несет мальчик в красной шапочке. Не работает только кот по кличке Кис. Лежит он, на коврике, как человек, положив ногу на ногу. Впрочем, котам положено спать днем. А уж сказочным котам тем более.

Итак, эту часть картины под названием „Около палатки“ мы рассмотрели. Остается кому-нибудь из вас объединить все сказанное в рассказ».

Воспитатель выслушивает рассказ одного-двух детей.

«Теперь рассмотрим, что происходит недалеко от палатки – продолжает разговор педагог. – Там… Папа закапывает в яму консервные банки, чтобы на месте стоянки туристов не осталось мусора. Правильно он поступает?»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину и рассказать о том, как красиво вокруг. (Рядом речка и опушка леса с березками и маленькими елочками. Зеленая травка. Кругом цветут мелкие яркие цветочки.)

«А теперь я составлю рассказ о всей картине, – говорит воспитатель. – Выдался хороший теплый день. Мама с дочкой сидят на чурбачках, чистят картошку и о чем-то беседуют.

Красавец кот по кличке Кис лежит рядом на полосатом коврике, отдыхает. Он ночью будет трудиться, палатку и продукты от мышей охранять.

Папа глубокую яму копает, консервные банки и мусор закапывает.

А кругом красота! Под ногами зеленый ковер с яркими цветочками, рядом речка и лес с белоснежными березками и малюсенькими елочками».

Примечание. В последующие дни педагог еще раз показывает картину, чтобы послушать рассказы детей.

Занятие 4. Урок вежливости

Цель. Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.

Ход занятия

«Однажды, после завтрака в среднюю группу вошла незнакомая женщина, – начинает рассказ воспитатель. – „Здравствуйте, дети!“ – сказала она. Ребята, хотя и были очень-очень заняты – они играли, – приветливо ответили: „Добрый день“. Что ответили дети? Как они ответили?

Нашу гостью зовут Людмила Ивановна, – представил ее педагог. – Она попросила разрешения присутствовать на нашем занятии.

Во время этого разговора Наташа (вот умница!) принесла гостье стул и спросила: „Где вам удобнее сесть?“ С какими словами Наташа обратилась к гостье?

Людмила Ивановна поблагодарила Наташу.

„Хотите посмотреть, как зацвел наш цикламен?“ – предложил гостье Павлик. Что предложил Павлик? Как он это сказал?

„А хотите, я покажу вам нашу свинку?“ – спросила Алена. Что и как она спросила?

„Я могу показать вам интересные книжки“, – вступил в разговор Игорек.

„А я сварю вам вкусный кофе“, – улыбнулась Машенька и заспешила к плите.

„А я…“, „А я…“ – неслось со всех сторон, так как все дети хотели что-нибудь показать, рассказать гостье, чтобы ей понравилось у них в гостях, чтобы она не заскучала.

„Какие милые, приветливые малыши“, – подумала Людмила Ивановна. А когда вернулась домой, рассказала о своей встрече с детьми своим друзьям и знакомым. Ее рассказ услышал рыжий медвежонок. Он тоже решил отправиться в среднюю группу. Захотелось рыжему мишке собственными глазами-пуговками посмотреть на гостеприимных детей. Каких детей?

Пора бы мишке уже добраться до нашей группы. Сбегайте к окну, посмотрите, не идет ли медведь. (Физкультурная пауза.) Не видно? Тогда я пойду, посмотрю в коридоре. А вы тихонько посоветуйтесь, что можно показать медвежонку, о чем ему рассказать».

Воспитатель вносит в группу медвежонка. После того как дети ответили на приветствие медведя и пригласили его сесть, педагог предлагает показать мишке самое интересное, что есть в группе. Воспитатель обращает внимание детей на то, как ребенок предлагает медвежонку посмотреть (показать) что-то. Например: «Я хочу показать медведю наших рыбок», – говорит Саша.

«Думаю, что это будет интересно нашему гостю, – одобряет воспитатель. – Иди предложи мишке посмотреть рыбок».

«Хочешь, мишенька, посмотреть рыбок?» – спрашивает у медвежонка Саша.

Дети показывают медвежонку животных, растения, книжки, любимые игрушки, знакомят с помощником воспитателя. Медвежонок «благодарит» детей за гостеприимство.

В заключение дети читают медвежонку стихотворение В. Орлова «Почему медведь спит зимой».

Март – апрель – май

В весенние месяцы при каждом удобном случае следует, используя заклички, предлагать дошкольникам звать весну («Иди, весна, иди, красна…»), просить выглянуть солнышко («Солнышко-ведрышко…»).


В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит.

Перед выходом на прогулку в самый раз напомнить детям стихотворение Д. Хармса «Очень страшная история»:


Все окончилось прекрасно,
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… (булку) .

После самостоятельной деятельности детей в группе иногда полезно прочитать «Разгром» Э. Успенского, а после коллективного труда нерадивому ребенку подарить татарскую народную песенку «Мешок» (перевод Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина).

Перед сном можно прочитать детям сказку «Бременские музыканты» (бр. Гримм, пер. с немец. В. Введенского, под ред. С. Маршака), рассказы «Подкидыш» В. Бианки и «Неслух» Н. Сладкова, главы из книги Э. Хогарта «Мафин и его веселые друзья» (пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько), а также произведения из литературного репертуара для детей 3–4 лет.

Для того чтобы создать хорошее настроение у проснувшихся детей, полезно прочитать им потешку «Идет лисичка по мосту…» (из русского народного фольклора).

Необходимо продолжать периодически рассматривать с дошкольниками иллюстрированные издания программных произведений. Интересоваться, кому какой рисунок понравился и почему. Рассказывать о том важном, на что дети не обратили внимание. (Например: «Одинаковое ли выражения лица у героя сказки на этих рисунках?»)

Следует очень доброжелательно относиться к детским фантазиям.

Нужно выделять время для работы с теми детьми, у которых проблемы со звукопроизношением или с фонематическим слухом. (Приемы работы и дополнительный речевой материал представлены в конспектах занятий.)

В весенние и летние месяцы, вне занятий следует начинать учить детей работать с картиной-матрицей. Методика описана в разделе «Развитие связной речи».

Для работы с картиной-матрицей можно использовать пособие для детей среднего дошкольного возраста «Учусь говорить». – М., Просвещение (любой год издания.)

Восьмого марта следует поздравить педагогов, с которыми дети общаются постоянно, закрепляя умения, полученные на занятиях. Желательно вручить взрослым коллективную детскую работу – рисунок, аппликацию, поделку из природного материала и т.п.


Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «Мама».

Я. Аким



Вот подснежник, на полянке
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.

Перевод с молдав. Я. Акима Т. Виеру

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза!»

Задачи:
Учить составлять небольшой (из 2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки; продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук; закреплять умение отгадывать загадки.
Материал: картина "Не боимся мороза".

Ход занятия:
Организационный момент.

1.Чтение стихотворения.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Е. Трутневой «Первый снег»
«Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром
Самый первый, самый белый…»

2.Беседа о зиме.

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята. Зима любимое время года всех детей. Зимой холодно. А что происходит с природой в это время года?

Ответы детей: На улице мороз. Дует сильный ветер, идёт снег, и поэтому мы с вами надеваем тёплую одежду.

Воспитатель выставляет картину.
Ребята, посмотрите на картину.
Вопросы:
- Кто нарисован на этой картине? (дети)
- Где гуляют дети? (на улице)
- Что они делают? (играют в снежки, катаются на санках с горки, лепят снежную бабу, катаются на коньках и лыжах)
- Какое время года изображено на картине?
- Почему вы думаете, что это зима? (лежит снег на земле, деревьях, люди одеты в теплую одежду)
- Посмотрите на снег и скажите, какой он? (пушистый, холодный, мягкий, белый, чистый, легкий, хрустящий, блестящий, сверкающий)
- А как можно сказать про зиму, какая она? (белая, снежная, холодная, красивая, колючая, пушистая, искрящаяся, серебряная, волшебная)

3. Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение- загадку Е. Благининой

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

(Снежинки)

О чем это стихотворение? (о снежинке)

Какими словами сказано про снежинки, какие они?

Какие еще слова можно сказать про снежинку? (колючая, холодная, нежная, резная, легкая).

4.А вам ребята нравятся зимние развлечения? Давайте поиграем. Физкультминутка

Мы с тобой снежок слепили! (лепим снежок)

Круглый, гладкий, очень крепкий!

И совсем, совсем не сладкий! (грозим пальчиком)

Раз- подбросим, (смотрим наверх)

Два- поймаем, (ловим)

Три уроним, (смотрим вниз)

И сломаем! (топаем ногами)

Давайте назовем девочку в синей шапке Таней, и расскажем о ней. Слушайте.

5. Дети рассказывают совместно с воспитателем.
"В морозный зимний день Таня... вышла гулять. Взяла она с собой... санки, лопатку, ведро. Оделась Таня тепло, на ней... меховая шапочка, зимнее пальто. На рукавичке у Тани... снежинки... узорные, белые, красивые. На улице холодно, но Таня... не боится мороза".
- А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать?

6.Физкультминутка
Воспитатель распределяет детей на две подгруппы. Одна изображает ветерок (мальчики), другая – снежинок (девочки). Ветерок дует, снежинки кружатся. Затем дети меняются ролями. Подул ветерок, полетели снежинки.

С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые... (снежинки)

О чем эта загадка?
- Правильно, это снежинки. Ребята, сели на стульчики. Как красиво про них сказано: "легкие пушинки". Вам понравилось?
- Повторим все вместе эту загадку (хоровые ответы детей)
- Когда пойдем на прогулку - рассмотрите снежинки, полюбуйтесь ими.

7.Рефлексия

Молодцы, вы сегодня очень хорошо позанимались. Что вам больше всего понравилось? И мне очень понравилось, какие вы были внимательные, как хорошо выполнили все задания, отгадывали загадки, рассказали рассказ про девочку Таню.

Татьяна Афонина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Программное содержание :

Учить детей внимательно рассматривать картину , понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами.

Учить детей составлять небольшой рассказ , состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины .

Продолжать учить детей выполнять творческие задания : подбирать слова-определения и слова-действия к словам : снег, зима, мороз , снежинка.

Закрепить названия зимней одежды.

Развивать у детей внимание , память, логическое мышление, творческое воображение.

Закреплять умение отгадывать загадки.

Развивать моторику рук , чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Активизировать словарь.

Материал : Картина «Таня не боится мороза » (серия «Наша Таня » , автор О. И. Соловьева); кукла в зимней одежде; снежинки, вырезанные из бумаги; «Зимние картинки » (снежинки, снег, снеговик, санки, варежки, валенки и т. д.) .

Ход занятия

Воспитатель : - Дети, к нам в гости пришла кукла Таня .

Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок » .

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет ,

И гулять она пойдет.

Воспитатель : - Наша Таня собирается на улицу . Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть? Дети называют предметы одежды, воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы :

Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое) . Какого цвета? - Какая шапочка? Какая кофта (свитер? Какой шарф? и т. д. - Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник) .

Зимнее теплое (пальто) . Желтая вязаная (шапочка) . Красная вязаная теплая шерстяная (кофта) .

Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).

Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу кататься на санках.

Давайте покажем ей, как вы умеете кататься на санках, лыжах и коньках.

Пальчиковая гимнастика (2 раза)

Санки, (Обе ладони рядом, руки вперед-назад перед собой)

Лыжи (Ладони – противоходом)

И коньки (Ладони ребром – противоходом)

Мчатся наперегонки (Ладонь – кулак)

Воспитатель выставляет картину . Дети рассматривают ее , отвечают на вопросы.

Кто нарисован на этой картине ? (Девочка Таня ) . - Где гуляет Таня ? Что она делает? (Ответы детей) . - Какое время года изображено на картине ? Почему вы думаете, что это зима? Посмотрите на снег и скажите, какой он (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый) . А как можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная , холодная) . А как Таня одета ? (Тепло) . На ней (пальто, шапка, шарф, варежки, валенки) . Дети описывают одежду.

Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите , где гуляет Таня , что она делает, во что играет (Ответы детей) .

Воспитатель читает стихотворение-загадку Е. Благининой :

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке (снежинки) .

О чем это стихотворение? Какими словами сказано про снежинки, какие они? Какие еще можно слова сказать про снежинку, какая она? (Ответы детей) .

Давайте еще раз расскажем про Таню .

В морозный зимний день Таня (вышла гулять) . Взяла она с собой (санки, лопатку, ведро) . Оделась Таня тепло . На ней (меховая шапочка, зимнее пальто, валенки) . На рукавичку Тане упала (снежинка - легкая, белая, красивая) . На улице холодно, но Таня (не боится мороза ) .

А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать ? (Ответы детей) .

Оценивая рассказы , воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения : белый, пушистый (снег, снежная, холодная (зима) .

А сейчас мы все тепло оденемся и вместе с куклой Таней пойдем на прогулку (имитация : надевают верхнюю одежду, затем выходят на ковер) .

Физкультминутка «Прогулка»

На дворе мороз и ветер ,

Во дворе гуляют дети Шагают по кругу

Ручки потирают,

Ручки согревают Потирают рукой об руку

Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко Топают

Нам мороз не страшен , Весело мы пляшем похлопать, покружиться.

Воспитатель делит детей на две группы . Одна изображает ветерок, другая – снежинок. Ветерок дует, снежинки кружатся. Затем дети меняются ролями.

Дидактические игры «Отгадай, сколько» , «Не ошибись»

- Отгадайте загадку :

С неба падают зимой

И кружатся над землей

Легкие пушинки,

Белые (снежинки) .

Правильно, это снежинки. Как красиво про них сказано : «легкие пушинки» . Вам понравилось? У нас на столе лежат разные снежинки. Расскажите , какие они? (Ответы детей) . Давайте их посчитаем : «Одна снежинка, две снежинки…пять снежинок» ; «Покажи первую снежинку,. третью…и т. д.»

Дети, давайте покажем кукле Тане, как вы умеете отгадывать «зимние» загадки и подбирать слова-определения и слова-действия к отгадкам (воспитатель загадывает загадки о снеге, зиме, морозе , а дети отгадывают).

«Подбери признаки» .

Зима какая? (холодная, морозная , снежная, веселая)

Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий) .

- Мороз какой ? (сильный, злой, крепкий, слабый) .

Снежинка какая? (легкая, колючая, нежная, холодная, белая, красивая, узорчатая, резная)

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действия» .

Снег что делает? (идет, падает, кружится, летит, скрипит) .

- Мороз что делает ? (щиплет, трещит, кусает, рисует) .

Снежинка что делает? (летит, опускается, падает, кружится, тает) .

Дидактическая игра «Что изменилось?» картинками ) .

В конце занятия кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы , хвалит их за то, что дети хорошо занимались. Воспитатель предлагает детям после занятий тепло одеться , взять куклу Таню с собой на прогулку и покатать ее на санках.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по речевому развитию в средней группе «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Задачи:1. Образовательная: Формировать умение внимательно рассматривать картину. Совершенствовать умение составлять рассказ по картине.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ. Составление рассказа по картине «Зимующие птицы» Тема: «Составление детьми творческого рассказа по картине «Зимующие птицы» с элементами ТРИЗ» (НОД по коммуникации – развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы «Составление рассказа по картине «Дети в парке кормят птиц» Автор: Чернобровкина Елена Евгеньевна Организация: МАОУ СОШ с. Кормёжка им. Ф. П. Полынина Населенный пункт: Саратовская область, Балаковский.

Конспект НОД по речевому развитию. Составление рассказа по картине «Ежи» с детьми средней группы. Мадоу №223 г. Ульяновск, Воспитатель Гомзова В. С. Цель: 1. Продолжать учить детей составлять небольшой рассказ (из 5-6 предложений) с элементами.

Тема: Составление рассказа по картине «Лошадь и жеребёнок» Цель: учить самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ.

Конспект ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»» Программное содержание: Помочь понять детям понять содержание картины, охарактеризовать персонажей; воспитывать умение слушать рассказ.

Конспект занятия по развитию связанной речи в средней группе. Составление описательного рассказа по картинке «Кошка» Конспект занятия по развитию связанной речи во 2ой средней группе. Составление описательного рассказа по картинке «Кошка». Программное содержание:.

Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

НОД по развитию речи во второй младшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка ловит мышку, играющую с шаром» Программное содержание: Образовательные задачи: Формировать умение составлять описательный рассказ по картине, опираясь на план – схему.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление рассказа по картине «Строим домики для птиц» в средней группе Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» составление рассказа по картине «Строим.

Библиотека изображений:

Номинация «Дошкольное образование».

Образовательная область «Развитие речи».

Актуальность.

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных образовательных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Дошкольный период наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность общения удовлетворяется недостаточно. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимание всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

В результате на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Так же в речи детей существует множество проблем, таких как:

1) Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3) Употребление нелитературных слов и выражений.

4) Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

5) Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7) Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

8) Плохая дикция.

Еще хочется отметить, что становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.

Без овладения речью, а точнее, связной речью, невозможно дальнейшее развитие и образование ребенка.

Поэтому развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач дошкольного учреждения.

Могут ли учреждение, педагог активно повлиять на развитие речи детей? Могут, и практика это доказывает. Ведь умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения детей. Именно педагог прививает детям ряд точных умений:

Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, с относительной полнотой раскрыть ее в своем связном высказывании;

Умение подчинить свое связное высказывание определенной мысли;

Умение подбирать языковой материал для высказывания, для любого связного текста;

Умение систематизировать материал, располагать его в логической последовательности;

Умение критически относится к своей речи, совершенствовать ее, «редактировать» составленные связные высказывания, тексты.

  • Интеграции разнообразных видов детской деятельности (организованные формы обучения, совместная деятельность воспитателей с детьми, свободная самостоятельная деятельность).
  • Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников: «Физическаякультура», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
  • Основывается на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса.
  • Создание условий педагогической деятельности для всех участников проекта, активной эмоциональной включённости педагогов, детей, родителей, поиском методов и средств освоения задач проекта.

Предполагаемый результат:

Если систематически использовать такую организованную образовательную деятельность, то расширятся представления ребенка об окружающем мире, разовьются психические процессы, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.

Образовательная область «Развитие речи»

Тема: составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Цель: вызвать интерес детей к рассматриванию картины.

Образовательные задачи:

Расширять представления о первичных зимних явлениях в природе (холодно, идёт снег, нужно надевать зимнюю одежду, дети катаются на санках, лыжах, лепят снеговиков и т.д.);

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины, при повторении рассказа воспитателя;

Расширять словарь по теме «Приметы зимы».

Развивающие задачи:

Развитие диалогической речи;

Развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание;

Развивать воображение, мышление и зрительное внимание;

Развивать память;

Развивать общую моторику;

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение внимательно слушать рассказ воспитателя и своих товарищей;

Воспитывать любовь к природе;

Оборудование: картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня»,автор О. И. Соловьёва),предметные картинки «Времена года»,конверт, снежинка, волшебная палочка, магнитофон, аудио запись волшебной музыки, игрушка-Чебурашка.

Мотивационная деятельность, постановка учебной проблемы:

Воспитатель вносит игрушку - Чебурашку. (Дети здороваются с ним.)

1. Воспитатель: Дети, когда я сегодня шла в детский сад, встретила очень грустного Чебурашку. Он никогда не видел зимы и не знает, что это такое. Как мы можем помочь Чебурашке? (выслушать все варианты ответов).

Правильно, дети, мы можем рассказать ему, что такое зима!

(Дети на коврике возле воспитателя.)

Воспитатель: Дети, пока Чебурашка добирался до нашего детского сада, по пути он встретил почтальона, который отдал ему конверт с письмом. Давайте посмотрим что же за письмо лежит в конверте? (достаёт из конверта снежинку).

Воспитатель: Что это?

Воспитатель: Как вы думаете, кто мог прислать нам снежинку?

(Выслушать варианты ответов детей.)

(Воспитатель подводит детей к понятию – зима.)

Воспитатель: А почему вы так решили?

(Выслушать все ответы.)

Воспитатель: Как вы думаете, какую краску любит зима?

Воспитатель: Почему белую краску? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, зимой всё белое, так как снег укутал деревья, кусты, поля.

(Обращается к Чебурашке: Видишь, Чебурашка, что бывает зимой?)

2. Игра «Снежное поле». (На столе разложены картинки разных времён года.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня все картинки перепутались. Найдите картинки, которые относятся к зиме и положите их на снежное поле, чтобы Чебурашка увидел, что бывает зимой.

(Дети выбирают картинки и закрывают ими «снежное поле» - лист белого ватмана.)

Дети рассказывают Чебурашке, что бывает зимой, используя свою картинку:

Зимой дети катаются на лыжах;

Зимой встречаем праздник Новый год;

Зимой на деревьях, домах лежит снег;

Зимой дети катаются на санках;

Зимой можно рассматривать снежинки;

Зимой дети лепят снеговика.

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Ой, что это в корзине? Да это снежки к нам в группу залетели. Давайте научим Чебурашку играть в снежки.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, (дети шагают на месте)

Мы с тобой снежок слепили (руками лепят снежки)

Круглый, крепкий, очень гладкий (имитируют движения)

И совсем, совсем не сладкий (грозят пальчиком).

Раз - подбросим, (прыжки вверх)

Два - поймаем (приседают)

Три - уроним (наклон)

И…..сломаем (топают).

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо играли. А сейчас давайте закроем глазки, у нас произойдут чудеса (включает запись волшебной музыки, берёт волшебную палочку и касается ею каждого ребёнка), «Крибли, крабли, бумс» и вы превратились в снежинки.

Воспитатель: Покружились. Покружились. И в снежинку превратились. (Дети кружатся, летают, а затем садятся на стульчики.)

Воспитатель: Дети, а вы боитесь мороза?

Воспитатель: Я вас познакомлю с девочкой, которая тоже не боится мороза.

Познакомьтесь с нашей Таней-

Ей пошел четвёртый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдёт.

(Воспитатель выставляет картину, усаживает Чебурашку. Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы.)

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?

Воспитатель: Почему, вы решили, что это зима?

Воспитатель: Дети, а зима какая? Какими словами можно рассказать о зиме?

(Снежная, морозная, холодная, белая, ледяная и т.п.)

Воспитатель: Какими словами можно рассказать Чебурашке о снеге, снег какой? (Белый, пушистый, холодный, мягкий и т.д.)

Воспитатель: Кто нарисован на этой картине?

Воспитатель: Как одета Таня?

Воспитатель: Во что она одета?

(Пальто, валенки, шапка, шарф, варежки.)

Воспитатель: Вам нравится пальто Тани, какого оно цвета?

Воспитатель: Что можно сказать о шапке у Тани?

Воспитатель: Как называется обувь у Тани?

Воспитатель: Для чего Тане нужны варежки?

Воспитатель: Что делает Таня?

(Воспитатель выслушивает варианты ответов детей на каждый вопрос, обобщает их.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! На них…

Воспитатель: На берёзе и на зелёной ёлочке лежит снег. Даже веточек не видно.

Воспитатель: Ребята, я расскажу вам про эту картину? Слушайте.

На улице зима. Таня взяла санки и пошла гулять. Зимой морозно, но Танюше не холодно: на ней зимнее пальто и тёплая шапка. Пальто зелёное, тёплое, красивое. Танюша в чёрных валенках. Она не забыла надеть шарф и варежки. Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко. А вокруг белым-бело. Всюду лежит снег: на земле, на скамейке и на деревьях.

Воспитатель: Дети, вам понравился рассказ? Чебурашка, ты всё запомнил? Нет? Ребята помогите мне ещё раз рассказать про картину.

(Воспитатель с помощью снежинки и волшебной палочки мотивирует детей к рассказыванию для Чебурашки.)

Воспитатель: Чебурашка благодарит детей, он теперь знает, что такое зима.

Воспитатель: Дети, Чебурашке так понравилась игра в снежки, давайте ещё поиграем!

(Дети с Чебурашкой играют в снежки.)

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет.

Тема: «Зайчонок ищет свою маму»

Активизация словаря по теме «Дикие животные».

Закрепление в речи простых предлогов: под, в, у.

Образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развитие диалогической речи (стимулирование речевых реакций, умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов). Умение отгадывать описательные загадки о животных.

Развитие умения сострадать и оказывать помощь.

Оборудование: аудиозапись (детский плач), «телевизор» с прозрачными кармашками, картинки животных (заяц, лиса, волк, медведь, ежик, белка), картина зимнего леса с домиками для животных.

Ход образовательной деятельности:

Слышится детский плачь. (аудиозапись)

Воспитатель: Ой! Что это за рукавичка? Кто же может плакать там? (из рукавички торчат ушки зайки)

(Ответы детей. Из рукавички достается зайчик.)

Воспитатель: Ребята, кто это? Давайте спросим, почему он плачет?

Зайчонок: Я маленький, я еще глупенький, много не знаю, часто забываю, маму не слушался, убежал от нее и заблудился. Пожалуйста, помогите мне найти мою маму.

Воспитатель: Ребята, как же помочь зайчонку? (Ответы детей.)

Воспитатель: Где зайчонок со своей мамой живут? (Ответы детей.) А кто у него мама?

Зайчонок: Расскажите, какая она: белая или серая? А уши короткие? А хвост какой, длинный?»

Стихотворение про зайца

Поменяли шубки зайки,

Разбежались по лужайке.

Шубки белые у всех.

То ли зайки, то ли снег?

Воспитатель: Давайте включим наш волшебный телевизор, может он нам поможет найти маму зайки.(Воспитатель имитирует включение телевизора)

(На телевизоре выставляется изображение зайчихи.)

Зайчонок: Да, да! Это она! Вот спасибо, побегу!

Воспитатель: Подожди, не спеши. Ребята, кого зайцам в лесу надо бояться?» (Ответы детей: описание волка.)

Артикуляционная гимнастика

Возле дома бродит Волк,

Он зубами щёлк да щёлк!

Щёлк да щёлк! Щёлк да щёлк –

Вот какой сердитый Волк.

(Активно открывать и закрывать рот)

Волк голодный воет: «У-у-у,

Мне бы утку хоть одну!»

(Губы вытянуты вперёд.)

Спрячем уток за забор.

Уходи зубастый вор!

(Оскалить зубы.)

(На телевизоре выставляется изображение волчицы.)

Воспитатель: Кто еще опасен для зайки? (лиса) Давайте зайке расскажем про лису, какая она? (рыжая, пушистая, хитрая)

Пальчиковая гимнастика

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком, а что в кузовочке,

Лесные грибочки,

Грибочки, груздочки

Для сына и дочки.

(На телевизоре выставляются изображения лисицы.)

Воспитатель: Зайчонок, может ты, вспомнил, кто еще с вами в лесу живет?

Зайчонок: Как зовут ее - не знаю, а загадку - загадаю. Она большая, лохматая, косолапая. (На телевизоре вставляется медведица.)

Воспитатель:

А мы, зайчонок, знаем игру про медведя:

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише не шумите

И медведя не будите!

(Стихотворение сопровождается соответствующими движениями.)

Зайчонок:

А вот еще загадка.

Лежит клубок с иголками

Колючий и живой (ежик).

(На телевизоре выставляется изображение ежихи.)

Зайчонок:

Короткие ушки, пушистый хвост, с ветки на ветку - прыг, скок! (Ответы детей.) (На телевизоре- изображение белки.)

Воспитатель:

А мы знаем потешку про белку.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке - сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Зайчику усатому,

Кому в зобок, кому в платок,

Кому в лапочку.

Воспитатель: Детки, назовите, пожалуйста, этих мам. (Дети называют всех выставленных зверей.)

Воспитатель: Поможем и им найти своих детенышей.

(Воспитатель предлагает взять картинки, с изображением детенышей, назвать их и разместить на телевизоре рядом с мамой.)

Воспитатель: Мои милые друзья, Вам секрет открою я: У каждого зверя, зверька и зверюшки. В лесу есть своя под небом избушка.

Воспитатель предлагает пройти в зимний лес и посмотреть где живут все перечисленные животные.

(Дети подходят к мольберту где изображена картина зимнего леса)

Воспитатель: Где наш зайчонок живет? И т.д. (Ответы и показы детей.) Да, у каждого есть дом, всем тепло, уютно в нем, да еще если мамочка рядом!

Вот мы и нашли домик зайчонка и его маму.

Зайка: Спасибо вам ребятки, вы мне очень помогли. До свиданья!!!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад «Сказка»

села Шипуново Шипуновского района

Алтайского края


Конспект

Занятия по развитию речи

Тема: «Таня не боится мороза»

для детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет)

воспитатель

с. Шипуново – 2017

Задачи:

    граем с песком"ржанию сюжетной картины "ушкемуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкал Учить детей описывать сюжетную картину, отвечать на вопросы по содержанию

    Вызвать у детей интерес к персонажу, его действиям при описании картины; развивать умение детей активно включаться в разговор, характеризуя место действия, время на картине.

    Учить детей внятно произносить в словах гласные звук [п"].

    Учить детей называть предметы зимней одежды, ее качества, активизировать в речи детей глаголы: гуляет, катает, играет, копает и т.п..

    Учить детей употреблять существительные множественного числа в родительном падеже: валенок, варежек, сугробов и т.п.

Материалы, средства и оборудование: Сюжетная картина «Таня не боится мороза, снежки (из ваты), снежинка (вырезанная из бумаги), пушинки (ватные), лопатка, санки, кукла, ведро (можно взять предметные картинки).

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за зимними явлениями.

Методы и приемы: Беседа, наблюдение, игра.

Планируемый результат : формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ход занятия:

Подвижная игра « Снежинки и ветер»

(Снежинки кружились.

Снежинки летали,

Снежинки тихонько на землю ложились.

Вдруг ветер подул,

Все сильней и сильней

Снежинки, снежинки, летите скорей).

Воспитатель: Когда снег идет? (зимой).

Какое время года за окном? (зима).

Какие приметы зимы,вы знаете? (идет снег, холодно, люди одели теплую одежду).

Пальчиковая гимнастика: « Маша варежки одела»

Дыхательная гимнастика: « Сдуть снежинку с варежки».

Показ картины « Таня не боится мороза»

На картине изображена девочка Таня. Во что она одета? (меховая шапка, зимние пальто, валенки, рукавички.)

Как это назвать можно одним словом? (одежда).

Одежда какая? (теплая).

Почему Таня надела теплую одежду?

Да, выпал первый снежок. (работа над звуком «П»)

Что взяла Таня с собой на прогулку? (санки, лопатку, ведро)

Снежинка упала на рукавичку Тани, какая она? (белая, узорчатая, красивая).

Гимнастика для глаз со снежинкой.

Воспитатель: В морозный, зимний день Таня вышла из дома. Взяла она с собой санки лопатку, ведро. Оделась Таня тепло. На ней меховая шапка, зимнее пальто, валенки. На рукавичку Тане упала снежинка узорная, белая, красивая. На улице холодно, но Танянебоится мороза.

Кто хочет рассказать о Тане?

Ф/ минутка: «Игра в снежки».

Игра на внимание « Чего не стало?» (ведро, лопатка, санки, кукла).